Military Crimea

А.Неменко (Севастополь)

Мотоботчики (часть 7)

«ПВО-28» лейтенанта Льва Левенко при возвращении с Эльтигена с 43 ранеными на борту в полутора – двух милях от плацдарма встретился с БДБ и оказался во вражеском кольце двух барж. Враг обрушил всю силу своего огня. Были ранены краснофлотцы Богато, Соловьёв и рулевой Жиляков. Расстояние между получившим 2 попадания снарядов катером и ближайшей БДБ F 594 резко сокращалось, командир приказал подготовить потерявший управление катер к взрыву. Когда осталось до БДБ не более 10 метров, катер оказался в «мёртвом» пространстве. Промахнуться было невозможно. На глазах моряков в борту вражеского корабля рвались снаряды катера, выворачивая листы наружной обшивки и обнажая внутренние помещения…

Мотобот с хода врезался в кормовую часть БДБ. Развёрнутое на борт орудие 70к, продолжавшее стрелять «до упора», уткнулась стволом в борт. Катер содрогнулся от удара, снова вышли из строя моторы. В пробоины поступала вода. Двое краснофлотцев бросили на палубу приготовленные связки гранат. Ухнули сильные взрывы. Пока на БДБ раздавались крики раненых, резкие, лающие команды немецких офицеров, поднимавших упавших на палубу и прекративших стрельбу членов экипажа, экипаж мотобота боролся за живучесть катера. Гасил огонь раненый в глаз комсорг корабля Николаев. Моторист Иван Селивёрстов, погасив пламя в моторном отсеке, регулировал замолкшие моторы. БДБ медленно отходила… Катер по инерции прошёл вдоль её борта и скрылся в темноте.

Командир F 594 заявил, что его баржа сама таранила и потопила сторожевой катер.

Последним снарядом с другой БДБ силой взрыва Льва Левенко с кормы катера выбросило за борт и его подобрал подошедший на помощь «ПВО-21» лейтенанта Владимира Цилюрика. Вошедший в строй один мотор вскоре снова заглох и бот снова потерял ход, но его взял на буксир «ТКА-114» и повреждённый катер довёл до Тамани комсомолец Селивёрстов…

После гибели «ДБ-306» на берегу в Эльтигене трижды пытался старшина 2-й статьи Яков Швачко отправить свой экипаж на Кубань и трижды они уступали своё место раненым. Две недели находились мотоботчики в подчинении коменданта высадки десанта в Эльтигене капитан-лейтенанта Н.А.Кулика, встречали, разгружали катера и отправляли тяжело раненых.

Когда поступила команда эвакуировать моряков-катерников в ночь на 23 ноября, Тагларис и Швачко оказались на катере ПВО (скорее всего на «ПВО-21» — А.Б.), перегруженном ранеными. Головной бот успел проскочить мимо двух встретившихся БДБ, два последние попали под кинжальный огонь. Тагларис со Швачко помогали заряжающему 37-мм автомата. Командир орудия выждал, с расстояния около 100 метров в упор ударил по немецкой барже. Шедший невдалеке второй бот заволокло дымом от разрывов снарядов. Надвигающаяся БДБ не выдержала огня 70к и «Эрликона», рвавшего металл борта и надстроек и отвернула в сторону… На другой день после возвращения с Эльтигена группа мотоботчиков с Кроткова вернулась в Сенную, откуда их направили в Геленджик для получения вновь прибывших десантных ботов. Экипаж Швачко принял «ДБ-509»…

Несколько дней была штормовая погода и за это время было отремонтировано несколько катеров. Защитники Эльтигена эти дни получали продовольствие и боеприпасы только по ночам с У-2. 25 ноября погода улучшилась и за день штурмовики 230-й штурмовой авиадивизии сбросили на плацдарм 6,3 тонны продовольствия.

Около 20-30 из Кротково к Эльтигену вышел отряд под командованием командира 2-го отряда катеров ПВО капитан-лейтенанта Л.А.Федоровского в составе «КАТЩ-081», «ПВО-11», «ПВО-13», ПВО-26», «ПВО-24», «ДБ-12» и «ДБ-20». Команда «ПВО-17», предполагавшегося идти в охранении, была использована на пополнение экипажей других ботов, сам катер остался в базе.

Выход получился нелепый и трагический. Вот как описывает эту ночь А.Я.Кузнецов в книге «Большой десант. Керченско — Эльтигенская операция»…

Федоровский, видимо, перепутал створы и пошёл не по красному, ведущему к Эльтигену, а по зелёному, который был зажжён для обеспечения минной постановки и вёл к Камыш-Бурунской косе. По донесениям участников, катера взяли севернее этого огня. С какого-то момента огни створов не стали видны и, скорее всего, отряд шёл на белый створ, обозначающий северную оконечность Камыш-Бурунской косы.

Федоровский, считая, что находится перед плацдармом, приказал начать движение к берегу. Боты выстроились в кильватерную линию в следующем порядке: «ДБ-20», «ПВО-11», «ПВО-26», «ПВО-13», «ДБ-12» и «ПВО-24». Сам командир остался их ждать на «КАТЩ-081». Вскоре на «ПВО-24» лейтенанта Н.Н.Карповича вышел из строя один мотор и он отстал. Примерно через полчаса 5 ботов подошли к берегу, но против ожидаемого эльтигенского пляжа перед ними оказался крутой обрывистый берег. Катера около часа ходили вдоль берега, безуспешно пытаясь найти место для высадки и иногда попадали под огонь из стрелкового оружия. Затем в свете прожектора команды ботов увидели на берегу большое селение с каменными двухэтажными зданиями. Некоторые моряки сразу узнали Камыш-Бурун. Боты собрались примерно в 30 метрах от берега, были снова обстреляны с берега и с трудом выбрались из расставленных на кольях рыбацких сетей…

В 00-45 наш отряд обнаружил восточнее себя две баржи. Прорываясь из бухты, командиры «ПВО-26» и «ПВО-11» решили связать баржи боем и отвлечь их от десантных ботов. На «ПВО-13» к этому времени остался в строю один мотор, поэтому он был мало боеспособен. БДБ открыли огонь с 300 метров, вскоре дистанция сократилась практически до нуля. В какой-то момент «F 135» неудачно пыталась протаранить один из ботов. Видимо, в это время моряки или десантники забросали F 135 связками гранат. Командир немецкой группы Дитмер был убит на месте, командир баржи и ещё 1 человек получили тяжёлые ранения, 1 человек – лёгкое ранение. F 135 была повреждена огнём зенитных автоматов и ушла в Камыш-Бурунский порт. «ПВО-11» (лейтенант М.А.Ермоленко) первый принял бой с БДБ. Отразив атаку одной БДБ, заставил огнём своего катера отойти. Находясь в окружении 3-х БДБ, Ермоленко вёл бой с ними, стараясь сблизиться с ними для более эффективного огня. Катер получил две пробоины от прямых попаданий снарядов. Ранен был почти весь экипаж катера. Сам Ермоленко, имевший 8 ранений, сменил тяжело раненого рулевого, вывел катер из-под огня противника и, проявив исключительную стойкость и героизм, довёл катер до берега (награждён орденом Боевого Красного Знамени).

Наш отряд вырвался из западни. Тяжёлые повреждения имели все три бота ПВО, зато десантные боты не пострадали. Боты не смогли найти «КАТЩ-081» и пошли на белый огонь в районе Комсомольска. «ПВО-26» на буксире «ДБ-20» дошёл до Комсомольска и полузатонул (впоследствии списан). А имевшие тяжёлые повреждения «ПВО-11» и «ПВО-13» выбросились на берег у мыса Тузла. Чтобы дойти до берега, команде «ПВО-11» пришлось выбросить за борт ящики с боеприпасами.

В 07-35 «ТКА-114» вышел из Кроткова на поиски пропавших ботов. В 08-18ч торпедный катер подвергся атаке пары МЕ-109, взорвался и затонул. Та же пара истребителей в 08-39 атаковала «КАТЩ-081», получив повреждения и с трудом вернулся в Кротков, потеряв убитым командира. На месте гибели «ТКА-114» катер «КМ-0164» подобрал единственного, оставшегося на поверхности человека, остальные 8 моряков погибли.

В ходе этих событий потери в личном составе флота составили 25 человек убитыми и утонувшими, около 20 человек ранеными. По немецким документам в 23-50 БДБ северо-восточнее Камыш-Бурунской косы потопили десантный катер. При этом F-135 получила лёгкие повреждения, 2 человека были легко ранены. Судя по всему, погиб «ПВО-24» лейтенанта Н.Н.Карповича, с 9 членами экипажа, не вернувшийся в базу… На нём же погибли и 11 десантников…

Вечером 26 ноября в проливе снова начался шторм… При стоянке в районе косы Тузла у поста СНИС-407 накатом волн был выброшен на берег, где сильно повреждён и разбит прибоем «ПВО-14».

27 ноября, с опозданием, катера ПВО были включены в состав 1-го отряда катеров ПВО Керченской ВМБ («ПВО-20÷«ПВО-29») и 4-го отряда катеров ПВО КВМБ ЧФ («ПВО-11»÷«ПВО-19») многих катеров уже и не было…

В ночь на 28 ноября наши катера не выходили, так как остались в строю только «ДБ-5,-12,-20» и «КМ-0164». «ПВО-17» был исправен, но не укомплектован личным составом. Три КАТЩ и РТЩ находились на тралении.

К вечеру 28 ноября погода снова испортилась… Ещё утром «ДБ-5» доставил на Тузлу новый прожектор батарее. Вечером 28 ноября был выброшен на мель «ПВО-23», но в тот же день снят. Введён в строй в Сенной к 8 декабря…

Днём 28 ноября при наличии лётной погоды 12 ИЛ-2 11-й ШАД практически одновременно совершили налёт на БДБ в Камыш-Бурунском порту, но сильный зенитный огонь не дал нанести результативный удар. В 13-25 над портом появились 4 ИЛ-2 210-го ШАП. Результат удара оказался рекордным по эффективности налёта на Камыш-Бурун, пострадали 4 БДБ.

От штормовых повреждений в Тамани до 03-17 затонул «ДБ-20», но в тот же день был поднят и введён в строй в Сенной 5 декабря. До 07-50ч в шторм затонул «ДБ-43», поднят и введён в строй 9 декабря. Немцами было всё сделано для поддержания блокады Эльтигенского плацдарма в те несколько дней, что оставалось до наступления на Эльтиген.