Military Crimea

А.Бадякин (Керчь)
Реквием «Жан Жоресу»

Все суда, корабли и плавсредства имеют свою корабельную судьбу. Одни уходят на слом без особых событий в их жизни, другие служат десятки лет и имеют яркую биографию. В основном, суда уходят на слом, отработав положенное им время, гибнут во время аварий или в период войны.
В период Керченско-Феодосийской десантной операции, корабельный состав Черноморского флота и Азовской флотилии и приданных им судов и плавсредств понесли значительные безвозвратные потери в судах и кораблях. Еще в середине 90-х годов прошлого века, серьезно занимаясь потерями Советского флота и флота противника в 1941-1945 гг. на Азово-Черноморском бассейне, меня заинтересовал вопрос: почему не был поднят теплоход «Жан Жорес», затонувший на небольшой глубине в Феодосийском заливе? До настоящего времени мне это так и не удалось выяснить… И, прочитав статью «Со дна Феодосийского залива поднимут судно» в газете «Кафа» от 24-25 ноября 2007 г., я решил снова вернуться к судьбе этого знаменитого в истории Морского флота СССР судна…
В конце июня 1930 г. на Северной судостроительной верфи в Ленинграде со стапеля был спущен на воду головной грузовой двухпалубный теплоход «Жан Жорес». Теплоход назвали именем видного политического деятеля Франции, одного из руководителей французского и международного социалистического движения, основателя газеты «Юманите» Жана Жореса. Теплоход принимал капитан Степанов Николай Сергеевич и старший механик В. Я.Иваненко. Это они создавали первый экипаж теплохода.
К весне 1931 г., кроме судостроителей, немало сделали при достройке судна электромеханик Ян Жубит, помощник электромеханика Владимир Кохановский, боцман Эрнест Михайлович Эгле, второй механик Виктор Высоцкий, механики Владимир Половков и Иван Савин, мотористы Владимир Павлов, Николай Костенко, Виктор Лебедев, Николай Зайко, старший помощник капитана И.Я.Сякки, второй помощник капитана Б.И.Левенштейн, матросы Николай Спириденко, Георгий Чауп, Александр Николаев, участник первой и второй русской революций буфетчик Василий Воинов, радист Юрий Буштуев. Секретарем партийной организации коммунисты избрали Б.П.Купровича, присланного на хозяйственную работу.
Могучий корпус теплохода длиной 111,4 м, шириной 14,8 м и высотой борта 9,0 м вызывал всеобщее восхищение своим изяществом. По конструкции это было двухмачтовое трехостровное судно с полубаком, надстройками и полуютом. Двухтактный четырехцилиндровый дизель двойного действия немецкой фирмы MAN мощностью 1800 лошадиных сил позволял развивать скорость до 10,3 узла.
Весной 1931 г. «Жан Жорес» вошел в состав Балтийского морского пароходства. Сделав несколько рейсов в порты Прибалтики в 1932 г., судно сделало несколько рейсов за пределы Балтийского моря. Капитана Н.С.Степанова сменил М.Я.Гольдбург,а весной 1933 г. на судно был назначен капитаном Бруно Теодорович Шульц.
Весной 1933 г. впервые «Жан Жорес» вышел в дальнее плавание. Киль, Лондон, шторм в Северном море, ураган в Бискайском заливе, порт Альхесирас (Испания), Одесса, Новороссийск, Стамбул. Разгрузившись в Итальянском порту Чивите – Веккия и после завершения грузовых операций в порту Генуя, моряки приветствовали на борту Алексея Максимовича Горького, который возвращался на Родину после лечения с семьей. В Одессу теплоход вернулся рано утром 17 мая. На всю жизнь морякам «Жан Жореса» запомнилось это плавание с известным советским писателем.
Теплоход в течение 7 месяцев был непрерывно занят на перевозках зерна в порты Черного моря, совершил несколько рейсов в Средиземное море, дважды побывал в портах Англии. После семимесячных плаваний в южных морях, где экипаж теплохода систематически перевыполнял рейсовые задания, «Жан Жорес» в конце февраля 1934 г. возвратился в родной Ленинградский порт. Затем последовали рейсы в Мурманск, в Данию. В 1934 г. «Жан Жорес» совершил рейс в Нью-Йорк, откуда ушел 15 ноября. Это был его первый рейс в США. В 1935-1936 гг. судно работало на линии Ленинград – США, неоднократно перевыполняя рейсовые задания.
В декабре 1936 г. три судна БМП в Ленинграде были загружены продовольствием для борющейся республики Испании. В рейс «Жан Жорес» повел вновь назначенный капитан И.В.Трескин. Тяжелый был рейс… Вблизи Бильбао испанские мятежники с помощью военных кораблей захватили и увели в порт Пасахос п/х «Смидович», пароходу «Ижора» удалось пройти в Бильбао и «Жан Жоресу» была дана команда изменить маршрут и разгрузиться в Лондоне. Так был сорван рейс в республиканскую Испанию. Загрузившись зерном, теплоход ушел в Мурманск, затем последовали рейсы во Францию…
Осенью 1938 г., когда «Жан Жорес» стоял в Одесском порту, был получен приказ Народного комиссара водного транспорта о передаче теплохода из состава Балтийского в Черноморское пароходство. Экипаж передал судно экипажу лесовоза «Волголес», а сам на лесовозе ушел к берегам Балтики. Капитаном судна стал Ф.Ф.Пеньков.
Теплоход успешно трудился на рудно-угольной линии, перевозил машины, зерно и другие народнохозяйственные грузы.
С первых же дней Великой Отечественной войны «Жан Жорес» включился в работу по обеспечению частей Красной Армии. Экипаж судна возглавил капитан Г.Н.Лебедев. Помощником был назначен Д.А.Кузнецов.
Теплоход доставил тысячи тонн зерна, вывозя его из портов Украины и Крыма в порты Кавказа и Азовского моря, вывез тысячи людей из приморских городов. В сентябре 1941 г. «Жан Жорес» перевозил войска и продовольствие для защитников Одессы. Теплоход был в составе последнего каравана, вышедшего в ночь на 16 октября из Одессы с частями Одесского оборонительного района в Крым.
В ноябре и декабре были регулярные рейсы в осажденный Севастополь, буксировка из Севастополя недостроенного корабля в Новороссийск.
Еще в июле, во время рейса в Мариуполь на СРЗ, на судно было установлено вооружение – два 45мм орудия и пулеметы на корме, что помогало в каждом рейсе отбиваться от вражеской авиации.
В начале ноября 1941 г., когда немецкие войска были уже недалеко от Керчи, теплоход в Камыш-Бурунском порту загрузился авиабомбами, принял группу эвакуируемых рабочих и с 3000 тонн авиабомб на борту и людьми, заполнившими все помещения и палубу, из Керчи буксировал в Новороссийск корпус недостроенного эсминца «Огневой». В связи со штормом, в Новороссийск не зашел, и Г.Н.Лебедев получил команду следовать в Туапсе, куда шли в шторм, но эсминец довели…
При осуществлении Керченско-Феодосийской десантной операции «Жан Жорес» был в первом отряде транспортов, под жестокой бомбежкой высадивших подразделения, выгрузивших оружие и боеприпасы в Феодосийский порт. 4 января «Жан Жорес» в составе конвоя повторно вошел в Феодосию с подкреплениями для Крымского фронта. При разгрузке, во время очередного авианалета, от попадания двух авиабомб, у причала затонул теплоход «Ногин», ярким пламенем вспыхнул пароход «Зырянин». Получил повреждения от двух бомб, разорвавшихся между причалом и кормой и «Жан Жорес», от разошедшихся швов корпуса пошла вода в четвертый трюм, оказался поврежденным электропривод рулевой машины. С трудом экипаж под руководством второго помощника капитана Орлова исправили повреждения, в наступившей темноте была закончена разгрузка, были заделаны пробоины в бортах, и теплоход вышел из Феодосийского порта. С трудом, с полузатопленной кормой «Жан Жорес» дошел до Новороссийска, где был поставлен к Импортному причалу для срочного ремонта.
Прошло чуть более суток ускоренного ремонта и 8 января, под охраной тральшика, теплоход снова вышел из Новороссийска в Феодосию… Вечером 14 января «Жан Жорес», приняв на борт подкрепления, технику, оружие и боеприпасы, вышел в Феодосию из Новороссийска. Из-за повреждения механического рулевого управления, маневрирование судна на ручном приводе руля было затруднено, поэтому судно достигло Феодосии лишь к 20 часам 15 января. Крепчал мороз, над морем поднимался туман, видимость была очень плохой. В порту – никаких огней. Единственным ориентиром оставался продолжавший гореть в глубине бухты полузатопленный «Зырянин». Капитан Г.Н.Лебедев, что называется, на ощупь подвел теплоход к причалу и немедленно приступил к разгрузке. До 5.00 удалось переправить на берег почти всех бойцов, 7 орудий, 6 бензобаков, 3 спецмашины, 4 грузовика с продовольствием и принять на борт партию раненых. Затем выгрузка была прервана и «Жан Жорес», сопровождаемый тральщиком «Геленджик», вышел в море, имитируя уход в Новороссийск.
После полудня, теплоход лег на контркурс и снова направился к Феодосии, рассчитывая подойти к берегу к 21 часу. Теплоход уже приближался к гавани, а буксира все не было. В кромешной тьме «Жан Жорес» не смог точно выйти на створ портового маяка и подошел почти вплотную к берегу немного правее. Когда теплоход разворачивался для нового захода, капитан вышел из рубки и в это время (около 21.00 ч) правым бортом судно подорвалось на магнитной мине. Взрывной волной капитана ударило о палубу, и он потерял сознание. От взрыва погибло около 40 человек, несколько моряков было ранено, загорелись в трюме № 3 ящики с боеприпасами. 

В течение нескольких минут теплоход принял сотни тонн воды. Накренившись на правый борт, «Жан Жорес» осел кормой на грунт. В эти опасные минуты экипаж проявил стойкость и спокойствие. Капитан Г.Н.Лебедев, помполит Д.А.Кузнецов, раненый парторг судна Б.В.Погребничко, комсорг К.М.Салабай и другие члены команды уверенно боролись за живучесть судна около 2-х часов. Взрыв мины произошел в районе 5-го трюма. Производились работы по заделке пробоин в третьем трюме, усиливалась переборка между 3-м и 4-м трюмами. Шлюпочное устройство было разбито и шлюпки спустить не удалось, но моряки начали готовиться к эвакуации с судна. Сначала на подошедший буксир «Кабардинец» были переправлены раненые, оставшиеся на борту десантники и часть команды. Затем на подошедший «Геленджик» погрузили снятые с теплохода навигационные приборы, затем перебрались остальные 17 человек команды. Последними покинули судно старпом, помполит и капитан.
С поднятым флагом на грот-мачте через несколько минут теплоход, накренившись на правый борт, пошел на дно…
Такова официальная версия гибели теплохода дедвейтом 5603 тонн при водоизмещении в полном грузу 8220 тонн.
Она и описана С.Л.Петлицыным в сборнике «Героические корабли» (издание «Маяк», 1980 г.) и Н.М.Шаиным в книге «Теплоход «Жан Жорес» (издание «Морской транспорт», г.Москва, 1962 г.).
И ни слова о дальнейшей судьбе теплохода, не обсуждалось и почему не был поднят в послевоенное время «Жан Жорес» при очистке акватории Феодосийского залива от затонувших судов и кораблей…
Остается неизвестным, что доставили на теплоходе в Феодосию. Что за 3 разгруженные спецмашины («Катюши»?), разгруженные на берег…
Занимаясь затонувшими судами в районе Керченского полуострова еще в 1990 г., благодаря сотруднику гидрочасти Керченского гидрорайона Гидрографической службы Черноморского района Козлович Валентины Дмитриевны, я ознакомился с информацией по затонувшим судам на акватории Керченского пролива и Азовского моря.
В записи под № 1041 значится теплоход «Жан Жорес» с координатами:
— нос – 45° 02′ 07″
— 35° 23′ 40,5″
— корма – 45° 02′ 08,5″
— 35° 23′ 42,5″
по результатам обследования АСС ЧФ летом 1944 г.
Тогда же, по-видимому, была срезана дымовая труба, мешающая судоходству…
И вскоре, от севастопольского флотского историка В.В.Костриченко я получил ксерокопию акта обследования затонувшего судна «Жан Жорес», выполненного спасателями 823-й аварийно-спасательной службы Черноморского флота, подписанного лейтенантом-инженером Аткаровым и утвержденного 27 марта 1974 г. командиром в/ч 63815 капитан-лейтенантом Лукиным. Акт представляет определенный интерес и поэтому и привожу его дословно (в ксерокопии) — Приложение № 1
Как видно из акта обследования, водолазы в котельное, машинное отделение, в трюмы и жилые помещения проникнуть не смогли, разве что в трюме № 3 обнаружили 2 орудия и оставшиеся машины. Боезапас обнаружен не был. С эскизов положения судна на грунте явно видно, что корпус разбит на три отдельные части.
Подъем судна и тогда, в 1974 г., производиться на стал, хотя от кормовой мачты до поверхности судна всего 4м, а от верха рубки – 7м…
В 1977 г. при повторном обследовании судна моряками АСС КЧФ были срезаны мачты (так и остались под водой), сняты крышки трюмов…
Осенью 2007 г. для расчистки подходного канала к Феодосийскому торговому порту, водолазная группа Керченского специального морского отряда МЧС (подполковник Литвин А.Р.) обследовала затонувший более 65 лет назад «Жан Жорес».
Работы проводились с «ВМ-5» (капитан Сацюк О.В.) с 22 сентября по 12 октября под руководством начальника водолазной службы отряда майора Калякина А.Б. После обнаружения затонувшего объекта «ВМ-5» закрепили на буях.
Первым под воду пошли водолазный специалист Калякин А.Б. и служащий водолаз Иванюхин О.В. Осмотрели надстройку, обнаружили срезанные мачты, прошлись вдоль бортов до грунта, осмотрели состояние палубы. Затем попарно опускались на затонувшее судно водолазы старшие лейтенанты Станиславов В.С. и Полторацкий А.В., служащие водолазы Корецкий П.В. и Свиридов О.А. Съемку подводной камерой производил А.Б.Калякин.
В 5-м трюме были обнаружены снаряды от 45 мм до 152 мм.
В 4-м трюме под слоем ила видны остатки нескольких остовов машин и снаряды 152 мм.
В районе 3-го трюма палуба и борта превращены в груды исковерканных металлоконструкций.
Второй трюм заилен на 90 %, видны только комингсы грузовых люков.
В 1-м трюме обнаружены стрелковые боеприпасы россыпью и в ящиках (патроны и гранаты), авиабомбы.
Составлен акт водолазного обследования, проработаны варианты работ (очистка от ила и грунта, разгрузка боезапаса и остатков техники с дальнейшим подъемом судна) и заранее видно, что нужны большие материальные затраты и значительные объемы работ.
Пока заинтересованные в подъеме «Жан Жореса» фирма «Сетал», Феодосийский торговый порт и администрация г.Феодосия определяются с финансированием и сроком подъема затонувшего судна, местными дайверами идет откровенный и неприкрытый грабеж «Жан Жореса».

Поднятые предметы с судна пользуются огромной популярностью у жителей города и являются частью рекламы общественных заведений.
В районе Центрального рынка г.Феодосия в баре «Капитан» находится целая экспозиция поднятых предметов. Так же ряд предметов с судна находятся в ресторане «Каравелла» в районе Центрального рынка и на первом этаже гостиницы «Адмиральская» на Адмиральском бульваре. Так что пока администрация Феодосии «дремлет», разворотливые дельцы от бизнеса «делают» деньги на том, что является историческим объектом… И никто ничего не стесняется… Материалы по «Жан Жоресу» имеются в Интернете, была видеозапись с видом поднятых предметов судна в новостях телекомпании «Черноморская», целый ряд статей в прессе… Вот это реклама, которая скорее всего является реквием экипажу затонувшего «Жан Жореса» и погибшим на нем десантникам и фактом нашей совершенно полной безхозяйственности. Неуважение к нашей истории, истории города Феодосия…

Список использованной литературы:

  1. Шаин Н.М., Теплоход «Жан Жорес», Морской транспорт, Москва, 1962 г.
    2. Петлицын С.Л., Героические корабли, сборник, Маяк, г.Одесса, 1980 г.
    3. www.kerch.com.ua
    4. «Кафа» от 24-25.10.2007 г.
    5. Акт обследования т/х «Жан-Жорес» от 27.03.1974 г.
    6. Суда Министерства Морского флота, погибшие в Великую Отечественную войну,
    Москва, 1992 г.
    7. Список судов транспортного флота, местного транспортного и служебно- вспомогательного флота морских портов Наркомморфлота на 1.01.1939 г., 1999 г., Москва.