Military Crimea

0263

К.Колонтаев (Севастополь)

Хан Мамай: финансирование войны

Контролируя в XIV и первую половину XV века бассейн Черного и Азовского морей с помощью своих колоний, генуэзские банкиры внимательно следили за странами, через которые шли основные торговые пути к Черному и Азовскому морям, и активно вмешивались в их внутренние дела и отношения между ними.
В связи с этим очень характерными являются взаимоотношения между Генуей, Московским княжеством и Золотой Ордой в период 1370-1381 гг.

Начавшийся во второй половине XIV века кризис развития Золотой Орды вызвал затяжную борьбу между соперничавшими группировками ее правящей элиты. Эта борьба сопровождалась калейдоскопической сменой ханов или одновременным правлением двух враждовавших ханов. Начавшийся из-за этого распад Золотой Орды был приостановлен пришедшим к власти военачальником Мамаем.

Есть веские основания считать Мамая ставленником генуэзских банкиров, которые с его помощью установили полный контроль над Золотой Ордой, по территории которой проходило 50% общей протяженности так называемого «Великого шелкового пути». Подтверждением этого является как сама биография Мамая, так и его внешняя политика.
По этому поводу В.А. Чивилихин в своей книге «Память» отмечал следующее:

«Неизвестно этническое происхождение Мамая. Главой Золотой Орды он стал в силу поразившей ее 20-летней смуте, в ходе которой сменился 21 хан. До этого Мамай был «темником», т.е. начальником 10-тысячного воинского соединения («тумен»). По своим религиозно-общественным взглядам Мамай принадлежал к ордену «исмаилитов», возникшем первоначально как одна из сект шиитского течения ислама. Основой учения «исмаилитов» было учение о «богочеловеке» («имаме»). Процесс приобщения новых членов в исмаилизме состоял из 9-ти ступеней посвящения. На первых трех учение исмаилистов мало чем отличалось от шиитского направления ислама. Но уже на 4-й ступени посвящаемый узнавал, что, хотя основатель ислама Муххамед и выше Моисея и Христа, но он ниже имама-богочеловека, т.е. с 4-й степени посвящения ис-маилит переставал быть мусульманином. Двигаясь далее вверх по ступеням посвящения, посвящаемый узнавал, что все религии одинаковы, что их предписания обязательны только для простолюдинов, а не для тех, кто постиг высший мистический смысл. Поэтому имам-богочеловек скрыт для обычных людей и для исмаилитов первых трех степеней посвящения, а от его имени действуют исмаилиты высших степеней посвящения. Действуя на основе подобной доктрины, исмаилиты высших степеней, к числу которых принадлежал и Мамай, становились людьми, исповедующими эклектическую религиозную философию, замешанную на крайней беспринципности и цинизме, преследуя исключительно цели достижения богатства и власти, создавая тайные организации заговорщиков и интриганов, действующих с помощью банд наемных убийц. Исмаилиты действовали не только по всему мусульманскому миру, но и в Европе. Недаром в итальянском и французском языках название одной из исмаилитских сект — «ассасин» — стало словом, обозначающим убийство или убийцу. В Европу исмаилиты проникли с помощью созданного в XII веке в Палестинском королевстве западноевропейского рыцарского ордена тамплиеров. Тамплиеры, контактируя на Ближнем Востоке с исмаилитами, переняли ряд основных положений их учения и обрядность».

Установив с помощью Мамая контроль над Золотой Ордой, генуэзские банкиры затем попытались проделать то же самое и с находящимся к северу от их черноморских владений Московским княжеством, которое к этому времени стало центром объединения русских земель.

С этой целью в начале 70-х гг. XIV.века агент генуэзских банкиров в Москве богатейший купец грек по национальности Некомат Сурожанин, поддерживавший тесные связи с генуэзскими колониями в Крыму, организовал заговор с целью свержения московского князя Дмитрия (Донского). Заговор должен был быть осуществлен посредством военного переворота, который должен был осуществить начальник московского городского ополчения («тысяцкий») Вельяминов. Но в 1375 г. заговор был раскрыт.

Не сумев установить контроль над Московским княжеством с помощью внутреннего переворота, как это удалось сделать с Золотой Ордой, генуэзские банкиры решили подчинить его себе с помощью внешнего военного давления.

В 1377-1378 гг. золотоордынское войско предпринимает ряд крупномасштабных походов на Московскую Русь. Однако свергнуть с их помощью князя Дмитрия (Донского) или заставить его подчиниться не удалось. И тогда начинается подготовка большой войны Золотой Орды против Москвы с целью ее полного разгрома и включения ее территории в состав Золотой Орды.

На подготовку этой войны генуэзские банкиры выделили гигантские деньги, на которые Мамай к лету 1380 г. сумел нанять гигантское по тем временам войско — 120 тысяч человек. На эти же деньги в Европе для Мамая генуэзцы наняли 4 тысячи пехотинцев-копейщиков, которые должны были усилить конное войско Мамая. Этот отряд был доставлен из Европы на генуэзских кораблях через Средиземное, Черное, Азовское море к устью Дона, откуда двинулся на соединение с войском Мамая. Вместе с этим отрядом к Мамаю прибыли 10 представителей крупнейших генуэзских банков и торговых компаний, выделивших деньги на поход Мамая и решивших контролировать этот поход.

Как известно, поход Мамая на Русь оказался неудачным. В битве на Куликовом поле, примерно в 350 км от Москвы 8 сентября 1380 г. его войско потерпело сокрушительное поражение и было большей частью уничтожено.

После своего поражения Мамай расплатился с генуэзцами за потраченные на его поход деньги частью территории Золотой Орды, передав им по договору от 28 ноября 1380 г. Южный берег Крыма от Балаклавы до Судака. После этого он получил от генуэзских банкиров новый заем для организации нового похода на Русь. Однако в разгар подготовки этого похода на него напал хан соседней Белой Орды Тохтамыш. Мамай был разгромлен и бежал в Крым, в столицу генуэзских владений Кафу (Феодосию), надеясь найти убежище у своих хозяев.

Но без войска, без государства он перестал быть им нужен и поэтому вскоре после своего прибытия в Кафу был ограблен и убит.

Использованная литература:
1. Чивилихин А.А, Память, М., 1983 г.
2. Соловьев С.М., Чтения и рассказы по истории России, М.,1990 г.