Крейсер «Ярославль» («Память Меркурия»)
Е.Макаренко (Симферополь)
Первый крейсер Черноморского флота
Русско-турецкая война 1877-1878 гг. завершилась победой Российской империи. Турецкий флот, руководимый английскими морскими офицерами, превосходящий морские силы России на Черном море (увы, называть флотом два российских броненосца береговой обороны, несколько миноносок и вооруженные пароходы, вряд ли возможно) в количественном и качественном отношении, показал свою полную несостоятельность. Инициатива и успех в боевых действиях на Дунае и в акватории Черного моря по праву принадлежали русским морякам. Не совсем удачный для русской дипломатии Берлинский конгресс лишил Россию возможности получить контроль над Черноморскими проливами, но ни одна европейская держава теперь не могла оспорить право России на воссоздание флота для защиты своих интересов в Черном и Средиземном морях. Англия не смогла добиться разрешения на ввод своих кораблей в Черное море.
В начале 1880-х годов дипломатические отношения между Россией и Англией, по-прежнему, оставались напряженными. Еще в сентябре 1879 г. на совещании в Ливадии, под председательством императора Александра II, сформировалось мнение о недопустимости расширения влияния Австро-Венгрии на Балканском полуострове и постоянной оккупации Проливов Англией. Внешнеполитической задачей, для решения которой был необходим современный флот, ставилось «овладение Проливами в случае, если обстоятельства приведут к уничтожению турецкого господства в Европе» [1]. Опасения российского руководства не были напрасными. В 1882 г. Англия высадила свои войска в Египте и заняла Кипр. В свою очередь, Россия завершила поглощение Туркестана в 1884 г. присоединением Мервского оазиса. В 1885 г. российские и английские интересы столкнулись в Афганистане, поставив страны на грань открытой войны.
На фоне этих внешнеполитических перипетий становится понятным стремление России к скорейшему созданию современного флота в Черном море. Захват Босфора легче было осуществить путем проведения десантной операции с использованием броненосных кораблей и транспортов с войсками, чем продвижением сухопутных войск через территории сопредельных государств. К сожалению, осуществить это на словах было гораздо легче, чем на деле. Казна империи традиционно напоминала «тришкин кафтан» — деньги были нужны на «все и везде». Официальная программа постройки кораблей для Черноморского флота была принята только в 1881 г. и предусматривала строительство 8 броненосцев, 19 миноносцев и 2 транспортов [2]. Предполагалось, что эти корабли вместе с пароходами РОПиТ и Добровольного флота [3] с десантом на борту смогут захватить Босфор.
Русско-турецкая война 1877-1878 гг., опыт Гражданской войны в США, первые сражения броненосных кораблей друг с другом наглядно продемонстрировали необходимость наличия в составе флота крупных бронированных кораблей класса броненосец и крейсер. Именно они могли поддерживать господство на ограниченном морском театре, использоваться в составе эскадры для уничтожения флота противника. Успешное использование во время войны с Турцией вооруженных пароходов РОПиТ и Добровольного флота в качестве вспомогательных крейсеров подтолкнуло руководство Морского министерства к решению проблемы обеспечения Черноморского флота хотя бы одним современным крейсером. Такой универсальный корабль был крайне необходим как в мирное, так и в военное время. В его задачи входило обучение офицерского состава и прохождение службы нижними чинами с целью накопления достаточного кадрового резерва на случай войны, посыльная и дозорная служба, демонстрация флага, уничтожение вражеского судоходства и боевых кораблей равных ему или более слабых, по составу вооружения, совместные действия с другими кораблями в составе эскадры, перевозка десанта и т.д.
Вот почему, для пополнения корабельного состава Добровольного флота был заказан пароход, который в отличие от торговых судов больше бы отвечал требованиям крейсерской службы. При проектном водоизмещении 3200 тонн и мощности механизмов 2500 л.с. скорость корабля должна была составить 14-15 узлов, что соответствовало скорости броненосцев того времени. Вооружение предполагалось в виде двух 178-мм, четырех 107-мм орудий, одной 229-мм мортиры. Запас угля позволил бы осуществить 30-дневный переход полным ходом.
5 мая 1879 г. в Ла Сейне близ Тулона французской фирмой «Форж и Шантье» по заказу Общества Добровольного флота был заложен пароход «Ярославль». Стоимость строительства корабля оценили в 2,5 млн. франков. По условиям контракта вступление в строй должно было состояться через 14 месяцев. Главная машина мощностью 2450 л.с. (форсированная — 2950 л.с.) позволяла достичь скорости в 16,5 узлов при неполном запасе угля и 14 узлов при полной нагрузке. С такой скоростью корабль мог пройти под 6400-6700 миль, а со скоростью 10 узлов — 14800 миль. Пароход мог принять на борт десант до 1000 человек с оружием. На корабле предусмотрели парусное вооружение барка площадью 1480 кв.м. на трех железных мачтах. Вооружение корабля в соответствии с новым проектом состояло из пяти 152-мм и одного 203-мм орудий. Корпус парохода был преимущественно стальным. Эта мера позволила облегчить общий вес и увеличить запас угля до 1000 тонн, что составляло почти 30% водоизмещения. Наблюдающим за строительством судна был корабельный инженер А.П. Торопов.
Тактико-технические данные крейсера «Ярославль» («Память Меркурия»).
Водоизмещение: 2997 т.
Размеры: длина — 90,0 м, ширина — 12,5 м, осадка — 6,0 м.
Скорость хода максимальная: 14 узлов.
Силовая установка: паросиловая, 6 котлов, 2450 л.с., 1 винт.
Дальность плавания: 1560 миль при 10 узлах, запас угля – 290 тонн.
Бронирование: отсутствует.
Вооружение: 6 — 152-мм орудий, 4 — 107-мм орудия, 4 — 47-мм орудия , 4 — 37-мм орудия, 4 поворотных 381-мм торпедных аппарата.
Экипаж: 12 офицеров, 331 матрос.
2 мая (по другим данным 10 мая) 1880 г. корабль спустили на воду и уже в сентябре того же года он вышел под коммерческим флагом с грузом угля для судов Добровольного флота из Марселя в Одессу. Интересно, что турки препятствовали его проходу через проливы, считая корабль из-за наличия тарана и спонсонов для орудий военным судном, что, конечно, соответствовало истине [4]. 7 октября «Ярославль» перевез из Севастополя в Ялту цесаревича с семьей. После возвращения в Одессу судно по контракту с Военным ведомством приступило к перевозке новобранцев и демобилизованных солдат между портами Черного моря. Командиром корабля в это время был капитан-лейтенант Петр Алексеевич Безобразов, в будущем вице-адмирал Российского Императорского флота.
Срок контракта по транспортировке военнослужащих истек в июле 1881 г. В ходе эксплуатации парохода выяснилось, что вместимость трюмов судна недостаточна для коммерческих перевозок, а мощная энергетическая установка расходовала столько угля, что перевозки становились просто нерентабельными. Фактические расходы на эксплуатацию наполовину превышали доходы от фрахта. По решению правления Доброфлота команду «Ярославля» расформировали, а пароход законсервировали в Севастополе. Морское министерство, стремясь усилить корабельный состав Черноморского флота мореходными кораблями с сильной артиллерией, приняло решение купить «Ярославль» у Доброфлота по контрактной стоимости – один миллион рублей. 3 марта 1882 г. состоялась передача парохода в казну. 9 апреля 1883 г. корабль был переименован в «Память Меркурия» и причислен к классу крейсеров. На крейсере установили менее тяжелую, чем предусматривалось проектом, но более скорострельную артиллерию: шесть 152-мм орудий длиной в 28 калибров, четыре 107-мм орудия на поворотных станках, 44-мм скорострельную пушку системы Энгстрема, две 37-мм револьверные пушки Гочкиса и 25,4-мм картечницу Пальмкранца. Минно-торпедное вооружение состояло из четырех поворотных однотрубных аппаратов, установленных на станках, подобных орудийным. Крейсер мог нести на борту до 180 мин заграждения. До вступления в строй первых черноморских броненосцев «Память Меркурия» был самым быстроходным и наиболее мощным среди мореходных кораблей Черноморского флота.
В 1887 г. крейсер прошел капитальный ремонт паровой машины, в 1893-1894 гг. – общий капитальный ремонт в Николаеве. При этом шесть главных котлов заменили новыми и установили первый в русском флоте подводный траверзный торпедный аппарат. В дальнейшем корабль использовался для испытаний новых образцов торпедного и минного оружия.
20 октября 1894 г. в Малом Ливадийском дворце скончался император Александр III. После отпевания в Ливадийской церкви и бальзамирования его тело на руках траурной процессии было перенесено в Ялту. Крейсер «Память Меркурия» выполнил траурную миссию по перевозке тела усопшего из Ялты в Севастополь, откуда по железной дороге оно было доставлено в Санкт-Петербург для погребения в Петропавловском соборе.
В начале ХХ века был разработан проект перевооружения крейсера, но претворять в жизнь его не стали из-за недостатка средств. Только перед русско-японской войной четыре устаревшие 107-мм пушки заменили 47-мм.
Единственным случаем боевого применения корабля стало отражение атаки миноносца «Свирепый» на броненосец «Ростислав» во время революционных событий 1905 г. в Севастополе. Корабль был исключен из списков флота 7 апреля 1907 г. и поставлен на прикол.
В годы Первой мировой войны, 28 октября 1915 г. корабль был вновь включен в состав Черноморского флота в качестве минного блокшива («Блокшив № 9»). На нем, также, разместили штаб Минной бригады. С декабря 1917 г. судно числилось в составе Красного Черноморского флота, затем оказалось под контролем германских войск, а впоследствии — англо-французских интервентов. В марте 1919 г. его в качестве транспорта-базы партии траления включили в состав Морских сил Юга России. 14 ноября 1920 г. оставлено врангелевцами при эвакуации из Севастополя и в декабре включено в состав Морских Сил Черного моря красного флота.
8 августа 1921 г. блокшив переоборудован в мастерскую. 31октября 1922 г. передан дивизиону СКА и катеров-истребителей. 25 декабря того же года его вновь переклассифицировали в транспорт-базу с возвращением названия «Меркурий». С 1 октября 1929 г. находился в резерве, а 9 марта 1932 г. исключен из списков флота и передан на слом. Однако разобран не был, а использовался в качестве рейдового служебно-вспомогательного плавсредства. С 31 августа 1938 г. служил в Одесском морском торговом порту плавучим нефтехранилищем и только 20 сентября 1939 г. окончательно сдан на слом [5]. Таким образом, этот корабль четверть века (с 1882 по 1907 гг.) активно прослужил в составе Черноморского флота, а затем еще более 30 лет использовался для нужд флота как вспомогательное судно, прожив в общей сложности почти 60 лет и пережив своих многих более молодых собратьев!
Примечания
1. Широкорад А.Б. Тысячелетняя битва за Царьград. – М.:Вече, 2005. — С.511
2. Бескровный Л.Г. Русская армия и флот в XIX в. – М.:Наука, 1973. – С.517
3. Российское Общество Пароходства и Торговли – судоходная компания, созданная после Крымской войны для обеспечения судоходства между портами Черного моря и вывоза российских товаров через эти порты в Европу. Пароходы компании в военное время могли использоваться в качестве транспортов или вспомогательных крейсеров. Общество Добровольного флота – судоходная компания, созданная во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг. для срочной закупки пароходов за границей с целью пополнения российского флота транспортами и вспомогательными крейсерами. В мирное время ее суда выполняли коммерческие рейсы.
4. Яровой В.В. Краткий очерк истории Добровольного флота // Гангут. – вып.3. – СПб., 1992. – С.72
5. При написании данной статьи использованы материалы всемирной сети Internet, в том числе сайта flot.sevastopol.info