Military Crimea

1164
1165

А.Бадякин (Керчь)
Потери флота противника в боях за Керченский пролив в 1942-1943 годах

В предоставленном материале автор, проанализировав имеемые сведения из документов и литературы, показывает потери флота противника в боях за Керченский пролив в 1942 – 1943 годах по времени потерь и по классам кораблей и судов. Приведены данные по затонувшим объектам противника в период боёв, находящимся в Керченском проливе и на сегодняшний день. Учтена имеемая информация по послевоенному судоподъёму АСС ЧФ и АСПТР ММФ, по обследованию затонувших объектов гидрографической службой ЧФ, подводно – спортивными клубами, а с лета 2014 года и поисковым батальоном Вооружённых Сил России. Проанализированы данные по причинам потерь флота противника.
Ключевые слова: Керченский пролив, быстроходные десантные баржи (БДБ), налёты авиации, гибель кораблей и судов, минные заграждения, потери личного состава, АСС ЧФ (Аварийно – спасательная служба Черноморского флота), АСПТР ММФ (Аварийно – спасательных и подводно – технических работ Министерства Морского Флота).
За минувшие годы после окончания Великой Отечественной войны об участии флота противника в боях за Керчь написано довольно много в специальной литературе, в военно – патриотических изданиях и мемуарах. это не удивительно, так как в годы Великой отечественной войны Керченский пролив занимал значительное место в боевых действиях Советской армии, Черноморского флота, Азовской военной флотилии, армии Вермахта, авиации Люфтваффе и флота Кригсмарине. К сожалению в материалах по потерям флота противника на Черноморском театре боевых действий, изданных в 1993, 1998 и 2008 годах, значительное количество ошибочных и не достоверных сведений. Противоречивые и не достаточные сведения представлены и в работах немецких историков. Пытаясь разобраться с истинными потерями кораблей, судов и плавсредств противника в период боевых действий за Керченский полуостров автор попытался проанализировать имеемые сведения по данному вопросу. В этом ему помогли разобраться профессиональные военные историки А. Я. Кузнецов (Нижний Новгород) и М. Э. Морозов (Москва), а так же Рейнгард Крамер (Росток) и Питер Шенк (Берлин), за что автор им глубоко признателен.
В ходе немецкого наступления на Южном фронте на Кубань при подготовке десантной операции Вермахта на Таманский полуостров в августе 1942 года через Керченский пролив было проведено в Казантипский залив и Юргаков Кут (Юркино), ставшие основными базами сосредоточения десантно – высадочных средств и войск противника, значительное количество кораблей и плавсредств Кригсмарине, Люфтваффе и сапёрно — десантных частей Вермахта. В последствии большинство из них участвовало в десантной операции «Блюхер – 2» на Таманский полуостров. В рамках операции «Регата-1» (переброска БДБ в Азовское море) 3 — 4 августа 1942 года пролив прошли морские паромы различных модификаций типа MFP ( Marinefahrprahm] 1-й десантной флотилии. К середине августа 1942 года для проведения операции «Блюхер-2» на Азовском море были сосредоточены: — 86 и 128 батальоны тяжёлых паромов; — 777 десантно – сапёрная рота (десантные катера); — 902, 903 и 905 роты лёгких штурмботов; — не штатный «штеффель» (отряд) моторных катеров для буксировки барж вдоль Азовского моря; — лёгкая сапёрная рота диверсионного полка «Бранденбург» (тяжёлые и лёгкие штурмботы, малые моторные катера и надувные лодки); — 1-я паромная флотилия Люфтваффе, имеющая в своём составе паромы типа «Ziebel» [Siebel] и «пехотные транспорты» (десантные катера около 20 т). В августе 1942 года была сформирована патрульно – охранная флотилия «Krim». В это же время в Керчи уже была немецкая группа по обеспечению прохода морского транспорта через Керченский пролив и к 1 сентября в Керчи начал работать пункт морского транспорта «Seetransportstelle» (STS) «Kertsch» и комендант порта. К сентябрю 1943 года STS «Kertsch» насчитывала в своём составе более 50 судов.
Осенью 1942 года в Керчи была организована (в основном из захваченных судов и катеров) патрульно – охранная флотилия «Kertsch» — «Hafenschutzflottille» «Kertsch» (HS-Fl «Kertsch») из не менее 14 едениц. Ещё с весны 1942 года в боях за Керчь со стороны Азовского моря участвовал отряд вооружённых судов Хорватского Морского легиона. После занятия города этот отряд базировался на порт Керчь. С осени 1942 года в подчинении коменданта порта Керчь (Hako Kertsch) , было несколько трофейных (советских) катеров. С сентября 1942 года 1-я десантная флотилия MFР начала базироваться на Генуэсскую гавань города Керчь. В октябре 1942 года была сформирована 3-я десантная флотилия MFР для боевых действий на Азовском море. В соответствии с директивой от 06.05.1943 года все сапёрно — десантные части Вермахта были сведены в 86, 128 и 214 сапёрно – десантные батальоны смешанного состава (паромы, десантные катера, тяжёлые штурмботы и ремонтные роты). Десантно – штурмовые роты с лёгкими штурмботами в состав батальонов не вошли. Такая организация немецких морских сил в Керченском проливе оставалась до ноября 1943 года. После дополнительного вооружения в ноябре 1943 года в проливе активно использовались 6 раумботов (малые тральщики) исключительно в качестве артиллерийских катеров. Чётко организованные немецкие конвои шли с порта Керчь в порты Азовского моря, в Феодосию, Анапу и обратно. В связи со значительными сапёрно – десантными подразделениями Вермахта и Кригсмарине, присутствием частей Вермахта на Керченском полуострове и продвижением немецких войск на восток немцы с сентября 1942 года по сентябрь 1943 года безраздельно владели Керченским проливом. С июля 1943 года в Феодосии базировалась 7-я десантная флотилия БДБ типа MFP. Со стороны Чёрного моря действовали катера 1-й немецкой флотилии шнельботов (торпедных катеров) и патрулировали подводные лодки 30-й флотилии, а также итальянские катера типа «MAS».
Не достаточно изучены потери сапёрно – десантных частей Вермахта, Хорватского Морского легиона, STS «Kertsch» и HS «Kertsch».
Учитывая неабсолютную достоверность наших и немецких документов военных лет, отсутствие у автора полного объёма материалов по судоподъёму в послевоенное время, сведения в статье могут быть перепроверены и дополнены.

1942 год
1. 13 июля – Армейский сапёрный паром («Minenprahm», собран сапёрами в Керчи специально для минных постановок)погиб на мине в Керченской бухте. Поднят АСС ЧФ в 1944-45 г. г. и положен на грунт в бухте на СРЗ. В 02-04.1964 г. остатки корпуса подняты Керченской группой АСПТР на слом;

2. 3 августа- БДБ «F128A», следуя в конвое в рамках операции «Regata-1», вопреки приказу по переходу в Азовское море повернула от мыса Еникале и направилась в Керчь. При этом подорвалась на немецком минном заграждении на якорной мине на траверзе завода им. Войкова и затонула. По немецким данным 31.10.1942 года была в Варне, введена в строй. 26.08.1943 года погибла в районе Херсона на мине. Поднята в сентябре 1944 года и восстановлена в Варне. По данным А. Я. Кузнецова согласно немецким документам на 30.09.1942 года: «Разбирается на лом, части используются». 4.10.1942 года была ещё в Керчи. Ни один известный документ не говорит о переводе БДБ в Варну. Скорее всего оставалась в Керчи в не исправном состоянии. После восстановительного ремонта введена в строй ЧФ, с 09.04.1945 года «БДБ-12». 13.06.1946 года исключена из списков ВМФ и передана в качестве самоходной сухогрузной баржи АГМП, с 26.06.1946 года «Таманская». Использовалась на переправе Керчь – Тамань в составе портофлота порта Керчь. В 1960 году передана в состав плавсредств Ильичёвского СРЗ. Сдана на слом в Ильичёвске в 1970 году.

3. 10 августа – моторный катер №9 из флотилии «Krim» погиб в шторм у мыса Казантип (б. «Anne Lieze»);

4. 12 августа – дневной налёт нашей авиации на Юраков Кут был для немцев достаточно болезненным. Были уничтожены три лёгких десантных штурмбота, потеряно довольно много наземного транспорта, в том числе один большой тягач – амфибия LWS, повреждены два десантных катера типа «PiLb» и 10 штурмботов. Повреждённая авиабомбой БДБ «F138» легла на грунт, но сразу поднята, до начала десантной операции прошла только временный ремонт. Весьма болезненные потери в результате этого налёта авиации заставили немцев уделять больше внимания маскировке и рассредоточению. В результате чего эффективность налётов снизилась.

5. 20 августа – «s.F.314» тяжёлый паром 128 – го сапёрно — десантного батальона потоплен ночью в результате атаки 7 ДБ-3ф и 4 СБ с большим количеством оружия, боеприпасов и снаряжения при подготовке к проведению операции «Блюхер – 2» в 120-130 м от берега в правом углу Тарханской бухты на траверзе «рыбного промысла» на глубине около 5 м. Впервые обследован аквалангистами подводно – спортивного клуба «Поиск» в 1978 году. В последствии неоднократно обследовался аквалангистами. По состоянию на 2012 год корпус от воздействия штормов развалился на два понтона, пушки провалились сквозь прогнившую палубу, занесены песком и илом;

6. 2 сентября – при высадке десанта в районе мыс Ахиллеон – селение Кучугуры артиллерийским огнём противотанковой батареи разбит отходящий паром «s.F.334 (в последствии списан и разобран на запчасти у Юракова Кута) и несколько штурмботов. Многие штурмботы первой волны вышли из строя, переворачивались и разбились. Безвозвратные потери составили 36 штурмботов;

7. В ночь на 3 сентября при высадке десанта на косу Тузла с БДБ и 12 штурмботов один из штурмботов ударился о лежащую на отмели якорную мину и затонул;

8. 4 сентября – малый минный заградитель «WМ4003» (б. советский рыболовный сейнер) повреждён при налёте авиации в районе Керчи. Спасательный катер Люфтваффе «KRD410» «Ferdinand Laeisz» спас 6 человек экипажа. Сам катер оставлен и, видимо, затонул;

9. 5 сентября – во время атаки судов у мыса Железный Рог одна из торпед, выпущенная шнельботом «S-72» начала описывать циркуляцию и попала в «S-27» ( в строю с 05.07.1940 г.). Катер после взрыва затонул. Погибли 2 офицера, машинист, 6 матросов и 3 члена экипажа (12человек);

10. 12 сентября – штурмбот типа «42» потоплен штурмовой авиацией в 1800 м от мыса Такиль. Затонул в точке: 45 гр. 05,717 мин. с. ш. 36 гр. 28,693 мин. в. д. 3 члена экипажа выплыли на берег. Есть сомнения по этому факту. Отсутствуют подтверждающие документы;

11. 17 сентября – при налёте на Керченский порт потоплено 3 вооружённых 20 т сейнера, 2-15 т и 1-10 т моторных катера из состава Хорватского Морского легиона. По немецким данным, повреждены КАТЩ RA51, 52, 54, раумботы R165, 166, БДБ F331;

12. 23 сентября – немецкий каботажный пароход «Neuenburg» потоплен авиацией (3 СБ 40- го БАП, 5 ДБ-3 5- го МТАП, 7 МБР-2 119-го РАП) в районе Еникале. По немецким данным «Neuenburg» – это буксир, видимо менее 100 тонн, атакован у м. Фонарь вместе с баржей «Mihai». Оба повреждены, а по итогам месяца записаны как полная потеря. Похоже, что не затонули, а пошли на слом из-за повреждений;

13. 4 октября – БДБ «F138» подорвалась на мине немецкого оборонительного заграждения у Керчи и затонула.12 августа 1942 года эта БДБ у мыса Казантип повреждена близкими разрывами авиабомб ВВС ЧФ, выбросилась на берег, впоследствии поднята и восстановлена;

14. 19 декабря – БДБ «F538C2M» при переброске в Варну у Камыш – Буруна подорвалась на немецкой мине. Взрывом баржу подбросило вверх и переломило на две части, лежащие вверх килем. В борту кормовой части есть пролом. Рядом с проломом лежат 20 мм гильзы от зенитного автомата. Во время войны корпус БДБ возвышался над водой. Координаты: 45 гр. 13,697 мин. с. ш. 36 гр.25,937 гр. в. д. Глубина 7,7 м. Возвышение над грунтом 2 м;
15. 12 декабря – на мине, поставленной нашей авиацией, погиб армейский паром в точке 45 гр.20 мин. с. ш. 36 гр.31,5 мин. в. д. Номер не известен. Но по документам это «Ziebel» [Siebel] Люфтваффе. По немецким документам в этот день погиб на мине паром 128 – го батальона. При этом погибли 13 человек из диверсионного полка «Бранденбург».

1943 год
16. 2 января – БДБ «F162A» погибла на советской донной мине у Херсонской банки. Затонула на глубине 4,5 м. После войны обследована АСС ЧФ;

17*. 14 января – немецкий буксирный пароход «Franz Haniel — 25» (1933 г.) сел на мель у косы Тузла в 14-40. При осмотре 05.02. 1943 года оставался в затопленном состоянии, палуба под водой;

18. 15 января – в Павловском колене Керчь- Еникальского канала паром «s.F.218 из состава 86-го батальона сдрейфовал на немецкое минное заграждение и затонул после подрыва на мине;

19. 24 января – БДБ «F323A» вышла из Керчи в Феодосию. На траверзе селения Эльтиген БДБ подорвалась кормой на немецкой донной мине и затонула в точке 45 гр. 13,9 мин с. ш. 36 гр. 25,9 в. д. При обследовании аквалангистами г. Керчи БДБ обнаружена на расстоянии 600-700 м от указанных координат. Во время проведения подводной экспедиции дайв-порталом «Wreck. ru.». в 2010 году объект детально обследовался. БДБ лежит на ровном киле, замыта в грунт по привальный брус. Груз в трюме отсутствует. В носовой части с левой стороны лежит якорь весом около 100 кг. Перед останками рубки стоит 4-х ствольное 20-мм зенитное орудие без стволов. От надстройки остались броневые листы. В кормовой части стояло 20 мм орудие, в 2014 году поднятое экспедицией МО. Погибли 13 членов экипажа. Координаты поиска 45 гр.13, 853 мин. с. ш. 36 гр.26,097 мин. в. д. Глубина 7,7 м. Возвышение над грунтом 2,5 м.

20. 30 января – буксирный пароход «Solombala» (б. советский «Соломбала», 1913 г. верфь Western Dry Dock & Shipbulding, стр. №7, 428, 13 брт. До 09.1914 года «J.T. Horne», Канада, до 06.07.1921 года «Горн») столкнулся с затонувшей шаландой «Анакрия» в районе порта Камыш – Бурун в точке 45 гр.19 мин. с. ш. 36 гр. 31 мин. в. д. 3 февраля перевернулся и затонул. В 1950 году поднят 69 АСО АСС ЧФ и уведён в порт Жданов. 20.03.1953 года передан заводу «Азовсталь» и исключён из списков ММиРФ. При разделке затонул у корня мола в районе водной станции порта Жданов. 10.12.1960 года кормовая часть (70 т) поднята Керченской группой АСПТР плавкраном для разделки;

21*. 12 февраля – немецкий буксирный пароход «Franz Haniel – 24» (1933 г.) в 13-45 погиб от взрыва у южной верфи Керчи в 150 м от «мостика». Причина не выяснена, с некоторым допущением предполагается подрыв на мине;

22. 24 февраля – БДБ «F143A» погибла на мине в районе Эльтигена в точке: 45 гр. 14 мин с. ш. 36 гр.26 мин. в. д.;

23. 26 февраля (по немецким данным 1 марта) – БДБ «F176A» повреждена и частично выгорела при налёте ИЛ-2 на порт Тамань. 27 февраля отбуксирована в Керчь, немцами не восстанавливалась. В июне 1944 года поднята АСС ЧФ и 29.04.1944 года после аварийно – восстановительного ремонта вошла в строй ЧФ как «БДБ-13» (с 09.04.1945 года). С 24.04.1945 года «ЧФ-121150», с 23.05.1947 года «СБР-24». 30.09.1954 года исключена из списков ВМФ в связи с передачей в ОФИ;

24. 9 марта – БДБ «F371A» погибла на советской авиационной донной мине у косы Тузла в точке 45 гр.14,440мин. 36 гр.36 мин. 3 сек. Затонула на глубине 3,8 м;

25. 6 марта – сапёрный паром «s.F.219» погиб на мине в точке 45 гр. 14,6мин. с. ш. 36 гр. 36,6 мин. в. д.

26. 14 марта – БДБ «F136A» погибла на советской авиационной мине южнее косы Тузла в точке 45 гр.14 мин с. ш. 36 гр.37 мин. в. д. Погибли 12 человек;

27. 15 марта – БДБ «F475C» погибла на советской донной мине в начале Таманского залива в точке 45 гр.15.042 мин. с. ш. 36 гр. 37.497 мин. в. д. Погибло 6 человек. Затонула на глубине 4 м. возвышение над грунтом 2 м.

28*.22 марта – баржа «WM1134» (она же «L34», б. румынский лихтер, 1405 т) груженная боеприпасами, шла на буксире немецкого парохода «Braun Kohle-8». В 4-5 милях северо западнее Тамани в 14-50 при атаке 4 ИЛ-2 баржа получила попадание бомбой и взорвалась. Буксир от взрыва получил лёгкие повреждения;

29*. 4 мая – баржа «L1582» (она же «LNFR1582», б. румынский лихтер «Daniel-3») в 12-20 (12-30) погибла на немецкой мине UMA немецкого минного заграждения К4 на выходе с Керченского пролива и затонула на глубине 17,8 м. Координаты встречаются в 2-х вариантах: 45 гр.06,5 мин. с. ш. 36 гр. 30.4 мин. в. д. (вероятно место подрыва), и 45 гр. 06, 5 мин. с. ш. 36 гр.31,4 мин. в. д. (возможно, где затонула);

30. 12 мая – 3 ИЛ-2 8-го ШАП атаковали отряд итальянских торпедных катеров южнее банки Мария Магдалина. С повреждённым рулевым управлением «MAS 572» попал под таран «MAS 566» и затонул;

31. 23 мая – БДБ «F470С» села на мель южнее мыса Железный Рог. 15 сентября взорвана при отходе. 17.03.1044 года включена в состав ЧФ как «БДБ-2», но не восстанавливалась. 11.12.1944 года передана народному хозяйству. Не поднималась. Обнаружена аквалангистами клуба «ЭПРОН ПРО» и обследована;

32. 30 мая – БДБ «F332» при налёте авиации получила прямое попадание бомбы в трюм и после пожара выбросилась на берег в районе станицы Благовещенская в точке 44 гр.53 мин. с. ш. 37 гр. 18 мин в. д.

33. 3 июня – штурмбот погиб в Тамани от пожара и взрыва боезапаса;

34*. 17 июня – баржа «Garasimus» с грузом сена и боеприпасов в 09-40 потоплена у мыса Опук при налёте 7 ИЛ-2 8-го ГШАП и затонула в точке 45 гр.01 мин. с. ш. 39 гр. 19 мин. в. д.

35*. 8 июля – в 04-28 шнельбот «S-102» ( в строю с 30.12.1940 г.) наскочил на мину к югу от входа в Керченский пролив на траверзе мыса Железный Рог. Взрывом корпус катера частично был разрушен, обломки летели на 400 м. «S-28» пытался буксировать погибающий катер, но он затонул, разломившись на две части. Кормовая часть катера обнаружена и обследована клубом «ЭПРОН ПРО» в экспедиции 2010 года;

36. 16 июля при налёте 7 ИЛ-2 и 10 ЯК-10 на конвой «Geleit-142» в районе станицы Благовещенская затонул штурмбот типа «40» на глубине 12-13 м. в точке 44 гр.54,746 мин. с. ш.

37 гр.08,808 мин. в. д. 37. 6 сентября – штурмбот №1056 выброшен в шторм на берег у села Опасное. Поднят и отправлен на ремонт в Германию;

38. 11 сентября – при налёте авиации на 4 шнельбота потоплен «S46» и повреждён «S72»;

39. 15 сентября – при налёте 8 МБР-2 на Сенную бомба попала в лихтер «Mihail» ( по немецким данным «Mikhail», 1270 брт.), груженный 500 т (по другим данным 400т.) боеприпасов, который взорвался;

40. 15 сентября – от взрыва «Mihail» взорвался лихтер «L54605» ( 475 т.) с 120 т. боеприпасов;

41. 15 сентября – баржа «Olimpia» тяжело повреждена от взрыва соседних лихтеров и выброшена на берег. Снята, отбуксирована в Керчь, где признана не ремонтноспособной и затоплена в районе «рыбного промысла»;

42. 15 сентября – речная баржа «L601» тяжело повреждена при взрыве лихтеров в Сенной. Отбуксирована в Керчь, где признана не ремонтноспособной и затоплена в районе «рыбного промысла»;

43. 16 сентября – штурмбот №1040 86-го батальона погиб у Камыш – Буруна в результате навигационной аварии. По сайту Marinearshiv «при спуске краном на воду после переоборудования в командирский катер местными силами разбит при ударе о стенку»;

44. 18 сентября – артиллерийский лихтер «MAL-8» сел на мель напротив озера Чокрак в Азовском море. По всей вероятности немцами была предпринята попытка снятия лихтера с мели с использованием судоподъёмных понтонов. Корабль был окончательно разрушен прибоем и немцы 26.09.1943 года его взорвали. Обследован Керченскими аквалангистами. На грунте не далеко от объекта лежат два судоподъёмных понтона. У лихтера хорошо сохранилась носовая и кормовая части. Координаты объекта: 45 гр.28,726 мин. с. ш. 36 гр. 16,108 мин. в. д. Координаты судоподъёмных понтонов: 45 гр.28,680 мин. с. ш. 36 гр.16,102 мин. в. д и 45 гр.28.683 мин. с. ш. 36 гр.16, 127 ин. в. д.

45*. 19 сентября – в порту Тамань в 15-40 при налёте авиации лихтер «Dunarea-3» получил 3 попадания бомб и затонул;
46*. 22 сентября – в 01-00 по не установленной причине произошёл взрыв боеприпасов на Северном моле Керчи. Лихтер «L1139» (1104 т.) с боеприпасами и продовольствием загорелся от взрыва на моле, отбуксирован на рейд и в 04-00 затоплен между «рыбной гаванью» и Колонкой. При этом взрыве различные повреждения получили лихтер «L1476», буксирный пароход «Lobau», один сапёрно – десантный паром PILB и один ДКА PiLB;

47. 23 cентября – при авианалёте 8 Пе-2 на Керчь погибли раумбот «R30» и 4 катера ОХР (HS-Boote). Тяжело повреждены буксиры «Moliere», «Gestemann», легко – буксиры «Lubeck», «Saale»;

48. 25 сентября в 13-00…14-00 – при авианалёте на Северной верфи потоплен уже выведенный из строя буксирный пароход «Moliere» (1908 г. Howera Werke по заказу Румынии как «Ernesti»; в 1918 году был захвачен Францией на Дунае, с 1920 года «Moliere». Захвачен Германией, с 12.08.1942 года в составе Дунайской флотилии Кригсмарине. 01.09.1943 года переведён в Керчь). Поднят 29.07 – 11.09.1944 года 69 АСО ЧФ. Восстановлен на заводе №532 в Камыш – Буруне в 1948 году как заводской буксир «Октябрь». Списан на слом в конце 60-х;

49. 24 сентября – БДБ «F217A» повреждена в порту Керчь в результате двух попаданий авиабомб в носовую часть и пожара груза боеприпасов, посажена на грунт. 27 сентября повторно тяжело повреждена во время налёта авиации, выгорела на мелководье. 11.11.1943 года взорвана экипажем в связи с оставлением базы. Поднята 69 АСО ЧФ 01.07 – 11.08.1944 года на слом;

50. 2 октября – БДБ «F302A» погибла на мине, поставленной ТКА ЧФ в южной части Керченского пролива;

51. 2 октября – БДБ «F315A» тяжело повреждена в результате подрыва на мине, выставленной ТКА ЧФ в южной части Керченского пролива, потоплена артиллерийским огнём КАТЩ «RA 56». Погибло по 1 человеку с каждой БДБ; 20 человек спасены, в т. ч. 8 раненых гидросамолётом «DO 24». По данным гидрографии ЧФ БДБ затонули в точке 44 гр.59 мин. с. ш. 36 гр.28 мин. в. д. Западнее указанного места в 11-12 км на грунте находятся два объекта. Первый: 44 гр.57,033 мин с. ш. 36 гр.19,992 мин. в. д. на глубине 30 м. Второй: 44 гр.57,112 мин. с. ш.36 гр.18,032 мин в. д. на глубине 28 м;

52. 4 октября – БДБ «F125A» в 05-15 подорвалась на советской авиационной мине в 5 милях северо – западнее порта Тамань, остов расстрелян советской береговой артиллерией. Погибло 5 человек. Ранее 09.09.1942 года БДБ после атаки авиации выбросилась на берег в районе Ялты. Снята, введена в строй после ремонта. В 2000 году обследована клубом «Нептун ПРО» из г. Тольятти. Корпус БДБ разломлен на две части, отстоящих друг от друга на 20 м. Надстройка отсутствует. Глубина 4 м.

53. 9 октября – тяжёлый паром «s.F.229» из состава 86-го сапёрно – десантного батальона потоплен на траверзе Кыз – Аульского маяка при атаке конвоя авиацией ЧФ. Затонул на глубине 22 м.

54. 9 ноября – БДБ «F449C2M» при возвращении после постановки мин наскочила на остатки опор бывшей немецкой подвесной дороги и в 05-00 выскочила на мель. Взорвана экипажем. Ранено 2 моряка. Затонула у банки Херсонская в районе Сипягино- мыс Еникале справа от судоходного катала. Обследована Керченской группой АСПТР ММФ. Глубина затопления 4-5 м. Корпус с 08.01 по 19.12.1964 года взрывами разделан на секции, плавкраном подняты и разделаны на Угольном причале завода им. Войкова;

55. 9 ноября БДБ «F419C2M» в 07-15 в районе Эльтигена в результате ошибки опознования обстреляна с БДБ «F304», получила попадание 75 мм снаряда. Взорвались боеприпасы, погибли 6 моряков (включая командира группы БДБ лейтенанта цур зее Фильдта), 5 моряков ранены. Отбуксирована в Керчь взорвана в 17-15 11 ноября при оставлении порта. Возможно потоплена на внешнем рейде. Поднята АСС в начале 1945 года на слом;

56. 20 ноября – БДБ «F386» в 15-35…16-17 во время налёта авиации ИЛ-2 и ПЕ-2 на Камыш – Бурун получила 3 прямых попадания бомбами, начали рваться боеприпасы. БДБ выгорела и кормой села на грунт. К вечеру остов баржи вытащили на берег, но признали не подлежащей восстановлению. Один моряк убит, один ранен;

57. 27 ноября – в 00-20 у мыса Чонгелек южнее Эльтигена БДБ «F329» подорвалась на двух дрейфующих минах и затонула. Ранены два моряка;

58. 28 ноября – БДБ «F594С2A» в 13-25 во время налёта ИЛ-2 210- го ШАП на Камыш –Бурун получила несколько попаданий ПТА бомбами. После взрыва боезапаса разломилась на части, выгорела и затонула. Вытянута на берег. Не восстанавливалась;

59. 30 ноября – БДБ «F341A» и «F574C» после 05-00 сели на мель северо – западнее косы Тузла. В течение дня расстреляны нашей и немецкой артиллерией. Спасшиеся и достигшие берега на двух резиновых лодках 8 моряков попали в плен. Около 20 — погибли, включая командира группы лейтенанта цур зее Хольцберга. «F341A» в апреле 1944 года снята с мели и поставлена на восстановительный ремонт. 11.12.1944 года передана народному хозяйству;

60. 30 ноября – лёгкий штурмбот в 10-50 подошёл к «F341A». На него одновременно бросилась часть экипажа. Штурмбот перевернулся и затонул. Погибли 4 спасателя, в том числе командир дозоров в Керченском проливе обер – лейтенант цур зее Бастионс и часть спасаемых;

61. 30 ноября – БДБ «F306B» в 14-05…14-20 во время налёта на причалы завода №532 ИЛ-2 и ПЕ-2 получила два прямых попаданий бомб и полузатонула;

62. 1 декабря – БДБ «F573C2M» в 07-55…15-57 во время налётов на причалы завода №532 получила два прямых попаданий бомб и затонула;

63. 5 декабря – БДБ «F305B» в 09-38…13-30 во время налётов на причалы завода №532 получила 5 прямых попаданий бомбами. После взрыва боеприпасов выгорела и затонула;

64. 5 декабря – БДБ «F369B» во время налётов на причалы завода №532 получила 5 прямых попаданий бомбами. После взрыва боеприпасов выгорела и затонула; В мае – июне 1945 года все 4 БДБ, потопленные у причала завода №532 были подняты 69 АСО ЧФ на плав под условными номерами АСС БДБ №№1, 2,3,4 и посажены на отмели в Камыш – Бурунской бухте. В 1952 году БДБ №№1, 3 и 4 были подняты повторно и разделаны на металлолом. В 1960 году корпус БДБ №2, притопленный в Камыш-Бурунском порту прямо за забором завода №532, был разделан газовой резкой на секции и с помощью 50 т. плавкрана подан на берег для разделки;

65. 11 ноября 1943 года – в Керченском порту при уходе немцы затопили паромы бывшей 3-й десантной флотилии, переданные 08.10.1943 года в состав 658 –го сапёрного батальона «SF2» «Merkur» и «SF3» «Jupiter», повреждённые в шторм в 04-30 7 сентября и находящиеся на ремонте. «SF2» «Merkur» был поднят 69 АСО ЧФ 18 – 30. 11.1944 года. «SF3» « Jupiter» поднят 69 АСО ЧФ 04.10.1944 года.

Примечание: * — указано время немецкое.

ТАБЛИЦА: причины потерь флота противника в 1942 – 1943 годах

Типы судов авиация  мины м/условия аварии пр. причины уничтожены  всего

                                                    и б/арт-я   и б/арт.                         экипажами

     БДБ                 9             12                              2                 1                     2                  26

 паромы             2              3                              1                                        2                   8

арт. лихтеры                                                      1                                                             1

раумботы           1                                                                                                             1

шнельботы         1              1                            1                1                                           4

штурмботы         5                             37            1               3                                           46

буксиры               1                                             2               1                                             4

тр. средства        5                                                            1                     2                        8

пр. п/ ср-ва         12          2                1                                                                            15

итого                    36         18              39             8             10                    4                  115

Из приведённых данных видно, что большая часть кораблей и транспортных средств флот противника потерял на минах ( в том числе и своих) и от налётов авиации. Потери высадочных средств в основном произошли по причине метеоусловий и от артиллерийского огня с берега. От действий советских торпедных катеров немецкий флот практически потерь не имел (за исключением постановки минных заграждений).
Не смотря на значительные потери кораблей и плавсредств в Керченском проливе Кригсмарине и сапёрно – десантные части Вермахта свою задачу в 1942-1943 годах выполнили, обеспечив высадку десанта на Таманский полуостров, бесперебойное снабжение армии и флота проводкой конвоев с боеприпасами, оружием и продовольствием, обеспечили эвакуацию войск с Таманского полуострова и вывод кораблей, судов и плавсредств (более 200 едениц) с Азовского моря и Керченского пролива в Севастополь.

Литература

1. А. В. Елкин «WRECK. Черноморские катастрофы», Тольятти, «Дилит»,2008
2. А. Я. Кузнецов «Большой десант. Керченско –Эльтигенская операция», Москва, «Вече», 2011
3. Богатырёв С. В. Стрельбицкий К. Б. «Из опыта боевого применения десантных кораблей ВМС Германии на восточноевропейских ТВД в 1941-1945 г. г. Сборник документов и материалов», рукопись, Львов, 1991
4. Богатырёв С. В. Стрельбицкий К. Б. «Потери флотов противника на морских театрах военных действий в ВОВ 1941-1945 г. г.», Львов, 1993
5. Богатырёв С. В. Ларинцев Р. И. Овчаренко А. В. « Потери ВМФ противника на Черноморском ТВД. 1941-1945 г. г.», Киев, 1998
6. «Боевая летопись Военно – Морского флота. 1942 г.», Москва, 1992
7. «Боевая летопись военно – Морского флота. 1943 г.», Москва, 1993
8. Денисов Б. А. «Использование мин ВМФ СССР в ВОВ. 1941-1945 г. г. Ленинград, 1955
9. Майстер Юрг «Восточный фронт — война на море, 1941-1945», Москва, 2005
10. Морозов М.Э. Потянин С. В. Барабанов М. С. «Атакуют «Шнельботы». Германские торпедные катера Второй мировой войны», Москва, 2007
11. Морозов М. Э. Кузнецов А. Я. «Черноморский флот в Великой Отечественной войне. Краткий курс боевых действий», Москва, «Яуза», 2015
12. Форум «ЭПРОН ПРО», http://epron-pro/ru/
13. Экспедиции «ЭПРОН ПРО», http://epron-pro/ru/expedition.html
14. Erich Gruner «Die deutsc hen Kriegsschiffe 1815 – 1945», т. 6, 1989
15. Erich Gruner «Die deutsc hen Kriensschiffe 1815 – 1945», т. 7, 1990
16. Воронов С. О. «Енциклопедiя морьских катастроф Украiни», Киев, «Богдан», 2008

Опубликовано в военно-историческом журнале «Military Крым»