А. Неменко (Севастополь)
Коктебельский десант. Правда и вымысел
Вот очень долго нем мог собраться. чтобы написать на эту тему, но приторно-восторженный тон статей на эту тему просто вымораживает. Приплетают к данной теме Л.Мехлиса, который здесь совершенно ни в… (ни при чем). «Все молодцы, всем, ура! Наши ребята выполнили гениальный план нашего командования, и, …»
Да, это безумный, отчаянный подвиг наших моряков, это даже больше, чем подвиг, он не случайный, осмысленный, но… Ладно, судите сами.
Поначалу все было логично и осмысленно: Действительно, по плану операции высаживалось два вспомогательных десанта: в районе станции Сары-голь (ныне Айвазовская) и в районе Коктебеля. Замысел был нормальный.
Первый эшелон -бригада морской пехоты, горнострелковый полк с артдивизионом. Отправка из портов Новороссийск и Геленджик. Средства высадки Боевые корабли и быстроходные катера ЧФ Место высадки Феодосийский порт, Сары-голь, бухта Коктебель. Время высадки от «Ч» до «Ч+1».
Задача: овладеть портом Феодосия, облегчить высадку 2-го и 3-го эшелонов.
Десант на станцию Сары-голь — тема отдельного рассказа. Мы смотрим пока только Коктебель.
В районе Коктебеля находились 5 и 7-я роты 97-го пехотного полка (46-я пд). Недалеко располагались еще две роты: 6-я и 8-я роты – ориентир 630 (перед горой Лысая) Наши пишут о том, что десант, якобы сковал противника в Коктебеле. Ну, что же, давайте посмотрим.
Изначально планировали высадить моряков 2-го десантного отряда со вспомогательного тральщика Т-483 «Тракторист» (бортовой номер 33). Бывший теплоход Азовского пароходства, водоизмещением 1960 т., имел на вооружении 3х45-мм пушки и три пулемета. Высаживаться должны были более 300 бойцов 9-й бригады морской пехоты, которые, действительно, могли связать боем две немецкие роты.
Высадка небольшого десанта с этого корабля, имела смысл (хотя и была рискованной). НО…
Все было сделано чисто по нашему. В связи с плохой подготовкой Керченской высадки (южнее Керчи) Т-483 «Тракторист» … возил уголь, собирая его по портам, ибо наше флотское командование об этом не позаботилось.
Вместо того, чтобы подыскать ему замену, или отменить высадку, командование ЧФ принимает решение о высадке диверсионной группы с подводной лодки «Д-5».
Но даже эта операция могла иметь смысл, при скрытом подходе, (правда не совсем понятна цель).
Официальная версия заключалась в том, что группа должна была перехватить дорогу от Судака к Феодосии, и не допускать подхода войск по ней. Очень сомнительна сама идея перехвата дороги столь малочисленной группой. Судя по документам, группа должна была заложить взрывчатку, и взорвать дорогу. Но даже не это важно.
Операция была выполнена так, что терялся всяческий ее смысл. В 6 утра 28.12.41г. подводная лодка с десантом вышла из Новороссийска. Далее, стоит процитировать строки «Отчета…»: « «Для проверки на себя подводная лодка в 18ч. 39 минут вошла в крейсерском положении в Коктебельскую бухту, обошла ее и вышла» [1].
В 2 часа 45 минут (29-го) ПЛ вошла в бухту для высадки десанта. На палубе лодки начали надувать резиновые лодки. Для упрощения их спуска, был принят балласт в цистерны 3 и 6, однако при этом, был смыт за борт один краснофлотец, и ушли за борт ранцы и сумки с продовольствием, боезапасом(!).
Высадку было решено не производить, и лодка вышла из бухты. Весь день 29.12.41г. лодка находилась в море. Десант, в принципе уже потерял всякий смысл.Высадка уже шла.
Противник опомнился достаточно быстро, в 6,40 от штаба 11-й армии поступило сообщение в 42-й армейский корпус: « … «Штука» и прикрытие будут направлены для атаки Феодосии. Румынской горной бригаде дан приказ двигаться ускоренным маршем в Феодосию. 2 батальона бригады уже находятся в Коктебеле. 240-й противотанковый дивизион будет немедленно подтянут в город» [1].
Шансов не было никаких, но, «начальство» решило иначе.
Для помощи в высадке был послан один катер типа «МО», но по официальной версии встреча у мыса Киик-Атлама почему-то не состоялась. Вообще-то очень странное место для встречи, учитывая то, что на мысу был выявлен наблюдательный пост, батарея береговой обороны и немецкая прожекторная станция.
В 2 часа. 45минут уже 30.12.41г., подводная лодка приступила к высадке. Всего было отправлено 8 резиновых лодок, на которых находились 21 десантник. Одна шлюпка по пути перевернулась, и люди погибли.
Естественно, на берегу десантников ждала засада. В живых осталось всего пять человек, которые смогли прорваться к Феодосии. До конца войны дожили трое участников этого десанта — Г.Д. Грубый, М.Е. Липай. и В. Осиевский.
Выводы делайте сами. Я воздержусь.
[1] ЦАМО фонд 209 опись 1089 дело 14 — Отчет о десантной операции по захвату Керченского полуострова 1941 год.
[1] NARA T314 R1669 (XXXXII AK) (low)