Military Crimea

0843

К.Колонтаев (Севастополь)
Создание и боевые действия парашютных частей спецназа Черноморского флота в 1941 – 1944 годах

Часть 1. Отдельный парашютный отряд военно – воздушных сил Черноморского флота и его участие в Григорьевской морской десантной операции морской пехоты Черноморского флота
Планируя высадку 22 сентября 1941 с моря в тыл осаждающим Одессу румынским войскам, в район села Григорьевка 3-го полка морской пехоты, командование Черноморского флота решило, в ходе этой десантной операции, предпринять, так же и выброску в ближний тыл румынских войск, на тактическую глубину в 10 километров от береговой черты, в район деревни Шицли, небольшого парашютного десанта.
Целью данного воздушного десанта была дезорганизация управления румынских войск, а так же психологическое воздействия на их личный состав, с целью создания среди него панических настроений.
Автором идеи этого воздушного десанта стал тогдашний военный комиссар авиации Черноморского флота — бригадный комиссар Михаил Гаврилович Степаненко (родился в 1906 году – погиб 23 ноября 1941 в Севастополе от разрыва немецкого снаряда).
Личный состав морских парашютистов – спецназовцев набирался по добровольному принципу, из матросов и старшин, проходивших службу в наземном обслуживающем персонале авиационных частей флота, главным образом из 62-й авиационной истребительной бригады.
Поскольку к созданию, и последующей подготовки первого в истории ЧФ парашютного спецназа приступили в большой спешке, примерно за неделю до начала высадки морского десанта, то в этот парашютный отряд, а точнее, по сути, отдельный взвод флотского спецназа успели отобрать всего 23 человека.
Командиром отряда был назначен старшина Анатолий Кузнецов, его заместителем — сержант Мстислав Богданов. С учетом специфики предстоящих действий каждый парашютист – спецназовец был вооружен пистолетом-пулеметом с несколькими запасными магазинами, кинжалом, шестью ручными гранатами. Для диверсий, каждому парашютисту – спецназовцу дополнительно был выдан необходимый мелкий инструмент (кусачки, ножи, «кошки»).
Предполагалось, что все зачисленные в отряд бойцы уже имеют необходимую парашютную подготовку, что на самом деле не соответствовало действительности. На подготовку парашютистов было выделено всего трое суток. За это время успели произвести необходимую экипировку и вооружение, а также элементарную наземную подготовку к прыжку с парашютом, который многие из моряков должны были сделать впервые в жизни. Парашютной подготовкой флотских спецназовцев руководил лично начальник парашютно-десантной службы ВВС Черноморского флота майор Шорин и один из офицеров этой службы — старший лейтенант Захожий, опытный парашютист.
Главное внимание на занятиях уделялось основам общевойсковой тактики, приобретению навыков владения огнестрельным и холодным оружием, отработке приемов рукопашного боя. Личному составу не сообщались истинные цели усиленной подготовки отряда. Считалось, что он готовится для длительных партизанских действий в глубоком тылу врага. В результате, этот столь малочисленный воздушный десант, тем не менее, сыграл весомую роль в успехе высадки морского десанта и выполнения поставленной ему задачи.
За несколько часов, до начала высадки десанта морской пехоты в Григорьевке, поздним вечером 21 сентября 1941, 23 флотских парашютиста – спецназовца погрузились на аэродроме в крымском городе Саки на тихоходный четырехмоторный бомбардировщик ТБ-3 из 18-го транспортного отряда ВВС ЧФ (командир экипажа старший лейтенант С. П. Гаврилов), который после взлета направился в сторону Одессы.
За 30 минут до начала высадки морского десанта, в 1 час 25 минут 22 сентября 1941, когда корабли открыли огонь по берегу в районе высадки у села Григорьевка, самолет с десантниками, находясь на траверзе Куяльницкого лимана под Одессой развернулся в направлении Аджалыкского лимана, и, находясь в воздухе в 4 километрах севернее села Шицли, открыв створки бомболюка приступил к выброске парашютистов в район высоты 57.3, примерно в 10 километрах от побережья.
Данное место выброски воздушного десанта было выбрано весьма удачно – оно находилось в центре пересечения линий связи и путей, выдвижения ближайших к участку высадки морского десанта резервов противника. Это позволяло парашютистам после приземления сразу приступить к выполнению своей задачи без лишних передвижений к месту атаки.
Выброска парашютистов за 30 минут до начала высадки морской пехоты, позволила отвлечь внимание противника от береговой черты, нарушило управление его войсками, а темная ночь и действия парашютистов в нескольких местах одновременно создали у командования 15 – й румынской пехотной дивизии преувеличенное представление о силах и возможностях воздушного десанта.
Поскольку десантную группу собирали в спешном порядке из воинов, имеющих опыт прыжков с парашютом, из различных частей, то на сколачивание подразделения и тренировки не осталось времени. Участники десанта почти не знали друг друга, среди добровольцев оказались даже, и не имеющие опыта парашютных прыжков. Во время высадки десантированию мешал сильный ветер. Всё это затянуло выброску парашютистов. Последнего, двадцать третьего парашютиста летчики не десантировали, так как самолет оказался уже над лиманом.
В результате, всего этого произошло рассеивание парашютистов на большой площади. Несколько десантников угодили в лиман. Есть сведения, о том, что вскоре после этого, местные жители обнаружили и похоронили поднятых из лимана парашютистов. Один десантник оказался по другую сторону лимана в районе села Старые Беляры, где был взят румынами в плен.
Ночное время благоприятствовало скрытности выброски десанта и его боевым действиям во вражеском тылу, но затрудняло сбор и действия, разбросанных по местности парашютистов в составе всей группы. В результате некоторым парашютистам пришлось вести боевые действия в одиночку, что привело к значительным потерям среди них: из 22 высадившихся, погибли и пропали без вести 9 человек.
Однако, поскольку при подготовке спецназовцев к десантированию с ними были отработаны различные варианты самостоятельных действий, как в одиночку, так и небольшими группами, то они, оказавшись разбросанными по местности, не растерялись, а определившись на местности, приступили к выполнению боевого задания. При этом темное ночное время благоприятствовало скрытности выброски десанта и созданию паники во вражеском тылу, но затрудняло сбор и действия парашютистов в составе всей группы.
Флотские спецназовцы, оказавшись в тылу 15-й румынской пехотной дивизии, в течение нескольких часов перерезали 5 линий проводной связи, уничтожили вместе с офицерами командный пункт одного из румынских пехотных полков, подорвали гранатами и зарядами взрывчатки несколько минометов и пулеметов, ликвидировали несколько мелких групп румынских солдат и офицеров (в общей сложности около 30 человек), а так же посеяли панику и неразбериху в тылу полков 15-й румынской пехотной дивизии, нарушив тем самым управление ими со стороны штаба этой дивизии. В результате, румынское командование определило количество высадившихся советских парашютистов в несколько сот человек, с танкетками и мотоциклами. Эти румынские данные о советском воздушном десанте содержались в ряде трофейных оперативных документов, захваченных позже советскими войсками.
Все, эти действия парашютистов — спецназовцев привели к срыву выдвижения ряда резервов противника против морского десанта, высадка которого из-за неорганизованного противодействия с берега прошла почти без потерь, а действия его на берегу были успешными. В результате наступлению морского десанта оказывали сопротивлением лишь отдельные разрозненные части противника.
По показаниям пленных румын, в течение всей ночи и раннего утра 22 сентября 1941, командование 15-й румынской дивизии не могло разобраться в обстановке, так как была нарушена связь между частями, а поступавшие сведения были самого противоречивого характера. Румынское командование, не могло понять, откуда атакуют советские части: с моря, воздуха или со стороны Одессы, а главное — какими силами.
После нескольких часов боев и выполнения, поставленных командованием задач, командир парашютной группы старшина Анатолий Кузнецов, его заместитель — сержант Мстислав Богданов и еще 10 десантников: старшина 1-й статьи Василий Чумичев, младший сержант Михаил Баклан, краснофлотцы Федор Воронков, Григорий Елесеев, Алексей Котиков, Петр Королев, Михаил Негреба, Роман Перепелица, Павел Литовченко, вынеся с поля боя тяжело раненного старшего краснофлотца Александра Леонтьева, утром 22 сентября соединились с частями 3 – го полка морской пехоты, а 23 сентября 1941, находясь в составе этого полка, вышли навстречу наступающим сухопутным частям восточного сектора Одесского оборонительного района.
По итогам этой операции краснофлотец Михаил Негреба за подрыв связкой гранат штаба румынского полка был награжден орденом Ленина, остальные, выжившие участники десанта — орденами Красного Знамени.
Вскоре после этого первого в истории Черноморского флота, высадки парашютного десанта и боевого применения спецназа, известный к тому времени советский писатель – маринист Леонид Сергеевич Соболев написал и опубликовал документальный рассказ «Батальон четверых», посвященный этому событию.
Это литературное произведение, художественно и вместе с тем реалистично отразило атмосферу времени и принципы отбора бойцов в тот парашютный десант: «Две недели назад в Севастополе формировался отряд добровольцев-парашютистов. Ни Королев, ни Негреба не могли, понятно, упустить такого случая, и оба на вопрос, прыгали ли они раньше, гордо ответили: «Как же… в аэроклубе – семь прыжков». Можно было бы для верности сказать – двадцать, но тогда их сделали бы инструкторами, что, несомненно, было бы неосторожностью; достаточно было и того, что при первой подгонке парашютов обоим пришлось долго ворочать эти странные мешки (как бы критикуя укладку на основании своего опыта) и косить глазом на других, пока оба не присмотрелись, как же надо надевать парашют и подгонять лямки».
Сам автор идеи использования воздушного десанта для обеспечения действий морских пехотинцев бригадный комиссар М. Г. Степаненко, так оценил результаты этой первой флотской воздушно – десантной операции под Одессой: «1. Парашютно-десантная группа задачу выполнила, и свое назначение оправдала. 2. Группу парашютистов в 13 человек используем как основной костяк в создании парашютно-десантных отрядов. 3. На ближайший период ставим задачу о создании более крупной наиболее подготовленной группы. 4. Наиболее эффективным оружием оказалась не винтовка, а граната и пистолет – пулемет. 5. Белый купол парашюта себя демаскирует; необходима покраска парашютов в маскирующий цвет. Каждому бойцу необходимы перевязочные материалы для оказания первой медицинской помощи.7. Крайне необходимо иметь парашютисту кусачки, «кошки», нож и другие мелкие инструменты»

Часть 2. Создание в октябре 1941 года «Отдельной парашютной роты ВВС ЧФ» и ее участие в боях за Севастополь на сухопутном фронте в ноябре 1941 года
Высоко, оценив действия созданного по его замыслу флотского парашютного спецназа, бригадный комиссар М. Г. Степаненко решил предпринять меры к созданию в составе авиации Черноморского флота более крупного постоянного подразделения подобного типа.
С этой целью, по его инициативе командование флотской авиации, используя в качестве кадрового ядра, оставшихся в живых участников воздушного десанта под Одессой, приступило в начале октября 1941 в Севастополе, к формированию «Отдельной парашютной роты ВВС ЧФ»
Сразу после формирования данной части флотского парашютного спецназа, в течении октября 1941, личный состав роты начал усиленно проходить все виды боевой, тактической и специальной подготовки. Однако после того как в конце октября 1941 немецкие войска прорвались в Крым и стали продвигаться по направлению к Севастополю, 1 ноября 1941 года эта рота была включена в состав батальона морской пехоты сформированного ранее из наземного состава авиационных частей флота ( так называемый «батальон ВВС»).
Находясь в составе этого батальона — 3 ноября 1941, бывшая отдельная парашютная рота вступила в боевые действия, в ходе отражения первого немецкого штурма Севастополя. В ходе этих боев личный состав парашютной роты понес большие потери, а немногие, оставшиеся в строю оказались разбросаны по другим частям морской пехоты и дивизиям Приморской армии, оборонявшим Севастополь.

Часть 3. Создание и боевое применение «Парашютной группы особого назначения ВВС ЧФ» в период апреля – июля 1942 года
Однако необходимость иметь в составе флота подразделение воздушно – десантного спецназа осознавалась командованием флота и его военно – воздушных сил, и весной 1942 года в составе ВВС ЧФ был вновь сформирован парашютный спецназ под названием «Парашютная группа особого назначения».
Эта группа, первоначально состояла из 25 парашютистов. Среди них были и почти все из числа оставшихся к этому временив живых участников Одесского воздушного десанта. И в том числе, краснофлотцы М. Негреба, П. Королев, В. Богданов, С. Елисеев, о которых как уже говорилось ранее написал известный документальный рассказ «Батальон четверых» писатель Леонид Соболев.
Первоначально группу готовили для десанта на Сакский аэродром. Операцию отменили, а парашютную группу особого назначения оставили в Севастополе в районе аэродрома на мысе Херсонес для его охраны от возможного немецкого воздушного или морского десанта.
После того как 29 июня 1942, в ходе третьего штурма немецкие войска ворвались в пределы городской черты Севастополя в районе Корабельной стороны, и командование Севастопольского оборонительного района решило эвакуироваться из Севастополя на Северный Кавказ, парашютистов – спецназовцев было решено использовать для непосредственного обеспечения данной эвакуации.
В этот же день 29 июня 1942, по приказанию командования СОР, один из транспортных самолетов типа ПС-84 (Ли — 2) из числа прилетевших с боеприпасами после разгрузки был поставлен в отдельный капонир под строгую охрану парашютистов – спецназовцев. Экипаж этого транспортного самолета находился в постоянной готовности № 1 в самолете, как об этом свидетельствовал один из оставшихся в живых парашютистов старшего сержанта В. Е. Гурин.
30 июня 1942 парашютная группа особого назначения ВВС ЧФ под командованием старшего лейтенанта В. К. Квариани прибыла на 35-ю береговую батарею и здесь была переименована в «Группу особого назначения ЧФ» ( «Группа 017»). Ее численность была доведена до роты за счет личного состава 35-й батареи.
На группу особого назначения были возложены охранные и комендантские обязанности внутри батареи и на Херсонесском аэродроме. А после заседания Военного Совета флота и Приморской армии, принявшего решение о своем убытии на Северный Кавказ посредством самолетов и подводных лодок, перед группой была поставлена задача по охране и сопровождению командиров и ответственных лиц с посадочными талонами на рейдовый причал для посадки на подводные лодки, также осуществлять охрану Херсонесского аэродрома во время прилетов транспортных самолетов и обеспечивать соблюдения порядка при посадке по посадочным талонам, в условиях нахождения там неуправляемой многотысячной вооруженной массы военных и гражданских лиц.
После завершения эвакуации командования СОР, произошло разделение парашютистов — спецназовцев на примерно две равных части. Одна группа парашютистов – спеназовцев, достав вместительную шлюпку, и, погрузив туда провизию, воду, боеприпасы ушла в открытое море, в направлении северокавказского побережья. Другая группа, оставшись на мысе Херсонес, приняла участие в проходивших там, завершающих боях за Севастополь.
Среди оставшихся был и известный всей тогдашней стране благодаря рассказу Леонида Соболева «Батальон четверых» — Михаил Негреба. Во время последних боев на мысе Херсонес он, был своего рода адютантом полкового комиссар Бориса Михайлова, который остался на Херсонесском аэродроме после отлета последнего Ли-2. Борис Михайлов до конца оставался истинным комиссаром, находился там, где было трудно. Возглавляя борьбу оставшихся на Херсонесе, он служил примером бесстрашия и мужества. Негреба, ставший свидетелем его героической гибели в бою, в дальнейшем рассказал о последних минутах жизни комиссара севастопольской авиагруппы ВВС ЧФ.
Другой герой – парашютист израссказа «Батальон четверых» — Алексей Федорович Котиков побывал во многих жарких схватках, получил за время войны 26 ранений, из них четыре тяжелых. Во время последних боев за Севастополь на мысе Херсонес товарищи видели его с гранатами в руках рядом с фашистским танком, который он подбил. Долгие годы его считали погибшим, но потом выяснилось, что, этот герой, к счастью все же остался жив.
В ходе последних боев за Севастополь на мысе Херсонес, оставшимся там парашютистам – спецназовцам пришлось вступать в бой со своими немецкими «коллегами» из 6-й роты 2-го батальона полка спецназа «Бранденбург -800» и спецгруппы «Тамара».
По этому поводу, один из бойцов – парашютистов из группы особого назначения ЧФ Н. Монастырский, позднее отмечал, что 1 и 2 июля 1942 на Херсонесском аэродроме они вылавливали немецких диверсантов в форме матросов, которые подбивали одиночных бойцов стрелять по нашим самолетам, жечь боезапас, когда каждый патрон был на счету.
Другой боец этой группы старший сержант В.Гурин в своих воспоминаниях написал, что после подрыва батареи группы фашистов на шлюпках и катерах высадились на мысе с целью пленить командный состав. Фашисты были одеты в красноармейскую форму и сумели просочиться в район 35-й батареи, при этом внесли панику среди бойцов. Всю ночь шел бой и вылавливались десантники, а утром после рассвета они стали хорошо заметны по своим выхоленным, гладко выбритым и сытым лицам и наглым уверенным взглядам, в результате чего их быстро обнаруживали и вскоре полностью ликвидированы. Их шлюпки и катера захватили счастливчики из бойцов, находившихся поблизости на берегу, которые затем их использовали для попытки самостоятельной эвакуации морем.

Часть 4. Вторичное формирование и боевые действия «Отдельной парашютно – десантной роты ВВС ЧФ» в мае 1942 года
В мае 1942 года начался процесс вторичного формирования «Отдельной парашютно-десантной роты ВВС Черноморского флота».
Состав этой новой части флотского парашютного спецназа был определен в количестве 60 человек. Командиром роты был назначен капитан М.А. Орлов, а его заместителем по политической части стал старший политрук Д.И. Дерябин, который не имел до этого отношения к парашютному делу, но быстро его освоил вместе со своими подчинёнными.
С момента появления приказа о формировании отдельной парашютно-десантной роты в составе ВВС Черноморского флота в мае 1942, подготовке ее личного состава уделялось большое внимание. Заместителем командира роты по парашютно-десантной подготовке был назначен бывший начальник парашютно – десантной службы 40-го авиаполка — капитан А.П. Десятников, один из ветеранов тогдашнего советского парашютного спорта, мастер парашютного спорта СССР. На тот момент он имел на своем личном счету около тысячи парашютных прыжков. Помимо общего руководства воздушно-десантной подготовкой моряков-парашютистов и организации учений и прыжков днем и ночью в условиях, максимально приближенных к боевым, в его обязанности входила, также входила разработка замысла боевой операции подразделения.
Непосредственно парашютно-десантной подготовкой личного состава роты занимался другой ветеран парашютного движения в СССР (более тысячи парашютных прыжков), получивший звание «Мастер парашютного спорта СССР» еще в 1936 году, бывший начальник парашютной службы 5-го гвардейского авиаполка — старший лейтенант А.А. Тарутин.
За строевую, огневую и тактическую подготовку роты отвечал общевойсковой офицер старший лейтенант Г.И. Марущак, характеризовавшийся как всестороннее подготовленный командир, прекрасный строевик, отлично стрелявший из всех видов стрелкового оружия и быстро ориентировавшийся в любой ситуации общевойскового боя.
Подготовка проводилась основательно, без спешки. В период июня — сентября 1942 года моряки изучили материальную часть парашютов и произвели наземную отработку элементов прыжка. После этого каждый из них совершил по 10 — 12 ночных и дневных прыжков с парашютом в полной боевой выкладке. Так как основным транспортным самолетом советской авиации в то время был бывший бомбардировщик типа «ТБ-3», то основное внимание уделялось изучению специфики десантирования именно с него, как через бомболюки, так и непосредственно с крыла самолета.
В ходе боевой и тактической подготовки тщательно отрабатывались действия в тылу противника при уничтожении различных объектов, а также длительные марш-броски по незнакомой горной местности, преодоление различных преград. Особо, отрабатывались методы сбора парашютистов непосредственно после приземления, в момент наибольшей уязвимости любого воздушного десанта.
В снаряжение каждого моряка-парашютиста входили: пистолет-пулемет (типа ППШ или ППД), пистолет ТТ, десантный нож, две ручные гранаты, компас, карманный фонарик и сухой паек надвое суток. Группа прикрытия была также вооружена двумя ручными пулеметами ДП, а каждый десантник диверсионной группы имел, универсальный топорик и несколько зажигательных устройств, смонтированных на основе легких зажигательных авиабомб и предназначавшихся для надежного уничтожения авиатехники противника непосредственно на месте ее стоянки.
Первой боевой операцией этого нового подразделения флотского спецназа стал воздушный десант 23 октября 1942 произведенный на немецкий аэродром близ города Майкоп, с целью уничтожения скопившихся там самолетов противника, складов горюче – смазочных материалов и различных объектов материально – технического обеспечения.
Целью операции являлось лишение немецкого командования основного и наиболее значимого на тот момент преимущества в ожесточенной схватке с советскими войсками — господства в воздухе.
Для непосредственной подготовки к высадке и уничтожению неприятельских самолетов на летном поле из личного состава роты было отобрано 40 человек. После этого они несколько дней, с предназначенных для их десантирования двух самолетов, одного типа ПС — 84 (Ли – 2) и другого типа ТБ – 3, совершали дневные и ночные прыжки на местность, максимально похожую на ту, на которой предстояло выполнять поставленную боевую задачу. Отрабатывались точность приземления с малых высот, а также действия по сбору приземлившихся и организации боя с силами охраны аэродрома противника.
Выполнение разработанного плана операции осложнило непродуманное решение командования по нанесению перед вылетом десанта предварительного бомбового удара по аэродрому в Майкопе. В результате, эта бомбардировка резко активизировала противовоздушную оборону этой немецкой авиабазы. Поэтому, когда транспортные самолеты с парашютистами встали на курс выброски, немецкие зенитчики открыли по ним прицельный огонь из всех имевшихся у них средств.
Если первому самолету (ПС-84) удалось относительно удачно произвести выброску десанта и вернуться на базу, то следовавший за ним огромный четырехмоторный тихоходный ТБ-3 был подожжен и упал на окраине летного поля. Тем не менее, большая часть десантников успела покинуть горящую машин и приземлиться на аэродроме противника, несмотря на то, что некоторым из них приходилось прыгать едва ли не под струями горящего бензина, вытекавшего из пробитых бензобаков гигантского бомбардировщика.
В завязавшемся ночном бою группа прикрытия десанта сумела отвлечь на себя основные силы охраны аэродрома, что позволило диверсионной группе поджечь зажигательными снарядами более десятка самолетов на стоянках.
Вся операция на летном поле заняла несколько минут, после чего десантники стали разрозненными группами прорываться из окружения и отходить в район встречи с партизанами, которая произошла на седьмой день после высадки.
Эвакуация из-за линии фронта десантников была произведена в середине декабря 1942 года при помощи самолетов У-2. Всего из 37 человек десанта на базу смогло вернуться 24. Остальные 13 моряков-парашютистов погибли, как и 2 проводника из числа партизан, а также 7 человек экипажа сбитого ТБ-3.
В результате этой десантной операции на Майкопском аэродроме было уничтожено и повреждено 22 немецких самолета из находившихся на аэродроме 54 машин.
Таким образом, первое применение в бою вновь созданного подразделения парашютного спецназа Черноморского флота было достаточно удачным. Во всяком случае, подобного мнения придерживалось и советское военное командование, когда принимало решение использовать моряков парашютно-десантной роты ВВС ЧФ для обеспечивающих действий в знаменитой операции по освобождению Новороссийска с использованием морского десанта в районах Южная Озерейка и Станичка 4 февраля 1943 года.

Часть 5. Последний воздушный десант «Отдельной парашютной роты ВВС ЧФ» — 4 февраля 1943 года

5.1 Общий замысел комбинированной десантной операции Черноморского флота
В ноябре 1942 в ходе подготовки операции по освобождению Северного Кавказа от немецко – румынских войск был утвержден план десантной операции по нанесению комбинированного удара с суши и моря в ключевом месте оборонительных позиций противника — в районе города Новороссийск, с целью взять прикрывавший подступы к Крыму плацдарм.
Местом высадки основных сил намечался район станицы Южной Озерейка, а в качестве вспомогательного места высадки — район поселка Станички. Тогда же было принято решение высадить воздушный десант в районе станицы Васильевка и демонстративные морские десанты — у мыса Железный Рог, у города Анапы, станицы Варваровка, и ряда других населенных пунктов.

5.2 План воздушно – десантной операции ВВС ЧФ
В соответствии с планом данной воздушно – десантной операции – четырем группам парашютистов количестве 80 человек, предстояло высадиться с трех самолетов типа ПС-84 (Ли – 2) и одного типа ТБ-3 ночью 4 февраля 1943 года, за 45 минут до начала высадки сил основного десанта морской пехоты в районе Южной Озерейки, которая должна была начаться в этот же день в 3 часа 35 минут.
После приземления парашютисты должны были обеспечивать продвижение морского десанта от Южной Озерейки к Глебовке и Васильевке, путем уничтожения штабов частей 4 и 10 – й румынских пехотной дивизии, прикрывавших данный сектор, а также нарушения их связи связи со своими частями и подразделениями, разрушения мостов и блокирования иных коммуникаций. Основной задачей десанта был разгром штаба 10-й румынской дивизии, расположенного в станице Васильевка.

5.3 Подготовка воздушного десанта к операции
Но сначала была усиленная подготовка. Личный состав отдельной парашютно – десантной роты ВВС ЧФ пополнили новыми добровольцами, с которыми делились своим боевым опытом ветераны.
В ходе подготовки особое внимание уделялось вопросам отработки взаимодействия парашютистов с частями морского десанта. Совершались регулярные прыжки с парашютом днем и ночью в полной экипировке и с оружием, совершенствовались навыки быстрой посадки десанта в самолеты, экипажи которых тренировались в умении максимально быстро готовить свои воздушные корабли к вылету, а также отрабатывали взлет и сбор в воздухе в кратчайшие сроки.
Помимо упражнений, связанных со спецификой предстоящей операции, не прерывались занятия по уже ставшей привычной программе подготовки парашютистов — спецназовцев: сбор группы после приземления; рукопашный бой, метание гранат, стрельба из всех положений, снятие часовых, подрывное дело, ориентирование на незнакомой местности, связь и координация действий в сложных условиях.
На политзанятиях, разбирались итоги проведенных боев, совершенные там ошибки и недочеты. Перед бойцами выступали герои Одессы и Севастополя, участники Майкопского воздушного десанта
2 февраля 1943 года, командир роты майор М.А. Орлов доложил вышестоящему руководству о готовности моряков-парашютистов к выполнению боевого задания.

5.4 Проведение воздушно – десантной операции, и её итоги
К сожалению, реальные события в высадки парашютистов развивались не совсем так, как предполагалось планом данной воздушно – десантной операции.
Непосредственно перед самой выброской парашютистов на район их приземления возле Глебовки и Васильевки двумя бомбардировщиками типа «СБ» было сброшены более 300 малых зажигательных бомб и четыре 100 – килограммовых зажигательных бомбы. Возникшие на земле сильные пожары служили световым ориентиром для высаживавшегося десанта, чьи самолеты появились над целью через три минуты после этой воздушной бомбардировки.
Отсутствие сильного огневого противодействия со стороны противника позволило быстро и четко провести выброску, но, к сожалению, только трех групп из четырех, так как экипаж ТБ-3 отстал и не смог выйти на цель самостоятельно, чтобы произвести десантирование четвертой группы.
Все три группы были высажены на склоны так называемой Жень – горы, которая расположена между Глебовкой и Васильевкой.
Таким образом, вместо 80 человек в тыл противника было сброшено 57 моряков -парашютистов. Командирами этих групп были старшина Н.А. Штабкин, лейтенанты И.А. Кузьмин и П.М. Соловьев (командир Майкопского десанта), который разбился при приземлении, не рассчитав времени задержки раскрытия купола. Вместо разбившегося Соловьева командование группой принял его помощник — сержант Георгий Чмыга.
Каждое из подразделений парашютистов имело четкую боевую задачу: группе Чмыги необходимо было уничтожить штаб дивизии, находящийся в Васильевки (на самом деле штаб оказался в Глебовке), группе Кузьмина приказывалось уничтожить два моста, и нарушить линию связи вдоль них, а 3-я группа получила задачу на вывод из строя батарей и содействие высадки морского десанта. В районе этих станиц дислоцировались две (4 и 10) румынские пехотные дивизии, а так же отдельные горнострелковые части немцев.
После десантирования, и сбора на площадки приземления, группа Чмыги, не замеченная противником, который приходил в себя после налета нашей авиации, выдвинулась в направлении Васильевки, для уничтожения вражеского штаба.
Посланный в разведку боец этой группы В. Заяц, подходя к станице, наткнулся на группу солдат противника, которые его обнаружили. Отважный боец, не раздумывая, вступил в бой, он уничтожил огнем из автомата около двух десятков врагов, а когда у него закончились патроны, боец ринулся в рукопашную, удачно довершить которую ему помогли, вовремя подоспевшие товарищи.
Одновременно с этим, к Васильевке выдвинулась и группа Кузьмина, и, в результате внезапного налета на Васильевку, было уничтожено несколько огневых точек, более роты солдат противника, и основательно нарушена связь этой группировки противника с другими гарнизонами.
Группа старшины Шабкина, после приземления выдвинулась к Глебовке, с противоположной от моря стороны. Разведчики должны были отвлечь силы противника от высадки морской пехоты, и препятствовать подходу резервов.
Подойдя, к окраине Глебовки спецназовцы обнаружила огневую позицию румынской тяжелой артиллерийской батареи. На позициях батареи личный состав прятался от непогоды в блиндажах, службу несли лишь часовые. Действуя ножами, рядовые Олег Максимов и Василий Муравьев бесшумно уничтожили охрану, а Алексей Ермолаев перерезал кабель связи с наблюдательным пунктом.
После этого, группа, действуя в полном составе, забросала гранатами блиндажи с орудийными расчетами, после чего, были подорваны противооткатные системы обоих орудий батареи, тем самым, полностью выведя их из строя.
Взбудараженый взрывами на артиллерийских позициях, гарнизон Глебовки, открыл по окрестностям беспорядочную стрельбу из стрелкового оружия и минометов. Однако, вскоре придя в себя, противник бросил против спецназовце батальон пехоты, но свою главную задачу десантники к этому времени уже выполнил — с моря в район Южной Озерейки, беспрепятственно высаживались морские пехотинцы.
Группа парашютистов, в составе которой действовал и уже известный Муравьев, оказавшись в тылу уже упомянутого батальона противника, быстро сориентировалась, один из десантников подкравшись к одному из пулеметных расчетов противника, и бесшумно уничтожив его, открыл огонь по спинам атакующих из трофейного пулемета, чем вызвал полное замешательство в цепях противника. Этим воспользовались товарищи Муравьева, и благополучно пробились в расположение морских пехотинцев.
Тем временем для уничтожения парашютной группы Кузьмина, в районе станицы Васильевка, противник подтягивал пехоту, артиллерию и бронетехнику. На рассвете 5 февраля 1943 на горстку десантников из группы лейтенанта Кузьмина обрушился шквал огня, сменяющийся атаками противника.
В ответ, спецназовцы, успешно маневрировали, грамотно используя складки местности и нанося своим огнем противнику значительные потери. Но силы таяли, боеприпасы были на исходе, а раненых товарищей становилось все больше.
Ввязываться в долго текущий бой с противником в задачи десанта не входило, и лейтенант Кузьмин принял решение отходить к своим, ис этой целью начать прорыв в сторону Глебовки.
Оторвавшись от противника, группа, вдоль берега реки Озерейка, двинулась к Глебовке Так как и в этом районе не оказалось советских войск, группа стала прорываться дальше, на восток, ориентируясь на звуки боя, шедшего из того направления.
В тот же день, 5 февраля 1943, большая часть группы Кузьмина вышла в район станицы Федотовки, где соединилась с подразделениями морской пехоты, которые держали оборону у подножия горы Колдун.
На следующий день 6 февраля небольшая группа парашютистов и морских пехотинцев пробилась к морю, со стороны Абрау, откуда и была эвакуирована на катере, в Геленджик
Остальные спецназовцы выходили из окружения небольшими группами и по одиночке. К 12 марта 1943, из 57 высаженных моряков парашютно-десантной роты, вернуть к своим смогла лишь половина — 28 человек.
В результате боевых действий парашютно-десантной группы, высаженной в районе Глебовки и Васильевки, было уничтожены более 200 неприятельских солдат и офицеров, одна артиллерийская батарея, и 3 автомашины, захвачено и уничтожено 5 пулеметов, подорваны два моста.
В основном спецназовцы – парашютиста смогли выполнить поставленные перед ними задачи, но высаженные в Южную Озерейку части морской пехоты, не смогли не только выйти к позициям захваченных спецназовцами, как это было запланировано, но и удержаться на захваченном ими первоначально прибрежном плацдарме.

Часть 6. Создание и боевая деятельность «Отдельного парашютно – десантного батальона ВВС Черноморского флота» в мае – июне 1944 года
Несмотря на весьма неоднозначно оцениваемые результаты применения паршютного спецназа в ходе десантной операции у Южной Озерейки, командование ВВС ЧФ, не только решило сохранить это спецподразделение, но более того, в мае 1943 года принимается решение о развертывании на основе этой роты, парашютно-десантного батальона ВВС ЧФ в составе четырех рот.
Командиром этого вновь сформированного отдельного парашютно – десантного батальона ВВС ЧФ был назначен майор Н.Д. Алексеенко. Начальником штаба батальона стал капитан Г.И. Марущак.
Сразу же после формирования личный состав батальона начал усиленно готовился к воздушным десантам, но десантироваться в тылу противника с воздуха батальону так и не пришлось. Он выступил в качестве морского спецназа в ходе высадки морского десанта под Керчью на мыс Тархан.
Это было связано с итогами предшествующей Керченско — Эльтигенской десантной операции в ноябре – декабре 1943 года.
Эта операция была одной из крупнейших десантных операций Великой Отечественной войны. Она осуществлялась войсками целого фронта с участием сил Черноморского флота и Азовской военной Флотилии. Однако Северо-Кавказскому фронту в ходе этой операции, не удалось полностью освободить Керченский полуостров.
Командующий находившейся на Керченском плацдарме Отдельной Приморской армией генерал И. Е. Петров не желал мириться с этой неудачей, и принял решение в январе 1944 года прорвать оборону противника с помощью десантов, высаженных на мыс Тархан и в Керченский порт и тем самым освободить от немцев для начала город Керчь.
Основной состав сил высадки в районе мыса Тархан (общей численностью около 3000 человек) включал в себя 166-й гвардейский стрелковый полк 55-й гвардейской дивизии под командованием Героя Советского Союза подполковника Г. К. Главацкого (являвшегося и командиром всего десанта), а также 143-й отдельный батальон морской пехоты под командованием капитана Левченко.
Другие силы десанта (всего около 700 человек) состояли из парашютно-десантного батальона ВВС Черноморского флота под командованием майора Н.Д. Алексеенко и 613-й отдельной штрафной роты Черноморского флота под командованием старшего лейтенанта Ф.А. Аверченко.
Новая операция была подготовлена спустя месяц после неудачи алогичной высадки морского десанта на черноморском побережье в районе горы Митридат, закончившейся полным провалом. Возможно, по этой причине события в районе мыса Тархан привлекли к себе особое внимание Ставки Верховного Главнокомандования, чей представитель маршал К.Е. Ворошилов непосредственно наблюдал за высадкой и, последовавшей затем двухдневной эпопее с наблюдательного пункта западнее села Юркино. Кроме него, все это время на НП находились также командующий Черноморским флотом вице-адмирал Л.А. Владимирский и сам командующий Отдельной Приморской армией генерал И.Е. Петров.
Для проведения этой десантной операции моряками Азовской флотилии были подготовлены все имевшиеся в их распоряжении исправные плавсредства, включавшие до сорока тендеров и мотоботов, несколько сторожевиков и бронекатеров, баркасы и другие малые суда.
Подготовка парашютистов – спецназовцев к морскому десанту началась в декабре 1943, когда личный состав парашютно – десантного батальона был переброшен в город Темрюк на Таманском полуострове, где приступил к изучению и отработке методики высадки морского десанта на побережье, занятое частями противника.
Особое внимание при этом обращалось на обобщение опыта уже проведенных десантных операций в этом регионе, а также на морально-психологическую подготовку к наступательным действиям в условиях сильного огневого противодействия со стороны неприятеля. С личным составом проводились занятия по тактике, тренировки по погрузке подразделений на плавсредства и высадке их на берег.
Учения по подготовке к морскому десанту шли напряженно, днем и ночью в различных метеоусловиях. Ведь после длительного перехода морем десантникам предстояло высаживаться на берег, который был занят войсками противника и сильно, укреплен в инженерном отношении. Штаб батальона скрупулезно составлял нужные расчеты, отрабатывал другие важные документы. Кроме того, работники штаба большую часть времени находились в подразделениях, претворяя в жизнь решение командира и разработанные планы. Особой заботой командира и штаба была подготовка передового отряда, от действий которого во многом зависел успех батальона. В его состав подбирались лучшие, наиболее смелые и инициативные краснофлотцы и командиры.
Первоначально назначенная на 31 декабря 1943, высадка была перенесена на 10 дней из-за неблагоприятных погодных условий. Над районом предстоящих боевых действий в Азовском море висел густой туман, непрерывно моросил дождь, дул сильный ветер, шторм доходил до семи баллов.
Десантная операция началась в ночь на 10 января 1944. Но к рассвету море снова заштормило. Волнение достигло четырёх-пяти баллов. Для мелких судов, переполненных людьми, такая волна была опасной.
Перед проведением операции, по приказу командующего Отдельной Приморской армией генерала Ивана Ефимовича Петрова был построен личный состав парашютно-десантного батальона. Перед строем десантников командующий сказал: «Моряки, Керчь надо освобождать. Вы идете первые в десант, ваша задача захватить плацдарм любыми средствами».
Ночью 10 января 1944 года к северному побережью Керченского полуострова в районе мыса Тархан направились десантные корабли, на борту которых находилась первая волна десанта — бойцы парашютно-десантного батальона ВВС ЧФ и 613 – й штрафной роты.
Из-за штормовой погоды в Азовском море переход кораблей десанта затянулся до рассвета. Катера заливало водой, и перегруженные корабли становились на большой волне почти неуправляемыми. Не выдерживали и лопались буксирные тросы. Из заливаемых волнами мотоботов непрерывно откачивали воду. Десантникам приходилось бороться за выживаемость, создавая из собственных тел фальшборт, что бы перекрыть путь разгулявшейся волне и откачивать всем, чем только можно залившуюся в трюмы воду. Подойти вплотную к берегу удалось далеко не всем, и десантникам пришлось высаживаться прямо в воду, неся оружие и снаряжение на вытянутых рукax. Некоторых волна захлестывала с головой. Они с трудом выходили на берег и карабкались на высоту, где их товарищи уже сражались с врагом врукопашную.
Противник встретил спецназовцев и штрафников мощной береговой обороной. Моряки подверглись интенсивному огневому воздействию и стали нести очень большие потери еще на подходе к берегу. Из 700 человек парашютистов и штрафников берега достигли только 374, а из 3 – тысяч личного состава основного десанта высадилось лишь 1765 человек.
Тем не менее, попытки прорвать немецкую оборону не прекращались, несмотря на то, что личный состав десанта вступил в бой сразу же после длительного перехода морем и не имел собственной артиллерии. Корабли охранения эффективной огневой поддержки оказать не смогли. Авиация 4-й воздушной армии прикрыть район высадки так и не смогла, в отличие от немецких ВВС, которые почти непрерывно бомбили атакующие советские части. Огонь батарей сухопутных сил с закрытых позиций был малоэффективен против множества небольших и хорошо замаскированных огневых точек противника.
Ситуация осложнялась еще и тем, что десантники стремились прорваться к высоте 71,3, на которой смогли ранее закрепиться части 2-й гвардейской стрелковой дивизии наступавшие вдоль берега Азовского моря. Для этого им было необходимо захватить высоту 164,5, господствовавшую над районом высадки и основательно укрепленную противником. 2-я гвардейская стрелковая дивизия прорвала оборону противника, овладела вершиной высоты 71,3, но дальше продвинуться не смогла. Во второй половине дня в бой была введена 32-я гвардейская стрелковая дивизия. Две атаки, предпринятые гвардейцами, также успеха не имели.
Утром 10 января 1944, начали подходить суда со 166-м гвардейским стрелковым полком Героя Советского Союза Г. К. Главацкого. Не дожидаясь прибытия всего десанта, командование решило начать атаку. Гвардейцы высадились в районе между мысом Тархан и высотой 115,5 и вместе с высадившимися ранее парашютистами ринулись на врага.
На прибрежных высотах разгорелся жаркий бой. Все десантники дрались смело, неоднократно вступали в рукопашные схватки и уже, через несколько часов овладели высотой 164,5, захватив небольшой плацдарм, и на нем несколько зенитных батарей, много стрелкового оружия, пленили 60 вражеских солдат и офицеров.
Но в ходе этого боя десантники и сами понесли значительные потери. Еще при подходе к мысу Тархан отряды потеряли 7 мотоботов, одно судно затонуло вместе с личным составом. Были уничтожены штабы батальонов и полка со средствами связи и корректировки артогня. Потери были и среди высшего комсостава десанта. Погибли командир высадки капитан 2-го ранга Н.К. Кириллов, начальник штаба парашютно-десантного батальона капитан Г.И. Марущак и штурман лейтенант Б.П. Бувин.
Парашютно-десантный батальон, пытаясь выйти к высоте 71,3 с запада навстречу 2-й гвардейской стрелковой дивизии и оказать ей поддержку, непрерывно атаковал ее довольно крутые склоны, но из-за сильного огня противника отходил на исходные позиции. Личный состав после морского перехода, трудной высадки и прибрежного боя был утомлен, ослаблен, к тому же не имел собственной артиллерии.
Вдруг впереди атакующих заалело, развеваясь на ветру, Красное знамя, это краснофлотец Василий Перевозчиков поднял его в левой руке, а правой стреляя из автомата, быстро поднимаясь на высоту, повел за собой с криком «Полундра!» оставшихся в живых парашютистов-черноморцев. У самой вершины вражеская пуля раздробила кость руки отважного знаменосца. Тогда он, перекинув автомат за спину, подхватил знамя правой рукой и водрузил его на вершине высоты. Десантники тем временем добивали фашистов, очищая высоту и закрепляясь на ее обратных скатах.
Вместе с Перевозчиковым в этом бою отличился и старшина 1 статьи Дмитрий Вонлярский. В ходе боя Вонлярский заменил убитого офицера, повел взвод вперед и овладел важной высотой. За этот бой Перевозчиков и Вонлярский были удостоены звания Героя Советского Союза.
После этой атаки майор Алексеенко доложил командованию, что вспомогательный десант задачу свою выполнил, нужная высота захвачена. В ходе боя был уничтожен один из батальонов 290-го пехотного полка 98-й немецкой пехотной дивизии, захвачены штабные документы. Так же в руки парашютистов попала немецкая противотанковая пушка с боеприпасами.
Немцы, подтянув резервы, мощно и непрерывно контратаковали, захваченную парашютистами высоту. В течение дня по боевым порядкам десанта авиация противника наносила бомбовые удары. Два немецких танка, ведя огонь с ходу, медленно поднимались вверх по склону. За ними двигалась пехота, поливая свинцом южные скаты высоты.
Враг упорно пытался рассечь плацдарм и уничтожить десантников по частям. Но в этот критический момент с вершины высоты прогремел пушечный выстрел. Это парашютисты из числа бывших корабельных артиллеристов, открыли огонь из захваченной у немецкой пехоты пушки по немецким танкам. Вскоре головная машина задымила, а вторая повернула обратно.
После этого парторг батальона Якунин повел парашютистов в контратаку. В результате, около половины немецких солдат было перебито в рукопашной схватке, а остальные спаслись бегством. В этом бою парторг батальона погиб.
Воспользовавшись наступлением ночи, немецкие автоматчики предприняли попытку пробиться в тыл десанту. Но замысел врага был сорван. С наступлением дня противник стремился любой ценой отрезать десант от моря, окружить и уничтожить его. Позиции десантников неоднократно подвергались ударам вражеской авиации. Одна за другой повторялись танковые атаки.
Учитывая создавшуюся обстановку, командующий Отдельной Приморской армией генерал И. Е. Петров приказал десантным отрядам прорвать оборону противника в районе высоты 115,5 и одновременными атаками вместе с частями 11-го гвардейского стрелкового корпуса, наступавшими с фронта, разгромить противника, а затем соединиться.
Вскоре после этого приказа, началась артиллерийской подготовки и затем последовала решительная атака. При прорыве вражеской обороны все десантники, способные идти, по сигналу бросились вперед.
Первым поднялся в атаку и ворвался во вражескую траншею краснофлотец Григорий Чуднов, прибывший в парашютно-десантный батальон с крейсера «Молотов». Автоматной очередью он сразил набросившегося на него вражеского солдата, и смело действовал в ходе всего боя. За проявленные отвагу и мужество он после завершения операции был награжден орденом Отечественной войны I степени. Так же за эти бои на мысе Тархан был награжден третьим орденом Боевого Красного Знамени и Василий Михайлович Муравьев, участник воздушных десантов на майкопский аэродром и под Южную Озерейку.
Противник растерялся и открыл беспорядочный огонь только тогда, когда наступающие парашютисты были уже рядом и стали забрасывать вражеские окопы гранатами. Завязались рукопашные схватки. Немцы не выдержали яростного удара спецназа и стали отходить. Парашютисты соединились с частями 32-й гвардейской стрелковой дивизии, которая врезалась узким клином во вражескую оборону в районе высоты 164,5, выйдя на восточные склоны высот мыса Тархан.
В результате этой операции улучшилось положение на правом фланге Отдельной Приморской армии, однако освободить Керчь как это предусматривалось ее первоначальным планом, так и не удалось.
После завершение этой операции остатки парашютно — десантного батальона были выведены в тыл на переформирование и пополнение. После чего вновь приступили к боевой подготовке, готовясь к новым воздушно – десантным операциям.
Однако вновь спуститься с неба в бой спецназовцам – парашютистам так и не пришлось. Спустя месяц после освобождения в апреле – мае 1944 года Крыма и Севастополя — 19 июня 1944 командованием Черноморского флота был издан приказ о расформировании отдельного парашютно-десантного батальона ВВС ЧФ. Его личный состав был направлен на пополнение разведывательных рот бригад морской пехоты и разведывательного отряда разведотдела Штаба ЧФ.
Так завершилась почти трёхлетняя история специализированного парашютного спецназа Черноморского флота. К сожалению, после этого, как во времена СССР, так и в постсоветский период, ни в составе морской пехоты, ни даже в составе флотского спецназа, как на Черном море, так и на других российских флотах не создавались более специализированные парашютно – десантные части.