Конечно образ речного МН не вызывает того умиления, что линкор, зато скрывает не мало интересных весьма специфических особенностей. Отметим: управление маневрированием корабля на реке во многом отличается от такового в море. В первую очередь приходится считаться не с влиянием ветра и волны, а с течением, глубиной, ограниченностью водного пространства и массой сопутствующих переменных.
Течение — важнейший фактор, меняющийся по скорости и направлению под воздействием рельефа дна, уклона русла, ширины и уровня воды, характера строения берегов и действующий по разному уже от того вверх или вниз по течению идет корабль. Так, в первом случае он прекрасно слушается руля даже на самом малом ходу, а во втором для выполнения маневра потребует помощи машин. При той же осадке и тех же оборотах машин скорость может колебаться в очень значительных пределах, поэтому ее измеряют не относительно воды, а относительно берега.
Извилистость рек при значительном течении, небольшие глубины, множество перекатов и перевалов (переходы фарватера от берега к берегу), резкие колебания уровня воды, естественные препятствия (перекаты, пороги, так на порожистом участке фарватер извилист и значительно сужен, течение по скорости и направлению приобретает особенно сложный характер, корабль рыскает по курсу), многократное отражения возмущенных масс воды от берегов и дна, проходы под мостами требуют от командиров кораблей большого опыта, постоянного внимания, знания режима реки (меняющегося в зависимости от времени года, количества осадков, выпадающих в бассейне реки и т.п), а во время боя, под обстрелом и бомбежкой накладывает суровые ограничения на свободу маневра.
Отсюда своеобразные инженерно-конструкторские решения МН: малая осадка, низкий надводный борт, широкие, с плоскодонными формами корпуса, гребные винты сконструированы для работы в неблагоприятных условиях вблизи донных грунтов. Корабли должны быть малозаметны, хорошо бронированы, мощно вооруженные, с относительно большой дальностью плавания.К строительству речных МН для Днепровской Военной флотилии (создана 27.06.31 г. на базе отряда кораблей, сформированного в Киеве еще в октябре 1925 г.) Киевский судостроительный завод «Ленинская кузница» приступил в начала 30-х годов. Сфера боевого применения: Дунай, Днепр, Березина, мелководные реки соответствующих бассейнов, Днепро-Бугская водная система.
Первым был МН «Ударный», первоначально рассматривавшийся, как плавбатарея и переведенный в класс мониторов сразу после закладки (спущен на воду в 1931 г., введен в строй в июне 1934 г.). Толщина брони борта цитадели — 7,2 мм, траверз и палубы цитадели — 6 мм, носовых и кормовых оконечностей борта — 7,2 мм, траверзы носовой оконечности — 4,6 мм, а палубы носовой и кормовой оконечностей — 6 мм. 2-вальная дизельная ЭУ. Дальность плавания — 700 миль. Основной недостаток (общий для советских кораблей) — слабая ПВО, причем зенитное вооружение сосредоточено в корме и не могло эффективно отражать атаки с носовых углов.
За ним последовал «Активный» (проект «СБ-30») с основной надстройкой объединившей башню ГК и боевую рубку, двумя 45-мм пушками в малых башнях на корме и носу, зенитным вооружение открыто установленным на верхней палубе. Бронирование местное – защищены только жизненно важные части. ЭУ — дизельная одновальная.
Бронирование (соединение заклепочное): главный пояс 16 мм, оконечности и палуба 4 мм, стены башни ГК и боевой рубки 30 мм. крыша боевой рубки 16 мм.
ГК МН типов «Активный»/«Железняков» – два 102/45-мм орудия в 2-орудийной башенной установке «МК-2-4» разработанной в сентябре 1931 г. на базе установки Б-18. Продувание стволов отсутствовало. Установка снабжена прицелом ЕД и дальномером ДМ-3 или 9-футовым Барра и Струда. Собственно Б-18 – продукт доработки установки Б-2 102/45-мм орудия в свою очередь спроектированного в 1927 г. для подлодок типа «Декабрист» на основе 102/60-мм пушки. Тогда уменьшили длину ствола и увеличили угол возвышения до 60°. При этом потеря уравновешенности орудия на станке привела к появлению пружинного компенсатора. Испытания проводились в 1930 г., а с 1931 г. 102/45-мм орудия с установкой Б-2 поступили на вооружение. Скорострельность низкая — 4… 6 выстр/мин, заряжание на углах возвышения более 45° настолько неудобно, что использовать Б-2 в качестве зенитного было практически невозможно. В итоге в 1933 г. выпуск системы был прекращен.
Испытания «МК-2-4» прошли в мае 1934 г. и подтвердили проблему заряжания при углах возвышения более 45°, тем не менее, в том же году башенную установку приняли на вооружение.
Установка размещалась в полноповоротной 9-угольной башне, ось вращения которой совпадала с осью трубы (диаметр 750 мм), проходившей сквозь башню и служившей основанием для неподвижной ходовой рубки.
Три 45/46-мм пушки в башенных установках: 1-орудийная 40-К и 2-орудийная 41-К (разработаны на базе палубной зенитной установки 21-К специально для речных МН: первая в 1936 г., вторая в 1937 г.). Хотя 45/46-мм орудие считалось полуавтоматическим, автоматика обеспечивала только экстракцию гильзы. Соответственно невысокая скорострельность и плюс отсутствие у снаряда дистанционного взрывателя делали его как зенитное средство неэффективным, борьба с пикирующими целями фактически исключалась.
Зенитное вооружение – три 4М. Уже в ходе войны (во время ремонта в Поти) на «Железнякове» установят 2 МЗА 70-К и 3 пулемета ДШК. Одноорудийная палубная установка 70-К зенитного автомата 37/67,5-мм с воздушным охлаждением разработана в 1939 на базе армейского автомата 61-К (по др. данным прототип – 25-мм автомат сист.«Бофорс» обр.1933 г., закупленный для РККФ). Автоматика основана на использовании энергии отката и наката.
Несмотря на возросшее водоизмещение, осадка не превышала предельно заданных 0,9 м. ЭУ дизельная 2-вальная.
Экипаж 83 чел.
40-К | 41-К | МК-2-4 | 70-К | |
Тип ствола | свободная труба | скрепленный | моноблок | |
Полная длина ствола, мм | 2072.5 | 4 564 | 2 510 | |
Длина свободной трубы, мм | 1 975 | — | — | |
Масса качающейся части, т | 0,480 | 0,765 | 3,5 | 0,555 |
Вес установки (башни), т | 2 | 2,6 | 37,5 | 1,35 |
Объем каморы, дм3 | 2,5 | 2,5 | 7,56 | 0,267 |
Макс. давление, кг/см2 | 2 650 | 2 480 | 2 800 | |
Дульная энергия, т м | 41 | 508 | 30 | |
Живучесть ствола, выстрелов | 4 000 | 800 | 1 500 | |
Тип затвора | полуавтоматический клиновой | клиновой | автоматический клиновой | |
Углы возвышения, град. | (-)8 … (+)85 | (-)5 … (+)60 | (-)10… (+)85 | |
Угол заряжания, град. | (-)5 … (+)60 | |||
Макс. начальная скорость снаряда, м/с | 760 | 755 | 880 | |
Макс. дальность стрельбы | 9,5 км | 90 кб | 8,4 км | |
Макс. досягаемость по высоте, м | 6 000 | 5 000 | ||
Техническая скорострельность, выстр/мин | 25 … 30 | 6… 12 | 150 | |
Тип прицела | ШБ-1 | |||
Скорость горизонтального наведения, град/с | 9,8 (ручное) | 5 (ручное) | 19,6 (ручное) | |
Скорость вертикального наведения, град/с | 8,2 (ручное) | 6 (ручное) | 15 (ручное) | |
Подача | в ручную | в ручную | автоматическая, обойма | |
Расчет установки (башни), чел. | 3 | 4 | 16 | 5 |
Заложен | Спущен на воду | Введен в строй | |
«Железняков» | 25.11.34 | 22.11.35 | 27.10.36 |
«Левачев» | 31.07.34. | 1935 | 27.10.36 |
«Жемчужин» | 31.07.34 | 1935 | 27.11.36 |
«Мартынов» | 31.07.34 | 1935 | 08.12.36 |
«Флягин» | 31.07.34 | 1935 | 30.12.36 |
«Ростовцев» | 31.07.34 | 1936 | 13.05.37 |
Тактико-техническая характеристика МН «Железняков» | ||
Водоизмещение, т | 230 (вариант: 263) | |
Размерения, м: длина ширина осадка | 51,2 8,2 0,88 (вариант: 0,8; 0,9) | |
Вооружение: 102/45-мм орудий; 45-мм пушек; 37/67,5-мм ЗМА 70-К; 4М; ДШК | 1936 | 1944 |
2 3 — 3 — | 2 4 2 — 3 | |
Мощность силовой установки, л.с | 280 (2 дизеля по 140 л.с) | |
Скорость хода, уз | 8,8/8,3* (вариант: 8… 10) | |
Экипаж, чел | 70 (вариант: 72) | |
Дальность плавания, в милях | 3 700 (?) | |
* в знаменателе скорость экономичного хода |
Сравнительная таблица тактико-технических данных советских речных мониторов
Название корабля | Год | Водоизм, т | Размерения, м | Мощность двигателя, л.с.(2) | Ско- рость, узлы | Количество орудий, калибр, мм | броня, мм | ||
длина | шири- на | осад- ка | |||||||
«Ленин»* | 1910 | 1100 | 70,9 | 12,8 | 1,6 | 2 970 | 15,2 | 8 х 120 2 х 85 2 х 37 | 75/19 |
«Свердлов»* | 1910 | 1100 | 70,9 | 12,8 | 1,6 | 2 970 | 14,1 | 4 х 152 2 х 76 | 75/19 |
«Дальне-восточный комсомолец»* | 1910 | 1100 | 70,9 | 12,8 | 1,6 | 2 970 | 15,2 | 4 х 130 2 х 85 2 х II х 37 | 75/19 |
«Ударный»(1) | 1934 | 385 (387) | 53,65 | 11,1 | 0,82 | 1 600 | 11,6 | 2 х 130 4 х 45 | 8 |
«Активный» | 1933 | 214 | 50,7 | 8,2 | 0,8 | 300 | 8,9 | 2 х 102 4 х 45 | 20/16 |
«Шилка» | недо- строен | 800 | 70,8 | 11,2 | 1,0 | 1 600 | 12 | 4 х 130 4 х 45 | 30/16 |
«Хасан» | 1942 | 2400 | 88,3 | 11,1 | 2,8 | 3 600 | 15,1 | 6 х 130 4 х 76 6 х 45 | 75/40 |
* Данные по состоянию на 1945. (1) 16 пулеметов (7,62-мм) (2) все сов. МН имели дизельные ЭУ |
В 1940 г. ДнепрВФ участвовала в освободительном походе в Бессарабию, в июле 1940 г. была расформирована, а ее корабли и суда вошли (с 08.07.40 г.) в состав Дунайской и Пинской (с 17.07.40 г., «Левачев», «Флягин») военных флотилий.
Первая из них находилась в составе ЧФ, главная база – Измаил и включала:
С 22.06 по 10.07 флотилии исправно поддерживала полевые войска. На Дунае погибли БК-ра: от удара авиации №114 (01.07) и от артогня №112 (08.07), №111 (вариант: №113) и №134 (11.07), №133, он же №398 (18.07).
К середине июля обстановка на левом фланге Южного фронта резко обострилась. 16.07 пал Кишинев. Возникла угроза окружения приморской группировки. Противник занял левый берег Дуная. последовал приказ – снять с плацдармов обороняющиеся части и подразделения, покинуть Измаил, оставив дунайскую границу, и уходить в открытое море на прорыв в Одессу. В устье Дуная вышли 19.07.41 г. и 20.07.41 г. прибыли в Одессу.
22.07.41 г. «Жемчужин» и «Ростовцев» переведены в состав Пинской флотилии и 03.08.41 г. прибыли в Киев. Участвуют в боях на Днепре в р-не Ржищева и Канева.
11.08.41 г. на Днепре у с.Тарасовка огнем полевой артиллерии и танков поврежден и потерял ход «Жемчужин». Оказавшись в окружении, без боезапаса экипаж 12.08.41 г. взорвал корабль (исключён из списков судов ВМФ 06.10.41 г., в январе 1945 г. поднят РАСО КДФ и ввиду невозможности восстановления сдан «Главвторчермету» на металлолом).
18.08.41 г. при прорыве из Канева от огня полевой артиллерией противника получает повреждение «Ростовцев», 27.08.41 г. у с.Сваромье его почти добивает авиабомба. 31.08.41 г. его исключают из списков судов ВМФ, но 10.09.41 г. после восстановительного ремонта МН вновь направлен в состав Пинской флотилии (по данным А.В.Платонова после ремонта на воду спущен 14.09.41 г.). В сентябре – Кременчуг, Киев.
«Железняков», «Ударный» и «Мартынов» к вечеру 22.07 появились в Николаеве и встали на Черноморском судостроительном заводе под ремонт (с помощью экипажей проведен всего за 10 суток). В Николаеве прошли ремонт и остальные силы флотилии. При этом 18.08 под артогнем погиб БК №404. По мере восстановления боеспособности корабли начинали оказывать огневую поддержку отступающим войскам на Южном Буге.
После оставления Николаева 3 МН и оставшиеся в строю 16 БК-в прорвались к Херсону. При этом 18.08 МН «Мартынов» с БК-ми №101, 102, 103 и 104 поднялся в р-н Никополь — Запорожье, где поддержали войска 18А.
18.08 при эвакуации войск из Херсона, потоплен БК №201.
25.08.41 г. «Железняков» перешел в Крым (?)
03.09 немцы взяли Херсон и вышли к устью Днепра, для усиления отряда во главе с МН «Мартынов», послали БК-ра №301 (202), 304 (203), 401 и 402. Два последних прорвались, остальные погибли, но дальше Каховки не прошли и вскоре вернулись обратно. «Ударный» и «Железняков» с двумя отрядами БК-в остались в р-не Очакова (Днепровский лиман).
Отход полевых войск от Днепра исключил возможность прорыва в Черное море 18.09 БК-ра и МН «Мартынов» и взорваны экипажами в р-не Никополя (МН исключен из списков судов ВМФ 06.10.41 г.).
Ввиду невозможности прорыва в низовья Днепра взорваны экипажами 18.09.41 (вариант: 19.09.41 г.):[1]
— МН «Левачев»[2] — в р-не с.Десенки под Киевом (из списков судов ВМФ исключён 22.09.41 г.);
— МН «Флягин»[3] — в р-не Дарницы (из списков судов ВМФ исключён 06.10.41 г.);
— МН «Ростовцев»[4] — у Шестовичей в р-не Дарницы (затоплен?) (исключён из списков судов ВМФ 06.10.41 г.).
Плоскодонные речной МН «Железняков» под командой ст.л-та А.Маринушкина и БК-ра №105, 202, 204, 205, 302, 303, 401 и 402, а также 5 катерных тральщиков 25.09 вдоль черноморского побережья ушли в Севастополь.
Александр Семенович Маринушкин в судьбе «Железнякова» песня особая. Лейтенантом принял МН в качестве ВрИО командира в марте 1938 (переведен с должности командира МН «Жемчужин»), в июня 1938 в должности командира утвержден. С 1939 г.- старший лейтенант. Родившуюся в 1941г.дочь называя именем притока Дуная — Викетой. С ноября 1941 – капитан-лейтенант. Боевых наград нет. 07.12.42 г.осужден на 10 лет лагерей с лишением воинского звания, уволен из ВМФ, в 1943 г.- исключен из рядов ВКП(б). Согласно заявления поданного А.С.Маринушкиным в Военный трибунал ВМФ СССР о несогласии с заключением суда и просьбой отправить на фронт из-под стражи освобожден и направлен в штрафбат. Погиб в период конец 1943 — начало 1944 гг. при неизвестных обстоятельствах, место захоронения не известно. 21.09.66 г. полностью реабилитировали за отсутствием состава преступления с восстановлением офицерского звания и в рядах КПСС.
Немецкая 11А и румынский горный корпус 18.10.41 г. возобновили наступление на Перекопе тесня ослабленную 51А. Через 5 дней в дело вступили эвакуированные из Одессы в Крым части Отдельной Приморской армии. Под давлением противника первая отошла в р-н Керченского полуострова, вторая к Севастополю. В октябре остатки флотилии перешли из Севастополе в Керчь.«Железняков» ушел в Камыш-Бурун 25.10.41 г. и 20.11.41 г. вошел в состав Азовской военной флотилии, которая была создана приказом зам. наркома ВМФ, и в которую (отдельный Донского отряда, Керченская ВМБ) передавались корабли упраздненной Дунайской флотилии. На тот момент из 5 дунайских МН-в или 6 типовых уцелел один «Железняков». В октябре — ноябре 1941 г. участвовал в обороне Керчи. Далее низовье Дона, в июле 1942 г. — участвовал в обороне Ростова-на-Дону и Азова. Обстрел противника в прибрежной зоне, обеспечение и ПВО переправ, глубокие рейды в немецкий тыл для обстрела переправ и скоплений войск, спасение л/с подразделений и эвакуируемого населения с горящих и тонущих судов и плавсредств. Оборона Таганрога.
Командир «Железнякова» Алексей Емельянович Харченко[5] (принял МН после А.С.Маринушкина, в то время капитан-лейтенант, в запас ушел в звании капитана 1-го ранга: 4 ордена Красной Звезды и орден Ленина): «В искусстве маскировки экипаж «Железнякова» достиг настоящего совершенства. Чтобы не дать себя обнаружить, экипаж монитора подготовил для своего корабля вдоль берега несколько замаскированных стоянок. Ночью лопатами рыли в береге гнезда по длине судна для дневных скрытых огневых позиций. На палубе устанавливали целый сквер из деревьев и кустарника, причем следили, чтобы по «густоте насаждений» он не отличался от прибрежных зарослей. Палубу засыпали свежей травой. Таких, стоянок было много — основных и запасных.
Дон. 26.07.42. г. «Железняков» во взаимодействии с авиацией и наземной артиллерией ведет бой в р-не ст.Елизаветинская, поддерживая высадку десанта с КЛ-к. Тем временем противник перерезал устье Дона, но МН направляется вверх по реке, что бы подобрать раненых, оказавшихся в окружении и спрятавшихся в плавнях. На их поиск потребовалось несколько часов. Кроме того, сняли гражданских с горевшего парохода. До предела перегруженный МН ночью пошел на прорыв. Удачно маневрируя, он уцелел под бомбовыми ударами (авиация противника подсвечивала фарватер осветительными бомбами) и уже перед самым рассветом затерялся в море. Вскоре отшвартовались в Ейске.
Августе 1942, низовье Кубани, «Железняков» не выходит из боев на протяжении 10 дней. Командование Темрюкского сектора обороны отметило его действия, представив 52 моряка к правительственным наградам. В Ахтанизовском лимане он до последней возможности оборонял Темрюкскую ВМБ (порт Темрюк — важнейшая база Азовской флотилии).
К исходу третьих суток под бомбежкой в холодной воде краснофлотцы задраили пробоины, откачали из трюма воду, навесили деревянный руль и сняли монитор с мели. Он потерял ход более чем на 60% и двигался чуть быстрее пешехода. Впереди пролив, узкий пристрелянный фарватер, минные поля, затопленные корабли. Надежда на темноту, внезапность и низкую осадку. Не получилось…
А.Харченко: «Связавшись по радио с командованием флотилии и флота, я получил разрешение идти на прорыв, В помощь нам выслали два быстроходных катера МО. Они должны были прикрыть нас дымовой завесой.
Около 23 часов 29 августа «Железняков» входил в Керченский пролив. С берега, занятого фашистами, скользнул луч прожектора. Через минуту вспыхнули еще два. Они скрестились на мониторе. Загремели первые залпы… Наши катера выбросили дымовые шашки и на полном ходу ушли из пролива. Поступили они правильно: своей гибелью не могли нам помочь. За ними потянулись лучи прожектора. Но вот шашки перестали дымить, прожекторы снова поймали нас. И тут началось такое, что, как говорится, ни в сказке рассказать, ни пером описать. Сплошные смерчи от разрывов снарядов засыпали корабль то песком, то илом с водой. А ответить у нас нечем. Что может быть обиднее?..
Когда подошли ближе, с нашего, таманского берега блеснули вспышки. Береговая артиллерия стала бить по батареям противника. Это была обещанная нам поддержка. Огонь противника немного ослаб, прицельность его уменьшилась.
А до выхода из пролива при нашей скорости оставалось еще не менее двух часов!
Принимаю решение: право на борт, ближе к противнику, держать курс вдоль берега, по минным полям, где суда не ходят — эту полосу противник не простреливал.
Теперь смерчи от разрывов больше не накрывают корабль. Рулевой, стиснув зубы, смотрит на звезду, указанную ему как ориентир — компас вышел из строя».
А.Харченко: «…прошли страшные два часа. Последний поворот влево, и мы, кажется, спасены. Но корабль закрывает своим корпусом светящийся буй. Это замечает враг. Шквал огня снова рушится на «Железнякова».
Выручило нас то, что поблизости оказался корпус затопленного морского судна. Скрывшись за него, мы сманеврировали и легли на свой курс. Огонь береговых батарей, как мы и предполагали, сосредоточился на этих обломках…»
Несмотря ни на что истрепанный монитор своим ходом вдоль побережья штормящего Черного моря добрался до Поти. Когда хмурым дождливым днем 03.09.42 г. «Железяков» вошел в Потийскую гавань его приветствовали экипажи всех кораблей, ведь все считали его погибшим. 14.10.42 г.был зачислен в состав ЧФ.
***
Находился в ремонте до августа 1943 г.. 26.02.43 г. переведен в состав Азовской флотилии, 13.04.44 г. — вновь в Дунайской флотилии, заново сформированной 13.04.44 г. в составе ЧФ на базе расформированной Азовской военной флотилии.
В июле — августе боевая деятельность флотилии в основном сводилась к поддержке приморского фланга фронта и тралению в р-не Одесса – Очаков, 21-23.08.44 г. поддерживала части 46А, форсировавшие Днестровский лиман, 24-28.08.44 г. ее катера прорвали неприятельскую оборону и вошли в дельту Дуная, в след за чем 30.08.44 г. была оперативно подчинена командующему 3-м Укр.Ф. Не ясна дата — до 20.04.44 г., трактуется как срок конечного пребывания на ремонте в Поти.
В сентябре «Железняков» успешно совершил новый морской поход, теперь от Поти в Измаил, куда прибыл 30.08.44 г.. Командующий (апрель-декабрь 1944 г.) флотилией контр-адмирал. (с 25.09.44 вице-адмирал) С.Г.Горшков лично принял корабль.
Корабельный состав Дунайской военной флотилии по состоянию на 01.09.44 г. входил в Керченскую бр БК-в и 4-ю бр речных кораблей.
Бр БК-в состояла из:
1-го гв.дивизиона: БК-ра пр.1224 №71(308), №75(319), №314(306), №32(316), №33(317), №324(307), №215(422), №335(373), №336(306), №337(371), №338(372) и БК-ра пр.С-40 №331(331), №333(335), №323(336);
3-го дивизиона: БК-ра пр.1124 №111(112), №112(113), №221(424), №339(319), №121(116) и БК-ра пр.1125 №124(401), №313(384), №323(389), №131(394), №132(395), №134(399), №322(390);
4-го дивизиона: БК-ра пр.1124 №411(414), №412(415), №422(375), №423(416), №424(418), №431(419), №432(420), №434(305).
При этом катера пp.1124 с заводскими №№306-308, №319 вместо одной 76-мм башни имели на вооружении НУРС М-13-М, а катер заводской №317 — зенитный автомат 70-К. Катера пр.1125 с заводскими №401, №384, №395, №399 были дополнительно вооружены НУРС М-8-М.
В состав 4-й бр речных кораблей входили:
МН «Железняков»;
5-й дивизион БК-в пр.1125 №3(150), №4(158), №5(159), №6(160), №7(151), №8(161), №231(143), №232(144), №233(392), №234(393), №241(136), №242(137), №243(138), №244(139);
1-й дивизион минных катеров с НУРС типа Я-6 (16 ед),
19-й дивизион речных тральщиков (12 ед) и отряд полуглиссеров (26 ед).
Часть катеров флотилии находилась в ремонте и в различных базах ЧФ, в т.ч. Туапсе и Поти.
В составе флотилии сектор береговой обороны: подвижные батареи №№524, 786, 508, 492 (четыре 152-мм орудия в каждой), минометная батарея №1026 (четыре 120-мм миномета), плавучая батарея №4 (три 100-мм орудия). Кроме этого — отдельный б-н морской пехоты, отдельный зенитный артиллерийский дивизион, отдельный химический дивизион. На лицо разительное отличие в количественном и качественном плане от того, что флотилия представляла в 1941 г.
16.10.44 г. флотилию выводят из состава ЧФ в качестве самостоятельного объединения ВМФ, подчиненного непосредственно Наркому ВМФ. Базировалась первоначально на Одессу, с августа 1944 — на Измаил.
По состоянию на 08.04.45 г. в составе флотилии:
1-я Керченская краснознаменная бригада речных кораблей — МН-ры «Керчь», «Азов», «Измаил» (быв.румынские); БК-ра пр.1124 №32(316), №75(319), №215(422), №335(373), №337(371), №314(306), №71(308), №161(314), №324(307), №33(317), №336(308), №115(313), №154(377), №162(315), №163(316), №111(112), №121(116), №221(424), №411(414), №422(375), №412(415), №431(419), №432(420), №433(304), №434(305), №423(416), №164(317); БК-ра пр.1125 №124(401), №131(394), №134(399), №132(395), №399(309), №322(390); БК-ра пр.С-40 №333(335), №321(336), №331(331).
2-я Сулинская бригада речных кораблей — МН «Железняков», «Бердянск» и «Мариуполь» (два последних — быв.румынские); БК-ра пр.1125 №3(150), №4(158), №5(159), №6(160), №7(151), №8(161), №231(143), №232(144), №233(392), №234(393), №241(136), №242(137), №243(138), №244(139), №313(384).
Как очевидно число МН-в увеличилось (с августа 1944 г.) исключительно за счет трофейных кораблей (на всех паровые ЭУ с котлами на жидком топливе).
«Железняков» прикрывал переправы, участвовал в боевых действиях в Болгарии, Румынии (бои за Будапешт), Югославии и встретил победный май 1945 г. в Вене.
Флотилия прошла с боями по Дунаю свыше 2 тыс км, высадили 18 тактических десантов, переправили до 900 тыс чел, св. 1,5 тыс танков и САУ, 7 тыс орудий и миномётов, 450 тыс т грузов.
Всего «Железняков» намотал более 40 000 км по Днепру, через Днепро-Бугский лиман в Дунай и за годы войны по Дунаю, Южному Бугу, Дону, Кубани, вдоль побережья Черного морям и Азовского. На боевом счету: 13 уничтоженных артиллерийских и минометных батарей, до 4 б-нов пехоты, 2 склада боеприпасов, участвовал в отражении 127 авианалетов (выдержал 200 воздушных налетов) и сбил 4 самолета. 24 «железняковца» были награждены орденом Красной Звезды. Вице-а. В.Григорьев (в начале войны начштаба Дунайской флотилии) назвал МН «Железняков» «самым счастливым из кораблей, встретивших войну на дунайской границе».
***В послевоенные десятилетия функции МН-в стали передавать малым артиллерийским кораблям, способным эффективно действовать как на реках, так и в прибрежных морских р-нах. 01.12.55 г. «Железняков» вновь введен в состав ЧФ. Исключен из боевого состава 11.03.58 г., разоружен и 18.03.58 г. превращен в плавсклад «ПСКЛ-4». Вооружение сдали в фонды ЦВММ (Ленинград), башню ГК установили в качестве памятного знака у входа в музей Суворова в Измаиле.
В 1965 г. в год 20-летия Победы по просьбе Главнокомандующего ВМФ СССР адмирала Флота Сергея Г.Горшкова и общественных организаций корпус «Железнякова» передали заводу «Ленинская кузница» Весной его доставили из Измаила в Киев один из быв.командиров монитора А.Кузнецов и ветеран завода мастер-такелажник А.Щербаков. Флот предоставил все необходимое, в том числе утраченное вооружение и оборудование. Монитор реанимирован коллективом Киевского ордена Ленина завода «Ленинская кузница» и в 1967 г. к 50-летию Сов.власти установлен на т.н. Рыбальском острове (фактически полуостров с береговой линией своеобразной конфигурации из-за которой ошибочно, воспринимается как изолированное образование) в Парке Моряков у въезда на заводские верфи. 27.11.70 г. Киевский горисполком принял решение №159 об охранном статусе МН «Железняков», как памятника истории. Экспонат №1 Народного музея истории завода, музей монитора «Железняков» (в фондах вещами и награды офицеров и матросов, карты боевых действий, раритетные документы). Шефскую охрану и уход за объектом обеспечивали курсанты 316-го учебного отряда ВМФ (даже несли здесь круглосуточную вахту).
[1] Подняты РАСО КДФ: первый 20.08.44 г. и впоследствии, ввиду невозможности восстановления, сдан «Главвторчермету» для разделки на металлолом, последний – 29.06.44 г. и отведен в затон завода «Ленинская кузница» и после нескольких лет отстоя на приколе из-за нецелесообразности восстановления сдан с той же целью «Главвторчермету».
[2]Участвовал в боях на Днепре в р-не Ржищева, Канева, Кременчуга, Черкасс и под Киевом. Поврежден авиабомбой 26-27.08.41 г. в р-не Окуиново — Сваромье.
[3] В июле — сентябре участвовал в боях на Припяти и на Днепре под Киевом.
[4] По данным справочника А.Широкорада «Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945 гг.» в 1945 г. использовался в качестве учебно-артиллерийского корабля. Был исключен из состава ВМФ в 1950 г. и только в 1955 г. сдан на слом.
[5] Вот, что примечательно, мистика какая-то: речным монитором по имени «Железняков» командует к.-л. А.Харченко, а БП по имени «Железняков» — инж.-к.-л. М.Харченко.