Крылатая ракета Х-20М перед подвеской под Ту-95КМ
А.Бадякин (Керчь), А.Киосев (Бердянск)
Последний причал «Дианы»
В 1952–1957 гг на Черном море проводились различные испытания авиационного ракетного комплекса «Комета», отрабатывались системы наведения крылатых ракет. Занимался решением этих вопросов состав 71-го полигона ВВС. В 1953 году предстояло провести контрольные испытания комплекса «Комета» после 7государственных испытаний на Кыз-Аульском морском полигоне и потопления крылатой ракетой в ноябре 1952 года гвардейского крейсера «Красный Кавказ».
Для оборудования новой цели в Казантипском заливе западной части Азовского моря на отмели у Арабатской стрелки был установлен курсом 190°-270° и притоплен списанный пароход «Курск», приведенный из Керчи, где он был плавмастерской АСПТР. Специалисты 71-го полигона ВВС (пгт Багерово), прибывшие к «Курску» на тральщиках 137-го дивизиона «Т-194» (капитан-лейтенант Лауданский Ю.А.) и «Т-201» выставили на судне фотоаппаратуру.
Испытательные полеты с аналогом самолета-снаряда (корпус «МИГ-15» без шасси оборудованный под крылатую ракету) проводились следующим образом: аналог КС с сидящим в нем летчиком-испытателем подвешивался на левый или правый держатель под самолет-носитель ТУ-4КС. Самолет взлетал, набирал заданную высоту применения (4000 метров), следовал в зону нахождения цели. Оператор РЛС проводил поиск цели, переводил станцию в режим автоматического сопровождения и отсчитывал дальность до цели. В это время летчик аналога включал бортовую аппаратуру и проверял ее функционирование. За 5-10 минут до отцепки запускался двигатель аналога. На дальности 130-70 км от цели проводилась отцепка аналога. Вначале он проваливался вниз, но затем, набирая скорость, с небольшим набором высоты обгонял самолет-носитель и попадал в луч его РЛС К-2.
На расстояниях 20-30 км от цели головка самонаведения захватывала цель. Летчик аналога в течение всего полета ни во что не вмешивался, лишь контролировал режим полета. Когда убеждался, что аналог точно навёлся на цель, достаточно близко сблизился с ней, он отключал аппаратуру управления аналогом и брал управление на себя.
Перепрыгнув через корабль – цель, выполнив поставленную задачу с помощью кинокамер, он возвращался на аэродром, выпускал лыжу и производил посадку на грунтовую полосу или полосу из металлических плит на аэродроме поселка Багерово Ленинского района АР Крым.
Испытательные полеты на самолете-носителе ТУ–4КС выполняли летные экипажи 71-го Полигона ВВС Н.К.Трушкова и В.А.Никольского.
Контрольные испытания комплекса «Комета» проходили, в целом, успешно, но имели место случаи, когда самолеты-снаряды КС пролетали мимо цели. На корабле-мишени «Курск» находились специалисты во главе с офицером Коровкиным. При сообщении об очередном испытательном полете команда корабля-мишени эвакуировалась на Арабатскую косу. При одном удачном попадании КС попал в радиорубку «Курска»…
В сентябре 1953 года авиационный ракетный комплекс «Комета» в составе самолета-носителя ТУ -4КС и самолетов-снарядов КС был принят на вооружение. Им были оснащены два полка авиации ВМФ и ВВС, дислоцированных в Крыму (аэродром Гвардейское) и на Кольском полуострове.
Полком авиации ВМФ командовал полковник Драгомирецкий В.П.
В срочном порядке было разработано специалистами 71-го Полигона ВВС «Руководство по применению авиационного ракетного комплекса «Ракета».
Для обучения летных экипажей на самолетах-носителях ТУ-4КС были созданы лабораторная, методическая и учебная база в пгт Багерово. Летные экипажи Н.К.Трушкова и В.А.Никольского стали инструкторами практического выполнения полетов.
Финалом проведенного обучения являлся самостоятельный полет каждого летного экипажа на самолете-носителе ТУ-4КС с осуществлением практического пуска самолета-снаряда КС по цели на полигоне у Арабатской стрелки.
Повреждаемый КС пароход «Курск» по возможности ремонтировался, пока не затонул и не был полностью разрушен от попадания ракет в 1954 году. Вместо него на полигон привели пароход «Калинин», затем – «Кубань».
В 1956 году на отмель был посажен пароход «Карл Маркс», списанный из состава ЧМП и переданный Черноморскому флоту для использования в качестве мишени.
В мае 1899 года по заказу Русского Общества Пароходства и Торговли на судостроительной верфи «Howaldtwerke, Kiel» (Германия) был построен двухпалубный товарный пароход со средним расположением надстройки «Диана» (стр.359).
Судно вместимостью 3502,88 брт. Имело грузоподъемность 4560 тонн, длину корпуса 105,15 м, ширину 14,02 м, высоту 8,17, и осадку в полном грузу 6,55 м.
Одна вертикальная паровая машина тройного расширения мощностью 1800 л.с. с двумя цилиндрическими огнетрубными котлами (поверхностью нагрева 8407 кв.м) и винт обеспечивали судну скорость 10,25 узла.
Две пары мощных грузовых стрел обеспечивали загрузку четырех грузовых трюмов через 4 грузовых люка. Первоначально судно имело даже парусное оснащение. Пароход мог принимать на борт 22 пассажира в каютах 1 класса и 240 пассажиров в помещениях 3 класса. Судно, приведенное на Черное море экипажем из 38 человек, было приписано к порту Одесса под № 26, совершило рейсы на Дальний Восток и вокруг Европы.
С 1902 по 1905 год судном командовал лейтенант Черноморского флота П.П.Шмидт.
В конце ноября 1903 года пароход шел из Риги в Одессу. После двухдневного выматывающего шторма капитан покинул мостик. Когда над морем опустился густой туман, «Диана» налетела на подводную гряду камней, как потом выяснилось, острова Мэн. Шторм не утихал, и в связи с этим Шмидт приказал команде погрузиться в шлюпки и плыть к острову. Сам же с четырьмя членами команды оставался на пароходе вплоть до 14 декабря, когда «Диану» сняли с камней.
После аварии пароход ремонтировался в Киле и настолько добротно, что долгие годы провел без ремонта. С началом русско-японской войны П.П.Шмидт был снова призван в военно-морской флот и назначенный старшим офицером транспорта «Иртыш» в составе 2-й Тихоокеанской эскадры ушел на Дальний Восток. Покидая «Диану», П.П.Шмидт оставил себе на память судовой барометр и не расставался с ним вплоть до Севастопольского восстания в октябре 1905 года на крейсере «Очаков». Сейчас эта реликвия с парохода «Диана» экспонируется в Очаковском краеведческом музее, который находится в том здании, где проходил суд над революционными матросами восставшего крейсера.
Во время русско-японской войны «Диана» в качестве угольщика участвовала в походе Тихоокеанской эскадрильи на Дальний Восток, затем совершала рейсы из Одессы во Владивосток.
Перед началом первой мировой войны пароход РОПиТ «Диана» находился в Александрии и должен был идти с грузом хлопка (для изготовления бездымного пороха) во Владивосток. По распоряжению агента общества пароход был задержан в Александрии, чтобы погрузить 50 тонн табака и египетских папирос. По решению члена правления РОПиТ генерал-лейтенанта А.Н.Крылова была отправлена телеграмма. «Срочная. Александрия. Капитану парохода «Диана». С получением сего предписываю вам прекратить погрузку, окончить сношения с берегом и идти по назначению. Генерал-лейтенант Крылов». Через 3 часа «Диана» вышла в море и успела прийти на Балтику до начала боевых действий.
В августе 1914г. «Диана» была взята морским Министерством по военно-судовой повинности в Риге как транспорт и вооружено двумя 75мм. Орудиями.
В мае 1915г. Транспорт перешёл из Риги в Петроград с грузом леса и целлюлозы.
С 1.08.1916г. транспорт № 71 («Диана») стал плавказармой для экипажей строящихся в Ревеле эсминцев.
26.10.1917г. перешёл на сторону советской власти, находясь в Петрограде.
В октябре 1917 года судно пришло из Гельсингфорса в Кронштадт, где моряки передали оружие и боеприпасы питерским рабочим.
19.03.1918г. в Гельсингфорсе сдан госпитальной флотилии как госпитальное судно для перевозки раненых и больных военнопленных из Гемании в Россию, что подтвержено приказом № 259 от 07.04.1918г.
12.04.1918г. судно в составе госпитального флота было интернировано в Гельсингфорсе, но вскоре согласно Юрьевскому мирному договору было возвращено Финляндией РСФР.
17 июля этого же года его передали торговому флоту. В составе Трансбалта судно стало эксплуатироваться под наименованием «Карл Маркс».
В 1922 году пароход числился в составе судов Государственного Балтийского пароходства, а с 1924 года – в составе АО «Совторгфлот», и было приписано к порту Ленинград. В 1922 году, когда пароход посетил Лондонский порт, состоялась волнующая встреча экипажа с английскими докерами. В фондах музея Морского флота в г.Одесса есть снимок 1923 года, на котором запечатлены моряки «Карла Маркса» с докерами Гамбурга.
12 марта 1925 года судно снова пришло в Гамбург с грузом. Во время стоянки команда по приглашении. Докеров приняло участие в демонстрации рабочих и моряков, требовавших освобождения участников гамбургского восстания 1923 года
В 1934 году пароход вошел в состав Черноморского государственного морского пароходства с портом приписки Одесса, а в 1936 году «Карл Маркс» передали Дальневосточному пароходству, и родным портом для него стал Владивосток. Его капитанами в разные годы были Л.Е.Кадецкий, Д.И.Сорока, Я.И.Сорока и С.Л.Дондуа.
В начале 1945 года судно, снова приписанное к Черноморскому государственному морскому пароходству, возвратилось в родной порт Одесса, где было торжественно встречено трудящимися города.
И снова более 10 лет рабочие рейсы…
В 1956 году «Карл Маркс» списали из состава ЧМП, но на слом не пустили, а передали военным морякам для использования в качестве мишени. Судно было приведено на полигон в западной части Азовского моря у Арабатской стрелки и было посажено на отмель, где и было потоплено прямым попаданием авиационной самонаводящей ракеты и полностью село на грунт.
Прошли годы…
После публикаций ряда статей в периодической прессе судьбой «Дианы» заинтересовался бердянский рыбак и ихтиолог В.С.Мирошников. Генические рыбаки рассказали ему, что списанный пароход «Карл Маркс» не порезали на металлолом и нашел он свое последнее пристанище на полигоне у Арабатской стрелки. Как вспоминает В.С.Мирошников: «Я не раз проходил вблизи силуэтов полузатопленных судов, совсем не подозревая, что здесь покоится «Диана». Как-то я даже низко пролетел над полигоном на самолете. Эту песчаную банку (отмель) называют «Корабли». Рыбаки мне рассказали, что над поверхностью моря возвышается последний корпус судна, на корме которого хорошо просматривается название «Карл Маркс» и порт приписки «Одесса», над водой видны лопасти винта. Тогда-то и возникла идея: винт «Дианы» должен быть в Бердянске».
Все собранные сведения о «Диане» Мирошников передал известному бердянскому краеведу и писателю А.Я. Огульчинскому с предложением снять винт с «Дианы» и доставить его в Бердянск, как историческую ценность, связанную с П.П.Шмидтом. А.Я.Огульчинский дважды призывал городскую общественность осуществить это предложение. Дважды горячо поддерживали его призыв, но дальше разговоров дело не двинулось. А в период перестройки эта идея была напрочь позабыта…
В конце 80-х годов «Карл Маркс» был обследован бердянскими яхтсменами на яхте класса Л-6 «Венера» под командованием яхтенного капитана мастера спорта СССР Н.И.Агеева. На борту яхты находились известные в городе аквалангисты Ю.Федосеев и А.Савранский. Были сделаны фотографии корпуса, сохранившегося над водой, палубы, остатков паровой машины… Осторожно ходили по проржавевшей с «прорехами» палубе, осмотрели остатки паровой машины. Неизвестно, когда с судна срезали среднюю надстройку, надстройки юта и бака. Торчат ржавые ребра шпангоутов, в корме пробоина около 8 кв.м от попадания крылатой ракеты, просматривалось на корме название «Карл Маркс» Одесса…
Фотографии «великолепной семерки с «Венеры», сделанных на полузатонувшем «Карле Марксе» ныне можно увидеть в семейных архивах участников похода…
В 2001 году Вячеслав Мирошников снова поднимает вопрос о необходимости организовать экспедицию на «Диану». «Для этого нет необходимости изыскивать состоятельных спонсоров. В Бердянске имеется ряд организаций, деятельность которых связана с морем, и они, выполняя в море свои работы, смогут попутно провести обследование «Дианы», что позволяет в дальнейшем принять решение о демонтаже и доставке винта в Бердянск». Но этот его призыв энтузиаста родного города снова не был услышан «на высшем уровне». После публикации моей статьи в «Азовском вестнике» в октябре 2007 года «Последний причал «Дианы», активной работы бердянского журналиста знатока флотской истории А.Ф.Киосева дело сдвинулось с «мертвой точки».
Зародившаяся еще 30 лет назад мысль снять винт с «Карла Маркса» и доставить его в Бердянск был реализована только 14 сентября 2009 года.
Успешному окончанию работ по отделению винта и подъему его на поверхность предшествовала большая подготовительная операция, проведенная водолазами Сергеем Каширским из Феодосии и Николаем Волчок из Бердянска.
Работа не была бы столь плодотворной, если бы не понимание руководства ООО «Транском», в котором работает Н.Волчок и организаторская деятельность одного из спонсоров депутата Бердянского городского совета депутатов V созыва предпринимателя Григория Патей. Около месяца ушло на отделение винта. Стальной вал и бронзовую втулку резали электродами Броко за несколько «заходов». С.Каширский и Н.Волчок добирались из Бердянска на Арабатскую стрелку автомобилями, затем к «Карлу Марксу» на катере. К осени 2009 года от парохода над водой остались только остатки 3-х цилиндровой паровой машины и два огнетрубные котла. Со слов рыбаков из Геническа сначала рухнула в воду носовая часть остатков корпуса, а затем и корма. Но не исключена и работа «диких бригад» по порезке металла, хотя в море это сделать не так-то и просто…
Отрезанный винт опустился на песок и по откосу дна моря, погрузившись двумя лопастями в песок, но течение сработало таким образом, что размывать винт для подъема не понадобилось.
Подготовив винт к подъему и, сделав попытку «малыми силами» поднять его на поверхность, а затем отбуксировать к берегу, поняли, что без помощи портовиков это не сделать.
Начальник Бердянского морского торгового порта В.Т.Пикинер, сам в прошлом большой энтузиаст парусного спорта и не по наслышке знающий о проблемах на Арабатской стрелке, с пониманием отнесся к просьбе Г.Г.Потей и секретаря Бердянского городского совета депутатов V созыва В.В.Попова. Заключительный этап экспедиции, проходивший под общим руководством В.Т.Пикинер, отмечен не только воодушевлением его участников, но и поистине профессиональным подходом к ее осуществлению.
Первый выход к полигону для обозначения буями (канистры из-под воды) буксира «Левант» из-за сильного восточного ветра был неудачным, и судно возвратилось. Во время второго выхода в море «Леванта» 11 сентября. 12 сентября 08.50. Начали маневрировать в выборе места постановки на якорь. 09.00 стали с отдачей якоря в точке 45°36’3″ с.ш. и 35°14’3″ в.д. Замеряли глубину ручным лотом. Н=3,2 м. Море – 3 балла. Высота волны – 70-80 см. 09.40. В сложных погодных условиях спустили шлюпку, снаряжение. Водолазы ушли к затопленному судну. 11.40. Шлюпка подошла к борту. Доложили результаты Пикинеру, Потей, Мельнику. 14.00. Выбрали якорь и следуем в п.Бердянск… 02.05. 13 сентября. Ошвартовались левым бортом у «ПРС-52»…
Тщательно подготовив материальную часть, отработав возможные варианты подъема винта с учетом часто меняющейся в это время погоды, отряд судов в составе буксиров «Ласточка», «Левант» и плавкрана «СПК-1» под руководством Шепелева А.И. (капитан-механик буксира «Ласточка») в 14.15 13 сентября отправился на Арабатскую стрелку.
Переход, занявший почти 18 часов, уже завершался, когда внезапно налетевший ветер заставил моряков изрядно поволноваться. Но и на этом этапе похода мастерство капитана – сменного механика буксира «Левант» и его экипажа было на высоте.
«8.30 Стали в районе банки Арабатская с отдачей якоря… 12.00. Ошвартовали «СПК-1» у затонувшего судна в точке 45°36’3″ с.ш. и 35°14’3″ в.д. Глубина 3,9 м…»
Спустили надувную лодку с борта «Леванта» с двумя водолазами. Н.Волчок ушел под воду. Как всегда, он сработал на пять баллов. В условиях плохой видимости под водой с учетом положения винта на дне, занесенного частично песком, его действия были безупречны. А сколько пришлось отдать ему на это сил, говорят почти пустые баллоны акваланга. Винт застроплен, водолаз на поверхности. Страхующий водолаза О.Градовой забирает его в лодку. Звучит команда на подъем. Заработали механизмы крана и винт вначале показался на поверхности, затем на уровне палубы плавкрана.
«13.10. «СПК-1» поднял винт…»
Понятно ликование водолазов на шлюпке, да и остальных участников похода. Несколько фото на память на фоне поднимаемого винта и флага г.Бердянск. Винт лег на подготовленный сруб на палубе «СПК-1», первый осмотр и снова фотографии уже стоя на винте, закрепленном по-походному. «Левант» берет «СПК-1» на буксир и идет к «Ласточке». Набегающие при буксировке на кран волны беспокоят уже только судового пса, который при каждом сильном ударе волны убегает от края палубы и лает.
Руководство похода уже спокойно, основная задача выполнена. Как говорится, гора с плеч, хотя вопросов для решения впереди еще хватит.
Экипаж «Леванта» передает «СПК-1» «Ласточке», желает его экипажу попутного ветра и скорой встречи в родном порту и, получив разрешение на самостоятельный переход и «Левант» уходит в Бердянск. Все в порту с нетерпением ждали прихода «Ласточки» с «СПК-1» и винтом, которому на 3-м причале Бердянского морского торгового порта временное ложе.
К 14.40 15 декабря винт на «СПК-1» прибыл в порт и был выгружен на транспортную тележку на 3-м причале.
День открытых дверей в порту, приуроченный к важному событию накануне Дня города и очередной годовщины освобождения Бердянска от немецко-фашистских захватчиков (17 сентября) собрал неравнодушных бердянцев со всего города.
Разделить радость с горожанами в порт прибыли глава администрации Запорожской области А.В.Старух, городской голова Е.И.Шаповалов. Выступая на митинге, А.Старух поблагодарил основных спонсоров экспедиции Г.Г.Патея, О.Градового, А.Храпова, А.Гогунского и В.Т.Пикинера за оказанную помощь.
Сбылось! Порт, город и музей семьи Шмидтов получили уникальный экспонат, которым по праву буду гордиться все, кому дорога история Бердянска и интересна жизнь и судьба П.П.Шмидта.
На День города винт был выставлен перед зданием администрации Бердянска, велся опрос и предложения по месту установки винта в центре города.
Так винт «Карла Маркса» — «Дианы» обрел свой последний причал в Бердянске, а в западной части Азовского моря в восьми километрах от Арабатской стрелки, на дне в районе бывшего полигона покоятся остатки судна, покинувшего стапель в Киле 110 лет назад и ушедшего в историю отечественного флота.
Использованная литература
1.«Русский торговый флот. Список судов к 1.09.1904г. С- Петербург, 1905г.
2.«Торговый флот . Список судов на 1.01.1932г.» Лененград, 1932г.
3. С.С.Бережной «Корабли и вспомогательные суда советского Военно-морского флота (1917-1927)». г.Москва, 1981г, «Воениздат».
5. «Морской флот» № 2 – 1977г статья А.Зильберштейн «Капитан парохода «Диана».
6. В.С.Мирошников «Винт «Дианы», «Азовский вестник» № 11 за 2001г.
7. Л.М.Мезелев «71 Полигон ВВС. О людях, их жизни и деятельности» (1947-1972),
8. «Круизы и Судоходство», Форум. Героические корабли.
9. А.Н.Бадякин «Последний причал «Дианы», «Азовский вестник» от 26.10.2007г.
10. А.Ф.Киосев «Диана» возвращается», «Південна зоря» от 19.09.2009г.
11. Ольга Боглевская «Восемь тонн лейтенанта Шмидта», «Газета по-киевски» от 15.10.2009г
12. Вахтенные журналы буксиров «Левант» и «Ласточка» за 12-15.09.2009г