Исполнительному Директору
Федерального фонда
социальной и экономической
поддержки отечественной кинематографии
г. Москва
МОТИВАЦИОННОЕ ПИСЬМО
К мысли необходимости создания фильма о событиях далекой Крымской войны (1853-1856 гг.) я пришел анализируя параллели между событиями обороны Севастополя в 1854-1855 гг. XIX в. и последними событиями в Крыму спустя ровно 160 лет, после которых полуостров вернулся в Россию. Крымская война – тема моих многолетних военно-исторических исследований, которые выразились в написании уже на сегодняшний день 7-томного «Исторического очерка Крымской кампании (1854-1856 гг.) Восточной войны (1853-1856 гг.)». Они издаются в севастопольском издательстве и неоднократно входили в число лучших военно-исторических исследований России.
Последней книгой в этом цикле стала посвященная последним дням обороны Севастополя. Это были не просто последние дни обороны — это был симбиоз доблести и самопожертвования в котором жизнь перестала цениться, уступив место чести и стремлению не уступить даром русскую крепость войскам «бывших друзей», а ныне злейших врагов Российской Империи – Англии, Франции и Турции.
Два года назад я начал работу над исторической книгой с одноименным предлагаемому сценарием названием – «Траншея». Год назад я понял, что должен выйти фильм, смысл которого выражается в заданной теме конкурса «Крым в истории России».
Почему? Потому, что в нашей стране с 1946 г. не было снято ни одного фильма об этом историческом периоде. Последний – «Адмирал Нахимов» великого Всеволода Пудовкина, увидевший свет в 1946 г.
К сожалению, этот исторический период со временем превратился в сплошное «белое пятно» отечественной истории и отечественной кинематографии. В 2010 г. мне удалось присутствовать в презентации английскими кинематографистами проекта художественного фильма «Золото Англии», который должен был показать «подвиг английского солдата в Крыму в 1854-1856 гг. Особенно поразило стремление «бывших соотечественников из Украины» содействовать реализации этого проекта и их собачья преданность европейским коллегам по цеху.
После 2014 г. стала реальностью возможность опередить их и создать свой, настоящий русский фильм о событиях Крымской войны. Мне кажется, что сейчас этот фильм очень нужен России, ее народу, ее армии, ее молодежи, ее исторической перспективе, будущему.
В событиях Крымской войны и в обороне Севастополя заложен гигантский кинематографический потенциал, реализовать который является одной из моих главных задач.
По замыслу стиль фильма: военно-историческая драма, где главный герой, молодой, едва 20-летиний мичман Российского флота, по воле не зависящих от него обстоятельств попадает в эти условия, которые изначально совершенно чужды его психологии.
Это дает возможность понять, что значит Крым для России. Для этого в очень коротком вступлении проводится параллель между событиями сегодняшнего дня и и далеким прошлым.
Основное место действия фильма – Севастополь в последние обороны крепости во время Крымской войны, август-начало сентября 1855 г. Только небольшой эпизод предполагается снять в Санкт-Петербурге.
Атмосфера фильма – предел человеческих возможностей, постоянная опасность и риск ставшие обычным явлением каждого дня. Подавляющая часть действий сконцентрирована в объем одной батареи, одной траншеи.
Этот случай, когда один квадратный метр, но густо политый человеческой кровью, решает судьбу империи. В этом оригинальность фильма и возможность его максимального «историзма»:
При работе над фильмом есть реальная возможность избежать тех военно-исторических «ляпов», которыми, увы, изобилует современная отечественная военно-историческая драма, не взирая на именитость режиссеров. Этого можно будет достичь хотя бы тем, что автор готов предоставить рабочей группе свои исследования, а также обеспечить поддержку военных историков и военных реконструкторов Севастополя и Крыма, направлением деятельности которых является Крымская война.
В фильме не предполагается использование массовых батальных сцен с передвижением войск. Упор должен быть направлен на качество действия относительно небольшого числа действующих лиц в относительно небольшом пространстве, наполненном атмосферой ожесточения противостояния.
По замыслу автора чуть ли не каждый персонаж, находящийся в кадре имеет «свое лицо». Историчность фильма заключается в том, что почти каждое действующее лицо имеет свой исторический прототип или близко к таковому. Само событие, легшие в основу сценария,, проистекает из исторического события, случившегося в последний день обороны Севастополя.
Историчным должно быть все: речь героев, их поведение, взаимоотношения. Интерьер батареи и траншеи воссоздается по реальным фотографиям и продумывается до мелочей, равно как и костюмы всех без исключения действующих лиц: как военных персонажей, так и гражданских.
При качественном подборе команды для работы над фильмом, он в определенной степени может стать сенсацией.
Сергей Викторович Ченнык,
главный редактор военно-исторического журнала «Military Крым»
Республика Крым
Симферополь
+7 978 769 38 06