А.Бадякин (Керчь)
Хорватский морской легион на Черном и Азовском морях (1941-1944 г.г.)
В апреле 1941 г. Югославия была оккупирована и на ее территории созданы государства Сербия и Хорватия. Одновременно реорганизовывался и военно-морской флот. Во главе военно-морских сил Хорватии был назначен капитан первого ранга Джуро Якчин (с присвоением звания контр-адмирала). Хорватский морской легион был сформирован весной 1941 г. в Загребе. Легионом в составе Кригсмарине командовал капитан второго ранга (Kapetan fregate)Андре Вркльян (Andre Vrkljan), затем капитан второго ранга (Kapetan bojnog broada) Степан Руменович. По мере комплектования моряки выехали тремя группами в Варну.
1-я группа (14 офицеров, 116 унтер-офицеров и рядовых) выехала из Загреба 17.06.41 г. и 19.06.41 г. прибыла в Варну.
2-я группа (всего 88 человек) выехав из Загреба прибыла в Варну 20.08.41 г.
3-я группа (всего 50 человек) выехала из Сиска и прибыла в Варну 27.08.41 г.
По прибытию в Варну хорваты получили обмундирование, которое включало стандартную форму Кригсмарине с хорватской национальной символикой. На левом рукаве они носили шеврон: щит с красными и белыми клетками – герб Хорватии. Над шевроном — слово “HRVATSKA” (Хорватия). Иногда этот элемент отсутствовал. На правой стороне груди хорватские моряки носили металлический посеребренный знак принадлежности к морскому легиону (выдавался тем, кто был на Восточном фронте не менее 2-х месяцев) – овальной формы, в центре якорь, на нем хорватский герб. Якорь окружен венцом из липовых листьев и подписью «HRVATSKA POMORSKA LEGIJA 1941». На бескозырке матросов была надпись – «MORNARICA». В Варне хорватские моряки проходили подготовку на немецких тральщиках и подводной лодке, так как планировалось, что из хорватов будет формироваться экипажи для этих типов кораблей. После окончания подготовки 22 сентября первые, закончившие обучение, легионеры выехали из Варны через Бухарест в Николаев, куда прибыли 30 сентября. Вскоре личный состав выехал на побережье Азовского моря в г. Геническ. По прибытию в Геническ моряки занялись строительством береговых сооружений, патрулированием побережья. Здесь хорватские моряки получили свои первые плавсредства: шесть бывших советских рыболовецких судов (водоизмещением 10-20 тонн), захваченных немцами.
В период высадки советского десанта в Крыму в декабре 1941 г. личный состав легиона, усиленный румынским кавалерийским эскадроном, отвечал за оборону северного побережья Азовского моря в районе Геническа протяженностью 45 км. На начало 1942 г. численность Хорватского морского легиона составляла 343 человека, в том числе 23 офицера, 220 унтер-офицеров, 100 матросов. С приходом морозов, пришлось бороться с обледенением кораблей, чтобы лед не раздавил их. В январе 1942 г. хорватских моряков посетил немецкий адмирал Швейц.
К весне 1942 г. морской легион имел в своем составе 45 плавсредств из захваченных советских рыболовных судов, буксирных и вспомогательных катеров, нескольких немецких мотоботов. В марте шесть хорватских кораблей участвовали в сражениях в Керченском проливе. В апреле 1942 г. 40 моряков были направлены в Феодосию для обеспечения содержания портового оборудования.
К весне 1942 г. из захваченных советских судов были сформированы три группы:
«A» – патрульная (ее возглавил сам командир легиона)
«B» – минно-тральная и миннозаградительная (командир-поручик Марко Рузнев)
«C» – транспортная (командир поручик Руменович)
С началом навигации перед легионом была поставлена первая боевая задача – постановка оборонительного минного заграждения перед Геническом. В ходе ее выполнения хорваты понесли первые боевые потери.
Вечером 19 апреля 1942 г. при постановке двадцатой мины произошел взрыв мины на палубе катера, что вызвало детонацию двух оставшихся мин на соседнем катере. Из 28 матросов и 5 офицеров обеих экипажей, обеспечивающие суда сразу же после взрыва вытащили из воды 8 раненых и 2 убитых. Оба катера затонули.
В числе погибших было три офицера – ответственный за проведение минно-заградительной операции немецкий обер-лейтенант цур зее Барц и два хорватских поручика Гудель и Ковачич. Командир Марко Рузнев был тяжело ранен и позднее при излечении в родном Дубровнике убит партизанами.
25 мая корабли с хорватскими моряками ушли из Геническа, пробыв в городе восемь месяцев. Жили хорваты в городе без конфликтов, и, как пишет хорватский историк Иван Кошутич, «представители общественности» Геническа предложили назвать одну улицу в городе – Хорватской, а вторую – имени Анте Павелича (глава независимого хорватского государства в 1941-1945 гг.)
В августе легион базировался в Мариуполе. Штаб легиона разместился на бывшем советском учебном судне «Товарищ». Знаменитый “Товарищ” в октябре 1941 г. при оккупации Мариуполя был захвачен немцами, а 12 октября официально включен в состав Кригсмарине как плавучая казарма.
После прибытия в Мариуполь 25 мая 1942 г. Хорватский морской легион был реорганизован и теперь состоял из двух флотилий (в каждой было по 30 катеров). Каждая из флотилий состояла из трех групп:
1. патрульная группа;
2. минно-тральная и минно-заградительная;
3. транспортная.
Каждая из групп состояла из двух отрядов по 5 катеров в каждом. В Мариуполе базировалась резервная группа для восполнения потерь из 10 катеров.
Постоянные боевые дозоры хорватов выставлялись у Геническа, Ногайска, Осипенко, Старой Ялты, Мариуполя, Буденовки, Кривой косы и Таганрога. Бывшие советские рыболовные суда в начале были вооружены только легкими пулеметами – трофейными «максимами» и немецкими МГ-34. Позже на катерах были установлены одна – две немецкие зенитные автоматические 20 мм. пушки.
Потери были относительно небольшие, но большинство катеров были повреждены в ходе постоянных атак советской авиации. Четыре катера были потоплены весной – летом 1942 г. в Мариупольском заливе.
15 августа в районе Ейска на мине погиб хорватский сторожевой катер “V1” (до 08.42 г. немецкий моторный бот “MOTTLAN” – G187Mo).
Корабли легиона перевозили военные грузы из Мариуполя в Таганрог, Ейск, Ахтари, Агуев. Группа хорватов была 24 августа послана в Темрюк для подъема затонувших кораблей.
После захвата Темрюка в легионе прошла очередная реорганизация. Большая часть кораблей патрульной группы была разоружена и началась активно использоваться с украинскими экипажами для рыбной ловли под немецко-хорватско-румынским контролем. Еще в июне 1942 г. легион пополнился очередной группой хорватов. Общая численность личного состава возросла до 450 человек.
Утром 5 сентября возвращаясь с ночного патрулирования сторожевой корабль легиона «WM 3014»(«W» – вспомогательный, «M» – Мариуполь, далее номер группы, отряда и корабля в отряде) наскочил перед Геническом на мину. Погибли семь членов экипажа. В этот же день пострадал от взрыва на мине еще один корабль. Погибло пять моряков (с лоцманского катера). В октябре 1942 г. в Мариуполе хорватских моряков посетил Анте Павелич. После этого минная группа легиона была перебазирована в Ейск для контрольного траления этого района. При этом малотоннажные деревянные хорватские суда вошли в Ейск без потерь.
Тральщики- пинасы, базировавшиеся на Таганрог, теперь были задействованы для каботажных перевозок между Мариуполем, Ейском, Таганрогом, Азовом и Ростовом-на-Дону. Это были небольшие немецкие экскурсионные и прогулочные катера с озёр вокруг Берлина. Их корпуса были изготовлены из драгоценных пород дерева. Этот отряд состоял из 7 моторных катеров и одного трофейного буксира с хорватскими экипажами. Часто во время переходов подвергался атакам советских истребителей, но прикрытие из немецких «мессершмиттов» Bf109 из состава JG.52 ни разу не подвело.
В декабре 1942 г. хорватские моряки в полном составе убыли на отдых в Варну. После короткой передышки легионеры возвратились на корабли. В начале 1943 г. из Хорватии прибыла очередная группа моряков из 150 человек. Таким образом, общая численность легиона достигла 600 человек.
К сожалению, практически ничего не известно об отряде хорватских моряков, базировавшихся на Керчь. 17 сентября 1942 г. при налёте ВВС ЧФ на Керченский порт были потоплены три вооруженных сейнера по 20 тонн, два – 15-тонных и один – 10-тонный моторных катеров из состава легиона. В марте 1943 г. его боевой состав пополнился двумя батареями береговой артиллерии (88 мм пушки).
В этот период в составе легиона проходили службу уже до 1000 человек, в том числе немцы. Да и бывших советских граждан к середине 1943 г. было уже до 20% от общей численности формирования.
Весной 1943 г. легионеры передали свои суда новым командам и отправились в Хорватию на отдых.
Ялтинский отряд легиона.
Еще один хорватский отряд из состава легиона под командованием поручика Франьо Кезера с декабря 1941 г. базировался в Ялте. Его штаб-квартира находилась в отеле «Интурист».
На вооружении отряда находились захваченные советские суда – шесть рыболовных парусно-моторных шхун и десять моторных катеров, которые несли постоянный дозор перед Ялтинским портом.
После высадки советского десанта в Судаке (27.02.1942 г.) хорваты на четырех самых быстроходных катерах, вооруженных 1-2 «максимами» каждый, произвели разведку места высадки десанта. В этом и последующих выходах, которые прошли без потерь, отличились командиры катеров поручики Станко Стилинович, братья Миленко и Бежидар Мазураничи.
8 марта неразорвавшаяся торпеда, выпущенная с советской подводной лодки, была разоружена хорватскими моряками.
27, 29 и 30 мая 1942 г. на Ялтинский порт совершила налеты авиация ВВС ЧФ. В результате было потоплено несколько итальянских и хорватских катеров, некоторые повреждены.
Вскоре после падения Севастополя Ялтинский отряд легиона был переброшен в Феодосию для разминирования порта и рейда, но никаких плавсредств в свое распоряжение не получил. Тогда хорваты своими силами подняли в порту Феодосии и ввели в строй небольшой буксир, большой мореходный моторный катер и несколько небольших рейдовых катеров.
Осенью 1942 г. хорватский морской легион был сосредоточен в Мариуполе, где продолжительное время вместе с итальянцами ожидал переброски на Каспийское море. Был сформирован даже состав флотилии из 28 единиц, получивших нумерацию «RKA 01» — «RKA 28». Но после катастрофы под Сталинградом эти планы остались только на бумаге, а состав легиона убыл на отдых.
В составе 23-й флотилии охотников за подводными лодками.
После непродолжительного отдыха, отпусков дома, часть личного состава дивизиона прошла обучение в Варне в немецких морских школах по специальностям “организация и проводка конвоев”, “борьба с подводными лодками и авиацией противника”, “противоминная оборона”.До середины 1943 г. хорваты получили 12 новых только вступивших в строй универсальных катеров “KFK” (“KUSTEN FISCH KUTTER”),из которых была сформирована 23-я флотилия охотников за подводными лодками (Untersee – bootjaeger Flotille 23) с номерами “ Uj 2301”, “ Uj 2311” , “ Uj 2314”. Флотилию возглавил капитан 3 ранга Иосип Сессеглия.
Первые 4 “KFK” были переданы хорватами в Варне уже во второй половине мая 1943 г. Остальные восемь кораблей находились на достройке в Варне и вводились в строй по очереди в течении лета 1943 года, а также 3 единицы с немецкими экипажами “ Uj 2312”, “ Uj 2313” , “ Uj 2316”. Это были корабли водоизмещением до 110 тонн, длиной 24,0 метра со стальным набором корпуса, деревянной палубой и обшивкой. Они были вооружены обычно четырьмя 20 мм автоматическими пушками фирмы “Рейнметалл”, двумя пулеметами. Несли до 30 глубинных бомб и гидролокатор “Sonar”. Экипаж каждого корабля составлял 15 человек. Действовали охотники в восточной части Черного моря.
Хорватский отряд также имел несколько тральщиков типа RA (Raeumboote), среди которых был “RA 51”. Хорватские корабли обеспечивали конвоирование судов и кораблей вдоль крымских, болгарских и румынских берегов до Босфора и обратно. Кроме обычных операций “Uj 2305”, “Uj 2309” , “RA 51” охраняли болгарские суда “Milka”, “Marcia”, “Bella Citta” на переходе из Констанцы до Боспора с еврейскими беженцами, которые спасались от нацистов с помощью румынского Красного Креста. 28 августа 1943 г. хорватские “Uj 2303”, “Uj 2304”, “Uj 2306” вместе с немецкими охотником ”Ксантен” у мыса Лукулл атаковали и повредили советскую подводную лодку “М-111”.
30 августа хорватский сторожевой катер (бывший сейнер, 30 тонн) севернее Ейска был захвачен “БКА-111” Азовской флотилии. Взято в плен 8 моряков, но катер из-за неисправности мотора затоплен.
20 октября у Феодосии ВВС ЧФ был потоплен хорватский СКА “В 2” (до 19.07.48 немецкий “Fix – Weg2”). 28 октября 1943 г. в районе мыса Тарханкут хорватские“ Uj 2303” , “Uj 2304”, “Uj 2306” вместе с немецким судном-ловушкой “Schiff 19” потопили подводную лодку ЧФ “А-3”.
При подводе конвоя “Какаду” 26 октября 1943 г. “Uj 2311” в районе Днестровского лимана сел на мель и был серьезно поврежден авиацией. Но на следующий день немецкому буксиру “Зигфрид” удалось снять корабль и отбуксировать его в Одессу на ремонт.
В феврале 1944 г. в состав 23-й флотилии вошли новые корабли “Uj 2313” , “Uj 2314”, но уже с чисто немецкими экипажами. В октябре 1943 г. личный состав Хорватского морского легиона получил приказ возвращаться на родину в Хорватию.
Первые корабли из состава 23-флотилии охотников хорваты начали передавать немецким экипажам еще в феврале 1944 г. Так, например — “Uj 2301” и “Uj 2308” были переданы, соответственно, 12 и 14 февраля. В этот же период флотилия пополнилась новыми “ j 2315” и “Uj 2318”, но их принимали уже немецкие экипажи. Но на хорватских кораблях были оставлены хорватские специалисты по работе с гидролокатором, т.к. их просто некому было заменить.
9 апреля 1944 г. при эвакуации Одессы был поврежден огнем с берега “Uj 2310”, потерял ход и на следующий день брошен экипажем на мелководье. Это была первая потеря хорватов в составе 23-й флотилии. В течении 10-14 апреля 1944 г. хорваты полностью передали свои корабли немцам и до 21 мая все хорватские моряки были переданы в четыре этапа в Триест на Адриатику. Здесь хорватский морской легион и был расформирован.
Часть хорватских моряков была переведена на немецкие боевые корабли, другие вступили в возрожденные хорватские военно-морские силы. Береговые артиллерийские батареи легиона были переданы в состав немецкого флота и февраля 1944 г. дислоцировались в Сплите . К моменту вывода хорватских моряков с Черного моря (май 1944 г.) потери легиона составили до 50% личного состава.
Бывшие советские трофейные суда из состава легиона, оставшиеся на Азовском море, были частью затоплены немцами при эвакуации из портов или захвачены советскими войсками.
Из состава 23-й флотилии охотников за подводными лодками практически все корабли были потеряны в мае-августе 1944 г. при эвакуации немцев с портов Черного моря.
Всего за период действия Хорватского морского легиона на Черном и Азовском морях входило до 130 единиц кораблей различного типа.
В состав Хорватского морского легиона входило также немецкое подразделение численностью до 200 человек во главе с обер-лейтенантом Плаутзом.
И немногие из жителей Мариуполя, стоя рядом с якорем легендарного учебного судна “Товарищ” (на постаменте с 1955 г. близ порта) знают, что здесь воевали союзники Германии, хорватские военные моряки, почти три года бывшие далеко от родной Адриатики.
Литература :
1. Романько О. За фюрера и поглавника//MILITARY КРЫМ, №5, Симферополь, 2007 г.
2. Азовский морской альманах, Мариуполь, 2002 г.
3. Звонимир Фрайвога “Действия Хорватского морского легиона на Черном море”. Перевод С.В. Богатырева. (г. Львов)