Military Crimea

О.Горюнов
Советский Мессершмитт «из металлолома»: фронтовые хитрости

Самое активное участие в освобождении Крыма принимал советский Мессершмитт-разведчик, собранный механиком ВВС Черноморского флота Давидом Симоновым. Фантастическая предприимчивость и изобретательность уральского «Кулибина» была по достоинству оценена командованием Красной Армии. В 1943 году за свой труд он получил воинскую награду: медаль «За боевые заслуги».
Эту необычную историю телеканалу «Звезда» рассказала внучка Давида Симонова Анастасия Ломаева: «Мне было 7 лет, когда дед с гордостью рассказал мне о том, как на собранном им, практически, из металлолома Мессершмитте летали на разведку наши летчики. Немцы даже не подозревали, что в их тылу собирают секретную информацию на трофейном истребителе».

«Секретные» мастерские
20-е стационарные мастерские 36-ой авиабазы ВВС Черноморского флота в годы оккупации Крыма выполняли очень важную работу: здесь восстанавливали наши боевые самолеты, пострадавшие в боях. Одной из ремонтных бригад руководил старший сержант Симонов.
27-летний Давид Аронович Симонов происходил из уральской семьи служащих. Еврей по национальности поступил на службу в Красную армию в 1937 году попал во флот.
В 1939 его отправили учиться во Молотовское военно-морское авиационное училище (г. Пермь). Закончил он его в 1941 и вернулся в Севастополь. А в 1943 году старший сержант Симонов уже числился кандидатом в ряды ВКП(б). Как раз в это самое время в 20-е авиамастерские пехотинцы каким-то образом умудрились притащить подбитый немецкий Мессершмитт 109.
«Осматривать самолет бросились все дедушкины товарищи, ну и он сам, разумеется, ведь он был одним из самых опытных механиков. Мессершмитт тащили волоком, так что пострадала эта машина не только в небе, но и на земле. Кто-то «сгоряча» предложил починить этот самолет. Это дело поручили бригаде Симонова, велев никому про это не болтать – идея использовать его для разведки возникла сразу же», — говорит Анастасия.
Секретные работы велись в ангаре 20-х мастерских только при закрытых дверях. За этим лично наблюдал Иосиф Наумович Мазор. Предприятие считалось входящим в состав действующей армии с 27 июля 1941-го по 16 сентября 1944 года. Большую часть этого периода авиамастерские возглавлял именно этот решительный и ответственный человек — Мазор.

С миру по «гайке»
Всем кандидатам в члены ВКП(б) в годы войны всегда, в качестве испытания, давалось так называемое «партийное задание». Судя по всему, восстановление Мессершмитта и стало для старшего сержанта Симонова таким испытанием.
«Дед рассказывал, что не хватало не только запчастей, но и инструментов, — наши ключи к немецкой технике подходили далеко не все. И ключи, и некоторые детали приходилось изготовлять самим. Что-то подвозили те самые пехотинцы, в общем, как говорил мой дедушка: «С миру по гайке»», — рассказывает внучка ветерана войны.
Сколько продолжалась работа по возвращению трофейной техники к жизни, неизвестно. Но известен результат – немецкий истребитель не только собрали заново, но и провели проверочные полеты, после чего он был признан «годным к несению воинской службы».
Вот что о работе бригады Симонова сказано в его наградном листе: «Получив задание командования ввести в строй самолёт «Мессершмитт-109», тов. Симонов умело и энергично взялся за выполнение задания. Отсутствие схем, чертежей отдельных деталей, инструмента не остановили работу бригады. Проявляя максимум упорства и энергии, тов. Симонов опытным путём узнавал, что и как должно быть смонтировано. Разбирая старые самолеты, тов. Симонов отбирал необходимые отсутствующие детали, производил ремонт и монтировал на своём самолёте. Самолёт «МЕ-109» облётан и допущен к эксплуатации»».

Что русскому здорово, то немцу — смерть!
В ноябре 1943 года Мессершмитт Симонова приступил к разведывательным полетам. Как раз в это время началась подготовка к операции по освобождению Крыма от немецко-фашистских войск. И сержант Симонов с удовольствием сфотографировался со своей, теперь уже боевой машиной (на снимке он слева).
«Я знаю, что дедовский Мессершмитт занимался разведкой не только в Крыму. Мама мне рассказывала, что после освобождения в 1944 году Крыма, дед объездил с ним чуть ли не все фронты. Дело в том, что обслуживать эту машину, собранную из не пойми чего, могла только бригада Симонова, только они знали, что на что поменено, что к чему прикреплено и т.д.», — говорит Анастасия Ломаева.
За вклад в операцию по освобождению Крыма, которая проходила весной 1944 года, командующий ВВС Черноморского флота генерал-лейтенант авиации Ермаченков поощрил 25 человек, трудившихся в 20-х стационарных мастерских. Давид Симонов в этом списке числится под номером 22.

Мессершмитт для Героя Советского Союза?
Проследить судьбу Симоновского Мессершмитта пока не представляется возможным. Однако косвенные данные позволяют предположить, что на этой «советско-немецкой» машине летал прославленный летчик, Герой Советского Союза Николай Краснов.
Судьбы Симонова и Краснова переплелись удивительным образом. В 1941 году в Перми, на четвертый день войны будущий советский ас выступал на митинге: «Моя жизнь принадлежит Родине, и за её честь и свободу я буду бороться с коварным врагом до полной победы, не жалея ни своих сил, ни самой жизни».
Как раз в это время в Перми красноармеец Симонов учился на авиамеханика, поэтому вполне мог присутствовать на том самом митинге. Точное место проведения митинга неизвестно, но точно известно, что опытный к тому времени летчик Краснов уходил на фронт добровольцем. Он уже успел отслужить к 1941 году срочную службу и работал до последнего времени в гражданской авиации летчиком-испытателем. В связи с этим вряд ли можно себе представить лучшего в небольшом городе Пермь (этот город тогда носил название Молотов) места для митинга, чем Молотовское военно-морское авиационное училище.
В годы Великой Отечественной войны Николай Федорович Краснов часто вылетал на свободную «охоту» в составе группы самых опытных летчиков. В официальной биографии советского летчика-аса говорится, что «не раз, выполняя задания командования на трофейных «Мессершмиттах», он наводил страх на вражеские войска». Одним из таких «трофейников» и мог быть самолет механика Симонова, историкам Великой Отечественной войны еще предстоит это выяснить.

Теперь так не умеют
В эксклюзивном интервью телеканалу «Звезда» о том, насколько трудно было сержанту Симонову выполнить задание командования: собрать из подручных средств Мессершмитт 109, рассказал реставратор военной техники, авиационный инженер Олег Лейко: «Чтобы всем было понятно, что это за адский труд, скажу только, что я собирал Мессершмитт 109 при наличии современного оборудования, целых … 6 лет».
Реставратор хотел подарить собранный им немецкий истребитель музею на Поклонной горе, но его, почему-то, не взяли, теперь на самый известный вражеский самолет можно посмотреть в частном музее техники Вадима Задорожного. 
По мнению эксперта в области военной техники времен Великой Отечественной войны Олега Лейко, военному механику Симонову пришлось немало повозиться с фюзеляжем: «Самолет этот клепаный, и в задней его части фюзеляж представляет собой конструкцию толщиной 0,8 мм, это фактически фольга, которая очень хитрым способом превращается в жесткий окон, который не разрушается при полете. Немцы в годы войны тоже ремонтировали Мессершмитты, и в случае даже маленькой трещины или пробоины вырезали очень большой кусок, чтобы сохранить геометрию конструкции. Они ставили заплатку с «подсечкой», чтобы воздух в полете не воздействовал на машину разрушительно», — говорит Лейко.
Самым трудным для рядового механика, каким и был Давид Симонов, Олег Лейко считает стало соединение электропроводки и трубопроводов: «Когда мы восстанавливали знаменитый По-2, наш специалист по электрике 3 дня ходил вокруг этого самолета и придумывал, что с чем соединить. Так вот По-2 по сравнению с Мессершмиттом 109 — это как первая модель Жигулей в сравнении с современным суперкаром, — электрики в разы больше», — говорит инженер.
Справиться с такой сложнейшей задачей, по мнению реставратора военной техники, Давиду Ароновичу Симонову помогло знание идиша — между этим и немецким языком есть много общего: «Наверняка в распоряжении Симонова была брошюрка, которую поисковики находили почти в каждом немецком самолете, в которой доходчиво, с рисунками и пояснениями (мы ее прозвали комиксами) говорилось о том, как надо обслуживать самолет. Так вот эта брошюра наверняка помогла нашим механикам в их непростой работе» — предполагет реставратор.
Немало труда, времени и смекалки у фронтовых «Кулибиных» должна была занять и установка двигателя – одна из заключительных операций.
«Двигатель мало того, что нужно правильно подсоединить к проводам и трубопроводам, чтобы на приборной доске отображалась правильная информация, нужно еще и правильно его установить. Двигатель у этой модели Мессершмитта очень хитро висит на двух балках, с целым рядом шарнирных соединений. Достаточно на один только миллиметр ошибиться, и капот не встанет на свое место», — говорит Лейко.
Самому Олегу Лейко восстановить Мессершмитт 109 до конца так и не удалось. Несмотря на то, что внешне самолет выглядит, как новенький, летать он не может. Не удалось починить пробитый насквозь двигатель, не удалось починить систему управления самолетом, и это, не смотря на то, что реставрацией самолета современные «Кулибины» занимались целых 6 лет. У Давида Симонова в 1943 году столько времени не было.

Сайт: http://tvzvezda.ru/news/forces/content/201507101905-t7lj.htm#