Military Crimea

А.Неменко (Севастополь)

История одного десанта. Часть 2

Глава 6 Немного о десантах…

Казалось бы, трагедия с высадкой на северное побережье Керченского полуострова, о которой рассказывалось в первой главе, является уникальным эпизодом нашей истории, но нет…
Истории было угодно, чтобы ситуация повторилась. Из воспоминаний А.В.Свердлова: «. 9 января 1944 года к мысу Тархан направились десятки кораблей со стрелковым полком, двумя батальонами морской пехоты и ротой флотских парашютистов. Вышли в штиль, а неподалеку от пунктов высадки внезапно налетел шторм. Десантники спрыгивали в яростный прибой, грохочущий битым льдом, с трудом выбирались на обледеневший берег. При поддержке армейской артиллерии, установленной на основном плацдарме, десантники продвинулись вперед, захватили небольшой участок суши. Это был тяжелый десант. Мы потеряли командира высадки капитана 2 ранга Н. К. Кириллова, его начальника штаба капитан-лейтенанта Н. А. Шатаева, штурмана отряда лейтенанта Б. П. Бувина, посмертно удостоенного звания Героя Советского Союза, и многих других товарищей. Погибло 9 кораблей и судов». Именно в этом десанте погиб бывший командир «Советской России» Н. А. Шатаев. Именно за этот десант сняли И.Е.Петрова с командования Приморской армией, возможно и незаслуженно, но…
Высаживался 166-й гвардейский полк Героя Советского Союза Г. К. Главацкого — тот, что в сентябре 1943года высаживался у станицы Благовещенской. Любопытно, но его фамилия встречается и в истории Севастопольской обороны. Он был военным комиссаром 1-го батальона 383-го полка 109-й дивизии, того самого, что был некогда сформирован из школы морпогранохраны НКВД.
Мы все помним о грандиозном десанте — Керченско-Феодосийском, но в истории той войны, на Азовском и Черном мо море было высажено множество других, мелких, «тактических» десантов. Они были и в 1942-м, и в 1943-м, и в 1944-м. И вот что странно, после июля 1942года, в 80% случаев их возглавляли бывшие севастопольцы.
Мы все помним имя старшего лейтенанта К.Ф.Ольшанского, ставшее легендой морских десантных войск, но мало кто помнит, что начинал свою боевую биографию в батальоне электромеханической школы, во 2-й пулеметной роте ст. л-та В.Э.Немченко. В 1943-м году в десанте под Мариуполем десантный отряд капитан-лейтенанта Немченко выручал десантников Ольшанского. К сожалению, почти все «тактические» десанты или были уничтожены или понесли тяжелейшие потери. Легендарная 255-я морская стрелковая бригада, которую регулярно использовали в сложных операциях, связанных с тяжелыми потерями, была составлена из выживших севастопольцев. Совпадение странное…, а может и закономерное.
Так было и с этим «тактическим» десантом, состоявшим из гвардейского стрелкового полка. Кроме того, высаживался вспомогательный десант в составе двух батальонов морской пехоты и парашютно-десантной роты ЧФ. Десантники потеряли большое количество личного состава, причем, большую часть — обмороженными. Из воспоминаний адмирала Холостякова [1]: «Тарханская высадка не раз откладывалась — и из-за неготовности войск к согласованному с нею наступлению на суше, и из-за неподходящей погоды. Впору было отменять ее и в ночь на 10 января: накануне над морем висел непроглядный туман, а теперь угрожал разыграться шторм. Однако новая отсрочка считалась невозможной, приказ был категорическим, и десант пошел. От кордона Ильич, где корабли приняли на борт войска, до мыса Тархан всего около пятнадцати миль. Но для тихоходных, низко сидящих в воде тендеров и мотоботов это не пустяк, когда их начинает трепать и захлестывать волна. А волнение усиливалось с каждым часом, все более замедляя движение отрядов. Высадка сдвинулась на утро — это было уже не по плану. И почему-то запаздывали с Кубани эскадрильи 4-й воздушной армии. Поддерживающей артиллерией я распоряжался сам и ввел ее в действие, как только противнику стали видны приближающиеся суда. Участок высадки у Тарханского залива просматривался с передового НП близ Юракова Кута, где находилась опергруппа штаба флотилии и куда ночью перебрались мы с членом Военного совета Алексеем Алексеевичем Матушкиным. Обрабатываемый артиллерией берег, белый от только что выпавшего снега, густо почернел…». Об этой операции известно мало, т.к. несмотря на понесенные потери, основные силы советских войск продвинуться не смогли. История повторилась.
Повторилась и история с высадкой в районе Камыш-Бурун-Эльтиген. Историю Этигенского десанта 1943года, знают многие. Предтечей этой операции стала высадка 302-й горнострелковой дивизии на керченский берег в декабре 1941года. Ее тоже стоило бы разобрать внимательно.
Общепринято считать эту часть Керченско-Феодосийской операции успешной. Но так ли это? Попробуем понять. Мнение противника в этом отношении с нашим мнением не сходится. Приведу лишь одну цитату: » …К моменту высадки русских в Феодосии, командующий 46-й пехотной дивизии К.Химер, собрав свои части в кулак, сумел стабилизировать ситуацию. Северная группа высадившихся войск была разгромлена 42-м пехотным полком оберста Е.Майзеля (Oberst Ernst Maisel), а части, высадившиеся на восточном побережье полуострова, были полностью блокированы в районе Камыш-Бурун 72-м и 97-м полками…». Попробуем разобраться, кто же прав. Советские источники или немецкие.

Глава 7 Планы, силы и средства

Для высадки была намечена 302 дивизия. Как написано в «морском» отчете «302 ГСД (горнострелковая дивизия) не имела боевого опыта, совершенно не подготовлена к участию в десанте и к ночным действиям». Если с последним утверждением можно согласиться, то насчет опыта боевых действий, возникают сомнения, т.к. именно 302-я дивизия, переправившись через пролив, двумя своими полками (825-м и 827-м) прикрывала отход разгромленной 51-й армии из Крыма.
В боевом донесении командующего войсками Крыма за 13 ноября 1941г. есть такие строки: «Фронт сдерживается исключительно двумя полками вновь прибывшей 302 сд и группами устойчивых бойцов, оставшихся в дивизиях». Дивизия была крепкой, формировалась в Сталинградской области (Урюпинский район).
Командиром дивизии был назначен полковник М.К. Зубков. Полки комплектовались по территориальному принципу: 823 гсп (командир — майор Кущай) состоял из мобилизованных Даниловского, Руднянского, Михайловского, Березовского, Ольховского, Фроловского районов и г. Сталинграда; 825 гсп (командир — майор Бедия) из жителей Неткачевского, Лемешинского, Молотовского, Ждановского, Камышинского районов; 827 гсп (командир — майор Любицкий) из жителей Бударинского, Новониколаевского, Урюпинского, Хоперского, Добринского, Нехаевского районов; 831 гсп (командир — майор Шапиро А.М.) из выходцев Новоанинского, Подтелковского, Кумылженского, Еланского, Вязовского, Ворошиловского, Алексеевского, Нехаевского, Кругловского районов. Остальные подразделения дивизии имели смешанный состав.
Ответственной за высадку этой части десанта была назначена Керченская военно-морская база, под командованием контр-адмирала Фролова. База, после эвакуации из Керчи, находилась в порту Тамань, и располагала весьма ограниченными ресурсами. Причем, в отличие от Азовской военной флотилии, у базы не было больших боевых кораблей.
Весь корабельный состав КВМБ на начало декабря составлял все шесть вооруженных сейнеров: «Пушкин», «Димитров», «Бригадир», «Адлер», «Борец», «Осетр» и столько же катерных тральщиков (по сути тех же сейнеров).
В составе КВМБ числились:
— 40-й дивизион береговой обороны
— 65-й зенитно-артиллерийский полк
— два батальона морской пехоты
— разведрота КВМБ
-отдельная инженерная рота КВМБ
140-й артдивизион БО имел в составе следующие батареи:
— 33-я 203-мм трехорудийная батарея (м. Панагия),
— 48-я 152-мм четырехорудийная батарея (пос. Ильича),
— 718-я 130-мм трехорудийная батарея (г. Лысая),
— 722-я 130-мм двухорудийная батарея (хут. Черкова),
— 790-я 130-мм двухорудийная батарея (ст. Запорожская),
— 9-я 75-мм четырехорудийная батарея (коса Тузла);
Кроме того, дивизион имел в своем составе уникальную плавучую батарею N4, полученную от Дунайской флотилии. О знаменитой зенитной плавбатарее N3 «Не тронь меня» слагаются легенды. Плавбатарея N4 имеет не менее славную историю, к сожалению, никем не описанную. Не сохранилось даже ее фотографий. Батарея прошла всю войну, и была возвращена в Дунайскую флотилию. Батарея была смонтирована на обычной барже, и имела три 100мм орудия Б-24БМ, 37мм зенитный автомат, спаренный 20мм зенитный автомат, счетверенный и одиночный 12.7мм пулеметы.
Вопреки документам и мемуарам, эта плавбатарея в первый день высадки в операции не принимала, т.к. в связи со свежим ветром, опаздывала, возвращаясь из ремонта. Осенью она получила прямое попадание авиабомбы в кормовой отсек.
65-й зенитный артиллерийский полк имел в своем составе два дивизиона:
54-й зенитный артдивизион прикрывал г. Тамань, в его составе было три батареи:
-67-я 76-мм четырехорудийная батарея
-68-я 76-мм четырехорудийная батарея
-69-я 76-мм четырехорудийная батарея
135 зенитный артдивизион имел на вооружении 85мм орудия:
-641-я 85-мм четырехорудийная батарея (Тамань),
-642-я 85-мм четырехорудийная батарея (коса Чушка),
-643-я 76-мм четьфехорудийная батарея (коса Тузла);
Всего в КВМБ на момент подготовки десантной операции числилось всего 3,5 тыс. человек. Руководил базой бывший командующий Дунайской флотилией контр-адмирал Фролов.
Биография этого человека весьма любопытна. Родился в 1902-м в Гатчине, в Царском селе. 1918-1920 рядовой в РККА в войсках связи, затем 7 лет в органах ВЧК. Участвовал в подавлении Кронштадтского мятежа (1921г). Далее идет учеба и взлет: находясь в должности командира роты Учебного отряда ЧФ заканчивает заочно в 1927-30-й подводный класс Спецкурсов усовершенствования командного состава, . После чего сразу становится комиссаром подводной лодки. Находясь в этой должности в 1930-32г., заочно заканчивает курсы при Военно-морской академии (1932). После этого достаточно быстро становится нач. штаба дивизиона, командиром дивизиона, нач. штаба бригады ПЛ, командир бригады. С сентября 1940г. зам. нач. штаба ЧФ. Июль-сентябрь 1941г. начальник Новороссийской базы, сентябрь — командующий Дунайской флотилией. Ноябрь 1941г.-июль 1942г. начальник КВМБ, затем находился за штатом. В 1943-м стал начальником тыла ЧФ, но это уже не важно… Операцией командовал, по сути, не моряк.
Задача высадки целой дивизии на Керченский берег была явно непосильной для КВМБ. Десантных средств не хватало. Выход был тот же: собрать все мобилизованные (и еще не мобилизованные) плавсредства, и использовать их для высадки десанта. В последний момент из состава ЧФ были переданы два дивизиона торпедных катеров, два дивизиона морских охотников, но сил все равно было мало.
Всего набралось 37 сейнеров (из них 6 уже вооруженных, входивших в состав флота), три буксира, две баржи, один болиндер («Болиндер N1»).
Таким образом, согласно «морского» отчета были составлены три отряда:
1-й отряд (командир старший лейтенант Литошенко)
Отряд, дополнительно, был разбит на 4 группы, каждый по 5 сейнеров:
1-я группа (старший- командир группы) «Кутузов», «Память Хвалова», «Карц», «Пушкин» (из состава флота, одно 45мм орудие), «Рада Украины»;
2-я группа (командир -капитан-лейтенант Алешенко) «Кубань», «Волна», «Димитров» (из состава флота, одно 45мм орудие), «Искра», «10/300»;
3-я группа (командир воентехник 1-го ранга Долина) — «Иртыш», «Бригадир» (из состава флота), «ПС-2», «Бот N26», «Бот N27»
4-я группа(командир- старший лейтенант Хвостов) «Вест», «Борец» (из состава флота), «Домна N3», «Красный борец», «Петровский»,

2-й отряд (командир ст. л-т Петровский) был разбит на три группы по 4 сейнера:
1-я группа (старший- командир группы) «Гроза», «Красный борец», «Волна», «Маяк»,
2-я группа (командир- старший лейтенант Мацута) «Ленинград», «БотN26», «Красный капканец», «Бот N 16»
3-я группа (командир- политрук Заборцев) «Норд-Ост», «N12», «10/300», «Адлер» (из состава флота)

3-й отряд (командир к-н л-т Евстигнеев)
1-я группа буксир с баржей, 3 сейнера (без расшифровки)
2-я группа буксир с баржей, 3 сейнера (без расшифровки)
3-я группа буксир с баржей, 3 сейнера (без расшифровки)

Как указано в отчете: » … кроме того командующим ЧФ на период операции были выделены 29 торпедных катеров и 6 СКА (сторожевой катер артиллерийский) типа МО-4″. Но в отчете не дается расклад этих сил по отрядам. Из воспоминаний В.Мартынова: «Для участия в десанте штаб флота придал Керченской базе 2-ю бригаду торпедных катеров (командир — капитан 2 ранга А. А. Мельников, военком — батальонный комиссар А. В. Комаров) и группу катеров-охотников из состава 4-го и 8-го дивизионов морских охотников Черноморского флота (командир — капитан-лейтенант А. А. Жидко, военком — старший политрук Н. П. Попов). Как сообщил командир базы, эти катера уже начали прибывать в его распоряжение».
Если приглядеться, то ряд названий сейнеров в разных группах повторяется, а в 3-й группе сейнера даны вообще без названий. В названии некоторых кораблей опущены ошибки. Раскладка по отрядам в плановой таблице на операцию совсем иная.
1-й бросок
1. отряд моряков и отделение саперов (225 человек с личным оружием), посадка -Тамань, высадка Камыш-Бурун, коса, гавань. Средства: два торпедных катера, сейнера («Кутузов», «Пушкин», «Борец», «Петровский»)
2. стрелковая рота 825 полка, отделение саперов (225 человек с личным оружием), посадка -Тамань, высадка в районе Нижнебурунского маяка. Средства: два торпедных катера, сейнера («Кубань», «Домна N1», «Домна N3», «МС 3-35»)
3. стрелковая рота 823 полка, отделение саперов (225 человек с личным оружием), посадка -Тамань, высадка деревня Эльтигень (так в оригинале). Средства: два торпедных катера, сейнера («Выборг», «Память Хвалова», «Иртыш», «Карп»)
4. стрелковая рота 831 полка, отделение саперов (225 человек с личным оружием), посадка -Тамань, высадка коммуна «Инициатива». Средства: два торпедных катера, сейнера («Вест», «Москва», «Бот N 7», «Бот N26»)
Для поддержки выделены:
Резерв управления Керченской ВМБ- 3 торпедных катера
Резерв командира высадки — 2 торпедных катера.
2-й бросок
1. стрелковая рота 825 полка, два горных 76мм орудия (200 человек с личным оружием), посадка -Тамань, высадка в районе Нижнебурунского маяка. Средства: сейнера («Гроза», «Волна», «Красный борец», «Маяк»)
2. стрелковая рота 823 полка, два горных 76мм орудия (200 человек с личным оружием), посадка -Комсомольск, высадка деревня Эльтигень (так в оригинале). Средства высадки: сейнера («Ленинград», «Красный капканец», «Бот N28», «Бот N16»)
3. Опергруппа 831 полка, два горных 76мм орудия (200 человек с личным оружием), посадка -Тамань, высадка коммуна «Инициатива». Средства высадки: сейнера («Норд-Ост», «N12», «10/300», «Адлер»)
3-й бросок
1. 825СП, Опергруппа дивизии, четыре 76мм орудия (1200 человек с личным оружием), посадка -Тамань, высадка район Нижнебурунского маяка. Средства: буксир СП-25, «болиндер 1», сейнера «N31», «Димитров», «20 лет Октября».
2. 823 СП Опергруппа дивизии, четыре 76мм орудия (1200 человек с личным оружием), посадка -Комсомольск, высадка Эльтигень. Средства: буксир «Пролетарий», баржа «N317», сейнера «Ост», «Суворов», «Искра».
3. 831 СП Опергруппа дивизии, четыре 76мм орудия (1200 человек с личным оружием), посадка -Тамань, высадка коммуна «Инициатива». Средства: буксир «Меотида», баржа «Тверь», сейнера: «Рада Украины», «БотN5», «Бригадир».
В распоряжении командира Керченской ВМБ — три торпедных катера
В распоряжении командира высадки -два торпедных катера
Два торпедных катера с дымовой аппаратурой.
Поддержка: плавбатарея N4 и буксир СП1, два торпедных катера, кроме того, два бронекатера -один на траверзе Эльтигень, второй на траверзе Керченского порта.
Все четко и понятно, указаны пункты посадки, высадки, эшелоны, но все это не совпадает с отчетом. Два документа: «Плановая таблица на операцию» [2] и «морской» отчет[3] (часть V «Организация сил и средств») между собой не сходятся. Почему? Скорее всего, план операции, задним числом подгоняли под факт, заодно, пытаясь скрыть потери. Вряд ли ошибки допущены по невнимательности.
По «отчету» точек высадки несколько: Старый Карантин (у основания мыса Ак-Бурун с Керченской крепостью), Камыш-Бурун, маяк Нижнебурунский (на северной окраине д.Эльтигень, Эльтигень (Героевское), коммуна «Инициатива» (ныне Челядиново). Главное направление -Камыш-Бурун. Высадку планировалось произвести с двух торпедных катеров и четырех сейнеров.
Для отвлечения внимания от основных мест высадки планировалось произвести демонстративные высадки в районе м.Ак-Бурну (Крепость Керчь) и в районе завода им. Войкова.
В плановой таблице на высадку высадки у Старого Карантина нет. Не выделено и главное направление высадки. Все группы равнозначны. Высадка планировалась только с торпедных катеров.
Высадку первых групп планировалось производить тихо, без артподготовки, привлекая, при необходимости огонь группы морских охотников, бронекатеров и торпедных катеров. В случае крайней необходимости, можно было вызвать огонь 25-го корпусного артполка с таманского берега. Эта часть является общей для двух планов.
Для того, чтобы понять, какой из документов более точно отражает ход событий, пришлось воспользоваться воспоминаниями участников. Наибольший интерес представляют воспоминания бывшего комиссара потопленного крейсера «Червона Украина» В.Мартынова [4]. После гибели крейсера, он стал комиссаром Керченской военно-морской базы. Его воспоминания в основном, подтверждают данные плановой таблицы, и содержат ряд интересных деталей.
После анализа всех материалов, можно с уверенностью сказать, что план высадки не соответствует ни «отчету», ни плановой таблице.
Все документы и воспоминания, появившиеся после проведения операции, однозначно утверждают, что было выделено главное направление высадки -Камыш-Бурун, но во всех доступных для изучения документах, составленных до начала операции, этой информации нет.
Камыш-Бурунская бухта переставляет собой участок берега, прикрытый длинной (около 5 км) и узкой (около 500м) невысокой косой, протянувшейся с юга на север. В этой бухте были вырыты два больших ковша: ковш порта Камыш-Бурунского горно-обогатительного комбината (ближе к выходу из бухты) и ковш судостроительного завода (ныне завод «Залив») ближе к основанию косы.
Если говорить объективно, то высадка в районе косы, прикрывающей бухту — бесперспективна. Высадившиеся войска оказываются отрезанными на полуострове. Захват пристани судозавода тоже не дает ничего: вход в бухту контролирует тот, кто занимает район порта. Скорее всего, направление основной высадки определилось уже в ходе операции. Но это пока только предположение.
В любом случае, и посадка и высадка пошли совсем не так, как в документах. Были подготовлены 4 высадочные группы, по 25 человек на каждый торпедный катер. К сожалению, советские торпедные катера, были совершенно не приспособлены для этой цели. Они имели высокую скорость, но низкую мореходность, и покатую верхнюю палубу. Для того, чтобы разместить десант на катерах, были сняты торпедные аппараты. Десантники садились гуськом в покатых желобах торпедных аппаратов.
В штурмовых группах для первого броска с торпедных катеров было по 25 человек, все добровольцы: моряки-радисты, сигнальщики, пулеметчики, стрелки и по два сапера-проводника, знающих местность на Керченском побережье. Вооружение — пулемет, автоматы, винтовки, одна переносная рация, ручные гранаты.
Командиром первой группы и комендантом точки высадки N1 (Старый Карантин) стал техник-интендант 1 ранга А. Д. Григорьев, начальник распорядительно-строевой части штаба Керченской базы. Вторую группу возглавил флагманский артиллерист старший лейтенант Н. Ф. Гасилин. Еще одну группу высадки возглавил начальник мобилизационной части штаба майор И. К. Лопата.
Задача штурмовых групп — захватить кромку берега, организовать пункт высадки и удерживать его, принимая десантников в течение всего периода высадки, затем передать охрану и оборону пункта высадки подоспевшим сухопутным подразделениям, не прекращая поддерживать радиосвязь с КП командира высадки на таманском берегу. Т.е. существовал еще один, третий план высадки. Или он был придуман уже после проведения операции, а сама операция проводилась «в распорядительном порядке», что более всего похоже на правду.

Глава 8 Первый бросок

Вместо четкого порядка получилась «каша». Как пишет «морской» отчет: » 25.12.41 в 16 часов началась посадка десанта. Несмотря на ранее разработанный план, посадка проходила медленно и неорганизованно,… Нарушение порядка посадки происходило по причине: 1. свежей погоды, затруднявшей подход и швартовку, 2. потерей визуального контакта с сейнерами, стоявшими на рейде, …3. запаздыванием с прибытием на причалы некоторых частей десанта.»
Как обычно, во всем виновата природа и «армейцы», а не плохая организация флотом погрузки. По «отчету» 1-м отрядом было принято 1154 человека, 2-м отрядом 744 человека, третьим 3327 человек, 29 орудий, 3 миномета. Проверить эти цифры сейчас сложно, поэтому пока воспримем их как догму.
Любопытна одна деталь из воспоминаний В.Мартынова: «Почти одновременно со штурмовыми группами от причала в Комсомольске отошла ударная группа из четырех катеров-охотников: «МО-091», «МО-099», «МО-0100» и «МО-0148». Этим катерам предстояло высадить прямо на причал агломерационной фабрики в Камыш-Буруне одну усиленную роту 302-й горно-стрелковой дивизии 51-й армии. Начальник штаба Керченской базы капитан 3 ранга А. Ф. Студеничников и начальник политотдела базы батальонный комиссар К. В. Лесников, находясь на катере «МО-0100″, которым командовал лейтенант Ф. И. Вечный, непосредственно руководили высадкой на этот причал и в дальнейшем должны были возглавить всю высадку десанта в районе Камыш-Буруна».
Т.е. вместо огневой поддержки высаживающимся группам, морские охотники были задействованы для высадки в районе Камыш-Буруна. Это явное изменение первоначального плана высадки. Попытка найти катера под указанными номерами в списках флота, сначала, успехом не увенчалась. Но затем удалось найти зацепку.
Морской охотник СКА-088 первоначально назывался ПК-100 (Пограничный Катер) и предназначался для пограничных войск. Катер был построен в 1938 г., заводской N92. После постройки катер вошел 3-го ЧОПС МПО НКВД Грузинского погранокруга. 22.06.1941 г. катер вошел в оперативное подчинение, а с 19.07.1941 г. организационно был включен в состав Черноморского флота, командовал им, действительно, лейтенант Ф. И. Вечный. Точно так же удалось найти и его «братьев»:
«ПК-99» (заводской N87), 17.12.41г., перед операцией, для обеспечения секретности, катер получил новый номер: «СКА N078» (командир — старший лейтенант И. А. Видонов)
«ПК-91» (заводской N32), вошел в состав 3-го ЧОПС МПО НКВД Грузинского погранокруга. Перед операцией, для обеспечения секретности, катер получил новый номер: «СКА N018» (командир — лейтенант Ф. С. Дьяченко).
«ПК-148» (командир — лейтенант А. Г. Кривоносов) был построен в 1939 г., заводской N126. После постройки катер вошел в состав 32-го отряда МПО НКВД Черноморского погранокруга. 22.06.1941 г. катер вошел в оперативное подчинение, а с 19.07.1941 г. организационно был включен в состав Черноморского флота. Катер по своему уникальный, на нем производились первые эксперименты по созданию «минометных катеров», т.е. катеров, оснащенных пусковыми установками для реактивных снарядов — «катюш». В период операции носил номер «СКА-084»
Высадка десанта на причал агломерационной фабрики -решение безусловно правильное, оно позволяло контролировать обе стороны входа в бухту, но ставило под удар остальные высадочные партии, те оставались без артиллерийской поддержки, и могли рассчитывать только на скрытность.
Правда, в «отчете» сказано, что группа произвела высадку не на причал агломерационной фабрики, а на пристань судозавода. В этом случае, высадка полностью теряла смысл, т.к. выход из бухты контролировался противником.
Первая группа высадки (Старый Карантин) слегка замешкалась с высадкой. Вместо 5 утра (как планировалось) группа высадилась около 6 часов. Из-за наката катер трижды подходил к берегу, и не мог произвести высадку. На третьем заходе катер намотал на винты рыбацкую сеть. Высадку производили на пляж, а на глубине 1,5м. При такой высадке группа намочила радиостанцию, которая вышла из строя. Поэтому о высадке группы было сообщено только командиром торпедного катера N15 Иванчиковым, который вернулся в порт Тамань около 8 часов. Почему об успешной высадке не было сообщено по радио с катера — непонятно.
По официальной версии, эта группа была сразу окружена противником и приняла бой. На самом деле, если верить рапорту Грабарева (который остался жив) немецкие подразделения появились на дороге от крепости, только в 9 часов утра. По данным из «отчета» в высадившейся группе было 55 человек, по данным других документов -25. Скорее всего, последняя цифра правильная.
В связи с тем, что сигнал о готовности к приему десанта вовремя не поступил, командование КВМБ перенаправило корабли с десантом на Камыш-Бурун. Это и сыграло трагическую роль с судьбе отряда. Ночью в район, Камыш-Бурунской косы, занятой советскими десантниками, вышла шлюпка-двойка, в которой находился военком группы Грабарев и 2 бойца, остальные десантники погибли.
Примерно так же сложилась судьба и третьей группы, высадившейся в районе д.Эльтиген (совр. Героевка). Торпедный катер N 92 (командир — старший лейтенант Б. Г. Коломиец) при высадке был развернут лагом к берегу, и выброшен на мель. Попытки сняться с мели оказались безуспешными. Группа по непонятной причине не смогла сообщить о своей успешной высадке, и около 10 часов была обнаружена противником. Радиостанция на катере действовала, но сообщение почему-то не прошло. По официальной версии, сразу после высадки был убит радист, но в этом случае возникает вопрос: почему сообщение не передал радист катера. 7 человек из числа команды катера присоединились к десантникам. На катере оставались: боцман Лопаев (1-й номер пулеметного расчета), стармех главстаршина Шевцов, моторист Павлюсенко и радист Сивогривов.
Десантники высадочной группы заняли каменный сарай, рядом с местом высадки и достаточно долго отбивались от противника, при поддержке крупнокалиберного пулемета катера. К исходу дня из группы, находившейся в сарае, в живых осталось только двое — майор И. К. Лопата и краснофлотец Н. Е. Сумцов, которые смогли с наступлением темноты выйти к своим, в район Камыш-Буруна.
Еще два человека: боцман Лопаев и моторист Павлюсенко спрятались от немцев в таранном отсеке катера, ночью спустили надувную шлюпку и 28-го(!) декабря добрались до Комсомольской, переплыв пролив.
Скорее всего, командование Керченской базы все же получило сообщения о высадке (возможно чуть позже, чем ожидало), но решило сосредоточить усилия в одной точке: Камыш-Буруне, по сути, бросив высадочные группы на произвол судьбы.
Странно другое, в «отчете» указано: «Высадка в районе Эльтиген не удалась из-за сильного огня противника. Десант был высажен севернее этого пункта». Севернее этого пункта, как раз и расположена бухта Камыш-Бурун. Учитывая то, что группа вела бой до вечера, и ей противодействовала небольшая группа противника, такое утверждение кажется более чем странным. А высадка севернее Эльтигена действительно была, но об этом чуть позже.
Высадка 2-й и «ударной» групп в двух точках Камыш-Бурунской группы прошли более или менее успешно. Вторая высадочная группа Н.Ф.Гасилина около 5 утра высадилась с торпедного катера в средней части косы, прикрывающей Камыш-Бурунскую бухту.
Одновременно с этим, в бухту вошла «ударная» группа в составе 4-х морских охотников. Численность этой группы по документам, доступным для изучения, не проходит. По «Ориентировочным нормам приема десантных войск и техники кораблями различных классов» каждый «МО-4» может принять от 50 до 100 десантников. При приеме пятидесяти десантников корабль может свободно действовать вооружением и маневрировать. При приеме ста десантников использование оружия затруднено.
Вероятнее всего, в группе высадки было около 200 человек. Эту численность подтверждают данные В.Мартынова, который указывает численность десанта этой группы как «…усиленная рота 302-й дивизии»
При подходе к причалу, головной катер СКА-088 (ПК-100) сел на мель в 40 м от берега. При попытке сняться с мели, илом были забиты приемные патрубки системы охлаждения двигателя, и моторы пришлось остановить. Было принято решение высаживать десант в воду. При попытке высадится, первая группа десантников численностью около 17 человек неожиданно попала на глубокое место, несколько человек утонуло.
Из воспоминаний В. К. Мусихина: «Рулевой Константин Козлов скинул шинель, взял спасательный круг, бросательный конец и спустился за борт. Глубина небольшая, по грудь, но грунт вязкий. На берег был заведен швартовый, и катер подтянули к берегу. Группа десантников, не дожидаясь, пока катер подойдет к пристани вплотную, спустилась за борт и, держась за швартовый конец, где вброд, где вплавь перебралась на пристань. Десант был высажен в полной тишине и без потерь». К сожалению, возня с высадкой 1-го катера заняла около 40 мнут. Второй в колонне катер «ПК-148» (СКА-084) высадился без проблем, но к этому времени начало светать, и противник обнаружил высадку. Последующие два катера высаживались уже под обстрелом. После высадки десанта все четыре катера взяли обратный курс. Три катера остались прикрывать высаживающиеся войска, ПК-148 (СКА-084) ушел за новой волной десанта.

Глава 4 Высадка основных отрядов

Отправка основных отрядов высадки производилась сразу после отправки первых 4-х групп. Отряд старшего лейтенанта Литошенко закончил посадку вовремя (около 1 часа ночи 26.12.41г.) и отошел от причала. Состоял он из четырех больших сейнеров, на каждом из них было по 50—60 десантников 302-й горнострелковой дивизии. Отряд должен был пройти через Тузлинскую промоину, между косой Тузла и Таманским полуостровом, и дальше следовать сокращенным путем на Старый Карантин. Коса Тузла (та самая, по поводу которой возник спор между Россией и Украиной) в ту пору была островом, который, выходя из Таманского залива, можно было обойти двумя путями: справа по глубоководному фарватеру, выводящему к бывшей Керченской крепости на мысу Ак-Бурну, и по очень мелководной промоине слева. Для выхода отрядов десанта была выбрана именно она, т.к. в этом случае, выход не контролировался и не простреливался противником.
До 1925 года промоины между Таманским берегом и Тузлой не существовало. Коса являлась полуостровом. «Морспецстрой» НКВД прокопал канал, глубиной до 7 м для прохода судов, следующих в Тамань. Но природа не терпит вмешательства, в ноябре 1925 года, разыгрался шторм, размывший границы канала. В результате последующих штормов, Тузла стала островом, но промоина между ней и таманским берегом перестала быть глубоководным каналом, а стала мелководной протокой с многочисленными банками и отмелями.
Из -за свежего ветра были сорваны ограждения опасных мест и границ промоины между косой Тузла и Таманским полуостровом. Командиром отряда было принято решение следовать другим, более глубоким, но более опасным фарватером, оставляя косу Тузла слева, проходя мимо мыса Ак-Бурну с Керченской крепостью. Решение смелое, но имевшее негативные последствия. Прохождение отряда было засечено противником, что и лишило операцию скрытности.
Ожидалось, что сигнал о готовности к приему десанта от них поступит уже спустя час после их выхода из порта Тамань, т.е. около 5 часов утра.
Первый сигнал о готовности к приему десанта поступил от группы ст. л-та Н.Ф.Гасилова, в 5 ч. 20 минут, в 6 утра отозвалась «усиленная» группа под командованием капитана 3-го ранга А. Ф. Студеничникова.
К этому времени отряд старшего лейтенанта Литошенко, который должен был высадиться в районе Старого Карантина подходил к намеченному месту высадки. Остальные группы уже покинули Тамань и Комсомольскую.
В военном деле (как, впрочем, и в технике) мелочей нет. Отсутствие ограждения промоины вызвало замешательство капитанов кораблей и командиров отрядов. Многие становились на якорь, ожидая рассвета, некоторые командиры решились продолжить движение. Это решение привело к посадкам на мель многих плавсредств и задержкам в пути следования.
Если верить «отчету», то «не выполнили задачи из-за посадки на мель, а в некоторых случаях, из-за трусости командиров: сейнеров 17, баржа 1».
В связи с тем, что большая часть высадочных средств задерживалась с подходом, и отсутствовали шифровки (ТУСограммы) о готовности к приему десанта, командованием КВМБ было принято решение перенаправить отряд из 4 сейнеров, под командованием ст. л-та Литошенко в район Камыш-Буруна.
Для непосредственного руководства высадкой на катере СКА-088 (ПК-100) находился штаб, во главе с капитаном 3-го ранга А. Ф. Студеничниковым. Им было принято решение высаживать первую группу отряда ст. л-та Литошенко не в бухту, а на внешнюю сторону косы. Решение оказалось не очень удачным.
Четыре сейнера (из пяти входивших в группу) подошли к косе на 150м, но ближе подойти не смогли, не позволяла осадка. Высадка была произведена в воду, на глубине 1,2-1,5м. после чего десантники (около 250 человек) должны были вброд добраться до берега. Но выяснилось, что сейнера уткнулись в песчаный бар, за которым глубина вновь превышала два метра. В результате, много десантников утонуло. Командование высадки не разглядело ситуацию, и после подхода остальных групп сейнеров этого отряда к внешней стороне косы, ситуация повторилась. Однако командиры сейнеров «Кубань» и «Димитров» заметив, что многие десантники тонут, запросили командование изменить место высадки. Дальнейшая высадка уже производилась на причал агломерационной фабрики.
Коса простреливалась пулеметным и минометным огнем противника, окопаться на ней было невозможно, т.к. на глубине 20-30см уже выступала вода. В процессе приема сейнеров, погибла почти вся высадочная команда ст. л-та Гасилова, погиб и сам командир группы.
Около 7 утра к району высадки подошел второй отряд. В.Мартынов утверждает, что высадка этой группы производилась тоже на косу, но это не совпадает, ни с документами, ни с воспоминаниями ветеранов. Высадка производилась на причал агломерационной фабрики. При подходе к месту высадки были потоплены 4 сейнера с десантом, остальные свой десант к 10 часам высадили, и взяли обратный курс.
В 10 часов флагманский СКА-088 (ПК-100) получил попадание минометной мины и артиллерийского снаряда. Снаряд разорвался в кормовой части, на уровне ватерлинии, поразив моторный отсек. Катер загорелся, потерял ход, многие краснофлотцы и офицеры получили ранения. До подхода буксира из Тамани, катер прикрыл завесой торпедный катер-дымомаскировщик. К 11:30 катер был взят на буксир, и отведен в Комсомольск.
Весьма любопытна фраза из воспоминаний В.Мартынова: «В том же бою в тяжелом положении оказался катер «МО-0143», которым командовал старший лейтенант В. И. Леднев, впоследствии Герой Советского Союза. Выполнив особую задачу командования по высадке десантной группы в Камыш-Буруне (катер высаживал группу самостоятельно и в другом месте), «МО-0143» одним из первых включился в огневую поддержку десанта на Камыш-Бурунской косе и подавил несколько огневых точек противника на берегу. При этом были ранены командир катера и несколько человек из команды. Катер получил разрешение командования пойти в Тамань, высадить раненых, взять замену командиру и частично команде и с новой группой десантников возвратиться к месту высадки на косе. Командование катером принял лейтенант Пономарев. Вместе с возвратившимся катером к месту высадки прибыл и «МО-0148″ (командир — лейтенант А. Г. Кривоносов), также принявший на борт группу десантников 302-й горнострелковой дивизии. Оба катера прибыли к 12 часам дня, когда бой был особенно напряженным. Ведя огонь по огневым точкам противника, катера начали пробиваться к берегу, чтобы высадить десантников».
Пока не ясно, где высаживалась эта спецгруппа и зачем, это предстоит еще выяснить. Так или иначе нужно констатировать факт, что к моменту подхода основных сил высадки, командование ей уже не руководило.
Третий отряд двигался в составе восьми сейнеров (один сел на мель) двух барж, и одного болиндера на буксире. Из воспоминаний В.Мартынова: «Первыми подходили к берегу сейнеры из отряда транспортов. Сначала предполагалось, что сейнеры будут обеспечивать баржи с буксирами по своим группам (в отряде было три группы). Но из-за штормившего моря баржи очень отстали от сейнеров. Тогда командир отряда капитан-лейтенант Евстигнеев решил пустить вперед все сейнеры с таким расчетом, чтобы они, высадив своих десантников, все вместе приступили к переброске десантных подразделений с барж на берег. Группу этих сейнеров возглавил комиссар отряда транспортов старший политрук Ф. И. Чернявский. Сам он находился на сейнере «Пушкин», имевшем военную команду и одну 45-миллиметровую пушку». При подходе к месту высадки из-за сильного огня два сейнера повернули назад. В.Мартынов утверждает, что старший политрук Ф. И. Чернявский вернул их к месту высадки, но документами это не подтверждается.
На входе в бухту был потоплен сейнер «N31», подобрано сейнером «Пушкин» 23 бойца и 7 членов экипажа. С баржами ситуация совершенно непонятная, все источники дают разную информацию. Все сходятся лишь в одном: в 12 часов «Болиндер N1», следуя на буксире «СП-25» при подходе к Камыш-Бурунской бухте был атакован авиацией противника.
Из «армейского» отчета [5]: «главные силы 823ГСП (горнострелкового полка) на балиндере (800 человек) достигли Камыш-Бурунскую бухту. В результате сильного артогня и бомбежки балиндер (так в оригинале) затонул, личный состав бросился в море, к берегу, Погибло до 300 человек и вся матчасть».
Из воспоминаний И. Г. Горшкова: «Наш полк переправлялся на больших нефтеналивных судах. При подходе к берегу попали под сильный артиллерийский огонь немцев. В третью от нас баржу попал снаряд, и она стала быстро тонуть. На помощь оказавшимся в воде десантникам никто не спешил. Все суда стремились быстрее подойти к вражескому берегу. Нас предупредили заранее, что проведение спасательных работ под огнем врага приведет только к еще большему числу погибших». А на море бушевал шторм. У берегов образовалась кромка льда, препятствующая подходу судов. «Казалось, десант обречен на гибель, а операция на неудачу. Но нечеловеческими усилиями советских моряков, солдат и офицеров войск десанта было сделано невозможное. Под градом пуль, разрывами снарядов, мин и бомб десантники прыгали в ледяную воду. Их накрывало волной, они захлёбывались, а, выбравшись на сушу, страдали от холода, так как их одежда превращалась в ледяную корку. Многие моряки, стоя по грудь в ледяной воде, держали руками трапы, по которым десантники устремлялись на берег…».
В.Мартынов пишет об этом совсем иначе: «Первым из отряда транспортов подошел к месту высадки буксир «СП-25» с плоскодонной баржей-болиндером. Это была первая головная группа отряда транспортов (командир — капитан-лейтенант И. Е. Алещенко, комиссар — техник-интендант 1 ранга К. И. Цимбал). Благодаря малой осадке — около двух метров — баржа была поставлена на якорь не дальше 50 метров от берега. Началась выгрузка людей и боевой техники при помощи сейнеров. Команда, состоявшая из пяти краснофлотцев Керченской базы во главе со старшиной 2-й статьи В. И. Гацем, принимала и отправляла от болиндера сейнеры. Краснофлотцы помогали красноармейцам-десантникам в посадке и погрузке вооружения. С моря их прикрывала катерная артиллерия, и высадка проходила быстро. Но вот нагрянула вражеская авиация. «Хейнкели» с прямого полета, а «юнкерсы» с пикирования начали нападать на высадочный отряд. Одна из авиабомб попала в буксир «СП-25», который вскоре затонул.
На втором заходе гитлеровцы атаковали баржу: авиабомба пробила верхнюю палубу и днище. Болиндер сел на грунт с небольшим креном на борт. От прямого попадания авиабомбы на барже возник пожар. Краснофлотская команда бросилась к ручным помпам и начала раскатывать пожарные шланги. Огонь еще не успел набрать силу, но вокруг был боезапас: снаряды, патроны, 76-миллиметровые полевые орудия с зарядными ящиками.
К борту аварийного болиндера быстро подошел сейнер с командиром первой высадочной группы транспортов капитан-лейтенантом И. Е. Алещенко, и общими усилиями порядок на барже был восстановлен. Начали спешно сбрасывать в море загоревшиеся ящики. Пожар был ликвидирован, и высадка успешно завершилась». Написано красиво, но, к сожалению, это неправда. «Болиндер N1» и буксир СП-25 были потоплены, и исключены из списков флота [6] Погибло 27 человек личного состава ЧФ [7]. Численность погибших армейцев скорее всего занижена, т.к. по данным КВМБ на «Болиндер N1» было загружено более тысячи бойцов и командиров [8], высадилось на берег около 500 [9]. Но это по официальным данным. Утром 28.12.41г., по докладу ст. л-та Литошенко, на косе находились всего 287 бойцов и командиров 825-го полка, и 25 краснофтлотцев. При том, что боевые действия не велись.
«Флотский» отчет по этому вопросу краток: » … баржа в результате прямого попадания затонула. Часть личного состава погибла, остальные (около 500 человек) высадились на Камыш-Бурунскую косу». В другом месте «отчета» указано, что остатки личного состава высадились «севернее дер. Эльтиген». И то и другое правильно, трагедия произошла между основанием Камыш-Бурунской косы и дер. Эльтиген, примерно в том месте, где сейчас находится пограничный пост. Единственное уточнение к армейскому отчету: на болиндере находились не бойцы 823-го полка, а 825-го ГСП.
По двум другим баржам ситуация тоже непонятная. В.Мартынов указывает, что: «Вторая баржа с буксиром, составлявшая 2-ю группу десантного отряда транспортов (комиссар — младший политрук Кобяков, он же — за командира), тоже подверглась сильной бомбежке. При этом противник вел интенсивный обстрел с берега. Начался пожар. Среди десантников были большие потери. На берег высадилось всего около 300 человек без артиллерии. В связи с большими потерями личного состава по решению командира отряда транспортов высадку пришлось прекратить. Баржа была отбуксирована в Тамань».
«Армейский» отчет говорит о том, что «… главные силы 825-го ГСП (на барже до 1000 человек, буксировал сейнер) при подходе к берегу были обстреляны артминогнем, перебит буксир, на барже возник пожар. Течением баржу снесло в море. Авиация до 13 самолетов бомбила баржу. К 18:00 баржа доставлена в Комсомольскую. Потери до 100 человек.»
«Морской» отчет: «прямым попаданием бомбы была подожжена баржа с л/с и артиллерией. В панике, вызванной пожаром, за борт были сброшены два 76мм орудия, 45 ящиков снарядов, 60 ящиков патрон. В панике выпрыгнуло и утонуло до 50 красноармейцев. После ликвидации пожара баржа возвращена в Тамань.» Ни тот, ни другой документ не говорит о высадке. Нет ее и в воспоминаниях ветеранов 823-го ГСП (армейский отчет и здесь перепутал полки), которые находились на нефтеналивной барже N317. Скорее всего, высадка 300 бойцов- плод вымысла В.Мартынова.
По третьей барже с личным составом 831ГСП (около 1000 человек) ситуация такова:
«Армейский» отчет: «из-за сильного огня баржа с главными силами, высадку произвести не смогла, и вернулась в Комсомольскую».
«Флотский» отчет говорит о том, что высадка не была произведена, из-за посадки баржи на мель. Подтверждает эту информацию и В.Мартынов: «Третьей группе отряда транспортов — буксиру с баржей (командир — младший политрук Малинка, он же и комиссар) — вообще не удалось достичь места высадки. Баржа села на мель в проливе, на полпути к Камыш-Бурунской косе. Оторвавшись от своего буксира, она была снесена южнее. Здесь ее подхватил другой буксир, специально посланный на выручку. Вечером баржа возвратилась в Тамань, по счастью, почти без потерь».
Высадку с барж поддерживали два морских охотника, к которым около 13 часов присоединились СКА-084 (ПК-148), вернувшийся из Тамани и СКА-034 (ПК-143) подключившийся к операции. Из воспоминаний Мартынова: «Но «МО-0143» не смог прорваться к берегу. Он оказался как бы в эпицентре орудийно-минометного обстрела противника. Его пушки и пулеметы вели непрерывный огонь по врагу, однако это не спасло положения. В перестрелке был смертельно ранен командир катера лейтенант Пономарев, до последней минуты руководивший боем. Сменивший его помощник командира лейтенант Мирский вскоре был сражен насмерть на ходовом мостике катера. Командование катером принял артиллерист группы катеров-охотников старший лейтенант Т. П. Баринов.
Прямое попадание вывело из строя носовое орудие и весь его боевой расчет. Катер начал медленно погружаться носом в воду. От второго попадания — в кормовую часть — загорелся бензин; сначала в одном бензобаке, а затем и в другом последовал взрыв. Это ускорило гибель подбитого катера. Команда до последней возможности вела бой с врагом. Пока катер находился на плаву, пушки и пулеметы стреляли непрерывно. Старший лейтенант Т. П. Баринов, видя, что положение безвыходное, приказал морякам и десантникам прыгать в воду и добираться до берега вплавь. Из экипажа катера спаслось четверо, в том числе старший лейтенант Баринов. Из состава десантников достигли берега всего лишь семь человек…»
Болиндер был потоплен, одну баржу унесло, вторая села на мель. На том высадка 26.12.41г. и закончилась. В.Мартынов пишет, что корабли и сейнера курсировали между Таманью и местом высадки весь день, но это не подтверждается, ни одним документом, да и в других воспоминаниях этого нет.
Есть и еще один любопытный документ. На приложении к отчету, озаглавленном «Схема движения кораблей с десантом к месту высадки 26.12.41г.», составленном 31 марта 1942г. нанесена еще одна версия событий, совершенно не совпадающая ни с отчетом, ни с воспоминаниями. Для тех, кто не знаком с обозначениями ВМФ, поясню схему. Значки на схеме, напоминающие подводную лодку, это сейнера, значки с хвостиком сзади, это торпедные катера, шестиугольник-баржа, пятиугольник- это морской охотник, цифры перед ними -количество кораблей.
По этой схеме, маневр группы сейнеров 1-го отряда (ст. л-т Литошенко) не показан. Но не это главное, по этой схеме 8 сейнеров 1-го отряда в 5 утра высадили десант на северной окраине д.Эльтиген. Еще чуть севернее в районе маяка Нижнебурунский в 7 утра высадили десант еще 4 сейнера 2-го отряда. Еще 10 сейнеров 1-го отряда (в 5:00) и 4 сейнера 2-го отряда (в 7:00) высадили десант на косу Камыш-Бурунскую в 1,5км севернее. Остальные корабли (в том числе и 3 баржи) высадили десант на пристань судозавода, которая обозначена чуть ниже Старого Карантина. Схема конечно красивая, но ее данные не согласуются, ни с одним из источников, даже с тем отчетом, к которому она приложена.
Подведем итоги?
«Армейский» отчет лаконичен: «высажено около 8 рот. Главные силы 302 ГСД высадку не произвели…». 8 рот это от 1200 до 1600 человек.
«Флотский» отчет более подробен: «за 26.12.41г. высажено:
-в Камыш-Буруне до 1500 человек
-коса Камыш-Бурунская 120 человек
-Эльтиген (севернее) 500 человек
-Старый Карантин 55 человек
Всего 2175 человек
потоплено плавсредств: сейнеров-5, катеров «МО» -1, буксиров-1, болиндер-1, барж -1(?)
повреждено: сейнеров -18, катеров «МО» -2, барж-2
не выполнили задания из-за посадки на мель, а в отдельных случаях из-за трусости командиров: барж-1, сейнеров-17
потери личного состава- 350-400 человек убитых и раненых».
Официальные потери в этой операции вызывают сомнения. Если сложить 300 человек, погибших на болиндере, 100 человек на барже, получится уже 400 человек. А как же 70 человек, погибших в высадочных группах, пяти потопленных сйенерах, катере «МО»? Цифра потерь явно не полная.
Обратим внимание на то, что по морскому отчету среди погибших числится и болиндер и баржа. Т.е. больших плавсредств не 3, а 4шт. Возможно, это опечатка, а возможно и нет, т.к. во многих воспоминаниях пишется о трех баржах, подошедших к высадке. Хотя, по логике, их должно быть две, т.к. место посадки на мель баржи «Тверь» известно, и находится достаточно далеко от Камыш-Буруна.
Давайте попробуем все же разобраться в итогах первого дня высадки. Выходило 5 225 человек при 29 орудиях и трех минометах. Вернулось 17 сейнеров и две баржи. На барже находилось около тысячи бойцов и командиров (по более точным данным КВМБ- 967 человек). На второй барже погибло около 100 человек, вернулось 893. 17 сейнеров -это около 800 человек (по нормам погрузки). Итого, вернулось около 2,7 тыс. человек. Т.е. половина. Высадилось 2175 человек. Погибших и раненых 350-400 человек (по официальной версии). Т.е. если все сложить, получим около 5,3 тысяч. Цифры почти совпали.
Сложность в другом, подсчет показывает, количество посадочных мест на плавсредствах, которые подошли к берегу, не позволяет высадить две тысячи человек. При всем желании.
Подсчитаем? Из сорока одного сейнера, выделенных для операции, вернулись 17, потоплено 5 (причем все, кроме одного, на подходе, с десантом). Остается 19, по нормам посадки [10] это максимум 1000 человек. Катера «МО» высадили до 200 человек, с болиндера спаслось 500. Итог: 1700 человек. Т.е. действительно, «…около 8 рот». А остальные? Где еще 800 бойцов и командиров?
Скорее всего, в число высаженных, «флотские» записали и утонувших. Давайте подсчитаем, для проверки, каково может быть число утонувших в этой операции. По данным отчетов: на болиндере утонуло 300 человек, на 5 потопленных сейнерах около 250 человек, выпрыгнуло за борт и утонуло на барже N317 от 50 до 100 человек, т.е. уже около 650 человек. Это прикидочные расчеты, но можно однозначно утверждать, что цифра потерь в первый день операции, значительно превышает официальные данные.
Правда, во всей этой истории есть еще одна загадка. 30.12.41г.к основным силам 302 дивизии, присоединилась группа из 180 человек из 825-го и 831-го полков, высадившихся 26.12.41г. восточнее коммуны «Инициатива». В группе, изначально было 220 человек, под командованием майора Шариппо, командира 831ГСП. Кто и когда высадил эту группу — непонятно.
А что по этому вопросу сказано в официальных сводках фронта за 26.12.41г.? Откровенно говоря, скорее всего, в этот день мало кто из командиров знал о результатах операции. В сводке за 26 число, по состоянию на 22 часа говорится:

Глава 5 Запоздавший второй эшелон

Глава, в которой описаны события дня 27.12.41г. в книге В.А.Мартынова так и называется «Шторм». В ней он пишет: «Ночь была довольно светлой, сквозь редкие облака проглядывала луна. Шел снег. А в проливе разыгрался настоящий шторм, температура воздуха снизилась до 8—10 градусов мороза. При такой погоде десант не сможет достигнуть берега. Правда, сейнеры, обладавшие хорошими мореходными качествами, несмотря на малый ход, смогли бы преодолеть Керченский пролив и подойти к месту высадки — но не к самому берегу, а лишь к отмелям. Вот если бы на том берегу уже были захвачены причалы… А так полосу прибрежного штормового прибоя, да еще при морозе, преодолеют лишь единицы. И главное, ведь кроме шторма и мороза будет еще вести бешеный огонь вражеская противодесантная оборона. Нельзя обрекать людей на верную гибель». Да, наверное, он прав, но в этом случае, он обрекал на гибель тех, кто уже высадился, но это уже философия.
В.Мартынов, далее, пишет, что десантная группа, высаженная в Камыш-Буруне и на косе, ушла от берега, была потеряна радиосвязь с высадившимися группами, и якобы высланная на торпедных катерах разведка была обстреляна с косы немецкой малокалиберной артиллерией. Неправда это. Если свести воедино все воспоминания, то выяснится, что захваченных плацдарм удерживался, удерживались и пристани, более того, сохранились квитанции переговоров с высадившимися группами, которые периодически запрашивали огневую поддержку. В. Мартынов изо всех сил оправдывает бездействие командира Керченской базы А.С.Фролова.
Вторит ему и «морской» отчет : «27.12.41г. вследствие резкого ухудшения погоды (усиление ветра до 7-8 баллов) переброска войск через Керченский пролив не производилась».
Со штормом мы уже разбирались. Из сообщений метеопоста Тамань:
-20 часов 26.12.41г. ветер 5-8м/с западный, волнение -2 балла, температура +2/-3,
-8 часов 27.12.41 ветер юго-западный 10-12 м/с, волнение 3-4 балла, температура -2/-6
-20 часов 27.12.41 ветер северный 1-2 м/с, волнение 2 балла, -3/-7
-8 часов 28.12.41 ветер северный, слабый, волнение 2 балла, -4/-9
-20 часов 28.12.41 ветер слабый, волнение 1-2 балла, -8/-12
-8 часов 29.12.41 ветры восточной четверти 3-5 м/с температура -15/-18
Сообщение о шторме в 7-8 баллов (до 25 м/с) чистая выдумка. Флот ожидал, что после тех тяжелых потерях, которые понесла 51-я армия, высадку отменят. Командующий 51-й армией генерал Львов по телеграфу из Темрюка требовал продолжать высадку, моряки сопротивлялись. В штаб армии ушли доклады о том, что десант погиб, и места высадки захвачены противником. Как следствие, в сводках прошла информация о том, что десантники оставили Камыш-Бурун, поэтому, в ночь с 26 на 27 декабря победили «моряки». Десант высадили, и … бросили.
Из «морского» отчета: » … улучшение погоды позволило в ночь с 27 на 28.12.41 продолжить переброску войск на захваченную территорию. Под прикрытием огня 25КАП (корпусного артполка), 140 ОАД и катеров «МО», в 4:00-5:00 28.12.41г. с катеров «МО», сейнеров, барж, приступили к высадке 2-х эшелонов в районе пристани судоремонтного завода и косы Камыш-Бурунская…» Далее идет лирика без конкретных цифр.
«Армейский» отчет за 28.12.41г. говорит конкретнее, но намного лаконичнее: «…высадились 678 человек 827-го ГСП…». Без всякой детализации.
В третьем источнике, в сводках фронта по состоянию на 10 часов » … В течение ночи с пристаней Тамань и Комсомольская направлены на барже и сейнерах остальные части 302 ГСД (1900 человек, 4-76мм и три 45мм орудия)…
на 22 часа 28.12.41г.: » …в течение ночи с пристани Тамань на пристань Камыш-Бурун переброшено на сейнерах 380 человек 302 ГСД и боеприпасы.». Т.е. направлено 1900 человек, а высадилось намного меньше.
Картину высадки в ночь с 27 на 28 декабря удалось собрать с большим трудом из разных источников: воспоминаний и документов. Во многих воспоминаниях (в т.ч. и у Мартынова) идет путаница в датах, и ночь с 27 на 28 декабря вообще упущена, или идет искаженная информация. Так, к примеру, Мартынов пишет о событиях этого дня так: «B высадке приняли участие те же отряды, что и в первый день операции, частично доукомплектованные плавсредствами и пополненные людьми. Теперь уже они имели опыт и шли к местам предыдущей высадки проторенными путями. Ожидалось также подкрепление десантных сил 51-й армии со стороны Черного моря. В район Камыш-Буруна должен был подойти отряд канонерских лодок с войсками 44-й армии. В ночь на 28 декабря я и член Военного совета 51-й армии корпусной комиссар А. С. Николаев направились в этот район на торпедном катере. Ночь была лунная, погода — близкая к штормовой. Соленые брызги волн, разбивавшихся о низкие борта катера, то и дело обдавали нас ледяным дождем». 1-2 балла, это погода «близкая к штормовой»?
Что касается подхода отряда контр-адмирала Н.О.Абрамова, то он подходил к месту высадки не в ночь с 27 на 28 декабря, а на сутки позже.
В результате синтеза данных, получается следующая картина:
Вечером 27 декабря ст. л-т Литошенко вызвался доставить боезапас и подкрепления десанту. Сейнеры «ПС-2», «Петровский» и «Рада Украины», которыми командовал Литошенко, опять прошли без огней между косой Тузла и керченским берегом вблизи крепости, ориентируясь только по счислению на карте.
Подойдя к Камыш-Бурунской косе, ст. л-т Литошенко установил, что на косе находится группа наших бойцов 825ГСП, численностью 287 человек и 25 краснофлотцев. От бойцов на косе он узнал, что рядом, с другой стороны бухты, сражается еще одна группа десанта, из которой приходили связные. О чем донес командованию высадки. Подойдя к причалам на противоположной стороне бухты, он выяснил, что высаженные десантные группы прочно удерживают причал агломерационной фабрики, засев в близлежащих зданиях. Десантникам были доставлены боеприпасы и около 200 человек подкреплений. Высадившейся ротой 302ГСД командовал ст. политрук Гончаров. Сейнеры, забрав раненых, вернулись в Тамань без потерь.
В 6 часов утра 28 декабря 1941г. произошло важное событие, которое изменило планы «моряков» прекратить высадку. В.Мартынов пишет об этом так: «Часам к шести утра 28 декабря из оперативных данных в штабе базы выяснилось, что десантная операция в эту ночь развивалась успешно. Прежде всего, наметился долгожданный успех в Камыш-Бурунской бухте, куда в первую ночь на причал агломерационной фабрики была высажена ударная рота 302-й дивизии. В течение 26 и 27 декабря с десантниками не было никакой связи. За это время они сумели закрепиться в прибрежных фабричных зданиях так прочно, что гитлеровцы за двое суток не смогли их выбить оттуда, несмотря на предпринятые яростные атаки. Ночью 27 декабря рота, понесшая большие потери, все же приняла на захваченном ею причале вновь подошедшие десантные суда».
Что же это за «оперативные данные штаба»? Да, все те же, что и при высадке северной группы Керченского десанта: данные разведки с самолета «У-2», пролетев над Камыш-Буруном, летчик доложил в опергруппу штаба фронта, что десант жив, и продолжает бой. После этого последовал «пинок» из штаба фронта в штаб армии, а оттуда его передали дальше, в штаб высадки. Видимо взбучка из штаба фронта была столь серьезной, что генерал Львов вышел в море сам вместе с основным десантным отрядом. Из разговора командующего 51-й армией генерал-лейтенанта Львова с командующим фронтом генерал-лейтенантом Д.Т.Козловым: «Только что вернулся с косы Камыш-Бурун. Лейтенант, выехавший оттуда в 11 часов (имеется в виду ст. л-т Литошенко) сообщил следующее: на косе Камыш-Бурун наши бойцы в количестве около 300 человек и человек 25 моряков. Эти бойцы попали туда после потопления болиндера большинство без оружия. Лейтенант доложил, что на косу приходили два связных краснофлотца и сообщили, что Александровка (совр. Аршинцево) тоже занимается нашими войсками. О противнике сообщил следующее: коса занималась немцами, в количестве 25 человек, которые при подхлде катеров бежали с косы. Основная оборонительная линия проходит по линии высот западнее пос.Горком-Камыш-Бурун.Самое село Камыш-Бурун занимают немецкие автоматчики. По видимому численность войск противника в данном районе невелика…» Согласитесь, картина сильно отличается от той картины, что нарисована в книге В.Мартынова.
Любопытна фраза из разговора генерала Львова со штабом фронта: «У Фролова сплошные недоразумения: канонерская лодка, пришедшая к нему на пристань в Комсомольскую, при бомбежке ушла в открытое море и до сих пор не вернулась…». Любопытно, о чем идет речь, но пока разобраться с этим эпизодом не удалось.
Днем, ближе к вечеру 28.12.41 из Тамани вышел десантный отряд капитан-лейтенанта Евстигнеева: одна баржа («Тверь»), один буксир («Пролетарий»), двенадцать сейнеров.
1-й отряд «Выборг» (1х45мм пушка), «Суворов», «Красный Крым» и «Данилевский».
2-й отряд «Пушкин» (1х45мм пушка), «Искра», «N31», «Гроза» (1х45мм пушка)
3-й отряд «Бригадир» (1х45мм пушка), «Волна», «Маяк», «Димитров» (1х45мм пушка)
Потери материальной части и личном составе неизвестны. Буксир с баржей задержались до темноты. В этом десанте ни торпедные катера, ни бронекатер, ни морские охотники не участвовали по прозаической причине: не было бензина. С трудом собрали бензин для торпедного катера, на котором к месту высадки вышел командир 302СД полковник Зубков.
Днем 28.12.41г. световое ограждение Тузлинской промоины было восстановлено, и в ночь с 28 на 29-е декабря корабли уже могли двигаться по безопасному каналу. В этот день подошла, и начала поддержку десанта плавбатарея N4.
Десант спасали два обстоятельства: зенитная артиллерия на Таманском берегу и … отсутствие тяжелого вооружения у противника. Все дело в том, что штатные артполки 46-й пехотной дивизии находились под Севастополем, а против десанта действовали только минометные части, роты тяжелого вооружения (пулеметы и малокалиберные минометы) и часть 52-го противотанкового дивизиона, с малокалиберными орудиями. Тяжелой артиллерии у противника почти не было. Самым мощным оружием противника был 81мм миномет и 37мм пушка. Сложность была в том, что бороться с закрытыми минометными позициями, ведущими навесной огонь по войскам и кораблям, с помощью корабельной артиллерии крайне трудно. Из миномета попасть в корабль тоже сложно, и пробить стальную палубу боевого корабля ей сложно, но минометная мина дает большое количество мелких осколков.
Поэтому, несмотря на множественные повреждения, сейнера продолжали курсировать в проливе. К этому времени, почти все торпедные катера и морские охотники были выведены из строя, и находились в ремонте. Оставался в строю только бронекатер N302
До ночи с 28 на 29-е десант был полностью блокирован в районе Камыш-Буруна. Перелом начался в ночь с 28 на 29-е. Способствовали этому событию несколько обстоятельств: подавление огневых точек противника в районе крепости Керчь 25-м корпусным артполком и плавбатареей N 4 (командир ст.л-т Чулков), подход новых транспортных средств, мобилизованных для высадки из числа кораблей наркомата морфлота (шаланды «Гордипия», «Свобода», «Анакрия», «Арабат», «Пожарский», 7 барж, 9 моторных катеров, 6 сейнеров, буксиры «Ростсельмаш» и «Снег», колесные буксиры морского типа «Анапа» и речного «Ким» и «Кубанец» Азово-Кубанского речного пароходства) и подход отряда контр-адмирала Н.О.Абрамова.

Глава 9 Несостоявшаяся высадка.

История появления этого отряда в районе Керченского пролива связана с неудавшейся высадкой в районе г.Опук. Причем эта неудача настолько (как бы сказать мягче)… неудачна, и связана с такой бестолковщиной (иного слова к этой операции не подберешь), что и описывать ее стыдно. Но нужно.
Операция, для которой все было расписано по деталям, подготовлена масса документов, для которой были выделены лучшие, приспособленные для высадки на необорудованный берег корабли, оказалась сорванной только по одной причине: по причине плохого руководства.
Руководил этой высадкой контр-адмирал Н.О.Абрамов Он начал службу в 1916году матросом Машинной школы, служил машинистом учебного корабля, миноносца, затем началась революция и Н.О.Абрамов уходит в пехоту, в морской отряд Петрограда. В 1919году оканчивает пехотные курсы РККА, но в том же году по болезни демобилизован. В 1921 году закончил высшую партшколу. В 1924 году слушатель военно-политического училища им.С.Рошаля. После окончания получает назначение комиссаром канлодки «Беднота». Заочно заканчивает параллельные классы ВВМУ им. Фрунзе, в 1929 году получает назначение помощником командира канонерской лодки «Красный Аджаристан», затем командиром канлодки «Красная Грузия». Но уже в 1930-м он поступает в Военно-морскую академию имени К. Е. Ворошилова. В 1933-м он старпом «Червонной Украины», в 1934-м нач. штаба дивизиона канлодок В 1936-м командир строящегося ЭМ «Быстрый», потом командир ЭМ «Шаумян», позже командир строящегося ЛД «Харьков», затем, военный советник в Испании, в 1940-м зам нач. штаба ЧФ, командующий Днепровской флотилией, командующий Дунайской флотилией.
В августе 1941 года Абрамов был назначен начальником Херсонского гарнизона с оставлением в прежней должности командующего Дунайской военной флотилии. В начале сентября ему была поручена оборона левого берега Днепра в районе Херсон- Днепропетровский лиман. Затем, полтора месяца (сентябрь-начало ноября) он был комендантом 2-го сектора Севастопольской обороны, числясь начальником Учебного отряда ЧФ (в результате чего 2-й сектор находился в самой низкой степени готовности), затем… Впрочем, не важно. И вроде бы опытный офицер, но …
Срыв высадки в районе г.Опук объяснить или оправдать трудно. Хотя с другой стороны, а был ли смысл высаживать десант в районе пристани Дуранде (в 8 км западнее г.Опук)? Сложно сказать, наверное, нет.
Для проведения операции были выделены следующие корабли:

Хронология событий была следующей:
25.12.41г. Порт погрузки Анапа
12:00 закончена погрузка на КЛ «Красная Абхазия»
15:38 закончена погрузка на КЛ «Красная Грузия»
23:15 закончена погрузка на КЛ «Красный Аджаристан»
В ноль часов 26.12.41г. группа канлодок начала свое движение.
С этой группой кораблей вроде бы как все ясно. Хотя не совсем. По документам, в Анапе должен был грузится «Болиндер N2», и буксир «СП-15», вышедший из Новороссийска должен был взять его на буксир. По другим документам, буксир «СП-15» и канонерская лодка «Кубань» должны были сосредоточиться в Анапе к 9 утра 25.12.41г.
Стоп. А о какой канонерской лодке идет речь? В составе ЧФ канонерская лодка «Кубань» официально появилась после переоборудования в 1943году. До этого был тральщик «Кубань». Вместе с тем, по спискам флота проходит транспорт «Кубань» и транспорт «Красная Кубань». В документах на подготовку высадки Группы «Б» фигурируют все вышеуказанные названия, есть даже канонерская лодка «Красная Кубань», которой в природе не существовало.
В этой операции, должны были участвовать два корабля с одинаковым названием СКР «Кубань» (который иногда назвали канлодкой) и транспорт «Кубань», который должен был высаживать 2-й эшелон десанта. В связи с тем, что десант вовремя не высадился, его перенаправили в состав Феодосийской высадки.
Но вот что интересно: есть плановая таблица посадки на КЛ «Красная Абхазия», КЛ «Красная Грузия», КЛ «Красный Аджаристан», транспорт «Кубань», болиндер, но таблицы посадки на СКР «Кубань» нет. Нет ее и в плане операции от 13.12.41г. Рассмотрим данные кораблей. Основу отряда составляли три однотипных канлодки (четвертая КЛ «Красная Армения» была потоплена у Тендры в октябре), входившие в один дивизион, которым командовал капитан 2 ранга Гинсбург.
Ранее они входили в Дунайскую флотилию, потом относились к Одесской ВМБ, затем, после оставления Одессы, вошли в ЧФ. Именно на этих кораблях адмирал Абрамов начинал свою морскую службу.
Канонерская лодка «Красная Абхазия»
(десантная шхуна типа «Эльпедифор», заложенная до революции)
ТТД:
Водоизмещение: 1400 т.
Размеры: длина — 74,67 м, ширина — 10,36 м, осадка — 3,63 м.
Скорость полного хода: 8,5 узлов.
Дальность плавания: 2300 миль при 6 узлах.
Силовая установка: паровые машины, 2х375 л.с., два вала.
Вооружение: 3х1 130-мм, 2х1 76,2-мм Лендера, 2х45-мм, 2х1 37-мм орудия, 4х1 12,7-мм пулемета ДШК, 1х1 12,7-мм пулемет «Виккерс», 180 мин обр. 1926 г. или «КБ», тралы Шульца и придонный.
Экипаж: 169 чел.
Канонерская лодка «Красная Грузия»
ТТД:
Водоизмещение: 1400 т.
Размеры: длина — 74,83 м, ширина — 10,39 м, осадка — 3,51 м.
Скорость полного хода: 8,7 узлов.
Дальность плавания: 2300 миль при 6,8 узлах.
Силовая установка: паровые машины, 2х375 л.с., два вала.
Вооружение: 3х1 130-мм, 2х1 76,2-мм, 2х1 45-мм, 2х1 37-мм орудия, 5х1 12,7-мм пулеметов, 180 мин обр. 1926 г. или «КБ», тралы Шульца и придонный.
Экипаж: 169 чел.
Канонерская лодка «Красный Аджаристан»
ТТД:
Водоизмещение: 1400 т.
Размеры: длина — 74,83 м, ширина — 10,39 м, осадка — 3,51 м.
Скорость полного хода: 8,7 узлов.
Дальность плавания: 2300 миль при 6,8 узлах.
Силовая установка: паровые машины, 2х375 л.с., два вала.
Вооружение: 2х1 130-мм, 1х1 85-мм «90-К», 2х1 76,2-мм «34-К», 2х1 45-мм, 2х1 37-мм орудия, 5х1 12,7-мм пулеметов, 160 мин обр. 1926 г. или «КБ», тралы Шульца и придонный.
Экипаж: 169 чел.
СКР (канлодка) «Кубань»
ТТД:
Водоизмещение: 840 т.
Размеры: длина — 51,4 м, ширина — 9,6 м, осадка — 4 м.
Скорость полного хода: 9 узлов.
Дальность плавания: 1100 миль при 7 узлах.
Силовая установка: 2 паровых машины, 640 л.с.
Вооружение: 2х1 130-мм, 3х1 45-мм, 2х1 37-мм орудия, 1 12,7 мм и 4х1 7,62 пулемета.
Экипаж: 69 чел. Бывшая шаланда Азовтехфлота Спецгидростроя НКВД. Построена в Германии на верфи Unterweser Shiffbau Ges. AG,

На СКР «Кубань» и болиндер десант не приняли. Официальная причина — сильный зюйдовый (южный) ветер, в докладе Н.О.Абрамова выросший до 8-9 баллов. Реально, по данным всех метеостанций, ветер был западным (прижимным к берегу), 2-3 балла и совершенно не мешал посадке десанта.
Буксиру «СП 15» с болиндером было приказано следовать за канлодками, но капитан буксира не заметил выхода отряда и остался на рейде. Выйдя в море, около «0» часов, корабли отряда потеряли друг друга и следовали к месту высадки самостоятельно. Контр-адмирал Абрамов находился на КЛ «Красный Аджаристан», которая к утру вышла в район высадки. Но в указанном районе находились только средства высадки — шесть катеров типа «МО».
А вот далее, происходит странное: вместо того, чтобы начать высадку или связаться с кораблями отряда, контр-адмирал Н.О.Абрамов принимает решение вернуться в Анапу. И, якобы, дает по радио указание своим кораблям сосредоточиться у Анапы. Правда, непонятно, как это ему удалось, т.к. по официальной версии, адмирал перенес свой флаг с «Красной Грузии» на «Красный Аджаристан» и забыл взять с собой секретные кодовые таблицы (сам по себе факт подсудный).
Вторая версия, озвученная адмиралом, заключалась в слабых средствах связи на КЛ «Красный Аджаристан». Так или иначе, в 16 часов 26.12.41г. весь отряд оказался у Анапы, при этом выяснилось, что на болиндер и на «Кубань» десант не загружен. Ситуация еще более странная. Адмирал принимает решение исключить из отряда высадки и болиндер и «Кубань».
Следуя во второй раз к месту высадки, Н.О.Абрамов неоднократно запрашивал разрешение отменить высадку. Несмотря на однозначное требование ВС ЧФ продолжать высадку (ну во всяко случае, так указано в отчете), адмирал вновь ложится на обратный курс. В 11 часов 27.12.41г. отряд вновь оказывается у Анапы.
Весьма сомнительно, чтобы адмирал мог столь безнаказанно игнорировать приказы, но так указанно в документах.
В 21ч. 17 мин. 27.12.41г. отряд вышел в Новороссийск для приема угля и продуктов.
В 7ч. 00 мин. 28.12.41г. отряд вышел для высадки в Керченском проливе.
Чудеса. Самые приспособленные к высадке корабли, имеющие, каждый, по три 130мм орудия, болтаются в море и жгут уголь впустую, в то время, как десант высаживают рыбацкие сейнера. Да, и высадка в дальнем, малолюдном уголке Крымского полуострова одного полка (не моторизованного) иначе как глупостью не назовешь. Для того чтобы 105-й горнострелковый полк оказал хоть какое-то содействие высадке в Керчь, ему потребовалось бы около суток, чтобы добраться до места основных событий. Но, что было, то было.
В 22 часа 28.12.41г. отряд контр-адмирала Абрамова подошел к Керченскому проливу. Но и тут не обошлось без приключений. Канонерские лодки этого типа имеют интересную особенность: их можно отбалластировать так, что носовая часть будет иметь осадку около 20 см. В расчете на это, канонерские лодки начали подходить к берегу у основания косы Камыш-бурун.
Маневр не удался, помешал все тот же песчаный бар, протянувшийся вдоль косы. «Красная Грузия» села на мель в 150м от берега, «Красная Абхазия» в 50м. При посадке на мель, десантный болиндер оторвался, и был выброшен на берег. Подтянуть его было нечем, и было решено продолжать высадку шлюпками. Естественно, такая высадка имела низкий темп, и к утру высадили всего две роты (300человек). После чего, в 9 утра высадка прекратилась, и две канонерские лодки отошли к Тузле, а «Красная Грузия» осталась для поддержки высадки десанта кораблями Керченской базы.
Из «армейского» отчета: 105 ГСП, … высадился коса Камыш-Бурунская и повел наступление в направлении маяк Нижнебурунский. К 14 часам неся большие потери от артминогня, вынужден был отходить… .
К 19:00 командир 302 дивизии отдал приказ на наступление, но…
Во-первых, наступать еще было некому. А во-вторых В 08.00 29 декабря граф Шпонек приказал 46-й пехотной дивизии выйти из боевого соприкосновения с неприятелем под Керчью, форсированным маршем выступать к Парпачскому перешейку, «атаковать противника в Феодосии и сбросить его в море». Он послал в штаб армии сообщение о предпринятом шаге и тут же распорядился демонтировать рацию.
Проанализируем советские потери? По данным армейского отчета потери 302 ГСД в этой операции составили 1409 человек. По боевым донесениям, картина чуть иная, но похожая. Основные потери понес 825-й полк — 1280 человек (из них 962 утонувшими). 823-й полк 72 человека, 831-й -69, 8-й артполк 33 человека, горных 76мм пушек -7 , 45мм-2, 107 горных минометов -6. Керченская ВМБ в этом десанте потеряла 397 человек, вместе с потерями 105 ГСП набирается «всего» 2 тыс. человек. По сравнению с северной группой — совсем немного, но ведь и результат мизерный.
Причем, большая часть этих войск была высажена в ночь с 28 на 29 число. Все остальные 11 тысяч человек, которыми хвалятся наши адмиралы и генералы, были переправлены уже после того, как противник прекратил оборону Керченского побережья. Грустный итог…

[1] Холостяков «Вечный огонь» М. 1973г.
[2] ЦАМО фонд 209 опись 1089 дело 6 — Разработка по Феодосийской десантной операции
[3] ЦАМО фонд 209 опись 1089 дело 14 — Отчет о десантной операции по захвату Керченского полуострова 1941 год
[4] В.Мартынов С.Спахов «Пролив в огне» М. 1975г.
[5] ЦАМО фонд 216 опись 1142
[6] «Перечень N18» сайт: Солдат.ru
[7] ЦВМА фонд 1250 опись 2
[8] ЦАМО фонд 209 опись 1089 дело 23
[9] ЦАМО фонд 209 опись 1089 дело 14
[10] «Ориентировочные нормы приема десантных войск и техники кораблями различных классов»

Часть 1