Подготовка «Хейнкеля» He 111 из эскадры KG 4 к боевому вылету.
Переделанный из грузового планера Go 242, похожий на вагон с крыльями транспортный самолет Go 244 было тяжело спутать с He 111, однако подобные ошибки в горячке боя происходили даже ясным днём – что уж тут говорить о ночи!
Экипаж советского «Бостона» A-20 у своего самолёта. Поставлявшийся по ленд-лизу бомбардировщик имел хорошее наступательное вооружение и достаточную для перехвата медленных «Хейнкелей» скорость.
«Хейнкель» стартует с одного из крымских аэродромов. К 1944 году этот бомбардировщик устарел, но по-прежнему был очень живучим и хорошо вооруженным – сбить его было далеко не просто.
Нечеткий, но драматичный снимок: подбитый «Хейнкель» He 111 с дымящим мотором тянет на свою территорию.
Заместитель командира эскадрильи 11-го Гвардейского истребительного авиаполка ВВС Черноморского флота старший лейтенант Дмитрий Васильевич Зюзин в кабине своей «Аэрокобры», весна 1944 года. К окончанию боёв за Крым на счету летчика было 10 личных и 8 групповых побед, за что 16 мая 1944 года он был удостоен звания Героя Советского Союза.
Заместитель командира эскадрильи 249-го ИАП старший лейтенант Андрей Михайлович Кулагин у истребителя ЛАГГ-3 одной из последних серий, зима-весна 1944 года. Как дневной истребитель, «ЛаГГ» безнадежно уступал по комплексу характеристик как немецким, так и советским машинам, однако при борьбе с бомбардировщиками на первое место выходило мастерство и удача пилота. С этим у Андрея Кулагина всё было в порядке — к концу войны на его счету было 30 личных и 5 групповых побед, из них более 20 были одержаны на ЛаГГ-3. 1 июля 1944 года он был удостоен звания Героя Советского Союза.
Советские летчики и пехотинцы изучают разбитый «Хейнкель» He 111 из эскадры KG 4 «Генерал Вефер».
И.Лавриненко
«Нас ждут из темноты»…
К концу 1943 года соединения двухмоторных бомбардировщиков люфтваффе на большей части советско-германского фронта перестали играть заметную роль – часть из них перевели на запад для борьбы с союзниками, другие понесли серьёзные потери. Хорошо обученные экипажи по-прежнему могли эффективно использовать He 111 и Ju 88, которые в компактном строю под прикрытием «Мессершмиттов» представляли для советских истребителей непростую цель, но в целом их звёздный час прошёл. Двухмоторники всё чаще стали использоваться ночью, в том числе и над самым южным участком фронта – в Крыму. О ночных сражениях над восточной частью полуострова зимой-весной 1944 года и пойдёт речь: специализированных ночных истребителей у ВВС Красной Армии здесь не было, но, тем не менее, советские лётчики смогли дать «ночным гостям» бой.
Со второй декады декабря 1943 года единственным соединением двухмоторных бомбардировщиков люфтваффе, остававшимся в Крыму, была I группа эскадры KG 4 «Генерал Вефер», базировавшаяся на аэродроме у села Сарабуз северо-западнее Симферополя. На вооружении группы, которой командовал майор Гансгеорг Бэтхер (Maj. Hansgeorg Bätcher), стояли He 111, в основном серий H-16 и H-20.
Попытка сменить тактику
После понесённых к началу января 1944 года чувствительных потерь командование I./KG 4 осознало, что при массированном применении советских истребителей использование «Хейнкелей» днём рано или поздно приведёт к избиению последних. Примером мог служить печальный опыт коллег из I./KG 55, когда 25 ноября 1943 года «Аэрокобры» 57-го Гв.ИАП и 66-го ИАП сумели без потерь сбить и серьёзно повредить 4–5 бомбардировщиков группы (еще одна заявка была у командира 249-го ИАП подполковника П.К. Козаченко). Желая сократить потери и сберечь опытный лётный состав, немецкое командование приняло решение со второй половины января использовать бомбардировщики ночью.
Учитывая небольшой размер советского плацдарма северо-западнее Керчи, немецким «кампффлигерам» порой удавалось совершать удачные налёты и на другие цели – пристани и ближние советские тылы; могли «Хейнкели» преподнести сюрприз и советским аэродромам на Таманском полуострове. Так, вероятно, с целью пресечь безнаказанные ночные бомбардировки немецких позиций, бомбардировщики I./KG 4 в ночь на 24 января нанесли удар по аэродрому у совхоза Бугас, где базировался 889-й ночной легкобомбардировочный авиаполк. Согласно советским документам, в 02:10 (здесь и далее время московское) пара He 111 с приглушенными моторами подошла к аэродрому и с одного захода сбросила 30 фугасок и большое количество осколочных бомб.
Было уничтожено четыре биплана У-2, двое лётчиков и трое техников погибло, ещё девять пилотов и четверо техников получили ранения. После этого немецкие бомбардировщики до утра ещё несколько раз появлялись над лётным полем. Хотя больше они не бомбили, блокировка аэродрома полностью «выключила из игры» 889-й НЛБАП. Также немецкие бомбардировщики в эту ночь активно наносили удары по целям на плацдарме: было отмечено до 50 пролётов самолётов, бомбивших восточную окраину Керчи, завод им. Войкова, а также причалы в Еникале и Опасной.
Осознав реальную угрозу от визитов «ночных гостей», командование советской 4-й Воздушной Армии решило привлечь к борьбе с немецкими бомбардировщиками отдельные экипажи, имевшие опыт полётов в сложных метеоусловиях и в тёмное время суток. Первоначально при этом главная роль отводилась 249-му ИАП. В послевоенном сборнике «Герои кубанского неба», составленном на основе публикаций в газете 4-й ВА, так описывалась встреча командующего с лётчиками полка:
«Надо осваивать новые способы борьбы, учиться бить врага в темноте, – говорил командующий 4-й Воздушной Армией К.А. Вершинин перед постановкой боевой задачи лётному составу. Он не столько приказывал, сколько призывал, пытливо глядя в глаза молодым лётчикам. Понимал, что они ещё не имели опыта. Впрочем, ночью не летали и бывалые пилоты. – Я надеюсь, что пример покажут лётчики-коммунисты», – закончил он. Первым шагнул вперёд 22-летний заместитель командира эскадрильи лейтенант Кулагин, за ним Александр Богачёв, Сергей Мосягин, другие пилоты…»
Первые заявленные в тёмное время суток победы в небе Керченского полуострова состоялись ещё 4 декабря 1943 года, при этом отличились сразу два командира полков. На перехват появившихся около 17:30 над Еникальским плацдармом 17 He 111 пошла пара патрулирующих «Бостонов» А-20G из 63-го бомбардировочного авиаполка – подготовленные к полётам в ночное время экипажи уже тогда привлекались для прикрытия десантников. Командир полка подполковник В.В. Тоцкий отчитался об одном сбитом и одном подбитом бомбардировщике. Любопытно, но в наградных документах Тоцкого об этих успехах не упоминается. На отходе от цели та же группа «Хейнкелей» была атакована четвёркой поднятых по тревоге ЛаГГ-3 249-го ИАП. В результате боя один сбитый He 111 пополнил счёт командира части подполковника П.К. Козаченко, для которого это была 11-я личная победа с начала Великой Отечественной войны. Сохранившиеся немецкие данные о потерях эти победы не подтверждают.
Действенный пример своим подчинённым подал заместитель командира 229-й ИАД подполковник А.Г. Маркелов, добившись первой победы, подтверждаемой документами врага. 18 января в вечернем вылете совместно с лётчиками 249-го ИАП он сбил один бомбардировщик, идентифицированный как некий «Горд-Гот» и упавший между Керчью и селом Булганак. Победу подтвердил старший лейтенант Кулагин. Возможно, имелся в виду довольно редкий транспортный самолёт «Гота» Go 244, которых на данном участке фронта не было. На вооружении действующей здесь же у немцев ночной штурмовой группы NSGr.6 состояли лёгкие одномоторные бипланы «Гота» Go 145, которые трудно было принять за двухмоторный двухбалочный моноплан Go 244. По немецким данным, в ту ночь с боевого задания в районе Керчи не вернулся He 111H-16 W.Nr. 162407 «6N+IK» с экипажем обер-ефрейтора Арно Хельфера (Ogefr. Arno Helfer) из эскадрильи 2./KG 4. Хотя указывается несколько иное время вылета бомбардировщика, скорее всего, подполковник Маркелов в темноте неверно идентифицировал самолёт врага, и его жертвой стал именно этот «Хейнкель».
Ночные истребители поневоле
Успехи в ночном небе рядовых лётчиков тоже не заставили себя ждать. С вечера 27 января одиночные He 111 и Go 145 бомбили боевые порядки частей 16-го стрелкового корпуса и район Аджим-Ушкай – восточная окраина Керчи – Колонка – завод им. Войкова – Капканы. По вызову радиостанции наведения в воздух поднялась пара 249-го ИАП – старший лейтенант А.М. Кулагин и лейтенант Н.А. Кистаев. Заметив в тёмном небе группу «Хейнкелей», советские лётчики перешли в атаку. После возвращения на аэродром Андрей Кулагин заявил He 111, упавший в районе Керчи, второй бомбардировщик подбил Николай Кистаев, при этом успех Кулагина получил подтверждение, которое вряд ли кто-то мог оспорить. В том же сборнике «Герои кубанского неба» первая ночная победа будущего Героя Советского Союза описана так:
«Едва заняли зону, как в красном от фронтового зарева небе Андрей увидел большой силуэт самолёта. По очертаниям безошибочно определил: «Хейнкель-111». Тот шёл со стороны Керчи. Чтобы не дать обнаружить себя раньше времени, наши истребители разошлись в разные стороны. Кулагин сбавил газ, довернул свой ЛаГГ-3 и, зайдя «Хейнкелю» в хвост, снизу с близкой дистанции всадил в него пушечную очередь. Бомбардировщик вспыхнул и понёсся к земле. Он упал в расположении своих войск…
В те минуты с радиостанции наведения ему передали благодарность командующего Отдельной Приморской армией генерал-полковника (в действительности, генерала армии – прим.ред.) И.Е. Петрова. Как позже выяснилось, в ту ночь генерал приехал на передовой КП 4-й Воздушной Армии. В это время над передним краем разгорелся воздушный бой, который закончился победой советских лётчиков. Узнав, кто сбил вражеский бомбардировщик, И.Е. Петров сказал, обращаясь к командующему 4-й Воздушной Армией генералу К.А. Вершинину: «Молодец Кулагин! Объявите ему от моего имени благодарность»».
Вечером 27 января удача улыбнулась привлечённым для прикрытия своих войск лётчикам «Бостонов» из 63-го БАП 132-й БАД. На боевое задание вылетела пара лейтенантов Н.И. Макеева и Н.И. Гапотченко. В 17:55 юго-западнее Керчи стрелок-радист ведущего «Бостона» заметил сзади выше одиночный He 111, делающий заход для сброса бомб. Макеев пропустил вражеский самолёт над собой, подавил огонь стрелков, а затем, ведя огонь по кабине и моторам с дистанции 25–100 метров, сбил «Хейнкель». Подтверждение о падении бомбардировщика пришло от наземных войск, после чего командующий 4-й ВА генерал-полковник Вершинин поздравил лётчика с победой.
В ту ночь I./KG 4 потеряла, как минимум, одну машину – в районе Ново-Николаевки (по другим данным, у посёлка Ново-Царицыно) разбился He 111H-20 W.Nr.700113 из 1./KG 4, пилотируемый унтер-офицером Гансом Хауком (Uffz. Hans Hauck). Из шести членов экипажа, находившихся на борту, выжили лишь двое – радист и один из воздушных стрелков. По поводу ещё одной машины точных данных нет: вероятно, она получила повреждения, а один из членов экипажа лейтенант Герберт Диттер (Lt. Herbert Ditter) был ранен. Причина потерь в немецких документах не указана, но с большой долей вероятности эти успехи можно отнести на счёт лётчиков 249-го ИАП или 63-го БАП.
Патрулирование в воздухе советских истребителей и бомбардировщиков принесло свои плоды и в следующую ночь с 28 на 29 января. С наступлением сумерек в район советского плацдарма снова отправились «Хейнкели» из I./KG 4, но вылетевшая в 18:00 пара старшего лейтенанта Андрея Кулагина и лейтенанта Александра Богачёва в районе Керчи сбила два He 111, а ещё один был подбит.
Снова не отстали от истребителей «Бостоны» 63-го БАП. Вновь отличился экипаж лейтенанта Николая Макеева, который в ходе патрулирования в районе Керчи обнаружил летящую ниже пару He 111. Маневрируя, лётчик дал возможность своему стрелку-радисту сбить один «Хейнкель», после чего устремился за вторым и догнал его в районе Ак-Монай. Выведя из строя вражеских стрелков, Макеев несколькими очередями сбил He 111. Экипаж лейтенанта Николая Гапотченко настиг звено уходящих бомбардировщиков противника в районе Багерово. Несмотря на огонь стрелков ведомых «Хейнкелей», советский лётчик атаковал ведущего и открыл прицельный огонь с дистанции 150–100 метров. Вражеская машина свалилась на крыло и, пикируя, скрылась в облачности. По докладу экипажа, «Хейнкель» предположительно упал в районе Ново-Николаевки.
Немецкие данные подтверждают как минимум два успеха советских лётчиков. 28 января советскими истребителями в районе Керчи был сбит He 111H-20 W.Nr.700148 из 1./KG 4. Все пять членов экипажа унтер-офицера Генриха Шмидта (Uffz. Heinrich Schmidt) получили ранения, но остались живы. Меньше повезло экипажу 2./KG 4 – из вылета не вернулся He 111H-20 W.Nr.700117 «6N+DK», пилотируемый унтер-офицером Эрихом Медвешем (Uffz. Erich Medwesch). Экипаж бомбардировщика (пять человек) до сих пор числится пропавшим без вести. Потеря датируется в немецких документах 29 января, но можно с уверенностью сказать, что она имела место в ночь на это число. Немцы посчитали, что «Хейнкель» стал жертвой советских зенитчиков в районе посёлка Колонка.
В своей монографии по истории эскадры KG 4 немецкий историк Карл Гунделах отмечает, что для борьбы с немецкими бомбардировщиками в районе Керчи русские поднимали в воздух усиленные наряды ночных истребителей «Аэрокобра», которые «в лунные ночи пользовались крайне удобными условиями освещения». Как известно, у страха глаза велики: достоверно известно, что единственная на участке фронта вооружённая этими истребителями 329-я ИАД в ночных перехватах не участвовала, да и другие истребители на патрулирование вылетали парами и тройками, а иногда и в одиночку. Как указывалось в документах 4-й ВА, успех советских лётчиков в ночное время заключался не только в нанесении противнику урона, но и в том, что экипажи «Хейнкелей» теперь старались быстрее избавиться от бомб, находясь над советским плацдармом не более 4–6 минут. Это не могло не сказаться на эффективности ударов.
В качестве своего рода возмездия за налёт «Хейнкелей» на аэродром 889-го НЛБАП в ночь на 6 февраля был нанесён удар по аэродрому Сарабуз силами 63-го БАП. При разведке цели в ночное время было обнаружено до 30 самолётов, выявлено расположение до восьми точек МЗА и семи прожекторов. На задание отправились 10 «Бостонов», которые наносили удар парами, взаимно подсвечивая цель с помощью САБов. В результате бомбардировки в районе аэродрома было отмечено 12 очагов пожара и один сильный взрыв. Лётчикам полка было засчитано три уничтоженных на земле самолёта. О потерях немцев на земле этой ночью ничего не известно, но в воздухе в районе Керчи был подбит советскими зенитчиками He 111H-20 W.Nr.700145 из 2./KG 4. Пилотировавший самолёт унтер-офицер Генрих Кайльманн (Uffz. Heinrich Keilmann) умер от ран.
Вечером 7 февраля снова отличился лучший ас 249-го ИАП. В ходе вылета в период 18:11–19:00 старший лейтенант Кулагин и лейтенант Кистаев заметили в районе села Сараймин до 18 He 111, которые группами по 2–3 самолёта шли в направлении Керчи. Советская пара разбила строй первых двух групп, но немецкие лётчики поодиночке настойчиво шли к цели. Кулагин пристроился к одному их «Хейнкелей» сзади снизу и с дистанции 50 метров открыл огонь, после чего вражеский бомбардировщик, так и не сбросив бомбы, рухнул на землю и взорвался юго-западнее Керчи.
Успешную атаку советского аса подтверждают немецкие документы: досталось бомбардировщику He 111H-20 W.Nr.700134 из 1./KG 4, который после атаки истребителя совершил вынужденную посадку в районе Ташлы-Яр – Мескечи. Степень повреждения неизвестна, но стрелок обер-ефрейтор Андреас Штретц (Ogefr. Andreas Stretz) был убит, а радист обер-ефрейтор Райнхард Хеннебергер (Ogefr. Reinhard Henneberger) – ранен.
Следующая потеря I./KG 4 от действий истребителей датируется 25 февраля. Известно, что в ту ночь «Хейнкели» наносили удар по железнодорожной станции Новоалексеевка, потеряв одну машину от зенитного огня, а ещё одну – на вынужденной посадке на аэродроме Сарабуз после обстрела истребителем. По имеющимся в распоряжении автора данным, в тот день и последующую ночь советские истребители в полосе действия 4-го Украинского фронта побед над двухмоторными бомбардировщиками не заявляли. Не велось боев и над Керченским полуостровом и Таманью – по всей видимости, обе немецких потери можно отнести на счёт зенитчиков.
Удалось «пощипать» бомбардировщики I./KG 4 и советским морским истребителям, однако это произошло не ночью. 13 марта перелетавшее в Одессу для снабжения оттуда 6-й Армии звено «Хейнкелей» из 2./KG 4 было перехвачено над Черным морем западнее мыса Тарханкут группой «Аэрокобр» 11-го Гв.ИАП ВВС ЧФ. Старший лейтенант Д.В. Зюзин в группе с лейтенантами Г.П. Колонтаенко и И.С. Тутовым сбили уже упомянутый выше He 111H-20 W.Nr.700145. Лётчик лейтенант Хорст Бехманн (Lt. Horst Bechmann) посадил машину на воду, но выбраться удалось только штурману – остальные четыре члена экипажа утонули.
«Киттихауки» в помощь «ЛаГГам»
Со второй декады февраля в районе Керченского полуострова силами двух полков стала действовать 2-я Гв.ИАД ПВО. Если 84-й Гв.ИАП на «Яках» летал только днём, то в составе 83-го Гв.ИАП была создана ночная группа, и с конца месяца «Киттихауки» стали летать на патрулирование в тёмное время суток. В первые недели встреч с воздушным противником не было, поэтому иногда лётчики полка, как и авиаторы 249-го ИАП, привлекались для штурмовки вражеских прожекторов.
Впервые удача в ночном бою улыбнулась гвардейцам в ночь на 14 марта. В 01:24 на высоте 800 метров младший лейтенант С.Л. Письменный встретил одиночный самолёт противника, идентифицированный как «Хеншель» Hs 123. После второй атаки биплан с резким креном пошёл вниз северо-западнее Керчи. Подтверждение на сбитый вражеский самолёт пришло от главной радиостанции наведения в полдень того же дня. По всей вероятности, Письменный имел дело с одним из Go 145 авиагруппы NSGr.6. По имеющимся данным, потерь в эту ночь группа лёгких бомбардировщиков не понесла, но автор располагает лишь данными о её потерях, связанных с гибелью или ранениями лётного состава. Вполне возможно, что атакованный немецкий «кукурузник» получил повреждения или даже был сбит, но его экипаж не пострадал.
Летчики одного из гвардейских истребительных полков ПВО возле «Киттихаука» одной из поздних модификаций. К 1944 году самолет явно устарел для применения в качестве фронтового истребителя, но оказался вполне востребован как истребитель-бомбардировщик, способный поднимать хорошую полезную нагрузку, а также как истребитель ПВО. В этой роли как нельзя кстати оказались его большая продолжительность полета, удобная кабина, простота пилотирования и мощное стрелковое вооружение. — «Нас ждут из темноты» | Военно-исторический портал Warspot.ru
Летчики одного из гвардейских истребительных полков ПВО возле «Киттихаука» одной из поздних модификаций. К 1944 году самолет явно устарел для применения в качестве фронтового истребителя, но оказался вполне востребован как истребитель-бомбардировщик, способный поднимать хорошую полезную нагрузку, а также как истребитель ПВО. В этой роли как нельзя кстати оказались его большая продолжительность полета, удобная кабина, простота пилотирования и мощное стрелковое вооружение.
Следующие два результативных боя с «Хейнкелями» гвардейцы провели в ночь на 16 марта. Сначала около 00:30 младшие лейтенанты С.А. Гой и С.Л. Письменный перехватили одиночный He 111. Несмотря на 6–8 атак «Киттихауков», опытный немецкий экипаж сумел уйти на свою территорию, и «Хейнкель» был записан на счёт советских лётчиков как подбитый. Спустя три часа младший лейтенант В.И. Андреев двумя атаками подбил второй бомбардировщик. В немецких документах подходящих потерь нет – возможно, «Хейнкели» получили лёгкие повреждения, оценённые меньше 10%.
Главных успехов в борьбе с «Хейнкелями» советские лётчики добились уже под занавес противостояния на Керченском полуострове. 20 марта около 19:00 на перехват приближающихся к плацдарму бомбардировщиков вылетели пара ЛаГГ-3 249-го ИАП и пара «Киттихауков» 83-го Гв.ИАП. Старший лейтенант Кулагин атаковал обнаруженный им He 111 и, согласно докладу лётчика, убил стрелка бомбардировщика. Младший лейтенант В.В. Потёмкин из 83-го Гв.ИАП северо-восточнее села Осовины (по другим данным – восточнее посёлка Мама Русская) на высоте 3500 метров сбил другой «Хейнкель».
Вскоре после полуночи на перехват новой волны бомбардировщиков отправились старший лейтенант П.М. Батырев и лейтенант А.П. Богачёв из 249-го ИАП, а также младший лейтенант Письменный из 83-го Гв.ИАП. Богачёв заметил пойманный лучами прожектора «Хейнкель» и произвёл по нему две атаки, ведя огонь с дистанции 50–70 метров. После третьей атаки бомбардировщик рухнул на землю в районе завода им. Войкова, что подтвердила радиостанция наведения. После этого самолёт Богачёва подбили свои зенитчики. Лётчик сумел дотянуть до своего аэродрома и совершить благополучную посадку, но на истребителе сгорел мотор. Примерно в это же время другой «Хейнкель» над восточной окраиной Керчи уничтожил младший лейтенант Письменный. Любопытно, что победа была записана ему как одержанная в группе, хотя, судя по оперативным документам, он вылетал в одиночку. Спустя примерно час один очередной подбитый вражеский бомбардировщик пополнил счёт старшего лейтенанта Кулагина.
Немецкие данные признают успешные действия ночных перехватчиков и существенные потери в ту ночь. Снова больше всех не повезло отряду 2./KG 4: из его состава пропал вместе с экипажем из пяти человек He 111H-20 W.Nr.700317 «5J+CK», пилотируемый обер-фельдфебелем Йоганном Штокхорстом (Ofw. Johann Stockhorst) – судя по тому, что он взлетел в 00:05, это жертва Богачёва или Письменного. Ещё одна машина (номер неизвестен) из той же эскадрильи, пилотируемая гауптманом Гансом Гэнсхиртом (Hptm. Hans Gaenshirt), после полученных повреждений была оставлена экипажем, выпрыгнувшим с парашютами. В довершении всех бед «Хейнкель» He 111H-20 W.Nr.700196 «5J+FL» из 3./KG 4 разбился на взлёте с аэродрома, похоронив экипаж фельдфебеля Герхарда Мюллера (Fw. Gerhard Müller).
По советским данным, ещё более результативной стала ночь на 22 марта. Совершив в общей сложности семь боевых вылетов, в период 19:15–20:00 пилоты двух истребительных полков заявили сбитыми пять He 111. Старший лейтенант А.М. Кулагин и лейтенант С.П. Мосягин из 249-го ИАП, встретив дюжину He 111, разошлись – каждый стал атаковать противника самостоятельно. Подбив один бомбардировщик, Кулагин потерял его из вида. Выискивая новую жертву, он вскоре повторно обнаружил ниже себя «Хейнкель», который с дымным шлейфом развернулся на запад. Второго шанса вражескому экипажу Кулагин не оставил – He 111 разбился в районе станции Багерово. Так же, со второй атаки, сразил своего противника и Сергей Мосягин – вражеская машина упала южнее посёлка Мама Русская. Обе победы подтвердила станция наведения. Ещё один подбитый «Хейнкель» заявил третий вылетавший лётчик, лейтенант Д.П. Подоляк. Повреждённый бомбардировщик ушёл в сторону посёлка Семь Колодезей.
Так же успешно провели свои бои лётчики 83-го Гв.ИАП лейтенант Степан Гой и младшие лейтенанты Семён Письменный и Виктор Потёмкин. Письменный с первой же атаки уничтожил встреченный им в 19:25 в районе станции Багерово вражеский бомбардировщик, израсходовав 150 патронов к крупнокалиберным «кольт-браунингам». Лейтенант Гой и младший лейтенант Потёмкин сбили по одному бомбардировщику западнее посёлка Мама Русская.
На этот раз немцы подтверждают лишь один успех наших авиаторов. Согласно их сводкам потерь, после боя с истребителем в районе села Баксы разбился на своей территории He 111H-20 W.Nr.700276 5J+EL фельдфебеля Эдуарда Визенфарта (Fw. Eduard Wiesenfarth). Из всего экипажа в пять человек выжил в итоге только радист унтер-офицер Герхард Крёэр (Uffz. Gerhard Kröher).
В конце марта «Хейнкели» группы I./KG 4 перебазировались в Одессу и стали использоваться в основном как транспортные машины для снабжения отрезанной в районе Каменца-Подольского 1-й Танковой Армии. В апреле группа вернулась в Крым, где выполняла всевозможные задания – от перевозок личного состава различных частей до сопровождения конвоев и поиска терпящих бедствие кораблей. Лётчикам группы довелось стать свидетелями агонии и катастрофы всей 17-й Армии.
Подводя итог, стоит признать, что немецкое командование несколько просчиталось с применением бомбардировщиков в тёмное время суток – зенитчики и немногочисленные советские лётчики-ночники сумели дать достойный отпор действующим ночью «Хейнкелям», потери которых оказались выше, чем в ходе предшествующих дневных вылетов в боях за полуостров. Заявив 18 сбитых немецких бомбардировщиков, советские лётчики в реальности уничтожили и повредили не менее девяти машин. Это очень высокий показатель результативности, которому могли бы позавидовать многие истребители, действовавшие в светлое время суток.
Автор благодарит Матти Салонена и Алексея Пекарша за данные, использованные в работе над статьёй. Фото из коллекции автора и Бориса Циглича (Сербия).
Автор разыскивает родственников авиаторов 4-й Воздушной Армии и ВВС Черноморского Флота, принимавших участие в боях за Крым, и будет признателен, если с ним свяжутся по адресу электронной почты ivan_l@ukr.net
Источники и литература:
ЦАМО РФ, фонд 229-й ИАД.
ЦАМО РФ, фонд 132-й БАД.
ЦАМО РФ, фонд 2-й Гв.ИАД ПВО.
ЦАМО РФ, фонд 249-го ИАП (163-го Гв.ИАП).
Андрей Кузнецов. Большой десант. Керченско-Эльтигенская операция – М.: Вече, 2011
Герои кубанского неба / Сост. Н.П. Жуган, Г.Ф. Приймук – Краснодар: Кн. изд-во, 1987
Karl Gundelach. Chronik Kampfgeschwader 4 «General Wever» – Motorbuch Verlag, Stuttgart, 2013
http://podvignaroda.ru
https://www.obd-memorial.ru
https://pamyat-naroda.ru
Сайт: https://warspot.ru/9929-nas-zhdut-iz-temnoty