А.Неменко (Севастополь)
Мотоботчики (часть 2)
Цитирую известного исследователя малого флота А.Бадякина: » Дб первой серии завода №343 (заводские номера №301 — №315) были выполнены с носовым управлением (ручной штурвал на носовой переборке трюма), получили по два мотора «ЗИС-5» и имели задний ход. Следующая серия ботов была выполнена в связи с отсутствием двигателей с одним мотором «ГАЗ-ММ», задний ход у них отсутствовал, что затрудняло отход от берега после высадки. Впоследствии изготавливались боты как с одним, так и с двумя двигателями разных марок. Например, «Газ-202», на «дзержинских» ботах – «Крайслер» М-7.
Учитывая недостатки, выявленные в ходе боевого использования ДБ весной и летом 1943 года на заводе № 343 в процессе производства конструкция мотоботов совершенствовалась с учётом опыта их применения. В последующих сериях ДБ управление катером было перенесено с 7 шп. в корму на 27 шп., при этом рулевой находился в бронированной (10 мм) рубке на 27-28 шп., открытой в корму, и имеющей в нос узкую прорезь для обзора, так же закрывающуюся изнутри на барашках. Позже на заводах ставили штатное брезентовое укрытие моторного отсека. В МО менялось расположение масляных баков (ПБ или ЛБ). Прорези на передней части бронещитка десантного отсека выполнялись как в вертикальном, так и горизонтальном вариантах».
По поступлению от промышленности 08.10.1942 года первые 9 ДБ пр.165 были включены в состав плавсредств тыла Астраханской ВМБ КВФ с присвоением наименований «ДМБ-01÷ДМБ-09», 5 катеров были включены в состав плавсредств тыла Махачкалинской ВМБ КВФ.
31 декабря 1942 года эти 14 ДБ были перечислены в состав ЧФ и 29 января 1943 года как прибывшие по железной дороге были включены в состав формируемого дивизиона десантных ботов бригады траления и заграждения ЧФ и переименованы в «МБ-1» ÷ «МБ-14» соответственно.
Управление дивизиона и экипажи катеров (прибывших с Астрахани с мотористами) укомплектовали по прибытию катеров в Туапсе личным составом БТиЗ и Потийского флотского экипажа. Командиром дивизиона был назначен старший лейтенант И.И.Сенкевич, бывший командир БТЩ «Мина». Замполитом дивизиона стал младший лейтенант А.А.Ткачёв, штурманом – старший лейтенант Г.К.Балимов, механиком – воентехник 1 ранга 1-го дивизиона СКА В.Д.Дмитриев, бывший моряк торгового флота, участник поставки вооружения и снабжения в Испанию на судах НКМФ.
Командиром 1-го отряда ДБ назначили бывшего штурмана торгового флота, побывавшего в плену в франковской Испании, заместителя командира плавмастерской лейтенанта В.А.Попова. 13 февраля он привёл из Туапсе в Геленджик вторую группу из 5 ДБ и вечером того же дня мотоботчики ушли к плацдарму «Малая Земля» в районе Новороссийска.
Основным недостатком мотоботов явилась их слабая мореходность, при волнении моря более 3-х баллов ходить им было опасно. Но ходили, хотя работать при накате южных ветров им было опасно, их захлёстывало волнами или выбрасывало на берег. Так, 23 февраля в районе Мысхако сел на мель, где впоследствии разбит прибоем «МБ-6» старшины 2-й статьи Алексея Ежикова. 25 февраля при стоянке у пирса в Геленджикской бухте в шторм накатом волн был захлёстнут и, потеряв плавучесть, затонул «МБ-1» старшины 2-й статьи Василия Белозёрова. 6 марта при следовании на Мысхако сильным накатом волн был выброшен на берег, где повреждён прибоем «МБ-10» старшины 1-й статьи Алексея Агаркова.
После первых же походов в боевых условиях, начиная с февраля 1943 года, к «Малой Земле» в районе Новороссийска на мотоботах оказалось много лишнего, не нужного. Были сняты «фары», так как в условиях маскировки и полного затемнения ими не пользовались. Сняли звуковой сигнал рядом с «упорами», бортовые отличительные огни. Убрали с полубака якорь-дрек, спасательные круги.
Как только катер входил в зону обстрела, то приходилось маневрировать, следить за разрывами и всплесками снарядов и мин, поворачивать в разные стороны. В этих случаях «за баранкой сидели стоя», а иногда откидывали для лучшего обзора и правую часть бронещитка. Именно поэтому было много потерь среди рулевых и старшин катеров в десантных операциях, так же достаточно ранений в голову.
23 апреля, произведя высадку подкрепления десанту и приняв раненых, «ДБ-5» у пирса в Мысхако подвергся интенсивному артиллерийско-миномётному обстрелу и бомбардировке. От близких разрывов снарядов и бомб перегруженный ранеными мотобот получил тяжёлые повреждения корпуса, на отходе от берега через пробоины был захлёстнут волной и затонул. Вместе с катером погиб и старшина 1-й статьи Фёдор Носов, отдавший свой спасательный капковый пояс одному из раненых солдат.
В апреле дивизион получил пополнение из 7 мотоботов (с «ДБ-15» по «ДБ-21») и командиром 2-го отряда был назначен артиллерист с канонерской лодки «Красная Абхазия» лейтенант А.М.Иванов. У раненого командира дивизиона И.И.Сенкевича командование принял бывший командир звена 2-го дивизиона СКА старший лейтенант П.И.Жуков. Замполитом дивизиона был назначен старший лейтенант К.К.Жук.
К этому же апрельскому периоду обеспечения десанта относится и легенда из воспоминаний «Малая Земля», когда 17 апреля начальник политотдела 18-й армии полковник Л.И.Брежнев, следуя на плацдарм на сейнере «Рица», при подрыве сейнера на мине, будущий Генеральный секретарь ЦК КПСС был спасён мотоботчиками, с рядом бойцов был поднят на борт «ДБ-9» Алексея Ляшинского и руку находящемуся в воде полковнику подал старшина 2-й статьи Зимода…
После неудачных попыток доставки на «Малую Землю» танков на буксируемых «болиндерах», начальник техотдела НВМБ А.А.Шахназаров доложил командующему базой контр-адмиралу Г.Н.Холостякову, что инженеры отдела предлагают организовать перевозку танков на спаренных мотоботах, которые и самоходны и, главное, не нуждаются в причалах. Опыт оказался удачным, и танки пошли на «Малую землю»
В ночь на 23 апреля спарка из «ДБ-2» и «ДБ-4» удачно доставила на плацдарм очередной танк. Правда, запустив двигатель, он так дёрнулся на деревянном настиле, что навалился большей частью своего солидного груза на корпус «ДБ-4» и, спускаясь на берег по сходне, вывернул рули севшего кормой в песок мотобота. При отходе на рейд плохо управляемая спарка была накрыта залпом немецкой батареи. Взрыв прямо в центре настила разметал доски в разные стороны и катера были так повреждены, что впоследствии их исключили из состава флота. Но рейсы с танками продолжались
22 августа на переходе из Сочи в Сухуми прибывших 8 мотоботов («ДБ-31»÷«ДБ-38») 3-го отряда младшего лейтенанта С. И. Иванец при следовании на буксире у сторожевого катера «СКА-0188» двух мотоботов в районе селения Пеленково буксирный караван был атакован немецкой подводной лодкой «U-24» капитан-лейтенанта Петерсона в надводном положении. По каравану был открыт огонь из спаренного 20-мм орудия и ручного пулемёта. Обрубив буксировавший «ДБ-36» и «ДБ-37» трос, сторожевой катер попросту скрылся в ночном тьме. Подводники забросали безоружные боты гранатами и подрывными патронами и они затонули. На борт субмарины немцы взяли шесть советских моряков, в том числе мотористов Загоруйко и Ботынева, из которых были четверо ранены. 23 августа «U-24» пришла в Феодосию, где пленных передали на берег. Именно там и была сделана эта печальная фотография. А когда 25 августа подлодка благополучно прибыла в Констанцу, над рубкой субмарины развивался трофейный советский флаг, снятый с одного из потопленных мотоботов…
Весной 1943 года в состав дивизиона вошёл отряд мотобаркасов, как построенных на Лазаревской судоверфи, так и собранных с кораблей эскадры. «Плаведеницы», а попросту баркасы, были укомплектованы экипажем по 2 человека и им были присвоены номера с «01» по «15»…
В конце августа – начале сентября на мотоботы были установлены треноги с пулемётами, моряки готовились к Новороссийской десантной операции.
Высадка десанта в Новороссийский порт проводилась в ночь на 10 сентября на широком фронте – от мыса Любви до электростанции. В операции участвовал практически весь дивизион десантных плавсредств.
1-й десантный отряд, в т.ч. 10 мотобаркасов и 14 ДБ, высаживал моряков 255-й Краснознамённой бригады морской пехоты в районе от холодильника до мыса Любви.
2-й десантный отряд, в т.ч.8 ДБ, обеспечивал высадку 388-го ОБМП и 290-го стрелкового полка НКВД в районе от Старопассажирской пристани до Лесной.
В 3-й отряд, высаживающий 1339-й стрелковый полк 318-й стрелковой дивизии, вошли 10 ДБ. Прямо в Геленджикской бухте отработали посадку-высадку десантников в кратчайшее время до автоматизма.
Вечером 9 сентября собрали всех старшин десантных ботов, объявили о высадке десанта в Новороссийский порт и о порядке посадки на катера.
Мотоботы с десантниками шли в третьем эшелоне на буксирах у сторожевых катеров. Как только миновали ворота порта, буксиры ДБ отдавались и далее они следовали самостоятельно. В воротах порта встретил огонь сумасшедший: от гирлянд ракет, от прожекторов, осветительных бомб, от взрывов снарядов и мин, пожаров на берегу стало светло, как днём. В этих сложнейших условиях каждый старшина катера действовал самостоятельно. Выполнив боевую задачу по высадке десантников, мотоботы отходили через ворота порта под шквальным огнём. «ДБ-13» старшины 1-й статьи Анатолия Емельяненко в ночь на 10 сентября принял на борт отряд десантников и «сорокопятку». Десант высадили удачно и разгрузились. Но на выходе из бухты случайным осколком пробило бензобак. Повреждение тут же заделал моторист, керченский рыбак старший краснофлотец Владимир Тагларис, благодаря чему благополучно дошли до Геленджика. В районе Импортной пристани «ДБ-11» старшины 2-й статьи Бориса Рыбина снял с горевшего «СКА-032» оставшихся после взрыва моряков и высадил на причал. «ДБ-18» старшего краснофлотца Кондратия Раленко при подходе к Каботажной пристани в упор был отстрелян с причала из крупнокалиберного пулемёта. Две пули отрекошетили от бронещитка в грудь сержанту пулемётчику и он безмолвно осел на пайолы. Раленко свернул к холодильнику и катер с ходу влетел под заваленный взрывом портальный кран. Десантники моментом выскочили на пирс и исчезли в темноте. Сигнальщик краснофлотец Андрей Чернобривец с пирса стал кричать: «Раненые, сюда!». Стали подходить, держась друг за друга, раненые десантники. Немцы из-за холодильника стали бросать гранаты. Хорошо, что причал высокий, осколки гранат так и свистели над мотоботом. Одна из гранат разорвалась на конструкции крана, осколками пробило привальный брус катера, обожгло ногу старшины мотобота, осел раненый в спину побледневший командир отряда ДБ лейтенант Александр Иванов. Быстро развернулись и к воротам порта, а там сплошная стена огня. Раленко свернул к Южному молу, где в свете ракет увидел огромную брешь от торпеды и бомб. Стали проходить провал, зацепились левым бортом и рулём. Мотористы старшина 1-й статьи Валентин Изюмский и старший краснофлотец Александр Рассохин с Андреем Чернобривцем сошли за борт и, буквально, на руках протащили катер. Только выскочили за мол, снова попали под немецкий огонь, убило двух раненых. Раленко снова свернул под защиту мола, затем по-над берегом с трудом дошли до Геленджика. Трое из экипажа катера попали в 46-й госпиталь, где и умудрились сфотографироваться…
«ДБ-35» старшего краснофлотца Котляра с 40 десантниками полным ходом шёл к клубу Сталина, а вода вспучивалась гейзерами взрывов. До клуба дошли удачно, только раз по корпусу простучала дробь крупнокалиберного пулемёта. Подошли к берегу, в мгновенье десантники выскочили на причал. Рулевой Коноваленко и моторист Иван Рощенко оттолкнули нос катера от стенки, развернулись и отошли. Сделали ещё два рейса в бухте, высаживая десантников с «малого» охотника на причал и затем на полном ходу мотобот вышел из бухты. И только тогда заметили, что позади рубки, словно облокотившись на переборку цистерны, застыл убитый лейтенант, командир десантников, поражённый маленькими осколками в висок…
В Геленджик «ДБ-35» возвратился одним из первых… Светало… К причалу подходили один за другим десантные боты и мотобаркасы, вернувшиеся из Новороссийска, С обгоревших, почерневших катеров, многие из которых были повреждены серьёзно, снимали убитых и раненых. Многих мотоботчиков потерял в эту ночь дивизион десантных плавсредств. Погибло и 5 катеров.
Около 3-00ч при прорыве в порт от артиллерийско-миномётного огня погиб при неизвестных обстоятельствах со всем экипажем и личным составом десанта в количестве 38 человек «ДБ-2» старшины 2-й статьи Г. М. Комиссарова. Получил тяжёлые повреждения корпуса и затонул «ДБ-3». При этом погиб старший краснофлотец С.З. Хаймович. Около 03-00ч получил несколько прямых попаданий снарядов и мин и затонул в районе пляжа водной станции «Динамо» «ДБ-19». От повреждений и полученных пробоин затонул между мысом Любви и корнем Западного мола «ДБ-22». От повреждений в районе пляжа Западного мола затонул «ДБ-34» На одном из ДБ погиб дублёр командира дивизиона кап. – лейт. С. В. Хамин…
В ночь на 11 сентября загруженные боеприпасами и продовольствием десантные боты снова пошли в объятый заревом порт… «ДБ-35» старшего матроса Котляра загрузился и снова пошёл к клубу имени Сталина, но прямо с берега обстреляли немецкие автоматчики и стали закидывать гранатами. Котляр каким-то чутьём выбрал относительно тихое место и подошёл к берегу. Сразу же появились и десантники, расхватали боеприпасы и продовольствие. Начали брать раненых. Носили раненых девушка-санинструктор и матрос. Откуда-то простучала очередь и матрос упал, не донеся носилок до катера. По команде старшины моторист Иван Рощенко выскочил на берег и взялся за носилки. Передвигались всё время бегом, Иван впереди, санитарка – сзади. Уже шестого раненого клали на настил мотобота, Рощенко наклонился, опуская раненого, когда взрывная волна сбила его с ног, обожгло под правой рукой. Очнулся быстро, привстал. Санитарка лежала, согнувшись вдвое, и стонала. Моторист сразу понял, что у неё ранение в брюшную полость. В этот момент старшина крикнул: «Отходим!». Рощенко нырнул в машинное отделение и катер отошёл от стенки, на которой начали рваться мины.
На выходе из ворот порта стало заметно, что мотобот плохо управляется, повреждён форпик. По команде старшины командир отделения мотористов Андрей Висовин с напарником Иваном Рощенко задраили горловину, дифферент на нос всё увеличивался.
Хорошо, что вскоре увидели недалеко «малый охотник» и сигнальщик-рулевой Коноваленко просигналил: «Имею повреждение. Иду с ранеными!». Взял МО мотобот на буксир и повёл израненный катер в Геленджик. По пути из 20 раненых пятеро скончались… В Геленджике сдали раненых и умерших, подогнали свой «тридцать пятый» к подъёмному устройству, где и осмотрели свой катер.. Форпик разбит, снаряд, видимо, попал в подзор. Лохмотья обшивки торчат в разные стороны, от пробоины вода набралась до самого верха. Дошли, как говорится, на одном энтузиазме, удерживала воздушная подушка в форпике…
Пять ночей подряд ходили в объятый заревом Новороссийск «ДБ-5» старшины 2-й статьи Валентина Горчакова, «ДБ-13» старшины 1-й статьи Анатолия Емельяненко, «ДБ-21» старшины 2-й статьи Георгия Колесникова, «ДБ-17» старшины 2-й статьи Алексея Елизарова и другие катера. Не все доходили до Геленджика… У мыса Любви стояли два подбитых мотобота. Немало труда приложили катерники во главе со сбежавшим из госпиталя лейтенантом Александром Ивановым, пока два помятые, обгоревшие ДБ не стали у подъёмников ремонтной базы мотоботчиков в Геленджике…
Пришлось потрудиться после Новороссийска ремонтной группе дивизиона под руководством техника-лейтенанта В.Д.Дмитриева. Матросы ремонтной бригады срезали лохмотья металла, ставили вставки и «дублёры» на пробоины, рихтовали вмятины. Ремонтировали оборудование…
Многие мотоботчики за Новороссийскую десантную операцию были удостоены государственных наград. Только согласно приказу № 66 командующего ЧФ от 14 сентября 1943г 24 мотоботчика были награждены орденами и 24 – медалями…
После освобождения Новороссийск дивизион принял участие в Новороссийско-Таманской операции.
После освобождения Анапы, 21 сентября, чтобы ускорить разгром немецкой Таманской группировки, командующий Северо-Кавказским фронтом принял решение силами ЧФ и АВФ высадить тактические десанты, захватить пути отхода противника, сорвать эвакуацию немецких войск в Крым.
25 ÷ 27 сентября в районе станицы Благовещенская и 26 ÷ 27 сентября в районе озера Солёное были высажены десанты. Командовал высадкой командир НВМБ контр-адмирал Г.Н.Холостяков.
По опыту Новороссийской операции сформировали три отряда. В числе других кораблей в 1-й отряд вошли 13 ДБ, во 2-й – 11 и в 3-й – 9. 23 сентября в Геленджикской бухте десантники и боевая техника были приняты на корабли. Высадку из-за сильного шторма пришлось отложить на сутки. Только днём 24-го, во второй половине дня, отряды вышли на внешний рейд, выстроились в походный трёхкильватерный ордер. Командир высадки, делая поправку на усиливающийся ветер, приказал 3-му отряду продолжать движение и решать поставленную задачу в районе Благовещенской, а 1-му и 2-му отрядам зайти в Анапу, ждать следующую ночь. Третий отряд подошёл к Благовещенской скрытно и на рассвете 25 сентября высадил около 900 человек десанта. При высадке десанта погиб ст. 1-й ст. П. Волобуев. Вечером 25 сентября вышли в море основные силы десанта. В условиях штормовой погоды на переходе в районе мыса Утриш был выброшен штормом, разбит и уничтожен прибоем «ДБ-18». При выходе с Анапского рейда подорвались на минах и погибли с большей частью экипажей (погибло 8 мотоботчиков и большая часть десантников) «ДБ-13» старшины 2-й статьи Ивана Игнатова и «ДБ-28» старшины 1-й статьи Александра Рассохина. В тяжёлых условиях, при сильном огневом противодействии противника, высадился в ночь на 26 сентября у озера Солёное десант численностью до 1600 человек. Часть катеров была повреждена. Получив прямое попадание снаряда, «ДБ-38» выбросился на берег, где был уничтожен прибоем.
(огромная благодарность А.Н.Бадякину за предоставленные материалы)