Military Crimea

Э.Резиньков (Санкт-Петербург)
Спаги. Крым. 1855 г.
 

Корпус спаги (три полка в Алжире) принял участие в Крымской кампании в качестве почётного эскорта при маршале Сент-Арно. Маршал, помня о своём «африканском отечестве», пожелал составить свой эскорт из людей, обычаи и костюм которых он любил, и которые напоминали о дорогом ему. От всех трёх полков в апреле 1854 г. были выделены люди, составившие эскадрон из 70 человек во главе с лейтенантом де Моленом. Потом спаги эскортировали генерала Канробера. Спаги были первым кавалерийским подразделением французской армии, вступившим на крымский берег, но участия в сражениях за Крым не принимали.

 Летом 2007 г. была создана миниатюра 54 мм «Спаги». Скульптура создана из пластики «Ладога» и «Артефакт» скульптором-любителем Владимиром Пироговым (Ейск). Идея данной фигуры родилась при просмотре фотографий Роджера Фентона. В сочетании с интересом скульптора к теме Крымской компании и французской армии периода второй империи выбор не случаен, к тому же из всех французских частей Африканской армии спаги были самыми колоритными и необычными. В ходе поиска более подробной информации обнаружилось, что очень не много фотографий спаги изображают их в седле. В основном, портреты или студийные фото. Спаги отбыли из Крыма в 1854 г., но фото Фэнтона со спаги было сделано в 1855 г. Владимир оставил на подставке именно эту дату — 55. Лепился спаги, что называется, на одном дыхании. Для многих французских частей из Африканской армии Крымская экспедиция была первой операцией на Европейском театре военных действий (легион, зуавы, тюркос и, конечно, спаги). Лев на коновязи это ещё одна черта связывающая с африканской темой – это животное считается там воплощением воинских добродетелей.  
На сайте вим (военно-исторической миниатюры) Chen-La скульптура была представлена автором и её тут же захотел покрасить профессиональный художник и скульптор Эдуард Резиньков ( г.Санкт-Петербург, “Chart-Figurines”). Скульптура была растиражирована (отлита из французской смолы «Ахson») и покрашена. Художник подверг ее лёгкой конверсии( правая рука «сжата» в кулак и в неё вложена плеть; из левой руки убрана рукоять пистолета и пальцы «сжаты»; на темаги (обуви) добавлены завязки).
По мнению создателей, фигура получилась яркой и в то же время лаконичной, полностью соответствующей историческому материалу.