Military Crimea

1143

Капитан Михаил Андреевич Федосеев, фото 1939–1941 гг.

1144

Командир 247-го ИАП майор М.А. Федосеев в кабине истребителя ЛаГГ-3, осень 1941 года.

Ac Крымского фронта — подполковник Михаил Федосеев

Летом 1941 года принимая во внимание важное стратегическое и военно-политическое положение Крымского полуострова Ставка НТК приняла решение о создании в Крыму на базе 9-го отдельного корпуса 51-й Отдельной Армии. Командовал 51-й ОА генерал-полковник Кузнецов Ф. И., его заместителем был назначен генерал-лейтенант Батов П. И. Члены Военного Совета — корпусной комиссар Николаев А. С. и бригадный комиссар Малышев В. Н., начальник штаба генерал-майор Иванов М. М. В 51-ю Отдельную Армию вошли: 106 и 156-я стрелковые и 32-я кавалерийская дивизии, Симферопольское интендантское училище, Качинское авиационное училище, тыловые части Одесского Военного округа.
26 августа 1941 года маршал Шапошников Б. М. потребовал от главкома Юго-Западного направления Будённого С. М. …»не допустить прорыва противника в направление Перекопа». А 31 августа авиаразведка ЧФ сообщила, что противник начал переправу через Днепр в районе Каховки. 12сентября боевое охранении 417-го полка впервые столкнулось с немцами на дороге Чаплинка-Армянск. Бои развернулись на подступах к Крыму. К 13 сентября передовые части II Армии 54-го Армейского корпуса немцев и горного корпуса румын прорвались к Чонгарскому мосту и Арабатской стрелке, перекрыв выход из Крыма (через Перекоп, Чонгарский мост и Арабатскую стрелку).
Вступивший 17 сентября в командование 11-й немецкой армией генерал-полковник Эрих фон Манштейн подтянул резервы и 24 сентября начал штурм Перекопа. Только в первом эшелоне противника наступало 6 полков, при поддержке 50 танков, артиллерии и 75 самолётов. Румынский горный корпус наносил вспомогательный удар через Чонгарский мост. Гитлеровцы вклинились в нашу оборону на Перекопском перешейке и 25 сентября овладели Перекопом. 25 сентября (на второй день боёв) противник совершил до 1000 самолёто-вылетов. Авиация немцев прокладывала путь своей пехоте. 26 сентября гитлеровцы оттеснили наши части от Турецкого вала и захватили Армянск.
В тот же день Оперативная Группа войск в составе 172-й стрелковой дивизии, 271-й стрелковой дивизии и 42-й кавалерийской дивизии под командованием генерал-лейтенанта Батова П. И. контрударом освободила Армянск. Следующие два дня шли напряжённые бои за 2 этот город. 26 сентября войска 51-й ОА не сдержав натиска противника оставили Ишуньские позиции. 30 сентября части 51-й ОА контратаковали вновь и отбросили немцев к Армянску. Но дальнейшие атаки наших войск в этом районе успеха не имели. После пятидневных упорных боёв под натиском превосходящих сил противника наши войска понёсшие большие потери, в ночь на 29 сентября отступили на слабоподготовленные Ишуньские позиции, оставив город Перекоп, а на следующий день — Турецкий вал и город Армянск. 29 сентября Военный совет ЧФ доложил в Ставку ВГК о том, что создалась реальная угроза потери Крыма, т. к. 51-я ОА находится на грани катастрофы, и просил Верховного Главнокомандующего принять решение об эвакуации Одессы и переброске войск Одесского Оборонительного Района в Крым. Такое решение Ставка ВГК приняла в тот же день. В директиве Ставки переданной 30 сентября, Командующему ЧФ, СОР, 51-й ОА, Наркому ВМФ предписывалось: эвакуировать войска OOP в Крым в кратчайший срок: до их прибытия все силы 51-й ОА бросить для удержания Арабатской стрелки, Чонгарского перешейка, южного берега Сиваша и Ищуньских позиций; воинские части OOP после переброски на Крымский п-ов подчинить командующему 51-й ОА. Прибывшие из Одессы дивизии Приморской армии под командованием генерал-майора Петрова И. Е. сразу же вступили в бой с противником возобновившим 18 октября наступление на Ишуньские позиции. К этому времени группировка немецко-фашистских войск на подступах к Крыму составляла девять пехотных и две моторизованные дивизии, две кавалерийские бригады, значительно усиленные артиллерией и авиацией. 22 октября противник прорвал нашу оборону. Именно в этот день была предпринята попытка улучшить руководство нашими силами находящимися в Крыму, в первую очередь для того, чтобы достичь большей согласованности сил войск и сил ЧФ. Ставкой ВГК было создано командование войск Крыма во главе с вице-адмиралом Левченко Г. И. Его заместителем по сухопутным войскам стал генерал-лейтенант Батов П. И. , командующий 51-й ОА. ЧФ перешел в оперативное подчинение Командующему войсками Крыма. После ожесточённых боёв с противником 26 октября 51-я ОА начала отходить к Керченскому полуострову, а Приморская армия к Севастополю. Уже 4 ноября приказом Командующего войск Крыма были образованы Севастопольский Оборонительный Район и Керченский Оборонительный Район. С 7 ноября Ставка ВГК оборону Севастополя возложила на 3 Командующего ЧФ вице-адмирала Октябрьского Ф. С. , а Керченского п-ва на генерал-лейтенанта Батова П. И.
Тяжелейшие воздушные бои вели части и соединения ВВС 51-й ОА и ЧФ. II немецкая армия была усилена 4-м Авиакорпусом в составе: 77-й истребительной эскадры (до 150 МЕ-109), две бомбардировочных эскадры (до 100 Ю-87), сто самолётов «Хейнкель»-III. Всего около 400 самолётов и до 40 полков артиллерии. 4-й Авиакорпус Люфтваффе базировался на аэродромах Румынии. Там же находилось и до 600 самолётов ВВС Румынии. По количественному составу превосходство Люфтваффе на крымском направлении составляло один к шести, а, в отдельные периоды один к десяти в пользу немцев. Кроме того воевавшие в Крыму силы Люфтваффе имели в своём составе большое количество зенитной артиллерии. Немецким ВВС удалось установить господство в воздухе и особенно в период боёв на, Керченском полуострове. А к концу 1941 года немцы на аэродромах Крыма и юга Украины сконцентрировали до 1000 самолётов, в большинстве бомбардировщиков и истребителей.
ВВС 51-й 0А, которыми командовал участник советско-финской войны полковник Судец В. А. на 19 сентября 1941 года состояли из: 21 дальнобомбардировочного авиаполка, 182 истребительного авиаполка и 247 истребительного авиаполка и насчитывали 39 самолётов. Приданная ВВС 51-й ОА группа бомбардировщиков Краснодарских курсов усовершенствования ВВС (36 -СБ, 9 ДБ-3) под командованием Героя Советского Союза полковника Прокофьева Г. М. с 20 августа по 13 октября 1941 года совершила свыше 7000 боевых вылетов на переправы немцев через Днепр.
Участник боёв на Перекопе генерал-полковник Георгий Васильевич Полуэктов вспоминал:…ужасно нас донимала немецкая авиация, и мы раздражались, почему же нет наших истребителей. Я и сейчас не знаю почему — самолёты у нас в Крыму были. Возможно Судец В. А. весьма активно наносивший удары своей авиацией, по переправам немцев через Днепр и в районах Берислав-Каховка, к 24 сентября выдохся…
В северной части Крыма базировалась авиация ЧФ (до 500 самолётов) ориентированная на прикрытие Вазы флота — Севастополя и поддержки войск СОР.
14 сентября 1941 года по приказу командующего ВВС ЧФ генерал-майора авиации Русакова В. А. была создана специальная авиагруппа, основной задачей которой было нанесение бомбо-штурмовых ударов по наземным войскам противника на перекопском участке фронта 51-й ОА. Эта авиагруппа дислоцировалась в центральной части северного Крыма на шести аэродромах так называемого Фрайдорфского (с. Чёрново) аэроузла и на гидроаэродроме озера Донузлав. С 15 сентября по 30 октября в состав авиагруппы входило от 55 до 100 самолётов, что в два-три раза превышало самолётный парк 51-й ОА. Деятельностью авиагруппы руководил заместитель командующего ВВС ЧФ генерал-майор Ермаченков В. В. Боевые задачи авиагруппе первоначально поступали от штаба ВВС ЧФ, иногда штаб ВВС флота без согласования со штабом 51-й ОА ставил Фрайдорфской авиагруппе боевые задачи в интересах Флота по прикрытию самолётов флотской авиации и кораблей, но несмотря на недостатки в боевом управлении самолеты авиагруппы оказали значительную помощь войскам 51-й ОА. В период с 14 сентября по 30 октября в авиагруппе воевали лётчики-истребители ВВС ЧФ, будущие Герои Советского Союза: 7ИАП/11ГИАП ВВС 45 — Константин Денисов; 6ИАП/6ГИАП ВВС 41- Михаил Авдеев, Константин Алексеев, Иван Белозёров, Михаил Гриб; 32 ИАП/ 11ГИАП ВВС ЧФ — Иван Любимов, старший инспектор — лётчик ВВС ЧФ Николай Наумов. Каждый из них к концу имел на личном боевом счету от 7 до 14 сбитых самолётов противника. Но к началу боёв на Перекопском участке Южного Фронта, а затем на Крымском фронте был только один ас — командир 247 ИАП ВВС 51-й ОА майор Федосеев Михаил Андреевич, участник боёв в Испании, где он сбил 7 самолётов противника. К 13 марта 1942 года за девять месяцев ВОВ майор Федосеев сбил 14 самюлётов.
Михаил Федосеев родился 21 ноября 1912 года в Казани. В 16 лет начал работать на заводе «Красное Сормово» в Горьком и одновременно учиться на рабфаке. В 18 лет по путёвке комсомола Михаил отправляется на заготовку и сплав леса по реке Вишера. Позднее работает на строительстве химкомбината «К» в городе Перми. Красавица Кама, хвойные леса, а главное перспективы будущего комбината настолько увлекли Михаила, что он сумел убедить отца переехать в Пермь со всей семьей. Работая на строительстве комбината Михаил Андреевич собирался стать специалистом-химиком и на рабфаке готовился к поступлению в химико-технологический институт.
В 20-40-х годах авиация в СССР и особенно военная была популярна и пользовалась всенародной любовью. «Лично 5 товарищ Сталин» много сил затратил для становления авиации и несомненно его заслугой было то, что советские ВВС стали форпостом вооружённых сил СССР. Лётчики в СССР считались учениками Сталина, а назывались «сталинскими соколами». Наряду с авиацией военной развивалась и авиация гражданская. Эти достижения усиленно рекламировались, показывая советским людям, что их труд и лишения были не напрасными. Полёт Валерия Чкалова через Северный Полюс в Америку, рекордный беспосадочный перелёт лётчика Громова М. И. , перелёт женского экипажа на самолёте «Родина», стали известны каждому советскому молодому человеку, а каждый второй хотел стать таким как эти герои. Впервые звания Героев Советского Союза — 22 апреля 1934 года были присвоены лётчикам Водопьянову М. В. , Доронину И. В. , Каманину Н. П. , Леваневскому С. А. , Ляпидевскому А. В. , (Золотая Звезда №1), Молокову B. C. , Слепнёву М. Т. за спасение участников экспедиции парохода «Челюскин». Лозунгом на страницах газет стало: «Комсомолец на самолёт!» При постоянной потребности в лётном составе интерес к технике, авиации — считался «Патриотическим делом советской молодёжи».
Комсомол вновь круто изменил судьбу Михаила Федосеева. В июле 1933 года пятёрку лучших рабфаковцев, а среди них и Михаила отправили в лётные училища. В конце августа уже курсант Оренбургского авиационного училища. Через три года его как одного из лучших лётчиков зачисляют во 2-ю Военную Краснознамённую школу лётчиков-истребителей в городе Борисоглебске (школа высшего пилотажа). После оконча¬ния школы служба командиром звена в городе Житомир (Скомо¬рохи). Михаил Андреевич участвует в первомайском воздушном параде над Красной площадью в Москве, в 1937 году. В 1936 году началась Гражданская война в Испании. Пиренейский полуостров стал учебным и испытательным полигоном великих держав. СССР помогал республиканцам, социалистам, и коммунистам, которые, находясь в меньшинстве, вскоре захватили власть в большей части Испании. Германия и Италия поддержали молодого генерала Франсиско Франко. Началось соперничество между белыми и красными. ВВС генерала Ф. Франко едва ли можно было считать равнноценным противником советских лётчиков-добровольцев и пилотов-республиканцев. Но на стороне Франко в Испании воевали итальянцы и немецкие пилоты из легиона «Кондор». В Испании сражались будущие асы люфтваффе: А, Голланд, В. Мёлдерс, Хардер, Шельман, Лютцов, Оесау, Бальтазар, Харлингхаузен-все они получили по окончании компании от Ф. Франко Испанский крест в золоте с мечами и бриллиантами.
С марта по ноябрь 1938 года находясь в правительственной командировке Михаил Федосеев добровольцем сражался за Республиканскую Испанию. Он был в составе авиагруппы Сергея Ивановича Грицевца в будущем дважды Героя Советского Союза. Первый фашистский самолёт в небе Испании Михаил сбил 4 августа 1938 года. На штурм переправ и плацдармов республиканцев по реке Эбро фашисты бросили с воздуха 250 машин. На высоте 5000 метров Федосеев нагнал одного из «фиатов». Как не изворачивался тот, пытаясь уйти, наш лётчик на своём И-16-м всё-таки достал его точной очередью. Через несколько дней он занёс на свой счёт ещё один сбитый самолёт. Неудержимым, нацеленным на врага был Федосеев в бою, и за это качество испанцы прозвали его «ресистенте» — неутомимый.
Осенью 1938 года интернациональные бригады покидали Испанию. Михаил Андреевич совершил 167 боевых вылетов, провёл 40 воздушных боёв. Занимал должности командира звена, временно командира авиационной эскадрильи и военкома авиагруппы. Лично сбил 7 самолётов и в группе 4 самолёта.
Вот что вспоминал о правительственной командировке в 1938 году в Испанию лётчик-истребитель Семенко В. И.: …Мы жили очень дружно, знали друг о друге всё до мельчайших подробностей биографию родных, жён, детей. Помню Мишу Федосеева, этот среднего роста грациозный человек с густыми русыми волосами и большими живыми глазами, смотревшими скептически и оценивающе, был как стальная пружина: постоянно в напряжении и полный энергии, с острым умом, прекрасной сообразительностью и непревзойдённой стойкостью…
За отличное выполнение боевых заданий во время правительственной командировки (Испания) М. А. Федосеев в 1938 году был награждён орденом Ленина (№ 4135).
После возвращения из Испании он командовал истребительной эскадрильей 20 ИАП с ноября 1938 по март 1939года. В 1939 году Михаил Андреевич был назначен инспектором по технике пилотирования ВВС Киевского Особого Военного Округа, где пробыл до июня 1939 года. Бывают люди, которые, несмотря на прекрасное умственное развитие, знания и интеллигентность, остаются несамостоятельными. Они часто оказываются совершенно беспомощны в простых ситуациях. Михаил Федосеев представлял собой противоположный тип. В нём интеллигентность сочеталась с ярко выраженной практической сметкой. Он быстро соображал, с поразительной точностью и осмотрительностью использовал свои познания на пользу и благо своего окружения, не чураясь и необычных задач. Он не являлся кабинетным офицером, сердцем он был в войсках. По личной просьбе с этой должности М. Федосеев был переведён командиром 6-й отдельной истребительной авиаэскадрильи в г. Кировоград. В сентябре 1939 года 6-я ОИАЭ в составе войск Украинского фронта (командующий маршал Тимошенко С. К. ) пересекла польскую границу. По приказу маршала с 17 сентября 1939 года советские войска освободили народы Зап. Укриины и Зап. Белоруссии. 6-я ОИАЭ участвовала в столкновениях с ВВС Польши. С сентября 1939 по октябрь 1940 года майор Федосеев М. А. занимал должность помощника командира 88 ИАП, сформированного на базе 6-й. ОИАЭ (базировался в г. Винница). А в 1940 году Михаил Андреевич получил назначение на должность командира 247-го ИАП в город Черновцы (на границе СССР) он формирует полк, занимается боевой подготовкой. С начала ВОВ М. А. Федосеев -командир 247-го ИАП. Совсем недолго полк сражался на Западном фронте. Первоначально руководство ВВС РККА планировало оставить полк защищать Москву, но так велик был патриотический подъём личного состава и командования полка, что их просьба направить туда, где были самые напряженные бои была удовлетворена. С 15 июля по 30 августа полк был отведён во 2-й запасной полк (г. Сейма) на переформирование и получение новых самолётов ЛАГГ-3. 6-го сентября 1941года 247-й ИАП 2-х эскадрильного состава прибыл в Крым, где был включён в состав ВВС 51-й Отдельной Армии. Базируясь на аэродромах Джанкой, Юдендорф, Владиславовна полк участвовал в Керченско-Феодосийской десантной операции, воевал на Перекопском участке Кавказского фронта, на Крымском Фронте, сражался на Керченском полуострове. За восемь месяцев пребывания на фронте Михаил Андреевич совершил 170 боевых вылетов, в 28 боях сбил 14 самолётов противника (из 42-х сбитых полком), при этом не потерял ни одного ведомого лётчика. Как вспоминали однополчане, по своему духовному складу Михаил Андреевич был совершенным солдатом. Беспощадный к самому себе, строгий и твёрдый, справедливый и добрый к подчинённым, смелый и лично мужественный, всегда образец для своих сослуживцев: он не требовал ничего, что не умел сам и не требовал от себя.
12 марта 1942 года наградной лист с заключением: «Достоин присвоения звания Герой Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали Золотая Звезда подписал командующий войсками Крымского Фронта генерал-лейтенант Козлов Д. Т. и член Военного Совета дивизионный комиссар Таманин В. И. Хотя у Михаила Андреевича к тому времени был запрет на боевые вылеты, он неоднократно вылетал навстречу противнику и вступал в бой, он просил командование ВВС 51-й ОА об отмене запрета на боевые вылеты, но они сказали «нет». Командование ВВС армии видело в М. Федосееве одного из ведущих лётчиков, обладавшего особым командным и организаторским талантом и считало, что он не должен летать, а нужен для оперативного руководства.
Герой Советского Союза генерал-лейтенант авиации Шевчук В. М. вспоминал:…Молниеносными энергичными действиями Михаил Федосеев стремился ошеломить противника прежде всего сберечь жизнь своих подчинённых. Добиваться максимально возможных успехов при минимальных потерях -таков был его высший принцип. Здесь проявилась высокая мера осознания им ответственности, в центре которой находилась забота о подчинённых…. Михаил Андреевич настойчиво нас учил:
«Просто так не полетишь и не собьёшь. Гитлеровцы умеют воевать. Количественное превосходство пока на их стороне. Значит, мы должны воевать лучше, чем они! А для этого нужно постоянно думать, анализировать успехи и ошибки, извлекать из них уроки и учиться, всё время чувствовать себя с самолётом одним целым. Знать слабости врага и уметь ими пользоваться!…»
23 марта 1942 года майор Федосеев направил по заданию командования группу самолётов полка на разведку немецкого аэродрома Субаши, где предполагалось скопление авиации немцев. Одному из молодых пилотов Федосеев передал свой само¬лёт. Через несколько минут в землянку комполка вошел дежурный и доложил: «Товарищ майор, лётчик Шмырёв на задание не вылетел, а сделал вынужденную посадку, не убирались шасси. Федосеев удивлён. Он садится в самолёт, взлетает. Убирает шасси, снова выпускает и убирает. И сделав круг над аэродромом, полетел догонять группу самолётов. Лейтенанты Корнач, Шаренко, Шевчук в нескольких километрах от аэродрома вели бой: трое против семерых. Майор с ходу вступает в бой, сбивает один самолёт. Но повреждён и самолёт комполка. По данным наземного наблюдения самолёт М. А. Федосеева, не меняя курса, с резким снижением: с к земле упал на вражеской территории — 3 км. западнее села Владиславовна. Никаких попыток к спасению лётчик не предпринял, он был либо убит в самолёте, либо тяжело ранен.

23 марта 1942 года Федосеев М. А. погиб в воздушном бою сбив свой последний фашистский самолёт, а 6 июня 1942 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении vзвания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали Золотая Звезда. В извещении о гибели сказано:…подполковник Федосеев М. А. погиб смертью храбрых. Но данным архива МО СССР Федосеев М. А. назначался на должность заместителя Командующего ВВС 51-й Отдельной Армий (уже было подписано ходатайство о его назначении) и ему было присвоено воинское звание подполковник. 247-и ИАП был представлен к званию Гвардейского полка ещё при жизни М. Федосеева. Из полка вышло в последствии II Героев Советского Союза.

Использованная литература.
1. Батов П. И. Перекоп 1941. — Симферополь. , — 1970.
2. Военный энциклопедический словарь. — Москва. , — 1988.
3. Военные парады на Красной площади. — Москва. , — 1980.
4. Вместе с патриотами Испании. — Киев. , -1979.
5. Герои Советского Союза. Справочник. — Москва. , -1985.
6. Гюнтер Фишка. Смечами и бриллиантами. — Москва. , — 2006.
7. Золотые звёзды прикамья, — Пермь. , — 1988.
8. Кобец Н. М. Ветераны 51-й Крымской Армии. — Евпатория. , -2007.
9. Кожевников М. Н. Командование и штаб ВВС Советской Армии в ВОВ 1941-1945 гг. — Москва. , — 1977.
10. Лётчики. Сборник. ЖЗЛ. — Москва. , — 1978.
11. Мы — интернационалисты. — Москва. , — 1975,
12. Пикар Ч. Смит. Пикирующие бомбардировщики. — Москва. , -2003
13. Покрышкин А. И. Небо войны. — Москва. , — 1973.
14. Покрыткина М. К. Жизнь, отданная небу. — Москва. , — 1989.
15. Пшеняник Г. А. Долетим до Одера. — Москва. , — 1985.
16. Семёнов Г. К. Испанский закал. — Харьков. , — 1969.
17. Семёнов Г. К. Пароль-«Испания». — Харьков. , — 1971.
18. Шахувин А. И. Крылья победы, — Москва. , — 1983.
19. Шевчук В. М. Командир атакует первым. -Москва. , — 1980.
20. Яковлев А. С. Цель жизни. — Москва. , — 1973.