Русский военный летчик штабс-капитан Аргеев Павел Владимирович (1887 — 1922). Третий (по мнению ряда исследователей второй) по результативности российский ас времен Первой мировой войны. Одержал 15 подтвержденных воздушных побед. Похоронен в Париже.
Истребитель «Спад» S.XIII Павла Аргеева, Июнь 1918 г.
«Крымский сокол» — Павел Агреев
Павел Аргеев родился 1 марта 1897 года в Ялте. Его отец, Владимир Акимович, служил пароходным механиком на Черноморском флоте. Избрав военную карьеру, к лету 1914-го Павел закончил Одесское юнкерское училище и был отправлен в 29-й пехотный Черниговский полк. Однажды Поручик Аргеев не выполнил приказание командира полка — отказался наказать солдата, считая кару несправедливой. За это Павел был предан военному суду и приговорен к месяцу гауптвахты. После отбытия наказания ушел из полка. Потом произошла стычка с родственником — жандармом, которому дал пощечину (видимо было за что)… После всех этих событий Аргеев покинул Россию и уехал во Францию, где его и застала война.
Когда германские войска, взломав оборону союзников, приблизились к Парижу, Аргеев подал прошение о зачислении и отправке на фронт. 30 Августа ему присвоили звание Лейтенанта, а 12 Сентября Павел уже сражался на Марне. В этой битве немцы были разгромлены. 23 Сентября Аргеев был ранен, но в конце Октября вернулся на фронт. В Ноябре его произвели в Капитаны. 17 Апреля следующего года Павла ранило вторично, однако он остался в строю и возглавил контратаку своей роты. За этот подвиг его наградили Орденом Почетного Легиона.
В конце Мая Аргеев получил третье ранение, после которого его признали негодным к фронтовой службе в пехоте. Тогда он подал рапорт о переводе… в авиацию. Да, в те времена медицинские требования к пилотам были менее строгими, чем к пехотным офицерам. Считалось, что главное для летчика — это «птичий инстинкт» — то неуловимое, что позволяет человеку как бы слиться с аппаратом в единое целое, чувствовать себя в воздухе так же уверено, как и на земле.
У Аргеева этот талант проявился в полной мере. 22 Октября 1915 года он получил диплом пилота. В Январе 1916-го Капитан «Поль Д’Арджефф» зачислен в 48-ю разведывательную эскадрилью. Через год он решил вернуться в Россию. В Феврале 1917-го Павел Аргеев стал пилотом первой боевой авиагруппы Юго — Западного фронта, которой командовал лучший российский Ас Александр Казаков. 27 Февраля — первая победа — сбит двухместный разведчик «Альбатрос». В Апреле за ним последовал еще один «Альбатрос» и истребитель «Фоккер». В Июне, летая в паре с Казаковым, Аргеев довел счет своих побед до шести.
После назначения Казакова командиром авиагруппы, Аргеев принял отряд. Воевал он отважно — рядом с французскими орденами появились офицерский Георгиевский крест, Владимир с мечами, Анна с мечами… Летом 1917-го Павел был назначен командиром 3-й боевой группы Юго — Западного фронта. В представлении на эту должность нового Авиадарма В.М.Ткачева, он был назван «выдающимся военным летчиком…» Столь большой пост не мешает Аргееву летать, участвовать в боях. К осени счет сбитых им самолетов доходит до 9. Множатся и награды: золотое Георгиевское оружие, два ордена — Анны и Станислава…
Октябрьская революция и последовавший за ней развал фронта заставил офицеров царской армии сделать трудный выбор. Казаков вступил в белую гвардию. Аргеев через захваченный английским десантом Архангельск отбыл во Францию, чтобы продолжить войну с Германией. С Мая 1918-го он летал в 124-й истребительной эскадрилье, укомплектованной иностранными добровольцами и осуществлявшей прикрытие Реймса. В отношении летчика Павла Аргеева в приказе французского командования сказано, что «…он восхищал товарищей своей необыкновенной храбростью, выдержкой и веселостью… Однажды, в одиночку, атаковал 8 немецких самолетов и поджег один из них».
31 Мая Павел сбил бомбардировщик «Румплер», к концу Июня записал на свой счет еще 3 победы. В эскадрилье его прозвали «охотником». 27 Сентября Аргееву удалось сбить новейший немецкий истребитель «Фоккер D-VII», на следующий день — два двухместных разведчика. Своего последнего «немца» Павел вогнал в землю 30 Октября. Всего же, за пять месяцев боев, он одержал 9 побед и был награжден вторым Орденом Почетного легиона. Итогом войны для него стали высшие награды России и Франции, четыре ранения и 18 воздушных побед, из них 15 — официально (в некоторых источниках указывается 16 официальных побед).
К сожалению, мирная жизнь Аса была недолгой. 30 Октября 1922 года пилот французско — румынской авиакомпании «Поль Д’Арджефф» летел с грузом почты из Праги в Варшаву. В Чешских Татрах, в районе Трантенау, самолет попал в густой туман и врезался в скалу неподалеку от польской границы. Случилось это в 12 часов 30 минут пополудни…
Список известных побед
╧ | Дата | время | тип | Самолет | Оппонент | Место победы |
1 | 10.01.1917 |
| личная | Nieuport | Albatros C |
|
* | 08.04.1917 |
| неподтвержд | Nieuport | Fokker | Mitau |
2 | 21.04.1917 | 0945 | личная | Nieuport | Two-seater |
|
3 | 06.05.1917 |
| личная | Nieuport | Brandenburg C.I | Brezezany |
4 | 17.05.1917 |
| личная | Nieuport | LVG C | Jakobstadt |
5 | 08.06.1917 |
| личная | Nieuport | Brandenburg C.I | около Kozova |
6 | 20.06.1917 |
| личная | Nieuport | Rumpler C | около Nejnokov |
7 | 01.06.1918 |
| личная | SPAD XIII | LVG C |
|
8 | 13.06.1918 |
| личная | SPAD XIII | Rumpler C | Puisieux-Beaumont |
9 | 14.06.1918 |
| личная | SPAD XIII | двухместный |
|
10 | 26.06.1918 |
| личная | SPAD XIII | двухместный |
|
11 | 27.09. 1918 |
| личная | SPAD XIII | Fokker D.VII | севернее Cerny |
12 | 28.09.1918 | 1010 | личная | SPAD XIII | двухместный | Sechault |
13 | 28.09.1918 | 1520 | личная | SPAD XIII | двухместный | Sechault Laval |
* | 05.10.1918 | 1125 | неподтвержд | SPAD XIII | двухместный | сев-вост Autry |
14 | 05.10.1918 | 1815 | личная | SPAD XIII | Pfalz D | Orfeuil |
15 | 30.10.1918 | 1540 | личная | SPAD XIII | двухместный | восточнее Quatre Champs |
Сайт: http://www.airwar.ru/history/aces/ace1ww/pilot/argeev.html