Military Crimea

К.Стрельбицкий (Москва)

Транспортная деятельность самолетов Московской авиационной группы особого назначения по снабжению и эвакуации осажденного Севастополя в июне 1942 года

(хроника и статистика)

Вниманию читателей «Military Крым» предлагается справочный материал, посвящённый одной из малоизвестных страниц героической обороны Севастополя 1941 – 1942 годов. Речь идёт об участии в ней в конце июня 1942 года лётчиков Московской авиационной группы особого назначения (МАГОН) – приданного ВВС РККА специального соединения транспортных самолётов Главного управления Гражданского воздушного флота СССР (ГУ ГВФ).
Нельзя сказать, что данный вопрос вообще никак не освещался в специальной отечественной военно-исторической литературе. Однако, на наш взгляд, изложение его до сих пор было весьма поверхностным и во многом неточным, что имеет своё очевидное объяснение. Дело в том, что до нас, к сожалению, ни один исследователь не использовал полный корпус оперативных документов МАГОН лета 1942 года, находящихся в практически неизвестном даже специалистам по истории отечественной авиации архивохранилище бывшего ГУ ГВФ СССР в Москве.
Объём содержащейся в этих документах фактической информации по данному вопросу столь велик, что предлагаемый нами вниманию читателей «Military Крым» справочный материал может считаться лишь своего рода краткой справкой. Она разделена нами на 10 частей – по числу лётных дней (точнее – ночей) в конце июня 1942-го, когда самолёты МАГОН действовали «по Севастополю». В каждой из этих частей указывается количество вылетевших в осаждённый город с аэродромов «Краснодар-Центральный» и «Кореневская» самолётов ПС-84 (1) с указанием их бортовых номеров (2) и фамилий командиров экипажей, количество машин, вернувшихся с маршрута и долетевших до цели, объём и номенклатура доставленных ими в Севастополь грузов (3), а также количество личного состава, вывезенного обратными рейсами на «Большую землю».

21/22 июня:
В Севастополь вылетело 6 самолётов ПС-84: №№ Л3490 (Червяков), Л3912 (Любимов), Л3947 (Колесников), Л3959 (Ильченко), Л3991 (Моисеев), Л3996 (Скрыльников).
Самолёт Л3991 вернулся назад «из-за потери ориентировки», а 5 оставшихся ПС-84 доставили в Севастополь 8.937 кг грузов: 3.626 кг снарядов (88 шт. 122-мм обр. 1938 г., 64 шт. 76-мм обр. 1931 г.) и 5.311 кг сухарей.
Обратно 5 самолётами было вывезено 56 человек: 2 раненых и 54 пассажира (лётный состав 3 ОАГ (4).

22/23 июня:
В Севастополь вылетело 12 самолётов ПС-84: №№ Л3445 (Кошевич), Л3490 (Червяков), Л3493 (Гопштейн), Л3909 (Грушевский), Л3912 (Любимов), Л3947 (Колесников), Л3959 (Ильченко), Л3966 (Бибиков), Л3974 (Шутов), Л3976 (Неронов), Л3988 (Смирнов), Л3996 (Скрыльников).
Самолёт Л3959 вернулся назад из-за «отказа материальной части — отсоединение тяги высотного коллектора на левом моторе», а 11 оставшихся ПС-84 доставили в Севастополь (Л 3493 и Л3909 — со сбрасыванием на парашютах, 9 других – с посадкой) 19.933 кг грузов: 19.835 кг снарядов (150 шт. 152-мм обр. 1937 г., 52 шт. 122-мм обр. 1938 г., 92 шт. 107-мм обр. 1910/30 гг., 164 шт. 76-мм обр. 1931 г.) и 98 кг шоколада.
Обратно 9 самолётами было вывезено 800 кг груза и 164 человека: 130 раненых и 34 пассажира (из них 17 человек лётного состава 3 ОАГ).

23/24.06.1942:
В Севастополь вылетело 12 ПС-84: №№ Л3445 (Кошевич), Л3490 (Червяков), Л3493 (Гопштейн), Л3912 (Любимов), Л3947 (Колесников), Л3965 (Пономаренко), Л3966 (Бибиков), Л3974 (Шутов), Л3976 (Неронов), Л3988 (Смирнов), Л3996 (Скрыльников), Л3997 (Шашин).
5 самолётов (Л3445, Л3490, Л3493, Л3996, Л3997) вернулись назад «согласно приказа командования авиагруппы» из-за сложившихся «по всему маршруту у цели и в районе её плохих метеорологических условий» — «сильные грозовые образования», «не смогли пробить грозовой фронт», а 7 оставшихся ПС-84 доставили в Севастополь (Л3965 — со сбрасыванием на парашютах, 6 других – с посадкой) 12.682 кг снарядов — 100 шт. 152-мм обр. 1937 г., 110 шт. 107-мм обр. 1910/30 гг.
Обратно 6 самолётами было вывезено 124 человека: 91 раненый и 33 пассажира (из них 24 человека лётного состава 3 ОАГ).

24/25.06.1942:
В Севастополь вылетело 13 ПС-84: №№ Л3445 (Кошевич), Л3465 (Полосухин), Л3490 (Червяков), Л3493 (Гопштейн), Л3912 (Любимов), Л3947 (Колесников), Л3954 (Кварталов), Л3965 (Пономаренко), Л3974 (Шутов), Л3976 (Неронов), Л3988 (Смирнов), Л3996 (Скрыльников), Л3998 (Куликов).
2 самолёта вернулись назад (Л3947 «из-за потери ориентировки» и Л3996 «из-за неисправности материальной части — тряска, перегрев и отказ правого мотора»), а 11 оставшихся ПС-84 доставили в Севастополь (Л3465 со сбрасыванием на парашютах, 10 других – с посадкой) 1 пассажира и 19.067 кг снарядов — 198 шт. 152-мм обр. 1937 г., 69 шт. 107-мм обр. 1910/30 гг., 165 шт. 76-мм обр. 1938 г., 60 шт. 76-мм обр. 1931 г.
Обратно 10 самолётами было вывезено 600 кг груза и 206 человек: 150 раненых (из них 19 — лежачих) и 56 пассажиров (из них 19 человек лётного состава 3 ОАГ).

25/26.06.1942:
В Севастополь вылетело 14 ПС-84: №№ Л3445 (Кошевич), Л3465 (Полосухин), Л3490 (Червяков), Л3493 (Гопштейн), Л3912 (Бибиков), Л3947 (Колесников), Л3954 (Кварталов), Л3965 (Пономаренко), Л3974 (Шутов), Л3976 (Неронов), Л3988 (Смирнов), Л3996 (Скрыльников), Л3997 (Шашин), Л3998 (Куликов).
1 самолёт (Л3490) вернулся назад из-за «неисправности материальной части» — «периодическое обрезание моторов из-за некондиционности горючего», а 13 оставшихся ПС-84 доставили в Севастополь 1 пассажира и 22.910 кг грузов: 240 шт. 7,62-мм винтовок и 444 снаряда — 104 шт. 152-мм обр. 1937 г., 180 шт. 122-мм обр. 1910/30 гг., 160 шт. 85-мм обр. 1938 г.
Обратно 11 самолётами (без Л3965 и Л3998, улетевших пустыми «за отсутствием раненых» (5)) было вывезено 800 кг груза и 223 человека: 174 раненых и 49 пассажиров (из них 46 человек лётного состава 3 ОАГ).

26/27.06.1942:
В Севастополь вылетело 15 ПС-84: №№ Л3445 (Кошевич), Л3465 (Полосухин), Л3475 (Русаков), Л3490 (Червяков), Л3493 (Гопштейн), Л3912 (Любимов), Л3947 (Колесников), Л3954 (Кварталов), Л3965 (Пономаренко), Л3974 (Шутов), Л3976 (Неронов), Л3988 (Смирнов), Л3996 (Скрыльников), Л3997 (Шашин), Л3998 (Куликов).
Все 15 машин доставили в Севастополь 29.741 кг грузов: 260 шт. 7,62-мм винтовок и 2.393 снаряда — 22 шт. 152-мм обр. 1937 г., 30 шт. 152-мм обр. 1909/30 гг., 204 шт. 122-мм обр. 1910/30 гг., 172 шт. 85-мм обр. 1938 г., 270 шт. 76-мм обр. 1902/30 гг., 372 шт. 76-мм обр. 1931 г., 1.320 шт. 45-мм обр. 1932/34 гг.
Обратно 15 самолётами было вывезено 2.500 кг груза и 295 человек: 249 раненых и 46 пассажиров (все — лётно-технический состав 3 ОАГ, из них 28 — лётчики).

27/28.06.1942:
В Севастополь вылетело 15 ПС-84: №№ Л3445 (Кошевич), Л3465 (Полосухин), Л3475 (Русаков), Л3493 (Гопштейн), Л3912 (Любимов), Л3947 (Колесников), Л3954 (Кварталов), Л3965 (Пономаренко), Л3966 (Бибиков), Л3974 (Шутов), Л3976 (Неронов), Л3988 (Смирнов), Л3996 (Скрыльников), Л3997 (Шанин), Л3998 (Куликов).
Все 15 машин доставили в Севастополь 28.380 кг снарядов — 60 шт. 152-мм 1909/30 гг., 248 шт. 122-мм обр. 1910/30 гг., 288 шт. 85-мм обр. 1938 г., 473 шт. 76-мм обр. 1938 г., 258 шт. 76-мм обр. 1931 г., 1.700 шт. 45-мм обр. 1932/34 гг.
Обратно 15 самолётами было вывезено 350 кг груза и 338 человек: 326 раненых и 12 пассажиров.

28/29.06.1942:
В Севастополь вылетело 14 ПС-84: №№ Л3445 (Кошевич), Л3465 (Полосухин), Л3475 (Русаков), Л3490 (Червяков), Л3493 (Гопштейн), Л3912 (Любимов), Л3947 (Колесников), Л3954 (Кварталов), Л3966 (Бибиков), Л3974 (Шутов), Л3976 (Неронов), Л3991 (Моисеев), Л3997 (Шанин), Л3998 (Куликов).
Все 14 машин доставили в Севастополь 27.017 кг грузов: 25.024 кг снарядов (45 шт. 152-мм обр. 1937 г., 68 шт. 152-мм обр. 1909/30 гг., 288 шт. 122-мм обр. 1910/30 гг., 340 шт. 85-мм обр. 1938 г., 190 шт. 76-мм обр. 1938 г., 16 шт. 76-мм обр. 1931 г.) и 1.794 кг продовольствия (600 кг сгущённого молока, 554 кг сушёного мяса, 241 кг сухарей, 200 кг фруктов, 199 кг шоколада).
Обратно 13 самолётами (без Л3997, вышедшего из строя при посадке и оставленного в Севастополе) было вывезено 1.280 кг груза и 293 человека: 250 раненых и 43 пассажира (из них 41 лётчик ОАГ).

29/30.06.1942:
В Севастополь вылетело 16 ПС-84: №№ Л3437 (Мосалёв), Л3445 (Кошевич), Л3465 (Полосухин), Л3475 (Русаков), Л3490 (Червяков), Л3912 (Любимов), Л3947 (Колесников), Л3954 (Кварталов), Л3965 (Пономаренко), Л3966 (Бибиков), Л3974 (Шутов), Л3976 (Неронов), Л3988 (Смирнов), Л3991 (Моисеев), Л3996 (Скрыльников), Л3998 (Куликов).
Самолёт Л3465 вернулся назад «из-за тряски правого мотора», а 15 оставшихся ПС-84 доставили в Севастополь (Л3437, Л3475, Л3954, Л3490, Л3988 — со сбрасыванием с парашютами, 10 – с посадкой) 4 пассажиров (ремонтная бригада для самолёта Л3997 — см. выше) и 28.273 кг груза: 26.550 кг снарядов (28 шт. 152-мм обр. 1937 г., 56 шт. 122-мм обр. 1938 г., 99 шт. 122-мм обр. 1910/30 гг., 55 шт. 122-мм обр. 1931 г., 213 шт. 107-мм обр. 1910/30 гг., 272 шт. 85-мм обр. 1938 г., 365 шт. 76-мм обр. 1938 г., 26 шт. 76-мм обр. 1931 г.) и 1.723 кг продовольствия (408 кг сгущённого молока, по 400 кг сухого молока и яичного порошка, 200 кг сала-шпиг, 195 кг шоколада, 120 кг сухарей).
Обратно 9 самолётами (без Л3912, который «загрузку с Севастополя не взял ввиду тряски правого мотора») было вывезено 3.250 кг груза и 199 человек: 10 раненых и 189 пассажиров (из них 110 человек лётно-технического состава 3 ОАГ).

30.06./01.07.1942:
В Севастополь вылетело 15 ПС-84: №№ Л3437 (Мосалёв), Л3445 (Кошевич), Л3465 (Полосухин), Л3475 (Русаков), Л3490 (Червяков), Л3493 (Гопштейн), Л3912 (Любимов), Л3965 (Пономаренко), Л3966 (Бибиков), Л3974 (Шутов), Л3976 (Неронов), Л3988 (Смирнов), Л3990 (Осадчиев), Л3996 (Скрыльников), Л3998 (Куликов).
2 самолёта (Л3437, Л3490) вернулись назад «вследствии ненахождения цели», ещё 1 (Л3465) «не обнаружил цели в виду отсутствия к моменту его прилёта световых сигналов на цели», а 12 оставшихся ПС-84 доставили в Севастополь 1 пассажира и 25.435 кг груза: 23.714 кг снарядов (50 шт. 152-мм обр. 1909/30 гг., 74 шт. 122-мм обр. 1931 г., 90 шт. 122 мм обр. 1910/30 гг., 34 шт. 107-мм обр. 1910/30 гг., 208 шт. 85-мм обр. 1938 г., 30 шт. 76-мм обр. 1927 г., 150 шт. обр. 1902/30 гг., 156 шт. 76-мм обр. 1931 г.) и 1.721 кг продовольствия (822 кг сухарей, 500 кг «фрикадонов» (6), 200 кг сала-шпиг, 199 кг шоколада).
Обратно 12 самолётами было вывезено 3.490 кг груза и 251 человек: 29 раненых и 222 пассажира (7).

Подведём некоторые итоги вышесказанному.
Всего за 10 лётных дней лётчики ОМАГ совершили 132 самолёто-вылета из Краснодара в Севастополь. При этом до цели дошло 118 машин (в целом), из которых 9 произвели сбрасывание грузов на парашютах, а остальные 109 произвели там посадку. Всего они доставили туда 7 пассажиров и 222.176 кг грузов, в том числе:
— 9.955 шт. (211.529 кг) снарядов для орудий следующих систем: для 152-мм пушек-гаубиц образца 1937 г. — 647 шт., для 152-мм пушек-гаубиц образца 1909/1930 гг. — 208 шт., для 122-мм гаубиц образца 1938 г. — 196 шт., для 122-мм гаубиц образца 1910/1930 гг. — 1.109 шт., для 122-мм пушек образца 1931 г. — 129 шт., для 107-мм пушек образца 1910/1930 гг. — 518 шт., для 85-мм зенитных пушек образца 1938 г. — 1.404 шт., для 76-мм полковых пушек образца 1927 г. — 30 шт., для 76-мм дивизионных пушек образца 1902/1930 гг. — 420 шт., для 76-мм горных пушек образца 1938 г. — 1.158 шт., для 76-мм зенитных пушек образца 1931 г. — 1.116 шт., для 45-мм противотанковых пушек образца 1932/1934 гг. — 3.020 шт.,
— 500 шт. 7,62-мм винтовок;
— 10.647 кг продовольствия: 6.494 кг сухарей, 1.008 кг сгущённого молока, 691 кг шоколада, 554 кг сушёного мяса, 500 кг «фрикадонов» (6), по 400 кг сухого молока, яичного порошка и сала-шпиг, 200 кг фруктов.
Обратно 105 машин вывезли в целом 2.149 человек (в том числе — 1.411 раненых и 738 пассажиров (из них не менее 229 человек лётного и 128 лётно-технического состава 3 ОАГ) и 13.070 кг грузов (в том числе — не менее 408 парашютов).
В результате этих действий всего лётчиками ОМАГ было перевезено в Севастополь и вывезено оттуда в Краснодар 235.246 кг грузов и 2.156 человек.
Таким образом, в среднем за один результативный полёт в Севастополь одним самолётом ПС-84 доставлялось туда 1.883 кг груза (в том числе — 1.793 кг боеприпасов и 90 кг продовольствия), а оттуда в Краснодар вывозилось 18 человек (в том числе — 12 раненых и 6 пассажиров) и 111 кг груза. При этом максимальное количество груза для Севастополя за один полёт — по 2.210 кг — доставили 28 июня экипажи 2 самолётов ПС-84 1-й авиационной эскадрилии ОМАГ — Л3974 (командир корабля — Василий Иванович Шутов) и Л3976 (Иван Егорович Неронов), а максимальное число людей — 31 человек (при норме в 20!) — из Севастополя на «Большую землю» вывез 29 июня экипаж самолёта ПС-84 2-й эскадрилии ОМАГ Л3954 (Сидор Егорович Кварталов).
Указанные выше 132 самолёто-вылета в Севастополь совершила 21 машина ОМАГ с бортовыми номерами Л3437 (2 вылета), Л3445 (9), Л3465 (7), Л3475 (5), Л3490 (9), Л3493 (8), Л3909 (1), Л3912 (10), Л3947 (9), Л3954 (6), Л3959 (2), Л3965 (7), Л3966 (6), Л3974 (9), Л3976 (9), Л3988 (8), Л3990 (1), Л3991 (3), Л3996(9), Л3997 (5), Л3998 (7). Из 21 перечисленной выше машины ОМАГ «полный цикл» полётов (по маршруту Краснодар — Севастополь — Краснодар с промежуточной посадкой на аэродроме «Херсонесский Маяк») выполнило 19 самолётов ПС-84 (без Л3437 и Л3909): все 10 полётов — Л3912, по 9 — Л3974, Л3976, по 8 — Л3445, Л3947, по 7 — Л3988, Л3996, по 6 — Л3493, Л3966, Л3998, по 5 — Л3490, Л3954, Л3965, 4 — Л3465, 3 — Л3997, 2 — Л3991, по 1 — Л3475, Л3959, Л3990.
Экипаж самолёта ПС-84 № Л3912 из состава 3-й авиационной эскадрилии ОМАГ во главе с командиром корабля лейтенантом Василием Васильевичем Любимовым (8) летал каждый из 10 дней полётов по полному циклу. За 10 полётов в Севастополь он доставил туда 17.122 кг грузов, за 10 обратных (9) — 83 раненых, 62 пассажира и 1.515 кг груза, то есть всего перевёз 18.637 кг грузов и 145 человек. Лейтенант В.В.Любимов был награждён орденом Красного Знамени, государственные награды получили и другие члены экипажа самолёта Л3912.

Примечания:
1 – В литературе эти самолёты именуются также «Дугласами» (слэнговое название) или Ли-2 (это условное обозначение появилось позднее), но в Севастополь в конце июня 1942 года летали именно ПС-84.
2 – В тогдашних бортовых обозначениях транспортных самолётов ГУ ГВФ за литерой «Л» сразу же, слитно следовал четырёхзначный порядковый номер.
3 – Для краткости справок при обозначении номенклатуры боеприпасов применяются сокращения: так, например, «122-мм снаряд обр. 1938 г.» обозначает, что речь идёт о снаряде для 122-мм гаубицы образца 1938 года и т.п.
4 – 3 ОАГ – 3-я особая авиационная группа ВВС Черноморского флота.
5 – По подсчётам автора, произведённым им по тогдашним ежедневным санитарным сводкам Севастопольского оборонительного района, по состоянию на 25 июня в Севастополе неэвакуированными оставалось раненых и больных 9.939 человек!
6 – Так в оригинале отчётного документа.
7 – В числе вывезенных в этот день из Севастополя в Краснодар на самолёте Л3996 были, в частности, Командующий Черноморским флотом и войсками Севастопольского оборонительного района вице-адмирал Ф.С.Октябрьский, Член Военного Совета флота дивизионный комиссар Н.М.Кулаков, Член Военного Совета Приморской Армии бригадный комиссар М.Г.Кузнецов, Начальник Управления тыла армии интендант 1-го ранга А.П.Ермилов, заместитель Начальника политического Управления флота бригадный комиссар И.В.Маслов, командир 3 ОАГ полковник Г.Г.Дзюба, начальник штаба 3 ОАГ и комендант аэродрома «Херсонесский Маяк» подполковник В.П.Попов, командиры 25-й и 172-й стрелковых дивизий Приморской армии генерал-майор Т.К.Коломиец и полковник И.А.Ласкин, начальник Особого отдела НКВД Черноморского флота майор госбезопасности Н.Д.Ермолаев и другие.
8 – В одном из этих полётов его подменял другой командир корабля.
9 – Фактически не за 10, а за 9 полётов, так как в одном из них, как уже указывалось выше, самолёт В.В.Любимова «загрузку с Севастополя не взял ввиду тряски правого мотора».