Офицерский жетон линейного корабля «Севастополь» (7 января 1916 г.)
Линейный корабль «Севастополь».
Командир линейного корабля «Севастополь» капитаном 1 ранга Анатолий Иванович Бестужев-Рюмин
Памятник линейному кораблю «Севастополь» в Севастополе.
С.Ченнык (Севастополь)
Офицерский жетон линейного корабля «Севастополь»
Довольно интересный факт использования Севастопольского жетона (Креста железа и крови) был и в фалеристике Российском императорском флоте. Дело в том, что в 1911 г. был спущен на воду, а в 1914 г. введен в состав Балтийского флота новейший линейный корабль «Севастополь».
Чтобы придать офицерскому составу линкора корпоративную солидарность Морской министр адмирал И.К. Григорович 7 января 1916 г. учредил жетон в память службы на линкоре «Севастополь». Проект утвержден командиром линейного корабля «Севастополь» капитаном 1 ранга Анатолием Ивановичем Бестужевым-Рюминым 25 мая 1915 г.
Родился в усадьбе Бестужевых-Рюминых в селе Рыбинское Бежецкого уезда Тверской губ.
В 1893 г. окончил Морской кадетский корпус с производством в чин мичмана. В 1898 г. произведен в чин лейтенанта. В должности вахтенного начальника эскадренного броненосца «Севастополь» участвовал в русско-японской войне. Отличился при обороне Порт-Артура, был ранен во время сражения в Желтом море. Награжден золотым оружием с надписью «За храбрость», орденом Св. Владимира 4-й ст. с мечами и бантом и серебряной медалью «В память русско-японской войны 1904-1905 гг.».
После окончания войны служил на Балтийском море в должности флаг-офицера Штаба командующего отдельным отрядом судов, назначенных для испытаний и в 1906—1908 гг. — старшим офицером строящегося крейсера «Рюрик». 7 августа 1906 г. произведен в чин капитана 2 ранга. В 1908—1911 гг. командовал эскадренным миноносцем «Москвитянин». 6 декабря 1908 г. награжден орденом Св. Анны 2-й сти.
В 1910 года Анатолий Иванович произведен в чин капитана 1 ранга и в 1911 г. назначен командиром строящегося линейного корабля «Севастополь», обеспечил ходовые испытания и ввод его в строй судов Балтийского флота. 17 августа 1915 г. награжден орденом Св. Владимира 3-й ст.
В 1916 г. назначен командующим отдельным отрядом судов особого назначения в составе купленных в Японии линейного корабля «Чесма», крейсеров «Пересвет» и «Варяг». Во главе отряда из русских кораблей, возвращенных Японией, совершил почти годовой переход с Дальнего Востока в Кольский залив.
В 1916 г. произведен в чин контр-адмирала. В феврале 1917 г. назначен начальником Кольского района и Отряда судов обороны Кольского залива, но вскоре скончался от «разрыва сердца» — от приступа застарелой болезни сердца..
Имел ордена Бухарского эмирата, Великобритании, Швеции и офицерский крест Ордена Почетного легиона.
Похоронен в родном селе. Долгое время за могилой контр-адмирала бережно ухаживали учащиеся Рыбинской школы, ныне здесь установлен новый памятник.
Жетон имел вид севастопольского жетона, но в центре креста вместо цифр «349» был размещен Андреевский флаг.
На обратной стороне жетона в центре креста инкрустировалась флюгерка линкора – Андреевский флаг, а на лучах наносились надписи: на верхним — выбивалась фамилия владельца жетона, на нижнем — порядковый номер, на левом — цифры «54-55» и «77-78» (1854 и 1855 гг. — соответственно даты начало и окончание обороны Севастополя и 1877 – 1878 гг. — даты начало и окончание Русско-Турецкой войны), на правом — дата «1914» (год ввода линкора в строй).
Право на получение жетона имели офицеры, прослужившие на линкоре не менее 349 суток. Его также мог получить и командир линкора, при перевода на другой корабль, и офицеры, участвующие на линкоре в бою, даже если они прослужил на нем менее 349 суток. Жетон вручался в торжественной обстановке присутствии всех офицеров линкора.
Вручение офицерам жетон регламентировался Уставом.
УСТАВ
На обратной стороне жетона: в середине — инкрустированная флюгарка корабля; на концах креста: верхнем — фамилия получившего жетон, нижнем — № согласно § 6, левом — даты «54-55, 77-78» и правом — «1904…»
Оставляя этот жетон, офицеры линейного корабля «Севастополь» красный щит с цифрами «349» прикрыли Андреевским флагом, под сенью которого они пойдут в бой, верные заветам славного прошлого.
а) Командирам корабля через 349 дней или при уходе, если таковой совершится ранее.
б) Всем судовым офицерам, бывшим на корабле во время боя (Офицеры не судового состава получают право на ношение жетона).
в) Офицерам – по присуждению кают-кампании.
Интересно, что после событий 1917 г. линкор «Севастополь», хотя не имел почетного «царского» названия, а носил с 1921 г. вполне «революционное» имя – «Парижская коммуна».
Но корабль все-таки сражался за крепость Севастополь в Черном море в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). Правда, враги были не те, что во время Крымской войны (1853-1856 гг.), и союзниками были не тогдашние враги, а они же стали союзниками – англичане и французы. Парадокс истории.
31 мая 1943 г. линкору было возвращено имя «Севастополь». 8 июля 1945 г. линейный корабль «Севастополь» за успешное выполнение боевых задач в годы Великой Отечественной войны награжден орденом Красного Знамени.
24 июля 1954 г. переклассифицирован в учебный корабль. В 1956 г. исключен из состава ВМФ СССР. В 1956—1957 гг. разобран на Севастопольской базе «Главвторчермета» на металлолом.