Military Crimea

1768

Подполковник И.С. Любимов (1942 г.)

1767
1736

Орден Ушакова 2-й ст. Полковник И.С. Любимов награжден орденом №16. 

1771

Генерал-майор авиации И. С. Любимов

С.Ченнык (Симферополь)

«Крымский Маресьев». В память и дню рождения генерал-майора авиации Ивана Степановича Любимова   

Эти советские летчики воевали в Великой Отечественной войне без ног. Они отказались считать себя инвалидами и, вернувшись в строй, стали Героями Советского Союза.

Потерять ноги для летчика во время Второй мировой войны могло означать только одно — списание на землю и необходимость забыть о небе навсегда. Но находились люди, которые, оказавшись в такой ситуации, шли наперекор судьбе и вновь добивались права сесть за штурвал военного самолета.

В истории русской авиации известны примеры беспримерного мужества и героизма лётчиков, которые потеряли в бою ноги, но смогли вернуться в строй благодаря своей настойчивости и верности делу, которое стало смыслом и стержнем их жизни. До наших дней сохранились свидетельства о двух лётчиках времён Первой мировой войны (1914-1918 гг.): это Александр Прокофьев-Северский и Юрий Гильшер. Их судьбы удивительным образом переплелись: они стали легендой ещё при жизни.

Когда в 1914 году при военно-морском флоте России начали создавать первые авиагруппы, молодой офицер Александр Прокофьев-Северский записался в пилоты. Летом 1915 года в его аэроплане сдетонировала бомба – самолёт разрушился, а лётчик потерял ногу. Но не потерял желания летать. Добившись именного повеления императора Николая II, он вернулся в строй и воевал до середины 1917-го, приняв участие в 57 воздушных боях.

Под стать ему был корнет Юрий Гильшер, получивший в 1916 году травму при падении самолёта. Из-за угрозы гангрены ему ампутировали левую ногу, но он вернулся в отряд истребителей. И даже возглавил его. Погиб лётчик в воздушном бою в июле 1917-го.

В СССР в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) же их было несколько летчиков без ног, наиболее известным из которых стал Алексей Маресьев.

В октябре 1941 г. в воздушном бою летчик Черноморского флота капитан Иван Любимов был тяжело ранен, лишился ступни левой ноги. После лечения добился разрешения летать с протезом. К сентябрю 1943 провел 21 бой, лично сбив 8 самолетов противника. В 1944 г. ему было присвоено звание Героя Советского Союза

Иван Степанович Любимов родился 25 марта 1909 г. в Киеве в семье рабочего. Окончил сельскую школу, батрачил. Затем работал слесарем на Глушковской суконной фабрике и на заводе «Серп и молот» в Харькове. В 1932 году окончил 2 курса Харьковского техникума связи.

С апреля 1932 года на службе в Красной Армии. В августе 1933 года окончил 9-ю военную школу лётчиков и летнабов в Харькове. С августа 1933 года служил в ВВС Черноморского флота: пилот, с ноября 1934 года — младший лётчик 24-й истребительной авиационной эскадрильи (Евпатория); с апреля 1938 года — командир звена, с ноября 1939 года — начальник штаба эскадрильи 32-го истребительного авиационного полка ВВС ВМФ.

С июня 1940 года — начальник штаба эскадрильи 8-го истребительного авиационного полка ВВС ВМФ, в августе 1940 года вернулся в 32-й истребительный авиаполк командиром эскадрильи, которая дислоцировалась в Евпатории.

Уже в первый день Великой Отечественной войны 22 июня 1941 года на истребителе И-16 поднялся в воздух для отражения налёта немецкой авиации на Севастополь. Там же над Севастополем 31 августа 1941 года капитан Любимов одержал свою первую победу, сбив бомбардировщик Хе-111.

«В конце августа летчики нашей 5-й эскадрильи начали осваивать новую технику – истребители Як-1, – вспоминал бывший авиамеханник Макаров. – В основном это были молодые ребята, недавно окончившие летные училища. Командовал ими капитан Любимов. В его эскадрилье я начал работать еще перед войной».

К 25 сентября совершил 115 боевых вылетов с налётом в 140 часов, а к началу октября 1941 года одержал 4 личных и 1 групповую победы. 9 октября 1941 года сбит и тяжело ранен в воздушном бою над Перекопским перешейком, с огромным трудом сумел посадить свой истребитель Як-1 в степи, но немецкие лётчики продолжали добивать его уже на земле после его вынужденной посадки.

9 октября 1941 года Любимов, Авдеев и еще несколько истребителей прикрывали группу советских бомбардировщиков. Те, отработав по вражескому аэродрому, возвращались домой. По дороге на хвост сели «Мессершмитты», силы были неравны – 1 к 5.

«Любимов услышал сухой треск у правого борта кабины, второй с короткой вспышкой – за приборной доской, у мотора. Обожгло ногу, ударило мелкими осколками стекла в лицо, – пишет Авдеев. – Две вспышки, два попадания в самолет командира. «Запятые» – дымовые штрихи трассы – подбирались к моей машине. Я выскочил вправо и круто полез вверх перехватить противника на выходе из пикирования, но не успел. «Мессершмитты» вышли из атаки раньше, чем удалось развернуться в их сторону, и ушли с принижением на север».

Немцы пытались добить «Як» капитана, но Авдеев принял удар на себя, пошел в лобовую, и они спасовали. Любимов совершил вынужденную посадку. Авдеев рассказал: «Я видел, как комэск выбрался из кабины, отстегнул парашют и направился, прихрамывая, к стоявшей рядом копне. Бензин в моих баках был на пределе, и надо было поспешить домой, чтобы быстрее выслать машину за командиром».

Дважды на Ивана Степановича заходили «мессеры», стреляли по нему, но попадали в подбитый самолет. Любимов приподнялся на руках, пополз и в этот момент увидел, что левой ноги ниже колена нет, из культи била кровь. Перетянув рану ремнем, лег рядом с колесами, туда и забросил ноги, чтобы хоть как-то остановить кровотечение.

На степь опускалась ночь, никто не шел на помощь, капитан провалился в сон. Очнулся от фырканья лошади, в горячке дважды выстрелил из пистолета в воздух, чтоб уж наверняка заметили и спасли.

Бывшего без сознания лётчика обнаружил местный парнишка, который на телеге проезжал мимо и вез овёс в деревню, где находилась санчасть. Поднять командира подросток не смог, не хватило сил, пришлось ехать за подмогой.

Ивана Степановича отправили в госпиталь в Севастополь. Врачи сказали, что правую ногу попытаются спасти, а левой нет совсем. Но Любимов твёрдо решил восстановиться и вернуться в полк.

Лечился он десять месяцев, из осаждённого города русских моряков его вывозили на эсминце. В госпитале Иван Степанович тренировался: для начала научился ходить на костылях, по утрам обязательно делал зарядку со специальными упражнениями. Позже ему приладили протез, и он стал заниматься ещё больше, наматывал километры на велосипеде, каждый день помногу ходил пешком, пытался даже танцевать. И никто не мог даже заподозрить, как ему больно.

Врачи вынесли вердикт, что летать Любимов точно не сможет, и выдали заключение — к службе не годен. Но он решил иначе: просто выкинул документ и приехал в свой полк. Летать пришлось учиться заново. Друзья-однополчане переживали за него, сможет ли? Механики даже приспособили педали управления на истребителе под Ивана. Он смог, и уже вскоре все стали узнавать его лётный почерк. Вопреки всему он вернулся в строй.

Когда Любимов проходил лечение, подразделение истребителей перебазировалось на Северный Кавказ, части располагались в Анапе и Лазаревском. Боевой задачей лётчиков было прикрывать три военно-морских базы: Тамань, Новороссийск и Туапсе.

Однако после длительного лечения Иван Любимов добился возвращения в строй и освоил полёты с протезом. В июле 1942 года вернулся в «родной» 32-й истребительный авиаполк ВВС Черноморского флота, продолжил боевые вылеты. После гибели командира полка майора А.З. Павлова в октябре 1942 года назначен командиром полка.

В родную часть он вернулся с орденом Ленина на груди, полученным за крымские бои, и протезами вместо ног. Но как управлять самолётом с протезом? Не так — то легко и здоровому лётчику после большого перерыва получить допуск на боевой вылет. Иван не жалел себя. Он добился того, что стал ежедневно ходить пешком не менее 10 километров. На ночь присыпал стрептоцидом стёртую в кровь тонкую кожицу едва зарубцевавшейся раны. Вскоре начал заново осваивать велосипед. Не раз подводил его протез, срываясь с педалей. Но, поднявшись с земли, Любимов снова садился за руль. В конце концов он научился управлять велосипедом достаточно хорошо. Это был первый шаг к возвращению в небо.

Следующий экзамен — полёт на учебном самолёте. Любимов также успешно его выдержал. Сначала с инструктором, а затем и самостоятельно. И вот настал день, когда он сел за штурвал боевого истребителя.

Механики полевой мастерской педали управления в истребителе они приспособили «под Любимова».

За отличное выполнение заданий командования и массовый героизм личного состава 31 мая 1943 года полку было присвоено гвардейское звание, и он получил наименование 11-й гвардейский истребительный авиационный полк ВВС ВМФ. За отличия в боях досрочно получил очередные воинские звания майор (в марте 1942 года) и подполковник (в октябре того же года).

К сентябрю 1943 года командир 11-го гвардейского истребительного авиационного полка (1-я минно-торпедная авиационная дивизия ВВС ВМФ, ВВС Черноморского флота) гвардии подполковник И. С. Любимов совершил 109 боевых вылетов, провёл 21 воздушный бой, в которых сбил лично 5 и в составе пары 2 самолёта противника (в наградном листе говорится о 8 лично сбитых самолётах).

Указом Президиума Верховного Совета СССР «О присвоении звания Героя Советского Союза офицерскому, старшинскому и рядовому составу Военно-Морского флота» от 22 января 1944 года за «образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство» удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 2893). Кроме того, за боевые заслуги Иван Степанович награжден 17 наградами: двумя орденами Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденом Ушакова II степени, орденом Красной Звезды, орденом Британской империи IV степени, орденом Отечественной войны I степени и восемью медалями.

С октября 1943 года — командир 4-й истребительной авиационной дивизии ВВС Черноморского флота. В последний год войны сражался на истребителе Р-39 «Аэрокобра».

После завершения боевых действий на Чёрном море в октябре 1944 года направлен на учёбу на Высшие авиационные академические курсы при Военно-морской академии имени К.Е. Ворошилова. За годы войны выполнил 174 боевых вылета, провёл около 60 воздушных боёв, сбил 6 самолётов противника лично и 2 в паре (в последнем наградном листе говорится о 9 победах).

После окончания курсов в мае 1945 года вернулся к командованию 4-й истребительной авиадивизии ВВС Черноморского флота, командовал ею по декабрь 1948 года. В январе 1950 года окончил авиационный факультет Высшей военной академии имени К.Е. Ворошилова. С января 1951 года — председатель квалификационной комиссии авиации ВМС СССР.

С июля 1951 года — начальник ПВО — командующий Приморским районом ПВО Черноморского флота. С января 1953 года — начальник ПВО Черноморского флота — заместитель командующего ВВС Черноморского флота. С января 1955 года — старший преподаватель кафедры ВВС флота в Высшей военной академии имени К. Е. Ворошилова (с 1958 года — Военная академия Генерального штаба). В феврале 1973 года генерал-майор авиации И. С. Любимов уволен в отставку.

Жил в Москве. Умер 26 декабря 2000 года в Москве на 92-м году жизни. Похоронен на Кунцевском кладбище. Его имя запечатлено на аллее Героев Советского Союза в Туапсе, в честь него названа школа. Его именем назван посёлок Любимовка в черте Севастополя.