Military Crimea

Подводная лодка «S-2» («Marsuinul»).

5 сентября 1944 года на корабле был поднят флаг ВМФ СССР, и 14 сентября 1944 года под командованием капитана 3 ранга Малышева Николая Ивановича она вошла в состав 1-го дивизиона подводных лодок Черноморского флота. 20 октября 1944 года корабль получил обозначение «ТС-3».
Командир «ТС-3» Герой Советского Союза капитан 3-го ранга Малышев Николай Иванович (лишен звания ГСС 6 мая 1952 г.)

В.Бойко (Севастополь)
Трофейные румынские подводные лодки в составе Черноморского флота СССР

В 1937 году в Румынии решили построить 3 подводные лодки по новому проекту, который разработали немецкие инженеры, работавшие в голландской фирме «Ingenieurskantoor voor Scheepsbouw (IvS)» в Гааге. За основу был взят проект германской подводной лодки типа IA (Type IA U-boat), вернее даже ее прототип – испанская подводная лодка «Е-1». Предполагалось, что это будут минные заградители, но было принято решение об использовании одной из подводных лодок (S-1) как атакующей. От постройки третьей правительство Румынии отказалось. Места для мин использовались как дополнительные топливные цистерны. Обе подводные лодки были заложены на государственной судоверфи в Галаце (Румыния), вступили в строй ВМС Румынии и принимали участие в боевых действиях против Советского Черноморского флота. Все работы велись под наблюдением и с помощью специалистов немецкой фирмы «Deschimag» из Бремена.
Подводные лодки были полуторакорпусными шестиотсечными кораблями. Концевые (торпедные) отсеки являлись отсеками-убежищами. Они были ограничены сферическими переборками и оборудованы спасательными люками. Отсеком-убежищем служил и центральный пост с прочной боевой рубкой, в которой находились два перископа. В нос и корму от центрального поста в отдельных отсеках располагались две группы аккумуляторной батареи по 62 элемента. Также в отдельных отсеках размещались дизели и электромоторы. В междубортном пространстве подводных лодок располагалось восемь балластных цистерн, а также прочные цистерны: уравнительная и быстрого погружения. В носовой оконечности находилась цистерна плавучести. У подводной лодки были неубираемые в корпус носовые горизонтальные рули и доковый киль.
Через год после вступления в строй, 29 августа 1945 года, обе подводные лодки были захвачены в Констанце советскими войсками в качестве трофеев. 5 сентября 1944 года подводные лодки вошли в состав ВМФ СССР и присоединились к кораблям Черноморского флота под наименованиями «ТС-1» и «ТС-2» (трофейные средние).

ТС-1
бывшая румынская S-1 «Rechinul» («Акула»)

Заложена в 1938 году на государственной судоверфи в Галаце (Румыния). 4 мая 1941 года подводная лодка спущена на воду, в августе 1943 года вступила в строй ВМС Румынии.
Подводная лодка принимала участие в боевых действиях против Советского Черноморского флота, совершив два боевых выхода к побережью Кавказа. В первом боевом походе «Rechinul» (командир Корнелиу Лунгу) сначала патрулировала район турецкого Зундулака, так как немцы опасались вступления Турции в войну на стороне союзников, а через несколько дней (с 29 апреля) для прикрытия эвакуации Крыма сместилась к Батуми. Второй боевой поход во второй половине июня по июль 1944 (командир Николае Туркану) подводная лодка провела в районе Новороссийска. Утром 28 июня подводная лодка была атакована советскими охотниками, в результате чего имела незначительные повреждения. «Rechinul» провела в назначенном ей районе еще месяц, за это время корабль неоднократно подвергался безуспешным атакам советской ПЛО.
29 августа 1944 года подводная лодка «Rechinul» была захвачена в качестве трофея войсками Красной армии в Констанце. 5 сентября 1944 года ПЛ подняла советский Военно-морской флаг и 14 сентября вошла в состав Черноморского флота под обозначением «ТС-1». Командиром подводной лодки был назначен капитан-лейтенант Куликов Григорий Михайлович. 4 августа 1947 года подводная лодка получила обозначение «Н-39» (в советском флоте при введении единой системы обозначения буква «Н» (немецкая) предназначалась для всех трофейных и репарационных лодок, независимо от их настоящего «происхождения»). 12 января 1949 года трофейные подводные лодки были официально отнесены к классу средних подводных лодок и 16 июня 1949 года ПЛ вновь была переименована в «С-39».
3 июля 1951 года подводная лодка исключена из состава ВМФ СССР и передана Социалистической Республики Румыния, где служила в составе ее ВМС под прежним наименованием «Rechinul» до конца 50-х годов, после чего сдана на слом.

Тактико-технические данные проекта:

                                 Отечественный источник    Румынский источник 

Водоизмещение      надводное                   636(612?)т                            585т
                                  подводное                  860т                                       680т
Скорость                 надв.положение         16.6 узл                                 17 узл
                                 подв.положение         8.0 узл                                   9.0 узл
Дальность               в НП 9.5 узл                8040 миль                             7000 миль
плавания                 в НП 16.7 узл              1115 миль                                  —
                                   в НП 10.0 узл              2520 миль                                  —
                                   в ПП 8.6 узл                8.2 мили                                     —
                                   в ПП 4.0 узл                68 миль                                 85 миль
Экипаж                                                         45(43?) чел.                          45 чел.
Глубина погружения                                 80 м                                       80 м
Автономность                                             45(29) суток                          45 суток
Размерения                                                  68.0х6.45х4.1м                      58х6.5х3.6м
Силовая установка                                              —                                   2х920/2х430 л.с.
( дизель-электрическая)      
Вооружение             НТА 533 мм               4 шт                                       4(+4 резерв)шт
                                   КТА 533 мм                2 шт                                       2 шт
                                   орудие 88 мм              1 шт                                       1 шт

ТС-2
бывшая румынская S-2 «Marsuinul» (Касатка»)

Заложена в 1938 году на государственной верфи в Галаце (Румыния). 22 (по другим данным 25 мая) 1941 года подводная лодка спущена на воду, в июле 1943 года без проведения приемных испытаний формально вошла в состав Королевского флота Румынии. В сентябре 1943 года подводная лодка окончательно вступила в строй.
Под Королевским флагом Румынии подводная лодка (командир капитан-лейтенант (capitan) Григоре Сиолака) приняла участие в боевых действиях против Черноморского флота, совершив один выход к побережью Кавказа (10-27 мая 1944 года). На протяжении всего боевого похода подводная лодка подвергалась постоянному и длительному преследованию как своих, так и советских сил ПЛО.
29 августа 1944 года подводная лодка захвачена в качестве трофея войсками красной армии в Констанце. 5 сентября на ней поднят советский военно-морской флаг и 14 сентября 1944 года под обозначением «ТС-2» вошла в состав Черноморского флота. Командиром подводной лодки назначен капитан 3 ранга Алиновский Александр Степанович.
Днем 20 февраля 1945 года на стоянке в порту г.Поти при попытке извлечения немецкой торпеды «G7a» из торпедного аппарата на «ТС-2» произошел взрыв зарядного отделения торпеды. По данным комиссии, расследовавшей катастрофу, взрыв произошел в результате преждевременного убирания продольной торпедной балки. Торпеда резко задралась носовой частью вверх и ударилась зарядным отделением о выступающие части корпуса. В результате аварии погибло 14 человек, а сама лодка, несмотря на то, что находилась в порту, через 65 минут затонула, так как из-за растерянности личного состава борьба за живучесть подводной лодки не велась. Через 9 суток к 16 часам 1 марта 1945 года «ТС-2» поднята с глубины 6 метров и осушена силами 36-го аварийно-спасательного отряда и отбуксирована в Севастополь для проведения восстановительного ремонта. Погибшие члены экипажа похоронены на городском кладбище в Поти.
По результатам «оргвыводов», начальник минно-торпедного отдела ЧФ капитан 2 ранга А.П.Дубровин, флагманский минер ЧФ капитан 1 ранга С.В.Рогулин и командир дивизиона подводных лодок Герой Советского Союза Б.А.Алексеев понижены в воинских званиях на одну ступень, начальник отдела подводного плавания контр-адмирал П.И.Болтунов снят с должности, командиру бригады подводного плавания контр-адмиралу С.Е.Чурсину и его начальнику штаба капитану 2 ранга Н.Д.Новикову объявлены строгие выговоры. Командир «ТС-2» капитан 3 ранга А.С.Алиновский «за систематическое пьянство, развал дисциплины и организации службы» предан суду военного трибунала.
4 августа 1947 года подводной лодке присвоили обозначение «Н-40», а 16 июня 1949 года – «С-40». 28 ноября 1950 года ввиду невозможности восстановления подводная лодка исключена из списков, 8 декабря 1950 года передана в Отдел фондового имущества для разборки.

Тактико-технические данные  проекта:

                                                      Отечественный источник    Румынский источник 
Водоизмещение      надводное                  636(612?)т                            508т (?)
                                   подводное                  860т                                      860т
Скорость                 надв.положение         16.6 узл                                 16 узл
                                  подв.положение         8.0 узл                                   9.0 узл
Дальность               в НП 9.5 узл                8040 миль                            8000 миль
плавания                 в НП 16.7 узл              1115 миль                                —
                                  в НП 10.0 узл              2520 миль                                  —
                                  в ПП 8.6 узл                8.2 мили                                    —
                                  в ПП 4.0 узл                68 миль                                 85 миль
Экипаж                                                        45(43?) чел.                          45 чел.
Глубина погружения                                80 м                                       80 м
Автономность                                            45(29) суток                          45 суток
Размерения                                                 68.0х6.45х4.1м                      58х6.5х3.6м
Силовая установка,                                            —                                    2х920/2х430 л.с.
дизель электрическая    
Вооружение             НТА 533 мм               4 шт                                       2(+2 резерв)шт
                                   КТА 533 мм                2 шт                                       2 шт
                                   орудие 88 мм              1 шт                                       1 шт
                                   мины                            0                                             10 шт
                                                                                                                        (по 5 на борт)

Подводники,
погибшие 20 февраля 1945 года при взрыве торпеды на ПЛ ТС-2 1-й Севастопольской Краснознаменной бригады подводных лодок Черноморского флота
(Место захоронения – городское кладбище г.Поти Республики Грузия)

Бакушин Михаил Иванович – главный старшина, старшина группы торпедистов, родился в 1914 году в д.Карбовка Кингисеппского района Ленинградской области, призван Ораниенбауманским РВК в январе 1937 года.
Балыкин Николай Илларионович – старший краснофлотец, командир отделения комендоров, родился в 1922 году в д.Холмы Понизовского района Смоленской области, призван Пролетарским РВК г.Тулы в сентябре 1941 года.
Булкин Владимир Александрович – краснофлотец, электрик, родился в 1924 году в г.Смоленске, призван Кировским РВК г.Иваново в декабре 1941 года.
Васильев Евгений Андреевич – лейтенант, командир БЧ-3, родился в 1922 году в д.Большая Пустошка Славского района Ленинградской области, в ВМФ с июня 1940 года.
Велиженко Иван Григорьевич –старший лейтенант, минер 1-го дивизиона 1 БПЛ ЧФ, родился в г.Балта Одесской области, в ВМФ с августа 1937 года.
Ершов Кирилл Алексеевич – старший краснофлотец, моторист, родился в 1917 году в с.Дубовицы Шумячского района Смоленской области, призван Запорожским ГВК осенью 1938 года.
Кислов Владимир Александрович – краснофлотец, моторист, родился в 1926 году в г.Алма-Ата, призван Фрунзенским РВК г.Алма-Ата в июне 1943 года.
Кондаков Виталий Сергеевич – старший краснофлотец, трюмный, родился в 1920 году в с.Поздняково Муромского района Горьковской области, призван Трусовским РВК г.Астрахани в декабре 1939 года.
Кузьмин Петр Иванович – старшина 2 статьи, командир отделения торпедистов, родился в 1921 году в г.Шумерла Чувашской АССР, призван Чебоксарским ГВК в декабре 1939 года.
Львов Федор Петрович – главный старшина, старшина команды мотористов, родился в 1911 году в г.Москва, призван Краснопресненским РВК в октябре 1939 года.
Савва Борис Николаевич – краснофлотец, торпедист, родился в 1924 году в г.Туапсе, призван Хибинским РВК в декабре 1942 года.
Семишкур Иван Антонович – краснофлотец, рулевой, родился в 1924 году в с.Максимовщина Белопольского района Сумской области, призван Белопольским РВК в 1941 году.
Ситков Александр Николаевич – краснофлотец, торпедист, родился в 1917 году в г.Баку призван Ленинским РВК г.Баку в 1941 году.
Шалыгин Яков Федорович – краснофлотец, трюмный, родился в с.Безобразовка Павловского района Куйбышевской области, призван Ленинским РВК г.Баку в мае 1942 года.

ТС-3
бывшая румынская ПЛ «Delfinul» («Дельфиниха»)

Заложена в 1929 году на судоверфи «Cantieri Navali dei Quarnaro» в Фиуме (Италия) по заказу Румынии. Одновременно с постройкой лодки итальянцам была заказана постройка плавбазы «Констанца». Подводная лодка спущена на воду 22 июня 1930 года, в 1931 году вступила в строй итальянских ВМС, так как у румын не было средств для оплаты работ. В апреле 1936 года подводная лодка выкуплена правительством Румынии и вошла в строй Королевского флота Румынии. С началом войны против Советского Союза ПЛ приняла участие в боевых действиях против советского Черноморского флота. Несмотря на то, что «Delfinul» до прибытия немецких и итальянских подводных лодок была единственной ПЛ стран «Оси» на Черном море, советское командование было вынуждено отвлечь для выполнения задач ПЛО значительные силы. Существует байка, рассказывающая о том, что осенью 1941 года командир «Delfinul» (капитан 3 ранга (Locotenent-comandor) Константину Костаческу), обнаружив советский линкор «Парижская коммуна» в момент, когда последний шел без охранения и подставлял свой борт под торпедный залп, дал команду «Отбой!». Изумленному помощнику он пояснил: «Никто не поверит, что единственная румынская подводная лодка потопила единственный на Черном море русский линкор». «Delfinul» имела два перископа с цейсовской оптикой и отличалась полным отсутствием запасных торпед.
20 августа 1941 года «Delfinul» стала объектом атаки советской подводной лодки «М-33», которая неудачно выпустила по румынской ПЛ торпеду. Румыны тоже не остались в долгу, обстреляв из 102-мм орудия показавшуюся из воды рубку «М-33».
5 ноября 1941 года в 5 милях севернее Ялты «Delfinui» атаковала неизвестное одиночное советское судно. Атака не зафиксирована советской стороной. Возможно, объектом атаки стал советский моторный танкер «Кремль» (бывший «Союз водников», 761брт, поврежден). Упоминаемые по этому поводу в ряде источников пароходы «Ураллес» и «Ленин», не могут считаться в качестве таковых, так как первый стал жертвой удара немецкой авиации у Евпатории 30 октября 1941 года, а второй погиб на советской мине у мыса сарыч на исходе 27 июля 1941 года.
В июле 1942 года подводная лодка «Delfinui» (командир капитан-лейтенант (capitan) Корнелиу Лунгу) начала капитальный ремонт, в ноябре 1942 года поставлена в сухой ДОК, совершив 9 боевых походов
27 августа 1944 года подводная лодка «Delfinui» захвачена в качестве трофея советскими войсками в Сулине. 5 сентября 1944 года на ПЛ поднят флаг ВМФ СССР, 14 сентября 1944 года под командованием капитана 3 ранга Малышева Николая Ивановича вошла в состав советского Черноморского флота. В октябре небоеготоваая ПЛ отбуксирована в Балаклаву, 20 октября 1944 года подводная лодка получила обозначение «ТС-3». В составе ВМФ СССР боевых походов не совершала.
12 октября 1945 года подводная лодка «Delfinui» возвращена Румынии, 6 ноября 1945 года исключена из списков ВМФ СССР. Под прежним наименованием «Delfinul» ПЛ служила в составе ВМС Социалистической Республики Румыния до 1957 года, после чего была исключена из списков, разоружена и сдана на слом.

Тактико-технические данные  проекта:

Водоизмещение (тонн):

Надводное                     650

Подводное                     900

Основные размерения (метрах):

длина                             68.58

ширина                          5.94

осадка                            3.66

Мощность механизмов (л.с.):

для надводного хода        2х1600

для подводного хода            ?

Максимальная скорость хода (узл):

надводная                          14

подводная                          9

Дальность плавания (миль):

в надводном положении      2000

в подводном положении          ?

Вооружение:

торпедное                            6(4 нос. и 2 корм.) – 533.4 мм ТА                                     артиллерийское                   1 – 102 мм орудие

Экипаж (чел): 40

Автономность (сут.): 15

Такова судьба трех румынских подводных лодок, принимавших участие в боевых действиях на Черном море в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.