Military Crimea

Синопсис художественного фильма и логлайн

«Траншея» 

Автор: Сергей Ченнык, главный редактор военно-исторического журнала «Military Крым» (Симферополь)

Логлайн

Великое зависит от малого.  Волею судьбы в осажденный Севастополь в последние дни августа 1855 г.  прибывает молодой мичман, от которого в итоге зависит судьба и бастиона, Севастополя и армии. Весь мир решил, что Российская империя проиграла на бастионах Севастополя Крымскую войну, но они ошиблись — Россия победила…

Синопсис

В основу фильма положен героический малоизвестный эпизод защиты Севастополя в Крымской войне (1853-1856 гг.), произошедший во время последнего штурма Севастополя английскими и французскими войсками на одной из русских батарей, рядом с Малаховым курганом, которую французы так и не смогли захватить.

Тогда, даже взяв эту ключевую позицию русской обороны, неприятели не смогли подтянуть артиллерию и открыть огонь по русским войскам и мирному населению, уходившему из города. Это помогло спасти армию, да и вообще с этого времени Севастополь не мог считаться занятым неприятелем, что усилило русские позиции при заключении мира. Но, как всегда, бывает, великое зависит от малого. Это и предполагает фильм.

События охватывают нескольких дней, когда молодой мичман прибывает из Петербурга в осажденный Севастополь. История начинается за несколько дней до того, как английские и французские войска пойдут на последний штурм Севастополя и возьмут Малахова курган.

Встречаем героя начале августа 1855 г. в Санкт-Петербурге.

20-летний мичман не слишком утружден службой, для него смысл жизни в праздности и развлечениях. Вполне себе такой современный тип юноши, только живущий в середине XIX веке. Мечтает о морских путешествиях, приключения. Он не трус, но происходящее в Крыму ему неинтересно, тем более, что карьера на флоте не получается, идея теряется — мешает война, подходящей должности нет.

Происходит конфликт — не с врагом, а с обществом столицы. Это те же, которых мы видим в современной России в нынешние события 2022-24 гг. – СВО в Украине.

Большинство из них безразличны и к войне, и к Крыму, и не думают о России. Им презрительны и военный флот, и армия. Они будут больше рады, военному поражению.

Человек богатый, праздный, явно непатриотических взглядов, наносит мичману оскорбление как офицеру и получает в ответ пощечину, которая отозвалась в столичном обществе.

История получила резонанс. Чтобы загладить его, мичман вынужден уехать в Севастополь. Там он надеется дождаться окончания войны и спокойно вернуться в столицу, возможно, с наградами и героем. Видим, что в Крым офицер попадает неожиданно, вопреки желанию.

Встречает американского врача, который так же готовится в Крым и подписал договор с Россией. Это не случайная встреча. Хотя у них совершенные разные взгляды. Как ни парадоксально, они поняли друг друга.

Почему важно участие американца — как взгляд «извне» на Россию и на русского офицера. Как сейчас, так и тогда, американец аполитичен, он занимается только своей работой — бизнес, деньги и будущее.

Видит в мичмане похожую душу — карьеру и профессионализм. В то же время, замечает в русском офицере нечто другое, он старается, понять ту самую «русскую душу». Молодые люди едут в Севастополь.

В осажденном Севастополе они видят других людей, другую жизнь. Это матросы, офицеры, население, которые встречаются на пути. Переходят через Севастопольскую бухту. На мосту они встречают генерала Хрущев (один из реальных героев, которые в фильме играют не последнюю роль).

Молодые люди получают назначение. Мичман направлен на 6-ю батарею «Жерве» недалеко от Малахова бастиона. Здесь встречают инженера, поручика, который так же должен прийти на бастион.

Хотя батарея считается «спокойной», поручик считает, что там готовится противником и что-то опасное.

Все меняется для мичмана, когда, в военном Севастополе он попадает в другой мир, вначале совершенно непонятный. Но вскоре осознает, что оказался среди людей, совершенно не похожих на столичное окружение, живущих между жизнью и смертью многие месяцы. Он увидел жителей, солдат, офицеров-пехотинцев, раненых, убитых…

Под влиянием событий, инфантильный и безразличный ко всему кроме себя юноша, превращается в зрелого мужчину с глубокими убеждениями.

Его антагонист — коллега, офицер, такой же молодой мичман, кичливый и высокомерный, но лентяй, лжец и трус, уверенный в своей исключительности, но без главного — стержня, который должен сработать в решающий момент.

Становится ясно, что французы готовят штурм в Севастополе. Одной из целей будет батарея «Жерве». Становится понятно, что французы для атаки готовят по ночам большую траншею. Решено русским командованием попытаться первыми ворваться в траншею врагов, взять пленных и допросив их, узнать, об их планах.

Накануне вражеского штурма русским морякам удается в жестоком ночном бою отбить французскую траншею, которая должна была стать главным путем неприятеля.

Узнают от пленных, что после взятия на Малахов курган должны быть подняты орудия большого калибра для расстрела того самого моста, по которому из города через Северную бухту уходили войска и население. Но единственный путь пролегает через батарею «Жерве».

В полдень 27 августа 1855 г. начался штурм Севастополя. Малахов взяли французы, батарею «Жерве» они взять не сумели. Ее отбивали моряки-артиллеристы и пехотинцы. Погибли некоторые из офицеров, ранен командир.

Командование просит удержать позицию, от которой зависит судьба батарею, города, армию, страны. Защитники батареи оказываются перед выбором: защищать ее или уйти, понимая, что в последнем случае никто их не осудит, тем более, что удержали они ее по своей инициативе.

Понимая, что от них и их маленькой полуразрушенной позиции зависит судьба всей армии, которая может не выйти и остаться плененной в Севастополе, они делают свой сложный выбор. Им никто ничего не приказывает они могут уйти и даже получить от французского командования ордена, но они остаются.

Выстояв в нескольких отчаянных атаках и под шквальным огнем артиллерии неприятеля, моряки удерживают позицию, пусть и ценой жизни большинства ее защитников.

Это фильм о том, как русские мужики качественно делают свою суровую работу, примерно, как нынешний российский солдат исполняет свой работу в СВО, противодействия нынешней Европе.

Жанр: военно-историческая драма времен Крымской войны на фоне эпохи

Хронометраж: полнометражный

Целевая аудитория: 

Общая целевая аудитория — это все, кто смотрит фильмы такого плана в возрасте от 12 до 96 лет. Для детей, когда из обычного человека вырастает супергерой, а зрители постарше выросли с этими персонажами. Такой фильм универсален, рассчитан на массовую аудиторию, доступным для большего числа людей.

Таким образом, мужчины и женщины в равной степени являются целевой аудиторией, и разница заключается в возрастном диапазоне. Военное приключение показывает много внезапных, драматических судеб на экране. Актуальность темы Крыма и его места в истории России делает интересным каждому. Особенно фильм важен для зрителей из среднего класса. Для них подобный человек интересен, оказавшихся в ситуацию, когда от него зависит его профессиональность «мужской работы» и он станется герой или лузер.

Фильм рассчитан прежде всего на молодое поколение, в том числе тех, кто считает себя типичным средним классом и надеется, что судьбу страны решат, другие, решат без него. События Севастополя, когда защитники России, оказавшись в одной батарее, в окружении, становятся на сложный выбор – или армия, которая перед поражением, или своя судьба, жизнь.

Возрастная категория аудитории: +12

Место действия: Севастополь в событиях августа 1855 г. Санкт-Петербург в середине XIX в.

Оригинальность:

  1. России, как и до нее в СССР с 1946 г. не снимались фильмы о событиях Крымской войны. Последний был снят в 1946 г. («Адмирал Нахимов»).
  2. В тоже время, тема имеет огромный потенциал, в том числе в свете последних событий в Крыму. В последнее время в Европе предпринималось несколько попыток снять фильмы о Крымской войне. Все они закончились ничем.
  3. Сценарий максимально историчен, его события логично вписаны в историческую эпоху, что вызовет у зрителя интерес «неизбитостью» темы, которая сейчас привлекает внимание не только россиян, но и европейцев.
  4. Изменение характера героя происходит не столько на фоне личных переживаний, сколько на фоне трагедии страны, которая отражается не в гигантских масштабах всей войны, а лишь в пределах одной траншеи. Вступив в ее начало одним, человеком, до ее конца герой доходит совершенно другим, превратившись из баловня судьбы в героя….
  5. Сжатость по времени событий и скорость изменения характера героя: на войне быстро становятся другими.
  6. Сжатость по объему развития ситуации до нескольких десятков квадратных метров, ограниченных стенами одной траншеи. Для фильма не нужны масштабные батальонные сцены. В тоже время места работы в Севастополе позволят «подтянуть» к работе над фильмом лучшие военно-исторические группы России.
  7. Дополнительная информация: автор сценария Сергей Ченнык на сегодняшний день крупнейший исследователь Крымской войны и потому его использование в качестве военно-исторического консультанта поможет избежать повсеместно встречаемых сейчас в фильмах по теме военной истории ляпов.

 Краткие сведения об авторе: Ченнык Сергей Викторович, военный историк, главный редактор военно-исторического журнала «Military Крым». Автор 13 книг по военной истории России, в том числе исследования «Исторический очерк Крымской кампании (1854-1856 гг.) Восточной войны (1853-1856 гг.».

Подполковник, военной аналитик в некоторых ТВ России и Крыма.

Контактная информация: 295053, Российская Федерация, Республика

Крым, Симферополь, 53, ул. Мате Залки, д.7, кв.45

Тел: (3652) 517773, +7 978 769 38 06

crimeawar@mail.ru

https://vk.com/club212762107

http://military-crimea.ru/