Military Crimea

0824

«Старый» состав «Войковца»

0825

«Орджоникидзевец»

А.Неменко (Севастополь)

Бронепоезда в обороне Крыма

История создания и боевого применения бронепоездов в боях за Крым, имеет достаточно много «белых пятен». Документы, по данному вопросу, практически не сохранились. Традиционно, советские источники останавливаются только на действиях бронепоезда «Железняков», иногда упоминая о легком бронепоезде 74 («Керченский рабочий»), действовавшим в составе Крымского фронта в 1942-ом году.

В связи с недостатком документальных источников, тема обросла легендами. Так, к примеру, некоторые авторы пишут о том, что после взятия Севастополя бронеплощадки бронепоезда «Железняков» были использованы противником для создания бронепоезда «Принц Ойген», оснащенного 105 мм немецкими гаубицами. Как указывается в одной из статей по данному вопросу: «Оккупировавшим Севастополь немцам в августе 1942 года удалось расчистить Троицкий тоннель для движения своих поездов. Восстановив часть бронеплощадок «Железнякова», немцы создали из них бронесостав «Ойген», вооружив его 105-миллиметровыми гаубицами с переоборудованными лафетами. Вместе с бронепоездом «Михель» германского производства, вооруженным, 88-мм зенитными орудиями, «Ойген» участвовал в боевых действиях в районе Перекопа, а также на Ишуньских позициях. Когда советские войска прорвали немецкую оборону Севастополя на Сапун-горе бронесостав «Ойген» был взорван своим экипажем. Так закончилась судьба самого известного крымского бронепоезда». По факту, в 1942 году, крымская колея была перешита по немецкому стандарту, и даже бронепоезд «Крым», созданный из трофейной материальной части крымских бронепоездов, в 1943 году не использовался.

Большинство авторов допускает одну очень важную ошибку. Они считают бронепоезд чем-то единым и неделимым. При рассмотрении истории бронепоездов, следует учитывать, что бронепоезда—не единый и неделимый состав, они могли менять свою комплектацию. Иногда дивизион бронепоездов действовал как единый состав

Давайте хотя бы коротко пройдемся по истории наших бронепоездов. Традиционно принято писать о том, что в октябре 1941 года, в Крыму, действовали два дивизиона: флотский и армейский, каждый из которых имел по два бронепоезда. Документы (в том числе и директива ГШ) дают иную информацию. Армейские бронепоезда, действительно, были объединены с 7.10.1941 года в дивизион, но и до этого армейские бронепоезда принимали участие в боевых действиях, но этих данных в перечне нет. Флотские бронесоставы по «Перечню…» числятся отдельными, при этом, в «Перечне вхождения» №18» по Черноморскому флоту, присутствуют только бронепоезда №3 («Орджоникидзевец») и №5 (по логике, это «Железняков»). Итак…

«Войковец», он же «Бронепоезд№1».

Построен на заводе им. Войкова в августе 1941 года. Строительство бронепоезда «Войковец» [1] началось с15 августа 1941 года. Традиционно принято писать, что «…был забронирован заводской паровоз Ов-4209, и две платформы». Это не совсем так. К 21 августа были забронированы две четырехосных длинных площадки и маневровый паровоз завода. Вооружение составили 4 орудия батареи, ранее стоявшей на территории завода (8К или пушка Лендера)

Бронесостав, был переброшен машинистом А.А.Полежаем, на станцию Симферополь. Экипаж был доукомплектован за счет личного состава 51-ой армии. В паровозную бригаду пришли из Симферопольского паровозного депо А. Сакута, С. Корнеев, Б.Василенко. Командиром бронепоезда назначен майор Бабахов.

Впервые информация о наличии бронепоездов в Крыму присутствует в приказе по 51-й армии № 001 от 17 августа 1941 года: «…Бронепоездам 21.08.41 г. обеспечить: первому железную дорогу Джанкой – Симферополь – Евпатория, второму железную дорогу Джанкой – Феодосия – Керчь».

Однако, по состоянию на эту дату, существовал только один бронепоезд, второй еще находился в постройке. 28 августа 1941 года, бронепоезд был придан 156-ой сд [2] . Первый бой бронепоезда произошел в районе современной станции Вадим. Его описание дано в воспоминаниях бывших военнослужащих « LSAH », например, Курта Майера, (разведбат бригады): «Но потом это случилось! Прозвучал давно ожидавшийся голос фронта! Русские снаряды со свистом проносились над нами и взрывались в походной колонне Штиффатера. Его солдаты побежали назад, сначала по одному, а потом большими массами. Я же устремился вперед, желая добраться до первых домов поселка (речь идет о хуторе Преображенка – Прим. автора), откуда должен быть виден Перекоп. После нескольких прыжков я нырнул в дорожную пыль под градом осколков рвущихся снарядов. Темное чудовище выдвинулось на небольшой подъем и стреляло прямо по нас. Всего в нескольких сотнях метров впереди нас был огнедышащий дракон, сеющий смерть и опустошение в наших рядах. На пути батальона, ощетинившись дулами орудий, встал бронепоезд. Я подал условный знак, означавший, что надо было отходить. Мои мотоциклисты развернулись на месте и помчались назад широким фронтом, в то время как бронемашины вели огонь по поезду и отходили, прикрываясь дымовой завесой. 37-мм противотанковая пушка выпускала снаряды по бронепоезду, а спустя несколько секунд сама взлетела на воздух. Лязг и грохот сокрушенного стального лафета заглушил крики моих погибающих солдат. По нас стреляли пять батарей тяжелых и две – легких орудий. Позади нас можно было видеть лишь столбы пыли. Я вздохнул с облегчением. Не было видно ни горящих танков, ни бронемашин. Я прополз вперед еще несколько шагов и смог различить глубоко эшелонированные полевые укрепления с полосой заграждений из рвов и колючей проволоки. Бронепоезд, пыхтя, удалился в направлении Перекопа».

В журнале боевых действий 73-й пехотной дивизии вермахта сказано: «12.09.41 г. Отряд преследования 73-й пд и разведбат « LSAH » (бригада «Лейбштандарт») в 6.30 столкнулись западнее хутора Преображенка (так немцы называли совхоз «Червоный Чабан») с сильным сопротивлением противника. Части остановились и открыли огонь тремя легкими и одной тяжелой батареей по железнодорожной линии, по которой маневрировал бронепоезд. Дальнейшее продвижение оказалось невозможно». Отмечен рейд этого бронепоезда и в журнале боевых действий немецкой 11 армии.

На следующий день после удачного рейда, в результате авианалета пикирующих бомбардировщиков Ю-87 из группы II ./ StG 77 13 сентября на станцию Будановка, паровоз бронепоезда и одна из площадок были повреждены, и состав был отправлен в Симферополь для ремонта.

Ко времени боев на Ишуни, это был уже не один бронепоезд. За время ремонта состав получил новую артиллерию: прибывшие из Севастополя пушки 34К, одну полевую пушку УСВ, еще одну бронеплощадку, вагон для боезапаса, и, главное, новый мощный бронепаровоз.

По данным бывшего командира бронепоезда С.П.Баранова, который вступил в должность 25.10.1941 года, вооружение бронепоезда составляли 6 шт. 76мм орудий, 12 пулеметов, 2 миномета и 3 пулемета ДШК. Фактически, С.П.Баранов упустил еще одно вооружение: шесть 37-мм скорострельных пушек, установленных в углах казематов.

 «Смерть фашизму!», он же «Бронепоезд №2».

«Бронепоездом №2» или «Армейским №2» в армейских документах называют бронепоезд «Смерть фашизму!», который строился на станции Сары-Голь (совр. Айвазовская). А.Киянов в своей статье указывает: «Железнодорожниками станции Сараголь (ныне станция Айвазовская) при непосредственном участии коллективов предприятий Феодосии был построен бронепоезд «Смерть фашизму!» в составе бронепаровоза Од-1694, двух четырехосных бронированных полувагонов, и контрольной платформы. Вооружение: 2 орудия, 2 миномета, 9 пулеметов».

«Горняк!», он же «Бронепоезд №3».

По данным донесения бывшего командира бронепоезда затем заместителя командира дивизиона бронепоездов, майора Бабахова, в его составе числились:

-бронепоезд №1

-бронепоезд №2

-бронепоезд №3 (в донесении Бабакова командиром указан капитан Шаблевский В.И.)

А.Киянов в своей работе указывает: «Силами рабочих Кумыш-Бурунского железнорудного комбината был построен башенный бронепоезд «Горняк». Погоны башен изготовили на зуборезном станке «Пфаутер», закупленном перед самой войной в Германии. Личный состав бронепоезда был сформирован из добровольцев, рабочих железнорудного комбината. Бригаду машинистов создали из рабочих-добровольцев комбината — И.А.Бакланова, Н.И.Никитенко, С.М.Орлова. 25 сентября 1941г. бронепоезд был переброшен в Севастополь, где после модернизации и доукомплектования команды моряками он принял участие в обороне города». В подтверждение тезиса приведен снимок, одной из бронеплощадок сделанный возле севастопольских железнодорожных мастерских, с подписью «Есть мнение, что на снимке изображен именно этот бронепоезд». Нет, «Горняк» выглядел иначе.

По факту, бронепоезд был создан из трех цельнометаллических вагонов для перевозки руды. Два вагона были снабжены башнями, еще одна платформа использовалась в качестве броневагона для боезапаса. Вооружение бронепоезда, сначала 3шт. 75-мм пушки Канэ, которые потом, в Севастополе заменили на обычные зенитные 76-мм орудия.

Таким образом, дивизион армейских бронепоездов состоял из трех составов: одного большого, двухпаровозного и двух небольших. Но, был еще один, флотский, бронепоезд, который был придан армейцам. Но числился он отдельно.

«Орджоникидзевец», он же «Флотский бронепоезд №3»

 «Орджоникидзевец» [3] (или, «бронепоезд № 3», командир к-н Булыгин С.Ф. [4] ), вступивший в строй, уже после начала боев на Перекопе, был построен в Севастополе, на заводе 201 (СМЗ им. С.Орджоникидзе). Бронирование состава было выполнено за счет использования эвакуированных в Севастополь запасов материалов и оборудования Николаевской ВМБ. Бронепоезд был завешен 25 сентября 1941 года, однако, официально вошел в состав действующей армии 2.10.1941 года, когда основные события на Перекопе уже завершились.

За счет того, что этот бронепоезд строился на судостроительном предприятии, имевшем опыт оснащения кораблей артиллерийским и пулеметным вооружением, был лучше оснащен в техническом отношении.

Если глянуть на этот состав, то выяснится, что он состояит, фактически из двух составов: подвижного состава, построенного в Севастопольских мастерских (бронепоезд «Севастополец», официально не оформленный) и площадок, строившихся в заводских условиях.

Его площадки имели разную конструкцию: одна, длинная площадка, имела в кормовой части длинный каземат с тремя амбразурами для пулеметов и выдвижным прожектором. Каземат венчала боевая рубка оснащенная дальномером. В носовой части платформа имела орудие 34К. Каземат под дальномером служил для хранения боезапаса и размещения генератора.

Вторая площадка имела традиционную компоновку с зауженным казематом и двумя амбразурами в каждом борту, но толщина бетона была уменьшена до 100 мм, за счет чего удалось выгадать вес для двух более тяжелых щитовых орудий 34К.

Он был оснащен освещением, радиостанцией, средствами громкоговорящей связи между вагонами, дальномером и приборами управления зенитной стрельбой. Вооружение бронепоезда —три 76мм универсальных пушки 34К, 12 шт. 7,62мм пулеметов и 3 шт. 12,7мм пулемета ДШК.

Итак, Крым имел достаточно много бронепоездов, но об их судьбе наша история почему-то хранит молчание. Почему? Об этом мы расскажем в следующем выпуске. Коротко о бронепоездах можно посмотреть здесь

[1] Другое название бронепоезда, после формирования дивизиона бронепоездов, «Армейский №1».

[2] П.Е.Воронов. Воспоминания. Архив ГМГООС. Фотокопия. Архив автора.

[3] Другое название бронепоезда, после формирования дивизиона бронепоездов, «Флотский №1».

[4] Написание дано по ОБД «Мемориал», возможно, фамилия дана с ошибкой, т.к. по спискам 7-ой ОБрМП, где он проходил службу, он же указан, как Бусыгин Степан Филиппович (звание—майор). Речь идет об одном и том же человеке, т.к. в документах указано, что он ранее проходил службу в дивизионе бронепоездов ЧФ, хотя дивизион официально оформлен не был. Вот такие у нас документы.