Д.Борисов (Симферополь)
Школьное образование в оккупированном Симферополе 1941-1944 гг.
Немецко-фашистские войска вошли в Симферополь 1 ноября 1941 года. Их появление в городе с первых дней стало причиной трагических событий, смертей и страданий жителей Симферополя.
Для понимания атмосферы начала оккупации обратимся к воспоминаниям. Вот как описывает в своем дневнике эти дни симферополец Хрисанф Гаврилович Лашкевич: «2.11.1941г. По пути на службу я встречаю немецких мотоциклистов, автомобили. Валяются трупы убитых подростков, вышедших с ружьями стрелять в немецкие танки. Бедные мальчики! Они также, как и я, верили в победу родины, иначе не подумали о том, что надо выступать с оружием в руках» [3;л.59]. Подобную жестокость оккупантов мы видим и в дневнике Юсуфа Ибрагимова: «Через несколько дней стало известно, что везде висят повешанные люди». Вот так входили в город «носители европейской культуры» [4; л.102 ].
Сразу же после вступления в Симферополь, в ноябре 1941 года немцы формируют аппарат Управления. Его кабинеты располагались на ул.Салгирной (ныне ул.Кирова), 26[14]. На систему образования немцы делают главную ставку в деле воспитания молодого поколения. Кто же руководил этим процессом? В Центральном Государственном архиве АРК (ЦГА АРК) хранится фонд 156 опись 1, дело 25 в котором собраны приказы, циркуляры и директивы немецкого штаба пропаганды в Крыму об идеологической обработке населения. И именно этот штаб начал работу по формирования системы школьного образования.
Воспоминания жителя Симферополя Григорова У.П. рисуют нам положение школ в первые дни ноября 1941 г.: «Все школьные помещения были отведены воинским частям. Школьный инвентарь: парты, столы, стулья пошёл на топливо. Учебные пособия были выброшены в мусорные ящики» [3,л.107 ].
Также, в период оккупации, в Симферополе выходит газета «Голос Крыма. Эта газета являлась носителем пропагандистских идей фашистов, выходила под контролем оккупационного штаба пропаганды и военного командования.
И вот в № 1 газеты «Голос Крыма» от 1 января 1942 г. мы находим объявление о том, что: «Отдел культуры Симферопольского городского Управления доводит до сведения учащихся начальной и средней школы о предварительной регистрации в период 2-10 января.
Регистрация проводится в помещении дома № 21 по улице Салгирной (Кировской) улице во дворе».
По каким же учебникам предстоит учиться школьникам? На этот счет у немецкого командования есть особое мнение, которое оно выражает в предписании от 22 января 1942 г. Оно следующего содержания: «Городское Управление Симферополя предлагает учащимся низших, средних и высших учебных заведений сдать в период с 20 по 31 января все имеющиеся у них учебники, учебные пособия и карты советского производства. Выполнение этого распоряжения совершенно обязательно» [16]. Вместо советских учебников фашистам нечего предложить и только в июле 1943 года школьный подотдел Отдела культуры предпримет безрезультатное составление учебников по русскому языку для всех классов начальной школы и 5,6 и 7 классов средних школ.
Только в феврале оккупационные власти публикуют извещение в «Голосе Крыма» № 16 от 22 февраля 1942 г. «14 февраля, с разрешения г-на Коменданта, начались занятия в одной из намеченных к открытию в текущем учебном году начальных школ. Предложено открыть еще 6 школ в городе и 4 в пригороде.
К сожалению, под школы временно отведены небольшие здания, в силу чего возможно иметь в каждой школе по 4 отделения и охватить не более 960 из зарегистрированных 1800 детей, обучающихся в начальной школе». Обратим внимание, что не сказано в какой именно школе начались занятия.
1 марта 1942 г. в «Голосе Крыма» № 18 находим статью под громким названием «Новая школа». И в ней опять туманные сообщения о том, что «В ближайшие дни открывается начальная школа № 4, по Греческой улице,12. Запись учащихся производится ежедневно с 10 до 14 ч. в помещении школы». Это здание сейчас часть помещений Крымской епархии у Свято-Троицкого собора по улице Одесской,12.. А до революции в нем размещалась Греческая гимназия.
В школах было организовано питание учеников. Например, в апреле 1942 года публикуется сообщение: «Отделение столовых удовлетворило ходатайство отдела культуры о снабжении местных школ для завтраков учащихся бубликами. С этой целью ежедневно 4-й столовой будет выпекаться 450 бубликов весом 150 граммов каждый» [19].
Немцы в апреле 1942 года — открывают украинскую начальную школу в доме № 1 по Севастопольской улице. Даже объявление об этом напечатали 12 апреля 1942 г. в № 20 «Голоса Крыма» на украинском языке. И подпись под объявлением интересная — «Инициативная группа учителей». Были созданы также армянская и татарская школы[18; 20]. Продолжение об учебе в украинской школе следует 27 сентября 1942 г.: «Начала работать 2-я украинская средняя школа. 6 классов этой школы укомплектованы украинскими учителями. Преподавание проводится на украинском языке.
Регистрация учащихся (всех национальностей) пройдет в помещении школы (ул. Гоголевская,7)».
Относительно начала нового 1942-1943 учебного года имеется распоряжение городского головы Л.С. Севастьянова, который предложил Отделу культуры Симферопольского городского Управления предусмотреть с начала года полный охват школьным обучением всех детей в возрасте от 7 до 12 лет[14 ].
По сообщению газеты «Голос Крыма», 1 сентября приступили к занятиям 3, 4, украинская, татарская и пригородные школы г. Симферополя (Ново-Сергеевка, Ново-Романовка, Жигулина Роща и Чокурча) [22 ].
А тем временем 25 сентября 1942 г. подотдел школ Городского управления разработал план охвата Симферополем сетью школьных учреждений. Этот план выглядит следующим образом: «Намечено к открытию 6 средних школ, а именно: на Красной горке, в Рабочем поселке, в Жигулиной Роще, на Евпаторийском шоссе, на Бахчи-Эли (в помещении 33 школы), на Училищной улице (татарская средняя школа).
Кроме того, подотдел школ предполагает открыть еще одну начальную школу – в районе вокзала и одну в районе Нового города. Обсуждался вопрос открытия школы для глухонемых» [24 ].
Только в октябре 1942 года встречается первое упоминание о работе симферопольской средней школы № 1. Располагалась она по ул. Высокой (бывш. ул. Буденного) в доме № 14. Здание школы сохранилось до наших дней. В настоящее время здесь находится библиотека им. Л. Толстого. А улица в настоящее время носит имя Крейзера. Известна даже фамилия директора школы № 1, возглавлявшего ее в 1942-1944 гг. Это некто И. Четыркин[25]. В октябре 1942 г. в средней школе № 1 были дополнительно открыты параллельные классы5,6,7 и 8 [26]. Этих классов всего в школе будет 24 класса вместо 20.
На улице Длинной, 52 (район Красной горки) в октябре 1942 года открывается еще одна школа в бывшем помещении 15-й школы. В газете открытие школы пафосно названо ещё одной культурной победой [27].
В первом полугодии функционировало только 9 начальных школ. Во втором их число возросло до 12 (12 нормальных средних школ).Количество учащихся возросло с 761 человека в январе 1942 г. до 5113 человек в декабре 1942г. Количество открытых классов во всех школах увеличилось соответственно с 34 до 161. Отметим, что эти данные были опубликованы в №34 «Голосе Крыма» 20 марта 1943 г. и, видимо, сильно преувеличены.
8 марта 1943 г. на Малогабаритной, № 5, открывается школа для глухонемых. В школе обучается 15 человек, однако газета сообщила об этом только 31 марта [29].
Анализируя итоги предыдущего учебного года находим следующую информацию: «В первом полугодии функционировало 9 начальных школ. Во втором полугодии их число возросло до 12. Количество учащихся, охваченных начальным и средним образованием возросло с 761 человека в январе до 5113 человек в декабре. Количество открытых классов во всех школах увеличилось соответственно с 34 до 161» [28]
Странная система формирования классов. Судя по объявлениям, набор в школу шёл непрерывно, т.е. круглый учебный год. Вот, забегая вперед, читаем в газете «Голос Крыма» от 30 июня 1943 г.: «Полная средняя школа № 1 с 1 по 15 июля принимает заявления во все классы от вновь поступающих учащихся».
И только в конце марта 1943 года руководитель городского школьного отдела Городского управления Шаладиев вносит предложение провести указ об обязательном школьном образовании, т.к. в это время резко уменьшилось количество учеников с 6000 до 4000 [2, л.17].
В первые дни оккупации немецкие власти обошлись с интеллигентами Симферополя довольно своеобразно. В воспоминаниях У.П. Григорова читаем: «Интеллигенция города оказалась без работы. Учителя, врачи, инженеры были вызваны биржей труда и направлены на работы по уборке улиц» [4, л.107].
И после этих событий, лицемерно звучат сообщения «Голоса Крыма» о работе учителей. Как, например, статья в № 16 от 22 февраля 1942 года: «С большим подъемом работают преподаватели в новых условиях, без гнета наркомпросовских чиновников. С интересом слушают дети объяснения учительниц и прилежно занимаются. Нет и следа прежней разнузданности, дисциплина на уроках и переменах образцовая». В дальнейшем мы вернемся к описанию поведения детей на уроках и работе преподавателей.
Немецкие власти столкнулись с большой проблемой подбора учительских кадров. На работу принимали учителей бывшей царской системы образования, которые закончили преподавательскую работу после революции. Интересно об этом говорят документы Штаба пропаганды.
В донесении Штаба пропаганды о собрании учителей 27 мая 1943 года в главе «Соображения о линии поведения учительства в связи с положением молодежи» говорится: «Учителя в большей части — это старые и больные люди, лишенные энергии, сломленной их жизнью в Советском государстве. Эти учителя не стремятся ни к чему, кроме покоя. Значительная часть учителей считается с возможностью возвращения красных. Часть учителей настроена по-большевистски и более или менее открыто поддерживает враждебное настроение юношества. Причина заключается в зимнем наступлении советских войск. Директора школ удостоверяют:- поведение учителей в этот период сильно изменилось. Часть из них вела секретные беседы с учениками» [2, л.13].
Далее в этом донесении читаем: «Одна учительница сказала: «Как я могу преподавать то, что мне совершенно чуждо? Я привыкла читать Маяковского, Горького, Шолохова». Отдел культуры стремился опереться на старых учителей, которые не преподавали в советской школе, учителей времен царизма: «В одной школе работает учитель, который 25 лет не преподавал и забыл совершенно свою профессию. Он ходит в лохмотьях и подвергается насмешкам. Старая ворчливая учительница, которая каждый урок вызывает к доске только одну ученицу» [2, л.14].
Отдел культуры горуправы не забывает и о поощрении учителей принявших немецкий режим. С 22.04.1943 г. во всех учебных заведениях города начались пасхальные каникулы, которые продолжались по 30 апреля. На время каникул 9 учителей выехали в Дом отдыха в Алупку [32].
Стремление детей к знаниям и во время оккупации остается высоким. В Симферопольской средней школе № 1 в апреле 1943 года был организован кружок по изучению высшей математике. В кружок записалось 35 выпускников, интересующихся высшей математикой. Занятиями этого кружка руководил В.В.Лопатень, доцент бывшего Педагогического института. В кружке изучаются аналитическая геометрия и математический анализ. Предполагалось изучение механики [30].
Ученики школ города, помимо учебы и сельхозработ, ведут благотворительную деятельность, выступают с концертами перед жителями: «Приказом по Городскому Управлению объявлена благодарность педагогическому персоналу и учащимся 1-й Симферопольской средней школы за инициативу, выразившуюся в устройстве двух благотворительных вечеров в пользу бедных города, а также за постановку в школе художественного воспитания детей, благодаря которому среди учащихся повысился интерес к литературе искусству» [29] .
Будет еще несколько концертов школьников средней школы № 1: « Сегодня 4 июня 1943 г., в кино «Централь» состоится спектакль-концерт, устраиваемый средней школой № 1 с благотворительной целью. В концерте участвует хор школы, есть номера музыки и декламации» [34].
И в следующем донесении, того же периода, в Штаб пропаганды мы читаем: «…За 19 лет не произошло ничего, чтобы перевоспитать школьную молодежь…В то же время на школьных досках появляются враждебные надписи, портреты фюрера разорваны и т.д.” [2, л.10]. Так школьники принимали новый порядок.
Какие же задачи ставили перед собой фашисты и их приспешники в деле обучения молодежи. Как писали в те годы газеты: «…В этих (советских) школах воспитывалась беспринципная, безыдейная молодежь, не признающая ничего святого. «…Говорит директор школы Татьяна Михайловна: «Воспитать ученика так, чтобы слово учителя было для него законом, чтобы школа для него была святее святых. Входя в школу, ученик должен отряхнуть грязь со своей одежды и со своей души» [21] . Как высокопарно высказывается этот педагог.
Что касается учебного процесса, то здесь хочется обратить внимание на методы воспитания. В основном это- использование школьников на сельхозработах.
И для привлечения в школы уже требуются властные распоряжения, такие как вот это, от 16 августа 1942 года: «В связи с началом 1 сентября 1942 г. занятий в народных и средних школах (1-10 классы), школьный подотдел Отдела культуры проводит обязательную регистрацию детей и подростков с 7 до 17 лет (д.№ 27 по ул.Салгирной)».
А об учебе в украинской школе читаем в статье неизвестного журналиста, даже не подписавшегося под своим творением в «Голосе Крыма» 2 августа 1942 г.: «…Дети только сегодня увидели портрет Шевченко, они только сегодня узнали кто он такой».
А вот как начинается учебный 1942-1943 год в средней школе № 1:
«…Всем хотелось видеть помещения своих классов. Из-за отсутствия парт расставили столы и стулья. Прибыл Городской Голова Л.С. Севастьянов» — это из газеты «Голос Крыма» от 23 сентября 1942 г.
Начинается наступление Красной Армии по всему фронту. Немецкие войска отступают с Кавказа. И видимо в связи с этим каникулы в школах, как сообщает «Голос Крыма» 15 января 1943 г.,продлеваются по 18 января. С 19 января в школах начнется второе учебное полугодие.
Обратим внимание на то, что сроки каникул регулируются военным командованием, т.е. целесообразность и длительность каникул устанавливает не комендант, как ранее, а штаб армии группы «А»: «На основании распоряжения Германского Командования, летние каникулы устанавливаются с 15.07 по 31.08., а для сельских школ с 15.06. по 31.07.
Учащиеся старших классов, освобожденные от поездки в Германию, должны посещать школу до конца учебного года, в противном случае они не получат установленных аттестатов и свидетельств» [33].
По сообщениям газеты «Голос Крыма» во всех начальных и средних школах Симферопольского района с 26 мая начались экзамены. Экзамены проводились в 4-х и 5-х классах по русскому языку (в национальных школах по родному языку), арифметике и немецкому языку. В 6-х классах помимо русского и немецкого языка по алгебре и естествознанию, а в седьмом также по геометрии и физике. В городских школах экзамены начнутся в конце июня и продолжатся до 14 июля [36].
Однако, обстановка на фронте для немцев неблагоприятная. Советские войска уже у ворот Крыма и выпуск в школах нужно проводить по-быстрее. И отдел культуры 7 июля 1943 г.переигрывает ранее принятое решение: «Приближаются экзамены в школах. Они будут проводиться только в выпускных десятых классах. В остальных классах учащихся переводят на основании годовой успеваемости» [41]. Экзамены начинаются 9 июля 1943 года:
11 июля в средней школе №1 состоялся выпускной вечер, на котором учащиеся 10 классов получили аттестаты об окончании средней школы. В газете «Голос Крыма» от 18 июля 1943 года помещен большой репортаж об этом событии. Тем более, что школу почтил своим вниманием необычный гость: «В среднюю школу № 1 г. Симферополя на торжественный акт, посвященный окончанию учебного года пригласили много гостей. Почетным гостем школы был генерал-фельдмаршал фон Клейст. Он запросто, в качестве гостя присутствовал на выпускном вечере» [43]. В это время он как командующий танковой армией группы армий «А» отступил с Кавказа и со своим штабом находился в Симферополе. Видимо, чтобы снять напряжение, он и заглянул в школу. Дальнейшая судьба его печальна. В 1944 году его увольняют за поражение, а после войны он был осужден советским трибуналом как военный преступник и умер в тюрьме в 1954 году [12, с. 877].
На 1 сентября 1943 года в школах Симферополя насчитывается 5063 учащихся. Однако на 14 декабря 1943 года уже почему-то 4453 учащихся. Из них 1976 мальчиков и 2474 девочки. Самих школ насчитывается 25. Педагогов во всех школах 249 человек [45].
По итогам первой четверти 1943-1944 учебного года известно следующее: «В средней школе № 1 наличные учебные планы выполнены. Успеваемость по школе равна 72%. По татарской школе № 16 есть небольшое недовыполнение учебных планов, успеваемость 80%. В средней школе № 8 успеваемость выполнена за исключением некоторых тем по естествознанию. Успеваемость76%» [46].
В феврале 1944 г. Немецкой администрацией и Городским Управлением предпринимается попытка реформы школьного образования- создание гимназий и прогимназий, а также переход на раздельное обучение мальчиков и девочек. Предполагалось введение формы для учащихся. Открытие гимназий было назначено на 16 марта 1944 года [48]. Затем срок открытия гимназии перенесли, из-за ремонта помещений, на 27 марта 1944 года [49]. И только 29 марта газета сообщила об открытии гимназии № 1 и празднике в честь этого в городском саду [50].
Но всем планам профашистского отдела образования Городского управления не удалось свершиться , так как 13 апреля 1944 года Симферополь радостно встречал освободителей. Красная Армия совместно с крымскими партизанами принесла освобождение жителям Симферополя и дети вновь пошли в родные школы..
Список источников и литературы