Military Crimea

0831
0832
0833

Бронепоезд «Крым»

А.Неменко (Севастополь)

Немецкие бронепоезда в Крыму

Бронепоезд 11-й армии «Крым»

Если с советскими бронепоездами ситуация не вполне «прозрачная», и многие вопросы удалось решить лишь после долгого сопоставления документов, то с немецкими бронепоездами ситуация намного проще.

Немецкие документы содержат полную и подробную информацию. Фактически, немецкий бронепоезд являлся усеченной версией «Войковца». Был использован его большой паровоз, броневагон для боезапаса, захваченный у ст. Альма и одна из площадок, захваченных в Симферополе. Одно из орудий площадки противнику удалось восстановить, обрезав разорванный конец ствола, второе орудие было снято с площадки, разбитой у станции Альма. 37-мм танковые пушки достались противнику в исправном состоянии.

Как указывает в своих документах противник: «Бронепоезд состоит из бронированного паровоза, вагона для стрелков и платформы с двумя пушками на поворачивающихся основаниях. Паровоз восстановлен на станции Симферополь. Вагон с орудиями доукомплектован вооружением из армейского запаса. Бронированный вагон для стрелков переоборудовании из вагона боезапаса 17-м техническим батальоном.

Вооружение:

-локомотив вооружен русским ручным пулеметом, установленным на треноге, имеет возможность вести зенитный огонь и огонь по наземным целям.

-вагон с орудиями: оснащен двумя русскими пушками 7,62 см на основаниях, поворачивающимися во все стороны. Прицельные приспособления отсутствуют. 2 русских танковых пушки 3,7 сми два русских пулемета на поворотном основании. …

— броневагон для стрелков: Изначально- вагон для перевозки боезапаса для морских орудий. Вагон был переделан. В наклонной крыше вагона прорезаны 18 бойниц. Места стрелков разделены листами брони. По 4 углам вагона, на месте бывших люков подачи установлены русские пулеметы …»

Из чего его слепили? Из «большого» паровоза «Войковца», его же вагона боезапаса и… бронеплощадки «старого» состава «Войковца» с двумя пушками 34К.

11 января 1942 г. в состав немецкой армии был введен «Трофейный бронепоезд «Крым»». Бронепоезд был придан 42-му корпусу [1] . Базовой станцией была определена станция Джанкой. Состав неоднократно использовался в боевых операциях против Крымского фронта, для поддержки 46-ой пд, потерявшей большую часть своей артиллерии.

В этом же составе бронепоезд воевал до мая 1942 года. Под Севастополем он не замечен.

После того, как противник захватил Крым, его железнодорожная колея была перешита на немецкий стандарт. К концу 1943 года, в Крыму находились два немецких бронепоезда, которые и приняли участие в боях за полуостров. Первый-это легкий бронепоезд 9-й дивизии ПВО, оснащенный 4 зенитными пушками, калибром 8,8 см и 4 зенитными 2см автоматами. Второй – тяжелый бронепоезд «Михель», оснащенный советскими танковыми башнями, демонтированными с захваченной поврежденной техники Крымского фронта.

Оба бронепоезда были задействованы в боях на Перекопском перешейке, против прорвавшегося за Турецкий вал, советского 19 танкового корпуса. Как указывал журнал боевых действий 17 немецкой армии: «На Перекопском перешейке, начавшийся со вчерашнего вечера, удар против Татарского вала, в целом отражен, только вдоль дороги противник с 40 танками ведет прорыв к Армянску. Из прорывавшихся танков 17 подбито, из них 15 подбито бронепоездом 9-й дивизии ПВО» [2] . Тяжелый бронепоезд «Михель» оказался неэффективным, и был отведен в тыл. Был использован только его бронепаровоз, заменивший разбитый паровоз легкого бронепоезда ПВО. Как указывается в ЖБД 19ТК «Еще в темноте завязался сильный бой с подошедшим со ст. Армянск бронепоездом пр-ка. 8.00 Все затихло, бой продолжался только за станцию, бронепоезд был подбит (разбит бронепаровоз), но противник его тут же оттащил подошедшим паровозом [3] . Дальнейшая судьба этих двух немецких составов- тема отдельного большого исследования.

Бронепоезд ПВО немцы взорвали, после того, как станция Джанкой была захвачена танкистами советского 19-го корпуса, и бронепоезд оказался отрезанным от «своих». «Михеля» взорвали позже, уже на станции Мекензиевы горы, после неудачного боя под станцией Бельбек (ст. Верхнесадовая).

[1] NARA T-312 R365 (11 AOK) fr 522

[2] NARA T 311 R 155 HG A -203526

[3] ЖБД 19 ТК Архив ЦАМО, Фонд 3416, Опись 1, Дело 28