А.Неменко (Севастополь)
Керченская высадка в декабре 1941 года. Несостоявшаяся высадка
История появления этого отряда в районе Керченского пролива связана с неудавшейся высадкой в районе г. Опук. Причем эта неудача настолько (как бы сказать мягче)… неудачна, и связана с такой бестолковщиной (иного слова к этой операции не подберешь), что и описывать ее стыдно. Но нужно.
Операция, для которой все было расписано по деталям, подготовлена масса документов, для которой были выделены лучшие, приспособленные для высадки на необорудованный берег корабли, оказалась сорванной только по одной причине: по причине плохого руководства.
Руководил этой высадкой контр-адмирал Н.О.Абрамов Он начал службу в 1916году матросом Машинной школы, служил машинистом учебного корабля, миноносца, затем началась революция и Н.О.Абрамов уходит в пехоту, в морской отряд Петрограда. В 1919году оканчивает пехотные курсы РККА, но в том же году по болезни демобилизован. В 1921 году закончил высшую партшколу. В 1924 году слушатель военно-политического училища им.С.Рошаля. После окончания получает назначение комиссаром канлодки «Беднота». Заочно заканчивает параллельные классы ВВМУ им. Фрунзе, в 1929 году получает назначение помощником командира канонерской лодки «Красный Аджаристан», затем командиром канлодки «Красная Грузия». Но уже в 1930-м он поступает в Военно-морскую академию имени К. Е. Ворошилова. В 1933-м он старпом «Червонной Украины», в 1934-м нач. штаба дивизиона канлодок В 1936-м командир строящегося ЭМ «Быстрый», потом командир ЭМ «Шаумян», позже командир строящегося ЛД «Харьков», затем, военный советник в Испании, в 1940-м зам нач. штаба ЧФ, командующий Днепровской флотилией, командующий Дунайской флотилией.
В августе 1941 года Абрамов был назначен начальником Херсонского гарнизона с оставлением в прежней должности командующего Дунайской военной флотилии. В начале сентября ему была поручена оборона левого берега Днепра в районе Херсон- Днепропетровский лиман. Затем, полтора месяца (сентябрь-начало ноября) он был комендантом 2-го сектора Севастопольской обороны, числясь начальником Учебного отряда ЧФ (в результате чего 2-й сектор находился в самой низкой степени готовности), затем… Впрочем, не важно. И вроде бы опытный офицер, но …
Срыв высадки в районе г.Опук объяснить или оправдать трудно. Хотя с другой стороны, а был ли смысл высаживать десант в районе пристани Дуранде (в 8 кмзападнее г.Опук)? Сложно сказать, наверное, нет.
Хронология событий была следующей:
25.12.41 г. Порт погрузки Анапа
12:00 закончена погрузка на КЛ «Красная Абхазия»
15:38 закончена погрузка на КЛ «Красная Грузия»
23:15 закончена погрузка на КЛ «Красный Аджаристан»
В ноль часов 26.12.41г. группа канлодок начала свое движение.
С этой группой кораблей вроде бы как все ясно. Хотя не совсем. По документам, в Анапе должен был грузится «Болиндер №2», и буксир «СП-15», вышедший из Новороссийска должен был взять его на буксир. По другим документам, буксир «СП-15» и канонерская лодка «Кубань» должны были сосредоточиться в Анапе к 9 утра 25.12.41г.
Стоп. А о какой канонерской лодке идет речь? В составе ЧФ канонерская лодка «Кубань» официально появилась после переоборудования в 1943 году. До этого был тральщик «Кубань». Вместе с тем, по спискам флота проходит транспорт «Кубань» и транспорт «Красная Кубань». В документах на подготовку высадки Группы «Б» фигурируют все вышеуказанные названия, есть даже канонерская лодка «Красная Кубань», которой в природе не существовало.
В этой операции, должны были участвовать два корабля с одинаковым названием СКР «Кубань» (который иногда назвали канлодкой) и транспорт «Кубань», который должен был высаживать 2-й эшелон десанта. В связи с тем, что десант вовремя не высадился, его перенаправили в состав Феодосийской высадки.
Но вот что интересно: есть плановая таблица посадки на КЛ «Красная Абхазия», КЛ «Красная Грузия», КЛ «Красный Аджаристан», транспорт «Кубань», болиндер, но таблицы посадки на СКР «Кубань» нет. Нет ее и в плане операции от 13.12.41 г. Рассмотрим данные кораблей. Основу отряда составляли три однотипных канлодки (четвертая КЛ «Красная Армения» была потоплена у Тендры в октябре), входившие в один дивизион, которым командовал капитан 2 ранга Гинсбург.
Ранее они входили в Дунайскую флотилию, потом относились к Одесской ВМБ, затем, после оставления Одессы, вошли в ЧФ. Именно на этих кораблях адмирал Абрамов начинал свою морскую службу.
Канонерская лодка «Красная Абхазия»
(десантная шхуна типа «Эльпедифор», заложенная до революции)
ТТД:
Водоизмещение: 1400 т.
Размеры: длина — 74,67 м, ширина — 10,36 м, осадка — 3,63 м.
Скорость полного хода: 8,5 узлов.
Дальность плавания: 2300 миль при 6 узлах.
Силовая установка: паровые машины, 2х375 л.с., два вала.
Вооружение: 3х1 130-мм, 2х1 76,2-мм Лендера, 2х45-мм, 2х1 37-мм орудия, 4х1 12,7-мм пулемета ДШК, 1х1 12,7-мм пулемет «Виккерс», 180 мин обр. 1926 г. или «КБ», тралы Шульца и придонный.
Экипаж: 169 чел.
Канонерская лодка «Красная Грузия»
ТТД:
Водоизмещение: 1400 т.
Размеры: длина — 74,83 м, ширина — 10,39 м, осадка — 3,51 м.
Скорость полного хода: 8,7 узлов.
Дальность плавания: 2300 миль при 6,8 узлах.
Силовая установка: паровые машины, 2х375 л.с., два вала.
Вооружение: 3х1 130-мм, 2х1 76,2-мм, 2х1 45-мм, 2х1 37-мм орудия, 5х1 12,7-мм пулеметов, 180 мин обр. 1926 г. или «КБ», тралы Шульца и придонный.
Экипаж: 169 чел.
Канонерская лодка «Красный Аджаристан»
ТТД:
Водоизмещение: 1400 т.
Размеры: длина — 74,83 м, ширина — 10,39 м, осадка — 3,51 м.
Скорость полного хода: 8,7 узлов.
Дальность плавания: 2300 миль при 6,8 узлах.
Силовая установка: паровые машины, 2х375 л.с., два вала.
Вооружение: 2х1 130-мм, 1х1 85-мм «90-К», 2х1 76,2-мм «34-К», 2х1 45-мм, 2х1 37-мм орудия, 5х1 12,7-мм пулеметов, 160 мин обр. 1926 г. или «КБ», тралы Шульца и придонный.
Экипаж: 169 чел.
СКР (канлодка) «Кубань»
ТТД:
Водоизмещение: 840 т.
Размеры: длина — 51,4 м, ширина — 9,6 м, осадка — 4 м.
Скорость полного хода: 9 узлов.
Дальность плавания: 1100 миль при 7 узлах.
Силовая установка: 2 паровых машины, 640 л.с.
Вооружение: 2х1 130-мм, 3х1 45-мм, 2х1 37-мм орудия, 1 12,7 мм и 4х1 7,62 пулемета.
Экипаж: 69 чел. Бывшая шаланда Азовтехфлота Спецгидростроя НКВД. Построена в Германии на верфи Unterweser Shiffbau Ges. AG,
На СКР «Кубань» и болиндер десант не приняли. Официальная причина — сильный зюйдовый (южный) ветер, в докладе Н.О.Абрамова выросший до 8-9 баллов. Реально, по данным всех метеостанций, ветер был западным (прижимным к берегу), 2-3 балла и совершенно не мешал посадке десанта.
Буксиру «СП 15» с болиндером было приказано следовать за канлодками, но капитан буксира не заметил выхода отряда и остался на рейде. Выйдя в море, около «0» часов, корабли отряда потеряли друг друга и следовали к месту высадки самостоятельно. Контр-адмирал Абрамов находился на КЛ «Красный Аджаристан», которая к утру вышла в район высадки. Но в указанном районе находились только средства высадки — шесть катеров типа «МО».
А вот далее, происходит странное: вместо того, чтобы начать высадку или связаться с кораблями отряда, контр-адмирал Н.О.Абрамов принимает решение вернуться в Анапу. И, якобы, дает по радио указание своим кораблям сосредоточиться у Анапы. Правда, непонятно, как это ему удалось, т.к. по официальной версии, адмирал перенес свой флаг с «Красной Грузии» на «Красный Аджаристан» и забыл взять с собой секретные кодовые таблицы (сам по себе факт подсудный).
Вторая версия, озвученная адмиралом, заключалась в слабых средствах связи на КЛ «Красный Аджаристан». Так или иначе, в 16 часов 26.12.41г. весь отряд оказался у Анапы, при этом выяснилось, что на болиндер и на «Кубань» десант не загружен. Ситуация еще более странная. Адмирал принимает решение исключить из отряда высадки и болиндер и «Кубань».
Следуя во второй раз к месту высадки, Н.О.Абрамов неоднократно запрашивал разрешение отменить высадку. Несмотря на однозначное требование ВС ЧФ продолжать высадку (ну во всяко случае, так указано в отчете), адмирал вновь ложится на обратный курс. В 11 часов 27.12.41 г. отряд вновь оказывается у Анапы.
Весьма сомнительно, чтобы адмирал мог столь безнаказанно игнорировать приказы, но так указанно в документах.
В 21ч. 17 мин. 27.12.41 г. отряд вышел в Новороссийск для приема угля и продуктов.
В 7ч. 00 мин. 28.12.4 1г. отряд вышел для высадки в Керченском проливе.
Чудеса. Самые приспособленные к высадке корабли, имеющие, каждый, по три 130мм орудия, болтаются в море и жгут уголь впустую, в то время, как десант высаживают рыбацкие сейнера. Да, и высадка в дальнем, малолюдном уголке Крымского полуострова одного полка (не моторизованного) иначе как глупостью не назовешь. Для того чтобы 105-й горнострелковый полк оказал хоть какое-то содействие высадке в Керчь, ему потребовалось бы около суток, чтобы добраться до места основных событий. Но, что было, то было.
В 22 часа 28.12.4 1г. отряд контр-адмирала Абрамова подошел к Керченскому проливу. Но и тут не обошлось без приключений. Канонерские лодки этого типа имеют интересную особенность: их можно отбалластировать так, что носовая часть будет иметь осадку около 20 см. В расчете на это, канонерские лодки начали подходить к берегу у основания косы Камыш-бурун.
Маневр не удался, помешал все тот же песчаный бар, протянувшийся вдоль косы. «Красная Грузия» села на мель в 150 м от берега, «Красная Абхазия» в 50м. При посадке на мель, десантный болиндер оторвался, и был выброшен на берег. Подтянуть его было нечем, и было решено продолжать высадку шлюпками. Естественно, такая высадка имела низкий темп, и к утру высадили всего две роты (300 человек). После чего, в 9 утра высадка прекратилась, и две канонерские лодки отошли к Тузле, а «Красная Грузия» осталась для поддержки высадки десанта кораблями Керченской базы.
Из «армейского» отчета: 105 ГСП, … высадился коса Камыш-Бурунская и повел наступление в направлении маяк Нижнебурунский. К 14 часам неся большие потери от артминогня, вынужден был отходить… .
К 19:00 командир 302 дивизии отдал приказ на наступление, но…
Во-первых, наступать еще было некому. А во-вторых В 08.00 29 декабря граф Шпонек приказал 46-й пехотной дивизии выйти из боевого соприкосновения с неприятелем под Керчью, форсированным маршем выступать к Парпачскому перешейку, «атаковать противника в Феодосии и сбросить его в море». Он послал в штаб армии сообщение о предпринятом шаге и тут же распорядился демонтировать рацию.
Проанализируем советские потери? По данным армейского отчета потери 302 ГСД в этой операции составили 1409 человек. По боевым донесениям, картина чуть иная, но похожая. Основные потери понес 825-й полк — 1280 человек (из них 962 утонувшими). 823-й полк 72 человека, 831-й -69, 8-й артполк 33 человека, горных 76 мм пушек -7 , 45мм-2, 107 горных минометов -6. Керченская ВМБ в этом десанте потеряла 397 человек, вместе с потерями 105 ГСП набирается «всего» 2 тыс. человек. По сравнению с северной группой — совсем немного, но ведь и результат мизерный.
Причем, большая часть этих войск была высажена в ночь с 28 на 29 число. Все остальные 11 тысяч человек, которыми хвалятся наши адмиралы и генералы, были переправлены уже после того, как противник прекратил оборону Керченского побережья. Грустный итог…