Military Crimea

С.Ткаченко (Старый Крым)

Проблема численности авиатехники советских ВВС армии и флота перед проведением Керченско-Феодосийской морской десантной операции (1941 г.)

В многочисленных исследованиях, в которых приводятся количественные данные, утверждается, что непосредственно перед десантной операцией всей авиатехники насчитывалось 661 единица; из них 500 самолётов ВВС частей Закавказского фронта, и 161 – в ВВС ЧФ [1]. Хотя в отдельных работах цифра самолетов морской авиации ЧФ указана на 5.12.1941 г. в 345 самолетов всего, из которых 91 – неисправный; или – всего в декабре 1941 г. по ВВС ЧФ – в 379 самолетов (210 на аэродромах Кавказа и Кубани, 69 – в Севастополе) [2].
Изучение же непосредственных источников – планов ВВС фронта, расчетов штабов фронтовой и армейской авиации на операцию – показывают, что всего на конец второй декады декабря в сухопутной авиации всех родов было не более 420 самолетов всего, считая и неисправные – 41 (см. таблицу №1). В общей сумме, с флотскими всего – если принять указанные цифры советских изданий ранее закрытого характера – получается 765 самолетов, из которых 132 – неисправные. То есть боеготовых – не более 633 (но, естественно, надо учитывать как убыль летательных аппаратов в боях, так и восстановление после ремонта – процесс был постоянным, число менялось, но видимо незначительно).
О силах и средствах авиационной составляющей накануне десанта (на 15-19.12.1941 г.) можно судить из таблицы № 1 [3].

Авиационная дивизия, отдельная частьАвиационный полкМесто дислокации на 15.12.1941г.Место перебазирования на 19.12.1941г.Основные типы самолётовКоличество самолётов*Обслуживающая частьГорючего, заправок // бомб, тонн // патронов, боекомплектов, на 19.12.1941г.
ВВС Закавказского фронта
132-я АДДД

 

(штаб – Кореновская)

6-й ДБПКореновскаяКореновскаяДБ-3;

 

Як-1

18/3; 4/-474 БАО1, 5 // 80 // 4
453-й ДБПНовотиторовскаяНовотиторовскаяДБ-3;

 

Як-1

12/7; 6/-453 БАО4 // 216 // 4
134-я АДДД

 

(штаб – Краснодар)

12-й ДБПКраснодарКраснодарДБ-3;

 

МиГ-3

22/3; 6/-492 БАО10 // 446 // 6
454-й ДБППашковскаяКраснодарТБ-3;

 

МиГ-3

ДБ-3

8/2; 7/1

 

17/2

457 БАО1, 5 // 203 // 12
367-й ББПКрымскаяКрымскаяПе-214/1436 БАОНет данных
482-й ИАПКраснодарКраснодарИ-15325/-126-я коменд-раНет данных
150-я РАЭКрымскаяКрымскаяСБ9/-Свой тыл4 // 24 // 4
ВВС 51-й Армии
71-я САД (штаб – Старонижнестеблиевская)269-й ИАПВарениковскаяВарениковскаяИ-15327/3475 БАО20 // 16 // 4
36-й ИАПКрасноармейскаяКрасноармейскаяИ-166/3510 БАО3 // 30 // 12
41-й СБПКрасноармейскаяКрасноармейскаяСБ15/-475 БАОн/д // 16  // 3
12-й ИАПКиевскоеКраснодарЛаГГ-320/-476 БАО5 // 16 // 4
247-й ИАПКиевскоеКиевскоеЛаГГ-3; Як-12/4; 4/2476 БАО5 // н/д // 4
653-й ИАПЗапорожскаяКраснодарИ-1518/3457 БАО и 529 БАОНет данных
507-я РАЭКрымскаяКрымскаяПе-22/1436 БАОн/д // 4  // 4
151-я РАЭКиевскоеКиевскоеСБ7/1Свой тыл2 // 24 // 4
23-я КАЭАбинскаяАбинскаяСБ4/-Свой тыл2 // 12 // 4
ВВС 44-й Армии
135-я САД (штаб – Абинская)265-й ИАПКрымскаяАбинскаяСБ16/1458 БАО4 // 93 // 4
367-й СБПАбинскаяАбинскаяИ-1628/2529 БАО и 436 БАО36 + 6 // 48+ 6 // 24+ 8
27-я ИАД

 

(штаб – Тимошевская)

347-й ИАПТаманьТимошевскаяИ-15328/3514 БАО и 473 БАО28 // 354 // 3
268-й ИАПВышестеблиевскаяПашковскаяИ-1619/-457 БАО и 498 БАОн/д // 28  // 18
25-я ИАД

 

(штаб — Варениковская)

270-й ИАПГостагаевскаяВарениковскаяИ-15327/-510 БАО и 517 БАО2 // н/д // 13
25-й ИАПАнапаКрымскаяМиГ-319/-436 БАО и 524 БАОВ пути
152-я РАЭАбинскаяАбинскаяСБ10/-Свой тылн/д // 24  // 4
40-я КАЭДербентДербентР-59/-Нет данных 
ВВС ЧФ и АзВФ
2-й ДБП (Преобразован Приказом НК ВМФ №73 от 03.04.42 г. в 5 гмтап ВМФ)Константиновская, Курганнаяне перебазир-сь, указан пункт постоянной дислокацииДБ-3ф

 

ДБ-3

32н/дНет данных
40-й СБПАбинская, Крымская— « « —СБ,

 

Пе-2

41н/дНет данных
7-й ИАПАнапа— « « —И-16, МиГ-3, Як-1,н/дн/дНет данных
3-й ИАПНовороссийск— « « —И-153,

 

И-16, ЛаГГ-3

н/дн/дНет данных
32-й ИАПЛазаревская— « « —И-153,

 

И-16

 МиГ-1, -3

н/дн/дНет данных
9-й ИАПЕйск— « « —И-153,

 

И-15бис,

21н/дНет данных
87-я ИАЭОльшанское— « « —И-153,

 

И-15бис

9н/дНет данных
АвиагруппаГеленджик— « « —гидросамолетын/дн/дНет данных

Авиагруппа Геленджик — « « — гидросамолеты н/д н/д Нет данных
АДДД – авиационная дивизия дальнего действия
ИАД – истребительная авиационная дивизия
САД – смешанная авиационная дивизия
ИАП – истребительный авиационный полк
ДБП – дальний бомбардировочный (авиационный) полк
ББП – ближнебомбардировочный (авиационный) полк
СБП – среднебомбардировочный (авиационный) полк
РАЭ – разведывательная авиационная эскадрилья
КАЭ – корректировочная авиационная эскадрилья
БАО – батальон аэродромного обеспечения
н/д – нет данных
* — исправных / неисправных самолётов на 19.12.1941

Однако, даже изучая архивные документы, остается множество вопросов. Неясно, почему в документах не учитывались самолеты связи, имевшиеся практически во всех авиационных полках; например, по штату 015\174 от 10.09.1941 г. в истребительном авиаполку было два самолета типа У-2 или УТ-2 [1]. Но это только часть проблемы. Возможно, это противоречие можно объяснить тем, что многие самолеты не учтены в исследованиях послевоенного периода. Вместе со своими авиационными формированиями…. Например, почему-то забыты ВВС Азовской флотилии (АзВФ), имевшие свою историю [5].
В июле 1941 г. советско-германский фронт придвинулся к берегам Азовского моря, и это вынудило руководство НК ВМФ СССР (вновь после 1921 г.) сформировать Азовскую военную флотилию. Кроме корабельных частей и соединений, выделенных из состава Черноморского флота, в неё были включены только что сформированная 9-я отдельная истребительная авиационная эскадрилья ВМАУ им. Сталина (10 самолетов И-16) на аэродроме Ейск и, с середины сентября, 87-я отдельная истребительная авиационная эскадрилья, вооружённая самолётами И-15бис и И-153, на аэродроме Джанкой. Главными задачами этих авиационных частей было осуществление ПВО Ейска и Мариуполя, а также прикрытие своих войск и ведение разведки в интересах командования флотилии.
В начале января 1942 г., когда сложилось тяжёлое положение в Крыму, 87-я ОИАЭ частью сил (7 И-16) была перебазирована на севастопольский аэродром Херсонес, где вошла в подчинение командиру 8-го ИАП ВВС ЧФ. Однако остальная часть эскадрильи продолжала вести боевые действия в интересах командования Азовской военной флотилии. Приказом НК ВМФ 10 апреля 1942 г. 9-я ОИАЭ была выведена из состава АзВФ и возвращена в подчинение начальнику Ейского ВМАУ, с перебазированием в Моздок.
Всего же, по данным очевидцев событий на конец 1941 г., авиация АзВФ, кроме 9 И-15 из 87-й ОИАЭ, насчитывала еще 21 самолет И-16 и Як-1 в 9-й ИАЭ, сюда же передавались 12 Ил-2 и 20 Р-10 в составе 23-го ШАП, 7 штурмовиков Ил-2 в составе одной эскадрильи 37-го ШАП и 5 МБР-2 из 18-й эскадрильи 119-го МРАП; имелось и звено самолетов связи (2 У-2 и один УТИ-2) [6]. Всего 77 летательных аппаратов. И хотя в таблице №1 автором отмечены основные боевые единицы авиации Азовской флотилии, ее численность все же остается предметом дальнейших исследований.
Совершенно непонятно, учтены ли в общих данных летательные аппараты таких организаций, как учебные полки и военно-авиационные школы (в расчет таблицы №1, составленной по архивным документам ЗКФ они не входят). Тем не менее, известно, что на начало 1942 г. в 11-м, 25-м и 36-м запасных авиаполках и 8 авиационных школах Северо-Кавказского округа имелось около 800 самолетов, из них 125 истребителей, 107 бомбардировщиков и 568 учебных самолетов [7] .
Не учитываются (или отдельно не выделяются) и самолеты, находившиеся в частях ГВФ и авиаподразделениях связи, о которых стоит рассказать подробнее. В соответствии с мобилизационным планом Главного управления Гражданского воздушного флота к 7 июля 1941 г. было сформировано пять особых авиагрупп, переданных фронтам, и три авиационных отряда, предназначенных для флотов (в т.ч. Черноморский авиаотряд) [8]. Кроме того, в центре дополнительно было сформировано два авиационных соединения — так называемая Московская авиационная группа особого назначения (МАГОН) и особая авиационная группа связи. Первая представляла собой воздушно-транспортное средство обеспечения Ставки Верховного Главнокомандования. В ней было сосредоточено до 80 % имевшихся в ГВФ самолетов типа Ли-2. Работа МАГОН сначала планировалась Управлением военных сообщений, а с ноября 1941 г. — непосредственно штабом Тыла Красной Армии [9].
Основной задачей авиагрупп ГВФ являлось обеспечение воздушно-транспортных перевозок частей Красной Армии и Военно-Морского Флота. Они осуществляли: перевозки начсостава, раненых, медикаментов, вооружения, боеприпасов, литературы; обеспечивали связь между армиями, дивизиями и выполняли другие задания, направленные на обеспечение боевых задач частей Красной Армии [10] .
До конца 1941 г. было создано еще три фронтовые авиационные группы. Особые авиационные группы (ОАГ) и отряды, комплектовавшиеся из ресурсов территориальных управлений Гражданского воздушного флота, не имели единого штата. Включенные в их состав самолеты отличались разнотипностью, не были вооружены и несли большие потери. На протяжении первого периода войны особые авиационные группы ГВФ являлись главным средством срочной доставки войскам действующей армии материальных средств (и в первую очередь десантам и частям, действовавшим в тылу врага, партизанам), а также эвакуации раненых. Кроме авиационных групп в ряде случаев для высадки воздушных десантов, доставки войскам фронтов материальных средств и эвакуации раненых использовались самолеты бомбардировочной авиации, и особенно частей авиации дальнего действия, имевшие на своем оснащении самолеты ТБ-3 и Ли-2. На май 1942 г. во всех ОАГ ГВФ насчитывалось около 870 самолетов [11].
Относительно темы настоящего исследования, известно, что с началом войны приказом начальника Главного управления ГВФ из авиационных подразделений, базировавшихся в Ростове. Краснодаре, Минеральных Водах, Ставрополе, Грозном и других пунктах, была сформирована Особая группа ГВФ под командованием начальника Азово-Черноморского Кавказского управления И.Х. Хальнова (начальник политотдела М.С.Кардинский, начальник штаба Г.С. Цатуров, главный инженер А.И.Погольский) [12]. Она состояла из пяти эскадрилий (самолеты К-5, П-6, Аир-6, У-2) и с 5 декабря 1941 г. вошла в оперативное подчинение командующего авиацией 56-й отдельной Армии, а затем использовалась в интересах командования Закавказского (после 30 декабря 1941 г. — Кавказского) фронта. Эскадрильями командовали К.И.Захаров, М.А. Курепин, С.Т. Донец, И.Ф.Исаев, В.С.Коротков. Экипажи этой группы вели воздушную разведку войск противника и захваченной территории, плавсредств в Азовском и Черном морях, сбрасывали листовки, летали к партизанам, перевозили различные грузы и личный состав, эвакуировали раненых, мирных жителей и ценное имущество, наносили бомбовые удары по переднему краю и военным объектам в тылу противника.
Увы, пока проблематичным остается точная численность указанной группы ГВФ. Это также касается и отдельных звеньев связи, которые хотя и были по штату немногочисленные (4 легкомоторных самолета), но, как указывалось выше, находились во всех звеньях от штаба фронта до корпусного штаба [14]. Для Кавказского фронта это ориентировочно от 20 до 36 самолетов, более точный подсчет пока не осуществлен ввиду отсутствия документов.
Каждая фронтовая часть ГВФ имела подразделение санитарной авиации. Кроме того, звено санитарных самолетов придавалось штабу армии. Летчики этих авиаподразделений выполняли свою работу с большим напряжением, производя до 25 вылетов в сутки, и эвакуируя сотни раненых. Так, например, только Киевская авиагруппа ГВФ за май 1942 г. эвакуировала 1391 человек раненных, а за время оборонительных боев на Украине летчики этой авиачасти эвакуировали с линии фронта в тыл около 4500 раненых бойцов и командиров [15].
Таким образом, численность самолетов в группировке советских войск из частей, соединений и объединений Закавказского фронта и Черноморского флота остается дискуссионной. Данные, приводимые еще в литературе советского периода, являются не полными и не учитывают ряд обнаруженных в настоящее время количественных и качественных показателей.

Литература

1. Практически все обобщающие издания советского периода, как правило, со ссылкой на: История второй мировой войны. 1939 – 1945. T.4. М., 1975. С.296.
2. Советские Военно-воздушные силы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. в цифрах. М., 1962. С.81; Керченско-Феодосийская десантная операция Черноморского флота 26-31 декабря 1941 года. Сборник материалов по опыту боевой деятельность военно-морского флота СССР № 10. М. – Л., 1944. С.9.
3. ЦАМО, ф.209, оп.1089, д.12; ЦАМО, ф.209, оп.1089, д.31; ЦАМО, ф.209, оп.1089, д.33; Левшов П.В., Болтенков Д.Е. Век в строю ВМФ. Авиация военно-морского флота России. 1910-2010 гг. Справочник. СПб., 2012. 768 с.; Анохин В.А., Быков М.Ю. Все истребительные полки Сталина. Первая полная энциклопедия. М., 2014. 944 с.
4. Анохин В.А., Быков М.Ю. Все истребительные полки Сталина. Первая полная энциклопедия. М., 2014. С.928.
5. Левшов П. В., Болтенков Д. Е. Век в строю ВМФ: Авиация Военно-Морского Флота России (1910-2010). Справочник. СПб., 2012. С.85.
6. Свердлов А.В. На море Азовском. М., 1966. С.22-23, 221.
7. Гречко А.А. Годы войны. М., 1974. С. 169.
8. Русский архив: Великая Отечественная: Т. 13 (2-2). Приказы народного комиссара обороны СССР. 22 июня 1941 г. — 1942 г. М., 1997. С.21-22.
10. Тыл Советских Вооруженных Сил в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг. / под ред. С.К.Куркоткина. М., 1977. С. 252-253.
11. Ткаченко С.Н. Организация деятельности Гражданского Воздушного Флота СССР в 1942-1944 годах и его взаимодействие с партизанами Крыма // Культура народов Причерноморья. Научный журнал. Симферополь, 2010. №187. С. 82-85.
12. История гражданской авиации СССР / Под общ. ред. Б.П. Бугаева. М., 1983. С.112.
13. В небе остаются следы: Очерки о зарождении и развитии гражданской авиации на Северном Кавказе / сост. Л.А.Корниенко. Ростов, 1982. С.37-38.
14. Пересыпкин И.Т. Связь сердец боевых. Автобиогр. очерк. Донецк, 1974. С.149.
15. Горяшко А.М. Гражданская авиация Украины / под ред. А.Ф.Аксенова. К., 1982. С.83.

Опубликовано: Ткаченко С.Н. Проблема численности авиатехники советских ВВС армии и флота перед проведением Керченско-Феодосийской морской десантной операции (1941 г.) // Значение сражений 1941–1943 гг. на юге России в победе в Великой Отечественной войне: материалы Всероссийской научной конференции (г.Ростов-на-Дону, 3-6 июня 2015 г.). – Ростов н/Д: Изд-во ЮНЦ РАН, 2015. – С.36-42.