Military Crimea

1159
1160
1163
С.Ромадин (Краматорск)
Монитор «Железняков»: судьба корабля через судьбу человека
 
Когда 03.08.42 г. в результате торпедной атаки крейсеру  «Молотов» оторвало 20 м. кормовой оконечности, Вячеславу Молотову впору было задуматься — 03.08.57 г. в результате «разоблачения антипартийной группы Молотова, Кагановича, Маленкова» его подвергнут публичной «порке», а корабль в наказание переименуют в «Славу» — уменьшительное от Вячеслава. Подобно тому, как от Анатолия Железнякова на флоте толку, прямо скажем, никакого не было, разве что реализовывалась его патологическая склонность к созданию «революционной» ситуаций  (свой «Трафальгар» он сделал на суше), так и судьбы кораблей ВМФ с его именем ничем особо не примечательны.
«Железняков» (условно I)
31.12.22 г. на «Железнякова» перекрестили ЭМ «Амурец» (заложен в январе 1905 г. на в Германии на судоверфи в Киле с последующей сборкой на судоверфи Машино- и моторостроительного завода в Гельсингфорсе, в списках БФ с 13.10.05 г.). В революционном прошлом корабля — переход из Гельсингфорса в Кронштадт (10 — 16.04.18 г.) и участие в Видлицкой десантной операции Онежской военной флотилии (27.06.19 г.).
9.11.26 г. переклассифицирован в досадное для столь громкого имени качество — посыльное судно. На «побегушках подряжался» до 1933 г., когда его разоружили и сдали на хранение Главному военному порту Морских сил Балтийского моря. Расконсервирован 01.07.38 г. и вновь введен в строй. Но уже в декабре по причине безнадежного технического состояния исключили, лишив имени, из состава ВМФ и передали Ленинградской организации Осоавиахима, которая использовала его в качестве учебного блокшива. Блокаду посудина пережила, а в 1947 г. пошла на металлолом в «Главвторчермет».
«Железняков» (условно II).
Один из 17 ЭМ типа «Новик» для ЧФ. Входил в т.н, «Ушаковскую серию» — корабли 7-й модификации, наименованные в память побед Русского флота, одержанных под командованием Ф.Ф.Ушакова. Первоначально именовался «Корфу». В списки ЧФ зачислен 15.07.15 г., заложен на судоверфи завода «Наваль» треста «Наваль-Руссуд» в Николаеве 6.07.16 г., спущен на воду 23.10.17 г. Начавшаяся Гражданская война и последующая разруха растянули период достройки.
5.02.25 г. юмористическим образом переименован в честь здравствующего председателя ВЦИК Украины (ВУЦИКа) Г.И.Петровского, под командованием которого Русский флот не одержал ни одной победы. В этой связи живой Петровский посетил тезку и потоптался по его палубе.
В строй вступил только 10.07.25 г. Маркировка — по одной красной полосе на первой и второй дымовых трубах. «Загранкомандировки» в Турцию, Италию, Грецию: Стамбул и Неаполь (сентябрь-октябрь 1925 г.), Стамбул (май-июнь 1928 г., 17.10-7.11.33 г.), Пирей, Мессина.
Новое имя, третье по счету, в честь Железнякова получил 23.06.39 г. Бортовые литеры «ЖЛ», с мая 1941 г. — бортовой номер «12»: «1» — номер дивизиона, «2» — порядковый номер корабля в дивизионе.
В годы ВОВ участвовал в операциях по обеспечению обороны Одессы, Севастополя и Кавказа, высадке Феодосийского (29.12.41 г.) и Евпаторийского (1942 г.) десантов, прикрывал высадку десанта в Южную Озерейку (04.02.43 г.), осуществлял воинские перевозки в Севастополь и порты Кавказа, нес конвойную службу. 08.07.45 г. награжден орденом Красного Знамени.
Что примечательно: на сайте http://flot.sevastopol.info/ship/esminets фото собственно ЭМ «Железняков» отсутствует.
С 18.12.47 г. по 15.09.49 г. находился в состав ВМФ НРБ. 08.04.53 г. выведен из боевого состава флота, разоружен и переформирован в плавучую казарму (с 30.12.54 – «ПКЗ-62»), а 27.07.56 г. исключен из списков судов ВМФ и в 1957 г. на базе «Главвторчермета» в Поти разобран на метал.
 «Железняков» (условно III)
31.10.39 г. в Ленинграде на заводе №194 (им.Марти («Судомех») — ?) заложили легкий крейсер пр.68-К с заводским номером 545 — «Железняков». В списках ВМФ значится с 25.09.40 г., на воду спущен 25.06.41 г. (вариант: 25.07.41). По понятным причинам 10.09.41 г. прекращен постройкой и переведен на консервацию (корпус хранился в резерве).
Продолжен постройкой после Великой Отечественной войны по откорректированному пр.68-К. В строй вступил 19.04.50 г. (по другим данным: 29.07.50 г.). Второй корабль в серии из 5 КР типа «Чапаев». 07.09.50 г. поднял Военно-морской флаг (в составе 4-го ВМФ), с 30.07.51 г. в составе СФ.
В хрущевский период «Железнякову» повезло, его «не больно» распилили, точнее не успели. С 14.10.57 г. по 05.08.61 г. в ремонте в Ленинграде, причем 18.04.61 г. выведен из боевого состава и переклассифицирован в учебный легкий КР. А там и Никиту Сергеевича Хрущева «на слом отправили». В итоге с 07.08.68 г. КР в состав ЛенВМБ и даже «выездной»: с 26.06 по 01.07.72 г. — визит в Стокгольм (Швеция). С 28.05.73 г. в составе КБФ. С 20 по 24.07.74  г. визит в Гдыню (Польша).
21.10.75 г. «Железняков» (III) пошел под разоружение и был исключен из состава ВМФ. Разделан на металлолом в течение 1976-77 гг. на базе «Главвторчермета» в Лиепае.
«Железняков» (условно IV)
31.10.39 г. в Ленинграде на заводе  194 заложили легкий Кр пр.68-К с заводским номером 545 – «Железняков». В списках ВМФ значится с 25.09.40 г., на воду спущен 25.06.41 г. (вариант: 25.07.41 г.). По понятным причинам 10.09.41 г. прекращен постройкой и переведен на консервацию (корпус хранился в резерве).
Продолжен постройкой после ВОВ по откорректированному пр.68-К. В строй вступил 19.04.50 г. (по др. данным: 29.07.50 г.). Второй корабль в серии из 5 Кр типа «Чапаев». 07.09.50 г. поднял Военно-морской флаг (в составе 4-го ВМФ), с 30.07.51 г. в составе Северного флота.
С 14.10.57 г. по 05.08.61 г. в ремонте в Ленинграде, причем 18.04.61 г. выведен из боевого состава и переклассифицирован в  учебный легкий Кр. А там и Н.С.Хрущева «на слом отправили». В итоге с 07.08.68  г. Кр в состав Ленинградской ВМБ и даже «выездной»: с 26.06 по 01.07.72 г. — визит в Стокгольм (Швеция). С 28.05.73 г. в составе КБФ. С 20 по 24.07.74 г. визит в Гдыню (Польша).
21.10.75 г. «Железняков» пошел под разоружение и был исключен из состава ВМФ. Разделан на металлолом в течение 1976-77 гг. на базе «Главвторчермета» в Лиепае.
«Железняков» (условно V)
28.02.85 г. на Средне-Невском ССЗ заложили морской тральщик пр.12660 с заводским номером 561 — «Железняков». На воду спущен 17.07.86 г., в строй вступил 30.12.88 г., вошел в состав ЧФ. По состоянию на 2005 корабль в строю.
«Анатолий Железняков» (условно VI)
12.08.90 г. теплоход «Анатолий Железняков» бесплатно доставил из Турции в Керчь 6 т. подарков от граждан США возвращающимся на Родину крымским татарам. Тем самым теплоход, как бы принес покаяние за свое имя, косвенно соотносящееся со всеми последствиями фразы «Караул устал», и уже в новом материальном чреве «Анатолия Железнякова» разместилось казино.
«Анатолий Железняков» (условно VII)
Одно из головных судов новейшей серии фидерных лихтеровозов России построенное в Италия на верфи «Бреда» (класс КМ*Л4А2, дедвейт 8 420 т, перевозка 6 лихтеров типа ДМ или 12 типа ЛЭШ) для расширения эксплуатационных возможностей международной системы «Интерлихтер».
«Анатолий Железняков» (условно VIII)
Судно «река-море» типа «Волго-Балт» пр.2-95A/R. Год постройки 1978, владелец — АСК «Укрречфлот», порт преписки Херсон (Украина)
«Анатолий Железняков» (условно IХ)
Средний рыболовецкий морозильный траулер (промысловое судно). В период 09.04.69-04.12.80 гг. работал (ведомство АзчерНИРО (ЮГНИРО) ведомство МРХ СССР, Югрыбпоиск) в акватории Аденского залива, Индийского океана, Северной части Индийского океана — батитермографные наблюдения (BT), классические океанографические станции, химическая гидрология (HC). В сентябре 1970 г. проводил исследование рыбных запасов у северо-восточного побережья Сомали, попутно осуществлялось обучение сомалийцев. Работало оно там и в 1971 г. Ныне принадлежит Украине (SSRIMFO)
 Но один из кораблей с этим именем имеет по-своему исключительную судьбу. Для этого корабля характерен какой-то фатализм: опять-таки окружение и прорыв. Так снискал себе славу в годы Великой Отечественной войны речной монитор (МН) «Железняков».
СССР имел сеть внутренних водных путей, какой не имело ни одно государство мира — более 150 тыс.  рек общей протяженностью ок. 3 млн км, ок. 250 тыс. озер, общая протяженность судоходных коммуникаций – примерно 115 тыс. км. Отсюда целесообразность в мощных речных бронированных артиллерийских кораблях для ведения совместных боевых действий с сухопутными войсками.

Конечно образ речного МН не вызывает того умиления, что линкор, зато скрывает не мало интересных весьма специфических особенностей. Отметим: управление маневрированием корабля на реке во многом отличается от такового в море. В первую очередь приходится считаться не с влиянием ветра и волны, а с течением, глубиной, ограниченностью водного пространства и массой сопутствующих переменных.

Течение — важнейший фактор, меняющийся по скорости и направлению под воздействием рельефа дна, уклона русла, ширины и уровня воды, характера строения берегов и действующий по разному уже от того вверх или вниз по течению идет корабль. Так, в первом случае он прекрасно слушается руля даже на самом малом ходу, а во втором для выполнения маневра потребует помощи машин. При той же осадке и тех же оборотах машин скорость может колебаться в очень значительных пределах, поэтому ее измеряют не относительно воды, а относительно берега.

Извилистость рек при значительном течении, небольшие глубины, множество перекатов и перевалов (переходы фарватера от берега к берегу), резкие колебания уровня воды, естественные препятствия (перекаты, пороги, так на порожистом участке фарватер извилист и значительно сужен, течение по скорости и направлению приобретает особенно сложный характер, корабль рыскает по курсу), многократное отражения возмущенных масс воды от берегов и дна, проходы под мостами требуют от командиров кораблей большого опыта, постоянного внимания, знания режима реки (меняющегося в зависимости от времени года, количества осадков, выпадающих в бассейне реки и т.п), а во время боя, под обстрелом и бомбежкой накладывает суровые ограничения на свободу маневра.

Отсюда своеобразные инженерно-конструкторские решения МН: малая осадка, низкий надводный борт, широкие, с плоскодонными формами корпуса, гребные винты сконструированы для работы в неблагоприятных условиях вблизи донных грунтов. Корабли должны быть малозаметны, хорошо бронированы, мощно вооруженные, с относительно большой дальностью плавания.К строительству речных МН для Днепровской Военной флотилии (создана 27.06.31 г. на базе отряда кораблей, сформированного в Киеве еще в октябре 1925 г.) Киевский судостроительный завод «Ленинская кузница» приступил в начала 30-х годов. Сфера боевого применения: Дунай, Днепр, Березина, мелководные реки соответствующих бассейнов, Днепро-Бугская водная система.

Первым был МН «Ударный», первоначально рассматривавшийся, как плавбатарея и переведенный в класс мониторов сразу после закладки (спущен на воду в 1931 г., введен в строй в июне 1934 г.). Толщина брони борта цитадели — 7,2 мм, траверз и палубы цитадели — 6 мм, носовых и кормовых оконечностей борта — 7,2 мм, траверзы носовой оконечности — 4,6 мм, а палубы носовой и кормовой оконечностей — 6 мм. 2-вальная дизельная ЭУ. Дальность плавания — 700 миль. Основной недостаток (общий для советских кораблей) — слабая ПВО, причем зенитное вооружение сосредоточено в корме и не могло эффективно отражать атаки с носовых углов.

За ним последовал «Активный» (проект «СБ-30») с основной надстройкой объединившей башню ГК и боевую рубку, двумя 45-мм пушками в малых башнях на корме и носу, зенитным вооружение открыто установленным на верхней палубе. Бронирование местное – защищены только жизненно важные части. ЭУ — дизельная одновальная.

При испытаниях на ходу «Активный» активно зарывался носом, плохо слушался руля, а поворот вместе с башней всех постов существенно затруднял управление огнем и монитором (в 1933 переброшен на Амур).
В результате переработки этого проекта появилась серия типовых МН (6 ед) проекта «СБ-37» «моряков-героев ГВ» (головной «Железняков»). Разработка КБ завода «Ленкузница» под руководством гл.конструкторов М.М.Бойко и А.Б.Байбакова (на тот момент 27 лет от роду, действительную службу прошел на флоте).

Бронирование (соединение заклепочное): главный пояс 16 мм, оконечности и палуба 4 мм, стены башни ГК и боевой рубки 30 мм. крыша боевой рубки 16 мм.

ГК МН типов «Активный»/«Железняков» – два 102/45-мм орудия в 2-орудийной башенной установке «МК-2-4» разработанной в сентябре 1931 г. на базе установки Б-18. Продувание стволов отсутствовало. Установка снабжена прицелом ЕД и дальномером ДМ-3 или 9-футовым Барра и Струда. Собственно Б-18 – продукт доработки установки Б-2 102/45-мм орудия в свою очередь спроектированного в 1927 г. для подлодок типа «Декабрист» на основе 102/60-мм пушки. Тогда уменьшили длину ствола и увеличили угол возвышения до 60°. При этом потеря уравновешенности орудия на станке привела к появлению пружинного компенсатора. Испытания проводились в 1930 г., а с 1931 г. 102/45-мм орудия с установкой Б-2 поступили на вооружение. Скорострельность низкая — 4… 6 выстр/мин, заряжание на углах возвышения более 45° настолько неудобно, что использовать Б-2 в качестве зенитного было практически невозможно. В итоге в 1933 г. выпуск системы был прекращен.

Испытания «МК-2-4» прошли в мае 1934 г. и подтвердили проблему заряжания при углах возвышения более 45°, тем не менее, в том же году башенную установку приняли на вооружение.

Установка размещалась в полноповоротной 9-угольной башне, ось вращения которой совпадала с осью трубы (диаметр 750 мм), проходившей сквозь башню и служившей основанием для неподвижной ходовой рубки.

Три 45/46-мм пушки в башенных установках: 1-орудийная 40-К и 2-орудийная 41-К (разработаны на базе палубной зенитной установки 21-К специально для речных МН: первая в 1936 г., вторая в 1937 г.). Хотя 45/46-мм орудие считалось полуавтоматическим, автоматика обеспечивала только экстракцию гильзы. Соответственно невысокая скорострельность и плюс отсутствие у снаряда дистанционного взрывателя делали его как зенитное средство неэффективным, борьба с пикирующими целями фактически исключалась.

Зенитное вооружение – три 4М. Уже в ходе войны (во время ремонта в Поти) на «Железнякове» установят 2 МЗА 70-К и 3 пулемета ДШК. Одноорудийная палубная установка 70-К зенитного автомата 37/67,5-мм с воздушным охлаждением разработана в 1939 на базе армейского автомата 61-К (по др. данным прототип – 25-мм автомат сист.«Бофорс» обр.1933 г., закупленный для РККФ). Автоматика основана на использовании энергии отката и наката.

Несмотря на возросшее водоизмещение, осадка не превышала предельно заданных 0,9 м. ЭУ дизельная 2-вальная.

Экипаж 83 чел. 

 40-К41-КМК-2-470-К
Тип стволасвободная трубаскрепленныймоноблок
Полная длина ствола, мм2072.54 5642 510
Длина свободной трубы, мм1 975
Масса качающейся части, т0,4800,7653,50,555
Вес установки (башни), т22,637,51,35
Объем каморы, дм32,52,57,560,267
Макс. давление, кг/см22 6502 4802 800
Дульная энергия, т м4150830
Живучесть ствола, выстрелов4 0008001 500
Тип затвораполуавтоматический клиновойклиновой

автоматический

клиновой

Углы возвышения, град.(-)8 … (+)85(-)5 … (+)60(-)10… (+)85
Угол заряжания, град. (-)5 … (+)60 
Макс. начальная скорость снаряда, м/с760755880
Макс. дальность стрельбы9,5 км90 кб8,4 км
Макс. досягаемость по высоте, м6 000 5 000
Техническая скорострельность, выстр/мин25 … 306… 12150
Тип прицелаШБ-1  
Скорость горизонтального наведения, град/с9,8 (ручное)5 (ручное)19,6 (ручное)
Скорость вертикального наведения, град/с8,2 (ручное)6 (ручное)15 (ручное)
Подачав ручнуюв ручную

автоматическая,

обойма

Расчет установки (башни), чел.34165
 Постройка мониторов находилась на контроле у Сталина, являлась всенародной стройкой, все необходимые материалы, оборудование и вооружение изготавливались на заводах СССР принципиально без помощи и консультации зарубежных специалистов. Главный наблюдающий от ВМФ П.Б.Богданович, старший строитель Смирнов. От закладки «Железнякова» до спуска на воду прошел год, далее дооборудование, оснастка, вооружение. В составе дивизиона МН-в ДнепрВФ с 27.10.36 г., флаг ВМФ поднят 06.11.36 г. в канун 19-й годовщины Октябрьского переворота, ставшего к этому времени Революцией.
 ЗаложенСпущен на водуВведен в строй
«Железняков»25.11.3422.11.3527.10.36
«Левачев»31.07.34.193527.10.36
«Жемчужин»31.07.34193527.11.36
«Мартынов»31.07.34193508.12.36
«Флягин»31.07.34193530.12.36
«Ростовцев»31.07.34193613.05.37

 

Тактико-техническая характеристика МН «Железняков»
Водоизмещение, т230 (вариант: 263)

Размерения, м:

длина

ширина

осадка

51,2

8,2

0,88 (вариант: 0,8; 0,9)

Вооружение:

102/45-мм орудий;

45-мм пушек;

37/67,5-мм ЗМА 70-К;

4М;

ДШК

19361944

2

3

3

2

4

2

3

Мощность силовой установки, л.с280 (2 дизеля по 140 л.с)
Скорость хода, уз8,8/8,3* (вариант: 8… 10)
Экипаж, чел70 (вариант: 72)
Дальность плавания, в милях3 700 (?)
* в знаменателе скорость экономичного хода

Сравнительная таблица тактико-технических данных советских речных мониторов

Название

корабля

Год

Водоизм,

т

Размерения, м

Мощность

двигателя,

л.с.(2)

Ско-

рость,

узлы

Количество

орудий,

калибр, мм

броня,

мм

длина

шири-

на

осад-

ка

«Ленин»*1910110070,912,81,62 97015,2

8 х 120

2 х 85

2 х 37

75/19
«Свердлов»*1910110070,912,81,62 97014,1

4 х 152

2 х 76

75/19
«Дальне-восточный комсомолец»*1910110070,912,81,62 97015,2

4 х 130

2 х 85

2 х II х 37

75/19
«Ударный»(1)1934385 (387)53,6511,10,821 60011,6

2 х 130

4 х 45

8
«Активный»193321450,78,20,83008,9

2 х 102

4 х 45

20/16
«Шилка»

недо-

строен

80070,811,21,01 60012

4 х 130

4 х 45

30/16
«Хасан»1942240088,311,12,83 60015,1

6 х 130

4 х 76

6 х 45

75/40

* Данные по состоянию на 1945.

(1) 16 пулеметов (7,62-мм)

 (2) все сов. МН имели дизельные ЭУ

В 1940 г. ДнепрВФ участвовала в освободительном походе в Бессарабию, в июле 1940 г. была расформирована, а ее корабли и суда вошли (с 08.07.40 г.) в состав Дунайской и Пинской (с 17.07.40 г., «Левачев», «Флягин») военных флотилий.

Первая из них находилась в составе ЧФ, главная база – Измаил и включала:

  • дивизион МН-в («Ударный» (флагман), «Мартынов», «Ростовцев», «Железняков», «Жемчужин»);
  • дивизион БК-в пр.1125 (22 ед);
  • отряд катеров-тральщиков — 2 деревянных и 5 типа «Р;
  • отряд полуглиссеров (6 ед);
  • минзаг (минная база) «Колхозник», штабной корабль «Буг», плавмастерская ДМ-10, госпитальное судно «Советская Буковина», 2 колесных буксира, 12 различных катеров и шхун;
  • 96-я истребительная авиаэскадрилья;
  • 46-й отдельный зенитный артдивизион;
  • Отдельная местная стрелковая рота;
  • 17-я пулеметная рота;
  • Дунайский сектор береговой обороны (батарей береговой артиллерии: №724 и №725 — 152-мм подвижные; №717 — 130-мм стационарная; №656 — 45-мм противокатерная подвижная; №7 — 75-мм стационарная);
  • флотилии оперативно подчинен дивизион морской пограничной охраны НКВД — до 30 катеров, в т.ч. 4 типа МО-2 (с началом войны вошли в ее состав).
Как очевидно «Железняков» входил в состав ударной компоненты флотилии.
01.05.41 г. первомайский парад на Дунае открыл МН «Ударный».
 В ночь на 22.06.41 г. «Железняков» и «Ростовцев», стоявшие на рейде г.Рени в состоянии повышенной боевой готовности. В 04:00 с румынского берега по сов.погранзаставам, н/п и портам был внезапно открыт артиллерийский, минометный и пулеметный огонь. В 04:15 «Железняков» сделал первый боевой залп. В 05:00 противник начал грузиться на плавсредства. В 07:00 все попытки форсирования Дуная и высадки десанта в полосе Ренийской, Измаильской и Килийской комендатур были отражены силами погранзастав при поддержке кораблей береговых батарей ДунайВФ. Противник непрерывно обстреливал Рени и Измаил. Бой длился весь день. На счету «Железнякова» одна уничтоженная батарея и сбитый самолет.
24-26.06.41 г. сводный отряд комендатур 70-го Измаильского погранотряда, подразделения 287- и 23-го стрелковых полков (СП) и корабли флотилии высадили первые десанты на неприятельской территории в р-нах мыса Сату-Ноу (вариант: Сатыл-Ноу) и Старой Килии. Временно были захвачены плацдармы протяженностью св. 76 км по фронту и г.Килия-Веке. Положение на левом фланге Южного фронта заметно улучшилось, прекратились прицельные обстрелы приграничной территории, корабли ДунайВФ получили большую свободу маневра.
01.07 погранвойска НКВД начали передавать свои участки сов.-румынской границы частям Красной Армии. ДунайВФ, 25-я Чапаевская и 51-я Перекопская стрелковые дивизии сорвали более сотни попыток противника форсировать Дунай.
03-05.07.41 г. в Молдавии немцы захватили ряд плацдармов на левом берегу Прута. Для блокирования прорыва командованию 14-го стрелкового корпуса пришлось перебрасывать сюда части с дунайского участка. Ренийская группа капитан-лейтенанта В.А.Кринова успешно обороняла свой участок на протяжении 2,5 недель, но теперь в связи с угрозой обхода противником правого фланга корпуса командование флотилии отдало 08.07 приказ на ее прорыв к Измаилу,
Как только корабли вошли в Дунай шедший головным «Железняков» подвергся обстрелу, который был остановлен тремя ответными залпами мониторов. У Тульчинского рукава вновь попали под обстрел, теперь работала артиллерия крупного калибра. БК-ра поставили дымовую завесу, прорывались противоартиллерийским зигзагом. К Измаилу вышли 09.07.41 г. За то, что не смог предотвратить прорыв был расстрелян по приказу Антонеску комендант крепости Исакча.

С 22.06 по 10.07 флотилии исправно поддерживала полевые войска. На Дунае погибли БК-ра: от удара авиации №114 (01.07) и от артогня №112 (08.07), №111 (вариант: №113) и №134 (11.07), №133, он же №398 (18.07).

К середине июля обстановка на левом фланге Южного фронта резко обострилась. 16.07 пал Кишинев. Возникла угроза окружения приморской группировки. Противник занял левый берег Дуная. последовал приказ – снять с плацдармов обороняющиеся части и подразделения, покинуть Измаил, оставив дунайскую границу, и уходить в открытое море на прорыв в Одессу. В устье Дуная вышли 19.07.41 г. и 20.07.41 г. прибыли в Одессу.

22.07.41 г. «Жемчужин» и «Ростовцев» переведены в состав Пинской флотилии и 03.08.41 г. прибыли в Киев. Участвуют в боях на Днепре в р-не Ржищева и Канева.

11.08.41 г. на Днепре у с.Тарасовка огнем полевой артиллерии и танков поврежден и потерял ход «Жемчужин». Оказавшись в окружении, без боезапаса экипаж 12.08.41 г. взорвал корабль (исключён из списков судов ВМФ 06.10.41 г., в январе 1945 г. поднят РАСО КДФ и ввиду невозможности восстановления сдан «Главвторчермету» на металлолом).

18.08.41 г. при прорыве из Канева от огня полевой артиллерией противника получает повреждение «Ростовцев», 27.08.41 г. у с.Сваромье его почти добивает авиабомба. 31.08.41 г. его исключают из списков судов ВМФ, но 10.09.41 г. после восстановительного ремонта МН вновь направлен в состав Пинской флотилии (по данным А.В.Платонова после ремонта на воду спущен 14.09.41 г.). В сентябре – Кременчуг, Киев.

«Железняков», «Ударный» и «Мартынов» к вечеру 22.07 появились в Николаеве и встали на Черноморском судостроительном заводе под ремонт (с помощью экипажей проведен всего за 10 суток). В Николаеве прошли ремонт и остальные силы флотилии. При этом 18.08 под артогнем погиб БК №404. По мере восстановления боеспособности корабли начинали оказывать огневую поддержку отступающим войскам на Южном Буге.

После оставления Николаева 3 МН и оставшиеся в строю 16 БК-в прорвались к Херсону. При этом 18.08 МН «Мартынов» с БК-ми №101, 102, 103 и 104 поднялся в р-н Никополь — Запорожье, где поддержали войска 18А.

18.08 при эвакуации войск из Херсона, потоплен БК №201.

25.08.41 г. «Железняков» перешел в Крым (?)

03.09 немцы взяли Херсон и вышли к устью Днепра, для усиления отряда во главе с МН «Мартынов», послали БК-ра №301 (202), 304 (203), 401 и 402. Два последних прорвались, остальные погибли, но дальше Каховки не прошли и вскоре вернулись обратно. «Ударный» и «Железняков» с двумя отрядами БК-в остались в р-не Очакова (Днепровский лиман).

Отход полевых войск от Днепра исключил возможность прорыва в Черное море 18.09 БК-ра и МН «Мартынов» и взорваны экипажами в р-не Никополя (МН исключен из списков судов ВМФ 06.10.41 г.).

Ввиду невозможности прорыва в низовья Днепра взорваны экипажами 18.09.41 (вариант: 19.09.41 г.):[1]

— МН «Левачев»[2] — в р-не с.Десенки под Киевом (из списков судов ВМФ исключён 22.09.41 г.);

— МН «Флягин»[3] — в р-не Дарницы (из списков судов ВМФ исключён 06.10.41 г.);

— МН «Ростовцев»[4] — у Шестовичей в р-не Дарницы (затоплен?) (исключён из списков судов ВМФ 06.10.41 г.).

 11.09 на Каховском плацдарме немцы прорвали фронт обороны 9А и захватили Очаков, Николаев, Херсон (?), отрезав тем корабли флотилии и Тендровский боевой участок. Расположенная у трассы единственной морской коммуникации между осажденной Одессой и Севастополем, Тендра стала ключом к морским воротам Одессы. Сюда стянули все вспомогательные части флотилии. Заняв оборону на рубеже Збруевка, Чулаковка, Железный порт они обеспечивали эвакуацию войск и техники на Тендру. Артподдбержку осуществляли «Ударный», «Железняков», «Колхозник» и БК-ра.
20.09 (вариант: 19.09) у Кинбуриской косы (р-н с.Ивановка, берег Егорлыцкого залива) «Ударный» попал под атаку 20 бомбардировщиков (сбросили на МН 13 бомб), получил тяжелые повреждения и затонул.
21.09 — БК №401. «Железняков» так же попал под серию авианалетов, продолжавшихся почти 6 час, но уцелел: на корабле пожар, он густо дымит, заклинило башню ГК, из строя выбиты дальномер и рация.

Плоскодонные речной МН «Железняков» под командой ст.л-та А.Маринушкина и БК-ра №105, 202, 204, 205, 302, 303, 401 и 402, а также 5 катерных тральщиков 25.09 вдоль черноморского побережья ушли в Севастополь.

Александр Семенович Маринушкин в судьбе «Железнякова» песня особая. Лейтенантом принял МН в качестве ВрИО командира в марте 1938 (переведен с должности командира МН «Жемчужин»), в июня 1938 в должности командира утвержден. С 1939 г.- старший лейтенант. Родившуюся в 1941г.дочь называя именем притока Дуная — Викетой. С ноября 1941 – капитан-лейтенант. Боевых наград нет. 07.12.42 г.осужден на 10 лет лагерей с лишением воинского звания, уволен из ВМФ, в 1943 г.- исключен из рядов ВКП(б). Согласно заявления поданного А.С.Маринушкиным в Военный трибунал ВМФ СССР о несогласии с заключением суда и просьбой отправить на фронт из-под стражи освобожден и направлен в штрафбат. Погиб в период конец 1943 — начало 1944 гг. при неизвестных обстоятельствах, место захоронения не известно. 21.09.66 г. полностью реабилитировали за отсутствием состава преступления с восстановлением офицерского звания и в рядах КПСС.

Немецкая 11А и румынский горный корпус 18.10.41 г. возобновили наступление на Перекопе тесня ослабленную 51А. Через 5 дней в дело вступили эвакуированные из Одессы в Крым части Отдельной Приморской армии. Под давлением противника первая отошла в р-н Керченского полуострова, вторая к Севастополю. В октябре остатки флотилии перешли из Севастополе в Керчь.«Железняков» ушел в Камыш-Бурун 25.10.41 г. и 20.11.41 г. вошел в состав Азовской военной флотилии, которая была создана приказом зам. наркома ВМФ, и в которую (отдельный Донского отряда, Керченская ВМБ) передавались корабли упраздненной Дунайской флотилии. На тот момент из 5 дунайских МН-в или 6 типовых уцелел один «Железняков». В октябре — ноябре 1941 г. участвовал в обороне Керчи. Далее низовье Дона, в июле 1942 г. — участвовал в обороне Ростова-на-Дону и Азова. Обстрел противника в прибрежной зоне, обеспечение и ПВО переправ, глубокие рейды в немецкий тыл для обстрела переправ и скоплений войск, спасение л/с подразделений и эвакуируемого населения с горящих  и тонущих судов и плавсредств. Оборона Таганрога.

Командир «Железнякова» Алексей Емельянович Харченко[5] (принял МН после А.С.Маринушкина, в то время капитан-лейтенант, в запас ушел в звании капитана 1-го ранга: 4 ордена Красной Звезды и орден Ленина): «В искусстве маскировки экипаж «Железнякова» достиг настоящего совершенства. Чтобы не дать себя обнаружить, экипаж монитора подготовил для своего корабля вдоль берега несколько замаскированных стоянок. Ночью лопатами рыли в береге гнезда по длине судна для дневных скрытых огневых позиций. На палубе устанавливали целый сквер из деревьев и кустарника, причем следили, чтобы по «густоте насаждений» он не отличался от прибрежных зарослей. Палубу засыпали свежей травой. Таких, стоянок было много — основных и запасных.

Дон. 26.07.42. г. «Железняков» во взаимодействии с авиацией и наземной артиллерией ведет бой в р-не ст.Елизаветинская, поддерживая высадку десанта с КЛ-к. Тем временем противник перерезал устье Дона, но МН направляется вверх по реке, что бы подобрать раненых, оказавшихся в окружении и спрятавшихся в плавнях. На их поиск потребовалось несколько часов. Кроме того, сняли гражданских с горевшего парохода. До предела перегруженный МН ночью пошел на прорыв. Удачно маневрируя, он уцелел под бомбовыми ударами (авиация противника подсвечивала фарватер осветительными бомбами) и уже перед самым рассветом затерялся в море. Вскоре отшвартовались в Ейске.

Августе 1942, низовье Кубани, «Железняков» не выходит из боев на протяжении 10 дней. Командование Темрюкского сектора обороны отметило его действия, представив 52 моряка к правительственным наградам. В Ахтанизовском лимане он до последней возможности оборонял Темрюкскую ВМБ (порт Темрюк — важнейшая база Азовской флотилии).

Когда немцы захватили Темрюк и перехватили в конце августа устье реки «Железняков» и катер-тральщик ТЩ-581 оказались запертыми в кубанском плесе. А.Харченко получил приказ взорвать корабль и по суше уводить экипаж к своим, но он по р.Казачий Ерык (приток Кубани, вариант: Казачьй Ерик), через Ахтанизовский лиман прошел в узкую мелководную речушку Паресыпь (сбросили на берег все кроме боеприпасов). Однако немцы взяли под огневой контроль и Пересыпь, перекрыв узкую протоку, ведущую к Азовскому морю. Прорывались с боем, монитор «полз» вплотную к берегу. Когда расстояние до выхода в Азовское море исчислялась буквально десятками метров налетели на необозначенную песчаную косу, намытую морским прибоем. Помог неприятельский самолет, атакой приведший в замешательство свою пехоту на берегу, очевидно приняв ее за высадившийся с корабля десант. Пока монитор отбивал воздушную атаку, боцман и 3 матроса завели якорь впереди корабля и прокопали «дорогу» к морю.
20.08.42 вышли в Азовское море. Продвигались вдоль берега, периодически подвергаясь обстрелу и воздушным атакам. Штормило. Вскоре на прибрежную отмель выбросило «беднягу» ТЩ-581, сняться с которой под огнем противника не удавалось – команда взорвала тральщик, сошла на берег и в последующем влилась в подразделения морской пехоты.
«Железняков» у которого штормом и обстрелом были повреждены оба руля и корпус в ожидании темноты в порядке маскировки стал на якорь вблизи затопленной землечерпалки у мыса Пекли (р-н Кучугур вблизи Керченского пролива). А.Харченко: «Вечерело… Остановившись вблизи затопленной землечерпалки, мы чувствовали себя в относительной безопасности. Но вскоре задул сильный порывистый ветер. Пошли первые накатистые волны. Они стали бить в носовую часть, якорные цепи лопнули. «Самый полный вперед» не помог, корабль начало прибивать к берегу. Огромная волна, подняв судно, поставила его правым бортом к песчаной отмели. Казалось — это конец».

К исходу третьих суток под бомбежкой в холодной воде краснофлотцы задраили пробоины, откачали из трюма воду, навесили деревянный руль и сняли монитор с мели. Он потерял ход более чем на 60% и двигался чуть быстрее пешехода. Впереди пролив, узкий пристрелянный фарватер, минные поля, затопленные корабли. Надежда на темноту, внезапность и низкую осадку. Не получилось…

А.Харченко: «Связавшись по радио с командованием флотилии и флота, я получил разрешение идти на прорыв, В помощь нам выслали два быстроходных катера МО. Они должны были прикрыть нас дымовой завесой.

Около 23 часов 29 августа «Железняков» входил в Керченский пролив. С берега, занятого фашистами, скользнул луч прожектора. Через минуту вспыхнули еще два. Они скрестились на мониторе. Загремели первые залпы… Наши катера выбросили дымовые шашки и на полном ходу ушли из пролива. Поступили они правильно: своей гибелью не могли нам помочь. За ними потянулись лучи прожектора. Но вот шашки перестали дымить, прожекторы снова поймали нас. И тут началось такое, что, как говорится, ни в сказке рассказать, ни пером описать. Сплошные смерчи от разрывов снарядов засыпали корабль то песком, то илом с водой. А ответить у нас нечем. Что может быть обиднее?..

Когда подошли ближе, с нашего, таманского берега блеснули вспышки. Береговая артиллерия стала бить по батареям противника. Это была обещанная нам поддержка. Огонь противника немного ослаб, прицельность его уменьшилась.

А до выхода из пролива при нашей скорости оставалось еще не менее двух часов!

Принимаю решение: право на борт, ближе к противнику, держать курс вдоль берега, по минным полям, где суда не ходят — эту полосу противник не простреливал.

Теперь смерчи от разрывов больше не накрывают корабль. Рулевой, стиснув зубы, смотрит на звезду, указанную ему как ориентир — компас вышел из строя».

И так по минным полям, уповая на мелкую осадку, к Черному морю. Два краснофлотца, промерявшие дно шестами, были ранены, их тут же сменили другие.

А.Харченко: «…прошли страшные два часа. Последний поворот влево, и мы, кажется, спасены. Но корабль закрывает своим корпусом светящийся буй. Это замечает враг. Шквал огня снова рушится на «Железнякова».

Выручило нас то, что поблизости оказался корпус затопленного морского судна. Скрывшись за него, мы сманеврировали и легли на свой курс. Огонь береговых батарей, как мы и предполагали, сосредоточился на этих обломках…»

Вот здесь и вот этому «Железнякову» повезло – прорвался, прорвался не смертельно раненный, а «живой». Всего немецкие артиллеристы выпустили по монитору ок. 300 снарядов и добились трех попадания: одно под башню ГК, два по носовой части, в результате которых «Железняков» получил два тяжелых повреждения.

Несмотря ни на что истрепанный монитор своим ходом вдоль побережья штормящего Черного моря добрался до Поти. Когда хмурым дождливым днем 03.09.42 г. «Железяков» вошел в Потийскую гавань его приветствовали экипажи всех кораблей, ведь все считали его погибшим. 14.10.42 г.был зачислен в состав ЧФ.

***

Находился в ремонте до августа 1943 г.. 26.02.43 г. переведен в состав Азовской флотилии, 13.04.44 г. — вновь в Дунайской флотилии, заново сформированной 13.04.44 г. в составе ЧФ на базе расформированной Азовской военной флотилии.

В июле — августе боевая деятельность флотилии в основном сводилась к поддержке приморского фланга фронта и тралению в р-не Одесса – Очаков, 21-23.08.44 г. поддерживала части 46А, форсировавшие Днестровский лиман, 24-28.08.44 г. ее катера прорвали неприятельскую оборону и вошли в дельту Дуная, в след за чем 30.08.44 г. была оперативно подчинена командующему 3-м Укр.Ф. Не ясна дата — до 20.04.44 г., трактуется как срок конечного пребывания на ремонте в Поти.

В сентябре «Железняков» успешно совершил новый морской поход, теперь от Поти в Измаил, куда прибыл 30.08.44 г.. Командующий (апрель-декабрь 1944 г.) флотилией контр-адмирал. (с 25.09.44 вице-адмирал) С.Г.Горшков лично принял корабль.

Корабельный состав Дунайской военной флотилии по состоянию на 01.09.44 г. входил в Керченскую бр БК-в и 4-ю бр речных кораблей.

Бр БК-в состояла из:

1-го гв.дивизиона: БК-ра пр.1224 №71(308), №75(319), №314(306), №32(316), №33(317), №324(307), №215(422), №335(373), №336(306), №337(371), №338(372) и БК-ра пр.С-40 №331(331), №333(335), №323(336);

3-го дивизиона: БК-ра пр.1124 №111(112), №112(113), №221(424), №339(319), №121(116) и БК-ра пр.1125 №124(401), №313(384), №323(389), №131(394), №132(395), №134(399), №322(390);

4-го дивизиона: БК-ра пр.1124 №411(414), №412(415), №422(375), №423(416), №424(418), №431(419), №432(420), №434(305).

При этом катера пp.1124 с заводскими №№306-308, №319 вместо одной 76-мм башни имели на вооружении НУРС М-13-М, а катер заводской №317 — зенитный автомат 70-К. Катера пр.1125 с заводскими №401, №384, №395, №399 были дополнительно вооружены НУРС М-8-М.

В состав 4-й бр речных кораблей входили:

МН «Железняков»;

5-й дивизион БК-в пр.1125 №3(150), №4(158), №5(159), №6(160), №7(151), №8(161), №231(143), №232(144), №233(392), №234(393), №241(136), №242(137), №243(138), №244(139);

1-й дивизион минных катеров с НУРС типа Я-6 (16 ед),

19-й дивизион речных тральщиков (12 ед) и отряд полуглиссеров (26 ед).

Часть катеров флотилии находилась в ремонте и в различных базах ЧФ, в т.ч. Туапсе и Поти.

В составе флотилии сектор береговой обороны: подвижные батареи №№524, 786, 508, 492 (четыре 152-мм орудия в каждой), минометная батарея №1026 (четыре 120-мм миномета), плавучая батарея №4 (три 100-мм орудия). Кроме этого — отдельный б-н морской пехоты, отдельный зенитный артиллерийский дивизион, отдельный химический дивизион. На лицо разительное отличие в количественном и качественном плане от того, что флотилия представляла в 1941 г.

16.10.44 г. флотилию выводят из состава ЧФ в качестве самостоятельного объединения ВМФ, подчиненного непосредственно Наркому ВМФ. Базировалась первоначально на Одессу, с августа 1944 — на Измаил.

По состоянию на 08.04.45 г. в составе флотилии:

1-я Керченская краснознаменная бригада речных кораблей — МН-ры «Керчь», «Азов», «Измаил» (быв.румынские); БК-ра пр.1124 №32(316), №75(319), №215(422), №335(373), №337(371), №314(306), №71(308), №161(314), №324(307), №33(317), №336(308), №115(313), №154(377), №162(315), №163(316), №111(112), №121(116), №221(424), №411(414), №422(375), №412(415), №431(419), №432(420), №433(304), №434(305), №423(416), №164(317); БК-ра пр.1125 №124(401), №131(394), №134(399), №132(395), №399(309), №322(390); БК-ра пр.С-40 №333(335), №321(336), №331(331).

2-я Сулинская бригада речных кораблей — МН «Железняков», «Бердянск» и «Мариуполь» (два последних — быв.румынские); БК-ра пр.1125 №3(150), №4(158), №5(159), №6(160), №7(151), №8(161), №231(143), №232(144), №233(392), №234(393), №241(136), №242(137), №243(138), №244(139), №313(384).

Как очевидно число МН-в увеличилось (с августа 1944 г.) исключительно за счет трофейных кораблей (на всех паровые ЭУ с котлами на жидком топливе).

«Железняков» прикрывал переправы, участвовал в боевых действиях в Болгарии, Румынии (бои за Будапешт), Югославии и встретил победный май 1945 г. в Вене.

Флотилия прошла с боями по Дунаю свыше 2 тыс км, высадили 18 тактических десантов, переправили до 900 тыс чел, св. 1,5 тыс танков и САУ, 7 тыс орудий и миномётов, 450 тыс т грузов.

Всего «Железняков» намотал более 40 000 км по Днепру, через Днепро-Бугский лиман в Дунай и за годы войны по Дунаю, Южному Бугу, Дону, Кубани, вдоль побережья Черного морям и Азовского. На боевом счету: 13 уничтоженных артиллерийских и минометных батарей, до 4 б-нов пехоты, 2 склада боеприпасов, участвовал в отражении 127 авианалетов (выдержал 200 воздушных налетов) и сбил 4 самолета. 24 «железняковца» были награждены орденом Красной Звезды. Вице-а. В.Григорьев (в начале войны начштаба Дунайской флотилии) назвал МН «Железняков» «самым счастливым из кораблей, встретивших войну на дунайской границе».

***В послевоенные десятилетия функции МН-в стали передавать малым артиллерийским кораблям, способным эффективно действовать как на реках, так и в прибрежных морских р-нах. 01.12.55 г. «Железняков» вновь введен в состав ЧФ. Исключен из боевого состава 11.03.58 г., разоружен и 18.03.58 г. превращен в плавсклад «ПСКЛ-4». Вооружение сдали в фонды ЦВММ (Ленинград), башню ГК установили в качестве памятного знака у входа в музей Суворова в Измаиле.

Г.Мишенков (полковник запаса, в 50-е годы лейтенант, командир зенитной батареи): «Не могу забыть того дня, когда мы вместе с последним командиром корабля капитан-лейтенантом Н.Разореновым покидали борт монитора… Не хотелось верить, что не будет дружного экипажа… не будет больше монитора – прославленного, с героической судьбой корабля, носившего имя матроса революции». Напомним, матроса-анархиста.
10.09.60 г. исключен из списков судов ВМФ в связи с передачей Дунайскому пароходству для использования в качестве плавпричала в Измаильском порту.

В 1965 г. в год 20-летия Победы по просьбе Главнокомандующего ВМФ СССР адмирала Флота Сергея Г.Горшкова и общественных организаций корпус «Железнякова» передали заводу «Ленинская кузница» Весной его доставили из Измаила в Киев один из быв.командиров монитора А.Кузнецов и ветеран завода мастер-такелажник А.Щербаков. Флот предоставил все необходимое, в том числе утраченное вооружение и оборудование. Монитор реанимирован коллективом Киевского ордена Ленина завода «Ленинская кузница» и в 1967 г. к 50-летию Сов.власти установлен на т.н. Рыбальском острове (фактически полуостров с береговой линией своеобразной конфигурации из-за которой ошибочно, воспринимается как изолированное образование) в Парке Моряков у въезда на заводские верфи. 27.11.70 г. Киевский горисполком принял решение №159 об охранном статусе МН «Железняков», как памятника истории. Экспонат №1 Народного музея истории завода, музей монитора «Железняков» (в фондах вещами и награды офицеров и матросов, карты боевых действий, раритетные документы). Шефскую охрану и уход за объектом обеспечивали курсанты 316-го учебного отряда ВМФ (даже несли здесь круглосуточную вахту).


[1] Подняты РАСО КДФ: первый 20.08.44 г. и впоследствии, ввиду невозможности восстановления, сдан «Главвторчермету» для разделки на металлолом, последний – 29.06.44 г. и отведен в затон завода «Ленинская кузница» и после нескольких лет  отстоя на приколе из-за нецелесообразности восстановления сдан с той же целью «Главвторчермету».

[2]Участвовал в боях на Днепре в р-не Ржищева, Канева, Кременчуга, Черкасс и под Киевом. Поврежден авиабомбой 26-27.08.41 г. в р-не Окуиново — Сваромье.

[3] В июле — сентябре участвовал в боях на Припяти и на Днепре под Киевом.

[4] По данным справочника А.Широкорада «Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945 гг.» в 1945 г. использовался в качестве учебно-артиллерийского корабля. Был исключен из состава ВМФ в 1950 г. и только в 1955 г. сдан на слом.

[5] Вот, что примечательно, мистика какая-то: речным монитором по имени «Железняков» командует к.-л. А.Харченко, а БП по имени «Железняков» — инж.-к.-л. М.Харченко.