Паром артиллерийской поддержки «Зибель»
А. Бадякин (Керчь)
Десантные баржи ВМС Германии в боях за Керченский пролив в 1942–1943 гг.
Керченский пролив с осени 1941 г. до весны 1944 г. практически непрерывно являлся театром боевых действий. Из большого количества кораблей и судов, применяемых противником в зоне Керченского пролива, особый интерес представляют десантные баржи, опыт применения которых уже рассматривался как зарубежными, так и отечественными историками флота.
Первое, что отметило руководство Вермахта 16.06.1940 г. в директиве 16 «О подготовке вторжения в Англию» (Операция «Морской лев»), был очевидный недостаток в переправочных средствах. Высшее военно-морское командование, с целью устранения этой проблемы, выдало задание на проектирование в кратчайшие сроки подходящих морских судов. Так были созданы десантные суда MFP (транспортные суда морской пехоты). Затем было принято решение привлечь к строительству MFP внутренние верфи Германии и верфи в оккупированных странах.
Поскольку эти заводы не имели опыта в военном кораблестроении, были созданы суда простейшей конструкции, собираемые из заранее изготовленных секций. К месту сборки большая часть MFP доставлялась по автодорогам и рекам на специальных транспортерах.
Корпуса барж представляли собой понтонообразное плоскодонное судно, нос и корма которого были приподняты. Высадочная аппарель на носу приводилась в движение вручную лебедками. Она крепилась двумя винтообразными стопорами на корпусе. Двойное дно носовой части укрепили с тем, чтобы при загрузке можно было брать дополнительный груз. Палубные грузовые отсеки состояли из съемных гофрированных металлических подсекций. Стенки бортов и стенки трюмов ограничивали узкие боковые проходы на палубе. Низкий мостик отделял трюмы от помещений кормы, где размещались машинное отделение, камбуз и помещения для команды. На верхней палубе размещалась открытая рулевая рубка. Две топливных цистерны были расположены на корме и две — в носовой части. К спасательным средствам относились плот, спасательная шлюпка и спасательные круги.
Первое затруднение выявилось из-за большого количества требуемых дизельных моторов. Компромиссным решением стало использование дизельных моторов для грузовых машин LKW, каждый из которых приводил в движение один винт. Общая мощность в 287 л.с. позволяла развивать скорость до 10,5 узлов.
Медленно паромы получали и предусмотренное проектом стандартное вооружение, состоявшее из 75-мм орудия и 20-мм зенитного автомата.
Центр подготовки необходимых для паромов экипажей сначала находился в Свинемюнде, позже был переведен в Готенхафен (Гдыня). Корабли учебной флотилии имели основной и полный учебный экипаж на борту, последний после окончания подготовки распределялся на вновь поступающие в строй паромы.
В состав одной флотилии, как правило, входило 24 MFP. Паромы основного типа А (см. таблицу №1) получили свое развитие в сериях В и С, а также в различных модификациях, которые отличались только увеличенной высотой трюмов, для размещения более тяжелого вооружения и техники. Например серия АМ были вариантом основного типа А и строилась как минный заградитель с двумя рельсовыми дорожками и оборудованными на корме миносбрасывателями. Их корпус имел соответствующее усилие и большую ширину.
В декабре 1942 г. прошли испытание новые, существенно улучшенные MFP, пошедшие в серийную постройку с октября 1943 г. и поэтому в боях в Керченском проливе суда этого типа не участвовали.
Суда, модифицированные для специальных целей из 4-х основных типов MFP (А, В, С, Д) такие как баржи-танкеры, санитарные паромы, минные заградители и прорыватели минных заграждений, строились небольшими сериями. Но артиллерийские паромы AFP строились для применения в качестве конвойных и артиллерийских кораблей и поэтому имели более сильное вооружение, чем MFP в транспортном варианте (см. таблицу №2).
Таблица№2 ТТД артиллерийских паромов
Тип А | Тип Д | |
Водоизмещение (т) | 300,0 | 355/381 |
Длина (м) | 47,04 | 49,80 |
Ширина (м) | 6,55 | 6,61 |
Осадка (м) | 1,70 | 1,30/1,40 |
Мощность двигателей (л.с.) | 287 | 273 |
Скорость (узлов) | 10,2 | 8,0 |
Дальность действия (миль) | 415 (при8,7 узлов) | 372 (при 8,0 узлах) |
Экипаж (чел.) | 48 | 57-65 |
Вооружение | 2–88 мм
8х20 мм (2х4) | 2–88 мм, 1–37 мм,
8–20мм (2х4), 1–15 мм пул-т. |
Рулевая рубка у кораблей этого типа находилась в середине корпуса и была обшита 20 мм броней, как и установки главного калибра. В грузовом трюме были оборудованы погреба для боеприпасов и помещения команды. Помимо прочего AFP типа С2 иС3 имели заостренный нос, который улучшал их мореходные качества.
При нападении на СССР 22 июня 1941 г. война началась и на Черном море. С лета 1941 г. государственная верфь в Варне получила заказ на 65 MFP, первые из которых должны были вступить в строй в конце года.
Часть MFP, построенных в Болгарии, была отправлена через Босфор в Эгейское море, часть осталась на Черноморском ТВД. С лета и осени 1942 г. построенные во внутренней Германии суда стали перебрасываться по Дунаю или на автоприцепах на Черное море, где из них сформировали 1-ю, 3-ю, 5-ю и 7-ю L-флотилии.
С занятием Крыма немецкими войсками и после отхода советских войск с Керченского полуострова 18–20 мая 1942 г. две флотилии MFP были размещены в Феодосии и Камыш-Буруне, обеспечивая безопасность собственных транспортных перевозок между портами Крыма и Азовского моря.
Именно MFP обеспечили блокаду советского десанта в Эльтигене в ноябре–декабре 1943 г. И прорыв блокады для доставки пополнения боеприпасов, вооружения и вывоза раненых советским десантным ботам, катерам ПВО, бронекатерам, катерным тральщиком и МО обошелся очень дорого, ценой гибели более сотни кораблей и катеров.
Правда и десантные MFP понесли в это время значительные потери. Советскому флоту удалось потопить авиацией и на минах 11 из 31 MFP и тяжело повредить 16 из них. Каждую ночь в ноябре 1943 г. из Кротково в Эльтиген уходило несколько десятков десантных ботов и катеров ПВО. Шли по минным полям, прорывались через заслон БДБ. Снаряды вражеских MFP пробивали мотоботы насквозь, и тысячи осколков разрывали людей и металл, и оставшиеся в живых приводили свои уцелевшие катера в Кротково и Тамань.
Во 2-й половине ноября 1943 г. по команде командира Керченской ВМБ контр-адмирала Холостякова Г.Н. на 4-х катерах ПВО, принявших по взводу морской пехоты на борт, ушли в пролив с задачей атаковать в ночном бою немецкие БДБ и в рукопашной схватке или захватить их, или закидать гранатами, так как терпеть уже эти «корабли-убийцы» не было возможности. Всю ночь катера с десантниками под командованием командира «ПВО-29» лейтенанта Калинина И.Л. пробыли в проливе, но встреча с БДБ не состоялась.
Гибли MFP на минах в проливе и при налетах советской авиации, при обстрелах береговой артиллерии с Тамани.
Потери немецких MFP основных типов в зоне Керченского пролива.
1942 год
2–3 августа
При проведении операции «Регата–1» — переброска 12 БДБ 1-й L-флотилии через Керченский пролив в Азовское море погибла на мине F–128А (позже поднята немцами и введена в строй)
14–15 августа
Ночью ТКА АВФ №94, 124, 134 и 154 двумя торпедами и реактивными снарядами атаковали 3 БДБ у м. Казантип. Тяжело поврежденная F138А затонула на мелководье. Позже поднята, но при буксировке на ремонт 10.10.42 г. затонула в Павловском проходе у Севастополя.
20 августа
Паром типа «Зибель»SF 334 (128-ой инженерно-саперный батальон) потоплен ВВС ЧФ у Юргакового Кута.
25 сентября
Паром типа «Зибель»SF 119 потоплен при полете ВВС ЧФ на Тамань (по другим данным «SF 119» потоплен 31 августа при высадке десанта на Таманский полуостров)
19 декабря
БДБ «F 336А» и транспортная LGM-538 (б. F538 СМ) погибли на минном заграждении севернее Камыш-Буруна.
1943 год
24 января
БДБ F323А погибла на мине восточнее Эльтигена.
26 января
Паром типа «Зибель» погиб на мине у Эльтигена.
23 февраля
2 парома «Зибель» повреждены МБР-2 в Керчи.
24 февраля
БДБ F143Ав 14-20 погибла на мине у Эльтигена.
26 февраля
Паром типа «Зибель» погиб на мине у Эльтигена. При налете на Керчь, одиночный ДБ-3 (5 МТАП) настолько удачно сбросил свои бомбы, что потопил F176А, а стоявшую рядом F172А тяжело повредил. Из-за тяжелых повреждений корпуса немцы так и не смогли ее отремонтировать.
28 февраля
F535С при перевозке артбатареи на тяге через Керченский пролив атакована топмачтовым способом ДБ-3 и затонула от прямого попадания ФАБ-500. Уничтожена часть батареи, большие потери среди состава батареи и экипажа БДБ.
5 марта
Паром типа «Зибель» потоплен ИЛ-2 в Керченском проливе.
9 марта
F371А погибла на мине южнее Еникале.
14 марта
F136А погибла на мине южнее косы Тузла с 12 членами экипажа.
15 марта
F475С в 5-00 погибла на мине южнее косы Тузла.
24 апреля
Паром типа «Зибель» потоплен ВВС ЧФ в Керчи.
19 мая
F304А повреждена в Тамани при налете 4-х ИЛ-2 (8 ШАП) и выбросилась на берег. Позже поднята и введена в строй.
23 мая
F470С выбросилась на берег у Тамани после повреждения ВВС ЧФ.
27 мая
AF 24 (б. F328А) потоплена 6 ИЛ-2 (8 ШАП) в 3 милях от м. Железный Рог.
21 июля
Паром типа «Зибель» подорвался на мине у с. Сенная.
24 сентября
F217А после атаки 23 ПЕ-2 (40ВАП) выгорела полностью на мелководье. В ноябре ее корпус затопили.
2 октября
F302А и F315А погибли на минах южнее м. Такиль. 20 чел. экипажей спасены, в т.ч. 8 раненных гидросамолетами ДО 24.
4 октября
F125А в 05–15 подорвалась на мине в Керченском проливе, потеряла ход, отнесена к восточному берегу и днем добита береговой артиллерией Керченской ВМБ.
9 октября
F229А на переходе из Керчи в Херсон у м. Кыз-Аульский атакована 16 ИЛ-2 (47 ШАП) и полностью выгорела. Паром типа «Зибель» из состава последнего конвоя из Тамани потоплен ВВС.
28–29 октября
F338А погибла на мине у косы Чушка (или штурмбот «Pilb-338»)
9 ноября
F449С2М, атакованная 6 ИЛ-2 (11 ШАД), к 03:10 затонула у Камыш-Буруна на мелководье и оставлена командой.
11 ноября
F419С2М ошибочно потоплена артогнем с «F305» в 15:15 у Керчи.
19 ноября
ВМБ Камыш-Бурун обстреляна огнем ББ Керченской ВМБ и атакована 63 ИЛ-2 (11 ШАД и 23 ШАД) и 34 истребителями. Сброшено 200 ФАБ-250 и 153 РС. В порту потоплена транспортная LT -380, F336А затонула на мелководье. Большие потери в личном составе, в т.ч. погиб командующий ВМС Германии на Черном море вице-адмирал Кизерицки.
20 ноября
В п. Камыш-Бурун повреждена ВВС БДБ, есть убитые.
21 ноября
F472 повреждена при атаке ТКА№83, брошена экипажем на мелководье.
27 ноября
F532С затонула у м. Ак-Бурну при посадке на мель, корпус разбит ББ Керченской ВМБ.
28 ноября
На F594С2А во время атаки ИЛ-2 взорвался боезапас, и она затонула в 11:25 у Камыш-Буруна.
30 ноября
F341А и F574С сели на мель у северной оконечности косы Тузла и разбиты береговой артиллерией. 32 ИЛ-2(11 ШАД) и 23 ПЕ-2 (40 БАП) потопили в 12:30 у Камыш-Буруна F306В и F573С2М
3 декабря
ИЛ-2 в Камыш-Буруне потопил F306В.
5 декабря
F305В и F369В в 09:15 потоплены 24 ИЛ-2 (8 и 23 ШАП) и 12 ПЕ-2 (40БАП) в Камыш-Буруне. Корпус F341А разбит артиллерией у косы Тузла.
Ноябрь-декабрь
F476С погибла в р-не Керчи в 45° 15′ 1» с.ш., 36° 37′ 1» в.д.
Всего в проливе и у берегов Керченского пролива погибли (см.таблицу №3)
Таблица №3
Причины гибели | |||||||
Тип БДБ | Авиация | ТКА | Мины | ББ-берег.арт-я | М-ББ | От
(своих) | Всего |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
MFP | 15 | 2 | 11 | 3 | 1 | 1 | 33 |
LT | 1 | — | 1 | — | — | — | 2 |
Зибель | 5 | — | 3 | — | — | — | 8 |
AF | 1 | — | — | — | — | — | 1 |
Итого | 22 | 2 | 15 | 3 | 1 | 1 | 44 |
Из 44 единиц в течение 1942 года погибли 3 MFPи 2 «Зибеля». Остальные погибли во время ожесточенных боев за пролив в течение 1943 года.
Несколько единиц немецкие саперы подняли, остальные были подняты в 1944–1945 г.г. военными спасателями из состава АСС ЧФ. К сожалению, автор не владеет полной информацией о судоподъеме в проливе в послевоенный период. В ряде отчетов 69 АСО ЧФ (он же 99АСГ, 430 ОД, затем 610 ОД АСС) поднятым объектам присвоена порядковая нумерация, и что конкретно поднималось сложно определить.
Уже в 1944 году после освобождения Керчи начала работать 69 АСО ЧФ по подъему затонувших судов и кораблей в проливе, в Керченской и Камыш-Бурунской бухтах. Одной из первых была поднята в июне 1944 г. вкораблей в проливе, в Керченской и ЧФ по пое в послевоенный период. в аблица №3
Камыш-Бурунской бухте «F176А».
В июле 1951 года 99 АСГ АСС поднят в проливе «Зибель» с авиабомбами (218 единиц по 250 кг). В 1952г. были подняты 3 БДБ.
Летом 1960 г. спасатели из АСПТР у причала рыбной экспедиции в Камыш-Буруне разделали газовой резкой корпус затонувшей БДБ и подняли на берег на металл.
В течение 1964 года в районе балки Херсонская справа от канала в районе Сипягино–м. Еникале с 8 января по 19 декабря специалистами АСПТР взрывами разделена на секции, поднята на слом БДБ типа «F». В 1971 г. обследованы водолазами АСС остатки баржи на глубине 4,5 м.
Прошло более 60 лет с тех пор, как закончились боевые действия в Керченском проливе. Но до сих пор воды пролива хранят тайны затонувших и занесенных песком судов и кораблей.
В начале 90-х годов военные спасатели 823-й АСГ ПСС КЧФ обследовали район близ м. Тархан, где до войны было два рыбацких поселка. И здесь на глубине пять метров был обнаружен десантный катамаран «Зибель». Мощное вооружение из 4х4 зенитных установок типа «Эрликон», полуавтоматическое 37 мм и 88 мм орудие. В последний поход «Зибель» вышел с большим количеством боеприпасов, оружия, палаток, радиостанций и продовольствия на борту. По предположению военного водолаза Александра Свиридова, «Зибель» участвовал в десантной операции «Блюхер-2» и отбивался ожесточенно, судя по количеству стрелянных гильз, но все же был потоплен 2 сентября 1942 г. В моем перечне этот «Зибель» отсутствует, и этот факт пока так и остался «невыясненным», но возможно это и есть «SF–119», погибший 31.08 (2.09) 1942 г.
В районе пограничного прожекторного поста на краю Эльтигена до сих пор на глубине 6 и 8 метров лежат занесенные песком две БДБ типа «F», одна на ровном киле, и еще 20 лет назад под грунтом было видно орудие, вторая — вверх килем, и были видны лопасти винтов…
Поднятые десантные баржи в Керченском проливе еще долгие годы эксплуатировались в составе Черноморского флота и Азовского морского пароходства.
— «F328 А, (АF24)», потопленная у м. Железный Рог 27.05.1943 г. уже осенью 1943 года была поднята АСС ЧФ и 04.02.1944 года после постановки в восстановительный ремонт была зачислена в состав ЧФ, как «БДБ–1». После исключения из состава ВМФ 06.10.45 г. была приобретена АМП и использовалась как сухогрузная баржа. В связи со строительством Керченской морской переправы с 13.02.53 г. переименована в «Крымскую» и ходила на переправе до конца 50-х годов
— «F852D», захваченная советскими войсками в Варне 09.09.44 г. была в составе ЧФ как «БДБ-5», а с 04.12.56 года как «ОС–17». После списания с состава ВМФ до конца 70-х годов работала в качестве сухогрузной баржи в Керченском морском торговом порту.
— «F128 А», затонувшая 03.08.42 от подрыва на мине в районе Керчи, была поднята и отправлена на ремонт в Варну. 26.10.43 г. вторично погибла, подорвавшись на мине в районе Херсона, но снова поднята и восстановлена. Захвачена советскими войсками в Варне 09.09.44 г. и зачислена в состав ЧФ как «БДБ–12», с 30.11.44 г. находилась в распоряжении ЧМП, а с 26.02.46 года переименована в «Таманскую» в составе АМП и до конца 50-х годов работала на Керченской морской переправе.
— «F176 А», поднятая в Керчи в июне 1944 г., после восстановительного ремонта работала в составе ЧМП, затем как «БДБ–13» в составе ЧФ. 24.04.45 г. выведена из боевого состава и как «ЧФ–121150» использовалась в составе плавсредств ЧФ, как сухогрузная баржа, а с 23.05.47 г. — как «СБР-4», затем как «СБР-24» в составе Технического отдела ЧФ до списания 30.09.1959 г.
Годы идут… Другие суда и корабли ходят Керченским проливом…
Но напоминают о давних минувших боях за Город-герой Керчь памятники и обелиски от «Эльтигенского Паруса» до мыса Фонарь…
Список использованной литературы