Броненосец «Синоп»
Е.Макаренко (Симферополь)
Броненосец «Синоп»
В ноябре 2013 г. исполняется 160 лет славному Синопскому сражению, в котором корабли ЧФ под командованием адмирала П.С.Нахимова уничтожили практически весь турецкий флот, обеспечив себе безраздельное господство в Черном море. Увы, дальнейший ход событий Крымской войны, несмотря на мужество и героизм солдат и офицеров складывался не в пользу Российской империи. В 1856 г. Россия подписала Парижский мирный договор, фактически запрещавший ей иметь на Черном море военно-морской флот. Только спустя 15 лет были предприняты робкие попытки заявить о создании военного флота на Черноморском театре и сделаны небольшие, но оригинальные шаги в этом направлении в виде постройки знаменитых круглых броненосцев береговой обороны, прозванных в честь их изобретателя «поповками». В русско-турецкую войну 1877-1878 гг. ЧФ вступил практически безоружным, и только активные действия вооруженных пароходов и минных катеров позволили русским морякам перехватить инициативу на море. Кстати, один из минных катеров, действовавших против турок, получил имя «Синоп».
Причины строительства броненосного флота на Черном море
Сразу после окончания русско-турецкой войны 1877-1878 гг. был поставлен вопрос о воссоздании на Черном и Балтийском морях активного флота и внесении плановости в постройку кораблей. К тому же, к этому подталкивало и осложнение международной обстановки в связи со складыванием Тройственного союза. В 1879-1880 гг. Морское ведомство занялось разработкой планов строительства большого броненосного флота.
На Черном море к этому подталкивал анализ действий русской армии в ходе только что закончившейся войны. Выйдя сухопутным путем к Константинополю, русские войска фактически могли взять под контроль черноморские проливы Босфор и Дарданеллы. Однако, этого сделано не было. Уступив дипломатическому и военному давлению Австро-Венгрии и Англии Россия упустила шанс овладения проливами и превращения Черного моря фактически во внутреннее море Империи. Современные боевые корабли того времени, выйдя из Босфора могли достигнуть Севастополя в течение суток, а, конвоируя транспорты с войсками время перехода увеличивалось всего лишь до 1,5 – 2 суток. Именно этот простой расчет требовал от российской дипломатии добиться запрета на вхождение иностранных (в первую очередь английских) кораблей в Черное море.
В сентябре 1879 г. в Ливадии под председательством Александра II состоялось совещание, определившее главные приоритеты внешней политики России на черноморском театре на ближайшую перспективу: недопущение усиления влияния Австрии на Балканском полуострове и захвата проливов англичанами. Россия должна была быть готова к овладению проливами в случае, «если обстоятельства приведут к уничтожению турецкого господства в Европе» [1]. Для давления на Австрию были сделаны уступки Германии по сохранению в ее составе Эльзаса и Лотарингии. Под давлением Бисмарка Австрия согласилась на уступки и 6 (17) июня 1881 г. был подписан австро-русско-германский договор. 3-я статья договора гласила: «Три двора признают европейское значение и взаимную обязанность принципа закрытия проливов Босфора и Дарданелл для военных кораблей, основанного на международном праве, подтвержденном трактатами и формулированного в декларации второго уполномоченного России в заседании Берлинского конгресса от 12 июля (протокол №19)» [2]. Таким образом, турецкий султан не имел права пропускать в Черное море английские военные корабли. В тоже время, Австрия и Германия становились гарантами этого соглашения и могли объявить Турции войну в случае одностороннего нарушения или выхода ее из этого договора.
В августе 1881 г. было созвано Особое совещание для разрешения задач строительства флота. В работе совещания принимали участие главы Военного и Морского ведомств Ванновский и Пещуров, министр иностранных дел Гирс, председательствовал великий князь Алексей Александрович. Главной задачей, по мнению собравшихся, являлось укрепление позиций России на Черном море. Совещание так определило эту задачу: «Первой заботой по восстановлению морских сил должно быть возрождение Черноморского флота, а затем уже и развитие флота на других морях» [3]. Участники совещания считали, что Россия должна быть готова к тому, «чтобы в момент наступления развязки овладеть устьями Босфора, укрепиться на обоих его берегах и, встав прочно у входа в Черное море, оградить его воды и берега от всякого посягательства» [4]. Было решено, что Черноморский флот должен иметь решающее преимущество над турецким и обладать таким количеством транспортов, чтобы перевезти на них 30-тысячный десант для захвата проливов. Кроме того, обстановка на черноморском театре осложнилась вследствие захвата англичанами Египта, что в свою очередь, создавало угрозу захвата ими Константинополя. Восстановление Черноморского флота было необходимо как воздух. По программе, принятой Особым совещанием, для Черного моря намечалось построить 8 броненосцев, 19 миноносцев и 2 транспорта [5]. «Россия не должна играть на море той же слабой роли, как в последней русско-турецкой войне», — отмечалось в решении Особого совещания [6]. Но, только спустя два года(!) после принятия политического решения были заложены первые броненосцы.
По меткому выражению Бисмарка, Босфор и Дарданеллы являются «ключами от дома» юга России, так как они перекрывают выход России в Средиземное море. Все попытки российской дипломатии подготовить политическую почву для захвата проливов разбивались о непреклонное противодействие Англии и враждебное отношение к этому Франции. Незначительная дипломатическая поддержка, полученная Россией в 1880-х годах от Германии и Австро-Венгрии, не имела особого значения в связи с отсутствием у России на Черном море боевых средств для захвата, хотя бы, Босфора. Половинчатость политических решений, принимавшихся в отношении количественного и качественного состава вновь строящегося Черноморского флота, подтверждает то, что Особое совещание 1881 г., определяя начало постройки современных броненосцев на Черном море, предполагало возможность их использования не только в Черном и Средиземном морях, но и в Тихом океане [7].
В 1882 г. началась работа по проектированию и выбору прототипа для строительства броненосцев на Черном море. В качестве прототипов рассматривались броненосцы: английский «Аякс», французский «Кайман», и построенный на Балтике, «Петр Великий». По настоянию управляющего Морским министерством адмирала И.А.Шестакова за основу для разработки чертежей черноморских броненосцев приняли балтийский «Петр Великий». В конце 1882 г. МТК завершил разработку чертежей. От проекта «Петра Великого» в новом броненосце сохранился лишь принцип защиты орудий, котлов и машин. Они были заключены в своеобразный бруствер, состоявший из двух казематов: нижнего, прямоугольного, установленного на бортовой броне, и верхнего, треугольного. По сравнению с «Петром Великим» уменьшили водоизмещение и запас угля, усилили броневую палубу, увеличили мощность машин. Эти изменения выглядели вполне логичными с учетом особенностей использования броненосцев в бассейне Черного моря.
Окончательный проект первой серии черноморских броненосцев представлял собой высокобортный корабль с вооружением из шести 12-дюймовых орудий, расположенных в барбетных установках. Схема расположения артиллерии главного калибра представляла собой треугольник. В любом секторе обстрела могли одновременно действовать две барбетные установки. 305-мм пушки имели длину ствола 30 калибров, их бронепробиваемость была выше, чем у 20-калиберных орудий «Петра Великого». Уже в ходе постройки Морской Технический комитет решил вместо предполагавшейся первоначально цитадельной схемы бронирования, оставлявшей незащищенной почти 2/3 корабля, применить полный пояс по всей длине ватерлинии [8]. Особое значение придавалось возможности вести огонь двумя барбетными установками (4 орудия) в нос. В случае встречного боя с английскими броненосцами в Босфоре российские корабли получали тактическое преимущество.
Спустя 30 лет после Синопского сражения в 1883 г. заложили и в 1886-1887 гг. спустили на воду три однотипных броненосца: «Екатерина II», «Чесма» и «Синоп». «Екатерина II» строилась в Николаеве, а остальные два броненосца в Севастополе. Эти корабли представляли собой сочетание английских казематных броненосцев с французскими барбетными. Верхний каземат имел треугольную форму и служил барбетом для трех пар 305-мм орудий. Такая конструкция позволяла лучше защищать борта, чем на французских броненосцах с отдельными барбетами. Главное отличие первых трех броненосцев друг от друга состояло в устройстве артиллерийских барбетных установок. На «Екатерине» пушки поднимались над краем брони барбета только в момент наводки и выстрела, на «Чесме» и «Синопе» пушки не выдвигались, а сами барбетные установки были открытыми.
Утвержденный МТК проект броненосцев, предполагал построить корабли водоизмещением 9990 т при суммарной мощности 2-х паровых машин 9000 л.с. Осадка не должна была превысить 8 м, скорость 14 уз. Корпус собирался из листовой стали толщиной 7,9 мм, длина броневых листов наружной обшивки составляла не менее 5,87 м при толщине до 15 мм. Водонепроницаемость корпуса обеспечивалась десятью поперечными и одной продольной в диаметральной плоскости (между 17 и 65 шпангоутами) переборками, делившими корпус на 16 отсеков. Вооружение должно было состоять из шести 305-мм орудий, размещенных в трех барбетных установках. Снаряды и заряды к орудиям подавали гидравлические подъемники. На батарейной палубе располагались 7 152-мм орудий и 10 малокалиберных пушек для защиты от миноносцев.
Броневая защита кораблей состояла из 457-мм сталежелезной брони вдоль ватерлинии. Ширина этого защитного пояса составляла 2,44 м, из которых 1,52 м находились ниже ватерлинии. Каземат был забронирован нижним поясом шириной 2,6 м и верхним шириной 2,9 м. Под вертикальной броней находилась деревянная прокладка из лиственницы (ее наибольшая толщина – 305 мм – приходилась на среднюю часть борта). Жилая палуба была забронирована листами общей толщиной 50,8 мм.
Одновременно с разработкой чертежей броненосцев в Николаеве велось спешное переоборудование эллинга №7, на котором впоследствии велось строительство броненосца «Екатерина II». В феврале 1883 г. из Брянска была доставлена первая партия профильной стали для корпуса. В июне 1883 г. началась стапельная сборка листов горизонтального киля первого черноморского броненосца. Через пару недель в Севастополе началось строительство «Синопа» и «Чесмы».
В августе 1883 г. адмирал И.А.Шестаков приказал МТК рассмотреть вопрос о продлении бронирования корабля по всей длине и сокращении количества 305-мм орудий с шести до четырех. МТК согласился удлинить броневой корпус корабля, но отказался уменьшать количество стволов главного калибра. В результате, водоизмещение броненосцев увеличилось, что, в свою очередь, вызвало их переуглубление на 0,13 м по сравнению с проектным.
Строительство кораблей такого класса в Николаеве и Севастополе велось впервые. Отсутствие необходимого опыта, задержки заводов-поставщиков в поставках стали, трудности в получении рабочих чертежей, изменения, вносившиеся МТК в первоначальный проект приводили к замедлению темпов строительства. Тем не менее, к середине 1884 г. корпус «Екатерины II» был сформирован настолько, что можно было уже заниматься установкой механизмов, брони и артиллерии.
Интересно, что значительная часть брони и артиллерии для строительства броненосцев заказывалась в Англии, которая была главным противником усиления флота России на черноморском театре. Броню для всех трех кораблей изготавливал завод Кэмел в Шеффилде (за 2 года изготовил 402 броневые плиты, 137 из них пошли на строительство «Екатерины II», этот же завод изготавливал броню для «Петра Великого» на Балтике). Два орудийных снижающихся станка для 305-мм орудий были заказаны заводу Андерсона. Предполагалось затем изготовить аналогичные станки на Обуховском заводе в Петербурге.
Забегая вперед, следует сказать, что уже в 1897 г. по настоянию главного командира Черноморского флота вице-адмирала Н.В.Копытова МТК было принято решение заменить на всех трех броненосцах огнетрубные котлы более совершенными водотрубными котлами системы Бельвиля.
Эскадренный броненосец «Синоп» был третьим по счету в серии первых черономорских броненосцев. Его строительство в Севастополе, так же как и «Чесмы» осуществлял РОПиТ. В соответствии с контрактом, заключенным между РОПиТ и Санкт-Петербургским портом в Севастополе строились корпуса броненосцев, в которые затем устанавливалось оборудование, изготовленное в Санкт-Петербурге. От Морского министерства за строительством «Синопа» наблюдали капитан корпуса Корабельных инженеров А.П.Торопов и его помощник поручик Отто. Строителем броненосца от РОПиТ был назначен штабс-капитан А.Н.Арцеулов [9]. 30 сентября 1883 г. в память о победе российского флота над турецким при Синопе, вновь строящийся броненосец получил имя «Синоп». Морское министерство торопило подрядчиков со сроками готовности кораблей. Поэтому заказы на изготовление машин, механизмов и другого оборудования для кораблей выполнялись в первую очередь для «Екатерины» и «Чесмы».
Только в июне 1885 г. в Глазго на заводе «Нэпир и сыновья» для «Синопа» заказали две трехцилиндровые машины и котлы к ним общим весом не более 1400 тонн [10]. В процессе постройки «Чесмы» и «Синопа» выяснилось, что перегрузка кораблей после спуска на воду и достройки составит не менее 639 тонн. По предложению А.П.Торопова для снижения этой перегрузки на «Синопе» была уменьшена ширина и длина верхнего каземата. Ускоренные работы на двух первых броненосцах серии привели почти к годичному увеличению сроков строительства «Синопа». Броненосец спустили на воду в мае 1887 г. В следующем году на корабле установили главные машины и котлы. К середине 1889 г. завершили монтаж брони, вспомогательных механизмов и орудийных станков. Недоработки, допущенные английской фирмой при изготовлении и монтаже машин и котлов, привели к еще большей задержке сроков готовности корабля. На ходовые испытания он вышел только весной 1890 г. К чести англичан надо отметить, что изготовленные ими механизмы после устранения всех неисправностей добросовестно работали на протяжении всего срока службы броненосца. Артиллерийские испытания выявили общие для всех трех кораблей этой серии недостатки: ограничение сектора стрельбы в нос и в корму из-за слабости креплений верхней палубы. На «Синопе» в 1892 г. обнаружилось» проседание кормовой барбетной установки на 51 мм. Проблему решили с помощью дополнительных пиллерсов, установленных под батарейной палубой [11]. Во время ходовых испытаний в 1889 г. «Синоп» показал самую высокую скорость хода в сравнении со своими систершипами – 16,5 узлов.
Испытания первых черноморских броненосцев по существу стали началом их практического применения, так как одновременно шло обучение экипажей кораблей, а появление кораблей такого класса в Черном море существенно укрепляло положение российского флота на этом театре. Сравнение тактико-технических характеристик первых черноморских броненосцев с их современниками английскими барбетными броненосцами из серии «адмиралов» и французскими броненосцами типа «Адмирал Воден» показывает, что в случае встречного боя в черноморских проливах, или при необходимости подавления береговых батарей турок, защищавших проливы, корабли типа «Екатерина II» могли при приблизительно равном весе бортового залпа ударить по противнику залпом в два раза более тяжелым при стрельбе в нос, что давало им определенные преимущества при ведении морского боя именно в проливах, или при артиллерийской поддержке их штурма.
Для своего времени это были мощные, современные корабли, выразившие передовую конструкторскую мысль русских кораблестроителей. Английский историк флота Р.Т.Джен писал в своем труде «Ереси» в учении о морской силе, что «оригинальные идеи (в кораблестроении) оказались только в России.» Джен, упоминая о трехбашенных установках середины 80-х гг. ХIХ в. на черноморских броненосцах типа «Чесма», подчеркивал, что именно Россия выдвинула такой тип, который является провозвестником типа «Дредноут» [12].
Служба эскадренного броненосца «Синоп»
В кампании 1890 г. впервые участвовали все три новейших броненосца. Российский ЧФ теперь значительно превосходил турецкий флот и мог противостоять вторжению флота противника. Броненосец «Синоп» под командованием капитана I ранга А.П.Развозова становится флагманом Практической эскадры. В течение июня броненосец участвует в рейдовых учениях, отрабатывая навыки действий команды в различных ситуациях. Выход кораблей ЧФ в открытое море задержал приезд в Севастополь королевы эллинов Великой княгини Ольги Александровны. 7 июля поезд доставил особу королевской крови в Южную бухту, откуда пароход «Эриклик» переправил ее на борт «Синопа». В честь королевы на броненосце состоялся обед с участием высших должностных лиц Севастополя и офицеров корабля. Затем, на гребном катере королева перешла на канлодку «Черноморец» и вечером того же дня на пароходе «Эриклик» отправилась в Грецию.
Спустя несколько дней представители Металлического завода из Санкт-Петербурга завершили работы по доводке артиллерии броненосца. Каждое орудие броненосца сделало по 15 контрольных выстрелов, после чего к обслуживанию артиллерии была допущена команда корабля.
15 июля корабли эскадры начали плавание вдоль южного берега Крыма и 16 июля стали на якорь в Феодосийской бухте. Здесь броненосцы эскадры, в т.ч. и «Синоп» отрабатывали навыки стрельбы торпедами. 22 июля эскадра взяла курс на Одессу. Через два дня корабли отправились в Севастополь. При возвращении в главную базу флота на «Синопе» произошла авария в котельном отделении: лопнула донная паропроводная труба. В результате от полученных ожогов 8 человек экипажа скончались и 10 получили тяжелые травмы.
Для расследования причин аварии была создана специальная комиссия, которая выявила дефекты во многих паропроводах, их внимательно осматривали, снимая теплоизоляцию. Броненосец поставили в ремонт, который завершился лишь в конце сентября 1890 г. Таким образом, в кампании этого года «Синоп» уже больше не принимал участия, так как 2 октября она была прекращена. Опыт кампании 1890 г. показал, что стальные мачты броненосцев плохо укреплены и имеют слабый рангоут. По указанию Морского технического комитета (МТК) мачты были укорочены, а марсовые площадки опущены на меньшую высоту. На «Синопе» эти переделки осуществили сразу после окончания кампании.
Выход кораблей ЧФ из кампании означал сведение их боеготовности к минимуму. В случае прохода в Черное море кораблей английской Средиземноморской эскадры, корабли ЧФ не успели бы даже выйти им на встречу из Севастополя. Понимая все серьезность такого положения дел, Главный Морской штаб издал приказ, согласно которому в ближайшие два года эскадра ЧФ 4 месяца в году находилась в кампании, проводя плавания и учения, а остальные 8 месяцев в вооруженном резерве в трехдневной готовности к выходу в море. В штабе полагали, что трех дней достаточно, чтобы узнать о планах английского флота пройти черноморские проливы [13]. В период пребывания в резерве на кораблях оставался боезапас, а команда сокращалась на одну треть. Таким образом, сроки подготовки к камапании сокращались.
В 1891 г . кампания началась уже 18 мая. «Синоп» с 4 июня несколько раз выходил в море для пробы машин. Вместе с эскадрой броненосец 21 июня бросил якорь у Тендровской косы. Здесь проводили стрельбы из малокалиберной артиллерии. 30 июня эскадра вернулась в Севастополь для пополнения запасов угля, после чего у мыса Айя «Синоп» вместе с систершипами провел учебные стрельбы главным калибром. Следующим шагом эскадры стало крейсерство вдоль кавказского побережья с заходом 20 июля в Новороссийск. 3 августа корабли вернулись в Севастополь. Здесь снова грузили уголь, и пошли в Одессу для приема десанта и его конвоирования к Очакову. Высадив десант, у Тендровской косы эскадра отрабатывала элементы совместного плавания и перестроений. 3 сентября корабли вернулаиь в Севастополь и 9 сентября 1891 г. кампания окончилась.
В кампаниях 1892-1893 гг. «Синоп» вместе с другими кораблями эскадры проходил мерную милю, отрабатывал совместное плавание, высадку десанта, постановку мин, отражение атак миноносцев. В кампании 1894 г. «Синоп» являлся флагмагским кораблем. На нем держал флаг командующий эскадрой вице-адмирал И.М.Диков. Интенсивность боевой подготовки выросла: стало больше минных стрельб, освоили новый вид связи (с помощью лучей прожекторов могли «переговариваться» на 20-мильном расстоянии), учения по отражению ночных атак миноносцев максимально приблизили к боевым. 19 сентября эскадру посетил император Александр III. Спустя месяц 20 октября 1894 г. император Александр III скончался. 24 октября крейсер «Память Меркурия» под Императорским штандартом в сопровождении «Двенадцати Апостолов» доставил в Севастополь тело усопшего. «Синоп» в одной линии с другими кораблями ЧФ встречал этот траурный эскорт. Спустя 3 дня корабли вернулись к повседневной деятельности и 3 ноября «Синоп» ушел на мерную милю. После этого кампания для него завершилась.
До начала кампании 1895 г. «Синоп» вместе с «Екатериной II» и «Двенадцатью Апостолами» сопровождал наследника престола цесаревича Георгия Александровича и вдовствующую императрицу Марию Федоровну из Одессы в Батум, и обратно. Это задержало вступление кораблей в кампанию, начавшуюся 15 июля. С этого года на эскадре начали больше внимания уделять артиллерийской стрельбе. В ходе тренировок артиллеристы «Синопа» достигли показателей готовности стрельбы к новому залпу 3 мин. 20 сек. Наведение на цель и готовность к выстрелу составляла 75 сек. Такие результаты в то время считались очень не плохими.
Из-за беспорядков в Турции эскадра ЧФ с 11 декабря 1895 г. до 25 апреля 1896 г. эскадра находилась в кампании и простояла в полной готовности, совершив несколько выходов в море. Дальнейшая служба «Синопа» состояла из ежегодных учений и не отличалась яркими и запоминающимися событиями. Однако, именно такая служба была необходима в то время для флота, так как позволяла подготовить для военных действий грамотных и хорошо обученных офицеров и матросов.
К 1899 г. на «Синопе» возникла необходимость замены котлов. Работы по установке котлов Бельвиля проводило Лазаревское адмиралтейство (работы завершили к маю 1904 г.) Тогда же возникла идея провести перевооружение «Синопа». Однако, из-за недостатка средств, в мае 1903 г. перевооружение было отложено, так как возобладало мнение о возможности использования «Синопа» в качестве броненосца береговой обороны и учебного корабля для практики курсантов артиллерийской школы. В январе 1904 года впервые в русском флоте броненосец «Синоп» был приспособлен для несения аэростата.
В 1906 г. «Синоп» последний раз участвовал в летней кампании. В 1907 г. отмечалось 30-летие победы в русско-турецкой войны 1877-1878 гг. «Синоп» и пароход «Эриклик» отправились с визитом в болгарскую Варну. На кораблях находилась делегация бывших участников войны во главе с Великим князем Владимиром Александровичем. Визит продолжался три дня и еще раз показал приверженность России к установлению своего преобладания на Балканском полуострове.
1 февраля 1908 г. в составе ЧФ был сформирован Отряд резерва. В него вошли «Синоп», «Георгий Победоносец», шесть мореходных канонерских лодок и номерные миноносцы. Задачей отряда стало обучение практическим навыкам слушателей Учебного отряда ЧФ.
В 1908 г. снова рассматривался вопрос перевооружения броненосца. Предлагалось заменить устаревшую артиллерию «Синопа» четырьмя 305-мм 52-калиберными рудиями в новых башнях и установить восемь 120-мм орудия в казематах. Однако после расчета стоимости проведения этих работ и сроков их выполнения, которые определялись к 1913 г. было признано проведение всех этих работ по модернизации нецелесообразным.
В 1910 г. «Синоп» и «Георгий Победоносец» снова переводятся в Отряд вооруженного резерва. Вместе с транспортом «Березань» они составили отдельный учебный отряд. На «Синопе» разместилась школа машинных команд и рулевых сигнальщиков. Также на броненосце проводили стрельбы комендоры – слушатели Учебно-артиллерийского отряда ЧФ. Начав кампанию 1910 г. традиционно с 1 апреля, «Синоп» ушел в Камышовую бухту. Там в изоляции он простоял все лето, лишь изредка пополняя запасы с барж. После волнений и бунтов 1905 г. командование таким образом хотело уберечь моряков от «революционной крамолы». Дважды за лето «Синоп» совершил плавания вдоль Кавказского побережья.
В 1910 г. «Синоп» как окончательно устаревший решили переоборудовать в учебно-артиллерийский корабль. В том же году на верхней палубе в районе 18 и 52 шп. установили четыре 152-мм орудия Канэ. Затем в дополнение к ним, сняв в 1911 году всю старую артиллерию, на местах барбетных установок установили четыре 203-мм орудия, прикрытых щитами, а в батарейной палубе восемь 152-мм орудий Канэ (шесть на местах прежних бортовых 152-мм орудий и два в адмиральском салоне). Одновременно переоборудовали погреба, установили новые электрические элеваторы для подъема снарядов и разместили на корабле пост централизованного управления стрельбой. В 1911 г. «Синоп» поочередно с «Георгием Победоносцем» несли брандвахтенную службу. В1912-1913 гг. «Синопу» пришлось участвовать в совместных плаваниях с бригадой линейных кораблей ЧФ, где он, как правило, изображал корабли противника. Так, на маневрах в сентябре 1913 г. «Синоп» изображал турецкий дредноут.
В 1914 г. «Синоп» провел осмотр, очитску и покраску подводной части в Александровском доке в Севастополе. После этого кораблю была поставлена задача охраны рейда и обучения команд. Начало Первой мировой корабль встретил на боевом посту и вместе с береговыми батареями принял участие в отражение набега германского линейного крейсера «Гебен» на Севастополь 29 октября 1914 г. В дальнейшем «Синоп» постоянно нес брандвахтенную службу у Севастополя.
В 1915 г. в целях эксперимента по заданию МГШ на «Синоп» нанесли маскировочную окраску. Поверх существующей серо-зеленой краски нарисовали черные волнообразные полосы, скрывающие положение ватерлинии и искажающие силуэты надстроек. Работы велись под руководством художника Шпажинского. Большого распространения эти опыты не получили.
В 1915 г. в Черном море появились германские подводные лодки. «Синоп», находившийся вне Севастопольской бухты подвергался опасности быть потопленным их торпедами. Командование решило установить на броненосце бортовые кессоны, чтобы защитить броненосец от возможных торпедных попаданий. В феврале 1916г. кессоны были заказаны Обществу Николаевских заводов и верфей. В апреле броненосец пришел в Николаев, где они были установлены. Одновременно на корабле установили боевую рубку, снятую с броненосца «Двенадцать Апостолов» и увеличили площадь руля. Осенью 1916 г. «Синоп» вернулся в Севастополь. С ноября 1916 г. корабль становится штабным кораблем отряда судов на Дунае, а затем всего ЧФ.
Социально-экономические катаклизмы 1917 г. привели к тому, что «Синоп» вместе с другими кораблями ЧФ стал заложником происходивших политических событий. Броненосцу повезло: в вихре революционных переименований название «Синоп» не тронули, а вот позора со сменой флагов избежать не удалось. Сначала над «Синопом» поднялся флаг украинской Центральной Рады. Затем, в январе-марте 1918 г. «Синоп» оказывает помощь «красным» в установлении Советской власти в Одессе. С апреля 1918 г. броненосец сдан на хранение в Севастопольский военный порт. В мае 1918 г. после занятия Севастополя немцами корабль меняет красный флаг на германский. 24 ноября 1918 г. англо-французские интервенты передают корабль белогвардейцам. 19 февраля 1919 г. броненосец разоружен, 22-24 апреля 1919 г. на корабле взорваны машины и механизмы и он выведен из строя. Затем «Синоп» переходил из рук белых в руки красных и наоборот, но в строй не вводился. После окончания Гражданской войны в 1923 г. сдан Комгосфондов для демонтажа и разделки на металл. 21 ноября 1925 г. исключен из списков судов РККФ [14].
Таким образом, третий по счету в истории ЧФ броненосец прослужил долгую активную почти тридцатилетнюю службу. Он оказался рекордсменом по этому показателю среди кораблей своего класса: пережив своих систершипов «Екатерину II» и «Чесму» почти на 15 лет, он пошел на слом одновременно со своими младшими братьями – эскадренными броненосцами более поздних сроков постройки. Заслугой этого корабля в истории стали люди, прошедшие на нем обучение по различным флотским специальностям и применившие свои знания в деле уже на других кораблях!
Примечания
1. Широкорад А.Б. Чудо-оружие Российской империи. – М.: Вече, 2005. – С.294
2. Там же. – С.295
3. Моисеев С.П. Список кораблей русского парового и броненосного флотов. – М.: Военмориздат, 1948. – С.16
4. Широкорад А.Б. Указ. соч. – С.296
5. Бескровный Л.Г. Русская армия и флот в XIX в. – М.: Наука, 1973. – С.517
6. Там же. – С.517
7. Петров М. Подготовка России к мировой войне на море. – М.-Л.: Госвоениздат, 1926. – С.67
8. Кофман В.Башня или барбет? // Моделист-Конструктор. – 1992. — №6. – С.16
9. Арбузов В.В. Броненосцы типа «Екатерина II». –СПб. – 1994. – С.21
10. Там же. – С.21
11. Там же. – С.24
12. Моисеев С.П. Указ. соч. – С.19
13. Арбузов В.В. Указ. соч. – С. 36
14. При написании данной статьи использованы материалы всемирной сети Internet, в том числе сайта flot.sevastopol.info