C.Ченнык (Симферополь)
Сакский Герой афганского неба…
Сегодня мы расскажем о крымчанине — Герое Советского Союза Гайнутдинове Вячеславе Карибуловиче. Думаю, что его имя также мало знакомо подавляющему количеству читателей, как и имя героя нашего предыдущего материала – майора Александра Богданова. …
Родился Вячеслав 6 ноября 1947 г. в городе Иман, ныне Дальнереченск Приморского края, в семье рабочего. Вскоре служебная стезя отца-офицера привела его в Крым. В 1966 г. он окончил 10 классов в местной школе и продолжил семейную потомственную военную традицию, поступив в Сызранское высшее военное авиационное училище летчиков имени 60-летия СССР, много лет готовившее пилотов военных вертолетов.
Учился отлично. Увлекался боксом и музыкой. В этих увлечениях отразился характер Вячеслава: смел, решителен и в то же время лиричен и задушевен. На память читал стихи Блока и Мусы Джалиля.
Окончив училище в 1970 г., служил в Северной группе войск. Вскоре стал командиром экипажа, а затем командиром звена. Через три года его назначили заместителем командира эскадрильи.
Свою службу продолжил в Краснознаменном Среднеазиатском военном округе. Генерал-полковник авиации П. Белоножко, бывший в то время командующим ВВС округа, так рассказал об этих годах его жизни: «Гайнутдинов некоторое время был заместителем командира эскадрильи, но скоро пошел на повышение. Этого офицера отличали хорошее знание дела, отменные летные качества, высокая деловая активность, умение инициативно решать стоящие задачи. Прекрасный был летчик, человек беспредельной храбрости. А как летал! Исключительно тонко чувствовал вертолет. Обладал поистине виртуозной техникой пилотирования и мог научить этому других…».
В декабре 1979 г., в числе первых, Вячеслав Гайнутдинов был направлен для оказания интернациональной помощи народу Афганистана в составе 40-й армии Краснознаменного Туркестанского военного округа. Летчик 1-го класса, он выполнял самые сложные задания, личным примером показывая, как нужно действовать в критических ситуациях. В грозовом военном небе совершил 398 боевых вылетов.
И это были не просто вылеты – каждый на грани жизни и смерти.
Лучшие его качества открылись в сложной боевой обстановке. Но Вячеслав и его подчиненные все выдержали, все перенесли. Он лично подавал пример стойкости, мужества, отваги. Уже первые вылеты могли стоить жизни.
30 декабря 1979 г. вертолет Гайнутдинова, выполнявший разведывательный полет, попал под автоматный огонь и получил множественные повреждения: насквозь пробит был лонжерон лопасти несущего винта (в дыру запросто можно было просунуть палец), а перебитый трубопровод гидравлики привел к отказу управления, вынудив идти на вынужденную посадку.
На теряющем управление вертолете летчику удалось продержаться в воздухе еще 11 мин, дотянув до безопасного места. Это был всего лишь второй боевой вылет экипажа Вячеслава, ставшего вскоре легендарной личностью среди летчиков-«афганцев».
Майору Гайнутдинову в Афганистане довелось побывать практически на всех аэродромах, облетать всю страну. Много сложных и ответственных заданий выполнил он со своим экипажем. Не раз подвергался смертельному риску. Показателен один из эпизодов его боевой службы.
Наши пехотинцы высоко в горах оказались в тяжелом положении, у них кончались боеприпасы. Гайнутдинов со своим экипажем поднялся в горы. Воздух разреженный, ни единой площадки для приземления, а на висении не очень-то удержишься. Вот когда пригодилось виртуозное мастерство в технике пилотирования! Тонко рассчитав свои действия, Вячеслав правым боковым и передним колесами коснулся крохотного пятачка и в таком положении удерживал вертолет до тех пор, пока не закончилась разгрузка.
30 марта 1980 г., при подобных обстоятельствах майору Гайнутдинову пришлось выручать экипаж другого подбитого Ми-8. Машина капитана Власова выполнила аварийную посадку в Файзабадском ущелье у Бахарака, в самых что ни на есть душманских местах, куда и залетать было небезопасно. Ему удалось подобрать летчиков сбитого Ми-8, буквально выхватив их из-под огня, и уйти, отбиваясь из пулеметов.
Первую боевую награду он получил за спасение зажатой в кишлаке разведгруппы, сумев взлететь и отыскать её в пыльную бурю. Приземлившись под огнем прямо в селении, он прикрывал отход группы, отстреливаясь, пока разведчики пробивались к вертолету по узким улочкам.
Это только часть боевой «работы». Кроме штурмовых вылетов неоднократно производил доставку боеприпасов, грузов в мотострелко¬вый полк, вел разведку маршрутов движения армейских колонн. Терял друзей, тех с кем учился в училище и чьи жизни были особенно дорогими.
При минировании местности южнее Файзабада были потеряны сразу два Ми-8 из состава 181-го полка. Минную постановку выполнять пришлось в ущелье на высоте 3800 м, где вертолеты вошли в горную узость и попали в засаду. Расстрелянные из ДШК машины упали тут же. Один из них был разбит при жесткой посадке и сгорел, другой с повреждениями успел отвернуть, на отходе сел на вынужденную и разрушился. В кабине сбитого вертолета погиб штурман одного из экипажей — старший лейтенант Бураго, от тяжелых ран умер командир — майор Балобанов, училищный однокашник Гайнутдинова.
Экипаж Вячеслава числился «счастливым» — долгое время потерь среди его членов не было. Но весной 1980 г. на боевой операции под Бахараком был тяжело ранен борттехник Николай Кошелев. Когда под обстрелом высаживали десант, вражеская пуля попала между пластин бронежилета. Его быстро доставили в госпиталь, но врачи оказались бессильны.
Разгоряченный Гайнутдинов сел в другой, не его, но уже заправленный и снаряженный вертолет вместо командира и снова пошел на Бахарак. Он сполна рассчитался с врагом за своего борттехника. Это говорит не о его жестокости, а о том крепком чувстве боевого товарищества, когда члены экипажа были не просто коллеги по работе, а практически как братья.
Один из журналистов так описал свою встречу с ним: «…Он спрыгнул на землю, невысокий, коренастый, в потертой кожаной куртке. Лопасти вертолета еще вращались, и ветер теребил темные, примятые летным шлемом волосы. Протянул руку: «Майор Гайнутдинов». Те дни, что мне довелось провести с Вячеславом на окруженном горами крошечном аэродроме в Афганистане, навсегда останутся в памяти. Несколько раз он брал меня с собой на вылеты, но чаще, если задание было посложнее, оставлял на земле. Зато тогда — в его присутствии это не допускалось — летчики, механики наперебой рассказывали о мастерстве и отваге своего командира — Героя Советского Союза Вячеслава Гайнутдинова. Однажды, кружа над подбитой машиной своего товарища, он отгонял пулеметным огнем душманов, а затем, когда прилетел еще один вертолет, ухитрился посадить свой Ми-8 на скалу и забрать попавший в беду экипаж».
Через четыре месяца пришла беда. 17 августа 1980 г. при выполнении боевого задания отважный офицер-вертолетчик пал смертью храбрых, до конца выполнив свой воинский и интернациональный долг. Без отца остались сын Александр и дочь Наталья.
К этому времени Вячеслав Гайнутдинов уже «дорос» до должности заместителя командира 181-го отдельного вертолетного полка, продолжая совершать боевые вылеты на привычном ему Ми-8.
Вскоре пришел приказ на назначение на должность командира вертолетного полка в Союз. Трагический случай сломал все планы. Трагедия случилась даже не в бою – при облете новой машины. Произошел удар лопастью по хвостовой балке, повлекший падение на землю и гибель всего экипажа.
Похоронен в городе Саки.
Приказом Министра Обороны СССР № 0182 от 4 сентября 1980 г. майор Гайнутдинов В.К. навечно зачислен в списки 1-ой эскадрильи вертолетного полка. Его именем назван поезд Горьковско-Замоскворецкой линии московского метрополитена и улица в Саках.
Перед зданием школы №1, в которой он учился, в Саках, установлен бюст Героя, где в августе 2015 г. помянуть подвиг летчика, крымчанина и славного сына татарского народа, собрались не только ветераны Афганской войны, но и представители правительства Республики Крым.
Для газеты «Крымские известия»