А.Неменко (Севастополь)
Мотоботчики (часть 3) Бои в Керченском проливе за Тузлу
Перебазировавшийся с 3 октября в Тамань дивизион десантных плавсредств ремонтировал мотоботы, оборудовал мастерские и базу для мелкого ремонта катеров, пополнялся личным составом. Было организовано снабжение всеми видами продовольствия.
В конце октября в состав дивизиона входили:
— 1-й отряд: — 12 ДБ, командир лейтенант В.А.Попов;
— 2-й отряд: — 12 ДБ, командир лейтенант А.М.Иванов;
— 3-й отряд: — 12 ДБ, командир лейтенант С.И.Иванец;
— отряд мотобаркасов: 12 единиц, командир младший лейтенант П.Л.Стреленко;
— 4-й отряд – в составе БТиЗ ЧФ с предназначением на пополнение убыли
десантных плавсредств; командир старший лейтенант А.В.Колобов.
В ночь с 6 на 7 октября 1943г командующий 18-й армией Леселидзе приказал занять остров Тузла – последний опорный пункт противника в Керченском проливе. Для выполнения приказа командир корпуса Гордеев издал приказ: «В ночь на 7 октября в район отметки 0,1 Тузлинской косы произвести высадку десанта в составе 144-го батальона 83-й бригады морской пехоты…»
Высадка передового отряда на ДБ 1-го отряда в районе бывшей рыбацкой пристани прошла успешно. Укрывшись за шестью рядами колючей проволоки, фашисты позволили подойти мотоботам к косе и высадить десант. Когда катера отошли, а десантники начали проделывать проходы в заграждениях, открыли шквальный огонь. Песчаный ровный берег и невысокая трава чуть поодаль от уреза воды не могли служить защитой для десантников. Слышались стоны раненых, взрывы гранат, подрывающих проволочные заграждения. Бой продолжался целый день. К вечеру противнику удалось потеснить десантников к тупику траншеи.
При отходе от берега «ДБ-33» от попаданий снарядов получил тяжёлые повреждения, накренился и затонул. Остальные, прикрытые огнём артиллерии с Таманского берега, сумели уйти.
В тихую, тёмную октябрьскую ночь на 8 октября из Тамани вышли 5 ДБ с моряками 305-го батальона морской пехоты. На переходе 2 ДБ были обстреляны артиллерией. «ДБ-23» от близких разрывов снарядов был повреждён, затем загорелся и затонул. Другой мотобот, потеряв курс, не дошёл до Тузлы. 3 катера, на одном из которых находился командир отряда лейтенант Попов, достигнув косы, начал высадку десантников у основания юго-восточной стороны косы. Странно, но берег молчал. При высадке десантников рулевой — сигнальщик «ДБ-5» краснофлотец Николай Солдатов багром одерживал катер на корме, чтобы его не развернуло лёгким прибоем. Высадка прошла беспрепятственно и мотоботы отошли от берега, взяв курс на Тамань.
С появлением утренней зари на косе всё затрещало, послышались автоматные и пулемётные очереди, взрывы мин. Коса превратилась в огненную землю, разгорелся бой. Десантники под командованием заместителя командира по строевой части 305-го БМП капитана П.К.Яброва, захватив с ходу первую траншею, продолжали отбивать яростные атаки противника…
«ДБ-5» старшины 2-й статьи Валентина Горчакова первым вернулся в Тамань. На причале уже ожидало командование дивизиона и КВМБ. Подошли вернувшиеся ДБ Василия Белозёрова, Сергея Дунаева, Василия Преловского. Моментально загрузив две роты автоматчиков, ящики с боеприпасами и «сорокопятки», катера полным ходом, среди белого дня, взяли курс к Тузле. «Пятёрка» Горчакова шёл несколько впереди остальных четырёх катеров. Этот переход оказался гораздо труднее ночного.
Ещё на подступах к косе катера попали под обстрел немецких батарей с Крымского берега, бивших залпами. До двенадцати водяных столбов поднималось перед мотоботами. Только мастерство старшин катеров, лично стоявших на управлении, спасло маленькие кораблики, порой скрывавшиеся за взметнувшимися водяными гейзерами. Маневрируя, катера прошли к берегу.
А берег встретил шквальным пулемётным огнём. Едва под днищем катеров зашуршал прибрежный песок, как десантники, захватывая боеприпасы, ринулись вперёд. В какое то мгновение, не поддающееся никаким довоенным нормативам, с мотобота Горчакова десантники на руках снесли «сорокопятку», большую на 500 литров бочку с водой и через несколько минут, выйдя из полосы прибоя, в десятке метров от берега артиллеристы открыли огонь по вражеским огневым точкам. При отходе от берега старшина мотористов «ДБ-5» старший краснофлотец Иван Найда начал заводить моторы, но кроме скрежета те не издавали никаких звуков. Моментально по пояс в воде оказались рулевой Николай Солдатов и моторист Борис Борщёв. Сразу же поняли, что на винты намотались сети, наверное, ещё довоенные.
Борщёв сбросил телогрейку и, держась за перо руля, отплёвываясь от накрывавшей время от времени волны, ножом резал пеньковые канаты. Порезал руки основательно, но винты освободили и вскоре катер, уклоняясь от взрывов снарядов, догонял ушедшие мотоботы… Были на катере раненые, имелись пробоины, поступала вода, но экипаж «пятёрки» справился, благополучно возвратившись в Тамань…
В следующую ночь снова бросок на косу с пополнением. На сей раз вражеский гарнизон Тузлы не выдержал дерзкого натиска десантников и смог продержаться только до наступления темноты. Под покровом наступившей темноты, отступив к северо-западной оконечности и прикрывшись артобстрелом с Крымского берега, немцы эвакуировали остатки своих частей в Керчь. Так, 9 октября закончились бои за освобождение на Таманском полуострове и первая десантная операция в Керченском проливе.
(Огромная благодарность А.Н.Бадякину за предоставленные материалы)