К.Колонтаев (Севастополь)
«Белый » Верден» — мифы и реальность
Штурм Перекопа 8-10 ноября 1920 г., став событием, казалось бы, вполне ясным в историческом плане, тем не менее породил ряд мифов, вот уже более 75 лет перекочевывающих из учебника в учебник, из одной солидной монографии в еще более солидную. Эти мифы характеризуются следующими стереотипами: “Сильнейшие укрепления из бетона и стали, построенные по опыту Первой мировой войны под наблюдением французских и английских инженеров, превративших Перекопский вал в белый Верден”; “Части Красной армии потеряли 10 тыс. человек только убитыми при штурме перекопских укреплений”.
Как же было на самом деле? Постройка перекопских укреплений проходила на основе опыта гражданской войны. Не было проектов и руководства англичан и французов. Осуществляли строительство русские военные инженеры, служившие в белой армии. Общее руководство осуществлял комендант Севастопольской крепости, военный инженер генерал Субботин, его помощником по строительству был профессор кафедры полевой фортификации Инженерной академии генерал Щеглов. Непосредственно руководил строительством военный инженер полковник Проценко. Все эти офицеры были участниками русско-японской и Первой мировой войн. Командирами саперных рот, осуществлявших строительство, были полковники. Сами роты были наполовину укомплектованы офицерами. При таком избытке кадров нужда в иностранных специалистах совершенно отсутствовала. Единственное, чего не хватало, — это рабочей силы, поскольку крестьяне упорно уклонялись от мобилизации, а также стройматериалов, которые безудержно расхищались и распродавались в тылу.
Строительство укреплений началось в конце июля 1919 г., спустя месяц после захвата белыми Крыма, и вяло шло до начала октября. 8 октября строительство прекратили, так как белое командование со дня на день ожидало падения Москвы и окончательного разгрома большевизма. Через несколько дней разгром действительно произошел, но только не красных, а белых, и в декабре 1919 г. строительство укреплений возобновили. К этому моменту подготовили лишь линию окопов впереди вала на северной стороне рва. В январе-марте 1920 г., когда Перекоп стал ареной маневренных боев между противоборствующими сторонами, строительные работы не велись. Они возобновились в апреле и продолжались до конца октября 1920 г. В итоге основными укреплениями продолжали оставаться вал длиной 8 км, высотой от 6 до 10 м, шириной до 10 м и ров глубиной 8-10 м и шириной 10-20 м. Оба они, напомним, были сооружены за 1000 лет до н.э. Собственно оборонительные инженерные сооружения были представлены линией окопов перед валом на северной стороне рва и проволочными заграждениями в 4 ряда перед ними. Окопы на валу и перед ним были оборудованы пулеметными гнездами и деревоземляными укрытиями, за валом находились артиллерийские позиции.
Проходы через Сиваш в обход вала были практически не укреплены, дело ограничилось несколькими проволочными заграждениями, несколькими прожекторами и десятком пулеметов. Белое командование проигнорировало уроки штурма Перекопа в апреле 1918 г. немецкими войсками в обход по Сивашу, аналогичного маневра красных войск в апреле 1919 г. Эта беспечность, а точнее, пренебрежение к противнику стала главной причиной потери белыми перекопских позиций в ноябре 1920 г. (Карбышев. “Белый Верден”, “Армия и революция”, №5 1921, с. 52-107).
Как же проходил штурм и какой ценой был взят Перекоп? Первыми начали операцию части 15-й дивизии Красной армии, действуя в обход Перекопского вала через Сиваш. Три команды пеших разведчиков в два часа ночи 8 ноября 1920 г. по бродам через Сиваш вышли к проволочным заграждениям на побережье Литовского полуострова и начали резать проволоку, но под пулеметным огнем залегли. Операция затягивалась, а вода в Сиваше прибывала, требовались решительные действия. Командир 45-й бригады 15-й дивизии выехал к месту боя и поднял разведчиков густыми цепями в атаку через проволочные заграждения. Благодаря мягкому илистому грунту колья проволочных заграждений были вырваны или повалены, и в образовавшийся проход хлынули части 45-й бригады, а за ней другие бригады 15-й дивизии. Вторым эшелоном пошли части 52-й дивизии. К вечеру 8 ноября они заняли весь Литовский полуостров и вышли в тыл дивизиям белых, находившихся на Перекопском валу, который в это время безуспешно штурмовала 51-я дивизия.
Что же происходило в это время на линии укреплений? В 10 часов утра 8 ноября артиллерия 51-й дивизии начала артиллерийскую подготовку, длившуюся 4 часа. Однако изношенность материальной части красной артиллерии не позволила ей разрушить не только укрепления, но даже проволочные заграждения. Поэтому, начав в 14 часов резать проволоку, части 51-й дивизии попали под сильный пулеметный огонь и отступили, неся потери. Вновь началась артподготовка, тоже длившаяся 4 часа, и в 18 часов дивизия повторила атаку, которая также была отбита. В 20 часов 8 ноября после третьей атаки части 51-й дивизии прорвали проволочные заграждения и заняли линию окопов перед рвом и валом, спустились в ров, но взять ров не смогли. В полночь с 8-го на 9-е ноября белые под угрозой удара с тыла со стороны 15-й и 52-й дивизий отвели свои части с вала, оставив только прикрытие, которое в 2 часа ночи 9 ноября было сбито с вала 51-й дивизией, части которой в 8 часов утра заняли Армянск. Таким образом, первый самый трудный этап штурма перекопских позиций был завершен.
Несмотря на ожесточенность боев, потери штурмовавших были сравнительно небольшими. Командующий 6-й армией Август Корк в своем докладе “Взятие Перекопско-Юшуньских позиций войсками 6 армии в ноябре 1920 г.” (“Революционная армия” №1 1921, с. 29) утверждал, что общие потери армии при штурме Перекопа составили 650 человек убитыми и 4700 ранеными. Небольшие потери понесли 15-я и 51-я дивизии. 15-я дивизия — 390 убитых и 2900 раненых, 51-я дивизия — 208 убитых и 1300 раненых.*)
*) Корк скрывает потери. Не могло быть такого соотношения между убитыми и ранеными. Даже в Великую Отечественную это соотношение было 1:3. (Ю. Мухин)