Military Crimea

С. Ткаченко (Феодосия)

Н.М. Соковнин: герой обороны Севастополя и теоретик воздухоплавания и авиации

В статье представлены основные направления деятельности малоизвестного теоретика воздухоплавания, вице-адмирала Николая Михайловича Соковнина (1811 — 1894), активного участника Крымской войны, память о котором сохраняют в Феодосии, городе, в котором он был военным комендантом порта и общественным деятелем.
Ключевые слова: корабль, оборона Севастополя, воздухоплавание, дирижабль

  1. SOKOVNIN: HERO OF THE DEFENSE OF SEVASTOPOL AND THEORIST AVIATION
    The article presents the main activities of the little-known theorist of aeronautics, Vice-Admiral Nikolai Mikhailovich Sokovnin (1811 — 1894), an active participant in the Crimean War, the memory of which is stored in Feodosia city in which he was the military commander of the port and public figure.
    Keywords: ship, defense of Sevastopol, ballooning, airship

Увы, имя Соковнина мало что говорит современному человеку. Его знают только историки авиации, и феодосийцы – в основном стараниями В.Д. Горохова, авиатора в прошлом, ныне активного исследователя жизни и деятельности вице-адмирала Соковнина. Историография работ изобретателя в области воздухоплавания весьма ограничена, и заключается в основном в газетных статьях и книгах Горохова, изданных небольшими тиражами трижды [2; 3; 4]. В большинстве изданий по истории русской авиации имя адмирала вообще не упоминается, только в некоторых работах есть сведения о его разработках и жизненном пути [1].
Соковнин Николай Михайлович родился 9 ноября 1811 года. По окончании Морского кадетского корпуса служил на Балтийском флоте. В 1828 — 1832 г. крейсировал на корабле «Святой Андрей» и фрегате «Помона» (Балтийский флот). С 1833 года плавал на кораблях Черноморского флота, командовал различными судами, участвуя в действиях против горцев. Ходил на транспорте «Кит», фрегате «Архипелаг», корабле «Андриаполь», корветах «Ифигения», «Мессельрия». В 1838 году участвует в десантных операциях у Шапсухо (фрегат «Штандарт») и Туапсе (фрегат «Браилов»). В 1839 — служит на кораблях «Императрица Мария», «Султан Махмуд» и брандвахтенном судне «Агамемнон» (Геленджикский рейд). В период 1839 — 1841 гг. — командир тендера «Струя». Крейсирует у Абхазии, совершает поход в Средиземное море. В последующие годы ходит капитаном на суднах «Струя», «Бессарабия», «Рион», «Боец», «Варна», «Меркурий», «Сизополь», «Херсонес» [6].
Восточную войну 1853 — 1856 годов капитан 2 ранга Соковнин встретил в должности командира парохода-фрегата «Херсонес». С началом обороны Севастополя тысячи моряков-черноморцев сошли на берег, чтобы сражаться на сухопутье. В числе других прочих и командир парохода-фрегата. Весь период севастопольской эпопеи 1854 -1855 годов Соковнин провёл на самом опасном участке оборонительных укреплений, командуя попеременно левым и правым флангами 4-го бастиона. Командующий русскими войсками в Крыму адмирал князь А. Меншиков в одном из своих донесений отметил: «44-го флотского экипажа капитан 2 ранга Соковнин, находясь на батарее, действуя днём и ночью против неприятеля и подвергая себя убийственному огню, постоянно показывает пример отличной храбрости» [4, с.25 — 26].
За боевые заслуги, самоотверженное исполнение служебных обязанностей с риском для жизни и «отличную храбрость и мужество, оказанные при обороне Севастополя», Соковнин был награждён орденами Анны II и Владимира IV степени с бантом и мечами и произведён в чин капитана 1 ранга. 27.10.1855 г. был контужен, но не оставил бастион.
После двухмесячного пребывания в Херсонском морском госпитале, в связи с окончанием боевых действий, капитан 1 ранга Соковнин получил годичный отпуск «для продолжения излечения болезни, происходившей от контузии в голову» [4, с.27].
В это время он обратился к увлечению «юности туманной». Тогда молодой лейтенант Соковнин командир сторожевого корабля «Струя», наблюдая за птицами, вознамерился разгадать тайну их полёта. В 1841 г и находясь за границей в районе Дарданелл, Соковнин «беспощадно стрелял разного рода птиц для того, чтобы узнать соотношение их веса к площади их крыльев, которые срисовывал из удивления к разным подробностям покроя этих парусов» [10]. В результате изучения этого вопроса он сам нашел соотношение между весом птицы и величиной площади ее крыльев и определил его так: «Это отношение есть на один фунт веса один квадратный фут площади крыльев»[10]. Он правильно оценил значение парения птицы для полета, предвосхитив работы Н. Е. Жуковского, О. Лилиенталя. Соковнин решил сконструировать летательный аппарат, оснащённый паровой машиной, который он назвал паролётом [4, с.36,38]. Затея не удалась. Но открытие он сделал — установил закономерность: на один квадратный метр птичьего крыла приходится пять килограммов пернатого веса. Позднее к тому же выводу придёт и профессор Н. Жуковский в своём труде «О парении птиц» [5, с.146-148]. И сегодня в современном планеризме это соотношение положено в основу расчётной нагрузки.
В 1856 году Николай Михайлович присутствует на заседании Морского ученого совета, на котором обсуждался проект «воздушного шара для военных надобностей» [4, с.42]. Это и послужило толчком к дальнейшему серьезному увлечению воздухоплаванием. На тот момент история воздухоплавания в России остановилась на отметке «воздушный шар», и одной из самых волнующих идей выступало создание управляемого аэростата, проекты которых многократно представлялись на рассмотрение и неизменно пылились в архивах.
Изучая состояние воздухоплавательного дела в мире, Соковнин особое внимание уделял способам, которыми пытались решить проблему управляемого полета. Возникавшие при этом собственные идеи он высказывал в статьях, публиковавшихся в журнале «Морской сборник» [4, с.39-40; 10]. Довольно скоро он стал считаться у своих коллег авторитетом по вопросам воздухоплавания.
Критически изучив предшествующие опыты и предложения, Соковнин выступил в 1866 г. со своим собственным проектом управляемого аэростата с реактивным двигателем. Им был разработан один из наиболее зрелых проектов дирижабля
Основные положения проекта Николай Михайлович изложил в виде научно-популярной статьи, которую послал на рассмотрение Морского ученого комитета [4, с.50].
Для широкого круга читателей в 1866 году адмирал издал книгу «Воздушный корабль» [8; 11]. В книге автор не только впервые в России опубликовал свой проект дирижабля, но и высказал некоторые мысли по практическому применению воздушных кораблей. Предлагал построить полусферический аэростат, плоский снизу, применить жесткий корпус из тонкостенных металлических труб, разделенный на двенадцать отсеков, наполненных негорючим аммиаком. Легкий газ должен был только облегчить своей подъемной силой вес конструкции в воздухе. А летать предполагалось за счет мощной реактивной струи воздуха, которую засасывал из атмосферы специальный двигатель-насос, а потом выталкивал по бокам аппарата из специальных сопл. Сформулировал требования к аэродинамическим качествам дирижабля и впервые ввел плоскостной руль высоты. Впервые выдвинул идею о необходимости специальных карт для воздушной навигации. При этом автор — профессиональный военный — представлял свой воздушный корабль только в мирном небе.
Спустя пять лет Соковнин повторно издает «Воздушный корабль», но на этот раз в Феодосии, а затем, в 1874 году, там же вышло третье издание книги, исправленное и дополненное[8]. Издавался «Воздушный корабль» и за границей — на английском и немецком языках, так что с трудом русского адмирала могли ознакомиться и европейские читатели.
С 1871 года, когда франко-прусская война еще раз убедила в необходимости создания управляемых летательных аппаратов, отставной тогда вице-адмирал Соковнин направил из Феодосии в Петербург второе издание «Воздушного корабля» — официально представил проект своего дирижабля на рассмотрение Военно-научного комитета Генерального штаба [4, с.55].
Представляя проект, он просил выделить в распоряжение опытного инженера некоторую сумму для изготовления модели, на которой можно было бы практически проверить теоретические соображения. Полковник Генерального штаба Л.Л. Лобко, имевший опыт занятия лишь с аэростатами, дал отрицательное заключение по проекту и отверг идею управления аэростатом при помощи рулей. Предложение изобретателя провести испытания модели дирижабля было отклонено [4, с.55-56].
Н. М. Соковнин также высказывал некоторые предложения, касающиеся создания самолета с неподвижными крыльями и паровым двигателем. Он считал, что в основу создания такого летательного аппарата должен быть положен принцип парящего полета.
Следует отметить, что Соковнин стал одним из самых первых почётных членов Русского общества воздухоплавания. И не только почётных – история воздухоплавания в России сохранила имя Соковнина, как одного из самых активных защитников отечественного воздухоплавания. Примером служит участие Соковнина в судьбе дирижабля «Россия» — проекта конструктора Костовича, не поддержанного царским правительством [4, с.68-70].
Будучи горячим патриотом своей родины, адмирал говорил, что «…прежде нежели оказать какое-либо содействие иностранным проектам воздухоплавания, надлежит сперва сделать все возможное для нашего соотечественника». При поддержке Менделеева и Соковнина было основано «Товарищество по постройке воздухоплавательного корабля «Россия». На паевые взносы членов товарищества был дан заказ судоверфи в Петербурге в 1882 году приступить к сооружению дирижабля. Но, к сожалению, товарищество исчерпало свои ресурсы, а обращение к военному министру осталось без ответа.
Жизнь Соковнина почти постоянно была связана с югом. После излечения от ран Крымской войны он состоял членом Морского ученого комитета в г. Николаеве. В 1859 г. назначен комендантом Феодосии, в 1864 произведен в контр-адмиралы. 09.01.1867 уволен от службы по закрытии комендантства, с присвоением звания вице — адмирала.
В 1871 г. избранным почетным мировым судьей, а затем председателем съезда мировых судей Феодосийского уезда. Поддерживал дружеские отношения с известным художником-маринистом И.К. Айвазовским. Много сделал Соковнин и для организации строительства железной дороги в Феодосию [7].
В 1875 возвращается на службу и во время русско-турецкой войны 1877-1878 был помощником начальника приморской обороны Севастополя. С 05.03.1882 года состоял управляющим Морским министерством [4, с.71]. Служба в Петербурге позволила Н.Соковнину активно участвовать в работе созданного в 1879 г. Русского общества воздухоплавания и издании первого в мире авиационного журнала «Воздухоплаватель».
Скончался 4 февраля 1894 года в Феодосии. По завещанию был похоронен в Балаклавском Свято-Георгиевском монастыре. Вице-адмирал Николай Михайлович Соковнин скончался, так и не увидев дирижабль в небе России – в мае 1884 г. состоялся первый полет управляемого аппарата во Франции, а эра дирижаблей наступила уже в начале нового, ХХ века [4, с.83].
Но идеи, рожденные талантом, интеллектом русского адмирала живут. Одни из них нашли применение в канун XX века, другие — на пороге третьего тысячелетия. Живет и память об этом человеке, который стоял у истоков авиации и воздухоплавания задолго до того, как миру стали известны русские ученые Н.Е. Жуковский и К.Э. Циолковский, немецкий инженер О. Лилиенталь, американцы братья Райт и имена других пионеров освоения неба. В честь выдающегося земляка, в его память, в сентябре 2002 года в Феодосии был открыт памятник Н.М. Соковнину.

Источники и литература:

  1. Воздухоплавание и авиация в России до 1907 г. Сборник документов и материалов / под редакцией В. А. Попова. – М.: Государственное издательство оборонной промышленности, 1956. – 952 с.
    2. Горохов В.Д. Адмирал двух стихий / В.Д. Горохов. – К.: Слово, 2011. – 126 с.
    3. Горохов В.Д. Воздушный корабль адмирала / В.Д. Горохов. – Феодосия, Огни, 1997. – 73 с.
    4. Горохов В.Д. Воздушный корабль адмирала. – 2-е изд, испр. и доп. / В.Д. Горохов. – Феодосия, Господин Оформитель, 2004. – 116 с.
    5. Крылов В.Я. Александр Федорович Можайский. Жизнь замечательных людей. – Л.: Молодая гвардия, 1951. – 326 с.
    6. Общий морской список. – Спб., 1900, — часть XI. – С.558 – 560.
    7. Русский биографический словарь. – Т.19. – Спб., 1897, – С.48 – 50.
    8. Соковнин Н.М. Воздушный корабль. – 3 изд. / Н.М. Соковнин. – Феодосия, 1874. – 96 с.
    9. Соковнин Н.М. Записки о Балтийском море / Н.М. Соковнин. – СПб, 1831. – 114 с.
    10. Соковнин Н.М. Примечание к статье г-на К.В. «Несколько мыслей о воздухоплавании» / Н.М. Соковнин. // Морской сборник. – 1856. – №11. – С.106-109.
    11. Федорченко В.Ф. Дворянские роды, прославившие Отечество: Энциклопедия дворянских родов. – Красноярск: БОНУС; ОЛМА — ПРЕСС, 2004. – 464 с.

Опубликовано: Ткаченко С.Н. Н.М. Соковнин: герой обороны Севастополя и теоретик авиации. Матеріали Міжнародної наукової військово-історичної конференції «Кримська війна: історія та уроки (1853 — 1856)». – Севастополь, 2013. – С.50-52.

Проснувшись однажды утром после беспокойного сна, Грегор Замза обнаружил, что он у себя в постели превратился в страшное насекомое.