Military Crimea

А.Неменко (Севастополь)

Эльтигенская высадка. Часть 3

Первая высадка:

По данным «Хроники…»[1] высадка 6-го отряда осуществлялась с 4.36, а с 4.45 велась высадка 5-го отряда (время, естественно, указано по советским часам). При этом стоит обратить внимание на тот факт, что по данным этого же документа, в 4.29 началась артиллерийская подготовка, продолжавшаяся 20 минут, т.е. по логике этого документа, десант был накрыт своим огнем. Насколько это достоверная информация — сказать сложно, но она сходится с данными некоторых советских воспоминаний. В одном из документов противник указывает, что со стороны Эльтигена слышен ураганный артиллерийский и пехотный огонь.

Возможно, катера 6-го отряда, пройдя линию старта, и не имея данных о переносе артиллерийской подготовки, начали высадку до начала артподготовки. Вторая интересная деталь: общепринято писать о том, что первой высадилась морская пехота и захватила плацдарм, на который высаживались потом армейцы. Учитывая тот факт, что 5-й отряд высаживался чуть позже, получается, что морская пехота начала высадку после армейцев. Кроме того, из-за того, что командир отряда не стал дожидаться большей части РТЩ, отряд высаживался не в полном составе.

По немецким данным: 3.15-3.20, сразу же после артиллерийской подготовки, обнаружена высадка силами до одной роты с 7 катеров. Всего, к 3.30 высадилось уже около 500 человек, с 20 катеров[2]. По тем же данным, наблюдаются 30 катеров дрейфующие перед 41 километром[3] (коса Тобечикского озера).

В донесении 282-го полка, принятом в 3.20 (5.20) (подписано обер-фельдфебелем Хаберэкером) указано: « … высадились 500 человек с 20 катеров в районе 45-47 км, остальные катера свернули к югу…». Учитывая то, что бланк радиосообщения сохранился, и на нем стоит время приема и передачи, сомневаться в достоверности этих сведений не приходится.

По первичным документам немецкого 613-го берегового дивизиона, который находился ближе всего к месту событий, в 3.15 бой был уже в разгаре. По донесению дивизиона: «3.15 (5.15) русские штурмуют склоны Эльтигена и бывший кп 613-го берегового дивизиона, занятый штабом легкого дивизиона ПВО».

Второе донесение из того же источника: «3.30 Захвачен опорный пункт Эльтиген». Косвенно этот факт подтверждает сообщение 2./613 батареи: ««3.15 мощный вражеский артиллерийский огонь по Эльтигену. Со стороны Эльтигена слышен ураганный огонь ручного оружия и взрывы гранат». В самом начале высадки, немцы отмечают захват пленных из 1339 полка, что позволяет предположить, что это были именно 5-я и 6-я группы.

По данным противника, после высадки первой группы с 20 катеров, наблюдается соединение из 47 кораблей, дрейфующее южнее Эльтигена. Анализ показывает, что из состава 5-го и 6-го отрядов, действительно, высадили десант ровно 20 катеров. Если подсчитать плавсредства, которые, по логике, находились в том районе в дрейфе, действительно, получится цифра в 45-50 единиц. Данные совпали.

Вторая высадка:

По немецким данным вторая группа высадилась лишь спустя час после артиллерийской подготовки, в 4.30 (6.30) «в районе южного выхода из Эльтигена». В этом районе должны были высаживаться части 2-й десантной группы (3-й и 4-й отряды).

Документы Кригсмарине дают даже более позднее время высадки, указывая, что «5.00 в районе южного выхода из Эльтигена высадились русские»[4],

По данным «Хроники…» высадка 2-й группы осуществлялась с 4.40 утра (т.е. на час – полтора раньше), что не сходится с данными из немецких документов. Возможно, время указано по одному-двум мелкосидящим катерам, высадившим десант раньше, вместе с 6-м отрядом. Учитывая тот факт, что артподготовка велась с 4.29 до 4.50, эта группа так же должна была попасть под обстрел своей артиллерии. Но основная масса 2-й группы высаживалась позже.

По воспоминаниям, и по данным «Отчета…»[5] 3-й и 4-й отряды были встречены достаточно плотным артиллерийским огнем немецких пушек, хотя, по данным «Хроники…» противник открыл огонь только в 5.20. В 3-м и 4-м отрядах отмечены потери в личном составе. От разрыва минометной мины погиб командир КТЩ 173, л-т Кадецкий А.Н. В результате попадания во флагманский СКА № 044 погиб командир группы к-н 3 ранга Сипягин.

Причины задержки с открытием немецкого заградительного огня противником понятны. Были нарушены линии связи. Как указывает журнал боевых действий 98-й пд: «03.55 Адъютант 282-го гренадерского полка сообщил, что сети связи нарушены. В левом секторе полка без особых происшествий. Резервы подняты по тревоге. Командир батальона возглавляет движение на Эльтиген» [6].

Третья высадка:

По данным противника, третья группа высадилась в 5.00 (7.00) на косу Тобечикского озера и перед коммуной «Инициатива». Это район высадки 1-й группы (1-й и 2-й отряды). По данным «Хроники» высадка 1-й группы (1-й отряд) производилась с 5 часов до 6.45 утра[7], и с 5.20 до 7.30 утра (2-й отряд), что не противоречит данным противника.

Высадка отрядов шла уже под плотным обстрелом береговых батарей противника. Несмотря на некоторое разночтение в документах во всех источниках наблюдается одна и та же последовательность событий.

Сразу после артиллерийской подготовки (или во время ее) с 7 катеров высадились бойцы, численностью до роты, затем высадились основные силы 5-го и 6-го отрядов. После этого с большим перерывом высадились остальные. Задержка с высадкой имела фатальные последствия, т.к. если первый высадившийся отряд воспользовался эффектом внезапности, то, последующие волны высадки осуществлялись уже под артиллерийским обстрелом. Немецкий 613-й морской дивизион сообщал о состоянии батарей: «1./613 –ведет огонь по десанту, 2./613 ведет огонь по Эльтигену, 10./613 не имеет средств тяги, 8./613 ведется переброска, 9./613 на огневой позиции, 7./613 ночью осуществит перевозку орудий, используя средства тяги Кригсмарине. 3./613 ведет заградительный огонь. Остальные без изменений».

Итоги высадки

Противник утверждает в своих документах, что высадилось 500 человек, советский «Отчет…»[8] дает цифру в 5 раз большую. По данным «Отчета…» было посажено на корабли 5752 человека, погружены 12 шт. полковых 76-мм орудий, 20 шт. 45-мм птп, 12 полковых минометов 120-мм, 8 шт. 107-мм минометов, 3 шт. 82-мм батальонных минометов. Возвращено 2530 человек, 3 шт. 45-мм птп, два 120-мм минометов, 4 шт. 107-мм минометов. Высажено: 2964 человека, 17 шт. 45-мм птп, 8 шт. 120-мм минометов, 4 шт. 107-мм минометов, 3 шт. 82-мм минометов. Погибло 258 человек, 12 шт. 76-мм пушек, 5 «Виллисов», 2 шт. 120-мм минометов.

Подход «Отчета…» прост и понятен: кто не вернулся обратно на базу, и о ком нет документальных сообщений о гибели, считаются высадившимися. Естественно, это не так. Как указывает В.М.Кононенко: «Количество фактически высаженных войск десанта и размеры потерь при высадке в первую ночь операции остались неустановленными. По данным штаба 3-й группы высадки, в районе Эльтиген — коммуна «Инициатива» было высажено 2964 бойца при 18 противотанковых пушках, 15 минометах и 19,5 т боеприпасов. По данным штаба 20-го стрелкового корпуса 18-й армии, эта цифра определяется равной 2500 человек, а по данным командира 318-й стрелковой дивизии (передовой отряд десанта) высажено было всего 2000 человек» [9]. Последняя цифра выглядит наиболее объективной.

3-я группа (5-й и 6-й отряды)

По данным «Отчета…» 5-м корабельным отрядом ст. л-та Москалюка были высажены 577 человек (из 783) человек, выгружена одна 45-мм пушка и три 120-мм миномета (доставлена вся техника). По данным этого документа высадили десант СКА №052, КТЩ №514, РТЩ №398 и 369, ДБ № 30, 17, 25, гребные баркасы[10]. Не выгрузились СКА-079, РТЩ №105, 110, 422, 373, 371, 420, при этом, РТЩ №422 и 373 из их числа числятся затонувшими в районе Тамани.

По данным журнала 18-й армии: «Командир отряда речных тральщиков старший лейтенант Назаров, струсил и не принял мер к высадке 3-го (батальона) 1339 (сп). Несколько раз возил батальон до середины Керченского пролива и обратно, вернулся в порт, не выполнив приказ».

Уточняющая информация по этому отряду: десантный бот ДБ №30 десант не высадил, т.к. на переходе сел на камни. Не совсем понятна ситуация с гребными баркасами, которые, якобы имели на борту 250 человек, и, полностью их высадили. Эта информация представляется недостоверной. Либо количество баркасов занижено, либо завышено количество принятых десантников.

Из журнала 318-й сд: «Команда катера № 079 выбросила в море без учета глубины 15 бойцов поста ВНОС, из которых 12 чел. утонуло».

Потери корабельного состава в 5-м отряде: ДБ-17 (№326 командир — мичман Бобровницкий), два гребных баркаса. У катера ДБ-30 (№340) повреждена винто-рулевая группа. В районе Тамани затонули РТЩ №373 и 400 (по официальным данным от шторма).

По данным «Отчета…» 6-м корабельным отрядом высажено 699 человек (из 912), 6 шт. 45-мм пушек, один 120-мм миномет. Высадили десант СКА № 019, 0912, 046, КМ №076, ДБ-3, 20, 340, 29, 1, 8, 10а, баркасы. Не высадили КТЩ №211, ДБ №5 (№319) и 24(№336), часть баркасов.

Уточняющая информация:

ДБ-340, это тот же ДБ-30 (просто указан заводской номер). Другой, «альтернативный» ДБ-30 в документах флота не найден, нет его и в «Перечне вхождения…» №18[11], нет в документах и «ДБ-340», есть только один катер ДБ-30 с заводским номером 340. Вопрос требует уточнения.

В числе высадивших десант показаны и торпедные катера, перегружавшие личный состав на СКА №019, но ТКА №45 и 72 погибли, один катер не смог передать десант, а сам СКА № 019, погиб, и до Эльтигена не дошел.

Весь десант, высадившийся с СКА № 046, утонул, т.к. катер высадил десантников не на отмель пляжа, а на песчаный бар, за которым опять шла глубокая вода. Видя такую ситуацию, командир СКА № 0912, на большой скорости форсировал бар, высадив десант на пляж, но при этом, он повредил винто-рулевую группу и забил песком системы охлаждения двух двигателей. Оставшийся на мелководье катер был расстрелян артиллерией противника.

В 6-м отряде потеряны ДБ № 3, 8(№308), 10А(№310), 29(329), которые были расстреляны после высадки десанта артиллерией противника. Очень многие десантные средства были выброшены на берег. Если ДБ поздней постройки шли с одним двигателем и без реверса хода, и причина понятна, то, ранние катера (например, ДБ-8) имели два двигателя и реверс. Дело в том, что норд-ост, дувший в тот день, прижимал катера к пляжу, и разворачивал их. Кроме того, для того, чтобы обеспечить высадку десанта, многие плавсредства умышленно выбрасывались на пляж. Такое решение, хоть и являлось расточительным, но было вполне допустимым в первом броске. А, вот потом, нужно было предусмотреть установку плавпричала (баржи), чтобы не терять катера в дальнейшем. Такое решение было уже отработано в ходе Керченской высадки в 1941 году, но, опыт той операции учтен не был.

Суммарно, по «Отчету …» высажено 1276 человек, фактически (в идеале) с 18 катеров двух баркасов высажены от 800 до 900 человек, без учета погибших и утонувших.

В связи с тем, что части и катера подходили под погрузку не в соответствии с планом. Комендант погрузочного района принял решение грузить подразделения 1339-го сп без плана, распорядительным порядком, из-за чего, вместо личного состава 386 обмп на РТЩ оказался 3-й батальон 1339-го сп, в связи с этим, оценить, сколько бойцов из какого подразделения высадилось сказать достаточно сложно. Из состава командования, высадились лишь 5 офицеров 1339 сп, включая НШ полка майора А.Д. Ковешникова.

А.Я.Кузнецов упоминает о 91-й отдельной армейской штрафной роте, которая, якобы должна была высаживаться вместе с 1339-м сп. Эта рота (командир к-н Ярцев), как подразделение, в высадке вообще не участвовала.

Формально, 10 июля 1943 года, был создан штрафной батальон 18 армии, в который вошли штрафные роты № 91, 92, 100, но, эти роты были разделены между корпусами 18-й армии. Из состава этого штрафбата в высадке участвовала только 92 оашр (командир капитан Шатваров[12]).

91-я отдельная штрафрота относилась к 22-му корпусу 18-й армии, и в операции участия не принимала. Из всех штрафных подразделений, участвовавших этой операции, в первый день высаживалась только 613 штрафрота ЧФ. 92-я оашр (придана 1331-му сп), 312-я оашр (командир к-н Юшин, придана 1337-му сп), 313-я оашр (командир к-н Блинов) высаживались позже.

Попытка высадить десант и доставить артиллерию с помощью бочечных плотов, оказалась провальной. Техническое решение, которое было опробовано при переправах на реках, в морских условиях оказалось неприемлемым. Причин несколько. Управляемость плавсредства на малом ходу резко снижается. В речных условиях, есть маневры, с помощью которых на тихой воде можно приткнуть плот к берегу. В морских условиях, при сносе и на волне выполнение этого маневра невозможно. Кроме того, осадка буксирующих средств не позволяла подойти близко к берегу. Доставка бочечных плотов была преждевременной. Для их приема требовалась пристань.

Кроме того, исходя из общего хода событий, можно предположить, что мощность буксирующих катеров была недостаточной, и буксиры с плотами начало сносить, из-за чего на буксирующих катерах были вынуждены обрубить буксирные концы.

В седьмом отряде, под командованием ст л-та Усатенко не смог высадиться никто. Не высадили свой десант и буксирующие катера (возможно, из-за осадки). По «бочечным» паромам информация довольно противоречивая. В «Отчете…» указано, что весь 7 отряд вернулся в ст.Комсомольскую, но, при этом указывается, что погибли все 12 шт. 76-мм орудий[13] и 5 «Виллисов», загруженных на плоты. Указывается, что из-за погодных условий были обрублены буксиры и все 8 плотов (6 больших и 2 малых) были унесены в море. Противник указывает захват одного плота в районе Яныш Такиль с двумя орудиями и одним «Виллисом». Груз одного (или двух) плотов обнаружен на дне, что позволяет предположить, что плот развалился. Итог высадки 7-го отряда явно неудовлетворительный, и как следствие, началось разбирательство уполномоченных на то органов по делу его командира ст л-та Усатенко.

2-я группа (3-й и 4-й отряды)

Высадка 2-й группы осуществлялась уже под обстрелом противника. В этой группе не смогли высадить десант все суда с большой осадкой.

3-й отряд, (командир к-н 3 ранга Сипягин, затем, после его гибели л-т Леднев) высадил десант только с мелкосидящих катеров (КМ №087, 0117; ДБ №2, 27, 306; МБ №17, 36, 39, 44; ПК №33, 23[14]). При этом, выброшены на берег ДБ-2 и мотобаркасы № 36, 39, 44[15]. По «Отчету…», суммарно, из состава отряда было высажено: 401 человек, 2 шт. 45-мм пушки, 3 шт. 120-мм минометов. Не высадили десант: СКА № 044, 058, 068, КТЩ 173, «Орел», МШ-27.

4-й отряд, командир к-н л-т Бондаренко[16], высажено 534 человека, 3 шт. птп, 120-мм миномет, 3 шт. 82-мм миномета. Командование 1337 сп не высадилось. Высадились лишь два командира батальонов.

Высадили десант ДБ № 15, 16, 9А; МБ № 30, 56, 37, 11; КМ №№ 0135 и 0145; гребные баркасы. Выброшены на берег ДБ-9А, ДБ-15, ДБ-16, Мотобаркасы № 30 и 56, гребной бот[17].

Всего, в сумме, 3 и 4 отряды перебросили: 935 человек, 5 шт 45-мм пушек, 4 шт. 120-мм минометов и 3шт 82-мм, но потеряли, при этом, большую часть мелкосидящих высадочных средств.

1-я группа (1-й и 2-й отряды)

1-я группа десанта высаживалась на косу Тобечикского озера и перед коммуной «Инициатива», в 3-4 кмюжнее первых двух групп, и чуть позже. В отличие от пляжа Эльтигена, хотя бы частично прикрытого глинистыми обрывами от огня противника, местность в районе высадки простреливалась артиллерией противника, и, как следствие, высадка была связана с большими потерями высадочных средств. По данным немецкого 198-го противотанкового дивизиона, занимавшего оборону в этом районе, были подбиты, и выбросились на берег 7 катеров. Как указывалось ранее, в ходе следования к месту высадки, группа понесла потери. Помимо катеров, потерянных на минах, артиллерийским огнем противника на траверзе м. Панагия был потоплен КТЩ №165 с десантом. Спасено 107 человек, погибло 43. КМ №0198 десант не высадил, т.к. был вынужден взять на буксир поврежденный взрывом СКА № 0111, и отвести его в порт. Из состава 1-го и 2-го отрядов смогли высадить свой десант следующие катера:

1-й отряд

Всего, по данным «Отчета…» из состава 1 отряда высажено: 433 человека, 2 шт. 45-мм орудия, 4 шт. 107-мм горных миномета. Высадили свой десант СКА № 0111, КМ № Р-07, 057, 0107, 0188, 4503, ДБ № 9, 11, мотобаркасы 1, 7, 4.

При этом потеряны все мотобаркасы, ДБ-9, КМ-0128. Не высадили десант СКА №081, 0101, КТЩ №151, «Сухуми» (№394), 522. Погиб СКА №01012.

Но, к этой информации имеется серьезная корректура. Данные по КМ-0128, это, опечатка, и, скорее всего, имелся в виду катер № 0188. По одним данным этот катер был потоплен снарядом, по другим, затонул в результате столкновения с десантным ботом у рыбпромысла Яныш Такиль.

СКА № 0111, подорвался, и был отбуксирован к Таманскому берегу, естественно, он десант не высадил (хоть и показан в отчете). На его борту, кроме командира 1331-го сп полковника А.Д.Ширяева погибли почти все офицеры штаба: майор Вергасов М.А. (замполит), майор Кошелюк Н.Д. (зам. по строевой части), майор Кузьмин И.С.(начальник штаба полка), майор Новиков П.Е. (начарт полка), два помначштаба, адъютант полка, вся медслужба 1331 сп, всего, 22 офицера.

В «Отчете…» указаны высадившими десант:

-КМ №4503 (32 человека), катер высадил десант в районе рыбпромысла Яныш Такиль, и группа была ликвидирована противником.

-КМ №0188 (30 человек), сведения о нем сообщались ранее.

-ДБ-11 (зав. № 312) (1 шт. 45-мм пушка, 53 человека 0,5т. боезапаса), по судьбе этого катера идут разночтения. По данным документов ОРСУ ЧФ, десантный бот вместе с десантом, подорвался на мине, на его борту погиб командир отряда десантных ботов ст. л-т Коробков А.В. По другим данным, он погиб от шторма, по третьим, катер просто пропал без вести.

-ДБ-9 (зав. № 309) (1 шт. 45-мм пушка, 53 человека 0,5т. боезапаса), судьба неизвестна, скорее всего, затонул вместе с десантом после столкновения с КМ-0188. По другим данным, он был расстрелян артиллерией на берегу у Эльтигена, но его десант в составе эльтигенского гарнизона не прослеживается.

-МБ-4 (43 человека 107-мм миномет 0,5т боезапаса), был выброшен на берег у Соленого озера, вскоре после загрузки десанта, и в высадке не участвовал.

Таким образом, из состава 1-го отряда высадили десант, состоящий из бойцов 142-го батальона 255-й бригады:

-Р-07 (31 человек),

-КМ-057 (30 человек),

-КМ-0107 (31 человек, катер выброшен на берег, но смог сняться и уйти на базу),

-МБ-1 (54 человека 107-мм миномет 0,5 тонны боезапаса)

-МБ-7 (22 человека 2х107-мм миномета, выброшен на косу Тобечикского озера)

Всего, 168 человек и 3 шт. 107-мм миномета. Из катеров, имеющих на борту бойцов 1331 сп: в 1-й группе высадил десант только СКА № 0101 (54 человека). Суммарно, в 1 отряде высадилось около 200 человек.

2 десантный отряд (капитан 3-го ранга Жидко)

Во 2 отряде десант смогли высадить следующие плавсредства:

Из катеров, имеющих на борту бойцов 142 батальона 255 бригады высадили десант:

— КМ-0158 (33 человека),

— КМ-0178, (31 человек) [18]

— КМ-168, (31 человек) [19]

-десантные боты типа «ДБ» № 14 (зав. №315), (56 человек и одна 45-мм пушка), 19 (52 человека и одна 45-мм пушка), 12 (51 человек и одна 45-мм пушка).

Бойцов 1331 полка высадил только СКА 0141[20] (64 человека).

При высадке были потеряны: связной катер КМ-0138, катера КМ-0168, КМ-0178. (по данным «Отчета…» потерян ДБ-19, но он же фигурирует в данных по высадке на следующий день[21].

Всего, в реальности, по второму отряду могли высадиться: 254 человека при трех 45-мм пушках из состава 255 бригады и всего 64 человека из 1331-го сп.

В сумме, по «Отчету…»[22] вроде бы как, получается, что из 1-го и 2-го отрядов высадились 753 человека при 5 птп 45-мм и четырех 107-мм минометах, но это цифра ошибочная. Фактически, она значительно меньше. Суммарно, по двум отрядам могли высадить: 422 человека из состава 142 батальона и 118 человек из 1331 сп. Это означает, что большая часть 1331 полка не высадилась. Основу группы, высаженной перед коммуной «Инициатива» и в районе косы Тобечикского озера, составляли бойцы «батальона Григорьева». Но, высадившиеся части не имели единого командования, и были разделены на несколько групп. Удалось обнаружить данные о следующих отрядах:

-отряд, состоящий из бойцов 1-го батальона 1331 сп, экипажей высадочных средств и моряков, без тяжелого вооружения (командиротряда — командир 2 батальона 1331 сп м-р Клинковский).

-отряд моряков, под командованием С.Т. Григорьева, с одним 45-мм орудием

-отряд моряков, под командованием морского л-та Романова В.М.

«Отчет…» считает высадившимися всех, кто не вернулся. Но есть «уточнения» по количеству фактически высаженных бойцов.

Подводя итоги всей Эльтигенской высадки, следует заметить, что из 5752 бойцов, 12 полковых орудий 318 сд, 20 противотанковых пушек [23], 12 полковых 120-мм минометов дивизии, 8 минометов 195 огмп, трех батальонных 82-мм минометов, 5 автомашин, на берег высажено лишь около одной трети десанта.

Суммарно, могли сойти с борта катеров (включая утонувших при высадке) не более 2,2 тыс. человек. Возможно, личному составу, находившемуся на одном из катеров, удалось незаметно высадиться и выйти в тыл противнику, т.к. 02.11.43г (в 22.15) 198-й противотанковый дивизион, отмечает нападение «банды», состоящей из 30 человек. На вооружении «банды» была противотанковая пушка, два пулемета и 8 автоматов. Противник указывает, что разбито два тягача и две 7,62-см трофейных пушки на передках[24]. Но, где этот катер высадил своих бойцов, к какой высадке он относился и, какова его дельнейшая судьба, пока непонятно.

Потеряны все полковые пушки, всех трех полков, потеряно 25% противотанковых пушек, половина минометов, много продовольствия и боезапаса. Была потеряна большая часть мелкосидящих высадочных средств. Результат высадки сложно признать удовлетворительным.

При этом, в «Отчете…»[25] отмечается, что большая часть плавсредств была потеряна не от противодействия противника, а погибла по гидрометеоусловиям. На самом деле, выводы сделаны достаточно спорные. Статистика говорит о другом. Большая часть плавсредств была либо потеряна на минах, либо была расстреляна артиллерией противника при высадке, сев на мель (или наоборот). Ссылка на наличие песчаного бара у берега, который, якобы, то появлялся, то исчезал, несостоятельна. В «Лоции Черного моря» 1937 года издания, которой пользовались на тот момент, наличие нескольких параллельных песчаных баров у Эльтигенского берега указывается. Они образуются за мысом Камыш Бурну (маяк Нижнебурунский) в результате выноса больших масс песка и ила из Азовского моря в Черное. Но, даже если бы этой проблемы не было, высадка, все равно, столкнулась бы с большими проблемами.

Не был учтен опыт Керченской высадки 1941 года. Тогда, часть десанта удалось высадить на мелководье, только после того, как на дно была посажена длинная мелкосидящая баржа, которую использовали как причал. Командующий Азовской флотилией С.Г.Горшков, высаживавший войска в 1941-м, учел этот опыт. Контр адмирал Холостяков такого опыта не имел, и, к сожалению, свою часть операции не додумал. Для захвата Камыш Бурунского порта нужно было высадить достаточно много бойцов единовременно, а их высадка на песчаный пляж, который, как правило, имеет перед собой обширное мелководье, задача довольно сложная, требующая дополнительной проработки.

Анализируя сам ход высадки, следует отметить маленькую техническую деталь, на которую мало кто обращает внимание: большое количество потерянных плавсредств было связано с тем, что их экипажи не имели морского опыта, а, сами плавсредства были не приспособлены для действий на море. Дело даже не в их мореходности. Мотоботы и десантные боты еще не имели надстройки, и были открытыми, имелся лишь тент[26]. При заливании десантных ботов соленой морской водой, происходило короткое замыкание, и автомобильный двигатель, установленный на катере останавливался[27].

Кроме того, большинство речных плавсредств не имело заднего хода, и, в случае посадки на мель или на прибрежную полосу, они уже не могли самостоятельно отойти от берега. Сказалось и «речное» прошлое многих катерников. Притыкание к речному берегу на тихой воде, существенно отличается от подхода к берегу в морских условиях.

Результатом «речного» опыта стали и «бочечные» плоты. Для переправы через реки, это обычная практика, но в условиях сильного ветра и течения, они должны были иметь намного более мощные буксиры, должна быть отработана процедура причаливания и подтягивания плота к берегу.

Совершенно не просматривается работа саперов по оборудованию мест высадки в Эльтигене, да и количество саперных подразделений в этом десанте было очень скромным. В лучшем случае, это были саперные части полков.

Беда была и в том, что командование не высадилось, артиллерийские корректировщики утонули, а высадившиеся в районе Эльтигена советские части не имели радиосвязи с Таманским берегом. Даже те радиостанции, которые еще оставались у десанта, вышли из строя от контакта с морской водой. Противник с удивлением отмечает, что радиоперехват результата не дает. Радиосвязь с частями у русских не ведется[28].

Командование на плацдарм не переправилось, т.к. почти все штабы находились на катерах типа «МО», где размещение было более комфортным. Информация о том, что, якобы, командир дивизии полковник Гладков переправился в 13 часов на десантном боте №4, не подтверждается. ДБ-4 еще находился в ремонте, и командир ДБ-10а старшина 1-й статьи А.Елизаров принял катер только в 18 часов (а именно он доставил командование 318-й сд на плацдарм). В ОБД «Память народа» найдены документы, датированные 17-ю часами 01.11.43г., подписанные Гладковым в Тамани. Высадившиеся в Эльтигене подразделения действовали сами по себе, по ранее намеченному плану. легенда о переправе штаба 318-й сд сперейсом на одиночном десантном боте, является более поздней легендой.

С сожалением следует признать еще один факт. Несмотря на опыт десантов, проведенных в ходе битвы за Кавказ, нормальные отношения «флотских» и «армейцев» так и не установились, хотя 20-й ск у армейцев имел статус «десантного». Описание боевых действий «армейских» частей, в том случае, когда речь идет о флоте, носит ярко выраженный негативный оттенок.

В реальности, виноваты в этих «накладках» не «флотские» или «армейцы», а плохая работа штабов и слабая организация десанта, отсутствие учета реальных условий, в которых высаживался десант. Безусловно, негативную роль сыграло решение командования ЧФ не использовать в операции большие корабли. Это решение следует признать концептуальной ошибкой.

[1] «Хроника ВОв черноморском театре» (выпуск 5) — М. Военмориздат 1950г. с.316

[2] NARA T315 R 1210 fr. 0069

[3] NARA T315 R 1210 fr. 0068

[4] PG-45778-KTB Seeverteidigung Kaukasus 1943

[5] ЦАМО, Ф. 449, Оп. 9921, Д. 4 Отчет по десантной операции в Эльтиген (31.10-10.12.43 года)

[6] NARA T315 R 1209 98 GD fr.0542

[7] «Хроника ВОв черноморском театре» (выпуск 5) — М. Военмориздат 1950г. с.315

[8] ЦАМО, Ф. 449, Оп. 9921, Д. 4 Отчет по десантной операции в Эльтиген (31.10-10.12.43 года)

[9]В.М.Кононенко Керченско-Эльтигенская десантная операция 31.101943-10.12.1943г — Москва: Издательство МО 1954г.

[10] ЦАМО, Ф. 449, Оп. 9921, Д. 4 Отчет по десантной операции в Эльтиген (31.10-10.12.43 года)

[11]Перечень №18 частей управления, соединений, кораблей частей и учреждений Черноморского флота и Азовской флотилии, входивших в состав действующей армии в годы Великой Отечественной войны.

[12] фамилия командира на всех сохранившихся документах читается плохо, возможна ошибка в прочтении.

[13] по документам, должны быть орудия ЗиС-3, отдельного противотанкового дивизиона, но в связи с потерей 5 птп сентябрьских боях, утраченные орудия были заменены пушками, взятыми из полковой артиллерии (45-мм и 76-мм ПА).

[14] типа ЗК Водоизмещение 19 т. Размерения 19.8 х 3.3 х 1.2 м. Двигатели 600 л.с. Скорость 16/13 узлов, дальность 350 миль. Вооружение: 1 х 45 мм или 1 х 12.7 мм и 1 х 7.62 мм пулемет

[15] ЦАМО, Ф. 449, Оп. 9921, Д. 4 Отчет по десантной операции в Эльтиген (31.10-10.12.43 года)

[16] командир 9-го дивизиона катерных тральщиков НВМБ

[17] ЦАМО, Ф. 449, Оп. 9921, Д. 4 Отчет по десантной операции в Эльтиген (31.10-10.12.43 года)

[18] сел на мель, расстрелян артиллерией у косы Тобечикского озера

[19] расстрелян артиллерией, выбросился на берег у косы Тобечикского озера

[20] ранее в плане не фигурировал

[21] ЦАМО, Ф. 449, Оп. 9921, Д. 4 Отчет по десантной операции в Эльтиген (31.10-10.12.43 года)

[22] ЦАМО, Ф. 449, Оп. 9921, Д. 4 Отчет по десантной операции в Эльтиген (31.10-10.12.43 года)

[23] 12 орудий 318 сд, остальные из приданных подразделений

[24] NARA T-315 R-1210 bild 0079 донесение 198 ПТД в 2.45 3.11.43

[25] ЦАМО, Ф. 449, Оп. 9921, Д. 4 Отчет по десантной операции в Эльтиген (31.10-10.12.43 года)

[26] позже, была произведена их модернизация, боты оснастили надстройками.

[27] на большинстве речных плавсредств использовались стандартные автомобильные бензиновые двигатели с зажиганием от свечи.

[28] NARA T315 R 1210 98 GD fr.0304