Э.Носкова, А.Носков (Керчь)
«Батальонная» церковь. К истории керченских православных храмов в бывшем здании музея на г. Митридат.
«Керчь расположена точно так, как обыкновенно располагались греческие города – амфитеатром, – отметил более 100 лет назад Константин Петрович Победоносцев, известный государственный деятель. – И здесь над городом возвышается площадка, увенчанная четвероугольным зданием с колоннами, в виде греческого храма, в котором помещался прежде музей, ныне же помещается церковь» [1]. Речь идет о церкви св. блгв. кн. Александра Невского. В дальнейшем в этом здании устраивались и другие православные церкви.
Здание музея на г. Митридат «…было интересно в художественном отношении, представляя великолепный образец дорического стиля, …видное издалека с моря…» [2]. Оно было построено в 1835 году по проекту одесского архитектора Джорджо Торричелли [3], воспроизводившее, как принято считать, облик афинского храма Тезея. Однако, по иным сведениям, это была копия храма Гефеста в Афинах [4]. На строительство здания было израсходовано 35 404 рубля ассигнациями [5].
Во время Крымской войны «…керченский музей подвергся совершенному разграблению, особенно со стороны англичан» [6]. Как сообщала газета «Таймс»: «Пол музея покрыт на несколько дюймов слоем из осколков разбитых ваз, урн, скульптур, бесценным прахом их содержимого, обуглившимися кусочками дерева и кости, смешанными со свежими обломками полок, столов и ящиков, в которых они хранились. Ничто из того, что могло быть разбито или сожжено, не избежало кувалды или огня» [7]. В завершение англичане завезли сюда на хранение порох.
После войны было возбуждено ходатайство перед Городской думой об отводе участка земли в городе для строительства нового музея [2]. А здание музея на г.Митридат, по представлению градоначальника контр-адмирала А.П.Спицына и ходатайству преосвященного Димитрия, епископа Херсонского и Таврического, в 1859г. по Высочайшему повелению было передано духовному ведомству для обращения в православную церковь. На протяжении более полувека, между 1860г. и 1923г., оно было востребовано для нескольких православных церквей. Первый храм «был устроен в 1860г. на пожертвования жителей Керчи по четверти копейки с рубля из сумм, назначенных в вознаграждение за потери, понесенные в войну и на доброхотные пожертвования. Ремонт здания и устройство церкви стоили 6278 руб. 48 коп. серебром» [5]. Вблизи храма была построена караулка для сторожа, а также временная колокольня на двух каменных столпах. Керченский потомственный почетный гражданин Иван Петрович Митров стал первым церковным старостой Александро-Невской церкви. В этой должности он был утвержден 3 марта 1861 года, и в этом же году пожертвовал в пользу храма различные вещи на сумму 1784 рубля [8].
12 июня 1861 года церковь освятил преосвященный Алексий, епископ Таврический и Симферопольский, во имя св. Александра Невского. В 1872 г. после перемощения пола в алтаре, с разрешения преосвященнейшего Гурия, епископа Таврического и Симферопольского, 31 июля престол был освящен вновь. К 1875 г. колокольня была устроена на четырех каменных столпах.
Первым настоятелем храма с 12 июля 1861 года был священник Николай Иоаннович Кумпан. Позднее, в 1863 г., он по прошению перешел на службу по военному ведомству [9]. Был священником в 151-ом пехотном Пятигорском и Кавказском линейном №8 полках. За отличия при покорении Кавказа награжден орденом Св. Анны III степени с мечами, серебряной медалью «За покорение Западного Кавказа» и крестом «За службу на Кавказе». В конце 1863 г, за неимением священника, благочинный поручил Александро-Невский приход наблюдению иеромонаха Феофила, а затем священнику Керченского карантинного полубатальона прот. Симеону Старжицкому. С 1864г. по 1870г. настоятелем храма был священник Николай Иоаннович Грамматикаки, участник Крымской войны, награжденный серебряной медалью «За защиту Севастополя».
Примечательно, что вся последующая история митридатского храма оказалась связанной с военным сословием. В различные годы к Александро-Невскому приходу были приписаны целые воинские части и команды. Например, в конце 1860-х — начале 1870-х годов к приходу Александро-Невской церкви был временно приписан Керченский крепостной батальон в количестве 453 душ мужского и 144 душ женского пола [10]. В 1875 г. были временно приписаны Керченская местная команда, Провиантский магазин и команда Морского ведомства общим числом 234 души мужского и женского пола.
По малочисленности прихода в 1872 г. причт Александро-Невской церкви г.Керчи состоял из настоятеля и псаломщика [12]. Причт не имел ни жалованья, ни земли, а только получал квартирное пособие по 240 рублей в год из церковных сумм. В 1883г. прихожан было 1859 душ. К приходу относились: «часть города Керчи и шесть деревень на пространстве 4-17 вёрст: Джаржава (сейчас дачные участки южнее начала Феодосийского шоссе), Камыш-бурун (деревня не существует, находилась в черте современного микрорайона Аршинцево ), Новоалександровка (исчезнувший населённый пункт, находился примерно в 1 км севернее Чурубашского озера), Тобичик (ныне с.Челядиново), Чурубашы (ныне с.Приозерное) и Эльтиген [13].
С 1877 года в стенах здания стали показываться трещины, отправлять богослужение пришлось признать опасным, и со 2 декабря 1883г. церковь была закрыта, а прихожане получили право устроить новый храм [14]. 22 декабря 1883 г. благочинный Керченского округа, ввиду недостатка средств, обратился с ходатайством №4558 в Городскую думу об оказании денежной помощи на приспособление наемного помещения для Богослужений на время ремонта храма на г. Митридат, или же для постройки новой церкви. 17 января 1884г. большинство гласных гордумы высказались за наем помещения не более чем на 4-х летний срок. Предлагали выделить для этой цели сумму от 300 рублей до 600 рублей. Большинство гласных решили ограничиться 300 рублями. В повторном осмотре храма губернским архитектором гласные отказали, так как новые трещины на восточной стене здания не появились [15].
Выдача денег на наем помещения затянулась [16] и до постройки нового храма прихожане Александро-Невского прихода посещали Иоанно-Предтеченскую церковь [17]. Затем, в 1886 г. по разрешению епархиального начальства (указ Таврической духовной консистории №1000 от 24 февраля) на средства прихожан в церковном доме был устроен временный молитвенный дом во имя равноапостольных Константина и Елены для Александро-Невского прихода. Этот храм находился недалеко от Иоанно-Предтеченской церкви. Вскоре были собраны деньги на строительство молитвенного дома, который и был построен в 1887году [18]. Вопрос же о строительстве нового здания церкви Городской думой так и не был разрешён. Александро-Невская церковь так и осталась во временном здании по ул.Босфорская, 14 (ныне ул.Свердлова, 20) [19].
Аварийное здание бывшей Александро-Невской церкви на г. Митридат пустовало и разрушалось.16 января 1886 г. Городская дума предприняла попытку снести здание и даже выделила для этого 600 рублей [20]. Позднее, в 1893 г. Городская управа добивалась у Таврического архиепископа Мартиниана разрешения его разобрать, а из полученного материала на месте престола построить часовню, при ней жильё для сторожа, а окружающую площадь засадить деревьями. По прошению керченских властей Таврический епископ уведомлением №2088 от 29 мая 1893 г. передал здание бывшей Александро-Невской церкви в ведение городского управления. Керчь-Еникальский градоначальник предпочел сохранить здание и потребовал от Городской управы выделить 3000 рублей на его ремонт [21]. Однако это решение так и осталось на бумаге, о чём свидетельствует «Ведомость о невыполненных расходах, числящихся на 1 января 1896г» [22], в которую попала и Александровская гимназия, ожидавшая средств на строительство церкви:
№№ статей | Название статей | сумма | |
рубли | копейки | ||
143 | На ремонт бывшей Александро-Невской церкви | 2637 | —— |
—- | На пособие Александровской гимназии на постройку церкви | 1000 | —— |
На здание бывшей Александро – Невской церкви в 1900г. безуспешно претендовала лютеранская община г. Керчи [23].
В 1903 г., по донесению керченского благочинного протоиерея Владимира Донского: «Бывший храм стоит без кровли и потолка, дверей и окон в нём нет, на месте св. престола груда камней, внутренность храма превращена в ретирад, стены храма написаны и изрисованы безнравственными надписями и рисунками, вокруг храма ограды нет, она разворована, существовавшие близ церкви памятники разрушены, … деревья вырублены» [21].
Осенью 1903 г. всвязи с ожидаемым развертыванием Евпаторийского резервного батальона в полк командир части обратился в городскую думу с ходатайством о предоставлении под полковой храм бывшего здания Александро – Невской церкви или Св.-Афанасиевской церкви. Керченский благочинный отношением от 3 ноября 1903 г. указал на маловместимость кладбищенской (Св.- Афанасиевской) церкви и рекомендовал городской думе предоставить под полковой храм бывшую Александро – Невскую церковь.
В конце 1903 г. приказом по военному ведомству №493 расквартированый в Керчи 211-ый пехотный Евпаторийский резервный батальон был преобразован в 2-х батальонный полк того же номера и наименования. Евпаторийский резервный батальон в Керчи упоминается с мая 1891 г. как бывший 58-й резервный пехотный (кадровый) батальон. До развертывания в полк был 5-ти ротного состава, численностью около 500 человек. На открывшуюся вакансию полкового священника в 53-й пехотной резервной бригаде был назначен священник Владимир Кедров. В начале 1904г. запущенное здание на г. Митридат было предоставлено 211-ому пехотному Евпаторийскому резервному полку для устройства полковой церкви. На полный ремонт здания и пристройку рядом каменной караулки со звонильной наверху Городская дума выделила 6500 рублей. Работы велись шесть месяцев.
Воины полка « … средствами своей воинской семьи и дружной посильной работой, кто чем мог, без расходов для казны, оборудовали храм вполне внутри: начиная с иконостаса, работы мозолистой руки русского воина, и кончая лампадкой подвесочной, кропотной работой полковых дам» [24]. Храм был увенчан позолоченным крестом.
Накануне дня освящения совершено было всенощное бдение, в котором участвовало почти всё духовенство г.Керчи с благочинным, настоятелем Св.Троицкого Собора протоиереем Владимиром Станиславским. Богослужение совершалось с полной торжественностью, при массе молящихся, пел полковой хор из солдат. Снаружи вся церковная площадь была украшена флагами, а здание храма убрано разноцветными фонариками.
11 ноября 1904г. в 8 часов 30минут утра раздался первый удар церковного колокола. К этому времени Евпаторийский полк был выстроен в полном составе. Командир полка полковник Горецкий с полковым знаменем проследовал в церковь, где собрались представители всех ведомств города и его именитые граждане [25].
Полковой священник Владимир Кедров, крепостной священник Михаил Корыстин с институтским священником Александром Глебовым во главе, совершили водосвятие. К началу самого чина освящения прибыло городское духовенство в количестве 8 человек при двух дьяконах. Храм был освящен во имя Святителя Петра, Митрополита Московского и всея Руси, Чудотворца, небесного покровителя 211-го пехотного Евпаторийского резервного полка. Пастырское слово произнёс полковой священник о. Владимир Кедров: «Сегодня день освящения храма сего, день его воскресения от того запустения, в коем он стоял несколько лет, по грехам нашим. Настал желанный день, день светлого торжества для нашей воинской семьи: освящение нашего полкового храма во имя и честь духовного покровителя нашего полка Святителя Петра, Митрополита Московского и всея Руси, Чудотворца.
Духовная радость наша преисполнена ещё и тем обстоятельством, что вместе с нами сорадуются и соторжествуют и многие из сограждан Богоспасаемого града сего. При виде такого многочисленного собрания молящихся, невольно хочется, от избытка сердца,
устами говорить. Как после серых осенних дней бывает радостно на душе, когда прогля-нет и ярко осветит красное солнышко, так, и даже ещё больше, должен быть радостен настоящий знаменательный день для всех нас собравшихся… Затем началась Божественная Литургия, после которой соборно отслужили молебен Святителю Петру и провозгласили многолетие Императору, Царскому дому, Св.Синоду, Епископу Таврическому и Симферопольскому Николаю и Протопресвитеру о.Александру, Христолюбивому воинству, благотворителям и украсителям св. храма сего и всем православным христианам” [24].
Богослужение закончилось к 12 часам дня, затем начался парад в присутствии начальника керченского гарнизона генерала Богуцкого [26]. После парада командир полка и офицеры пригласили гостей в полковое собрание на скромную трапезу.
Во время пребывания Евпаторийского полка на полях сражений Русско-японской войны, в этом здании в 1905 г.- начале1906 г. находилась церковь 279-го пехотного Ялтинского полка [27]. По возвращении Евпаторийского полка и до его расформирования в 1910 г. в нем вновь была церковь воинов — евпаторийцев. За боевые отличия, отлично усердную службу и труды во время Русско-японской войны священник Евпаторийского полка о. Владимир Иоаннович Кедров был награжден орденом Св. Анны 2-й степени с мечами.
В 1906 году решением Городской думы была передана в ведение церкви Евпато-рийского полка часовня Стемпковского [28]. Эта часовня-мавзолей в классических формах была возведена в 1834-1835г.г. над могилой Керчь-Еникальского градоначальника И.А. Стемпковского [29]. В 1855 году её разграбили и осквернили англо-франко-турецкие оккупанты. Союзники выломали даже позолоченный крест [30]. Но только в 1914 году часовня была восстановлена. На ремонт храма городской архитектор запросил у думы 300 рублей [31]. Освящение возобновленной часовни состоялось 12 октября 1914 г. Согласно постановления гор. думы от 23 октября 1914 года в часовне перед образом Спасителя была установлена неугасимая лампада [32].
После расформирования 211-го пехотного Евпаторийского резервного полка в 1910г. на заседании Гарнизонной комиссии по разрешению вопросов о расквартировании войск по новой дислокации 18 и 23 февраля 1910 г. было принято решение о передаче городу со дня освобождения от церковной утвари и прочего имущества церкви городского помещения, находящегося на г.Митридат и отведенного в 1904 г. для устройства церкви Евпаторийского полка [33]. Большая часть вооружения и имущества со складов «НЗ» расформированной части была передана 51-му пехотному Литовському полку, а личный состав направлен на пополнение частей 7-го армейского корпуса. Об одном из офицеров 211-го Евпаторийского полка, поручике Андреади Дмитрии Георгиевиче, следует сказать особо. В Руссо-японскую войну за боевые отличия он был награждён орденами. Не позднее 1910 года для дальнейшей службы направлен в 51-ый Литовский полк (в Симферополь). Стал лётчиком. Летом 1912года совершил дальний перелёт по маршруту: Севастополь-Одесса-Харьков-Москва-Петербург. В 1913 г. возглавил первуй групповой перелёт по маршруту: Севастополь-Евпатория-Севастополь. 7 марта 1914 года погиб в авиакатастрофе и был похоронен на севастопольском Братском кладбище.
С расформированием полка городской бюджет лишился немалого источника пополнения. Так, за нанимаемые для полка помещения город получал от казны приличные по тому времени суммы, например, за нанимаемые помещения по 1-ой и 2-ой Босфорским улицам для размещения рот и по Херхеулидзевской улице для склада сухарей и погреб для хранения пищевых продуктов годовая плата составляла 2000 руб., а за военную церковь на Митридате по 720 руб. Городская дума немедленно обратилась с ходатайством о размещении в градоначальстве какой-либо части, но получила отказ.
Традиционно на Руси на месте престола бывшей церкви ставили часовню [35]. Вопреки этому, а также прошению о передаче здания церкви из Духовного ведомства городу Керчи в 1913 г. 22 августа Городская дума принимает решение о передачи ведомству императорского двора церкви и сторожки на г.Митридат во временное пользование для устройства эпиграфического отделения Керченского музея древностей [34], но это решение Гор. думы не было реализовано.
Очередной ремонт церковного здания на горе Митридат был произведен в 1914 г. [38], и в этом же году бывшая военная церковь, называемая керчанами «Батальонной», стоимостью 7203 руб. 31 коп. была передана Архивному ведомству [39].
Во время Первой мировой и Гражданской войн возможно устройство храмов в здании на г. Митридат. Например, с митридатским храмом автор статьи «Война без побеждённых и победителей» связывет Главнокомандующего Вооружёнными Силами на Юге России (с 28 апреля по ст. ст. 1920г. – Русская армия) генерала барона П.Н.Врангеля, в котором он был на молебне. Как следует из «Записок» генерала Врангеля, во время десанта генерала С.Г.Улагая на Кубань, в 1920 году он дважды находился в Керчи, с 10 августа и с 19 августа (по ст. ст.). Вероятно, рано утром 11 августа он был на молебне в гарнизонной церкви (или церкви Корниловского военного училища?) усроенной в здании храма на Митридате. А затем он переправился на кубанский берег, в ст.Тамань, где говорил со станичным сбором. После исхода Русской армии в 1920 году храм пребывал в запустении.
Оставшийся после Крымской кампании без собственного здания и ютившийся после этого в наемных помещениях музей получил в 1922 г. постоянное помещение – дом фабриканта Месаксуди, в котором находится по сей день. К 1925 г. здание церкви на Митридате уже принадлежало музею, который поместил в нем «…надгробия, погребальные урны, наиболее типичную античную посуду, бронзовые и железные изделия, терракоты и пр.» [42]. Несмотря на то, что через год потребовалось укрепить фундамент одного из оседающих углов, филиал Керченского историко-археологического музея оставался в здании на г. Митридат до 1939г [38].
Таким образом, в ведении музея вновь оказалось красивое здание с колоннами, простоявшее более ста лет, с 1835г. по 1959г. Хотя оно и было построено для музея, по прямому назначению использовалось менее 40 лет, более 50 лет оно находилось в распоряжении Православной церкви. Последней в нем была военная церковь, известная как «батальонная». Во время Великой Отечественной войны историческое здание на г. Митридат сильно пострадало [43], и было снесено в 1959г. [38] .
На месте митридатского храма в 1960-х годах был построен ресторан «Митридат», от которого после пожара в конце 1980-х годов остались развалины.
Приложение
Священнослужители церквей в здании бывшего музея на г.Митридат:
Указатель имён
10.Петр (? – 1326г.), митрополит. Родился на Волыни. Вместе с князем Иоанном Калитой в 1326г. заложил в Москве первый каменный храм, ныне Успенский Собор Московского Кремля. Перенёс митрополичью кафедру из Владимира в Москву. В 1339г. святитель Петр причислен к лику святых. В Керчи храм во имя Святителя Петра с 11 ноября 1904г. – не позднее 1910г. Церковь чтит память Святителя Петра, Митрополита Московского и всея Руси 21 декабря (3 января по новому стилю).
Источники и литература.
1.Победоносцев К.П. Письма о путешествии Государя наследника цесаревича по России от Петербурга до Крыма. – М., 1864. – с.562.
2.Марти Ю.Ю. Сто лет Керченского музея (исторический очерк). – Керчь, 1926. – с.17, 23.
3.Воронов А.А., Михайлова М.Б. Боспор Киммерийский. – М., 1983. – с.75.
4.Федосеев Н.В. Керченский музей древностей//Вестник древней истории. 2002. — №1. – с.160.
5.Памятная книжка Керчь-Еникальского градоначальства на 1863 г. – Керчь, 1863. – с.252.
6.Сосногорова М. Путеводитель по Крыму для путешественников. – Одесса, 1871. – с.336.
7.Ищенко Н. К 150-летию Крымской войны//Литературный Крым. 2005.-18 марта.
8.Государственный архив в Автономной Республике Крым (ГА АРК), ф.118, оп.1, ед.хр.6068, лл.22,23.
9.ГА АРК, ф.118, оп.1, д.6436, л.7 об.
10.ГА АРК, ф.118, оп.1, ед. хр.6068, л.26.
11.Таврические епархиальные ведомости. — Симферополь, 1871. – с.40.
12.Таврические епархиальные ведомости. – Симферополь, 1873. – с.380.
13.Гермоген, епископ Псковский. Таврическая епархия. – Псков, 1887. – с.338.
14.Зенкевич Х.Х. Керчь в прошедшем и настоящем. – Керчь, 1894. – с.118.
15.ГА АРК, ф.162, оп.2, ед. хр.1269, лл.6, 174.
16.Механиков С.В. Александро-Невская церковь//Боспор, 2008. – 3 января.
17.Архив Керченского историко-культурного заповедника (КИКЗ), оп.5, ед. хр.116, л.7.
18.Храм Божий. Из истории храма святого благоверного князя Александра Невского (1993-2003) и нашего Отечества. Редактор – протоиерей Сергий Коваль. – Керчь, 2003. – с.19.
19.Православная Керчь. Набор открыток. К. и В.Ходаковские. – Керчь, 2005. – открытка №8.
20.Роспись расходов города Керчь-Еникале на 1886 год. – Керчь, 1886. – с.4.
21.ГА АРК, ф.162, оп.2, д.2501, лл.15, 16. Архивный материал любезно предоставил ст. научный сотрудник КИКЗ С.В.Механиков.
22.Росписи доходов и расходов города Керчи на 1896 год. – Керчь, 1896. – с.88.
23.Александро-Невская церковь на Митридате//Крымский вестник, 1900. — 19 июня.
24.Кедров В., священник. Поучение, сказанное по случаю освящения полкового храма 211-го пех. рез. Евпаторийского полка. – СПб, 1905. – с.36-37.
25.Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА), ф.400, оп.17, д.16142, лл.10-23.
26.РГВИА, ф.400, оп.17, д.22954, лл.1-7.
27.Памятная книжка Керчь-Еникальского градоначальства. – Керчь, 1906. – с.19.
28.Быковская Н.В., Перепелкина Н.В. Керчь, ХХ век, год 1906// Керченские ведомости, 2001. №1.
29.Тункина И.Т. Иван Алексеевич Стемпковский. Материалы к биографии // ΣΥΣΣІΤІΑ. СПб., 2000. – с.367.
30.Тункина И.Т. Русская наука о классических древностях юга России (XVII — середина XIXвв.). – СПб., 2002. – с.305.
31.ГА АРК, ф.455, оп.1, д.8539, л.170.
32.ГА АРК, ф.455, оп.1, д.8419, л.3.
33.ГА АРК, ф.455, оп.1, д.7700, л.2.
34.ГА АРК, ф.162, оп.2, ед. хр.7048, л.129 об.
35.Даль В. Толковый словарь живого Великорусского языка. Т.IV. – Москва, 1982. – с.584.
36.Памятная книжка Керчь-Еникальского градоначальства. – Керчь, 1914. — с.2.
37.Положение об управлении церквями и духовенством военного и морского ведомств. – СПб., 1890. – с.14.
38.Охрана и изучение памятников истории и культуры в Крымской АССР: исследования и документы. Сост. А.В. Хливнюк. Под редакцией проф. А.А. Непомнящего. – Симферополь, 2008. – с.166, 212.
39.Фонды КИКЗ, НВФ – 22082.
40.Катунин Ю.А. Изъятие церковных ценностей: «де-юре» и «де-факто» // Культура народов Причерноморья. – Симферополь, 1998. — №4. – с.91.
41.Керчь. Документы и материалы по истории города. Сост. Л.А. Михайлов. – Симферополь, 1993. – с.161.
42.Марти Ю.Ю. Керченский Археологический Музей и древности Керчи. – 1925. – с.7.
43.Иванова А. Керченский государственный историко-археологический музей им. А.С. Пушкина. // Вестник древней истории. 1948. №1. – с.186.
44.Горохов Владимир. Икары крымского неба. Из истории авиации в Крыму. 1841-1941.- Феодосия, 2006.- с.65.
45.Шеремет О. Война без победителей и побеждённых//Боспор.- 2010.- №47.