Важнейшее из искусств? Тогда пусть вернуться легендарные Адмиралы!
Сто лет назад В.И. Ленин называл кино важнейшим из искусств, обосновывая это утверждение тем, что народ пока ещё в большинстве своём безграмотен, и эффективно доносить до него информацию гораздо проще визуальными средствами, нежели печатным словом. Сегодня, как это ни неожиданно, всё складывается весьма похожим образом!
Не стоит, конечно, сравнивать средний уровень образованности населения тогда и сейчас. Людей, не умеющих читать, ныне практически нет. Но что они читают? Чаще всего – несколько строк под картинкой в ленте в той или иной социальной сети! Не будем сейчас из-за этого посыпать голову пеплом и рассуждать о причинах подобного отношения к письменным источникам. Примем это как данность. И исходя из неё поговорим о кино. А так как наш журнал – издание военно-историческое, то и о кино будем говорить военно-историческом.
Итак, уважаемые читатели, ответьте, пожалуйста на простой вопрос: какие художественные фильмы на тему российской и советской военной истории вышли в прокат в последние десятилетия? Что, затрудняетесь найти ответ? Не смущайтесь! Я тоже затрудняюсь! Эпические сказки вроде «Белого тигра» и «Т-34», понятное дело, не в счёт. «Легенда о Коловрате»? Лично меня этот фильм разочаровал полным несоответствием историческим источникам и связанным, наверное, со скудным бюджетом фильма отсутствием массовых батальных сцен. А ведь в фильм о подвиге Евпатия Коловрата просто-таки напрашивается эпизод про ответ Рязанских князей послам Батыя – «когда никого из нас в живых не останется, тогда всё возьмёте», напрашиваются сцены сражения небольшого рязанского войска с туменами Батыя в чистом поле, сцены непрерывного пятидневного штурма Рязани и, конечно же, как главный момент – битвы дружины Коловрата с огромным ханским войском. А «вишенка на торте» — приказ внука Чингис-хана отпустить на все четыре стороны полсотни уцелевших раненых героев-русичей в знак уважения к их воинской доблести. Поэтому, авторам «Легенды о Коловрате» — спасибо за благой патриотический порыв, но настоящий исторический фильм они всё же создать не смогли.
Так что же остаётся? Одна, пожалуй, картина – «28 панфиловцев». Не мало ли? Вопрос, конечно, риторический. Особенно с учётом того, что картины о Суворове, Нахимове и Александре Невском сняты ещё в годы правления И.В. Сталина, а киноэпопея «Освобождение» — при «дорогом» Л.И. Брежневе.
Отсюда закономерный вопрос: почему сейчас в России не снимают военно-историческое кино? Нет средств? Не верю! Нет сценариев? Есть они! К слову сказать, отличный сценарий на реальный сюжет из истории Крымской войны написан Сергеем Викторовичем Ченныком. Называется он «Траншея». Но вот уже долгое время достучаться до кинематографистов ему не удаётся. Думаю, что есть и другие сценарии на тему военной истории России. А фильмов нет!
Стране сейчас как воздух необходимо военно-историческое кино! Не сказки и фантазии с околоисторические сюжетами, а правдивые фильмы! Именно так мы можем восполнить огромный пробел в знании молодым поколением военной истории России. А это сейчас, как говорил всё тот же В.И. Ленин, — «архиважно»! Очень хотелось бы реальных подвижек в этом деле!
По общему мнению редакции военно-исторического журнала «Military Крым» (Симферополь) и от нас — Сергей Колдин