Military Crimea

0926

Десант у именного самолета «Валентина Гризодубова»

С.Ткаченко (Старый Крым)

Советская военно-транспортная авиация в ходы «Холодной войны» (на примере истории 930-го отдельного авиаполка)

Аннотация: В статье на примере боевой деятельности отдельного авиационного полка показаны принципы участия военно-транспортной авиации СССР в «холодной войне»; раскрываются этапы истории воинской части. Актуальность состоит в необходимости осмысления опыта действий военно-транспортной авиации в разные периоды послевоенной истории. Цель статьи – ознакомить с историей уникальной войсковой части в контексте деятельности советской военно-транспортной авиации.
Ключевые слова: военно-транспортная авиация, снабжение, помощь.

Tkachenko Sergey
SOVIET MILITARY TRANSPORT AIRCRAFT DURING THE «COLD WAR» (HISTORY OF 930 — AIR REGIMENT)
Annotation: In the article on the example of battle activity aviation regiment the basic factors of participation of military cargo aviation the USSR are shown in «cold war»; the stages of military history. Actuality consists of necessity of comprehension of experience of actions of military cargo aviation for the different periods of post-war history. Aim of the article — to acquaint with history of unique military part in the context of activity of soviet military cargo aviation.
Key words: military cargo aviation, supply, help.

Идея использования авиации для перевозки войск и военных грузов, в том числе в тыл противника, родилась и получила первое практическое подтверждение еще в годы первой мировой, а затем и гражданской войн. В период между двумя мировыми войнами Советский Союз первым в мире (в 1930 году) создает воздушно-десантные войска, отрабатывает на крупных учениях и маневрах теорию и практику применения воздушных десантов и авиации для их доставки в глубокий тыл противника. Одновременно получают развитие вопросы перевозки войск, боевой техники и грузов по воздуху в особых условиях.
В марте 1931 года командование РККА приняло решение о создании в ЛенВО опытного воздухо-десантного отряда, которому придавались тяжелая бомбардировочная эскадрилья в составе 12 самолетов ТБ-1, используемых в качестве военно-транспортных, а также корпусный авиаотряд из 10 самолетов Р-5, переклассифицированных в военно-транспортные самолеты. День формирования этого отряда — 1 июня 1931 года принято считать днем рождения отечественной военно-транспортной авиации [3, с. 11].
В предвоенные годы советская авиация получила значительный опыт высадки десантов и воздушных перевозок в ходе учений, маневров и участия в локальных войнах и конфликтах предвоенного периода. Однако в то время военно-транспортная авиация как объединение ВВС еще не существовала. Отсутствовали и специализированные военно-транспортные самолеты. Для выполнения специфических задач в довоенное время и в годы войны применялись самолеты-бомбардировщики, пассажирские и грузовые самолеты. В 1941-1945 гг. они использовались для высадки воздушных десантов, перевозок личного состава и вооружения, доставки боеприпасов, продовольствия и других грузов из тыла страны к фронту, эвакуации раненых и больных, снабжения партизанских отрядов.
О роли авиации как воздушного транспорта в годы войны свидетельствует тот факт, что всего для выполнения транспортно-десантных задач фронтовые части ГВФ, авиация дальнего действия, фронтовая авиация и авиационные дивизии особого назначения совершили свыше 1,7 млн. самолетовылетов, или 31,4% от общего количества самолетовылетов нашей авиации в те годы [3, с. 25; 10, с.16].
В марте-апреле 1946-го была создана военно-транспортная авиация как авиационное объединение в составе Воздушно-десантных войск — Десантно-транспортная авиация ВДВ [1, с. 59]. В ее состав вошли пять авиационных дивизий ВВС на самолетах Ли-2 и По-2. Самолеты Ли-2 составляли основу самолетного парка ВТА до конца 50-х годов. Одновременно на ее вооружение поступают самолеты Ил-12Д, Ту-4Д, Ил-14Т, вертолеты Ми-4 и десантные планеры Ц-25 и Як-14.
В 1955 г. ВТА выводится из состава ВДВ и преобразуется в вид Военно-Воздушных Сил с непосредственным подчинением Главнокомандующему ВВС. Кроме транспортно-десантной авиации ВДВ, в ВТА вошли также четыре дивизии и четыре отдельных авиационных транспортных полка ВВС. Дополнительно была сформирована одна вертолетная дивизия [2, с. 61].
За послевоенный период военно-транспортной авиацией накоплен богатейший опыт выполнения практических задач в интересах государства, его Вооруженных Сил и народного хозяйства. Она участвовала в большинстве локальных войн и вооруженных конфликтов, хотя исследования по этой проблематике фактически отсутствуют (тем не менее, опыт боевого применения других родов авиации исследовался) [2; 4]. Особое место в истории ВТА занимает война в Афганистане, где военно-транспортная авиация являлась основным, а нередко и единственным средством сообщения с Большой землей. Всего экипажи ВТА выполнили в Афганистане почти 27 тыс. самолетовылетов и перевезли свыше 880 тыс. человек личного состава и 426 тыс.т различных грузов. За проявленные при этом мужество и летное мастерство более 1700 офицеров, прапорщиков и солдат награждены правительственными наградами [8, с. 86]. Неоценим вклад ВТА в решение транспортных задач в интересах экономики страны [10, с.56-61].
На Дальнем Востоке задачи ВТА обеспечивались 930-м Комсомольским Трансильванским Краснознаменным ВТАП. Свое наименование он вел от сформированного в июле 1942 года легкобомбардировочного полка, укомплектованного молодежью из вчерашних курсантов. Полк сформирован по инициативе ЦК ВЛКСМ 3 июля 1942 года в соответствии с Директивой заместителя НКО СССР №339914/СС от 30 июня 1942 года в городе Алатырь Чувашской АССР. Формирование закончено 25 июля 1942 года [5, с. 76]. Первым командиром стал ветеран боев в Испании член ЦК ВЛКСМ майор М.Д. Еренков [9, с. 4].
При формировании полк получил название 930-й Комсомольский легкий бомбардировочный авиационный полк и вошел в состав 3-й воздушной армии. На вооружении полка находились самолеты У-2 (По-2). Боевые действия полк начал на Калининском фронте в районе ж.д. станции Оленино. В ноябре 1942 года полк переведен в состав 211-й ночной бомбардировочной дивизии, а в апреле 1943 года 1943 года переведен в состав 312-й ночной бомбардировочной авиационной дивизии. 19 августа 1943 года полк в составе 5 ВА переведен на Степной фронт [6, с. 214].
В годы Великой Отечественной войны полк, действуя в интересах Калининского, Степного и 2-го Украинского фронтов, принимал участие в Ржевской, Велико-Лукской, Корсунь-Шевченсковской, Ясско-Кишиневской операциях, в штурме города Будапешт и освобождении территории Чехословакии. Личный состав 3-й эскадрильи под командованием капитана А.Дорошенко в 1943г. активно помогал белорусским партизанам, доставляя им по воздуху боеприпасы, легкое оружие, медикаменты, продовольствие, почту и средства радиосвязи [6, с.253-260]. «Дружный коллектив третьей эскадрильи совершил на базы партизан около двухсот боевых вылетов. За успешное выполнение заданий командования фронтом и штаба партизанского движения все экипажи третьей эскадрильи были награждены боевыми орденами и медалями «Партизану Отечественной войны» 1-й степени. А командир группы Давид Кричевский был удостоен еще и памятного оружия. Народные мстители вручили ему пистолет с дарственной надписью: «Летчику Кричевскому — от партизан Белоруссии», вспоминают ветераны полка [6, с. 259].
Всего за время Великой Отечественной войны полк выполнил 16240 боевых вылетов. За мужество и героизм, проявленные при выполнении боевых заданий, образцовое выполнение заданий командования по завершению уничтожения немецких войск в районе Корсунь-Шевченковский полк 26 февраля 1944 г. был награжден орденом Красного Знамени, а за активное участие в освобождении Трансильвании 14 ноября 1944 г. полку присвоено почетное наименование «Трансильванский» [5, с. 76; 9, с.4].
В мае 1946 года на базе 930-го авиационного полка ночных бомбардировщиков сформирован 374-й авиационный транспортный полк, который вошел в состав 12-й транспортной дивизии МВО. В сентябре 1946 года полку возвращено прежнее наименование 930-й Комсомольский Трансильванский Краснознаменный авиационный полк, а в январе 1947 года полк передан из состава ВВС МВО в состав ДТА ВДВ [9, с. 3]. На вооружении состояли самолёты Ли-2.
В июне 1956 года 930-й Комсомольский Трансильванский Краснознаменный транспортно-десантный авиационный полк 12-й авиационной транспортной дивизии ВДВ передан в состав ВТА ВВС. В ноябре 1957 года полк приступил к теоретическому и практическому переучиванию на самолет Ил-14, а с августа 1959 года — на самолет Ан-8. В октябре 1963 года полк из состава 12 втад передан в состав 14 втад и перебазирован с аэродрома Кречевицы (г. Новгород Великий) на аэродром Завитинск Амурской области. Передислокация полка связана с наращиванием авиационной группировки но Дальнем Востоке в связи с обострением советско-китайских отношений, о также с ростом объема помощи братскому народу Демократического Вьетнама. В дальнейшем Ан-12 неоднократно выполняли рейсы во Вьетнам, летали над Лаосом, где один самолет из 930-го полка был сбит американским истребителем. В августе 1967 года личный состав полка приступил к переучиванию на самолет Ан-12. После расформирования 14 втад в 1971 году полк переведен на штат отдельного полка [9, с. 9].
В 1956 году полк составом 16 экипажей участвовал в событиях в Венгрии на Ли-2.
В период с 1979 по 1989 года экипажи полка принимали участие в боевых действиях в Демократической Республике Афганистан. С 1982 по 1989 год эскадрилья полка постоянно базировалась на аэродроме Баграм. Эскадрилья значилась как «224 отдельный отряд Министерства гражданской авиации», полевая почта 94198 -Т. Именно этот полк выполнил наибольший объем перевозок на территории ДРА, за что в 1989 году награжден вымпелом МО ДРА. За этот период выполнено 2799 полётов с общим налётом 4277 часов, перевезено 9216 тонн груза [11]. Потерян один самолет Ан-12. — 12 июля 1987 г. потерпел катастрофу выполнявший рейс в Кандагар Ан-12 [7, с. 19]. На посадке с боковым ветром летчики не успели выровнять машину и совершили грубую посадку. Подломилась правая стойка шасси, после чего самолет вынесло с полосы, развернув хвостом вперед. Самолет оказался на грунте напротив аэродромной ТЭЧ, попав на минное поле полосы прикрытия аэродрома. После подрыва сразу нескольких мин самолет загорелся. Экипаж капитана А. Б. Тимофеева и сопровождающие груз выскочили наружу и бросились врассыпную от разгоравшегося пожара. Поспешившие им на выручку люди начали тушить огонь, не зная о крайне опасном грузе на борту машины — самолет вез 7,5 т авиабомб. Огонь уже охватил фюзеляж самолета и хватило нескольких минут, чтобы бомбы сдетонировали. Взрывом самолет буквально разметало, кося людей вокруг осколками. Погибли 16 человек и 37 были ранены. Среди погибших, помимо солдат и офицеров аэродромного батальона, оказались несколько вертолетчиков и техников находившейся рядом истребительно-бомбардировочной эскадрильи. Никто из экипажа Ан-12 не пострадал. После взрыва и пожара от самолета осталось только закопченное пятно и зарывшиеся в песок обгоревшие двигатели. Тут же догорали санитарный УАЗ, пожарная и поливочная машины, подогнанные для борьбы с огнем. Последовавшее разбирательство было быстрым. Прибывшая комиссия провела разбор происшествия, покарав правых и виноватых: выявлены были нарушения в руководстве полетами и организации прикрытия аэродрома, попутно приструнили личный состав за пошатнувшуюся дисциплину. В дневнике одного из служивших тогда в Кандагаре осталось памятная запись: «Начальство быстро докопалось до сути наших неудач; досталось причастным и непричастным. Выгребли, у кого нашли, брагу, приказали снять с модулей антенны телевизоров, чтобы не демаскировали аэродром, сломали замечательную беседку для отдыха перед штабом полка (потому как не положено), провели строевые занятия со всеми частями авиагородка и велели организовать непременные политзанятия для укрепления нашей морали» [7, с. 19].
В период с 5 марта по 23 декабря 1989 года полк составом 6 Ан-12 участвовал в оказании помощи Народной Республике Ангола (командир группы п/п-к П.Н.Кожевников). За этот период выполнено 2789 полётов, с общим налётом 3566 часов, перевезено 35026 человек личного состава и 12827 тонн груза. Потерь в личном составе и технике – нет [11].
4 экипажа полка с 17 февраля по 31 декабря 1990 года принимали участие в оказании помощи народу Вьетнама. За этот период выполнено 400 полётов, с общим налётом 676 часов, перевезено 5106 человек, 639,4 тонны груза [11].
Особая роль принадлежит полку в снабжении отдаленных гарнизонов Севера и Дальнего Востока продуктами питания, промышленными товарами, топливом и другими средствами жизнеобеспечения. Экипажи полка принимали участие в ликвидации последствий землетрясений в Армении и на Сахалине, перевозке миротворческих сил и в выполнении других задач.
29 августа 1992 года согласно Директиве ГШ ВС РФ от 24 августа 1992 года полк вошел в состав 23-й военно-транспортной авиационной дивизии [3, с. 221].
В период с 7 октября по 6 ноября составом 6 Ан-12 и с 19 ноября по 28 декабря 1992 года составом 3 Ан-12 полк участвовал в оказании помощи при ликвидации последствий землетрясения на Курильских островах. В течение 3-х месяцев, в отрыве от базы, экипажи полка и группа инженерно-технического состава обеспечивали действие «воздушного моста» между материком и островом Итуруп (аэродром Буревестник). Основными задачами полка были: эвакуация населения на материк и доставка материальных средств на Курилы. В сложнейших метеоусловиях, при минимуме погоды, экипажи подполковника В.В. Чернышова, майоров А.В. Попова, Н.И. Погребняк, А.Ю. Хохлова А.Ю., капитанов О.Н. Алексеева и В.А. Балыкова выполняли правительственную задачу, проявив при этом высокий уровень профессионализма. За этот период выполнено 288 полётов с общим налётом 544,5 часа, перевезено 3492 человека, 995,4 тонн груза [11].
В период с 11 по 14 января 1995 года полк составом 6 самолётов Ан-12 участвовал в перевозке войск и боевой техники в район боевых действий в Чеченской республике. За этот период выполнено 37 полётов с общим налётом 153 часа. Перевезено 75 человек, 53,5 тонны боеприпасов, 2 единицы техники. Экипажи подполковника В.В.Чернышова, майоров И.В. Кудрявцева и А.Ю.Хохлова, капитанов О.Н.Алексеева и В.А.Балыкова при переброске личного состава, боеприпасов и боевой техники из Приморья, с аэродрома Кневичи, в район боевых действий (Чеченскую республику), продемонстрировали лучшие лётные, воинские и гражданские качества [11].
Однако уникальный опыт использования военно-транспортной авиации на самолётах Ан-12 в разных климатических условиях различных стран оказался не востребован сверху. Согласно директивы ГШ ВС РФ от 19 февраля 1998 года № 134/4/0187, 1 мая 1998 года 930 втап расформирован. Боевое Знамя, почетные наименования, орден Красного Знамени переданы в 110 втап (г. Кречевицы Псковской области) [11].
Военно-транспортная авиация 80 лет используется для высадки воздушных десантов, переброски войск по воздуху, доставки вооружения, горючего, продовольствия, эвакуации раненых. Военно-транспортные самолеты имеют значительный радиус действия и большую грузоподъемность. Но она ещё имеет и полезный колоссальный опыт боевого применения и эксплуатации, особенно в период с 50-х до начала 90-х годов. Увы, история 930-го втап показывает, что в нашем отечестве этот бесценный потенциал учитывают не всегда.
Источники и литература

1. Алёхин Р.В. Воздушно-десантные войска: история российского десанта / Р.В.Алёхин. — М.: ЭКСМО, 2009. – 416 с.
2. Бабич В.К. Авиация в локальных войнах / В.К.Бабич. – М.: Воениздат, 1988. – 207 с.
3. Военно-транспортная авиация России: 75 лет. — М.: Полигон, 2007. – 247с.
4. Воздушные войны ХХ века (1945 — 2000) / Под общ. ред. Криса Бишопа / пер. с англ. И.С.Соколова. – Смоленск: Русич, 2003. – 256 с.
5. Директива ГШ СССР от 18.01.1960г. №170023. Перечень № 12 авиационных полков военно-воздушных сил Красной Армии, входивших в состав Действующей армии в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.– М.: 1960. – 87с.
6. Куманичкин А. С. Чтобы жить… Купцов Н. С. Воздушные рабочие войны. Николаев М. А. Добровольцы, шаг вперед! / А.С.Куманичкин, Н.С.Купцов, М.А.Николаев. — М.: Молодая гвардия, 1987. — 335 с.
7. Марковский В. Ан-12 в Афганистане / Виктор Марковский // Авиация и космонавтика: вчера, сегодня, завтра. – 2011. — №12. – С.17-25.
8. Марковский В.Ю. Жаркое небо Афганистана / В.Ю.Марковский. – М.: Издат. Дом «Техника — молодежи», 2000. – 100 с.
9. Никольский М. 12-я Мгинская Краснознаменная военно-транспортная авиационная дивизия / Михаил Никольский // Авиация и космонавтика: вчера, сегодня, завтра. – 2005. — №11. – С.2-15.
10. Пакилев Г.Н. Советская военно-транспортная авиация / Г.Н. Пакилев. – М.: Изд. ДОСААФ, 1974. – 64 с.
11. http://www.zavitaya.ru/history/ — доступ свободный.

Опубликовано: Ткаченко С.Н. Советская военно-транспортная авиация в годы «холодной войны» (на примере истории 930-го отдельного авиаполка). Матеріали Міжнародної наукової військово-історичної конференції «Холодна війна: історія та уроки (1946 — 1991)» – Севастополь — Київ, 2012. – С.166-171.