Military Crimea

0864

С.Ченнык (Симферополь) 

Стальные магистрали Победы. Крымский участок

«Следует отметить отличное использование русскими железных дорог, хотя это и не относится непосредственно к боевым действиям. С помощью железных дорог русские осуществляли стратегические сосредоточения и переброску одной или нескольких армий в невероятно короткие сроки… Использовались все средства. Непрерывный поток эшелонов следовал на расстоянии зрительной связи друг от друга. Движение их в одном направлении осуществлялось по всем колеям. Используя железнодорожный транспорт, русским удавалось ошеломить немецкое командование, так как подобная быстрота таких перевозок по железным дорогам шла вразрез с имеющимся опытом». 

«Методы боевых действий русских войск во второй мировой войне», издание Министерства армии США. 

Великая Отечественная война даже спустя 75 лет после ее окончания, не проходящая боль и гордость нашей страны, нас, потомков, и тех, кто жил тогда и добился Победы…

Война перевернула жизнь огромного государства, каждого его гражданина, изменила структуру экономики, стиль работы и управления. Железные дороги впитали в себя все эти изменения и стали наглядным примером того, как жила страна, как она работала, воевала и побеждала – целые годы и каждый день.

Чтобы одолеть врага, нужно было биться не только на поле боя, но и обеспечить невиданных темпов и объемов массовые перевозки – оперативно перебрасывать войска, эвакуировать людей и промышленность, обеспечивать фронт и тыл всем необходимым для Победы.

К сожалению, сегодня почти забыт подвиг солдат и офицеров «железных войск» — Железнодорожных войск РККА. Это плохо. Да, они не бросались  под танки, не отбивали атаки пехоты. Но им пришлось выполнять свои работы под бомбами, обстрелами, преодолевать разруху, проявлять умение обходиться без самых важных ресурсов. Это и есть подвиг на пределе физических и духовных сил, на грани человеческих возможностей – такова цена бесперебойной работы воинов стальных магистралей в годы войны. Тех, кто вел эшелоны с боеприпасами, техникой, продовольствием на фронт, а с сырьем, топливом и материалами – для оборонной промышленности обратно, кто увозил раненых в тыл, вывозил население и целые заводы в эвакуацию, кто минировал и разминировал, взрывал и восстанавливал.

Одним из событий, прославивших военных железнодорожников, стал, конечно, мост через Керченский пролив, возведенный в 1944 г. и простоявший почти до весны 1945 г. Его появление не было случайным. В середине 1944 г. Красная Армия неудержимо рвалась к государственной границе СССР и цель выхода на нее была реально достижимой. Но, отступая, немецкие войска разрушали за собой все коммуникации, делая это с дьявольской педантичностью, чтобы замедлить продвижение советских войск. В результате снабжение наступающих группировок войск РККА становилось затруднительным. Потребности армии росли, а восстановление железных дорог Железнодорожными войсками и формированиями НКПС становилось сложнее с каждым километром.

Причин тут несколько, но главная в техническом состоянии коммуникаций, затруднявшем их использование, требование большого числа людских и материальных ресурсов для восстановления. В тоже время наступавшей Красной армии достались железные дороги на территории освобожденного Крымского полуострова, которые немцам вывести из строя полностью не удалось. Соединение их с железными дорогами на Таманском полуострове давало возможность едва ли не на тысячу километров сократить плечо подвоза к передовым базам наступающих войск, перебрасывая эшелоны едва ли не к центру Украины.

Потому вновь вспомнили про мост. Идея о строительстве моста через Керченский пролив впервые появилась еще в начале ХХ  в. Проект детально прорабатывался при Николае II, но все планы нарушила Первая мировая война. О нем вспомнили в 30-х годах и даже заказали первые металлоконструкции в Германии, но, на этот раз, помешала Вторая мировая война.

В 1944 г., когда Красная армия освободила Крым, было принято решение о строительстве моста и использовании материалов, привезенных немцами во время оккупации Крыма. За полгода советские военные железнодорожники из 36-й отдельной железнодорожной бригады и других формирований в жутких условиях послевоенного времени построили полноценный мост из фактически подручных материалов.

Весной 2019 г. в редакцию военно-исторического журнала «Military Крым» поступили неожиданные материалы. Сама история их появления носила неожиданный, почти детективный характер. Дело в том, что они до недавнего времени хранились в архивах Министерства обороны России. В 2013 г. с них был снят гриф секретности и они поступили по ведомственному предназначению – в Железнодорожные войска, в частности в 857-й учебный центр ЖДВ в пос. Загорянский в Подмосковье. Там, за что редакция благодарна заместителю начальника 857-го УЦ ЖДВ подполковнику Станиславу Солдаткину, выпускнику Симферопольского ВВПСУ, их и обнаружили сотрудники Музея железнодорожных войск и  редакция нашего журнала. 

Удивительно, но вначале они не вызвали должной реакции у крымских чиновников, которые вроде бы по должности обязаны заниматься патриотизмом. Такое ощущение, будто подобные документы им приносят каждый день, как дополнение к утреннему кофе. Ситуация поменялась, когда материалы были показаны Министерству информации и внутренней политики Республики Крым за что редакция благодарна его руководству за его гражданскую позицию и поддержку.

С этого времени уже никто, за исключением разве что отдельных персонажей из пресс-службы Крымского моста, не сомневался, что в руках редакции действительно сенсация и нужно сделать ее доступной крымчанам.

И тут как раз подвернулась готовившаяся акция, которую проводил Восточно-Крымский историко-культурный музей-заповедник. На совместном совещании было решено включить в программу готовившихся очередных 8-х военно-исторических чтений выставку «Стальные магистрали Победы», организаторами которой стали 857-й учебный центр ЖДВ, Музей ЖДВ, Министерство внутренней политики РК, ГБУ РК «Восточно-крымский историко-культурный музей-заповедник» и редакция военно-исторического журнала «Military Крым».

Наша редакция представила малоизвестные материалы периода 1944-1945 годов о деятельности Железнодорожных войск Красной Армии по освобождению и восстановлению Крыма в заключительный период Великой Отечественной войны, включая фотоматериалы о восстановлении железнодорожных мостов и туннелей, а также ранее не публиковавшиеся снимки работ по строительству моста через Керченский пролив в апреле-октябре 1944 года.

О значении, который имел мост для наступавшей Красной Армии, свидетельствует и тот факт, что большая группа военнослужащих железнодорожных войск удостоилась высоких правительственных наград. Количество награжденных исчислялось сотнями красноармейцев, как это делалось после крупных боевых операции. Награды выдавали разные — от медали «За Отвагу» до ордена Ленина. Командир 36-й ождбр генерал-майор И.М. Павлов в канун 27-й годовщины Октября наградил более 200 наиболее отличившихся мостостроителей орденами Красной Звезды и медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги».

Столь высокие награды давались  не просто так. В одном наградном листе указывается, что награждаются бойцы мостового взвода, которые в течение недели не выходили из осенней воды Керченского пролива, обеспечив выполнение задачи.

И, кстати, первый памятник героям десанта Приморской армии у поселка Маяк тоже был установлен военными железнодорожниками. Об этом свидетельствует одна из фотографий альбома.

Выставка стала одним из главных пунктов программы мероприятия. На открытии присутствовали все гости чтений, включая депутатов Госдумы РФ, Правительства и Госсовета Республики Крым. Среди ее организаторов руководство Восточно-крымского ИКМЗ, за что отдельное спасибо его руководителю Татьяне Умрихиной, Министерство внутренней политики, информации и связи Республики Крым, 857-й учебный центр Железнодорожных войск МО РФ, Музеем Железнодорожных войск (Московская область) и, конечно, военно-исторический журнал «Military Крым». Отдельно отмечу поддержку Совета ветеранов Симферопольского ВВПСУ, который всегда находит возможность помочь в наших важных, но сложных начинаниях, особенно в вопросах воспитания патриотизма и сохранения военно-исторического наследия Крыма.

Но все-таки основным открытием, главным событием выставки стали обнаруженные среди военных документов графические работы армянского художника Врамшапуха Шакаряна (Шабо), который в составе 36-й отдельной ордена Красной звезды железнодорожной бригады участвовал в освобождении Крыма и строительстве моста через  Керченский пролив.

Его рисунки были обнаружены экспертами среди иллюстраций строительства моста в одном из пяти альбомов с фотографиями о ходе восстановления железнодорожных путей, мостов, станций Джанкой, Евпатория, Саки, Симферополь и Севастополь. Это были изображения форматом А3 исполненные карандашом в характерном стиле художника.

К дальнейшей работе мы подключили коллег из армянского национального общества Республики Крым, за что им отдельная благодарность, особенно офицеру запаса, выпускнику Симферопольского ВВПСУ, много сделавшего для поиска солдат и офицеров РККА, погибших в боях на территории Крыма, Вардана Григоряна.

 Что мы знаем о художнике Врамшапухе Шакаряне?

Художник родился 25 октября 1906 г. в Шуши, жил в Баку и зарабатывал на жизнь рисунком. В 1918 г. переехал в Пятигорск. В мастерской художника Рубеля, куда он поступил, Шакарян начинает копировать работы великих мастеров. Затем поступил и окончил Московский ВХУТЕИН (1934 г.). Учился у В. Фаворского и Н. Купреянова. Уже на третьем курсе Фаворский выдвинул его кандидатуру для поступления в аспирантуру. В дальнейшем педагогические и организационные способности Шакаряна нашли применение в Омске, Краснодаре и Кишиневе, где под его руководством были созданы  художественные училища.

Профессор Шакарян считался лучшим художником-графиком в СССР, являлся заслуженным деятелем искусств Армянской ССР.  В 1964 г. читал лекции в Ереванском институте театральных искусств, а с 1946 по 1976 гг. был заведующим кафедрой графического рисунка. В те годы Шакарян работал с художниками Мартиросом Сарьяном, Акопом Коджояном, Ара Саркисяном. Самые известные работы профессора Шакаряна — «На берегу Зангви» (1946 г.), «Марс и Венера» (1950 г.), «Автопортрет» (1962 г.), «Данте» (1965 г.), «Маляр Акоб» (1967 г.) являются знаковыми для армянского изобразительного искусства. Большая часть произведений раннего творчества художника сгорела в годы Великой Отечественной войны, однако сохранились две работы — «Керченский пролив» (1944 г.), «Много сражались» (1944 г.).

Врамшапух  Шакарян ушел из жизни 1 декабря 1982 г. в возрасте 76 лет. Сегодня его работы можно увидеть в постоянно действующих экспозициях в Ереванском музее современного искусства и Национальной галерее Армении.

Долгое время считалось, что все его работы времен войны утрачены навсегда.

О том, что это уникальный случай, твердят все специалисты наперебой, ведь графика Шакаряна под грифом «секретно» хранилась в архивах Министерства обороны и была распломбирована только в конце 2019 г. Эти рисунки сразу вызвали большой интерес со стороны историков, архитекторов и специалистов в области искусства, поскольку ранее считалось, что визуальных свидетельств наведения первого моста через Керченский пролив не сохранилось. И это значит, что графика Шакаряна — это не только произведение живописного искусства, но важный документ в области историографии.

В. Шакарян, входил в техническую группу 36-й ождб, возводившей мост и в своих графических набросках отобразил все этапы наведения моста через Керченский пролив для наступавшей Красной Армии.

Врамшапух  Шакарян ушел из жизни 1 декабря 1982 года в возрасте 76 лет. Сегодня его работы выставлены в Ереванском музее современного искусства и Национальной галерее Армении.

По словам исследователя творчества художника, председателя комиссии по военно-патриотическому воспитанию региональной национально-культурной автономии крымских армян, исследователя периода участия армян в боях за Крым Вардана Григоряна, принято решение о ходатайстве перед министерством культуры республики, Посольстве России в Армении о проведении аналогичной выставки в Ереване.

Хочется верить, что в канун 75-летия Победы это станет реальностью. Это станет подтверждением истины, что ковали Победу все народы Советского союза.