Military Crimea

Судовладелец Ричард Грин. 1849. Национальный морской музей Великобритании

“Resolute”. Письмо из прошлого  

Трагические события давно минувшей Крымской войны продолжают волновать современников новыми малоизученными историческими свидетельствами ее участников. Их воспоминания переносят нас на много лет назад, предоставляя уникальную возможность реально взглянуть на прошлое.       Жестокая буря 2 (14) ноября 1854 г. послужила причиной гибели многих кораблей британского флота у входа в Балаклавскую бухту. Капитан одного из английских судов в своем письме оставил описание разбушевавшейся морской стихии:

«С утренней зарей 14 ноября при чрезвычайно пасмурной погоде начались сильные порывы юго-западного ветра, через три часа задул совершенный ураган. Под тяжелыми облаками, покрывавшими утреннее небо, море сперва казалось какой-то мрачной массой, но потом постепенно приобрело белизну кипящей водной пучины… Гребни валов, высоко поднимаемые силой ветра, разливались по обширному пространству и брызгами своими затемняли атмосферу. Всякая мысль о горизонтальной поверхности моря, вся правильность волнения, казалось, были утрачены в кипящей и клокочущей массе, которая с громом разбивалась о неподвижные скалы…»

В числе немногих уцелевших моряков чудом оказался  офицер Стефен Оуэн с транспорта “Rеsolute”. Он избежал общей участи погибших на скалах экипажей кораблей и оставил нам уникальное описание крушения своего судна.

Быстроходный трехмачтовый парусный корабль “Rеsolute”, построенный в 1851 г. в Блэкуолле на верфи известной британской судоходной компании “Richard & Henry Green”, предназначался для дальних океанских рейсов с пассажирами и грузами из Англии в Австралию. Зафрахтованный с началом Крымской войны британским правительством для перевозки военных грузов, в апреле 1854 г. “Rеsolute” вышел из Восточно-Индийских доков и направился в Балаклаву. Трюмы корабля, грузоподъемностью 639 тонн, идущего в Черное море, заполнили порохом и другими боеприпасами [1]. 

Профессиональные качества капитана транспорта “Rеsolute” Р.О.Левиса вполне соответствовали названию судна, которое переводилось как «Решительный». Черты его характера сочетали бешеную быстроту соображения с уверенностью действий. Как опытный моряк, он умел правильно оценивать имевшиеся в его распоряжении средства и возможные последствия.

Под командованием капитана служил третий помощник Стефен Оуэн. Уважаемый командой корабля офицер был сыном известного в то время генерал-интенданта Оуэна, более 20 лет прослужившего в Австралии. Трагическое сообщение о гибели транспорта “Rеsolute” со всеми на борту шокировало отца, не оставив никаких надежд. Друзья Стефена, жившие в Сиднее, были в трауре по поводу его безвременной кончины.

Но, к счастью, офицер выжил и написал письмо о своем чудесном спасении, которое и предлагается вниманию читателей в переводе с английского. Судовладельцы  корабля “Rеsolute” Ричард и Генри Грины обратились к редактору лондонской газеты “The Times” с просьбой опубликовать эту захватывающую историю спасения моряков.

Итак, газета “Shipping Gazette” в № 569 от 2 апреля 1855 г. повторно опубликовала для широкой аудитории моряков и судовладельцев всего мира письмо Стефена Оуэна, написанное Ричарду Грину 16 ноября 1854 г. на борту транспорта Ее Величества “Trent”:

«Как единственный уцелевший офицер корабля “Rеsolute”, я считаю своим долгом уведомить Вас, cэр, со всеми подробностями, о крушении несчастного судна и моряках, принесенных в жертву из-за бесчеловечного капитана Кристи, — главного агента и командующего флотом транспортов в Черном море. “Rеsolute” вместе с 30 другими судами благополучно стоял в Балаклавской бухте, пока не последовал приказ выйти из нее. Буксир вывел нас на внешний рейд, где мы стали на якорь на глубине 40 саженей и вытравили 90 саженей якорной цепи правого борта. Ветер тогда был очень слабым. На следующее утро наш капитан посетил капитана Кристи и заявил протест против опасной якорной стоянки и верной гибели корабля со всем экипажем в случае крушения на скалах.

В результате капитан получил строгий выговор от главного командующего транспортами и заявление, что он не разрешает диктовать свои условия ни одному из капитанов транспортов. Несколько раз Левис настойчиво просил капитана Кристи разрешить ему вход в бухту, но всякий раз получал отказ. За день до катастрофы капитан Левис написал письмо Кристи и получил через своего второго помощника такой же ответ, как и в первый раз.

 Капитан Левис счел нужным немедленно предпринять все возможное для предотвращения катастрофы. После полудня мы спустили брам-стеньги, втянули утлегарь, сняли все лисель-спирты для того, чтобы уменьшить вес корабля и повысить остойчивость. Следующим утром (пятница, 14 ноября) около 7 часов ветер, дувший всю ночь с юго-запада, начал очень быстро усиливаться, погода стала резко ухудшаться и на море поднялось волнение. Это предвещало сильную бурю. Капитан Левис вышел на палубу и распорядился отдать левый якорь и оставить за бортом 80 саженей его цепи. Затем мы начали маневрировать на цепях двух якорей, пока с правого борта не осталось в воде 140 саженей, а с левого 95.

Погода портилась быстро: через полчаса началась сильная буря, каждое проявление которой сопровождалось все большим волнением моря. Капитан Левис приказал старшему офицеру срубить бизань-мачту, что и было сделано немедленно. Начавшийся сильный ураган разогнал по морю высокие волны, которые то поднимали, то бросали корабль вниз. Вскоре лопнула якорная цепь правого борта, после чего мы срубили фок и грот-мачты, развернулись на левой якорной цепи. Море захлестнуло палубы бака и юта, а срубленные мачты катались от одного борта к другому, калеча матросов корабля, не оставляя им шансов на спасение. Меня дважды зажимало между двумя частями рангоута и я с величайшим трудом избежал верной смерти. Около 10 часов утра лопнула якорная цепь левого борта, и вместе с этим все надежды выжить были утрачены. Штормовые волны перекатывались по палубе, разрушая все на своем пути. Те из нас, у кого еще имелись последние силы, собрались на кормовой палубе и готовились встретить смерть или спастись.

Напор ветра в тот момент был таким сильным, что сбил двух моих товарищей с палубы, а находившиеся рядом спрыгнули за борт. Через несколько минут мы оказались на отвесных скалах и увидели, как корма нашего корабля разбилась на тысячи частей. Тогда одни поплыли в одном направлении, а другие – в другом. Как они достигли берега и спаслись, я не могу сказать. Что касается меня, я спасся следующим образом: когда корабль разбился, громадные волны поглотили нас и я почувствовал, как попал в быстрый водный поток и меня швырнуло плечом на скалу. Оглушенный, я лежал без движения, пока море опять не ударило меня о скалу, подняв выше, чем в первый раз. С помощью потерпевшего крушение моряка я выбрался из воды на сухую часть скалы, но туча водяных брызг окатила нас. Один из наших моряков был травмирован куском шпангоута, брошенного морем. Собрав всех выживших людей из нашей команды, я обнаружил, что нас осталось всего девять человек. Оказавшимся в воде морякам с кораблей “Trent”, “Medway”, “Tonning” и “Harbinger” помогли спастись члены экипажа  линейного корабля “Sanspareil”, а затем меня и матросов, находившихся на камнях, подняли наверх на высоту 360 футов посредством установленной на вершине скалы балки с проведенным через блок канатом. Нас поддержали торговцы, передав вино и печенье. Капитан Понсонби, командующий кораблем “Trent”, вместе с несколькими другими командирами, могут подтвердить обоснованность протеста погибшего капитана Левиса так же хорошо, как и мистер Янг, начальник Артиллерийского департамента. Сейчас я нахожусь на борту транспорта “Trent”. Капитан Понсонби очень внимателен к нам, потерпевшим кораблекрушение. Все знали капитана Левиса как отличного и храброго моряка, что побудило меня рассказать Вам историю моего спасения.

Имею честь оставаться Вашим покорным слугой,

 Стефен Оуэн, корабль “Resolute”» [2].

К письму офицер приложил список спасенных членов экипажа: Thomas Slater, Hugh M¢Leary, John Disney, John Allison, John Cauty, John M¢Master, John Smith, A. Butcher. 

Трагическую участь погибшего корабля разделили капитан R.O.Lewis, cтарший помощник J.Henniker, второй помощник Bellingham, мистер Archibald, матросы – Edward S.William, William Telford, Mr Allen, Lewis Notdbye, Thomas Gale, John Hazell, Robert Burnett, Henry Dixon, G.F.Battleman, Patrick Woods, Hugh MC Sheny, John King, John Goutley, William Dames, William Moyse, Thomas Powell, William Browning, William Holden, Frederick Daly [3].  

Корабль всегда неповинен в проступках и безумствах людей, решающих его судьбу. Он славится искусством строителей и мореплавателей, их верой и любовью, единством морского братства.

Список исполнительных источников

1.Charles Hocking. Dictionary of disasters at sea during the age of steam: Including sailing ships and ships of war lost in action, 1824-1962. – London: Lloyd¢s Register of Shipping, 1969. – P. 586.

2.Shipping Gazette. – 1855. – April 2. – Vol. 12. — № 569. — P. 65.

3. Northern Times. – 1854. – December 8.