М-5 с флотским кодовым номером «37» из состава 1-го корабельного авиаотряда. Черное море, 1916 г.
В.Герасимов
Воздушная бомбардировка Зонгулдака. Становление российской корабельной авиации
В декабре 1914 г. черноморцы закончили переоборудование судов «Император Александр I» и «Император Николай I» в авианесущие корабли (АВК) (1), а в начале кампании 1915 г. их включили в боевой состав Черноморского флота. Уже 26 февраля (2) впервые для действий у берегов противника в состав отряда боевых кораблей вошел АВК «Император Николай I». Через неделю он вышел в свой второй боевой поход, а затем — в третий. В одном из последующих выходов в море — 17 марта 1915 г. — «Император Николай I» доставил к Зонгулдаку гидросамолеты, которые принимали участие в нанесении совместного удара по порту и береговым сооружениям. Немногим позже начал свою боевую деятельность и «Император Александр I». Кроме двух «Императоров», с марта 1915 г. гидроаэропланы на Черном море применялись и еще с одного корабля — крейсера 2-го ранга «Алмаз».
К началу 1916 г. российский Черноморский флот уже накопил определенный опыт применения авианесущих кораблей, и с первых дней новой кампании продолжилось их активное использование. Особенно интересный эпизод в деятельности морской авиации и АВК имел место в период с 23 по 25 января 1916 г.
В январе маневренные группы кораблей осуществляли блокаду всего «угольного» района (Зонгулдак — Эрегли), составной частью которой являлись артиллерийские и авиационные удары по Зонгулдаку — важнейшему угольному порту анатолийского побережья. 19 января эсминцы обнаружили в Зонгулдаке пароход. Так как это был не первый случай прорыва пароходом блокады, командование флотом решило при посылке очередной маневренной группы в Угольный район нанести авиационный удар по порту и находившемуся там транспорту. «В предписании командующего флотом начальнику линейной дивизии 21 января было сказано: по особому приказанию выйти с 1-й маневренной группой для блокады угольного района: поход рассчитать на 5 суток, миноносцы — в две смены… План действий маневренной группы был составлен в соответствии с уже известными указаниями штаба флота. Расстояние от берега для блокирующих миноносцев устанавливалось в 3 — 5 миль; для отряда прикрытия — 40-45 миль (при хорошей видимости до 60 миль, в свежую погоду — 20 миль от миноносцев)» (3).
Для исключения внезапной встречи с противником блокирующим эсминцам предписывалось держаться восточнее линии о. Кефкен — м. Сарыч и южнее 42 град., а линкору — располагаться к западу от этой линии и севернее нее. Штаб флота особое внимание командиров кораблей обратил на сокращение количества передаваемых радиограмм. При дальнейшей доработке плана в него внесли задачи, возлагаемые на авианесущие корабли и морскую авиацию. Главным объектом атаки гидросамолетов был выбран пароход, а запасными целями назначены подводные лодки, гавань и угольные сооружения. АВК предписывалось совершить переход самостоятельно, но под прикрытием маневренной группы. Во время спуска и подъема самолетов авианесущие корабли должны были охраняться блокирующими эсминцами и прикрываться всей группой. Спуск гидросамолетов намечалось произвести на расстоянии 20 миль от Зонгулдака.
Рано утром (около 6 часов) 23 января из Севастополя вышли эскадренные миноносцы «Поспешный» (командир — капитан 2-го ранга Б.Б. Жерве) и «Громкий» (капитан 2-го ранга Ф.О. Старк), перед которыми стояла задача разведки погоды в районе Зонгулдака с последующим сообщением в штаб флот. В 13 часов того же дня в Севастополе получили радиотелеграмму с «Поспешного» о состоянии погоды в заданном районе. Из донесения следовало, что она благоприятствует действиям морской авиации, и было принято решение на выход авианесущих кораблей в море. В полдень этого же дня в Севастополь возвратилась вторая маневренная группа в составе линкора «Императрица Екатерина Великая», крейсера «Память Меркурия» и эсминцев.
В 14 часов 23 января первая маневренная группа в составе линейного корабля «Императрица Мария» (капитан 1-го ранга К.А.Порембский), крейсера «Кагул» (флигель-адъютант капитан 1-го ранга С.С.Погуляев), эскадренных миноносцев «Заветный» (капитан 2-го ранга В.В.Бубнов) и «Завидный» (старший лейтенант П.Г. Штильберг), АВК «Император Александр I» (капитан 1-го ранга П.А.Геринг) и «Император Николай I» (капитан 2-го ранга А.В. Кованько) вышла в море.
Возглавлял первую маневренную группу Черноморского флота начальник линейной дивизии вице-адмирал Павел Иванович Новицкий (флаг держал на «Императрице Марии»).
На АВК разместили 14 гидросамолетов М-5 отечественного производства(4). Исходя из того, что в соответствии со своими тактико-техническими характеристиками на палубе «Императора Александра I» могли размещаться восемь машин типа М-5, а на палубе «Императора Николая I» — семь, то следует признать, что возможности авианесущих кораблей в плане размещения и транспортировки гидроаэропланов были использованы почти полностью.
На «Императоре Александре I» базировался первый корабельный отряд авиации Черноморского флота в составе семи гидросамолетов М-5 (бортовые номера 35, 37, 39, 43, 49, 50, 51) и 14 авиаторов — семь летчиков и семь наблюдателей. Командовал ими морской летчик лейтенант Раймонд Федорович фон Эссен. Второй корабельный отряд черноморской авиации, который возглавлял морской летчик лейтенант Александр Константинович Юнкер, базировался на «Императоре Николае I» и имел точно такой же состав (летающие лодки с бортовыми номерами 32, 34, 38, 40, 44, 46 и 47).
Вскоре после выхода из базы АВК отделились от первой маневренной группы и продолжили переход к месту выполнения боевой задачи самостоятельно. В 17 часов того же 23 января «блокирующие» миноносцы «Поспешный» и «Громкий» подошли к Зонгулдаку, обнаружили стоящий за молом пароход, выпустили по нему девять артиллерийских снарядов, а затем с помощью радиотелеграфа передали информацию в адрес вице- адмирала Новицкого.
Утром 24 января «Поспешный» и «Громкий» подошли к авианесущим кораблям. Далее вновь образованный отряд проследовал в предполагаемую точку тактического развертывания. Подойдя на расстояние 20 миль севернее Зонгулдака «Императоры» начали спуск гидросамолетов на воду. При этом, как следует из донесения лейтенанта фон Эссена, хранящегося в одном из фондов Российского государственного военно-исторического архива в Москве, указание на спуск самолетов, для последующего взлета с воды и бомбардировки находящегося в гавани парохода и других портовых сооружений, поступило от начальника авиации лейтенанта Е.Е. Коведяева.
Как подчеркивает в своем донесении Эссен, указание от Коведяева поступило в 10:20 (5). При этом не ясно, на каком из АВК в это время находился лейтенант Коведяев? Не ясна также и указываемая Эссеном его должность — «начальник авиации Черноморского флота». Дело в том, что с июля 1915-го по август 1916 г. морской летчик Коведяев проходил службу в должности начальника второго корабельного отряда авиации Черного моря, а начальником авиации Черноморского флота был старший лейтенант Иван Иванович Стаховский (6). Однако при изучении источников мы находим сведения о том, что именно в период, когда Евгений Коведяев занимал должность начальника второго корабельного отряда его иногда замещал на этом посту Александр Юнкер. По всей видимости, Стаховский на тот момент временно отсутствовал, и Коведяев взял на себя его обязанности. Изучая донесения начальников корабельных отрядов, можно предположить, что Коведяев находился на «Императоре Николае I», так как офицер, возглавлявший в том походе второй отряд морской авиации, не акцентирует своего внимания на том, от кого конкретно он получил указание на начало применения гидросамолетов.
После спуска на воду всех 14 самолетов авианесущие корабли отошли несколько севернее места их взлета, а «Поспешный» и «Громкий» остались для оказания помощи не сумевшим уйти на выполнение боевого задания машинам.
Бомбовая нагрузка самолетов первого корабельного отряда составляла по две пудовые и две — четыре 10-фунтовые авиационные бомбы (АБ). На гидроаэропланы второго корабельного отряда было загружено по две 50-фунтовые и две 10-фунтовые авиабомбы. Также для всех наших гидросамолетов предусматривалось наличие специальных сигнальных дымков для обеспечения связи и взаимодействия с кораблями.
Между тем погода по сравнению с предыдущими сутками ухудшилась, почти весь порт оказался закрыт густыми низкими облаками. Это значительно усложнило применение авиации, но отступать было поздно. Несмотря ни на что, в 10:27 лейтенант Эссен взлетел и взял курс на Зонгулдак. В донесении начальнику авиации Черноморского флота фон Эссен следующим образом описывал свои действия: «Доношу Вашему Высокоблагородию, что сего 24-го января получив Ваше приказание бомбардировать Зонгулдак, и если есть там за молом стоящий большой пароход, то и его. В 10 часов 27 минут я первым полетел на аппарате №37 на Зонгулдак, имея наблюдателя моториста I статьи Олейникова, взяв с собой на аппарат две пудовые и две десятифунтовые бомбы. Подлетая к Зонгулдаку, я увидел в гавани за молом, стоящий носом к выходу, большой однотрубный двухмачтовый пароход, который сильно дымил. Сделав над городом и гаванью на высоте 900 — 1100 метров три круга, мой наблюдатель сбросил все четыре бомбы. Первая пудовая сброшенная по пароходу разорвалась на молу впереди носа. Вторая десятифунтовая упала за кормой парохода среди стоявших лайб, произведя на одной из них пожар. Третья пудовая сброшена по железнодорожному узлу, попав в большое белое здание. Четвертая упала на берег за кормой парохода. На горке около Килимли мною были замечены ряд белых дымков, по-видимому, стреляющей батареи. Выполнив задачу, я через 50 минут возвратился к «Императору Александру I» и подошел к борту для подъема. Мне были брошены концы и стали подтягивать к борту. В это время машинам был дан полный ход вперед, и мой аппарат стало сносить под корму на винты. Вслед за этим на корабле раздался первый выстрел, концы были брошены на аппарат и запутались на моторе, поломав мне выпускной клапан. Находясь в двух саженях за кормой корабля, вдруг я и мой наблюдатель заметили подводную мину, идущую на наш аппарат. Мина шла довольно медленно, коснулась лодки, остановилась, затем ее течением от винтов отнесло в сторону и она через несколько минут затонула [В то время торпеды назывались «минами Уайтхеда», «самодвижущимися минами», «подводными минами» или просто «минами». Под «лодкой» подразумевается летающая лодка М-5, а механиком, по всей вероятности, назван наблюдатель гидросамолета]. Выловить ее я не имел возможности из-за порчи мотора. Распутав намотавшийся на мотор конец и выбросив поломанный клапан, механик мой запустил мотор, и я на 8 цилиндрах оторвался от воды и стал искать подводную лодку и охранять наши корабли. В 12 часов 2 минуты я сел и был поднят на корабль». (7)
Применение самолетов с авиатранспортов началось практически одновременно. Если время взлета с водной поверхности летательных аппаратов первого корабельного отряда происходило с 10:27 до 10:58 и составило 31 минуту, то второй корабельный отряд взлетал с 10:22 до 10:55 и затратил на это 33 минуты. Всего на взлет потребовалось в общей сложности 36 минут. При этом из 14 самолетов взлетели 12. Два М-5 второго корабельного отряда с бортовыми номерами 38 (летчик-охотник Успенский и наблюдатель прапорщик Бринк) и 44 (летчик-охотник Закаржевский с наблюдателем авиационным унтер-офицером Осколковым) вследствие неисправности моторов взлететь не смогли. У самолета первого отряда, где командиром экипажа был лейтенант Ламанов, а наблюдателем прапорщик Викторов (бортовой №39), через 10 минут после взлета (в 10:56) на высоте в 100 м произошел непроизвольный сброс бомбы, которая взорвалась при ударе о воду. Ламанову пришлось совершить посадку и осмотреть свой летательный аппарат. После этого офицер вновь решил взлетать, но при разбеге на гидросамолете вышел из строя выпускной клапан, мотор не запустился и осуществить второй взлет экипажу не удалось. «Поспешный» взял гидросамолет Ламанова на буксир, но после получения сигнала о присутствии неприятельской подводной лодки бросил его. Спустя некоторое время самолет был вторично взят на буксир, теперь уже «Громким», прибуксирован к «Императору Александру I» и поднят на борт лишь в 13:00.
Из 11 гидросамолетов, побывавших в тот день над Зонгулдаком, боевую задачу — атаковать пароход и запасные цели (подводные лодки противника, саму гавань и портовые сооружения) — выполнили девять. При этом подводные лодки в это время в базе отсутствовали и, естественно, не атаковывались. М-5 появлялись над Зонгулдаком последовательно и, как правило, встречались артиллерийским и ружейным огнем со стороны берега. Судя по донесениям экипажей, обстрелу подверглись самолеты №35, 43 и 50 первого отряда, а также N934, 40 и 47 из второго корабельного отряда.
Главную цель — пароход — бомбили аппараты №37 и №50 первого отряда; №32 и №47 из второго корабельного отряда. Всего по вражескому судну было сброшено 10 авиабомб: три пудовые, четыре 50-фунтовые и три 10-фунтовые. В цель попала только одна 50-фунтовая бомба, сброшенная с гидросамолета лейтенанта Марченко.
Всеволод Михайлович Марченко докладывал: «Доношу Вашему Высокоблагородию, что, согласно приказания Вашего Высокоблагородия, я вылетел на аппарате №32 24-го января с.г. в 10 часов 22 минуты, имея наблюдателем прапорщика князя Лобанова-Ростовского с целью повредить суда, стоящие за молом гавани Зонгулдак. Забирая высоту, я подошел к Зонгулдаку со стороны Килимли, имея высоту 1500 метров. При моем превышении из-за облаков я заметил разрывы шрапнелей метров на 300 ниже меня, причем одновременно видел до трех разрывов, что дает основание предполагать присутствие зенитных орудий. Проходя над молом, за которым стояло два парохода: один около 1200 тонн и второй около 2000 тонн, наблюдатель князь Лобанов-Ростовский сбросил одну бомбу 50-фунтовую в большой пароход. Бомба попала в него около трубы, и пароход заволокло облаком дыма и угольной пыли. Развернувшись, я прошел вторично над пароходом, причем была сброшена вторая бомба, упавшая около парохода в воду. Попутно делались снимки фотографическим аппаратом, при проявлении неудавшиеся. Считаю долгом донести, что поведение прапорщика князя Лобанова-Ростовского при очень сильном обстреле было безукоризненным, чему и надо приписать удачное попадание первой бомбы.
В 11 часов 9 минут я вернулся к кораблю и сейчас же был поднят на него. Полет происходил при слабом ветре (около 6 метров), низких облаках и продолжался 47 минут» (8).
Своего командира дополнял летчик-наблюдатель прапорщик князь Лобанов-Ростовский: «Доношу Вашему Высокоблагородию, что 24-го сего января в 10 часов 22 минуты утра я вылетел на аппарате №32 с морским летчиком лейтенантом Марченко с целью уничтожения пароходов, стоящих за молом в гавани Зонгулдак. Подходя к Зонгулдаку я видел отшвартованные к молу два парохода, один большого размера, а другой малого; посреди же гавани стояло, по- видимому, парусное судно. При подходе к Зонгулдаку стали замечаться взрывы шрапнели, сопровождавшие аппарат все время до конца бомбометания. Проходя над большим пароходом, я сбросил 50-фунтовую бомбу, попавшую в пароход около трубы. После виража, при вторичном проходе над пароходом, была сброшена вторая бомба, упавшая возле него в воду. Сбросив обе бомбы, легли на Л/И/ и вернулись к посыльному судну «Император Николай I» (9).
В итоге германский угольный транспорт «Ирмингард» грузоподъемностью 7200 т получил повреждения и, согласно ряду источников (Лорей и др.), сел на грунт. Спустя некоторое время отремонтированный «Ирмингард» вновь вошел в состав неприятельского транспортного флота, однако ненадолго. В октябре того же 1916 г. он подорвался на мине, а затем был добит подводной лодкой «Нарвал».
Гидросамолеты №35, 37 и 50 первого корабельного отряда и N934 из второго корабельного отряда сбросили на сам порт и портовые сооружения 16 авиабомб:
три пудовые, две 50-фунтовые и одиннадцать 10-фунтовых. Самолет N934 отбомбился еще двумя 10-фунтовыми бомбами и по железнодорожному узлу. Кроме него, узел железных дорог бомбили гидросамолеты N«43 и 51 первого отряда и №46 второго корабельного (всего девять АБ). По вражеской батарее целенаправленно отбомбился экипаж в составе лейтенанта Бориса Ниловича Лучанинова и наблюдателя прапорщика Василия Семеновича Ткача.
В донесениях Лучанинова этот боевой эпизод отражен так: «Получив приказание сбросить бомбы над пароходом, портовыми или другими имеющими военное значение сооружениями, взяв две пудовые бомбы на аппарате №43 с наблюдателем прапорщиком флота Ткачом в10 часов 57 минут подошел к Зонгулдаку. Подойдя к береговой черте выше облаков почти всюду закрывающей ее, некоторое время я не мог найти Зонгулдак, пока случайно через окно в облаках наблюдатель не увидел речку — ориентировавшись по которой мы пошли к железнодорожному узлу и сооружениям… Были сброшены всего две пудовые бомбы. Закрытие этого места облаками не дало возможности увидеть результаты падения бомб — взрывы же их были слышны. Три десятифунтовые бомбы были брошены наблюдателем в батарею, огни выстрелов которой были видны сквозь местами редкие облака. Исполнив поручение, в 12 часов 5 минут вернулся на базу, пробыв всего в воздухе 1 час 8 минут. Максимальная высота полета над Зонгулдаком 1400 метров. Лейтенант Лучанинов» (10).
Наблюдатель В.С. Ткач докладывал следующее: «…Указав направление согласно плану железнодорожного узла, и пройдя некоторое расстояние, я увидел много построек, куда и сбросил с 1300 метров высоты по прицелу первую пудовую бомбу, вслед за которой Вами тотчас была сброшена вторая пудовая бомба, каковые попали в район согласно прилагаемому чертежу… После того как аппарат описал согласно моему указанию кривую, мною были замечены огоньки выстрелов, куда аппарат и был направлен. Очутившись над вышеупомянутом местом я быстро сбросил одну за другой десятифунтовые бомбы. По окончании задачи взяли направление к базе. Порт был занесен облаками. Прапорщик Ткач».
В ходе выполнения боевой задачи экипаж гидросамолета М-5 N935 в составе лейтенанта Г.В. Корниловича и зауряд-прапорщика В.Л. Бушмарина обнаружил подводную лодку противника. Вот как о факте обнаружения субмарины докладывал начальнику первого корабельного отряда авиации лейтенанту Эссену лейтенант Георгий Валерьянович Корнилович: «Доношу Вашему Высокоблагородию, что… получив Ваше приказание бомбардировать Зонгулдак, принял на аппарат №35 две пудовые бомбы, четыре десятифунтовых, комплект дымовых сигналов на случай обнаружения неприятельской подводной лодки и имея на аппарате зауряд-прапорщика Бушмарина, в 10 часов 28 минут утра поднялся и взял направление на Зонгулдак. Подойдя к Зонгулдаку на высоте 900 метров, был встречен огнем береговой батареи; считая свою высоту недостаточной, описав в море большой круг, и вновь подошел к Зонгулдаку на высоте 1200 метров. С этой высоты были сброшены одновременно обе пудовые бомбы… По словам наблюдателя, одна бомба разорвалась в воде около мола, а другая между молом и пароходом. Проходя далее над угольным городком, были последовательно сброшены четыре десятифунтовые бомбы, из которых две повредили здание. Во время бомбометания аппарат находился в сфере орудийного обстрела и в момент сбрасывания последней бомбы я видел разрыв шрапнели слева под аппаратом. Считая свою задачу выполненной, повернул в море и пошел к базе… Проходя на высоте 200 метров в расстоянии 4-х кабельтовых от «Александра» и миноносца буксирующего гидроаэроплан обнаружил перископ подводной лодки, идущей на сближение с миноносцем. Тотчас были сброшены предупредительные дымовые сигналы, и я начал описывать круг над местом нахождения подводной лодки. Тотчас же с вспомогательного судна «Император Александр I» был открыт огонь по указанному месту и я видел, как один снаряд близко разорвался от подводной лодки. Миноносец же буксировавший аппарат отдал буксир и на полном ходу начал описывать циркуляцию. Обследовав несколько раз место обнаружения мною подводной лодки и не найдя ее спланировал в 12 часов и был поднят на корабль. Представляю при сем донесение зауряд-прапорщика Бушмарина, считаю долгом отметить, что проявленные им хладнокровие и мужество, и то обстоятельство, что подводная лодка впервые обнаружена им» (11).
В свою очередь, доклад наблюдателя на имя командира экипажа гласил: «Доношу Вашему Высокоблагородию, что с момента взлета мною было начато наблюдение за поверхностью моря и ничего не было замечено. Приблизившись с правой стороны к Зонгулдаку, имея 900 метров высоты, заметил, что под нами рвется шрапнель с батареи расположенной с правой стороны порта на мыске. Описав дугу в сторону моря и поднявшись на 1200 метров, вернулся в город. Пролетая над портом, в котором стояли суда в нижеследующем порядке: в голове мола стоял большой буксирный пароход, за ним грузовой в 4000 — 5000 тонн водоизмещения и наполовину груженный, у угольной пристани стояли баржи в 2-3 ряда, а за ними парусники; мною были сброшены две пудовые бомбы, из которых одна упала в воду впереди мола и парохода, вторая между пароходом и молом. Затем аппарат прошел над угольным складом и городом, куда и были сброшены четыре десятифунтовые бомбы, из которых две попали в здания. С момента полета над Зонгулдаком аппарат находился в сфере обстрела батарей, снаряды которых рвались вокруг аппарата, что и заставило уйти из Зонгулдака. Пролетая над портом, было мною замечено большое оживление на молу около парохода, находящегося в дыму, а также развозка парусников по всему порту. Приблизившись к базе, сели на воду. В этот момент раздался выстрел с «Императора Александра III» [здесь и далее В. Бушмарин в своем донесении приводит старое название, хотя корабль уже целый год назывался «Император Александр I»]. Поднявшись, отправились в поиски подводной лодки, которую нашли в погруженном состоянии с перископом на поверхности приблизительно в пяти кабельтовых от миноносца буксировавшего аппарат и в четырех кабельтовых от «Александра III». Бросили сигнальные дымки и начали кружить над нею. После обстрела перископ скрылся, и я потерял подлодку из виду. Полетав некоторое время безрезультатно, вернулся к своей базе» (12).
Так экипаж лейтенанта Г.В. Корниловича впервые на Черноморском флоте обнаружил при выполнении боевой задачи вражескую подводную лодку.
Несмотря на то, что все 11 экипажей, побывавших в тот январский день над Зонгулдаком, находились в равных условиях, девять из них смогли выполнить боевую задачу при не очень благоприятной погоде, а два — нет. Экипажи лейтенанта Юнкера и прапорщика Негеревича приказ отбомбиться по пароходу или портовым сооружениям не выполнили. А.К. Юнкер, возглавлявший в том знаменательном для черноморской авиации походе второй корабельный отряд, в итоговом отчете о боевых действиях отряда очень кратко доложил о своем не совсем удачном вылете: «В 10 часов 55 минут на аппарате № 40 пошел лейтенант Юнкер с наблюдателем поручиком Андржиевским, но вследствие того, что в это время уже весь Зонгулдак был покрыт густыми слоями облаков, бомб сбросить не смогли. При возвращении, увидев сигнал «Подлодка», сделали несколько кругов, но подлодки не обнаружили» (13).
В общей сложности воздушный налет продолжался чуть более часа. В среднем каждый самолет провел непосредственно над Зонгулдаком от 5 до 18 минут. «Император Александр I» и «Император Николай I», заметив возвращение первых гидросамолетов, вернулись на прежнее место и между 12:00 и 13:20 подняли все машины на борт. При этом сам подъем самолетов занял гораздо меньше вышеуказанного временного интервала. Так, например, шесть самолетов первого корабельного отряда были подняты на «Император Александр I» всего лишь за 18 минут (с 12:00 до 12:18), а седьмой гидросамолет лейтенанта Ламанова, не участвующий в бомбардировке Зунгулдака, на борт АВК был принят в 13:00.
Противодействие российским кораблям оказали германские подводные лодки «UВ 7» и «UВ 14». При этом отчасти повезло лишь командиру «UВ 7» Вернеру: его субмарина, занявшая еще рано утром позицию в 6 милях севернее порта, после неоднократных попыток сблизиться сумела все же в 11:20 выпустить торпеду по «Императору Александру I». Немцы считали, что это произошло во время старта с воды первого спущенного с него самолета (как видно из донесения Эссена, реально события развивались по-другому). После того как один из самолетов обнаружил лодку и указал ее место дымовыми шашками, с авиатранспорта тут же открыли огонь ныряющими снарядами, добившись, как полагали, одного попадания в перископ, лодка нашими моряками и авиаторами не обнаруживалась. На ночь обе лодки вернулись в порт. На следующий день «UВ 7» ушла в Стамбул, а «UВ 14» еще в течение нескольких дней выходила в дозоры, а затем последовала за «семеркой», которая в феврале снова ходила к Зонгулдаку, но также безрезультатно.
В связи с атакой вражеской субмарины, возвращавшиеся с задания гидросамолеты приняли активное участие как в ее поиске, так и в охране надводных кораблей. В противолодочной обороне участвовали самолеты обоих отрядов. Экипажи лейтенантов Р.Ф. Эссена и Г.В. Корниловича участвовали в поиске подводной лодки уже после того, как произвели посадку после бомбардировки порта. Для них это был второй боевой вылет в течение небольшого временного интервала. Всего же в поиске немецкой подводной лодки было задействовано шесть самолетов.
Описываемый налет отечественной морской авиации на неприятельский порт характеризовался и довольно большим количеством авиационных бомб, сброшенных на назначенные цели. Всего черноморцы применили 38 АБ: 9 — пудовых, 8 — 50-фунтовых и 21 — 10-фунтовую. Первый корабельный отряд сбросил на врага 26 бомб (68,42% от общего количества сброшенных на Зунгулдак), а второй — 12 авиабомб (31,58%).
После того как «UВ 7» атаковала «Император Александр I», авианесущие корабли отошли на север, оставив не поднятыми два самолета. В это же время эсминцы продолжали вести оказавшийся безрезультатным поиск подводного противника. Когда угроза новой атаки со стороны субмарины миновала, «Император Николай I» и «Император Александр I» вновь вернулись на прежнее место и в 13:20 закончили подъем всех гидросамолетов и под прикрытием маневренной группы направились в Севастополь. В главную базу Черноморского флота они прибыли в 13 часов 25 января 1916 г.
«В соответствии с планом, проводив авиатранспорты до границы опасной зоны, миноносцы вернулись для продолжения блокады, но вскоре направились в Севастополь, так как топливо было на исходе. В 14.30 для установления результатов налета авиации начальник маневренной группы направил миноносцы охранения, которым ставилась задача уничтожить транспорт, если его не потопила авиация. Однако вскоре миноносцы были отозваны и вечером направлены в Севастополь» (14).
К положительным сторонам боевой деятельности черноморской авиации при осуществлении воздушной бомбардировки Зонгулдака 24 января 1916 г. необходимо отнести следующее:
— впервые в истории отечественного флота корабельная авиация нанесла самостоятельный удар по порту противника;
— поставленную боевую задачу черноморские летчики выполнили — удалось добиться попадания во вражеский пароход;
— авиаторы Черноморского флота успешно действовали в сложной метеорологической обстановке;
— впервые при противолодочной обороне авианесущим кораблем «Император Александр I» с помощью внешнего источника целеуказания (гидроплана М-5 лейтенанта Г.В. Корниловича) были применены ныряющие снаряды по подводному противнику (немецкой субмарине «UВ 7»);
— корабельная авиация в ходе отражения атаки неприятельской подводной лодки взаимодействовала с эсминцами;
— потерь личного состава и материальной части в результате налета на Зонгулдак авиация флота Черного моря не имела.
Особого внимания заслуживает эпизод применения авианесущим кораблем «Императором Александром I» оружия по подводному противнику, поскольку при этом использовалась информация от внешнего источника (в данном случае гидросамолета).
Наряду с положительными моментами, в действиях авиации Черноморского флота при нанесении удара по Зонгулдаку был выявлен и целый ряд недостатков:
— не проводилась предварительная разведка системы противовоздушной обороны порта;
— отсутствовал ответственный руководитель удара с воздуха – лейтенант Е.Е.Коведяев, временно исполняющий обязанности начальника черноморской авиации, сам в боевом вылете участия не принимал, а предположительно находился на АВК «Император Николай I»;
— на тот момент в Российском флоте не был определен порядок подчиненности между командирами авианесущих кораблей и личным составом корабельной авиации — командиры «Императоров» должны были только доставить авиацию в заданный район;
— не вполне четко были определены запасные цели;
— отсутствовала разведка для выяснения результатов воздушной бомбардировки;
— «Император Александр I» и «Император Николай I», выполняя боевую задачу, подошли к Зонгулдаку на весьма небольшую дистанцию — 20 миль.
Приближение к Зонгулдаку АВК и эсминцев на расстояние в 20 миль объясняется, прежде всего, низкой надежностью авиационной техники того времени. Нахождение первой маневренной группы на удалении от Зонгулдака на 60 миль и в 40 милях от места взлета гидросамолетов можно объяснить тем, что она осуществляла оперативное прикрытие ударной группы на случай появления надводных сил германо-турецкого флота.
В дальнейшем в ходе кампании 1916 г. шло активное устранение этих, характерных для отечественной корабельной авиации того времени, недостатков. Особенно большое внимание уделялось организации взаимодействия и определения степени подчиненности между командиром авианесущего корабля и личным составом базирующейся на нем авиации. Разрешением этой проблемы стало утверждение 30 ноября 1916 г. начальником Морского штаба Ставки Верховного Главнокомандующего адмиралом А.В. Руси- ным «Положения о дивизионе корабельной авиации».
После вступления в войну в августе 1916 г. Румынии произошло некоторое пополнение корабельного состава ЧФ, при этом количество АВК увеличилось значительно. В 1916 г. в авианесущий корабль был переоборудован пароход «Румыния», а в следующем году еще четыре парохода (бывшие румынские быстроходные пассажирские суда) — «Дакия», «Король Карл», «Император Троян» и «Принчипесса Мария».
Опыт применения АВК в кампаниях и 1916 гг. привел к тому, что в декабре 1916 г. на Черноморском флоте было создано уникальное авиационное соединение — отряд корабельной авиации (позднее переименованный в дивизион корабельной авиации), который входил в состав черноморской воздушной дивизии, наряду с двумя воздушными бригадами. Уникальность отряда (дивизиона) корабельной авиации воздушной дивизии Черноморского флота заключалась в том, что в его состав, наряду с воздушным дивизионом (четыре воздушных отряда по восемь гидросамолетов в каждом), входило и четыре авианесущих корабля. Этими кораблями, в соответствии с приказом командующего Черноморским флотом от 31 декабря г. №277 «О формировании воздушной дивизии Черноморского флота», были назначены АВК «Император Александр I», «Император Николай I», «Алмаз» и «Румыния». Подобного авиационного соединения в составе отечественного флота ни до конца кампании 1916 г., ни после окончания Первой мировой войны никогда больше не существовало. Можно предположить, что процесс формирования в Российском Императорском флоте авиационного соединения — отряда (дивизиона) корабельной авиации — приблизила и успешная бомбардировка Зонгулдака в январе 1916 г. авиаторами Черноморского флота, которые впервые в истории отечественного ВМФ нанесли самостоятельный удар с воздуха по порту противника.
Автор выражает благодарность канд. ист. наук Д.Ю. Козлову за помощь в работе.
ПРИКАЗ КОМАНДУЮЩЕГО ЧЕРНОМОРСКИМ ФЛОТОМ
Севастопольский рейд. Декабря 31 дня 1916 года
№ 277
Во исполнение приказа начальника Морского штаба Верховного Главнокомандующего от 30 ноября за № 428 предписываю:
Приступить к формированию черноморской воздушной дивизии развертывая дивизионы, воздушные отряды, станции и посты по мере поступления морских самолетов и личного состава.
Сформировать к 1 января 1917 года из частей Северо-Западного района и отряда дирижаблей первую воздушную бригаду в составе: первого воздушного дивизиона, опирающегося на воздушную станцию «Круглая бухта»; второго воздушного дивизиона, опирающегося на воздушную станцию «Одесса»; третьего воздушного дивизиона, образовав его из отряда дирижаблей и змейковых станций.
Воздушные посты первой бригады формировать в следующем порядке: «Отарик», «Зелекары», «Ялта», «Евпатория», «Ак-Мечеть», «Кларевка» и «Тендра», приписав в строевом, санитарном и хозяйственном отношениях к воздушной станции «Одесса», посты: «Отарик», «Зелекары», «Тендра» и «Кларевка»; а к воздушной станции «Круглая бухта», посты; «Ялта», «Евпатория» и «Ак-Мечеть».
Одновременно с первой бригадой формировать отряд корабельной авиации в составе: авиационных судов «Император Николай I», «Император Александр I», «Румыния», «Алмаз» и четвертого воздушного дивизиона, опирающегося на воздушную станцию «Бухта Нахимова», приписанную в хозяйст- || венном отношении к первой бригаде.
Приступить к формированию второй воздушной бригады из частей Южного воздушного района, производя его в следующем порядке: пятый воздушный дивизион, опирающийся на воздушную станцию «Батум». приписав в строевом, санитарном и хозяйственном отношениях воздушные посты: «Платана», «Ризе», «Сухум» и «Поти». Приступить теперь же к устройству воздушных станций «Туапсе» и «Керчь», приписав к первой, посты: «Сочи» и «Гагры», отнеся к ней и пост «Сухум», по окончательном сформировании станции, а ко второй, посты: «Геленджик», «Анапа» и «Феодосия».
Шестой воздушный дивизион, опирающийся на «Туапсе» и седьмой воздушный дивизион, опирающийся на «Керчь», сформировать при воздушной дивизии и по готовности станций, переводить дивизионы по месту их назначения.
Вице-адмирал Колчак
Приводится по: РГА ВМФ. Ф. 609. Оп. 1. Д. 963. Л. 1.
Так, как в архивных документах периода Первой мировой войны и в историографии отечественной морской авиации по отношению к кораблям (судам) Черноморского флота «Император Александр I», «Император Николай I», «Алмаз» и Балтийского флота «Орлица» употребляются разные термины («авиационные суда», «авиатранспорты», «посыльные суда», «крейсера» и «вспомогательные крейсера» и т.д.), то в рамках данной статьи корабли, способные обеспечивать корабельное базирование и применение с них гидросамолетов, будем называть «авианесущими кораблями».
Все даты приведены по старому стилю.
Шломин В.С. Боевые действия русского Черноморского флота в кампании 1916 года. Рукопись (из архива Д.Ю.Козлова). 1955. С.22-23.
Летающая лодка М-5 — двухместный биплан конструкции Д.П. Григоровича. Создана в 1915 г. Основные ТТХ: скорость — 90 — 105 км/ч, практический потолок — 3300 м, продолжительность полета -3,5 ч, вооружение — пулемет (как правило, 7,62-мм «Максим») и АБ от 8 фунтов до одного пуда каждая. В годы Первой мировой войны М-5 применялись в основном в авиации Черноморского флота.
РГВИА. Ф.2008. Оп. 1. Д. 183. Л. 73.
РГВИА. Ф.2008. Оп. 1. Д. 183. Л. 125.
РГВИА. Ф.2008. Оп.1. Д.183. Л.75, 75 обор.
РГВИА. Ф.2008. Оп.1. Д.183. Л.82
РГВИА. Ф.2008. Оп.1. Д.183. Л.82, 82 обор.
РГВИА. Ф 2008. Оп.1. Д.183. Л.78, 78 обор.
РГВИА. Ф.2008. Оп.1. Д.183. Л.75 обор., 76
РГВИА. Ф.2008. Оп.1. Д. 183. Л.76-76 обор.
РГВИА. Ф.2008. Оп.1. Д.183. Л.81 обор.
Шломин В.С. Боевые действия русского Черноморского флота в кампании 1916 года. Рукопись (из архива Д.Ю.Козлова). 1955. С.28.
Опубликовано: Флотомастер. №1. М., 2004 г. С.20-29.