Президенту Российской Федерации
Верховному Главнокомандующему
В.В. Путину
От: офицера запаса, главного редактора военно-исторического журнала «Милитари Крым»
Ченныка Сергея Викторовича
адрес: Россия, Республика Крым,
г. Симферополь, ул. Мате Залки, дом 7, кв. 45
тел.: +7 978 769 38 06
e-mail: crimeawar@mail.ru
Уважаемый Владимир Владимирович!
В это непростое для нашей Родины время хочу выразить Вам поддержку за мужественное решение, принятое Вами по проведению Специальной военной операции на Украине. Наши отцы в годы Великой Отечественной войны проливали кровь за то, чтобы на земле СССР, а ныне России, Украины, Белоруссии никогда не могли бы поднять голову национализм и фашизм.
К сожалению, историческое и, особенно, военно-историческое кино переживают сейчас в России тяжелый кризис. Он начался не вчера, это кризис нескольких десятилетий. Многие зрители не желают видеть серьёзное, основанное на реальных фактах кино про войну, про героев и их судьбы, а хотят смотреть только весёлые, исключительно позитивные фильмы, про «золушек» с Рублевки, удачливых бездельников и харизматичных весельчаков-полицейских. Наверное, такое кино тоже нужно, но считаю, что столь однобокий подход оказывает искажающее воздействие на сознание россиян, особенно на подрастающее поколение
История России выдвигала людей, персоны, деяния или действия которых формировали народ, нацию. Когда начинается война, на первый план выходят герои. Да, иногда их жизнь обрастает легендами, но именно они становятся целью, маяком, к которому стремится народ.
В тяжелые годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) государственная советская пропаганда отлично выполнила свою задачу. Её основная цель была одна – поднять весь народ на борьбу против смертельного врага. Для этого понадобилась настоящая «пропагандистская машина» (в хорошем смысле слова). Ведь никакой отдельно взятый коммунист, никакой комиссар, политработник, замполит не мог лично поднять огромные массы населения на «Священную войну».
В годы Великой Отечественной войны были удачно использованы военно-исторические персоналии. Начало этому процессу положила речь И.В. Сталина, обращенная к участникам парада на Красной площади 7 ноября 1941 года: «Война, которую вы ведете, есть война освободительная, война справедливая. Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков — Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова!». Прославление подвига перечисленных исторических личностей стала задачей кинематографа. Вторым стимулом стали награды, которые тут же объединили с культурой, в первую очередь с кино.
Эти меры являлись остро необходимыми в период, когда положением на фронте медленно, но уверенно стала овладевать Красная Армия. Перейти от обороны к наступлению психологически непросто. Для этого нужно поднять солдат из прикрытых брустверами окопов и траншей, простимулировать их идти в полный рост под пули и шрапнель ради общей победы.
Этой цели послужили, в том числе, новые государственные награды, которые в любое время являются высочайшей формой поощрения командного состава, а также рядовых военнослужащих и граждан. Для названий наград и сюжетов художественных фильмов использовались факты из жизни и фамилии исторических фигур, которые могли быть полезны с точки зрения актуальной военно-политической ситуации и идейной борьбы: Иван Грозный, Александр Невский, Суворов, Кутузов, Ушаков, Нахимов, Пирогов, Попов, Мичурин, Павлов). Учредили ордена, и одновременно принялись за дело режиссеры.
Когда Советская армия развернулась, двинулась от обороны к наступлению, медленно, но уверено погнала врага на запад, уже геройски обороняться было мало, теперь потребовались напор, движение, и, особенно для генералов и полководцев, – «глазомер, быстрота и натиск», чему учил славный Александр Суворов. А чтобы генералы Красной Армии соответствовали наследию Суворова, – учредили орден Суворова.
Тут же с полок подняли художественный историко-биографический фильм «Суворов» (1941 г.), созданный выдающимися режиссерами В. Пудовкиным и М. Доллером.
Михаил Кутузов в 1812 – 1813 годах учил армию преследовать врага в пределах России и за её границами России. Нет фильма? Значит нужен! Менее года – и в кинотеатрах идет полнометражный художественный фильм «Кутузов», снятый режиссером В. Петровым в 1943 году. А на мундирах у полководцев и командиров к тому времени уже сверкают первые ордена имени этого выдающегося военачальника.
А чтобы стимулировали младших офицеров, отличившихся в боях, учредили орден Александра Невского. Срочно подняли с полок фильм «Александр Невский» — художественный исторический фильм о русском князе, одержавшем победу в битве с рыцарями Ливонского ордена на Чудском озере 5 апреля 1242 года.
Чтобы никто не сомневался, что Советская армия освободит в скором времени всю Украинскую ССР, в 1943 году учредили орден Богдана Хмельницкого I, II и III степеней. А в прокате уже шёл снятый в январе 1941 года кинофильм «Богдан Хмельницкий» (экранизация одноименной театральной драмы известного советского драматурга А. Корнейчука, основанной на реальных исторических событиях, а именно на восстании под предводительством гетмана Хмельницкого против Речи Посполитой).
В 1943 году началась разработка стратегических наступательных операций на 1944 год. Советским войскам предстояло освобождать Крым, прибалтийские республики, вести другие наступательные действия. В этих операциях большая роль отводилась флоту. Учредили ордена Ушакова I и II степеней и ордена Нахимова I и II степеней, да еще и с «приложением» — медалями Ушакова и Нахимова.
Кино и в этом плане не отставало. Вскоре после войны, в 1946 году, выходит кинокартина «Адмирал Нахимов» — снятый режиссером В. Пудовкиным художественный историко-биографический фильм о талантливом русском флотоводце середины XIX века.
А «рекордсменом» военно-исторического кино стал художественный историко-биографический фильм, посвященный жизни и деятельности адмирала Федора Федоровича Ушакова (1745-1817 гг.). Зритель увидел один за другим два фильма. Первую часть — картину «Адмирал Ушаков», снятую в 1953 году режиссером М. Роммом (фильм был посвящен становлению российского флота на Черном море), и снятое в том же году продолжение — фильм «Корабли штурмуют бастионы».
Почти 80 лет прошло со дня Великой Победы. Где-то и что-то мы за эти годы растеряли. В конце 80-х – 90-х на привычных лозунгах пришли к власти проходимцы, позволившие «друзьям» из США и Европы пустить нашу великую страну под откос.
В 2000-х удержались, выстояли! Скажу без тени лести, во многом благодаря Вашей позиции, Владимир Владимирович. Держимся и сейчас, когда идет война, которую я считаю Священной Великой Отечественной, что, кстати, соответствует аббревиатурой термину СВО, как мы вынуждены эту войну называть по формальным юридическим признакам. Но ведь сути это не меняет, ибо все мы понимаем, что идёт именно священная великая война. И воюют против нас сегодня такие же нацисты, как и восемь десятилетий назад!
Орденов касаться не буду. Они есть и в целом выполняют свою стимулирующую роль. А вот с военно-патриотическим кино – настоящая беда! России, армии, и тем, кто поддерживает её в тылу, всем патриотам очень нужны соответствующие историческому моменту фильмы. Они должны заполнить огромный пробел на телевидении и в отечественном интернет-пространстве! А у нас, простите меня, военного человека, за прямоту, сейчас совершенно непонятно на чьей стороне находится телевидение. На экранах мы видим актеров, многие из которых не поддерживают СВО, но при этом получают без каких-либо проблем государственные деньги.
Уверен, что нынешний чиновник от культуры скажет с умным видом, что достаточно старых фильмов. И «Адмирал Нахимов», и «Адмирал Ушаков», и «Кутузов», и «Александр Невский», да и другие старые кинокартины на полках имеются в достатке. Но это – грубая ошибка. Качество старых кинолент уже явно не соответствует времени, искушённая современная молодежь желает видеть новое, с современными спецэффектами и прочими техническими нюансами, кино, способное приковать к экрану её внимание.
А что мы ей предлагаем? Вместо качественного кино зрительская аудитория получила к просмотру поистине ужасные по своему уровню фильмы — «Воздух», «1787» и т.д. и т.п. Особенно обидно, что весть этот низкопробный «киноширпотреб» снят ещё и за счёт государства! Бюджетные деньги израсходованы, а залы кинотеатров во время проката вышеуказанных псевдоисторических киноподелок пусты! И перспектив нет. Единственный фильм, который соответствует духу патриотизма и времени – «Двадцать восемь панфиловцев» (снятый, кстати, благодаря пожертвованиям и спонсорской помощи, а не на средства из бюджета). Думаю, Вы согласитесь, что один фильм – это очень мало!
И ещё несколько слов про награды и кино… Нынешние российские военные награждаются боевыми ордена и медалями, такими же по названию, какими награждались и их предки. Мы радуемся за тех, кому вручены ордена Суворова, Кутузова, Нахимова, Ушакова, Невского, учреждённые медали Суворова и Ушакова. Приветствуем тот факт, что ВВС учредили медаль Нестерова. Но военно-исторического художественного фильма об этом выдающемся военном летчике, увы, нет.
Да что там выдающийся русский летчик! Не снято в последние десятилетия фильма ни об одной из великих и знаковых личностей в военной истории России. Ни одного фильма! Ни о ком! Ни Ушакова, ни Кутузова, ни Суворова, ни Нахимова — никого не видим на экране уже 80 лет. Что это? Лень? Недомыслие? А может быть предательство?
Нет даже каких-то ближайших перспектив создания новых фильмов о людях, золотыми буквами вписавших свои имена в историю России. Может быть у соответствующих чиновников на это нет денег? Или, может, совести?
Нужны фильмы про подвиги генералиссимуса Суворова, не проигравшего ни одной битвы, про то, как Кутузов сражался за русский Крым, как адмирал Нахимов, не щадя жизни бился во главе русских матросов и солдат против всей Европы в Севастополе. Но — увы. Нам показывают «Воздух» или «Истребители. Битва за Крым».
Теперь – по существу обращения лично к Вам. Есть сценарий полнометражного художественного фильма на тему обороны Севастополя в период Крымской войны (1853 – 1856 гг.). Все, кто его прочитал (в том числе разбирающиеся в теме историки и журналисты), считают, что такой фильм сейчас очень нужен России.
Этот сценарий с рабочим названием «Траншея» написал я, Сергей Ченнык, автор 15-ти документальных книг и почти двух сотен статей о Крымской войне. Многолетнее доскональное изучение темы позволило мне создать сценарий, каждый момент которого всецело соответствует реальным военно-историческим событиям Крымской войны. В фильме на 90% описаны реальные личности и реальные события, зафиксированные в исторических документах. При этом он не является сухим изложением исторических фактов, а пронизан сюжетом, способным тронуть души не особо искушённого в истории зрителя.
Всё бы хорошо, только вот выйти на режиссёров, имеющих возможность снять фильм с довольно масштабными батальными сценами, к сожалению, не получается. Путь к ним, как правило, преграждает когорта секретарей, на своё усмотрение решающих, будет сценарий интересен их шефу, или нет. Иными словами, «пущать или не пущать» – компетенция секретарей.
Мне представляется, что тема Крымской войны актуальна и достойна широкого представления в зрительской аудитории. Убежден также в необходимости ее освещения не только в печати и в документальных программах СМИ, но и, в том числе, средствами кинематографа, который охватывает наиболее широкую публику.
В настоящий момент чрезвычайно важными являются задачи поднятия патриотического настроя у населения страны в целом, и боевого духа воинов на полях сражений СВО в частности. В этом смысле немаловажная роль принадлежит кинематографу, и фильм по предлагаемому сценарию может внести в патриотическое воспитание молодёжи довольно-таки весомый вклад.
В 2021 году, во время сеанса видеосвязи с представителями общественности Крыма и Севастополя, Вы, Владимир Владимирович, поддержали предложение о создании фильма о Крымской войне, отметив, что это «особая страница в военной истории и в гуманитарной стороне военных конфликтов».
Я надеюсь, что сценарий, над которым я долго и кропотливо работал, не ляжет «под скатерть». Очень хочется, чтобы он попал в руки патриотичного режиссера. Прекрасно осознаю, что лично Вы не имеете времени прочесть и оценить сценарий, но рассчитываю, что поручите это дело кому-то из Ваших помощников.
Без Вашего содействия уже не вижу иных путей выхода на режиссёров.
А фильм такой очень нужен!
Во-первых, художественных фильмов по Крымской войне в России нет. Совсем! Особенно обидно, что наши враги делают сильные художественные фильмы, а у нас таковых единицы. А нам нужно делать даже лучше, чем они!
Во-вторых, Крымскую войну и осаду Севастополя считают малоизвестной войной. А она сегодня как никогда актуальна! Ведь ровно 170 лет назад на Россию напал практически тот же противник! Та война шла давно, но сейчас идёт почти точная её копия. И удивительно в этой связи, что в России и СССР последний художественный фильм про Крымскую войну появился 80 лет назад – «Адмирал Нахимов»! Другие фильмы о защите Севастополя на российские экраны не выходили.
Считаю, такой фильм нынешнему российскому зрителю будет интересен, а нашему государству в нынешних реалиях он просто необходим! Очень рассчитываю на Вашу заинтересованность и поддержку!
К письму прилагаю собственно сценарий по теме Крымской войны (1853-1856 гг.) и синопсис.
Очень надеюсь на Ваше внимание. Буду благодарен за обратную связь при любом Вашем решении.
Желаю Вам крепкого здоровья и успехов во всех начатых Вами Великих делах.
Честь имею!
С глубоким уважением
Офицер запаса (майор армии России и подполковник МВД)
Ченнык Сергей Викторович