Military Crimea

Приказ Начальника морских сил Черного моря о проведении санитарных маневров 7 августа 1909 года.

Павловский мыс, на котором расположен Севастопольский морской госпиталь. 1910 год.

Раненые, поступившие в Севастопольский морской госпиталь с линкора «Императрица Мария» и сотрудники Севастопольского морского госпиталя.

А.Зубарев (Севастополь)

Санитарные маневры Черноморского флота накануне Первой Мировой войны и опыт их использования в боевых действиях Российского Императорского флота (1914-1916 гг.)

 Великий русский ученый и врач академик Николай Иванович Пирогов в период Первой обороны Севастополя впервые выдвинул аксиому: «Война – это травматическая эпидемия» и заложил основы медицинской сортировки при массовом поступлении раненых с поля боя.
В начале XX века труды великого ученого-гуманиста были незаслуженно забыты. Поражение в Русско-японской войне выявило много негативных моментов в деятельности Российского Императорского флота. В том числе и серьезные недостатки в организации медицинского обеспечения флота. Печальные уроки войны были подвергнуты обстоятельному изучению в многочисленных статьях, докладах и диссертациях морских врачей. Выдающееся значение в разработке организации и тактики медицинской службы флота имела диссертация Якова Кефели, возглавлявшего в тот период медицинскую службу Черноморского флота.

Опыт русско-японской войны убедительно показал, что организация медицинского обеспечения имеет большое значение для сохранения боеспособности флота. «Минувшая война, — писал Яков Кефели в своей диссертации, — выдвинула с яркостью несоответствие организации санитарной службы на флоте… У нас были блестящие госпитали, чудные операционные на судах, солидные аптеки, опытные врачи, но все это на практике слишком немного дало флоту во время войны».
В фундаментальном труде Яков Кефели рассматривались вопросы морской медицинской сортировки и эвакуации. Автор считал, что кроме госпитальных судов, нужны транспортные медицинские суда, причем оба типа судов должны функционировать в мирное время для подготовки личного состава медицинской службы.

Яков Кефели неоднократно защищал идею о необходимости взаимодействия и связи между кораблями и военно-морскими портами. Например, он об этом писал в составленном им «Боевом авральном расписании для медицинской службы портов» и в планах проведения санитарных маневров. Излагая свое особое мнение о мобилизационной подготовке медицинской службы флота, Яков Кефели в рапорте главному медицинскому инспектору флота 9 ноября 1909 г. также отмечал необходимость согласованных действий медицинской службы кораблей и порта.
Впервые в истории Российского Императорского флота санитарные маневры были проведены в Севастополе 10 августа 1909 г. Основной задачей маневров являлась практическая проверка пригодности «путевых ярлыков для раненых» при организации морской медицинской эвакуации.
Был разработан следующий план:

Маневр будет произведен на линейных кораблях: «Пантелеймон», «Ростислав», «Три Святителя», крейсере «Память Меркурия», транспорте «Прутъ» (госпитальное судно), канонерской лодке «Кубанец» и эскадренных миноносцах «Лейтенант Пущин» и «Живой».

Черноморская эскадра в море рано утром вступает в бой с неприятелем, бой тянется два часа, в результате на трех линейных кораблях, одном крейсере, одной лодке и двух миноносцах 800 человек раненых и убитых.

После боя эскадра направляется в Севастополь. В пути начальник эскадры, выяснив число пострадавших на судах, дает об этом знать командиру Севастопольского порта.
Севастопольский порт, в частности его санитарная служба, получив это извещение, готовится избавить эскадру от раненых и убитых и разместить раненых в лечебные заведения. Для этой цели все наличные лечебные заведения порта готовятся к приемy раненых.

В Севастопольском порту имеются в данный момент морской госпиталь на берегу и стоящее на рейде госпитальное судно «Прутъ». Медицинский инспектор порта по соглашению с флагманским доктором распределяет 300 раненых для госпитального судна «Прутъ» и 500 для морского берегового госпиталя.

Для перевозки раненых в береговой госпиталь был составлен санитарный караван на 500 человек раненых, из четырех больших портовых барж, оборудованных для этой цели севастопольским портом и двух баркасов, буксируемых судовым катером.
В береговом морском госпитале для переноски раненых была сформирована команда носильщиков из части госпи¬тальной прислуги и 30 человек из Черноморского флотского экипажа при фельдфебеле.

Главным доктором Севастопольского морского госпиталя в свою очередь был отдан приказ, где подробно предусматривался порядок производства маневров на территории госпиталя и были распределены роли участников: госпитальных врачей, фельдшеров, команды и чинов хозяйственной службы.

На санитарных маневрах так же изучались многочисленные вопросы: организация медицинской деятельности на кораблях в бою, осуществление морской медицинской сортировки, эвакуации и медицинского обеспечения военно-морских портов.

Разработанные комиссией русских морских врачей и практически испытанные в ходе санитарных маневров Черноморского флота «путевые ярлыки для раненых» на IX Международной конференции Красного Креста в Вашингтоне в мае 1912 г. были признаны международными. В 1914 г они были введены на снабжение кораблей военно-морских флотов не только России, но и многих других морских держав. В несколько измененном по форме (но неизменные по содержанию) они до настоящего времени применяются практически во всем мире.
Военно-морскими врачами на основе научного исследования материалов о маневрах разрабатывались различные официальные положения, например «Правила врачебно-санитарной службы на судах флота», объявленные приказом Командующего флотом от 2 июня 1909 г. д. № 287, которые регламентировали деятельность медицинской службы на кораблях Российского Императорского флота в боевой обстановке во время событий Первой Мировой войны.

Ранним утром в 6 часов 20 минут 7-го (20) октября 1916 года в Севастопольской бухте прогремели мощные взрывы. Столб пламени и дыма взметнулся на высоту 300 метров. Терпел катастрофу линейный корабль «Императрица Мария» — первый из трёх черноморских дредноутов, вступив¬ший в строй в ходе идущей Мировой войны. Экипаж корабля состоял из 1220 человек, в том числе — 39 офицеров. Множество матросов и унтер-офицеров, находившихся в носовой части корабля, было убито, тяжело ранено, обожжено и сброшено силой взрыва за борт. Непосредственно на корабле погибли инженер-механик мичман Игнатьев, два кондуктора и 225 матросов. Более 600 человек нуждались в медицинской помощи, из них 85 человек были тяжело ранены. Вот здесь и пригодился в деле опыт санитарных маневров, проведенных на Черноморском флоте накануне Первой мировой войны. С Императрицы Марии в госпиталь практически одновременно поступило 624 человека. Из них ни один не умер, эвакуация и помощь была оказаны вовремя и благодаря этому спасены сотни жизней моряков.

 На протяжении столетия, прошедшего с начала Первой Мировой войны, использование опыта, приобретенного многими поколениями военных и военно-морских врачей по оказанию медицинской помощи раненным, позволило спасти жизнь десяткам, а может быть и сотням тысяч участников военных конфликтов. И сегодня этот опыт не потерял свою актуальность в ходе современных конфликтов и войн.

 

Санитарные маневры 1909 год. Условно раненые на борту военного корабля.

Санитарные маневры 1909 год. Условно раненые на транспортной барже.