Military Crimea

Перед налетом на Плоешти (Румыния). Летный состав у бомбардировщика СБ. Южный фронт, лето 1941 г.

Бомбежки Плоешти. 1941 г. 

 До начала ВОВ советское командование рассматривало Румынию как потенциального союзника Германии. Естественно серьезное внимание уделялось
румынской нефти, как одной из ключевых точек приложения сил дальней авиации.

Теоретически удары по нефтепромыслам должны были наносить самолеты Дальней авиации и ЧФ с аэродромов в Крыму. На практике же все пошло как обычно не так.

Начало войны заставляло использовать дальнюю авиацию не по назначению. В дневных налетах на колонны противника прикрытые силами ПВО советская дальняя авиация несла огромные потери. Кроме того ее ресурсы были не беспредельны и поэтому до бомбежек нефтяных объектов руки дошли только 26 июня 1941. Начало было не очень удачным, на бомбежку нефтяных полей было выделено аж 17 самолетов, из которых половина не дошла до цели, сбросив груз на другие объекты в Румынии.

Немцы уделяли большое внимание системе ПВО нефтяных объектов. Для координации действий истребительной авиации и других сил ПВО Германии и Румынии защита нефтедобывающих районов была возложена на германскую авиационную миссию численностью более 50 тыс. чел., которую возглавил генерал-лейтенант В. Шпайдель со штабом в селении Лупешци, севернее Бухареста, а также на 40-й воздушный округ генерала Г. фон Манна в составе 4-го воздушного флота. К июню 1941 года в районе нефтепромыслов размещалось до 30 зенитных батарей, 10–12 аэростатов заграждения и 12–15 зенитных прожекторов с усиленными службами связи и раннего предупреждения. Румыны задействовали до 60 истребителей, преимущественно устаревших типов, а немцы оперативно перебросили в окрестности Констанцы полностью укомплектованную авиагруппу III/JG52, которую накануне первой в люфтваффе вооружили новейшими машинами Bf109 F-4.

Советская же авиация столкнулась с серьезными проблемами. Во первых для того чтобы долететь до Плоешти нашим самолетам надо было пройти 250 км над румынской территорией, что давало противнику время на подготовку обороны. Во вторых истребителей которые могли был прикрывать бомбардировщики на этом маршруте у нас не было, а ограниченные силы бомбардировщиков не позволяли сформировать большую группу которая бы могла отбивать атаки самостоятельно. От налетов одиночных машин днем румыны быстро отучили — «Дальние действия без сопровождения истребителей производить ночью или скоростными бомбардировщиками Пе-2» гласил приказ командования ВВС ЧФ. Беда была в том, что экипажей способных совершать ночные вылеты уже не было (оставалось примерно три десятка на все ВВС ЧФ и ГК), а бомбардировщиков Пе-2 еще не было — в частях они появились уже после начала войны и летчики переучивались на них на ходу.

Директивой начальника Генерального штаба № 00257 от 9 июля командующему ВВС Красной Армии генерал-лейтенанту П. Ф. Жигареву и командующему ВВС ВМФ генерал-лейтенанту С. Ф. Жаворонкову было приказано организовать совместные регулярные удары по румынским нефтепромыслам Бузеу, Бакэу, Кросно, Ясно и особенно Плоешти, а также в районе Дрогобыч, Борислав (Западная Украина) с целью их уничтожения. Хотя серьезных сил уже не было приказы надо было выполнять. Всего с 3 по 22 июля по нефтепромыслам было сделано 13 ударов с участием 2-го мтап ВВС ЧФ, 21-го и 81-го дбап 4-го авиакорпуса. Летчики докладывали о многочисленных пожарах после вылетов, однако в реальности бомбы поражали в основном а заброшенные нефтепромыслы и емкости с сырой нефтью и нефтепродуктами. Дело в том что с 1938 года нефтеносные районы румын истощались на ряде месторождений добыча или прекратилась или сворачивалась — тем не менее они были «пропитаны» нефтью, и весело горели, не нанося существенного ущерба.

Однако один единственный вылет 13 июля 1941 года принес ошеломительные результаты. Авторами чуда выступили 6 экипажей 5-й эскадрильи 40 БАП под командованием капитана А. П. Цурцумии, ветерана черноморской авиации. Цурцумия отобрал пять наиболее подготовленных, с боевым опытом летчиков (ст. лейтенанта И. Е. Корзунова, лейтенантов В. В. Бумагина, А. Д. Александрова, Л. И. Родионова, мл. лейтенанта П. И. Тертычного). 12 июля эта шестерка совершила перелет из Сарабуза на один из аэродромов Молдавии, где подготовка к действиям против румынской территории продолжилась.
На следующий день они взяли курс на Плоешти, причем самолеты шли на высоте около 7000 м, а после пересечения Карпат начали снижаться. С высоты 3100 м группа по сигналу штурмана ст. лейтенанта А. И. Горбылева сбросила бомбы. Румынские истребители не успели своевременно подняться с аэродрома в юго-западной части города, а зенитки открыли огонь только при отходе самолетов от цели. Один из осколков повредил мотор машины ст. лейтенанта Корзунова, и подбитую «пешку» прикрыли лейтенанты Бумагин и Александров, снизившие скорость. Их догнали румынские истребители, вылетевшие на перехват из Фокшан. В завязавшемся бою около Текучи был сбит Пе-2; лейтенанты А. Александров и И. Резников попали в плен, а судьба стрелка-радиста осталась неизвестной. Только благодаря большому везению добрался до своей территории с одним горящим мотором самолет ст. лейтенанта И. Корзунова. В довесок ко всему возвращающиеся пешки атаковали наши истребители, не знавшие силуэтов нового самолета но от них пилоты успешно смогли отбиться.

Как теперь известно, в тот день Плоешти пострадал особенно сильно. В результате нанесенного бомбового удара и вспыхнувших пожаров было полностью разрушено два заводских корпуса, уничтожены 202 цистерны с горючим, 46 нефтебаков, 2 склада. Противник лишился около 220 тыс. т нефтепродуктов. Гигантское зарево на нефтеперегонном заводе «Униреа» продолжалось трое суток. На длительное время вышли из строя нефтеперегонные заводы «Орион» и «Астра-Романия». Огонь освещал весь район, ночью было светло, как днем. Налет советской авиации могли бы быть еще более результативными, если бы не большой процент отказов взрывателей. Как утверждают румынские источники, по этой причине множество русских авиабомб не взорвалось.

Однако по мере того как фронт откатывался на восток гроза румынским нефтепромыслам становилась все более призрачной. Только в 1943 году атаки на них возобновились, но на этот раз по ним работали уже ВВС США.

Сайт: http://komandante-07.livejournal.com/99127.html