Зуйские леса, верховья реки Чуюнча. 2010 г. фото С.Ткаченко.
Овраг Чу-Унча, вид на скалы Казачи. Середина 1970-х гг. Репродукция фото из архива Е.Б.Мельничука.
Обложка журнала «Der Adler», с изображением «штуки» — самолёт был популярным… Репродукция фото из журнала «Der Adler». 1941 г.
С.Ткаченко (Феодосия)
Раскол партизанского неба (к истории о сбитых «юнкерсах» и непредвзятости цифр)
Журналистские расследования во все газетно-журнальные времена были интересны читающей публике. И в нашем журнале уже были опубликованы несколько подобных изысканий. Этой публикацией также продолжим уже сложившуюся рубрику. И отправимся на шестьдесят семь лет назад, в горнолесную часть Крыма. А точнее в его зуйские леса, пропахшие в преддверии нового, 1944-го, года пороховой гарью и оглушённого взрывами – шла война, готовились – налёт на Зую (это со стороны партизан), и – очередной «генеральный» прочёс (со стороны немецко — румынских оккупантов и их пособников из местных жителей и не только).
Как-то давно, в какой-то книжонке-путеводителе, которую до сих пор не смог найти в своей немаленькой библиотеке, прочитал привычные уже цифры партизанских боёв, их трофеев и потерь врага от действий крымских партизан. Всё привычно, две с половиной сотни боёв и более полутора тысяч операций и диверсий, в результате которых уничтожено громадное количество боевой и прочей техники. И говорится об одном сбитом самолёте. Мимо глаз прошла эта печатная весть, но вот в мозгу засела. И всплыла совсем недавно, когда приступил к изучению итоговых цифр по партизанскому движению в Крыму. Многое там интересно, и даже неоднозначно – и цифры, и даты. Но вот самолёта нет…
Чтобы не быть голословным, приведём полностью все данные из Отчета Крымского штаба партизанского движения об итогах боевой и диверсионной деятельности партизанских соединений и подпольных диверсионных групп за период с 1 ноября 1941 г. по 16 апреля 1944 г. и о помощи авиации партизанам (от 1 февраля 1946 г.), который хранится в Государственном Архиве АР Крым, и даже был опубликован* ещё в 1973 году [15, с.342-343].
«…За период боевой деятельности крымских партизан с 1 ноября 1941 г. по 16 апреля 1944 г. партизанскими отрядами проведено 252 боя с частями и подразделениями противника, и 1632 различных операции и диверсии (сюда вошли и операции подпольщиков – Т.С.), в том числе: налетов на гарнизоны противника—98, налетов на заставы противни¬ка—39, засад и нападений по уничтожению живой силы про¬тивника — 212, диверсий по подрыву воинских эшелонов против¬ника — 81, диверсий по разрушению различных железнодорож¬ных объектов противника — 82, операций по уничтожению автотранспорта противника — 770, нападений на конный транс¬порт и обозы противника — 54, диверсий по уничтожению раз¬личных военных объектов и техники противника — 110, диверсий по уничтожению телефонно-телеграфной связи противника — 188.
В результате боев, операций и диверсий, проведенных пар¬тизанскими соединениями в тылу противника, истреблено сол¬дат и офицеров противника — 29 383, захвачено в плен — 3872, изъято и уничтожено предателей — 335, взорвано и пущено под откос воинских эшелонов противника — 79. По неполным данным разбито паровозов — 48, вагонов — 947, автодрезин — 2. Взорваны и пущены под откос 2 бронепоезда противника; взорваны 3 железнодорожных моста, 666 рельс; взорвано и разрушено путевое и станционное хозяйство трех железнодо¬рожных станций: Шакул, Альма, Сюрень; взорваны 11 складов боеприпасов, 12 складов горючего; разгромлены 2 склада с продовольствием; взорваны 3 электростанции; разрушены и разбиты 3 хлебозавода; взорваны 2 мельницы, 8 водокачек; разбиты 3 радиостанции; взорваны 2 завода. Уничтожено 112 800 м телефонно-телеграфной линии связи, 6600 м высоко¬вольтной электролинии. Взорваны 52 шоссейных моста. Уничтожено и частично повреждено: танков — 13, броне¬машин — 3, орудий разного калибра — 211, минометов — 4, авто¬машин — 1940, танков-тягачей — 83, мотоциклов — 58, моторная лодка -1, динамо-машин и дизелей — 3, разбито повозок — 164, убито лошадей — 425.
Захвачено у противника: автомашин — 201, тракторов-тяга¬чей — 40, мотоциклов — 9, паровозов — 1, вагонов — 83, орудий 76 мм — 17, минометов — 8, пулеметов — 250, автоматов — 254, винтовок — 5415, пистолетов — 140, противотанковых ружей — 1, радиостанций — 3, повозок — 542, лошадей — 2627, походных ку¬хонь — 2.
Захвачено у противника скота и различного продовольст¬вия: коров — 1019, овец и коз — 6661, зерна разного — 351 т, му¬ки — 38,5 т, картофеля — 61 т, разного продовольствия — 159 т.
За время с 1 ноября 1941 г. по 17 апреля 1944 г. авиацией, обслуживающей крымских партизан, произведено полетов в Крым: самолетами типа ТБ-3 и ЛИ-2 — 450 самолето-вылетов, самолетами типа ПР-5 и У-2 — 261 самолето-вылет.
Доставлено в действующие партизанские отряды 725 т. боеприпасов, продовольствия, медикаментов, обмундирования и других грузов. Вывезено из партизанских отрядов 1311 раненых и больных партизан. Вывезено из тыла противника 545 чел. гражданского насе¬ления, скрывавшегося от репрессий немцев.
Заброшено в действующие партизанские отряды и тыл про¬тивника 521 чел. командно-политического состава и спецгрупп.
Начальник Крымского штаба партизанского движения секретарь Крымского ОК ВКП(б) В. Березкин. Зам. начальника Крымского штаба партизанского движения майор С. Скребец» [30, л.740-741].
Точно, даже моторная лодка есть, а самолёта нет. Дыма без огня не бывает, надо искать. Кто готовил сборник документов и материалов к печати? Конечно, работники архива, бывшего тогда областным партийным, а именно известный архивист И.П.Кондранов и А.А.Степанова. У Ивана Петровича в творческом наследии есть ещё одна нужная любому крымскому историку книга – «Крым. 1941-1945. Хроника», написанная полностью на архивных материалах. Если хотите, это как компас для исследователя времён войны на полуострове. Покопавшись в практически подённых записях, узнаём, что … сбитых самолётов было аж два!
Вот что там написано: «7 ноября 1943 г. … Партизанской заставой 21-го отряда 5-й бригады под командой Ф.И. Глушенкова на Чуюнче огнём из ручного пулемёта и винтовок сбит вражеский пикирующий бомбардировщик» [13, с.121]. Листаем книгу далее и читаем: «8 декабря. … Заставой 21-го отряда из противотанкового ружья сбит пикирующий бомбардировщик, бомбивший партизанский аэродром. Самолёт упал близ Баксана и сгорел» [13, с.125]. Оба сообщения опираются на некие архивные документы, и, даже по тексту, возникает больше вопросов, чем ответов. Но разберёмся во всём по порядку.
А тут ещё сюрприз – во Введении к сборнику документов и материалов в краткой справке по итогам за период партизанской борьбы в Крыму указаны 2 сбитых самолёта [15, с.13]! Составлял Введение доктор исторических наук, профессор М.Р.Акулов, но при этом сослался на документ, приведённый нами выше. Где там самолёты? Кстати, уничтоженные танки и бронемашины даны числом в 17 единиц, но вот из текста документа видно, что их было – 13 танков плюс 3 бронемашины…. Однако в публикации «Крым в годы Великой Отечественной войны. Исторический очерк», сделанной М.Акуловым для обобщающего тома Книги Памяти Автономной Республики Крым в итогах деятельности партизан самолётов нет, правильно указано и число подбитой бронетехники врага [11, с.91].
Удалось разыскать и ознакомится со всеми указанными Кондрановым и Акуловым документами, и не только с ними – за что огромная благодарность всем сотрудникам Государственного архива АРК, и в частности работникам бывшего Партархива обкома.
Итак, первое сообщение ссылается на соответствующие листы машинописной «Хроники партизанского движения в Крыму 1941-1944 гг.», и в тексте документа звучит так: «7 ноября 1943 г. Зуйский район. Партизанской заставой 21-го отряда 5-й бригады на Чуюнче групповым огнём из ручного пулемёта и винтовок под командованием начальника заставы Глушенкова сбит пикирующий самолёт противника. Трое лётчиков сгорели» [37, л.76]. В «Хронике» также идёт речь и о втором случае: «8 декабря 1943г. Симферопольский район. В районе деревни Чуюнча (Брусилово) вблизи посадочной площадки заставой 21-го партизанского отряда 5-й бригады сбит немецкий пикирующий бомбардировщик. Экипаж в составе 3 лётчиков сгорел» [37, л.135]. Но – внимание! Кондранов ссылается в этом, втором, случае, ещё на один, первоочередной по ссылке, документ – на дневник руководителя областного подпольного партийного центра, командира Центральной оперативной группы (ЦОГ) и Северного соединения партизан П.Р.Ямпольского. Изучим и его.
Это уже фонд бывшего Партархива. Рукописная тетрадь в 74 листа, исписана убористым, понятным почерком. Начата 2.07.1943 г., окончена 17.01.1944-го, ясно, это только часть всего дневника. Записи — и обыденные, и тексты телеграмм и радиограмм. Лист 48: «№876. Булатову. Заставой 21-го отряда 8.12. из ПТР (противотанковое ружьё – Т.С.) сбит пикирующий бомбардировщик, бомбивший партизан в районе Баксана. 3 лётчика сгорели. Взята карта» [28, л.48]. Вроде всё сходится. Но… проверим.
Откроем уже упоминавшийся «Отчёт», и в нём в таблице по боевой деятельности ЦОГ за ноябрь 1943 года значится 1 (один) самолёт, числящийся за «отдельными группами». За декабрь самолёты никакие не числятся. И в итоговых данных тоже всего один самолёт [30, л.78]. Зато на следующем листе читаем снова Ямпольского, которого цитирует уже отчётный документ КШПД: «В 17.00 8.12.43г. отряды вышли на исходную позицию для наступления на Зую в район Чуюнчи. Настроение партизан бодрое и приподнятое, при движении на операцию на глазах всех партизан, партизаны заставы 21-го отряда в районе Чуюнчи сбила с РП (ручной пулемёт – Т.С.) немецкий двухмоторный бомбардировщик, который уже несколько дней целыми днями летал над лагерями, бросал бомбы и обстреливал из пулемётов. Это ещё больше приободрило бойцов-партизан. В 17.00 в районе Чуюнчи я отдал приказ командирам отрядов для начала операции, назначенной на 23.00 по сигналу красной ракетой» [30, л.79]. Про разнобой в применённом оружии отметим, но поговорим позже.
Пока остановимся на явном несоответствии – типе авиатехники. Пикирующий бомбардировщик, активно применявшийся и против крымских партизан, у немцев и румын был – Ju 87, известная всем «Штука». Но, во-первых, он был одномоторным, во-вторых, его экипаж составлял двух человек – пилота и стрелка-радиста [5, с.27; 26, с. 10,12, 27, 31]. На Крымском полуострове с осени 1943 года базировалась вооружённая этими самолётами группа – III/StG3 [17, с.117] и эта же переименованная** группа III./SG3 с октября 1943 г. до мая 1944 г. действовала в Крыму, затем недолго в Румынии. Но в указанной литературе нет данных о потерях «штук» от наземного огня в этот период. Нет данных и по потерям немецкой авиации и на соответствующих сайтах – наиболее полные данные на www.airwar.ru не приведены за Крым 1943 года, а те, что есть, исчерпывают тему только за период обороны Севастополя и боевых действий в мае 1942-го на Крымском фронте [38].
Какие ещё самолёты могли быть двухмоторными и трёхместными, да ещё и пикировать на позиции и лагеря партизан? Знаменитый бомбардировщик Хейнкель He 111 отпадает – хотя и двухмоторный, но четырёхместный [14, с.24]. Из пикирующих под такие требования подпадают только Дорнье Do 17, Do 217 и Юнкерс Ju 88к [22, с.32,52,54], но, как правило, в 1943-1944 гг. и в последних были по четыре человека в экипаже, а Дорнье-17 вообще почти не «дожил» до третьего года войны. Или это был какой-то из истребителей-бомбардировщиков, типа распространенного двухмоторного Мессершмитта Bf 110? Но он был двухместным…. Не менее известная «рама» — Фокке-Вульф FW 189 — была и двухмоторной и трёхместной. Однако её партизаны хорошо знали по характерному силуэту, и в случае уничтожения, так бы и доложили. Но её было очень непросто сбить не только наземным огнём, но и истребителям [25, с.29]. Так что сбили-то? Вопрос пока открыт, разбор — ниже.
Теперь разберемся – а можно ли вообще сбить летящий самолёт из такого экзотического средства, как ПТР? Из пулёмёта – понятно, у многих из мужчин среднего возраста на памяти уроки начальной военной подготовки и сколько-то корпусов с упреждением – для стрельбы по самолётам. А вот противотанковое ружьё…. Оказалось, это вполне нормальное оружие и против самолётов. В Наставлении по стрелковому делу (НСД-42) к противотанковому самозарядному ружью ПТРС и противотанковому однозарядному ружью ПТРД много внимания уделено именно стрельбе из этого оружия по самолётам – приёмы стрельбы, правила ведения огня [18, с.76-82, 83]. Кроме того, периодическая печать времён войны неоднократно приводит примеры успешного использования ПТР против самолётов противника – так, газета «Красная звезда», например, только за март 1942-го несколько раз сообщает об уничтожении вражеских летательных аппаратов из пехотного оружия, в том числе из противотанковых ружей, и даже рекомендации печатает [4;6;8;20;27].
Сбивали самолёты и в других партизанских отрядах – российские, белорусские, украинские партизаны, о чём есть данные [21, с.320-321]. Всего, по данным бывшего начальника Центрального штаба партизанского движения при Ставке Верховного Главнокомандования П.К.Пономаренко, со ссылкой на фундаментальную «Историю Великой Отечественной войны Советского Союза», советские партизаны сбили и уничтожили на земле 786 самолётов противника, в том числе по областям и республикам: РСФСР – 243, УССР – 211, БССР – 305, Молдавская ССР – 20, Карело-Финская ССР – 7. [21, с.325-326; 9, к.9]. Крыма в списке нет…
Дальше — отойдём от чисто технической стороны, и разберём организационный аспект сообщений. Тут всё упирается в 21-й партизанский отряд. Это подразделение было сформировано в первой декаде октября 1943 года, и на ноябрь-декабрь возглавлялось И.Е. Сырьевым. Входило оно в ноябре в 5-ю бригаду Северного соединения (наряду с 3-м, 6-м, 23-м отрядами) [10, с.260-261]. Бригадой командовал Ф.С.Соловей, комиссаром — М.М.Егоров; но как раз перед известной Зуйской операцией*** 21-й добавили (вместе с 6-м отрядом Ф.В. Мазурца) в 1-ю бригаду, где командиром был Ф.И. Федоренко [15, с.300-301; 24, с.237].
Привяжемся и географически. Чуюнча как название современнику ничего не говорит. Хотя из справочной литературы узнаём, что так называлось нынешнее село Урожайное Симферопольского района, оно же в мае 1948 г. было переименовано в Брусилово, а затем получило своё нынешнее название [1, с.70, 431]. Но находится оно северо-восточнее Симферополя, севернее трассы из областного центра на Белогорск и Феодосию! По прямой это не менее 16 километров от Урожайного до Зуи, находящейся строго на восток, а до ближайшего леса за Мазанкой – больше 25 километров. То есть что-то не вяжется – далековато для партизан. Другое дело, почему называется это село именно Чуюнча. По названию реки, оказывается! Речка, именуемая ныне Маленькой, носила в прошлом название Чуюнча [7, с.275]. Но вот снова нестыковка – исток её расположен в трёх километрах южнее Мазанки, не доходя до леса. И тёчет река по открытой местности до самого Салгира, в который и впадает. Что-то не то….
А теперь надо выяснить, отмечены ли случаи уничтожения самолётов в воспоминаниях крымских партизан. Да, по крайней мере, один случай описан в нескольких мемуарах, в частности в книге Н.Д.Лугового «Побратимы. Партизанская быль», которая позиционируется как «документальное повествование о героической борьбе партизан и подпольщиков». Интересно, что на эту книгу есть ссылки в партизанской картотеке республиканского Госархива – авторитет автора, видимо, сыграл свою роль. Вот пространная цитата из этих мемуаров, выбранных нами первыми только из принципа хронологии – написаны они были в конце 60-х годов, и изданы в 1974-м.
«…В лесу еще темно, восток лишь обозначился блеклой полоской зари, а партизаны уже на ногах. Шагают отряды Николая Сороки, Якова Саковича и Семена Мозгова во главе с комбригом Федором Федоренко и бригадным комиссаром Евгением Степановым. За ними Филипп Соловей и Мирон Егоров ведут три отряда пятой бригады: третий отряд Ивана Дегтярева, шестой — Федора Мазурца, двадцать первый — Ивана Сырьева. Всего в отрядах более семисот человек!
За каждой из отрядных колонн тянется обоз: две-три повозки с патронами, ящиками гранат и медикаментами. За ними три «Татры» тянут на буксире пушки; четыре «ЗИСа» везут зачехленные «катюши».
Морозит. Утро разгорается погожее. Но партизанам не до него. Вот в небе ревут моторы бомбардировщиков, и по колоннам несется команда:
— Во-о-здух!
Бойцы прячутся под кроны деревьев, к укрытиям жмутся повозки и машины. Движение замирает.
Самолеты летят на предельно малой высоте, и лес заполняется ревом. Спустя минуту-другую в районе Яман-Таша падают, завывая, бомбы. Эхо множит звуки, и по всей долине Бурульчи, по просторам Бурмы разливаются раскаты — все гремит, трещит, грохочет, как при горном обвале. Сбросив бомбы, немцы кружат над лесом, выискивая новую цель, и, лишь когда кончается боезапас, улетают.
В тот же миг на дороге возобновляет движение колонна.
Но опасность не исчезает. Над лесом беспрерывно кружит пикирующий бомбардировщик. Он все высмат¬ривает и передает по радио своим.
Вот он засек дымок у костра в урочище Чу-Унча пошел пикировать на него, поливая пулеметным огнем. Партизаны то и дело разбегаются, прячутся за валуны и деревья. Досаднее же всего то, что внимание врага привлечено как раз к той дороге, по которой движется партизанская колонна. Алексей Калашников, командир заставы, решает по-севастопольски.
— Всем!.. По самолету!..- приказывает он.
Пулеметчик Глушко положил пулемет стволом на пень и приготовился к бою. Приготовились автоматчи¬ки и сам командир. И когда самолет бросился в пике, на него метнулся шквал пуль. И вот «штукас» выпус¬кает хвост черного дыма, не выходя из пике, ныряет в лесную чащобу, и там, где он скрылся, раздается треск деревьев… Взрыв! Над лесом встает облако дыма.
— Рухнул!..» [16, с.321-322].
Кстати, до этих строк, действие которых происходит, как становится понятным из предыдущего и последующего контекста происходит в декабре 1943-го, нет никаких упоминаний о победе над самолётом в ноябре, как раз, кстати, на праздник – день Великой Октябрьской социалистической революции. Как кажется, старый коммунист и на то военное время комиссар различных партизанских формирований Н.Д.Луговой обязательно обыграл бы этот случай в своих мемуарах. Хотя о боях 21-го отряда за Фриденталь и Нейзац (ныне соответственно села Курортное и Красногорское Белогорского района [1, с.49]) рассказывает, повествует и о налётах на партизанские позиции — как раз на праздник революционный [16, с.316-317].
В воспоминаниях других партизан также описывается случай уничтожения самолёта. По времени появления – это «Годы партизанские» Фёдора Федоренко.
Из них также становится ясно, что именно отряды 1-й бригады были вооружены пулемётами и ПТРами: «Буквально через час после смотра отряда Саковича и Кущенко бригаде выделили девять противотанковых ружей, несколько пулемётов, много автоматов, — всё в те дни подходило одно к другому быстро, плотно. Мы довооружили в первую очередь Восемнадцатый, но не обделили и два других отряда…» [24, с.223].
А вот что вспоминает Фёдор Иванович о случае с самолётом: «Холодным зимним днем 8 декабря Первая бригада (без Восемнадцатого отряда) и два отряда Пятой бригады вышли в ис¬ходный район к опушке леса восточнее Тау-Кипчака, позже переименованного в Лесное, ныне село не существует. Усло¬вились, что там партизаны до наступления сумерек хорошо отдохнут, вечером командиры и комиссары детально вник¬нут в суть предстоящего дела, разъяснят ее всем.
— Воздух! — командует кто-то, и все видят самолет, пикирующий на дымок по ту сторону открывшейся поляны. Там, близ нежилого домика лесника, стоит застава Двадцать первого. Оттуда доносится эхо длинной пулеметной очереди, через несколько секунд — сильного взрыва.
Я, Степанов, Помощник, Бровко вскакиваем на лошадей, мчимся к заставе. Перед нами — домик со снесенной крышей и подле него — самолет в пламени. Мертвый пилот, вцепив¬шись руками в штурвал, догорает в кабине, другой немец распластался на крыле с зажатым в кулаке кольцом пара¬шюта.
— Вот так дела! — восхищенно воскликнул Петя По¬мощник.
— Это его Глушко сшиб,- пояснил кто-то с заставы, — мигом приспособил пулемет на сучок и врезал.- Жаль, гады крышу разворотили, хороший был домик.
Мы от души поздравили пулеметчика Глушко с удачей. Однако и забеспокоились: вдруг немцы немедленно начнут искать самолет? Тогда скрытое сосредоточение пяти отря¬дов в исходном районе будет выявлено — сюда ведь пойдут поисковые подразделения. Как бы подтверждая опасение, прискакавший конный разведчик докладывает, что в двух километрах от нас — противник. Примерно, взвод полицей¬ских. Приказываю Саковичу выедать навстречу им развед¬группу — пусть перехватит его и уничтожит из засады» [24, с.237-238].
А вот что об этом случае говорится в воспоминаниях партизанского разведчика Николая Колпакова. «8 декабря Ф.И. Федоренко, получив одобрение плана операции (налёт на Зую – Т.С.) у командира Северного соединения П. Р. Ямпольского, приступил к его осуществлению.
В дневное время он вывел бригаду и преданные ей отряды на опушку леса с расчетом, чтобы с наступлением темноты начать движение отрядов по установленным маршрутам, к ночи занять ис¬ходные позиции и по сигналу Ф. И. Федоренко одновременно атако¬вать намеченные каждому отряду объекты.
Во время движения отрядов над лесом появился фашистский бомбардировщик и, сделав разворот, пошел как бы в пике на находившуюся в том районе партизанскую заставу. Застава открыла по самолету из пулемета и автоматов огонь. Бронебойно-зажигательная пуля пробила кабину и убила летчика. Самолет из пике не вы¬шел и рухнул вблизи заставы. Упав на землю, взорвался. Около са¬молета партизаны обнаружили два обгорелых трупа летчиков.
Появление над лесом самолета встревожило партизан, так как летчики могли сообщить тому, кто их направил в лес, о движении партизан, но, услышав взрыв самолета, облегченно вздохнули, по¬няв, что о движении отрядов летчики сообщить не успели» [12, с.128-129].
Однако живущий сейчас в посёлке Советский Николай Андреевич Плёхов, партизан из 21-го отряда, в интервью автору не вспомнил случая поражения немецкого самолёта. Однако, возможно, Плёхов не всё знал в то время, ведь партизану было чуть более четырнадцати лет [23].
Вот так, сопоставив архивные документы и воспоминания партизан, многое проясняется. Да, случай уничтожения немецкого самолёта в начале декабря 1943 года имел место быть. Сбит был пикирующий бомбардировщик Юнкерс Ju 87, погибло двое из его экипажа – пилот и стрелок-радист. Упасть самолёту «помог» партизан 21-го отряда меткой очередью из ручного пулемёта. Вот только почему в мемуарах пулемётчиком назван некто Глушко, а не Федор Глушенков (как в архивных документах), хотя по данным картотеки ГААРК именно он был пулемётчиком в 21-м отряде в это время. Сбили самолёт с заставы, которая находилась у урочища Чуюнча – это место на современных картах обозначено [2, с.19]: коротенькая речка Тав-Чоюнчи, один из правых притоков реки Зуя, южнее Балановского водохранилища, и находится в семи километрах севернее известной партизанской посадочной площадки – Иваненковой казармы (урочище Даир-Алан), и совсем близко – в трёх километрах от Баксана, ныне села Межгорье Белогорского района, упоминаемого в дневнике Ямпольского. Разночтения всё же есть — и по командованию заставой: в архивной «Хронике» командиром назван Ф.И.Глушенков, бывший пулемётчиком, а в воспоминаниях Лугового – Алексей Калашников. И ещё – откуда взялся ПТР как зенитное средство….
А вот почему пропал случай в ноябре, попробуем выдвинуть свою версию. Как сдаётся, этого самого «ноябрьского самолёта» вообще не было. Возможно, была невнимательность или разгильдяйство в оформлении учёта и уничтожение «штуки» в декабре записали в ноябрь, тоже, кстати, 7 числа (близко к 8), и в итоговую табличку за 1943 год единичку поставили на строчку выше, вот и отряд совпал тоже. «Отчёт КШПД об итогах боевой и диверсионной деятельности» писался не ранее февраля 1946г., о чём можно судить по архивному делу, и естественно, не один месяц и не сразу. Об этом косвенно и в «Хронике партизанского движения», которая составлялась с 1949 по 1953 год, в которой уже появилось два самолёта [37, обложка].
Но, а вот почему нет самолёта, сбитого крымскими партизанами, в итоговых данных, пока неясно. Возможно, его просто забыли внести невнимательные составители вышеупомянутого «Отчёта», а «Хроника» писалась позже, и вероятно, разными людьми, и там ошибочно записали два случая. И получился некий миф о двух самолётах.
А может всё дело в тех самых трёх якобы погибших немецких лётчиках? Выше приведены доказательства гибели именно двух человек, а вот третий…. Иногда партизаны всех времён и народов относительно потерь противника действовали по старому правилу: «Пиши поболее, что их жалеть-то, басурманов!». Увы, приписки, как и необъективная оценка количества уничтоженного врага и его техники и вооружения, имели место и в среде советских партизан и их не изжить, о чём сейчас прямо пишут современные исследователи [3, с.146, 220]. Вот и разозлилось начальство из Крымского обкома на командование партизанскими отрядами и Северным соединением за откровенную подтасовку факта уже в послевоенное время. Или сами же вовремя не доложили – и нарушили отчётность в масштабах всего партизанского движения (хотя Ямпольский, как помним, доложил Булатову о случае уничтожения самолёта). Вот и «закопали» сбитый самолёт в дебрях бумажных, и в «итого» он не попал, хотя в текущих, промежуточных итогах факт присутствует. Увы, дополнительных фактических данных по этой гипотезе найти пока не удалось. Но работа продолжается!
* Важно, что опубликованный документ имеет ссылку на подлинник, учтённый на то время под номером дела – д. 1-в, несколько другим, чем сейчас; «Отчёт КШПД» представляет собой четыре тома, а итоговые данные ныне находятся в деле № 29, в четвёртом томе, листы те же – 167-169, а единая сквозная нумерация страниц для всех дел «Отчёта» — 740-441 (где идёт речь об уничтоженной технике и вооружении противника).
** 5 октября 1943 года была проведена реорганизация Люфтваффе. Штурмовыми частями стали все существовавшие до сих пор части пикирующих бомбардировщиков. StG 1 превратилась в SG 1, то есть Sturzkampfgeschwader 1 (1-я эскадра пикирующих бомбардировщиков) была переименована в Schlachtgeschwader 1 (1-я штурмовая эскадра). Аналогично изменились наименования в других случаях — StG 3 стала SG 3 соответственно [26, с.41-42].
*** 2-й отряд 1-й бригады и 3-й отряд 5-й бригады под общим командованием командира 1-й бригады лейтенанта Ф.Федоренко организовали и успешно провели боевую операцию по разгрому расположенного в районном центре Зуя вражеского гарнизона, насчитывавшего 400 человек. В результате боя партизаны заняли и очистили от немецко-румынских войск с. Зуя, разгромили штаб гарнизона, сожгли 18 автомашин, взорвали склад боеприпасов, хранилище горючего и хлебопекарню. Уничтожили до 170 гитлеровцев, из них 4 офицера. Захвачены ценные штабные документы и печати. Взято как трофеи 2 станковых и 5 ручных пулеметов, 20 вин¬товок, много обуви и обмундирования [15, с.313].
Именной указатель партизан
Бровко Арсентий Филимонович, 1919 г.р., военнослужащий РККА (554 горнострелковый полк 138 горнострелковой дивизии), с января 1942 в партизанских отрядах: 2-м Красноармейском, Джанкойском, 2-м отряде 1-й бригады. С 25.01.42 по 20.10.43 – боец-ординарец, с октября 1943-20.04.44 – боец; медаль «За отвагу» (1942), «Партизану Отечественной войны» 1 ст. (1945). [32, л.238]
Глушенков Федор Иванович, (1908 г.р.) военнослужащий РККА с июня 1941, ноябрь 1941 в плену, боец 21 отряда 5-й бригады, с 06.11.43 по 03.44 – пулемётчик, командир группы, в марте 1944 эвакуирован по болезни (обморожение ног, воспаление лёгких), медаль «За отвагу» 20.01.44г. [35, л.109].
Глушко Владимир Анатольевич, 1928 г.р., из управления погранвойсками НКВД Черноморского округа, 154 стрелковая дивизия (связной); в партизанах с ноября 1941, Ичкино-Колайский отряд с 6.11.41 по 3.10.42, боец. Эвакуирован в Сочи 03.10.1942, награждён медалью «Партизану Отечественной войны» 2 ст. (1943). [35, л.110-111]. Из даты эвакуации видно, что он не мог стрелять по самолёту в конце 1943-го, если конечно, не было ещё Глушко – но в архивной картотеке и списках только Владимир Анатольевич…
Дегтярёв Иван Петрович, 1908 г.р., из грузовой службы Сталинской железной дороги, в партизанах с ноября 1941: Феодосийский отряд, 6-й отряд 2-го сектора, 23-й, затем 3-й отряд 5-й бригады ЦОГ, и Северного соединения, младший лейтенант. 01.11.41-12.12.42 – помкомандира по снабжению, 12.12.42 – 25.08.43 – политрук группы, 21.11.-28.11.43 – комиссар 23-го отряда, 28.11.43-13.01.44 – командир 3-го отряда 5-й бригады ЦОГ, 13.01.44-5.05.44 – помошник командира 5-й бригады по тылу; награждён медалями «Партизану Отечественной войны» 2 ст. (1943), «За оборону Севастополя» [31, л.41].
Егоров Мирон Миронович, (1909-03.1944) военнослужащий РККА, боец, комиссар 18 Красноармейского отряда (5.01.42-25.10.42), комиссар 4 отряда 2 сектора (25.10.42 -18.07.43), комиссар 1-й бригады (18.07.43 – 25.11.43), комиссар 5-й бригады (28.11.43 – 31.12.43), комиссар 3 отряда 5-й бригады Северного соединения (31.12.43 – 28.01.44), ранен, эвакуирован, умер в госпитале г.Краснодар. Награждён орденом Красного Знамени (1942), медалью «Партизану Отечественной войны» 1 ст. [19, с.241].
Калашников Алексей Пантелеевич, 1911 г.р., из Симферополя, с 06.11.43 по 20.11.44 – командир группы 21-го отряда 5-й бригады ЦОГ, и Северного соединения, медаль «За отвагу» (1965). [33, л.90].
Колпаков Николай Ефимович, 1918 г.р., из райотдела НКВД Ичкинского раона, в партизанах с ноября 1941: Ичкинский, Ичкино-Колайский отряды, 6-й Красноармейский 2-го района, 4-й отряд 2-го сектора, 2-й отряд 1-й бригады. С 01.11.41 по 16.04.44 – заместитель различных командиров по разведке, с 29.03.44 по 16.04.44 – 1-й бригады «Грозная» Северного соединения. Награды: орден Красного Знамени (1942), медали «Партизану Отечественной войны» 1 ст., «За оборону Севастополя», «За отвагу» (1965). [34, личное дело].
Кущенко – в материалах Госархива АРК данных не обнаружено.
Луговой Николай Дмитриевич, (1908 – 1992), родился в семье рыбака, работал на флоте, на Керченском металлургическом заводе. С 1933 г. на партийной работе, инструктор Керченского горкома ВКП(б), в 1938-1941 гг. – первый секретарь Зуйского РК ВКП (б). С началом войны — комиссар Зуйского отряда (01.11.41 – 06.07. 42), на короткий период был разжалован в рядовые, затем комиссар 2-го района (20.06. 42 – 07. 42) , и.о. комиссара партизанского движения Крыма, комиссар (25.10.42 – 19.06.43), командир 2 сектора (19.06.43-15.07.43), командир 1-й бригады (18.07.43-19.06.43), начальник политотдела Центральной оперативной группы (ЦОГ) (25.11.43- 29.01. 44), комиссар Северного соединения ЦШПД Крыма (29.01. 44-20.04.44). После войны – заместитель секретаря Крымского обкома ВКП(б), в дальнейшем директор областной партийной школы, секретарь Крымского обкома. В 1953-58 гг. заместитель председателя Крымского облисполкома, в 1959-60 гг. помощник капитана рыболовного траулера «Жуковский», г.Керчь, в 1962-63 гг. начальник отдела внешних экономических связей Крымского совнархоза. Награжден орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1 ст., медалями. Автор очерков, воспоминаний и художественных произведений о партизанах Крыма [19, с.247].
Мазурец Федор Владимирович, 1921 г.р., из 7-й морской бригады, 1-й, затем 3-й Симферопольский отряд 3-го района, 2-й и 6-й отряды 2-й бригады, 6-й отряд «Вперёд к Победе» 5-й бригады Северного соединения, с ноября 1941-09.10.42 – боец, 09.10.42 эвакуирован в Сочи в госпиталь, вернулся, командир 6-го отряда (8.11-28.12.43), ранен, снова эвакуирован в Сочи 28.12.43; награждён орденом Отечественной войны 2 ст., медалями «Партизану Отечественной войны» 1 ст., «За оборону Севастополя» [29, личное дело].
Мозгов Семён Ильич, (1912 г.р.) боец, командир Зуйского отряда, начальник штаба, комиссар Зуйского отряда (19.07.42 – 10.09.42), помкомиссара партизанских отрядов Крыма по комсомолу, командир 5 отряда 2 сектора (19.04.43 – 29.05.43), комиссар 5 отряда 2 сектора, комиссар 4 отряда 1-й бригады (06.08.43 – 25.11.43), командир 24 отряда 1-й бригады ЦОГ (с 25.11.43), начальник штаба 1-й бригады (29.01.44 – 20.04.44) [19, с.248].
Плёхов Николай Андреевич, 1927 г.р., в партизанских отрядах с октября 1943, боец 6-го, 19-го, 21-го отрядов, был в стартовой команде по приёму самолётов, во время прочёса в январе 1944 чудом остался жив, укрывался до освобождения Крыма, служил в армии (до 1951г.) и участвовал в войне с Японией в августе 1945, впоследствии на хозяйственной и партийной работе, ныне – пенсионер, проживает в пгт. Советский АР Крым [23, архив автора].
Помошник Пётр Владимирович, 1921 г.р., из Феодосии 56 отдельный зенитный артдивизион, с ноября 1941 в партизанах: отряд штаба 2-го района, 1-я бригада, 2-й отряд «Смерть фашистам!» Северного соединения; 06.11.41-командир группы, СС 12.10.42 по 30.06.43 – в госпитале №2120 г. Сочи, вернулся в лес, с 30.06.43-20.04.44 – снова в партизанах Северного соединения; награждён орденом Красного Знамени (1942), медалями «Партизану Отечественной войны» 1 ст., «За оборону Севастополя» [32, л.146].
Сакович Яков Матвеич, 1917 г.р., из погранвойск НКВД, Сейтлерский, затем зуйский отряды 2-го района, 5-й отряд 2-го сектора, 2-й и 19-й отряды 1-й бригады Северного соединения; с 06.11.41 – политрук и командир группы, с 01.11.43-20. 04.44 – командир 19-го отряда; награждён орденом Красного Знамени (1942), медалями «Партизану Отечественной войны» 1 ст. (1943), «За оборону Севастополя» [36, л.126].
Соловей Филипп Степанович, (р. 1903), командир Биюк-Онларского отряда 2 района (1.11.4 13.10.42), начальник штаба 2 района (13.10.42-27.10.42), командир 3 отряда 2 сектора (25.10.42-28.06.43), эвакуирован на Большую землю в связи с ранением. Назначен командиром 5-й бригады (28.11.43-31.12.43. и 13.01.44-12.01.44), командир 23 отряда 5 бригады (31.12.43-13.01.44), вновь командир 5 бригады (29.01.44-20.04.44) [19, с.253].
Сорока Николай Анисимович, (1916 г.р.) начальник штаба 2 отряда 1-й бригады (06.08.43 – 25.11.43), командир 2 отряда 1-й бригады (25.11.43 – 20.04.44) [19, с.253].
Степанов Евгений Петрович, (1909 г.р.) редактор газеты «Красный Крым», комиссар 1-й бригады ЦОГ, 1-й бригады Северного соединения (29.01.44 – 20.04.44) [19, с.254].
Сырьев Иван Егорович, (1919 г.р.) боец, командир 18 отряда 1-й бригады, 21 отряда 5-й бригады (25.11.43 – 18.01.44; 29.01.44 – 20.04.44) [19, с.254].
Федоренко Фёдор Иванович, (р.1920), лейтенант, командир комендантского взвода Главного Штаба, командир 18 Красноармейского отряда (8.09.42-28.10.42) командир 4 отряда 2-го сектора (28.10.42-06.08.43), командир 3, 2 отряда, командир 1-й бригады ЦОГ (25.11.43-28.01.44), командир 1-й бригады Северного соединения (29.01.44-20.04.44) [19, с.255].
Ямпольский Пинхус Рувимович, (Пётр Романович) (1907 г.р.), секретарь Крымского ОК ВКП(б), уполномоченный обкома в партизанских отрядах Крыма, начальник Центральной оперативной группы (25.11.43-29.01.44), командир Северного соединения (29.01.44-20.04.44) [19, с.257].
Использованная литература и источники:
1. Административно-территориальные преобразования в Крыму. 1783-1998гг./ Справочник. – Симферополь: Таврия-Плюс, 1999.- 464с.
2. Атлас. Путешествуем по горному Крыму. М 1:50000. – Симферополь: «Союзкарта», 2008.- 80 с.
3. Боярский В.И. Партизанская война: История утраченных возможностей. – Мн.: Харвест; М.: АСТ, 2001. – 304с.
4. Выстрелом из винтовки сбит немецкий самолёт // Красная звезда. – 1942. – 29 марта.
5. Демин А.А. Пикирующий бомбардировщик Юнкерс Ju 87. — Авиаколлекция (приложение к журналу «Моделист-Конструктор»). – М., 2005. – 33с.
6. Дерман В. Огонь пехотного оружия по самолётам врага // Красная звезда. – 1942. – 24 марта.
7. Ена Александр, Ена Андрей. Куэсты Крымского Предгорья: Научно-популярный очерк-путеводитель. – Симферополь: Н.Оріанда, 2010. – 328с.
8. Из пулемёта по фашистскому истребителю // Красная звезда. – 1942. – 20 марта.
9. История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-1945. Т.6. – М.: Воениздат, 1965. – Карты.
10. Книга Памяти Республики Крым. Т.6. – Симферополь: «Таврида», 1995.- 272с.
11. Книга Памяти Республики Крым. Т.8, обобщающий. – Симферополь: «Таврида», 1998.- 368с.
12. Колпаков Н.Е. Всегда в разведке. – Симферополь: ОАО «Симферопольская городская типография», 2008. – 176с.
13. Кондранов И.П. Крым. 1941-1945. Хроника. – Симферополь: КАГН, 2000. – 224с.
14. Крылья люфтваффе (боевые самолёты третьего рейха). Часть 3: Хейнкель. – М.: ОНТИ ЦАГИ, 1995. – 88с.
15. Крым в период Великой Отечественной войны 1941-1945гг. Сборник документов и материалов. – Симферополь: «Таврия», 1973. – 496с.
16. Луговой Н.Д. Побратимы. Партизанская быль. – К.: Политиздат Украины, 1974. – 560с.
17. Медведь А.Н., Хазанов Д.Б. «Юнкерс» Ju 87. Пикирующий бомбардировщик. – М.: Коллекция, Яуза, Эксмо, 2007. – 160с.
18. Наставление по стрелковому делу (НСД-42). Противотанковое самозарядное ружьё обр.1941г. системы Симонова ПТРС. Противотанковое однозарядное ружьё обр.1941г. системы Дегтярёва ПТРД. — М.: Воениздат НКО, 1942. – 96с.
19. Партизанское движение в Крыму в период Великой Отечественной войны. Сборник документов и материалов. 1941-1944гг. Составители: А.В.Мальгин, Л.П.Кравцова, Л.Л.Сергиенко. – Симферополь: СОНАТ, 2006. – 268с.
20. Пехотный огонь по самолётам врага! // Красная звезда. – 1942. – 20 марта.
21. Пономаренко П.К. Всенародная борьба в тылу немецко-фашистских захватчиков 1941-1944. – М.: «Наука», 1986. – 439с.
22. Самолёты Германии. – М.: Воениздат НКО, 1941. – 116с.
23. Ткаченко С. Партизан, сын партизана // Крымская Правда. – 2010. – 25 ноября.
24. Федоренко Ф.И. Годы партизанские. 1941-1944. – Симферополь: Таврия, 1990. – 288с.
25. Фокке-Вульф FW 189. «Летающий глаз» вермахта / Война в воздухе. – М., 2008. – 52с.
26. Юнкерс Ju 87 «Stuka» / Война в воздухе. – М., 2008. – 52с.
27. Яковлев В. Пехотное оружие против авиации // Красная звезда. – 1942. – 17 марта.
28. Государственный архив АР Крым, ф. П-1, оп. 6, д. 33
29. Государственный архив АР Крым, ф. П-151, оп. 1, д.5
30. Государственный архив АР Крым, ф. П-151, оп. 1, д. 29
31. Государственный архив АР Крым, ф. П-151, оп. 1, д. 51
32. Государственный архив АР Крым, ф. П-151, оп. 1, д.116
33. Государственный архив АР Крым, ф. П-151, оп. 1, д.127
34. Государственный архив АР Крым, ф. П-151, оп. 1, д.159
35. Государственный архив АР Крым, ф. П-151, оп. 1, д. 216
36. Государственный архив АР Крым, ф. П-151, оп. 1, д. 326
37. Государственный архив АР Крым, ф. П-849, оп. 2, д. 290
38. http://www.airwar.ru/history/av2ww/axis/germloss