Military Crimea

Подготовка «Хейнкеля» He 111 из эскадры KG 4 к боевому вылету.

Переделанный из грузового планера Go 242, похожий на вагон с крыльями транспортный самолет Go 244 было тяжело спутать с He 111, однако подобные ошибки в горячке боя происходили даже ясным днём – что уж тут говорить о ночи!

1075

Экипаж советского «Бостона» A-20 у своего самолёта. Поставлявшийся по ленд-лизу бомбардировщик имел хорошее наступательное вооружение и достаточную для перехвата медленных «Хейнкелей» скорость.

«Хейнкель» стартует с одного из крымских аэродромов. К 1944 году этот бомбардировщик устарел, но по-прежнему был очень живучим и хорошо вооруженным – сбить его было далеко не просто.

Нечеткий, но драматичный снимок: подбитый «Хейнкель» He 111 с дымящим мотором тянет на свою территорию.

Заместитель командира эскадрильи 11-го Гвардейского истребительного авиаполка ВВС Черноморского флота старший лейтенант Дмитрий Васильевич Зюзин в кабине своей «Аэрокобры», весна 1944 года. К окончанию боёв за Крым на счету летчика было 10 личных и 8 групповых побед, за что 16 мая 1944 года он был удостоен звания Героя Советского Союза.

1079

Заместитель командира эскадрильи 249-го ИАП старший лейтенант Андрей Михайлович Кулагин у истребителя ЛАГГ-3 одной из последних серий, зима-весна 1944 года. Как дневной истребитель, «ЛаГГ» безнадежно уступал по комплексу характеристик как немецким, так и советским машинам, однако при борьбе с бомбардировщиками на первое место выходило мастерство и удача пилота. С этим у Андрея Кулагина всё было в порядке — к концу войны на его счету было 30 личных и 5 групповых побед, из них более 20 были одержаны на ЛаГГ-3. 1 июля 1944 года он был удостоен звания Героя Советского Союза.

1080

Советские летчики и пехотинцы изучают разбитый «Хейнкель» He 111 из эскадры KG 4 «Генерал Вефер».

И.Лавриненко

«Нас ждут из темноты»…

К концу 1943 года соединения двухмоторных бомбардировщиков люфтваффе на большей части советско-германского фронта перестали играть заметную роль – часть из них перевели на запад для борьбы с союзниками, другие понесли серьёзные потери. Хорошо обученные экипажи по-прежнему могли эффективно использовать He 111 и Ju 88, которые в компактном строю под прикрытием «Мессершмиттов» представляли для советских истребителей непростую цель, но в целом их звёздный час прошёл. Двухмоторники всё чаще стали использоваться ночью, в том числе и над самым южным участком фронта – в Крыму. О ночных сражениях над восточной частью полуострова зимой-весной 1944 года и пойдёт речь: специализированных ночных истребителей у ВВС Красной Армии здесь не было, но, тем не менее, советские лётчики смогли дать «ночным гостям» бой.
Со второй декады декабря 1943 года единственным соединением двухмоторных бомбардировщиков люфтваффе, остававшимся в Крыму, была I группа эскадры KG 4 «Генерал Вефер», базировавшаяся на аэродроме у села Сарабуз северо-западнее Симферополя. На вооружении группы, которой командовал майор Гансгеорг Бэтхер (Maj. Hansgeorg Bätcher), стояли He 111, в основном серий H-16 и H-20.

Попытка сменить тактику
После понесённых к началу января 1944 года чувствительных потерь командование I./KG 4 осознало, что при массированном применении советских истребителей использование «Хейнкелей» днём рано или поздно приведёт к избиению последних. Примером мог служить печальный опыт коллег из I./KG 55, когда 25 ноября 1943 года «Аэрокобры» 57-го Гв.ИАП и 66-го ИАП сумели без потерь сбить и серьёзно повредить 4–5 бомбардировщиков группы (еще одна заявка была у командира 249-го ИАП подполковника П.К. Козаченко). Желая сократить потери и сберечь опытный лётный состав, немецкое командование приняло решение со второй половины января использовать бомбардировщики ночью.
Учитывая небольшой размер советского плацдарма северо-западнее Керчи, немецким «кампффлигерам» порой удавалось совершать удачные налёты и на другие цели – пристани и ближние советские тылы; могли «Хейнкели» преподнести сюрприз и советским аэродромам на Таманском полуострове. Так, вероятно, с целью пресечь безнаказанные ночные бомбардировки немецких позиций, бомбардировщики I./KG 4 в ночь на 24 января нанесли удар по аэродрому у совхоза Бугас, где базировался 889-й ночной легкобомбардировочный авиаполк. Согласно советским документам, в 02:10 (здесь и далее время московское) пара He 111 с приглушенными моторами подошла к аэродрому и с одного захода сбросила 30 фугасок и большое количество осколочных бомб.

Было уничтожено четыре биплана У-2, двое лётчиков и трое техников погибло, ещё девять пилотов и четверо техников получили ранения. После этого немецкие бомбардировщики до утра ещё несколько раз появлялись над лётным полем. Хотя больше они не бомбили, блокировка аэродрома полностью «выключила из игры» 889-й НЛБАП. Также немецкие бомбардировщики в эту ночь активно наносили удары по целям на плацдарме: было отмечено до 50 пролётов самолётов, бомбивших восточную окраину Керчи, завод им. Войкова, а также причалы в Еникале и Опасной.
Осознав реальную угрозу от визитов «ночных гостей», командование советской 4-й Воздушной Армии решило привлечь к борьбе с немецкими бомбардировщиками отдельные экипажи, имевшие опыт полётов в сложных метеоусловиях и в тёмное время суток. Первоначально при этом главная роль отводилась 249-му ИАП. В послевоенном сборнике «Герои кубанского неба», составленном на основе публикаций в газете 4-й ВА, так описывалась встреча командующего с лётчиками полка:
«Надо осваивать новые способы борьбы, учиться бить врага в темноте, – говорил командующий 4-й Воздушной Армией К.А. Вершинин перед постановкой боевой задачи лётному составу. Он не столько приказывал, сколько призывал, пытливо глядя в глаза молодым лётчикам. Понимал, что они ещё не имели опыта. Впрочем, ночью не летали и бывалые пилоты. – Я надеюсь, что пример покажут лётчики-коммунисты», – закончил он. Первым шагнул вперёд 22-летний заместитель командира эскадрильи лейтенант Кулагин, за ним Александр Богачёв, Сергей Мосягин, другие пилоты…»
Первые заявленные в тёмное время суток победы в небе Керченского полуострова состоялись ещё 4 декабря 1943 года, при этом отличились сразу два командира полков. На перехват появившихся около 17:30 над Еникальским плацдармом 17 He 111 пошла пара патрулирующих «Бостонов» А-20G из 63-го бомбардировочного авиаполка – подготовленные к полётам в ночное время экипажи уже тогда привлекались для прикрытия десантников. Командир полка подполковник В.В. Тоцкий отчитался об одном сбитом и одном подбитом бомбардировщике. Любопытно, но в наградных документах Тоцкого об этих успехах не упоминается. На отходе от цели та же группа «Хейнкелей» была атакована четвёркой поднятых по тревоге ЛаГГ-3 249-го ИАП. В результате боя один сбитый He 111 пополнил счёт командира части подполковника П.К. Козаченко, для которого это была 11-я личная победа с начала Великой Отечественной войны. Сохранившиеся немецкие данные о потерях эти победы не подтверждают.
Действенный пример своим подчинённым подал заместитель командира 229-й ИАД подполковник А.Г. Маркелов, добившись первой победы, подтверждаемой документами врага. 18 января в вечернем вылете совместно с лётчиками 249-го ИАП он сбил один бомбардировщик, идентифицированный как некий «Горд-Гот» и упавший между Керчью и селом Булганак. Победу подтвердил старший лейтенант Кулагин. Возможно, имелся в виду довольно редкий транспортный самолёт «Гота» Go 244, которых на данном участке фронта не было. На вооружении действующей здесь же у немцев ночной штурмовой группы NSGr.6 состояли лёгкие одномоторные бипланы «Гота» Go 145, которые трудно было принять за двухмоторный двухбалочный моноплан Go 244. По немецким данным, в ту ночь с боевого задания в районе Керчи не вернулся He 111H-16 W.Nr. 162407 «6N+IK» с экипажем обер-ефрейтора Арно Хельфера (Ogefr. Arno Helfer) из эскадрильи 2./KG 4. Хотя указывается несколько иное время вылета бомбардировщика, скорее всего, подполковник Маркелов в темноте неверно идентифицировал самолёт врага, и его жертвой стал именно этот «Хейнкель».

Ночные истребители поневоле
Успехи в ночном небе рядовых лётчиков тоже не заставили себя ждать. С вечера 27 января одиночные He 111 и Go 145 бомбили боевые порядки частей 16-го стрелкового корпуса и район Аджим-Ушкай – восточная окраина Керчи – Колонка – завод им. Войкова – Капканы. По вызову радиостанции наведения в воздух поднялась пара 249-го ИАП – старший лейтенант А.М. Кулагин и лейтенант Н.А. Кистаев. Заметив в тёмном небе группу «Хейнкелей», советские лётчики перешли в атаку. После возвращения на аэродром Андрей Кулагин заявил He 111, упавший в районе Керчи, второй бомбардировщик подбил Николай Кистаев, при этом успех Кулагина получил подтверждение, которое вряд ли кто-то мог оспорить. В том же сборнике «Герои кубанского неба» первая ночная победа будущего Героя Советского Союза описана так:
«Едва заняли зону, как в красном от фронтового зарева небе Андрей увидел большой силуэт самолёта. По очертаниям безошибочно определил: «Хейнкель-111». Тот шёл со стороны Керчи. Чтобы не дать обнаружить себя раньше времени, наши истребители разошлись в разные стороны. Кулагин сбавил газ, довернул свой ЛаГГ-3 и, зайдя «Хейнкелю» в хвост, снизу с близкой дистанции всадил в него пушечную очередь. Бомбардировщик вспыхнул и понёсся к земле. Он упал в расположении своих войск…
В те минуты с радиостанции наведения ему передали благодарность командующего Отдельной Приморской армией генерал-полковника (в действительности, генерала армии – прим.ред.) И.Е. Петрова. Как позже выяснилось, в ту ночь генерал приехал на передовой КП 4-й Воздушной Армии. В это время над передним краем разгорелся воздушный бой, который закончился победой советских лётчиков. Узнав, кто сбил вражеский бомбардировщик, И.Е. Петров сказал, обращаясь к командующему 4-й Воздушной Армией генералу К.А. Вершинину: «Молодец Кулагин! Объявите ему от моего имени благодарность»».
Вечером 27 января удача улыбнулась привлечённым для прикрытия своих войск лётчикам «Бостонов» из 63-го БАП 132-й БАД. На боевое задание вылетела пара лейтенантов Н.И. Макеева и Н.И. Гапотченко. В 17:55 юго-западнее Керчи стрелок-радист ведущего «Бостона» заметил сзади выше одиночный He 111, делающий заход для сброса бомб. Макеев пропустил вражеский самолёт над собой, подавил огонь стрелков, а затем, ведя огонь по кабине и моторам с дистанции 25–100 метров, сбил «Хейнкель». Подтверждение о падении бомбардировщика пришло от наземных войск, после чего командующий 4-й ВА генерал-полковник Вершинин поздравил лётчика с победой.
​В ту ночь I./KG 4 потеряла, как минимум, одну машину – в районе Ново-Николаевки (по другим данным, у посёлка Ново-Царицыно) разбился He 111H-20 W.Nr.700113 из 1./KG 4, пилотируемый унтер-офицером Гансом Хауком (Uffz. Hans Hauck). Из шести членов экипажа, находившихся на борту, выжили лишь двое – радист и один из воздушных стрелков. По поводу ещё одной машины точных данных нет: вероятно, она получила повреждения, а один из членов экипажа лейтенант Герберт Диттер (Lt. Herbert Ditter) был ранен. Причина потерь в немецких документах не указана, но с большой долей вероятности эти успехи можно отнести на счёт лётчиков 249-го ИАП или 63-го БАП.
Патрулирование в воздухе советских истребителей и бомбардировщиков принесло свои плоды и в следующую ночь с 28 на 29 января. С наступлением сумерек в район советского плацдарма снова отправились «Хейнкели» из I./KG 4, но вылетевшая в 18:00 пара старшего лейтенанта Андрея Кулагина и лейтенанта Александра Богачёва в районе Керчи сбила два He 111, а ещё один был подбит.
Снова не отстали от истребителей «Бостоны» 63-го БАП. Вновь отличился экипаж лейтенанта Николая Макеева, который в ходе патрулирования в районе Керчи обнаружил летящую ниже пару He 111. Маневрируя, лётчик дал возможность своему стрелку-радисту сбить один «Хейнкель», после чего устремился за вторым и догнал его в районе Ак-Монай. Выведя из строя вражеских стрелков, Макеев несколькими очередями сбил He 111. Экипаж лейтенанта Николая Гапотченко настиг звено уходящих бомбардировщиков противника в районе Багерово. Несмотря на огонь стрелков ведомых «Хейнкелей», советский лётчик атаковал ведущего и открыл прицельный огонь с дистанции 150–100 метров. Вражеская машина свалилась на крыло и, пикируя, скрылась в облачности. По докладу экипажа, «Хейнкель» предположительно упал в районе Ново-Николаевки.

Немецкие данные подтверждают как минимум два успеха советских лётчиков. 28 января советскими истребителями в районе Керчи был сбит He 111H-20 W.Nr.700148 из 1./KG 4. Все пять членов экипажа унтер-офицера Генриха Шмидта (Uffz. Heinrich Schmidt) получили ранения, но остались живы. Меньше повезло экипажу 2./KG 4 – из вылета не вернулся He 111H-20 W.Nr.700117 «6N+DK», пилотируемый унтер-офицером Эрихом Медвешем (Uffz. Erich Medwesch). Экипаж бомбардировщика (пять человек) до сих пор числится пропавшим без вести. Потеря датируется в немецких документах 29 января, но можно с уверенностью сказать, что она имела место в ночь на это число. Немцы посчитали, что «Хейнкель» стал жертвой советских зенитчиков в районе посёлка Колонка.
В своей монографии по истории эскадры KG 4 немецкий историк Карл Гунделах отмечает, что для борьбы с немецкими бомбардировщиками в районе Керчи русские поднимали в воздух усиленные наряды ночных истребителей «Аэрокобра», которые «в лунные ночи пользовались крайне удобными условиями освещения». Как известно, у страха глаза велики: достоверно известно, что единственная на участке фронта вооружённая этими истребителями 329-я ИАД в ночных перехватах не участвовала, да и другие истребители на патрулирование вылетали парами и тройками, а иногда и в одиночку. Как указывалось в документах 4-й ВА, успех советских лётчиков в ночное время заключался не только в нанесении противнику урона, но и в том, что экипажи «Хейнкелей» теперь старались быстрее избавиться от бомб, находясь над советским плацдармом не более 4–6 минут. Это не могло не сказаться на эффективности ударов.
В качестве своего рода возмездия за налёт «Хейнкелей» на аэродром 889-го НЛБАП в ночь на 6 февраля был нанесён удар по аэродрому Сарабуз силами 63-го БАП. При разведке цели в ночное время было обнаружено до 30 самолётов, выявлено расположение до восьми точек МЗА и семи прожекторов. На задание отправились 10 «Бостонов», которые наносили удар парами, взаимно подсвечивая цель с помощью САБов. В результате бомбардировки в районе аэродрома было отмечено 12 очагов пожара и один сильный взрыв. Лётчикам полка было засчитано три уничтоженных на земле самолёта. О потерях немцев на земле этой ночью ничего не известно, но в воздухе в районе Керчи был подбит советскими зенитчиками He 111H-20 W.Nr.700145 из 2./KG 4. Пилотировавший самолёт унтер-офицер Генрих Кайльманн (Uffz. Heinrich Keilmann) умер от ран.
Вечером 7 февраля снова отличился лучший ас 249-го ИАП. В ходе вылета в период 18:11–19:00 старший лейтенант Кулагин и лейтенант Кистаев заметили в районе села Сараймин до 18 He 111, которые группами по 2–3 самолёта шли в направлении Керчи. Советская пара разбила строй первых двух групп, но немецкие лётчики поодиночке настойчиво шли к цели. Кулагин пристроился к одному их «Хейнкелей» сзади снизу и с дистанции 50 метров открыл огонь, после чего вражеский бомбардировщик, так и не сбросив бомбы, рухнул на землю и взорвался юго-западнее Керчи.
Успешную атаку советского аса подтверждают немецкие документы: досталось бомбардировщику He 111H-20 W.Nr.700134 из 1./KG 4, который после атаки истребителя совершил вынужденную посадку в районе Ташлы-Яр – Мескечи. Степень повреждения неизвестна, но стрелок обер-ефрейтор Андреас Штретц (Ogefr. Andreas Stretz) был убит, а радист обер-ефрейтор Райнхард Хеннебергер (Ogefr. Reinhard Henneberger) – ранен.
Следующая потеря I./KG 4 от действий истребителей датируется 25 февраля. Известно, что в ту ночь «Хейнкели» наносили удар по железнодорожной станции Новоалексеевка, потеряв одну машину от зенитного огня, а ещё одну – на вынужденной посадке на аэродроме Сарабуз после обстрела истребителем. По имеющимся в распоряжении автора данным, в тот день и последующую ночь советские истребители в полосе действия 4-го Украинского фронта побед над двухмоторными бомбардировщиками не заявляли. Не велось боев и над Керченским полуостровом и Таманью – по всей видимости, обе немецких потери можно отнести на счёт зенитчиков.
Удалось «пощипать» бомбардировщики I./KG 4 и советским морским истребителям, однако это произошло не ночью. 13 марта перелетавшее в Одессу для снабжения оттуда 6-й Армии звено «Хейнкелей» из 2./KG 4 было перехвачено над Черным морем западнее мыса Тарханкут группой «Аэрокобр» 11-го Гв.ИАП ВВС ЧФ. Старший лейтенант Д.В. Зюзин в группе с лейтенантами Г.П. Колонтаенко и И.С. Тутовым сбили уже упомянутый выше He 111H-20 W.Nr.700145. Лётчик лейтенант Хорст Бехманн (Lt. Horst Bechmann) посадил машину на воду, но выбраться удалось только штурману – остальные четыре члена экипажа утонули.

«Киттихауки» в помощь «ЛаГГам»
Со второй декады февраля в районе Керченского полуострова силами двух полков стала действовать 2-я Гв.ИАД ПВО. Если 84-й Гв.ИАП на «Яках» летал только днём, то в составе 83-го Гв.ИАП была создана ночная группа, и с конца месяца «Киттихауки» стали летать на патрулирование в тёмное время суток. В первые недели встреч с воздушным противником не было, поэтому иногда лётчики полка, как и авиаторы 249-го ИАП, привлекались для штурмовки вражеских прожекторов.
Впервые удача в ночном бою улыбнулась гвардейцам в ночь на 14 марта. В 01:24 на высоте 800 метров младший лейтенант С.Л. Письменный встретил одиночный самолёт противника, идентифицированный как «Хеншель» Hs 123. После второй атаки биплан с резким креном пошёл вниз северо-западнее Керчи. Подтверждение на сбитый вражеский самолёт пришло от главной радиостанции наведения в полдень того же дня. По всей вероятности, Письменный имел дело с одним из Go 145 авиагруппы NSGr.6. По имеющимся данным, потерь в эту ночь группа лёгких бомбардировщиков не понесла, но автор располагает лишь данными о её потерях, связанных с гибелью или ранениями лётного состава. Вполне возможно, что атакованный немецкий «кукурузник» получил повреждения или даже был сбит, но его экипаж не пострадал.
​Летчики одного из гвардейских истребительных полков ПВО возле «Киттихаука» одной из поздних модификаций. К 1944 году самолет явно устарел для применения в качестве фронтового истребителя, но оказался вполне востребован как истребитель-бомбардировщик, способный поднимать хорошую полезную нагрузку, а также как истребитель ПВО. В этой роли как нельзя кстати оказались его большая продолжительность полета, удобная кабина, простота пилотирования и мощное стрелковое вооружение. — «Нас ждут из темноты» | Военно-исторический портал Warspot.ru
Летчики одного из гвардейских истребительных полков ПВО возле «Киттихаука» одной из поздних модификаций. К 1944 году самолет явно устарел для применения в качестве фронтового истребителя, но оказался вполне востребован как истребитель-бомбардировщик, способный поднимать хорошую полезную нагрузку, а также как истребитель ПВО. В этой роли как нельзя кстати оказались его большая продолжительность полета, удобная кабина, простота пилотирования и мощное стрелковое вооружение.
Следующие два результативных боя с «Хейнкелями» гвардейцы провели в ночь на 16 марта. Сначала около 00:30 младшие лейтенанты С.А. Гой и С.Л. Письменный перехватили одиночный He 111. Несмотря на 6–8 атак «Киттихауков», опытный немецкий экипаж сумел уйти на свою территорию, и «Хейнкель» был записан на счёт советских лётчиков как подбитый. Спустя три часа младший лейтенант В.И. Андреев двумя атаками подбил второй бомбардировщик. В немецких документах подходящих потерь нет – возможно, «Хейнкели» получили лёгкие повреждения, оценённые меньше 10%.
Главных успехов в борьбе с «Хейнкелями» советские лётчики добились уже под занавес противостояния на Керченском полуострове. 20 марта около 19:00 на перехват приближающихся к плацдарму бомбардировщиков вылетели пара ЛаГГ-3 249-го ИАП и пара «Киттихауков» 83-го Гв.ИАП. Старший лейтенант Кулагин атаковал обнаруженный им He 111 и, согласно докладу лётчика, убил стрелка бомбардировщика. Младший лейтенант В.В. Потёмкин из 83-го Гв.ИАП северо-восточнее села Осовины (по другим данным – восточнее посёлка Мама Русская) на высоте 3500 метров сбил другой «Хейнкель».
Вскоре после полуночи на перехват новой волны бомбардировщиков отправились старший лейтенант П.М. Батырев и лейтенант А.П. Богачёв из 249-го ИАП, а также младший лейтенант Письменный из 83-го Гв.ИАП. Богачёв заметил пойманный лучами прожектора «Хейнкель» и произвёл по нему две атаки, ведя огонь с дистанции 50–70 метров. После третьей атаки бомбардировщик рухнул на землю в районе завода им. Войкова, что подтвердила радиостанция наведения. После этого самолёт Богачёва подбили свои зенитчики. Лётчик сумел дотянуть до своего аэродрома и совершить благополучную посадку, но на истребителе сгорел мотор. Примерно в это же время другой «Хейнкель» над восточной окраиной Керчи уничтожил младший лейтенант Письменный. Любопытно, что победа была записана ему как одержанная в группе, хотя, судя по оперативным документам, он вылетал в одиночку. Спустя примерно час один очередной подбитый вражеский бомбардировщик пополнил счёт старшего лейтенанта Кулагина.
Немецкие данные признают успешные действия ночных перехватчиков и существенные потери в ту ночь. Снова больше всех не повезло отряду 2./KG 4: из его состава пропал вместе с экипажем из пяти человек He 111H-20 W.Nr.700317 «5J+CK», пилотируемый обер-фельдфебелем Йоганном Штокхорстом (Ofw. Johann Stockhorst) – судя по тому, что он взлетел в 00:05, это жертва Богачёва или Письменного. Ещё одна машина (номер неизвестен) из той же эскадрильи, пилотируемая гауптманом Гансом Гэнсхиртом (Hptm. Hans Gaenshirt), после полученных повреждений была оставлена экипажем, выпрыгнувшим с парашютами. В довершении всех бед «Хейнкель» He 111H-20 W.Nr.700196 «5J+FL» из 3./KG 4 разбился на взлёте с аэродрома, похоронив экипаж фельдфебеля Герхарда Мюллера (Fw. Gerhard Müller).
По советским данным, ещё более результативной стала ночь на 22 марта. Совершив в общей сложности семь боевых вылетов, в период 19:15–20:00 пилоты двух истребительных полков заявили сбитыми пять He 111. Старший лейтенант А.М. Кулагин и лейтенант С.П. Мосягин из 249-го ИАП, встретив дюжину He 111, разошлись – каждый стал атаковать противника самостоятельно. Подбив один бомбардировщик, Кулагин потерял его из вида. Выискивая новую жертву, он вскоре повторно обнаружил ниже себя «Хейнкель», который с дымным шлейфом развернулся на запад. Второго шанса вражескому экипажу Кулагин не оставил – He 111 разбился в районе станции Багерово. Так же, со второй атаки, сразил своего противника и Сергей Мосягин – вражеская машина упала южнее посёлка Мама Русская. Обе победы подтвердила станция наведения. Ещё один подбитый «Хейнкель» заявил третий вылетавший лётчик, лейтенант Д.П. Подоляк. Повреждённый бомбардировщик ушёл в сторону посёлка Семь Колодезей.
Так же успешно провели свои бои лётчики 83-го Гв.ИАП лейтенант Степан Гой и младшие лейтенанты Семён Письменный и Виктор Потёмкин. Письменный с первой же атаки уничтожил встреченный им в 19:25 в районе станции Багерово вражеский бомбардировщик, израсходовав 150 патронов к крупнокалиберным «кольт-браунингам». Лейтенант Гой и младший лейтенант Потёмкин сбили по одному бомбардировщику западнее посёлка Мама Русская.
​На этот раз немцы подтверждают лишь один успех наших авиаторов. Согласно их сводкам потерь, после боя с истребителем в районе села Баксы разбился на своей территории He 111H-20 W.Nr.700276 5J+EL фельдфебеля Эдуарда Визенфарта (Fw. Eduard Wiesenfarth). Из всего экипажа в пять человек выжил в итоге только радист унтер-офицер Герхард Крёэр (Uffz. Gerhard Kröher).
В конце марта «Хейнкели» группы I./KG 4 перебазировались в Одессу и стали использоваться в основном как транспортные машины для снабжения отрезанной в районе Каменца-Подольского 1-й Танковой Армии. В апреле группа вернулась в Крым, где выполняла всевозможные задания – от перевозок личного состава различных частей до сопровождения конвоев и поиска терпящих бедствие кораблей. Лётчикам группы довелось стать свидетелями агонии и катастрофы всей 17-й Армии.
Подводя итог, стоит признать, что немецкое командование несколько просчиталось с применением бомбардировщиков в тёмное время суток – зенитчики и немногочисленные советские лётчики-ночники сумели дать достойный отпор действующим ночью «Хейнкелям», потери которых оказались выше, чем в ходе предшествующих дневных вылетов в боях за полуостров. Заявив 18 сбитых немецких бомбардировщиков, советские лётчики в реальности уничтожили и повредили не менее девяти машин. Это очень высокий показатель результативности, которому могли бы позавидовать многие истребители, действовавшие в светлое время суток.

Автор благодарит Матти Салонена и Алексея Пекарша за данные, использованные в работе над статьёй. Фото из коллекции автора и Бориса Циглича (Сербия).

Автор разыскивает родственников авиаторов 4-й Воздушной Армии и ВВС Черноморского Флота, принимавших участие в боях за Крым, и будет признателен, если с ним свяжутся по адресу электронной почты ivan_l@ukr.net

Источники и литература:
ЦАМО РФ, фонд 229-й ИАД.
ЦАМО РФ, фонд 132-й БАД.
ЦАМО РФ, фонд 2-й Гв.ИАД ПВО.
ЦАМО РФ, фонд 249-го ИАП (163-го Гв.ИАП).
Андрей Кузнецов. Большой десант. Керченско-Эльтигенская операция – М.: Вече, 2011
Герои кубанского неба / Сост. Н.П. Жуган, Г.Ф. Приймук – Краснодар: Кн. изд-во, 1987
Karl Gundelach. Chronik Kampfgeschwader 4 «General Wever» – Motorbuch Verlag, Stuttgart, 2013
http://podvignaroda.ru
https://www.obd-memorial.ru
https://pamyat-naroda.ru

Сайт: https://warspot.ru/9929-nas-zhdut-iz-temnoty