О.Маланина (Сочи)
Авианесущие корабли Черноморского флота в годы первой мировой войны: опыт применения
Корабельная авиация российского флота получила свое развитие в годы Первой мировой войны. Для ее применения, в том числе и в интересах Черноморского флота, необходимы были суда, приспособленные под базирование гидросамолетов. В архивных документах и историографии отечественной морской авиации, охватывающих период Первой мировой войны, встречаются следующие термины: «авиационные суда», «авиатранспорты», «посыльные суда», «вспомогательные суда», «крейсера», «вспомогательные крейсера», «гидрокрейсера» [1]. Именно так именовались корабли (суда) русского военного флота, способные размещать на своих палубах гидроаэропланы и применять их в интересах флота. И сегодня, по прошествии многих десятилетий со времени окончания Первой мировой войны, нет однозначного понимания того, что это были за суда и к какому классу кораблей их относить [2]. Например, ряд исследователей относит корабли, способные нести на борту гидросамолеты, к разделу «Учебные и транспортные суда». В частности, полковник Герасимов высказывает мнение, что корабли русского военного флота периода Первой мировой войны, способные обеспечивать базирование и применение с них авиационных аппаратов тяжелее воздуха, в соответствии с сегодняшними представлениями, целесообразно отнести к авианесущим кораблям (АВК) [3].
В многочисленных публикациях по отечественной морской авиации и Российскому Императорскому флоту, посвященных периоду Первой мировой войны, встречаются разные количественные данные по АВК, которые входили в то время в состав военного флота России. В отношении Черноморского флота в основном упоминаются корабли «Император Александр I», «Император Николай I» и «Алмаз».
Впервые под базирование гидроавиации был переоборудован корабль Российского Императорского флота — черноморский пароход «Днепр» в 1913 г. В строительстве специальных судов не было необходимости, т.к. эти корабли планировалось использовать лишь для транспортировки самолетов и доставки их к месту выполнения боевой задачи. Поэтому переоборудованные в авиатранспорты гражданские пароходы вполне подходили для этих целей. Тем более что масштабного переустройства не требовалось. Необходимы были оборудованные места и помещения для хранения летательных аппаратов, в основном ангары, нередко самолеты размещали на палубах. Кроме того, требовалось определить место для хранения цистерн с бензином и смазочными материалами, расположить ремонтные мастерские авиатехники, выделить дополнительные каюты для летного состава и обслуживающего персонала. Но самое главное — нужно было оснастить выбранное судно средствами спуска самолетов на воду и подъема их на борт. В качестве этих средств использовались грузовые стрелы и паровые или электрические лебедки. Как правило, их наличие на грузовых и грузопассажирских пароходах предусмотрено. Необходимо было также решить лишь вопрос их количества и грузоподъемности.
Для взлета и посадки летательных аппаратов использовалась морская поверхность, поэтому на авиатранспортах могли базироваться только гидросамолеты, т.е. поплавковые летательные аппараты или типа летающей лодки.
В 1914 г. количество АВК в отечественном военном флоте значительно увеличилось. В ходе кампании 1914 г. на Черноморском флоте к приему гидроаэропланов начали готовить одновременно еще пять кораблей.
Это были крейсера первого ранга «Память Меркурия» и «Кагул», крейсер второго ранга «Алмаз», суда второго ранга «Император Александр I» и «Император Николай I». На них проводились интенсивные для того времени испытательные полеты. Особо отличились черноморские летчики крейсера «Кагул» Виктор Утгоф и Николай Рагозин. Их полеты были произведены в августе — сентябре 1914 г. на гидросамолетах американского производства типа «Кертисс» и носили разведывательный характер.
В декабре 1914 г. на Черномморе завершилось переоборудование судов «Император Александр I» и «Император Николай I» в авианесущие корабли, а в начале кампании 1915 г. они были включены в боевой состав Черноморского флота. Тогда же были проведены первые успешные боевые испытания авианесущих кораблей с базировавшимися на борту гидросамолетами. 11 марта 1915 г. впервые в состав отряда боевых кораблей (ОБК) Черноморского флота, действовавшего у берегов противника, был включен авианесущий корабль «Император Николай I».
Через неделю он совершил свой второй боевой поход в составе эскадры надводных кораблей, а затем и третий. В один из своих последующих выходов в море — 30 марта 1915 г. — «Император Николай I» доставил к турецкому порту Зонгулдаку гидросамолеты, которые участвовали в нанесении бомбового удара по порту и береговым сооружениям. Немного позже начал свою боевую деятельность «Император Александр I».
С апреля 1915 г. состав боевых кораблей Черноморского флота пополнил крейсер «Алмаз».
С лета 1915 г. на Балтике, в Рижском заливе, начинает боевую деятельность переоборудованное судно «Орлица», которое до конца войны оставалось единственным авианесущим кораблем в составе Балтийского флота [4].
Таким образом, в истории Российского Императорского флота первенство в боевом использовании кораблей, с которых применялась авиация, принадлежит Черноморскому флоту, т.к. именно его корабли — «Император Николай I», «Император Александр I» и крейсер «Алмаз» – стали первыми решать боевые задачи в интересах морской авиации.
С лета 1915 по лето 1916 г. численность авианесущих кораблей Российского Императорского флота не пополнялась. Но в этот период интенсивно использовались вышеперечисленные корабли. Необходимо отметить успешное проведение воздушной бомбардировки Зонгулдака в начале февраля 1916 г., где черноморская корабельная авиация была применена в качестве главной ударной силы.
В августе 1916 г. в войну на стороне Антанты вступила Румыния, после чего не только увеличился состав кораблей Черноморского флота, но и заметно возросла численность АВК. В 1916 г. был переоборудован пароход «Румыния», в 1917 г. авианесущими кораблями стали четыре бывших румынских судна — «Дакия», «Король Карл», «Император Троян» и «Принчипесса Мария».
Результатом успешного применения авианесущих кораблей Черноморским флотом в кампаниях 1915—1916 гг. стало создание в январе 1917 г. уникального авиационного соединения — отряда корабельной авиации, который вместе с двумя воздушными бригадами входил в состав черноморской воздушной дивизии. Уникальность этого отряда заключалась в следующем: в его состав наряду с воздушным дивизионом (четыре воздушных отряда по восемь гидросамолетов в каждом) входило и четыре авианесущих корабля.
Этими кораблями в соответствии с приказом командующего Черноморским флотом были назначены АВК «Император Александр I», «Император Николай I», «Алмаз» и «Румыния». Подобного авиационного соединения в составе российского военного флота ни до начала кампании 1917 г., ни после окончания Первой мировой войны никогда больше не существовало.
Таким образом, за период с 1913 по 1917 г. в боевой состав военного флота России вошло 12 АВК: 11 кораблей на Черном море и 1 на Балтийском. Из 12 авианесущих кораблей отечественного военного флота в боевых действиях в качестве носителей гидроавиации принимали участие семь АВК. На Черноморском флоте это были корабли «Император Николай I», «Император Александр I», «Алмаз», «Румыния», «Дакия» и «Король Карл», на Балтийском — «Орлица».
Основная цель морской авиации — обслуживание боевого флота. Исходя из этого, перед ней стояли следующие задачи: разведка, активная борьба с надводным и воздушным флотом.
У разведки, производимой гидроаэропланами, были явные преимущества перед разведкой, которую производили крейсера [5].
К сожалению, в последующие годы гражданской войны, а затем и в межвоенный период эти успешные достижения в области создания авианесущих кораблей периода Первой мировой войны были утрачены.
Примечания:
1. Герасимов В.Л. Авианесущие корабли русского военного флота // Военно-исторический журнал. 2004. № 2. С. 25.
2. Корабли Российского Императорского флота 1892—1917: энциклопедия / под общ. ред. А.Е. Тараса. Минск, 2000. С. 5.
3. Герасимов В.Л. Указ. соч. С. 25.
4. Герасимов В.Л. Указ. соч. С. 26.
5. Герасимов В.Л. Авиация флота Черного моря: год 1914 // Военно-исторический журнал. 2002. № 8. С. 36.
Опубликовано: Былые годы. №2(8). Сочи, 2008 г. С.16-19