Military Crimea

0796

Уильям Симпсон — снимок позднего периода жизни

0798
0799
0800

Английский художник Вильям Симпсон по прозвищу «Крымский»

Английский художник Вильям Симпсон – автор серии рисунков, сделанных им в Крыму во время Крымской войны 1853-1856 годов. Освещая впоследствии и другие кампании и события, Симпсон, тем не менее, навсегда связал свое имя с Крымом и получил прозвище «Крымский».

Крым времен Крымской войны 1853-1856 годов узнал двух Симпсонов. Одним из носителей сей довольно распространенной в Англии фамилии был генерал Джеймс Симпсон (1792–1868), который с марта по июнь 1855 г. был начальником штаба английской армии в Крыму, а с июня по ноябрь того же года ― ее главнокомандующим. Но этот Симпсон не удостоился чести прибавить к своей фамилии славное определение «крымский»: при втором штурме союзными войсками севастопольских укреплений 27 августа 1855 г. он проявил преступную, по мнению англичан, нерешительность, отложив продолжение штурма 3-го бастиона на другой день.

Вторым Симпсоном был английский художник, путешественник и писатель Вильям Симпсон (1823–1899), которого мир узнал и знает до сих пор под именем «Крымский». Родившемуся в бедной семье в трущобах Глазго, не получившему практически никакого образования молодому человеку Крым принес признание и славу. Конечно, надо отдать должное его многочисленным талантам. Два самых главных из них ― художника-акварелиста и военного корреспондента ― проявились именно во время Крымской войны 1853–1856 гг.

С 14-летнего возраста Симпсон принимал участие в выполнении литографических работ для компании «Аллан и Фергюсон», расположенной в Глазго. В 1851 г. он переехал в Лондон и поступил на работу в знаменитую фирму «Дэй и сын». В октябре 1854 года, глава фирмы предложил Симпсону поехать в театр военных действий в Крыму и сделать там эскизы военной кампании. Это было то самое время, когда художники могли не только заработать, но и добиться самой настоящей славы, изображая «Империю в войне». 26 октября Симпсон отправился в Крым, на войну, которая действительно стала поворотным пунктом в его жизни и дала ему имя.

Художник прибыл в Крым 15 ноября 1854 года и увидел лишь последствия страшного шторма, разыгравшегося у крымских берегов накануне, 14 ноября. Позади были основные сражения, Альминское, Балаклавское и Инкерманское, позади была трагическая атака бригады легкой кавалерии. Многое из того, что Симпсон впоследствии изобразил на своих рисунках, он видел не своими глазами, а глазами очевидцев и реальных участников событий. Стараясь быть предельно точным, он вскоре понял, что это практически невозможно: одно и то же событие было увидено с разных сторон сотнями глаз.

В одном из писем домой Симпсон писал: «Балаклавская битва произошла до того, как я приехал в Крым, но мне было необходимо изобразить ее. Я мог бы легко сделать рисунки на местности, но я должен был довериться тем, кто в ней участвовал. Хочу заметить, что это было моим первым опытом в осознании того, как могут отличаться описания одного и того же события разными его участниками… Я сделал рисунок и принес его лорду Кардигану. Тот скользнул по нему рассеянным взглядом и, указывая на что-то, спросил: «Что это?» После того, как я ему объяснил, он сказал: «Все это неверно» и сделал несколько критических замечаний. Я сделал еще один рисунок, в котором постарался их учесть. Когда на следующий день я принес его на яхту, и рисунок, и художника ждал такой же прием, как и накануне. Я был глубоко уязвлен холодным и высокомерным тоном Его Светлости, но мне очень хотелось послать домой рисунок, принципиально одобренный его основным героем… Я поднялся на борт в третий раз и… был вознагражден самой теплой похвалой. Теперь я мог отослать его домой с выражением высочайшего восхищения лорда Кардигана. А дело было в том, что в этом третьем наброске, в отличие от предыдущих двух, я больше внимания уделил тому, чтобы фигура Его Светлости во главе бригады больше бросалась в глаза» [4, с. 33].

Рисунки, изображающие военные действия и будни английской армии в Крыму, хорошо известны во всем мире: практически ни одно издание о Крымской войне не обходится без них. Но у Симпсона была еще одна задача: познакомить английского зрителя с той чужой землей, на которой волею судьбы (и правителей) оказались их мужья, братья и сыновья. Бесценные материалы: мы видим его глазами дворец графа Воронцова, Георгиевский монастырь и мыс Фиолент, Байдарскую долину и мыс Айя. Англичане не остались равнодушными к красоте Крыма.

Восемьдесят рисунков и акварелей, созданных Симпсоном в Крыму, были в 1855 г. изданы фирмой «Колнаги и сыновья» в двух томах под названием «Театр военных действий Восточной войны» (The Seat of the War in the East), посвященных Его Величеству королеве Виктории. Это стало началом дружбы королевы и художника. Обласканный королевской милостью, Симпсон до самой своей смерти навещал королеву, зарисовывал интерьеры дворца и семейные торжества.

В 1866 г. Симпсон стал военным корреспондентом в издании «Illustrated London News» и оставался на службе в этой газете до ухода на пенсию. Среди событий, которые он освещал для нее, были экспедиция Магдала в 1868 г., открытие Суэцкого канала, прусская война 1870–1871 гг. Бракосочетание китайского императора привело его в Китай, а бракосочетание и коронация русского царя Александра III ― в Россию. В 1876 г. он изображал роскошное путешествие принца Уэльского в Индию, а в 1877 г. освещал раскопки Трои, проводимые доктором Шлиманном. И везде он делал зарисовки, которые пользовались большим успехом у издателей: вышла в свет серия «Индия древняя и современная» (India ancient and modern: a series of illustrations of the country and the people of India and adjacent territories, 1859–1866) и альбом «Колоритные люди: представители всех частей света» (Picturesque people: being groups from all quarters of the globe, 1876).

В библиотеке «Таврика» Крымского республиканского краеведческого музея находится уникальное издание: те самых два тома «Театра военных действий Восточной войны», изданные в 1855 г. в Лондоне фирмой «Колнаги и сыновья». История появления их в библиотеке неизвестна, но позволим себе предположить, что, будучи в России, Симпсон сам подарил их императору Александру III. Книги передавались в царской семье по наследству, в период правления Николая II они попали в его летнюю резиденцию, Ливадийский дворец, а после революции ― в Крымскую республиканскую библиотеку.

Есть еще одна тайна. Каждая литография в этом двухтомном издании снабжена описательным очерком безымянного автора. Профессионально написанные тексты знакомят читателей с деталями событий, изображенных на рисунке, предлагают исторический экскурс в историю Крыма.

Кем написаны эти тексты? Казалось, что ответ на этот вопрос найти легко. В той же библиотеке «Таврика» есть книга некоего Джорджа Брэкенбери с аналогичным названием «Театр военных действий Восточной войны», в которую включены уже знакомые нам описательные очерки к первой серии рисунков, а также ключи к самим рисункам с указанием фамилий изображенных лиц, названий кораблей и воинских подразделений. Откуда у Брэкенбери такая осведомленность? Ответ находим на титульном листе, где указано, что автор очерков занимал должность секретаря Фонда Крымской армии, находящегося в деревне Кады-кой, и покинул Крым в конце мая 1855 г. А во вступительной статье сам Брэкенбери утверждает, что «совершенным источником, оказавшим бесценную помощь» при написании данных очерков, были письма и записи самого В. Симпсона, которые тот любезно предоставил в его распоряжение [2, с.3].

Однако видимая легкость решения этой проблемы разбивается о безуспешные попытки найти хоть какие-нибудь сведения о писателе (историке, военном?) Джордже Брэкенбери. Нет сведений о нем ни в британских архивах, ни на соответствующих сайтах. Он не числится среди штатских и военных служащих Фонда Крымской армии, среди военных корреспондентов, среди офицеров. Это более чем странно. Особенно, если учесть трепетное отношение британцев к своей истории.

Остается предположить, что «Крымский» Симпсон сам является автором описательных очерков к своим рисункам. Ведь недаром британцы считают его не только художником и путешественником, но и писателем, регулярно переиздавая автобиографию, написанную Симпсоном в 1893 году (последнее издание – декабрь 2007 года). Может быть, пришла пора явить Симпсона-писателя и нашей читательской аудитории?

Источники

1.Brackenbury G. The Campaign in the Crimea: An Historical Sketch. – London: Paul and Dominic Colnaghi and Co., 1956.

2.Brackenbury G. The Seat of War in the East. First Series. – London: Paul and Dominic Colnaghi and Co., 1955.

3.Harrington P. The First True War Artist // The Quarterly Journal of Military History. – USA. — April 2001. – Vol. 19. – № 1. – P. 10-12.

4.Lipscomb A. William Simpson (1823-1899) – «Prince of Pictorial Correspondents»http://www.victorianweb.org/painting/simpson/bio.htm

5.Simpson W. The Autobiography of William Simpson, R.I. (Crimean Simpson) / Ed. by George Eyre-Todd. – London: T.Fisher Unwin, 1903.

https://lavanda.life/alupka.html