Military Crimea

1005
1006

В.Костриченко
Главный враг Черноморских подводников

Еще в конце восьмидесятых годов в Южной бухте Севастополя можно было увидеть необычный корабль, своим обликом походивший на лихие миноносцы времен Первой и Второй мировых войн. Литеры на бортах корабля «ПМР-76» расшифровывались как «плавучая мастерская рейдовая № 76». Гордый внешний вид старого корабля свидетельствовал о его минувшей боевой славе. За обыденным словом «плавмастерская» был скрыт очень известный и опасный корабль своего времени. В годы Второй мировой войны румынский минный заградитель «Адмирал Мюрджеску» (так он первоначально назывался) вполне заслуженно считался главным противником советских подводных лодок на Черном море.
Не случайно именно этот корабль не был возвращен Румынии! А ведь вернули все: эсминцы, подводные лодки, катера. Но в Советском Союзе хорошо помнили потери, понесенные от мин «Адмирала Мюрджеску» — этого самого результативного корабля в своем классе! Трофейный корабль оставался в составе советского Черноморского флота более сорока лет, пока не был разделен на металл. Вспомним же уникальную историю «Адмирала Мюрджеску».
После окончания Первой мировой войны разоренная Румыния долго и с большими усилиями восстанавливала свои вооруженные силы. Лишь в тридцатых годах экономика страны несколько стабилизировалась. Это позволило развивать авиацию и усилить военно-морской флот страны.
Британская компания «Воспер» получила заказ на три торпедных катера, а голландская фирма в Гааге — на проекты подводной лодки и минного заградителя. Контракт на сумму 1430755 фунтов стерлингов был заключен с румынским Министерством авиации и флота 19 сентября 1937 г. При разработке проекта румынского минного заградителя за основу был взят голландский эскортный корабль «Gап vап Вгакеl». Румыния планировала построить на своих верфях четыре корабля этого класса, чего вполне хватало для полноценной минной обороны собственного побережья.
Первый минный заградитель и получил имя «Аdmiral Murjesku» — в честь вице-адмирала Иона Мюрджеску, командующего румынским флотом 1888-1901 гг. Этот выдающийся румынский офицер после войны на Балканах 1877-1878 гг. был признан в Румынии национальным героем. Это при его участии торпедирован турецкий броненосец (монитор) «Hufsi el Rahman».
Минзаг был заложен на румынской верфи в Галаце под стапельным номером «конструкция № 42». При техническом содействии германской фирмы Круппа строительство продвигалось быстрыми темпами, и уже через девять с половиной месяцев (!) состоялся спуск корпуса «Адмирала Мюрджеску» на воду. Достройка на плаву продвигалась быстро, так что 2 марта 1941 г. корабль своим ходом прибыл на главную базу румынского флота Констанцу и 15 мая 1941 г. вступил в строй.
Строительство корпуса второго однотипного корабля «Сеtatea Alba», заложенного в 1939 году, было приостановлено в ввиду финансовых трудностей и в дальнейшем не возобновлялось. Строительство третьего и четвертого корпусов даже не начиналось. Таким образом, «Адмирал Мюрджеску» остался единственным кораблем специальной постройки (в своем классе) румынского флота.
Что же представлял собой минный заградитель «Адмирал Мюрджеску»? По форме корпуса он напоминал миноносец или патрульный корвет, по силуэту — большой тральщик. Носовая над¬стройка с мостиком имела зауженную в передней части форму, обеспечивая большие углы обстрела для носового орудия. За мостиком размещалась широкая дымовая труба, а по бортам около нее — четыре спасательные и рабочие шлюпки. Корпус — полубачный, с прямыми форштевнями, крейсерской кормой с подзором и широким минным скатом. Вдоль бортов проходили две минные дорожки, которые поворотными кругами соединялись с тремя кормовыми дорожками со скатами. Под мостиком имелась и поперечная дорожка, соединявшая бортовые. На минзаге в качестве главных двигателей были установлены два германских дизеля фирмы Круппа, построенных в 1939 году. Это четырехтактные шестицилиндровые дизели (левый имел номер 6413, правый— 6419), мощ¬ностью 1050 л. с. каждый. Дизели реверсивные, 350 оборотов в минуту, диаметр цилиндров — 430 мм. Работая на два винта, они обеспечивали скорость полного хода 16 узлов. Дальность плавания экономным ходом (12-13 узлов) достигала 3400 миль, что вполне достаточно для акватории Черного моря.
Артиллерия «Адмирала Мюрджеску» отличалась универсальностью и позволяла использовать корабль для противовоздушной обороны конвоев. На носу и в корме размещались две одноорудийные универсальные 102-миллиметровые установки фирмы «Бофорс» (с длиной ствола 50 калибров). Орудия планировалось прикрыть стандартными щитами, но по ряду причин эти щиты так и не поступили на корабль. По бортам, за шлюпками разместили две 37-миллиметровые зенитные пушки фирмы «Рейнметалл», а на крыльях мостика — два 20-миллиметровых зенитных автомата «Эрликон». Около мостика также устанавливались два спаренных (а по другим данным — одноствольных) 13,2-миллиметровых пулемета Левиса. Имелись два бомбомета. Общий запас мин достигал 200 штук. В начале войны «Адмирал Мюрджеску» использовал лицензионные мины «Виккерса» с за¬рядом в 250 кг тротила. Позже — мины германского производства «ИМА» и «1/МВ».Обычно минный заградитель брал на борт от 120 до 135 мин заграждения. Экипаж корабля насчитывал 79 человек. При стандартном водоизмещении корабля 812 тонн длина корпуса составляла 77 метров, ширина — 9,1 м, осадка — 2,5 м.
К моменту вступления в строй «Адмирала Мюрджеску» обстановка в стране изменилась.6 ноября 1940 г. румынский король Кароль II отрекся от престола, и военный министр Ион Антонеску установил в стране военную диктатуру. Уже 23 ноября страна вступила в так называемый Антикоминтерновский пакт. Германии срочно требовалась румынская нефть, а после отторжения Бессарабии Румыния крайне враждебно относилась к СССР.
В Румынии активно работала германская военная миссия, из Германии все возрастающим потоком шли боеприпасы и боевая техника, работали военные специалисты. На качественно новый уровень поднялась береговая оборона Румынии, усиленно обучался личный состав флота. Для защиты Констанцы от возможной русской десантной операции было принято решение выставить оборонительное минное заграждение. В период с 14 по 19 июня 1941 г. румынский флот выставил около тысячи мин (так называемые заграждения 8-7, 8, 9, 10, 11). Это был первый выход «Адмирала Мюрджеску» на боевую операцию.
Корабль принял на борт 135 мин «Виккерс», а вспомогательный минный заградитель «Регеле Кароль I» — около 200 мин «ОС» (германского производства) и минных защитников. Эти два корабля и составили минную группу, сопровождаемую эсминцами «Регеле Фердинанд» (командир — Тудор Исворану) и «Мэрэшешти» (командир — Аурел Пелимон).
«Адмиралом Мюрджеску» командовал Александру Думбрава, а «Регеле Кароль I» — Овидеу Маргинеану, оба в звании локотенент-командоров (соответствует советскому «капитан 3-го ранга»).
Эсминцами обычно командовали офицеры в звании «капитан-командор», равноценному советскому званию «капитан 2-го ранга». Минную группу прикрывали гидроавиация, эсминец «Мэрэшти» (командир — Еуген Делеану), а также миноносцы «Налука» (командир — капитан Хориа Поповичи) и «Сборул» (капитан — Георге Христу). Группу обеспечения составляли плавучая база «Констанца» (локотенент-командор Виктор Воинеску), канлодка «Думитреску» (капитан Пауль Генадеску) и группа буксиров под командованием капитана Николае Филипа (звание соответствует советскому «капитан-лейтенант»).
Выставленный очень своевременно минный барраж прикрывался кораблями флотского дозора и береговой артиллерией между мысами Мидиа и Тулуза.
Начало войны «Адмирал Мюрджеску» встретил 22 июня 1941 г. у причала №22 в Констанце. При ночном налете на базу группы советских бомбардировщиков «СБ» три члена экипажа получили осколочные ранения. Зенитным огнем из артиллерии главного калибра управлял артиллерийский офицер — локотенент (старший лейтенант) Ион Гафта. Один из сбитых бомбардировщиков записан на счет «Адмирала Мюрджеску».
Через четыре дня после начала войны с СССР последовал знаменитый «констанский» набег лидеров «Москва» и «Харьков». Официально считается, что лидер «Москва» погиб при отходе, подорвавшись на мине заграждения 8-10. В ряде публикаций также высказывается мысль о возможности потопления в той же операции советской подводной лодки Щ-206 по ошибке лидером «Харьков». Как бы там ни было, своевременная минная постановка выполнила свою задачу.
В конце июля — начале августа 1941 г. минный заградитель «Адмирал Мюрджеску» был оснащен системой размагничивания и получил боевую камуфляжную окраску из нерегулярных треугольных пятен четырех цветов. С обоих бортов носовой части корпуса и на лицевой части рубки были нанесены опознавательные знаки румынского флота: белый прямоугольник с косым красным крестом. Для быстрого опознавания корабля с воздуха также окрасили и часть палуб в оконечностях корабля, где были нанесены косые красно-¬белые полосы. Минзаг в этот период несколько раз безрезультатно атаковала советская авиация. В октябре 1941 г. на корабль прибыл и новый командир — локотенент-командор Освиду Магинеану, переведенный сюда с «Регеле Кароль I».
Пятого октября «Адмирал Мюрджеску» вме¬сте со вспомогательными заградителями «Дакия» (командир — Константин Никулеску) и «Регеле Кароль I» (командир — Флориан Попеску) выставляет южнее Констанцы так называемый барраж «Тулуза».
В период с седьмого по шестнадцатое октября указанные три минных заградителя осуществили минные постановки у болгарского побережья близ Варны. Минную группу прикрывали миноносцы «Налука», «Змеул» и «Сборул», канлодки «Гикулеску» и «Думитреску». Патрулирование осуществляли эсминцы «Регеле Фердинанд» и «Мэрэшешти», а также старые болгарские миноносцы типа «Смели».
Юго-западнее мыса Калиакра впервые были выставлены германские противолодочные мины типа «ИМА», но был потерян вспомогательный минзаг «Регеле Кароль I». Он предположительно подорвался на минах, выставленных советской подводной лодкой Л-5. Корабль подорвался и затонул 10 октября 1941 г. (в точке с координатами: 43° 10′ СШ и 28° 01′ ВД), имея на борту невыставленными 200 якорных мин. Эта болезненная потеря все-таки не помешала закончить работу, напротив, мины были поставлены еще и у Бургаса. Претензии к невоюющей Болгарии можно бы и предъявить, но советский флот также ставил мины у ее побережья и активно топил болгарские суда…
Следующий барраж «Адмирал Мюрджеску» ставит у Килийского и Сулинского гирл (рукавов) Дуная. В этой минной постановке 2 ноября 1941 г. его охраняют эсминцы «Регеле Фердинанд» и «Регина Мария». В следующем месяце минзаг пополняет минами выставленные барражи у Констанцы.
В феврале 1942 г. «Адмирал Мюрджеску» вместе со вспомогательным минзагом «Романия» вновь ставит мины в устье Дуная у Сулины. После взятия Одессы для защиты от советских лодок было решено ради обеспечения безопасности собственных конвоев поставить минное заграждение и здесь. В период с 22 по 26 июня 1942 г. минные заградители «Адмирал Мюрджеску» и «Дакия» выставили два барража — «Одесса I» и «Одесса II». В операции участвовали эсминцы «Регеле Фердинанд», «Регина Мария», «Мэрэшешти», миноносец «Змеул», канлодка «Думитреску», а также канлодки «Стихи» и «Гикулеску» в качестве тральщиков. Заграждения имели протяженность 8 и 7 миль соответственно. Мины выставлялись в две линии с интервалом 200 метров. Всего было выставление 400 мин типов «11МА» и «ИМВ». Следующее противолодочное заграждение минзаги вновь ставят у устья Дуная 5 ноября 1942 г.
Для прикрытия подходов к оккупированному Севастополю 13-14 сентября 1943 г. «Адмирал Мюрджеску» ставит мины у мыса Херсонес. Затем, вместе с «Романией», он ставит мины 10 ноября 1943 года у входа в порт Севастополь, а с 14 ноября начинает постановку крупного минного заграждения (767 мин) для прикрытия коммуникаций из Крыма в Румынию. Это минное заграждение «Вествалл» должно было тянуться от мыса Херсонес до мыса Святого Георга в Румынии, но его постановку завершить не удалось из-за нехватки мин.
Тем не менее, советский флот был заперт в портах Кавказа и не имел, как у нас пишут, «господства на море». Относительно небольшой румынский флот усиливался германскими и итальянскими кораблями и судами: торпедные катера, несколько подводных лодок, эскортные силы, десантные и артиллерийские баржи. Германская авиация все еще владела воздухом, и отдельные набеги советских кораблей оказывались или безрезультатными, или заканчивались весьма плачевно. Пример — гибель лидера «Харьков», эсминцев «Способный» и «Беспощадный».
С зимы 1943-1944 гг. минный заградитель «Адмирал Мюрджеску» уже используется в качестве эскортного корабля, сопровождая германские конвои. В дальнейшем, после изменения ситуации в Крыму при наступлении советских войск, минзаг принял участие в вывозе румынских солдат из Крыма. Несмотря на артобстрел и воздушные налеты, на борту удалось вывезти с мыса Херсонес в Константу 800 румын (10-12 мая 1944 г.). Всего за годы войны корабль провел в море около 4000 часов! 22 августа 1944 г. во время бомбежки порта в Констанце советской авиацией «Адмирал Мюрджеску» получил небольшие повреждения.
На следующей день началось восстание в Бухаресте, и диктатор Ион Антонеску был отстранен от власти. Одним из первых румынских кораблей, которые поторопились захватить советские войска при взятии Констанцы, стал минный заградитель «Адмирал Мюрджеску».
Началась новая жизнь корабля, но уже под советским флагом и с новым именем «Дон». В 1945 году на минном заградителе «Дон» из-за недосмотра команды произошла серьезная авария обоих двигателей — заклинило поршни, оборвало шатуны, были повреждены блоки и разбиты картеры. После произведенного заводского ремонта их мощность значительно упала. Двигатели могли выбрать не более 250 оборотов в минуту с расходом топлива 179 кг/час. С тех пор скорость корабля никогда не превышала 12 узлов. Крепкий корпус минзага выдержал еще несколько аварий, в том числе — взрыв учебной мины под кормой. Корабль неоднократно ремонтировался, а в период с 3 марта 1959 г. по 10 июля 1961 г. прошел окончательное переоборудование в плавматерскую.
Вновь были отремонтированы изношенные дизели, демонтировано вооружение и минные рельсы, в кормовой надстройке оборудован ремонтный цех.
Рабочие Севморзавода и СРЗ № 13 отремонтировали вспомогательный котел фирмы Ярроу (выпущен фирмой Круппа в 1939 г., водотрубный, экранированный), установили новые дизель-генераторы типа «7Д6» (зав. №№ 7404 и 3288). Затем корабль был законсервирован и лишь в октябре 1963 г. вновь вышел в море, совершив походы в Донузлав и в Феодосию. Больше он в море не выходил, так как из-за износа наружной обшивки (1 мм износа от 7 мм первоначальной толщины), негерметичности переборок и ослабления заклепочных швов получил ограничение мореходности до четырех баллов. Предусматривалась возможность плавания лишь по внутреннему рейду, и с лета 1966 г. бывший минзаг получает свой последний «титул»: плавучая мастерская рейдовая № 76. Кораблю предстоит еще более двадцати лет медленно ржаветь в Южной бухте Севастополя. Лишь в 1989 году он списывается на слом, окончательно разобран в районе Инкермана на Черной речке. Так закончил свой славный путь главный враг черноморских подводников.
На этом можно закончить повествование о румынском минном заградителе «Адмирал Мюрджеску». Остается добавить, что автору этих строк в свое время удалось несколько раз побывать на этом корабле во время его «вечной стоянки» в Южной бухте Севастополя. Не упустил он возможность и побродить по его разграбленным отсекам при разделке корабля в Инкермане. Такие исследования кораблей всегда были весьма информативны. Не обманул ожиданий и «Адмирал Мюрджеску», пополнив коллекцию подлинными документами и материалами.

Из: «Фарватер. Независимое военное обозрение». №1. 2008 г. Украина. С.13-15.