Military Crimea

А.Неменко (Севастополь)

Забытый десант. Второй десант на мыс Тархан (Часть 1)

Одновременно с подготовкой наступления на северном фланге Керченского фронта велась подготовка к десанту на мыс Тархан. Высадка десанта предусматривалась двумя группами, в два эшелона.

Боевым приказом №001/оп от 24 декабря 1943г. предусматривалось высадить десант с кораблей двумя группами.

-1-я корабельная группа (1-6-й корабельные отряды) должна была высадить десант в районе рыбного промысла в 1 км восточнее м. Тархан. В «армейской» нумерации это был, наоборот, второй отряд высадки. 1-ю корабельную группу возглавлял к-н 2-го ранга Криллов, который, одновременно, являлся командиром всего корабельного соединения. Армейским командиром высадки являлся командир 166-го гв. сп подполковник Главацкий. Высадку планировалось произвести двумя эшелонами: в первом высаживался 143-й обмп с приданной ему штрафной ротой, во втором, высаживался 166-й гв. сп.

-2-я корабельная группа (7-й и 8-й отряды кораблей) должна была высаживать 1-ю десантную группу. Катера 7-го и 8-го отрядов должны были высадить парашютно-десантный батальон ВВС ЧФ (в «армейской» нумерации это был первый отряд) в 1 км восточнее высоты 115,5 между высотами 71,3 и 115,5, т.е. в 4-5 км восточнее. Командиром 2-й корабельной группы являлся капитан 3-го ранга Шальнов. Командиром первой группы десанта (высадка 1 км восточнее высоты 115,5) был назначен командир Отдельного парашютно-десантного батальона ВВС ЧФ майор Н.Д.Алексеенко, начальником штаба – капитан Г.И. Марущак.

Точки были выбраны не случайно. В указанных районах начинались тропинки и грунтовки, ведущие вглубь суши, которые и планировалось использовать для продвижения.

Планирование морской части операции, было выполнено начальником высадки, капитаном 2 ранга Кириловым.

Состав десанта. По составу корабельных отрядов и по составу десанта в публикациях идут существенные разночтения. В работе «Создание и боевая деятельность Отдельного парашютно-десантного батальона Военно-воздушных сил Черноморского флота в мае 1943 г. – январе 1944 г» [1] указывается, что:

«Согласно плану новой операции предполагалась высадка основных сил десанта на мыс Тархан. Основной состав этого десанта численностью порядка 3 тысяч человек состоял из 166-го гвардейского стрелкового полка из состава 55-й гвардейской стрелковой дивизии, которым командовал Герой Советского Союза подполковник Г.К. Главацкий, а также 143-го отдельного батальона морской пехоты под командованием капитана Левченко. В качестве дополнительных сил этой десантной группировке под общим командованием подполковника Главацкого были приданы: Отдельный парашютно-десантный батальон ВВС ЧФ под командованием майора Н.Д. Алексеенко и 613-й отдельный штрафной батальон Черноморского флота под командованием старшего лейтенанта Ф.А. Аверченко. Эта дополнительная группировка десанта насчитывала в общей сложности 700 человек».

Следует заметить, что 613-го отдельного штрафного батальона на Черноморском флоте на тот момент не было, была штрафная рота с тем же номером. В статье на сайте «Знамя Родины» указывается:

«В целом, планирование операции осуществлялось тщательно. … в состав десанта был выделен 166 гвардейский стрелковый полк (2925 человек, командир, герой Советского Союза Г.К.Главацкий)».

Это ошибочные данные. Суммарная численность личного состава 143-го батальона морской пехоты и 166-го гв. сп составляла чуть более 1,5 тыс. человек. Далее, из того же источника:

«Основной состав сил высадки в районе мыса Тархан (общей численностью около 3000 человек) включал в себя 166-й гвардейский стрелковый полк 55 гвардейской стрелковой дивизии, под командованием героя Советского Союза Г.К.Главацкого[2], являвшегося командиром всего десанта, а, так же 143-й отдельный батальон морской пехоты под командованием капитана Левченко. Вспомогательные силы (всего около 700 человек) состояли из парашютно-десантного батальона ВВС ЧФ под командованием майора Н.Д.Алексеенко и 613 штрафной роты …»

Командир 2-й десантной группы подполковник Г.К.Главацкий в отчете по высадке десанта на мыс Тархан указывает:

«9 января 1944 года в 19.00 второй десантный отряд в составе 166 гвардейского полка в количестве 984 человека, 143 отдельного морского батальона в количестве 630 человек, штрафной роты в количестве 234 человека, разведроты в количестве 135 человек и 5 парашютной роты в количестве 95 человек. Всего пришло на погрузку 2.127 человек» [3].

Таким образом, в 1-й десантный отряд состоял только из 4-х рот парашютно-десантного батальона ВВС ЧФ[4].

Любопытно отметить быструю наполняемость 613-й штрафроты ЧФ. Ее прежний состав был полностью «использован» в Эльтигенской высадке, и «списан оптом» уже 1-го ноября 1943 года. С ноября 1943 г. рота формировалась заново, и к 7 декабря, она вновь имела полный состав.

2 января командиром высадки капитаном 2-го ранга Кирилловым было проведено инструктивное совещание командиров десантных отрядов, на котором офицеры были детально ознакомлены с планом высадки десанта, который планировалось произвести 6-го января. Однако, в связи с задержкой наступления ОПА, высадка десанта была перенесена.

Несколько изменился и план десанта. По первоначальному плану, 2-й десантный отряд (166-й гв. сп, 143-й обмп и приданные части) должны были грузиться на «керченской» стороне пролива, на причалах Глейки и Опасная. 8.01.1944г. этот отряд был перевезен на Таманский берег, и погрузка 1-го и 2-го отрядов велась совместно, на кордоне Ильич.

Погодные и навигационные условия. По состоянию на 18 часов (09.01.1944) погодные условия конечно не исключали возможность высадки, хотя, назвать их благоприятными – крайне сложно. «Низкая облачность, граница облаков 400 м, видимость 20-50 км, ветер северо-западный 4 балла, волнение 2-3 балла». Проследить динамику изменения погоды в течение ночи невозможно, но к 5 утра немецкие метеостанции давали следующую погодную картину в Керченском проливе: «Облачность 4/10, граница облаков 800 м. Ветер юго-западный 4-5 баллов, волнение 3 балла, температура +4». Утром Ветер усилился, к 12 часам: «Облачно, ветер юго-западный 5-7 баллов, волнение 4-5 баллов…»[5] Это данные немецких метеопостов. Советский метеорологический пост на косе Чушка дает похожие сводки, но, с более низкими температурами в течение ночи. Температура воды 0,6 градусов, температура воздуха от 1,6 тепла до 2 мороза. Погода, действительно, была явно неблагоприятной и советские и немецкие данные по этому вопросу сходятся: сплошная облачность, ветер порывистый, до 7 баллов, волнение до 5 баллов. Непродолжительное затишье могло наблюдаться около 24 часов, в момент, когда ветер поменял свое направление. Как правило, продолжительность этой паузы не более 1,5 часов.

Все участники событий указывают, что видимость в ночь операции была хорошей, навигационные знаки находились на предусмотренных планом местах. От кордона Ильич, оба корабельных отряда должны были следовать по зеленому створу установленному на Таманском берегу до красного поворотного буя (расстояние около 18 миль). Для уточнения положения отрядов на пути к бую, на Керченском берегу были установлены красный створ (обозначающий половину пути) и желтый створ, направленный на поворотный буй (чтобы катера не пропустили буй). Дополнительно, маршрут должен был контролировать гидрографический катер «Зюйд». Маршрут был проложен таким образом, чтобы с берега, контролируемого противником, прохождение корабельных отрядов не просматривалось. Подход к берегу от поворотного буя осуществлялся с северо-востока. Таким образом, зюйд-вестовый ветер, при движении к бую был боковым, а при движении от буя к берегу был отжимным.

Корабельный состав. Плановая таблица операции, на данный момент не найдена, как и не найдена схема походного ордера отрядов. Скорее всего, даже в случае обнаружения этих документов, они будут не в полной мере соответствовать реальности. Это связано с тем, что накануне операции, из-за штормовой погоды, 10 плавсредств выбросило на косу Чушка, а, катерный тральщик №177 затонул. По данным «Хроники…»:

«… для высадки десанта были поданы три СКА типа «МО», три бронекатера, два катера типа «КМ», 4 торпедных катера, 18 ладожских двухтрюмных тендеров, 17 десантных ботов, 4 мотоботов ПВО» [6].

Суммарно, получается 51 единица. По данным «Справки о численном составе и потерях десантных флотилий в операциях по форсированию Керченского пролива» указано, что в операции участвовали 54 корабля. Расхождение связано с тем, что во второй цифре учтена бригада траления (два катера ПВО и сейнер).

Сложность заключается в другом: по состоянию на эту дату, согласно «Справки о состоянии, дислокации и грузоподъемности боевых кораблей и плавсредств АВФ» от 08.01.44г., в составе АВФ числится в исправности меньшее количество катеров и плавсредств.

По катерам МО вопросов нет, в операции участвовали три катера (№048, №0612, №0105). По бронекатерам тоже ситуация понятна, в операции должны были участвовать катера № 431(зав. №419), 432 (№420), 433 (№304).

Есть вопрос по торпедным катерам. Их в составе АВФ числится всего три, причем, из этого количества, один катер числится сидящим на мели. Торпедные катера по плану операции, не должны были принимать десант. Они должны были осуществлять демонстративные действия в районе мыса Ак Бурну. 03.01.1944г. в план операции были внесены изменения, и было принято решение производить демонстрацию высадки одним катером в районе мыс Зюк Мама Русская.

По данным на 16 декабря 1943 года, на 8 января 1944 года и на 14 января 1944года в строю находятся всего 14 тендеров, в связи с чем, возникает вопрос о количестве фактически поданных тендеров. Катеров ПВО в высадке десанта участвовало всего три (№21, №23, №29), а не четыре, как указывает «Хроника…».

В соответствии со «Справкой…» АВФ от 16.12.1943 года, вместимость плавсредств устанавливалась следующая: СКА — 60 человек, БКА-40 человек, ДБ ПВО 20 человек, десантный бот 60 человек. Похожая численность десанта указана в документе «Ориентировочные нормы приема десантных войск и техники кораблями различных классов». Тендер принимал на борт около 60 десантников, катер «КМ»-30 человек. Проверочный расчет показывает, что «в избытке» оказываются не 300, а 500 человек, т.к. на посадку прибыли 2925 человек.

Как указывает А.Н.Бадякин: «В первые дни января 1944 года на десантные боты прибыло пополнение – пулемётчики из армейского зенитного подразделения. Матросы электросварщики приварили металлические треноги. Пулемётчики укрепили крупнокалиберные ДШК. Всех старшин предупредили, что готовится тактический десант, но куда – будет известно позднее. Приступили к тренировкам посадки и высадки десанта. На мотоботы грузились морские пехотинцы. Ребята, как один, молодые, здоровые. Все одеты в канадские меховые куртки. Вооружены автоматами, пистолетами, ножами. Около них постоянно крутился корреспондент флотской газеты старшина 1-й статьи Матвей Никитин…».

По данным А.Н.Бадякина, во 2-ю корабельную группу (7-й и 8-й отряды, назначенные для перевозки 1-го десантного отряда в составе пдб ВС ЧФ) были выделены:

Отряд № 7 (командир — л-т Маланин) в составе катера ПВО №23 (зав. №364) ДБ-23 (зав.№ 507), ДБ-26 (зав. №514), ДБ-27 (зав. №515), ДБ-28 (зав. №516), ДБ-29 (зав. №517),

Отряд №8 (командир л-т Белов) катер ПВО 29, десантные боты ДБ-31 (зав. №518), ДБ-5 (зав. №319), ДБ-24 (зав. №334), ДБ-2 (зав. № 366), ДБ-19 (зав. № 505) [7]

Флагманом 2-й корабельной группы должен был стать СКА №0105, на борту которого находился «морской» командир отряда к-н 3 ранга Шальнов. Командир и штаб парашютно-десантного батальона находились на бронекатере №431 (зав. № 419). Восстановить состав корабельной группы удалось более или менее точно, по воспоминаниям и отчетным документам. Есть только один нюанс: В десантной операции к мысам Тархан и Хрони в ходе высадки Северо-Восточного десанта в ночь на 10 января 1944 года в операции участвовало 16 ДБ дивизиона десатных плавсредств и 3 катера ПВО. Большинство из ДБ были из числа недавно поступивших и поэтому часть из них на операцию шли ещё под заводскими номерами. Только 28 января 1944 года 8 ДБ официально были включены в состав дивизиона, когда некоторые из них уже погибли.

Сложнее ситуация с 1-й корабельной группой, в составе которой было два эшелона высадки. По данным воспоминаний, в составе отрядов числятся:

1-й эшелон высадки.

-флагман СКА №048 на борту которого находился штаб группы во главе с к-ном 1-го ранга Кирилловым,

-бронекатер №432 (зав. № 420), на борту которого находился штаб 143-го обмп во главе с к-ном Левченко

Отряд №1 (командир отряда л-т Сериков) в составе: катера ПВО №21 (зав. №356), ДБ-1 (зав. №311), ДБ-34 (зав. № 509), ДБ-40(зав.№513), ДБ-33(зав. №519), ДБ-22 (зав. №506).

2-й эшелон высадки.

-катер СКА №0612

-бронекатер №433 (№304)

Отряд №2 ДБ-47 (зав. №511) [8], четыре тендера

Отряд №3 Должен был состоять из катера ПВО и четырех тендеров

Отряд №4 Один катер КМ пять тендеров

Отряд №5 Один катер КМ пять тендеров

Отряд №6 Должен был состоять из одного КТЩ и четырех сейнеров

Кроме того, в составе корабельной группы десанта должны были находиться:

Отряд траления. В составе отряда два катера ПВО и сейнер и сейнер.

Отряд демонстрационной высадки. Должен был состоять из 4 торпедных катеров

Катера артиллерийской поддержки не должны были принимать десант, однако, к сожалению, ход операции оказался очень далек от плана.

[1] http://arsenal-info.ru/b/book/220547331/9

[2] Родился в Одессе в 1907 году, работал начальником пожарной охраны на одном из одесских предприятий, в июле 1941г. призван. При обороне Севастополя политрук Г.К.Главацкий исполнял обязанности военкома 1-го батальона 1330-го СП (с января 1942г. полк становится 381-м). После ранения командира батальона капитана Борисенко, исполнял обязанности командира батальона, 20 июня 1942г. присвоено звание героя Советского Союза. Ранен, эвакуирован. После излечения закончил курсы «Выстрел», назначена должность зам. командира полка, потом на должность командира 166 гв. СП.

[3]Документ без названия, адресован командующему ОПА генералу армии И.Петрову от командира 2-го десантного отряда гвардии подполковника Главацкого. Дата составления 16.01.1944г. Фотокопия. Архив автора.

[4] Парашютно-десантный батальон ВВС ЧФ создан в мае 1943года для проведения десантных операций авиацией ЧФ.

[5] NARA T-312 R-746 fr.028

[6] Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Черноморском театре. Вып. 6. М.—Л.: Воениздат, 1951.

[7] 8 мотоботов, построенных в г. Дзержинск, получили тактические номера уже после операции, и в некоторых документах они упоминаются под заводскими номерами.

[8] В связи с тем, что накануне операции в состав АВФ были переданы 8 десантных ботов, построенные в Дзержинске, еще не получивших тактические номера, в ряде документов они упоминаются под заводскими номерами. Некоторые мотоботы получили свои тактические номера уже после своей гибели.